Так ли это на самом деле? Действительно ли русские приняли Православную веру неосознанно, случайно? Вспомним, как обратился к вере князь Владимир. До своего Крещения это был человек, безудержно стремившийся к власти, и ради занятия великокняжеского престола он даже совершил несколько вероломных убийств, в том числе пролил кровь своих братьев. Известен он был и развратом. Как и всякий человек, совершивший тяжкие грехи, какого бы исповедания и вообще каких бы убеждений он ни был, князь чувствовал угрызения совести и желал умилостивить языческих богов, думая, что если станет приносить им жертвы и умножать идолов, требуя их всенародного почитания, то они его простят и совесть перестанет его мучить. Однако это языческое мнимое благочестие никаких плодов его душе не принесло, он не чувствовал ни малейшего успокоения и мира. Тогда он обратился к размышлению о принятии веры в Единого Бога. К тому времени идея о Едином Боге распространилась и среди языческих народов. Святитель Григорий Палама, живший несколько позже, рассуждая о магометанстве, говорит, что единобожие магометан — это косвенное влияние христианства, то есть идея христианского единобожия проникла за пределы самой этой религии и оказала влияние на народы, оставшиеся в заблуждении. Действительно, мы знаем, что Магомет находился под влиянием Священного Писания Нового и Ветхого Завета. Сам он был неграмотным, читать не умел, но знал Писание в пересказе. Конечно, Священное Писание в своем Коране он исказил, ссылаясь на якобы бывшие ему откровения, но, тем не менее, мысль Григория Паламы совершенно правильна, и в данном случае влияние христианства на магометанское учение совершенно очевидно. Под влияниям христианства многим религиям приходилось пересматривать старые основы вероучения, для того чтобы выдержать, выражаясь светским языком, конкуренцию с христианством. Так, в индуизм и буддизм было привнесено учение о милосердии, любви, вечном боге (последнее касается индуизма). Влияние христианства было огромным, что не могло не отразиться на умах знаменитых язычников. Князь Владимир о христианстве знал: в то время среди русских уже было значительное число верующих. Его бабка, святая равноапостольная княгиня Ольга, построила несколько храмов в Киеве и его окрестностях. Кроме того, русские, торгуя с разными странами, охотнее всего вступали в торговые отношения с Византией — самой богатой и культурной страной того времени. При заключении договоров с византийскими купцами те из русских купцов, которые были христианами, клялись на кресте и Евангелии. Так что в то время среди русских торговых людей были верующие христиане, о чем Владимир не мог не знать.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Необходимо все же отметить, что Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга не внесена в текст «Родословия» Утвержденной грамоты. Случайно это или нет? Могу предположить, что не случайно. Если бы ситуация развивалась иначе и Царица Ирина Феодоровна не приняла монашеский постриг, а продолжала Царствовать при правительстве и своеобразном «регентстве» Ее брата, то в «Родословии» Грамоты несомненно было бы уделено внимание Святой Княгине Ольге, но при таком развитии событий, возможно, не было бы необходимости и в самом Соборе, и в Утвержденной Грамоте. Тема «Самодержавия» в «Родословии» продолжается в характеристике Наследника Святого Великого Князя Bлaдuмipa - Великого Князя Ярослава: «По великомъ Государе по Владимере, самодержавства bocnpiuмъ скифетръ Pociйckaro государьства сынъ его Князь Beлukiй храбрый Ярославъ Владимеровичъ, иже Болеслава короля победи и Грековъ послушныхъ сотвори»(86). В этой формуле титульно уже соединены и Самодержавие, и Скипетр Российского государства, но далее с началом дробления Древнерусской Новгородско-Киевской Державы на уделы о Самодержавии Киевских Великих Князей умалчивается: «По немъ на Pociйckoмъ государьстве седе сынъ его Князь Beлukiй Всеволодъ Ярославичъ, иже надъ Половцы и надъ Печенеги преславную победу показа и государьство свое крепце соблюде»(87). И даже приятие Великим Князем Киевским Bлaдuмipoм Вселодовичем Византийского Царского Венца, по взгляду автора «Родословия» в Утвержденной Грамоте, не освящается Самодержавием: «По Всеволоде npiuмъ скифетръ, во oбдepжahie Pociйckaro государьства, сынъ его Князь Beлukiй Владимеръ Всеволодовичъ, и своимъ храбрьскимъ подвигомъ pakiю Царяграда поплени, и превысочайшую честь цapьckiй венецъ и дiядuмy отъ Греческаго царя Костянтина Манамаха bocnpiuмъ, сего ради и Манамахъ наречеся, отъ него же вси Pociйckie Beлukie Государи Цapьcmbiя Венцемъ Венчахуся»(88). Самодержавие здесь заменено титульно несколько сниженным словом «обдержание», но царское достоинство, выраженные в Венце и Диадеме Мономахов, явно оценивается автором как новый этап Российского государственного строительства. Об этом можно судить хотя бы по тому, что до того в «Родословии» титул «Царя» и связанные с ним титульные характеристики по отношению к Русским Великим Князьям не употреблялись.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/31/...

