Особо выделяю 4 главные позиции, характеризующие княгиню, как женщину: 1. «... девам российским образ целомудреннаго жития...»; 2. «... матерем наставнице законного супружества и добраго чад воспитания...»; 3. «... вдовицам правило спасения...» (вдовственную чистоту сохранила); 4. бабушкам - пример воспитания внуков (Владимир, Олег, Ярополк). Великая княгиня Ольга, ставшая равной апостолам, горячо молилась Богу о народе своем, о потомках, о нас с вами: «...Якоже и от мене древле учуженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род и в роды, и вовеки. Аминь». Княгиня Ольга положила начало женской святости на Руси, а также церковно-государственным отношениям, начала создавать условия для спасения людей, указала путь в Царствие Божие, то есть смысл человеческой жизни. Зарождалась и воплощалась идея симфонии властей - государства и Церкви, которая к нам пришла из Византии, где приняла святое Крещение княгиня Ольга. Величие духовного подвига и святость жизни семьи рождает добрый плод - святость потомков. Добрый плод святой княгини Ольги - внук, святой великий князь Владимир, Креститель Руси. Его младшие сыновья - святые князья Борис и Глеб, правнуки святой княгини. Идеологией народа и государства стала святость, стремление к ней, народ воздвигал храмы и монастыри. За это Русь и получила звание Святой Руси. Из жестоких язычников воспитывались сильные духом и благородные люди, горячие патриоты. Ярко расцвели русская культура, литература, архитектура, живопись, музыка. Это - заслуга православных монастырей, в которых концентрировались все интеллектуальные силы государства Российского. Россия за тысячу лет дала миру столько святых, как ни одно государство в мире! Сильный пример всем нам! Основание всему этому заложила самодержавная правительница - богомудрая великая княгиня Ольга. Вот малый перечень имен святых ее потомков: великий князь Александр Невский, Даниил Московский, великий князь Дмитрий Донской и великая княгиня Евфросиния Московская, Евфросиния Полоцкая (Беларусь, прапраправнучка св. кн. Ольги), Феврония Муромская, великий князь Михаил Тверской и Анна Кашинская, мчч. Государыня императрица Александра Феодоровна и вел. кн. Елисавета Феодоровна, новомученицы и исповедницы российские ХХ века, и ещё многие, и многие великие люди России.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Первые школы на Руси основал князь Владимир. Причем, не для того, чтобы только знать, а чтобы люди читали Священное Писание, были нравственными. И первыми учителями в школах князя Владимира были церковнослужители. Школы были основаны по подобию тех школ, которые основали братья Кирилл и Мефодий в славянских странах. И называют Князя Красное Солнышко потому, что при нем по всей Руси стало распространяться Слово света - Евангелие Христово, Благовестие, учение Христово. Как когда солнышко встает, оно красное бывает, а он первый, кто православную веру сделал государственной религией Руси. Никто не заставлял иметь веру, а русские люди сами, своею мудростью, и им открыл Господь - приехали за верой в Византию. И действительно князь Владимир выбирал веру, и выбрал ту веру, которую уже приняла его бабушка Святая и Равноапостольная великая княгиня Ольга.Все видели приезжих из других земель, какая была разная религия. А князь хотел единую веру, потому что это единство Руси. Единая вера - единый язык церковно - славянский, единая культура была. Люди русские были едины в духе, и государство было сплоченным. Вот так нашу землю и прославили святая Ольга и Креститель Руси благоверный князь Владимир. Наверное, Бог любит нашу землю. С первых веков христианства идет обычай воздвигать храмы на развалинах языческих капищ и святилищ или на крови святых мучеников. По возвращении в Киев Князь выстроил Десятинную церковь, как десятину, отдаваемую Богу по Закону. И перенес туда гроб своей бабушки - святой княгини Ольги. Летопись сохранила молитву святого князя к Вседержителю в Десятинной церкви, где была и такая просьба: " Аще, кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы " И еще, у нас есть за Островом, местечко с древним названием Володимерец. Везде едешь по деревням, вроде все обычно, и вдруг гора, поднимешься на нее, а вокруг невероятно красивая природа. Там был городец - место для защиты, и там вполне мог быть князь Владимир, его местечко для охоты. Сейчас в том месте, по благословению нашего Владыки Евсевия, монастырь восстанавливается Свято-Введенский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из Киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга (969 г., пам. 11 июля) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко (1015 г., пам. 15 июля), с сыновьями его мучениками Борисом и Глебом (1015 г., пам. 24 июля), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого, Княгиня Ирина (1051 г. пам. 4 окт.) и сын ее Владимир Ярославич (1051 г., пам. 4 окт.), просвещенный строитель Новгородской св. Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич (1085 г., пам. 21 нояб.), многострадальный скиталец Руси и западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого Ярослав Святославич (1129 г. пам. 21 мая) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором (обоих пам. 21 мая), князья Муромские, просветившие Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича, великий князь Игорь Ольгович (1147 г., пам. 5 июня), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, – он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (обои – 1228 г., пам. 25 июня), замечательные своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович (1245 г., пам. 20 сент.), воспитавший для царствия небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую (пам. 25 сент.), испытавши во время первого нашествия татар много тяжёлых превратностей, замученный в татарской орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его великий князь Киевский Мстислав Владимирович (1132 г., пам. 15 апр.), известный своею многосторонней деятельности; внуки Мономаха Всеволод Мстиславич (1138 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Россия за тысячу лет дала столько святых, как ни одно государство в мире! Основание всему этому заложила самодержавная правительница – богомудрая великая княгиня Ольга. Ее внуки, дети князя Владимира, Борис и Глеб – первые любимые русские святые. Св. великий князь Александр Невский, св. князь Даниил Московский, св. князь Димитрий Донской, прп. Евфросиния Полоцкая, благоверный князь Михаил Тверской – потомки великой княгини Ольги. Наше Ольгинское общество создано в 2005 году. Несколько женщин-педагогов были награждены Русской Православной Церковью орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги за труды по сохранению православных традиций в образовании. Нашли в телефонном справочнике храм-крестильню во имя святой княгини Ольги в Москве при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, настоятель – протоиерей Константин Татаринцев, теперь он духовник Ольгинского общества. Отец Константин на первой встрече сказал: «Я буду рад, если вы полюбите это место, и будете иметь о нем доброе попечение. Но, прежде всего, храм должен жить, должны быть Богослужения». Мы стали служить молебны св. великой княгине Ольге и создали Общество ее имени. Главные направления деятельности Общества во имя св. княгини Ольги: 1. Обеспечить жизнь храма как центра, объединяющего всех желающих участвовать в работе. 2. Духовное осмысление жизни и деяний святой равноапостольной княгини Ольги, опыта и трудов ее потомков, просветительская работа Ольгинского общества в форме Ольгинских чтений, лекций и конференций, участие в различных форумах, издание сборников. 3. Образование и воспитание в семье, школе и Церкви. 4. Очередные и перспективные задачи Церкви и государства. 5. Сотрудничество с общественными организациями: Международной общественной организации «Союз православных женщин», Объединением «Алтарь Отечества», Ассоциацией учителей православной культуры, АНО «Семья России» и др. 6. Совершать поездки по святым местам России и мира. На X Ольгинских чтениях 23 июля 2017 года было принято решение обратиться к руководству Русской Православной Церкви с предложением организовать широкое общенародное церковно-государственное празднование. Отправили письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Легойде Владимиру Романовичу, встречались с руководителем Управления по работе с общественными организациями Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиереем Димитрием Рощиным.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

