Таковыми являются из Киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969 г., пам. 11 июля) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015. г., пам. 15 июля), с сыновьями его мучениками Борисом и Глебом († 1015 г., пам. 24 июля), явившими собою первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого, Княгиня Ирина († 1051 г. пам. 4 окт.) и сын ее Владимир Ярославич († 1051 г., пам. 4 окт.), просвещенный строитель Новгородской св. Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085 г., пам. 21 нояб.), многострадальный скиталец Руси и западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого Ярослав Святославич († 1129 г. пам. 21 мая) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором (обоих пам. 21 мая), князья Муромские, просветившие Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича, великий князь Игорь Олегович († 1147 г., пам. 5 июня), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, – он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба †1228 г., пам. 25 июня), замечательные своею трогательною и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245 г., пам. 20 сент.), воспитавший для царствия небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую (пам. 25 сент.), испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его великий князь Киевский Мстислав Владимирович († 1132 г., пам. 15 апр.), известный своею многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод Мстиславич († 1138 г., пам. 11 февр.), князь Псковский, женатый на дочери св. князя Николы Святоши, великого подвижника печерского, и другой внук Ростислав Мстиславич († 1168 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Первые школы на Руси основал князь Владимир. Причем, не для того, чтобы только знать, а чтобы люди читали Священное Писание, были нравственными. И первыми учителями в школах князя Владимира были церковнослужители. Школы были основаны по подобию тех школ, которые основали братья Кирилл и Мефодий в славянских странах. И называют Князя Красное Солнышко потому, что при нем по всей Руси стало распространяться Слово света - Евангелие Христово, Благовестие, учение Христово. Как когда солнышко встает, оно красное бывает, а он первый, кто православную веру сделал государственной религией Руси. Никто не заставлял иметь веру, а русские люди сами, своею мудростью, и им открыл Господь - приехали за верой в Византию. И действительно князь Владимир выбирал веру, и выбрал ту веру, которую уже приняла его бабушка Святая и Равноапостольная великая княгиня Ольга.Все видели приезжих из других земель, какая была разная религия. А князь хотел единую веру, потому что это единство Руси. Единая вера - единый язык церковно - славянский, единая культура была. Люди русские были едины в духе, и государство было сплоченным. Вот так нашу землю и прославили святая Ольга и Креститель Руси благоверный князь Владимир. Наверное, Бог любит нашу землю. С первых веков христианства идет обычай воздвигать храмы на развалинах языческих капищ и святилищ или на крови святых мучеников. По возвращении в Киев Князь выстроил Десятинную церковь, как десятину, отдаваемую Богу по Закону. И перенес туда гроб своей бабушки - святой княгини Ольги. Летопись сохранила молитву святого князя к Вседержителю в Десятинной церкви, где была и такая просьба: " Аще, кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы " И еще, у нас есть за Островом, местечко с древним названием Володимерец. Везде едешь по деревням, вроде все обычно, и вдруг гора, поднимешься на нее, а вокруг невероятно красивая природа. Там был городец - место для защиты, и там вполне мог быть князь Владимир, его местечко для охоты. Сейчас в том месте, по благословению нашего Владыки Евсевия, монастырь восстанавливается Свято-Введенский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Равноапостольный князь Владимир. Часть 2: Крещение Руси Святой равноапостольный великий князь Владимир Убийство варягов-исповедников Феодора и Иоанна произвело сильное впечатление на князя Владимира. Он стал чаще задумываться над вопросами религии и постепенно все более и более охладевал к язычеству. Где умножается грех, там, – по слову апостола, – преизобилует благодать (ср.: Рим 5: 20). Преимущества веры Христовой становились для него все очевиднее, тем более что в самом Киеве среди бояр, купцов, горожан, да и княжеских дружинников, начиная со времен Аскольда и Ольги, было достаточно много христиан. Византия пыталась обратить руссов в христианство с того момента, как стала подвергаться их нападениям. Но первые, как правило варяжские, княжества в Причерноморье не отличались долговечностью, и достижения миссионеров-христиан превращались в ничто вместе с крушением самих княжеств. Княгиня Ольга, приняв крещение, пыталась учредить в Киеве епископство, но потерпела неудачу. Варяжская дружина признавала авторитет предводителя-единоверца и отказывалась перейти в подчинение князя-христианина. Для князя-воина Святослава мнение дружины было законом, и он решительно отклонил все предложения матери о крещении. Князю Владимиру пришлось преодолеть большие трудности, прежде чем Русь приняла христианство. Во второй половине 80-х годов X века он стал делать первые, пока еще очень осторожные шаги, ведущие к крещению. Владимир многим был обязан язычникам. Он щедро отблагодарил их, но чувствовал себя очень стеснительно под контролем языческой верхушки и волхвов. Они препятствовали его созидательной деятельности. Своими военными победами, строительными успехами внутри страны, мудрой дипломатией по отношению к соседним государствам Владимир укрепил роль и значение княжеской власти и более не терпел соперничества. Уже со второй половины 80-х годов язычники потеряли в Киеве свою ведущую роль. Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси.