Документальный фильм посвящен истории дома А.С.Пушкина. Александр Пушкин — потомок 12 святых по прямой линии и 30 святых — по боковой. Храни наследственную сень Документальный фильм к 200-летию А.С.Пушкина Автор сценария-Е.Дудукалова Режиссер-С.Ерофеев Фильм посвящен истории дома А.С.Пушкина. А.С.Пушкин — потомок 12 святых по прямой линии: его предками являются святая равноапостольная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир и святой благоверный князь Александр Невский. По боковым линиям в его роду — 30 святых. Всего предков поэта более 3-х тысяч, их имена выписаны на карте размером 6 квадратных метров. Колоссальный труд составления полного генеалогического древа принадлежит полковнику в отставке А.А.Черкашину, который 30 лет работал над составлением этой карты. А.С.Пушкин говорил: “Ни за что на свете я бы не хотел переменить отечество и иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал”. Фильм можно приобрести в магазине Сретение Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 декабря, 2022 15 декабря, 2022 12 декабря, 2022 7 декабря, 2022 1 декабря, 2022 28 ноября, 2022 22 ноября, 2022 10 ноября, 2022 10 октября, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/drevo-zhizni/

Этот, казалось бы, странный поступок был мотивирован тем, что княжеские тиуны и ключники, распоряжаясь имуществом и хозяйством, обладали большой властью и социальным весом. Например, в приемах при византийском дворе вместе с княгиней Ольгой участвовали шесть «архонтисс, ее родственниц», ее «женщины» (очевидно, боярыни) и восемнадцать «отборных служанок», которые в описании второго приема прямо названы «рабынями». Они составляли не просто штат прислуги княгини, а управляли ее имуществом. 243 Если любой свободный мужчина и даже изгой или пленник могли сделать карьеру в княжеской дружине, то обычная девушка не могла надеяться выйти замуж за боярина. Заняв малопочетную, но связанную с реальной властью должность, она становилась намного выше прочих женщин своего социального круга. В язычестве, как, впрочем, и в исламе, домашние рабыни всегда считались наложницами главы семьи. Так как это был Святослав, то ничего предосудительного в его связи с ключницей княгини-матери не было. В скандинавском обществе существовало представление и об обратной зависимости – любая наложница считалась рабыней жены. Это было настолько развито даже после крещения, что Астрид, законная жена норвежского конунга Олава Святого, называла мать своего пасынка Магнуса своей служанкой только потому, что та была любовницей ее мужа. И это было в то время, когда Олав уже давно погиб, а Магнус правил сам. 244 В поздних житиях св. Ольги и в Никоновской летописи под 6478 (970) г. говорилось, что она рассердилась и выслала Малушу в свою весь Будитино под Псковом (ныне деревня Будник), 245 где и родился Владимир. Конечно, княгиня могла не одобрять своего сына и имела полное право отправить свою ключницу туда, куда считала нужным. Св. Ольга сама была родом из Пскова, там и в XI в. сохранялись кое-какие мемориальные предметы, связанные с княгиней. Согласно НС и «Повести временных лет», это были ее сани. Предание о том, что св. Владимир родился в Ольгином селе, могло существовать в Пскове с древнейших времен. Возможно и то, что Малуша изначально была ключницей не в Киеве, а в княгининой веси Будитине. В некотором смысле это предположение подтверждается сообщением Константина Багрянородного о том, что Святослав княжил в Немогарде. Как бы ни трактовать это название, Новгород или Невогард – город Ладога на Волхове 246 – он сидел ближе к Пскову, чем к Киеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой связи очень интересен вариант, который приводит в своей «Польской истории» Ян Длугош. Он вообще не упоминает об Олеге, ни в качестве воеводы, ни в качестве князя. Сразу за сообщением о призвании трех братьев – Рюрика, Сениуса и Трувора – следует рассказ о захвате Игорем Киева и убийстве Аскольда и Дира. Как кара за это расценивается убийство его самого древлянами. Я. Длугош, как и НС и «Повесть временных лет», рассказывает о сватовстве древлянского