Таким образом, обязательным условием канонизации должно быть наличие чудес, и главной задачей при подготовке прославления является сбор информации о них и удостоверение их подлинности. Доказательством того, что эти требования действовали на протяжении всей истории Русской Православной Церкви, а не являются какой-то «новизной» последних лет, могут служить многочисленные примеры прославления подвижников при наличии чудес или отказа от прославления при их отсутствии. Приведем некоторые примеры. Е. Е. Голубинский так пишет о канонизации равноапостольной княгини Ольги: «На пятом месте между нашими святыми со всею вероятностью должна быть поставлена равноапостольная великая княгиня Ольга, скончавшаяся 11-го июля 969-го года. Внук ее великий князь Владимир вынул мощи ее из земли, - что, как заметили мы выше, было у нас первым случаем открытия мощей, и перенес их из неизвестного места, где были они погребены, в Десятинную церковь. Чаяние Владимира, с которым он, по всей вероятности, перенес мощи в церковь, что Господь прославит их даром чудотворений, не исполнилось на его глазах, но потом в неизвестное нам время до нашествия Монголов Бог прославил мощи даром чудотворений, и Ольга была причислена к лику святых. Что основанием для ее причтения к лику святых послужили начавшиеся или случившиеся при ее гробе чудеса, а не ее титул равноапостольной, в этом, несомненно, удостоверяют нас наши сведения о причтении к лику святых великого князя Владимира. Если бы она (Ольга) была причислена к лику святых в качестве равноапостольной, то вместе с нею был бы причтен к лику святых и Владимир, который был равноапостольным, если можно так сказать, в более значительной степени, нежели она, ибо был не только предтечей общего крещения Руси, но самым его виновником. Между тем мы положительно знаем, что великий князь Владимир не был причислен к лику святых в период домонгольский и не был причислен именно потому, что при его гробе не творилось чудес. Источник сведений относительно того, что празднование великой княгине Ольге было установлено в период домонгольский, представляют собой сохранившиеся до настоящего времени, относящиеся к XIII-XIV веку, три списка Сербского пролога, который списан был с Болгарского оригинала, списанного в свою очередь с Русского оригинала» .