http://pravoslavie.ru/3496.html

Не меньшее внимание она уделяла и делам христианского милосердия, понимая, что без него не может быть подлинного евангельского христианства. Она одевала нагих, питала голодных, заботилась о нищих и странниках, о вдовах и сиротах. Обо всём этом, и прежде всего о мудрости самого ее выбора Православия как единственной спасительной веры, в народе всегда сохранялась самая живая память. И недаром, когда внук Ольги князь Владимир выбирал истинную веру для принятия ее всею Русской землей, бояре говорили ему: «Если бы лих, недобр был закон греческий (Православие), то и бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех человек, не приняла бы его!» Когда в 969 году святая Ольга преставилась ко Господу, то над ней, по ее завещанию, не совершали никакой языческой тризны, а похоронили по христианскому обычаю, оплакав, согласно летописи, всем народом. Позже, уже после своего крещения, святой князь Владимир перенес нетленные мощи Ольги в новопостроенную им Десятинную церковь Пресвятой Богородицы, где от мощей этих многие получали исцеления, духовную поддержку и крепость. Полагают, что именно событие обретения и торжественного, с крестным ходом, перенесения мощей княгини в Десятинную церковь послужило началом ее церковного прославления. Вскоре была составлена и служба в ее честь, автором которой стал прославленный «русский Златоуст» – святитель Кирилл, епископ Туровский . Ныне же, вот уже около тысячи лет, воспевая словами этой службы нашу великую святую и научаясь ими, будем, дорогие братие и сестры, стараться следовать – хотя бы в отпущенном нам малом – тому великому, что совершала в своем христианском подвиге святая равноапостольная первопросветительница наша княгиня Ольга. Возлюбим и мы всем сердцем веру нашу, как возлюбила ее она. Ревность по Богу снедала ее, ревностью о распространении веры была наполнена вся вторая, христианская половина жизни ее, – постараемся же и мы распространять веру Христову среди нашего окружения, среди семьи, детей, близких и знаемых. Ольга ставила повсюду кресты, – надо и нам всем непременно носить всегда на себе кресты как знамение веры, знамение сильное, ограждающее нас от сил тьмы. Она строила и украшала храмы, – надо и нам поддерживать и благоукрашать наши храмы, в которых мы молимся Богу Живому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После распоряжений в земле Древлянской Ольга чрез год пошла с тою же целью на север в Новгород и здесь тоже устрояла логовища, погосты и дани, всюду стараясь водворить правосудие, мир и порядок. Наконец, в 957 году, она отправилась в Константинополь и там, приняла Св. Крещение, при Императорах Константине Багрянородном и Романе и Патриархе Полиевкте. Единственною целью ее по возвращении из Константинополя было направить на путь веры своего сына Святослава; но на все увещания матери Святослав отвечал упорным отказом. Христианская вера не нравилась воинственному и суровому князю, который, как только Ольга передала ему власть в руки, со всей ревностью предался страсти к походам и завоеваниям. Тогда св. Ольга обратила внимание на своих внуков и в сердце особенно любимого ею Владимира успела посеять то, в чем так упорно отказывал сын ее. 58 Вместе с сим, не взирая ни на какие препятствия со стороны Святослава и дружины его, св. Ольга употребила все зависевшие от нее меры к распространению св. веры между Россиянами и среди этих блаженных подвигов, скончалась 11 июля 969 года. В этот же день св. Церковь совершает и ее память. 59 III. Труды св. равноапостольного князя Владимира для земли Волынской. Св. равноапостольная княгиня Ольга действовала на Волыни в то время, когда еще была язычницей. – Напротив того жизнь и труды Св. Владимира для земли Волынской относятся к самым лучшим временам его жизни после просвещения христианскою верою. Это было, как известно, в 988 г. С того времени распространение св. веры сделалось, можно сказать, главною задачею жизни св. Владимира. Вследствие этого, вскоре после крещения Киевлян, желая, по свидетельству современника, сообщить всем подданными своим «лучшую веру». 60 Равноапостольный князь, как повествует Нестор, «нача ставити по градом Церкви и попы, и люди на крещение приводити по всем градам и селом». 61 Мы не знаем, говорит автор очерка Православной Церкви на Волыни, какие именно города и села разумеет здесь летописец, потому что он не называет оных по именам». 62 Но по ходу событий и географическому положению городов, – нельзя не согласиться с автором Истории Русской Церкви, что слова препод. Нестора прежде всего должно отнести к городам и местам, окружавшим Киев, а таковы, по свидетельству того же автора, были: Переяславль, Чернигов, Белгород и Владимир-Волынский. 63