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/21/...

С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

24 июля. День памяти святой княгини Ольги . [Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю русскому Володимеру» сохранил для нас дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года. По новому стилю — 24 июля. Ольга была похоронена по христианскому обычаю в земле. Ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, перенес ее нетленные мощи в построенную им Десятинную церковь в Киеве. Почитание великой княгини Ольги как христианской святой началось еще при ее внуках — Ярополке, а затем Владимире. Общецерковное прославление произошло в 1547 году - Ольга была причислена к лику святых в чине равноапостольных]. Ил.: Святая княгиня Ольга. Михаил Нестеров. 1893. - С.4; 8 июля. День семьи, любви и верности. [«Все может быть отнято у нас, кроме любви, и это делает любовь тем единственным, что мы можем давать. Все остальное — члены нашего тела, разум, имущество — можно отнять у нас силой; но любовь — нет средства добиться ее от нас, если только мы сами не дадим ее. В отношении нашей любви мы столь же вольны, сколь не вольны ни в одном из прочих проявлений нашей души или тела. И хотя в основе даже и любовь — дар Божий, потому что мы не можем сами вызвать ее в себе, однако, когда имеем ее, это единственное, в чем мы можем отказать или что можем дать». Митрополит Сурожский Антоний ]. Фото Анастасии Воскресенской. - С.5; 17 июля. День памяти святых царственных страстотерпцев. [Страстотерпец — один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих заповедей, и чаще всего - от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца - то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется. Это лик святых, убитых не за исповедание веры во Христа, а за их особую роль в общественном устройстве. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению. Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья]. Семья Романовых. Фото. - С.5. Даты июля: 28 июля. День Крещения Руси. [ Патриарх Кирилл: «Не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...

Принятие Русью христианства в качестве государственной религии связано с именем равноапостольного князя Владимира (Василия), кн. Киевского (9781015). Согласно «Повести временных лет», после победоносного похода на волжских булгар, князь Владимир начал поиски новой веры. Он последовательно выслушал проповедников от мусульман из Волжской Булгарии, латинян и иудеев, а затем принял посланного греками «философа». Тот изложил князю историю человечества от сотворения мира до момента Сошествия на апостолов Святого Духа, дополнив это кратким рассказом о будущем конце света и Страшном Суде. Владимир доброжелательно принял греческого миссионера, почтил его дарами и отпустил. Однако князь решил повременить с окончательным выбором, желая побольше узнать обо всех верах. Для этой цели к булгарам-мусульманам, немцам-латинянам и православным грекам было направлено посольство, чтобы оценить красоту церковной обрядности. Больше всего посланников впечатлила служба в греческой церкви, о чем сохранилось такое свидетельство: «Не знаем, на небе ли мы были, или на земле». Дополнительным доводом в пользу решения князя принять восточное христианство стало суждение бояр, которые сказали ему, что, если бы плох был «закон греческий», не приняла бы его мудрая княгиня Ольга. Обстоятельства крещения князя Владимира остаются не вполне ясными, так как в исторических источниках существуют несколько различных версий. Исследователи этой проблематики называют местом крещения князя либо Херсонес, либо Киев. После крещения Владимир приказал уничтожить языческие капища: одни идолы были изрублены, другие сожжены. По распоряжению князя статую главного славянского божества – Перуна, привязали к хвосту лошади, стащили с холма, избивали идола палками «на поруганье бесу» и, в конце концов, сбросили в Днепр. После этого князь объявил всем жителям Киева, что завтра они должны собраться на берегу реки. На следующий день в присутствии князя Владимира киевляне приняли крещение в водах Днепра. В «Повести временных лет» сообщается, что народ с радостью воспринял известие о предстоящем крещении. В этой оценке, возможно, есть некоторое преувеличение. Свт. Иларион Киевский писал: «И не было ни одного, противящегося благочестивому его повелению. Да если кто и не любовью, то из страха (перед) повелевшим крестился – ибо было благоверие его с властью сопряжено. И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом».

http://azbyka.ru/kreshhenie-rusi

Сохранилось предание о дружиннике князя варяге Феодоре и его сыне Иване , бывших христианами. Они мученически погибли, когда в 983 г. после удачно закончившегося похода на ятвягов было решено принести богам человеческую жертву. Выбор пал на Ивана. Отец не захотел выдать сына и стал обличать безумие язычников. Тогда они оба были убиты, а их дом сожжен толпой язычников под предводительством жреца языческого бога Перуна. Возможно, именно это событие повлияло на князя Владимира, и он задумался о значении веры, заставившей его дружинника пойти на смерть. Рассказ об обращении Владимира сохранился в древней летописи, написанной монахом Киево-Печерского монастыря преп. Нестором в конце XII в. – «Повести временных лет» , список которой хранится в Российской Национальной Библиотеке в Санкт-Петербурге. Эта летопись была написана много позднее, чем описываемые в ней события. Мы не можем знать, насколько исторически точны во всех подробностях летописные сказания, но они ярко передают, как понимали русские люди смысл произошедшего. По рассказу летописи, узнав об интересе князя к религиозным вопросам, к нему стали приходить разные проповедники, чтобы знакомить его с их верой, – мусульмане, иудеи, немецкие миссионеры и греческий монах. Ислам не понравился Владимиру, так как запрещал пить вино. – Веселие на Руси есть пити, не можем без того быти, – сказал князь. Иудеям он сказал: – Вы говорите, что у вас нет отечества, что Бог рассеял вас по всей земле. Мы не хотим, чтобы с нами так случилось. Немецких послов от Римского Папы Владимир принял с почетом, но не захотел принять «латинства», ссылаясь на то, что бабка его, княгиня Ольга, его не приняла. Самое сильное впечатление произвел на него греческий монах, показавший ему икону Страшного Суда: – Счастливы те, кто стоит по правую сторону и пойдет в рай, – промолвил Владимир. Посоветовавшись с дружинниками, Владимир решил отправить послов в разные страны, чтобы посмотреть, кто как служит Богу. Послы, которые поехали в Константинополь, вернулись под сильным впечатлением красоты богослужения, которое они видели в храме Святой Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Книга, написанная более века назад (первое издание вышло в 1888 г.), будет и сегодня интересна как профессиональным историкам, культурологам, религиоведам, так и самому широкому кругу читателей. «Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши великую пользу души своей; иже бо книги часто чтеть, то беседует с Богом или святыми мужи» Летоп. Нестор. С.-Петербург. Издание В. К. Симанского, 1888. Вместо предисловия 15-го июля текущего года, т. е. в день памяти св. равноапостольного великого князя Владимира, нареченного во св. крещений Василием 1 , русским народом будет праздноваться 900-летие со времени всеобщего введения этим князем в России христианской веры, что, как доказывают наши историки, совершилось в 988-м году. Самое крещение своего народа было произведено св. Владимиром в городе Киеве, на реке Днепре, при торжественной обстановке: св. князь, в сопровождении разряженных бояр, вельмож и собора греческих священников, явился туда к моменту совершения великого обряда сам лично, приказав заблаговременно уничтожить всех идолов и кумиров, которые были расставлены на многих площадях города. Хотя с верой христианской, согласно преданиям, Россия (Скифы) познакомилась, через св. Андрея Первозванного, и вскоре по Вознесении Христа на небо, т. е. еще в первом полустолетии по Р. Хр., но, не смотря на это, она в течении слишком 8-ми столетий находилась вся в языческом состоянии! За сто же с небольшим лет до всеобщего крещения Руси, христианская вера стала проникать в русское общество уж все больше и больше: из грамот Константинопольских патриархов (Фотий и др.) можно усмотреть, что в 866 и последующих годах многие из русских людей исповедовали учение Христа; Российская княгиня св. Ольга (во крещении – Елена) крестилась в Царь-граде за 30 с небольшим лет до крещения св. Владимира. В виду предстоящего празднования 900-летия этого великого события в России, для многих, надо думать, небезынтересно будет ознакомиться как с нравственным и религиозным состоянием России того времени, так и с неподготовкой тогдашнего русского общества к пониманию великих идей Христа. В предлагаемой книге, заключающей в себе три различных статьи Н. Я. Аристова, набросана полная картина борьбы молодой христианской русской веры с отживавшей и глубоко укоренившейся языческой; первая вводилась, в большинстве случаев, силой, а не убеждением, что и затрудняло долгое время ее распространение. Понятно, что тогдашние молодые христиане были таковыми по большей части только по внешности, так как до истинного понимания и исповедания учения Христа и теперь, спустя 900 лет после крещения Руси, дошли очень и очень немногие! Но... «Верное и точное изучение исторической жизни – справедливо говорит г. Аристов в начале первой своей статьи – дает самое лучшее средство для понимания ее в настоящую пору»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010