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Закрыть itemscope itemtype="" > 1050-летию преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги посвящается (†969-2019) 11.08.2019 634 Время на чтение 5 минут Величаем тя, святая равноапостольная великая княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры Православныя народу своему предвозвестившую (величание св вел княгине Ольге). 24 июля 2019 года исполнилось 1050 лет со времени преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги (†969). Празднование этой юбилейной даты поможет осознать роль праматери и просветительницы русского народа великой княгини Ольги в становлении государственности и Православия на Руси. Значение личности первой русской святой женщины, бабушки Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира, очень актуально для воспитания нравственных качеств нашего народа и любви к Отечеству. Церковь и народ такими эпитетами называет свою любимую правительницу в акафисте ей: «...Заря утренняя, первоучительница и просветительница наша, праматерь русская, богомудрая, Церкви нашей украшение, величие наше и похвало, виновница нашего просвещения». Она - основание христианской нравственности, духовности, культуры и святости на Руси. Без княгини Ольги Русь не стала бы Великим государством и Святой Русью. И народ был бы другой. Велика ее миссия в духовно-нравственном становлении нашего Отечества. Родилась и выросла она в селе Выбуты Псковской области, на берегу реки Великой, была дочерью крупного воеводы, который владел переправой через реку Великую. По рождению святая великая княгиня Ольга - славянка, имя ее было - Прекраса. Впоследствии князь Олег, дядя князя Игоря Рюриковича, назвал ее Ольгой (Олег и Ольга - родственные имена, мужское и женское). Однажды ей пришлось перевозить на другой берег реки юного князя Игоря. Молодой красивой девушке не мог не понравиться молодой и красивый князь Игорь. Князь! Но Ольга, будучи еще язычницей, по закону совести жила, «...целомудрие яко зеницу ока блюла еси...», твердо отказала князю в мимолетной связи. Отказать князю - это смелость и уверенность в правде. Поэтому, он не смог забыть её. Вскоре она стала его верной женой и великой княгиней Киевской.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Во время монголо-татарского нашествия некоторые Рюриковичи из правителей превратились в бояр и стали родоначальниками таких княжеских родов как Одоевские, Волконские, Долгоруковы, Оболенские, Барятинские и некоторых других. Московские князья, из рода которых происходили первые русские цари — Иван IV Грозный и сын его Федор Иванович тоже были Рюриковичи. Они были потомками великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Олегу принадлежит заслуга в налаживании отношений с Византией. Именно Олег назвал Киев «Матерью городов русских». Игорь, став киевским князем после смерти Олега, также сделал немало для Русской земли, хотя случались у него и военные неудачи. Князь Игорь погиб, собирая дань с древлян. Те посчитали, что его запросы чрезмерны. Жена Игоря отомстила за него, уничтожив город древлян Искоростень, она послала в город птиц с привязанными к их лапкам подожженным трутом. Пока сыновья Игоря — Глеб и Святослав были маленькими, русскими землями правила их мать Ольга Рюриковичи. Княгиня Ольга . Повзрослев, престол занят старший сын Игоря и Ольги — Святослав, который большую часть жизни провел в военных походах и известен в русской истории, как замечательный полководец.   Блаженная княгиня Ольга прославила Бога всеми делами своими добрыми, и Бог прославил ее. При святом князе Владимире, по некоторым данным в 1007 году, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке. «И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено — да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело». Но не всем было явлено чудо нетления мощей равноапостольной княгини: «Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому — толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб».

http://pravmir.ru/ryurikovichi/

Приводится по изданию: Монахиня Таисия. Руссие святые. Санкт-Петербург. Издательство «Азбука-классика». 2001 Источник текста: http://www.sedmitza.ru ru Your Name FictionBook Editor Release 2.6 09 October 2012 51031303-0E45-41F2-9C9B-C9B151FF92DF 1.0 1.0 — создание файла Русские святые. Хронологический список Имя, день памяти Год, век до XI в. Святой апостол Андрей Первозванный. Ноябрь, 30 62 Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские. Март, 7 IV в. Святого равноапостольного Кирилл первоучителя и просветителя славянского. Февраль, 14 869 Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Май, 11 869 и 885 Святого равноапостольного Мефодия первоучителя и просветителя славянского. Апрель, 6 885 Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена. Июль, 11 969 Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские. Июль, 12 983 Святитель Михаил, митрополит Киевский. Сентябрь, 30 992 XI в. Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский. Декабрь, 13 XI в. Преподобный Аврамий Ростовский. Октябрь, 29 XI в. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского. Январь, 28 1015 Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий. Июль, 15 1015 Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид. Июль, 24 1015 Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский. Июнь, 8 1023 Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский. Июль, 26 1043 Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская. Февраль, 10 1050 Благоверный Владимир, князь Новгородский. Октябрь, 4 1052 Преподобный Ефрем Новоторжский. Январь, 28 1053 Преподобный Варлаам, Игумен Печерский. Ноябрь, 19 1065 Преподобный Иеремия Печерский. Октябрь, 5 1070 Преподобный Дамиан Печерский. Октябрь, 5 1071 Преподобный Антоний Киево-Печерский. Июль, 10 1073 Святитель Леонтий, епископ Ростовский. Май, 23 1073 Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский. Май, 3 1074 Преподобный Матфей Печерский. Октябрь, 5 1085 Благоверный Князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец. Ноябрь, 22 1086

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Архив Пн 28 июля — память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси 27 июля 2009 г. 15:00 Святой равноапостольный великий князь Владимир, младший сын киевского князя Святослава, родился в 963 г. Ему было тогда 6 лет, когда умерла воспитавшая его святая княгиня Ольга (память ее 11/24 июля), и отец отправил его княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни, брата матери его княгини Малуши, носившей еще скандинавское имя Малхрида. Она была христианкой, и когда вел. князь Владимир, став христианином, основал в Киеве Десятинную церковь, она пожертвовала на нее свое имение, в котором родился Владимир. Через три года после кончины матери, св. равноапостольной княгини Ольги, князь Святослав был убит в сражении с печенегами. Тогда воспитатели его сыновей начали между собой войну: воевали Киев, в котором начиналось христианство, и языческий Новгород. Новгород победил, и князь Владимир стал княжить в Киеве. А два старших брата его, Ярополк и Олег, были во время войны убиты, и князь Владимир всю жизнь оплакивал их смерть. С 17 лет он стал править самостоятельно. Первые 6 лет своего княжения он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое — Русскую землю и называться русскими. В благодарность за победу в Киеве поставили идолов языческих богов — Перуна и Белеса — и стали им приносить человеческие жертвы. В древности идолов и жертвоприношений славяне не знали, а переняли их у других языческих народов, много позднее. Но какова же была в древности вера славян? Еще в VI в. греки говорят о них: «Единого Бога признают они владыкой всего мира». Он назывался Сварогом, что значит «голубое небо». Перун, Велес, Мать-Сыра Земля и другие, меньшие божества считались его детьми и назывались Сварожичами. Верили они и в бессмертие души, и в загробную жизнь. Все это делало их предрасположенными к христианству. Несколько раз проникало оно в Русскую землю. В 860 г. русские напали в ладьях на Константинополь, но греки погрузили в море ризу Пресвятой Богородицы. Море взволновалось, и корабли руссов были разметаны, и они отступили. После этого они прислали в Константинополь посольство просить крещения. Это было первое крещение Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/127505.htm...

Аминь. Святой равноапостольный великий князь Владимир С именем святого равноапостольного великого князя Владимира неразрывно связано выдающееся событие в истории нашего народа – Крещение Руси. Однако христиане на Руси жили и ранее – во времена безусловного господства язычества. Христианкой была бабка князя Владимира Ольга, сподобившаяся славы святых равноапостольных жен. Святитель Димитрий Ростовский в житии святого князя Владимира процесс христианизации нашего народа условно делит на четыре периода. Впервые славянские племена, населявшие территорию будущей Киевской Руси, услышали евангельскую проповедь от святого апостола Андрея Первозванного еще в I веке по Р. X. Святой Андрей прошел от Крыма через всю страну до будущего Новгорода, повсюду крестя наших предков и утверждая их в вере Христовой. На Киевских горах он предсказал основание великого города со множеством христианских храмов. Второй период относится ко времени царствования Византийского императора Василия Македонянина (867–886). Константинопольский Патриарх Фотий (857–867; 877–886) прислал на Русь епископа Михаила, который стал проповедовать слово Божие среди язычников. По их требованию епископ Михаил совершил чудо: он велел развести огонь и положил в него Евангелие, которое при этом осталось невредимым. Тогда многие уверовали во Христа. В третий раз массовое крещение славянороссов произошло во времена святой равноапостольной княгини Ольги, после ее крещения. Святая Ольга построила много христианских храмов. Но крещение Русского государства в целом, крещение всего народа произошло только при святом Владимире, который по праву называется просветителем русского народа светом Христовой веры. Святой князь Владимир был сыном Киевского князя Святослава (†972). В первый раз имя Владимира упоминается в русских летописях под 968 годом, при повествовании о нашествии печенегов, когда его бабка, святая равноапостольная княгиня Ольга (†969; память 11 июля), с малолетними внуками и жители Киева, из-за отсутствия своего сына Святослава, были осаждены в Киеве степными кочевниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010