князя к вдове убитого и о мести княгини Ольги, в том числе о ее походе в Древлянскую землю. Этот текст, судя по всему, сокращен. Далее сообщается, что Святослав, возмужав, снова отомстил древлянам. В русских летописях этого известия нет, если, конечно, не интерпретировать так статью 946 г. о втором, совместном походе Ольги и Святослава на древлян. При всех отличиях источника Длугоша, он, как и другие русские летописи, утверждал, что за смерть Игоря сначала мстила его вдова. Эти данные свидетельствуют, что Святослав родился около 940 г. В Ипатьевской редакции «Повести временных лет» указан 6450 (942) г., но похоже, что это – тоже результат вычисления. Такому расчету противоречат два русских источника, что и смущает исследователей. В Проложном житии св. Ольги сказано, что ей было 75 лет, когда она умерла (см.: Гл. 3. 2). В НС и «Повести временных лет», как и во вставной Похвале св. Ольге из «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова Мниха, смерть княгини датирована 969 г. Следовательно, она родилась в 894/895 г. Выше агиограф утверждает, что Святослав стал править сразу после смерти своего отца. Эти уточнения понадобились агиографу, чтобы объяснить, почему княгиня-христианка, известная своим сильным характером, не смогла крестить Русь, и даже ее собственный сын остался язычником. В Проложном житии есть и другие ошибки. Император, при котором Ольга ездила в Константинополь, назван Иоанном Цимисхием (так и в НС), а патриарх – Фотием. На самом деле русскую княгиню принимал Константин VII Багрянородный (903–959). Цимисхий правил в 969–976 гг. и был противником Святослава в войнах за Болгарию. Так как имя императора, с которым сражался Святослав, в НС в отличие от «Повести временных лет» не названо, то эта ошибка возникла еще в устном предании о крещении св. Ольги. Св. Фотий был патриархом в 858–867 и 877–886 гг. При нем действительно крестилась Русь, но это было в 867 г. (подробнее см.: Гл. 4. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евангелие лучше всего проповедуется кающимися грешниками 28.07.2021 909 Время на чтение 16 минут Источник: Православие.Ru Об уроках равноапостольного князя Владимира, доступных к исполнению всем нам Ныне в попускаемых нам всем обстоятельствах – время покаяния. Причем для всех, – болезнь не щадит никого. Как никого нет и неспособного покаяться. Из людей. Тому подтверждение – отпразднованная нами память святого князя Владимира, Крестителя Руси. Рассуждает духовник Донской обители Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич). Иеросхимонах Валентин (Гуревич) Фото: pravoslavie.ru Как грешники равноапостольными становятся Наше время принято именовать Вторым Крещением, а то и Третьим. Почему? Обычно при Крещении новорожденным от купели народам попускался период гонений, мученического исповедания. Русь крестилась бескровно. Еще раз поставим вопрос: почему? Князь Владимир до обращения был такой беспросветный, казалось бы, грешник, что если уж такой покаялся, то за ним уже весь народ этой стезей покаяния имел и имеет возможность пойти. Причину бескровного Крещения Руси усматривают, в частности, в том, что апостольская проповедь, осуществленная в русской земле святым Андреем Первозванным, не могла пройти безрезультатно. Эта апостольская закваска в лице непременно возникших небольших групп тайных учеников и их последователей постепенно, из века в век, «всквашивала» всё общество. Может быть, поэтому и та же равноапостольная княгиня Ольга, так зверски изощренно отомстив за своего убиенного мужа Игоря, все-таки мучилась угрызениями свести, и это в итоге привело ее, первую из русских князей-правителей, ко Крещению. Реки крови в нашей стране разливались в XX веке. И в этом смысле начало прошлого столетия приравнивают иногда ко Второму Крещению Руси. При Божьем содействии некоторые из тех, кто лил эти реки крови, а также из их потомков, обратились и обращаются. Такие случаи все же есть, как и всегда были на протяжении всей истории христианства. Как бы сатана ни изощрялся, результат всегда будет прямо противоположный его ожиданиям

http://ruskline.ru/opp/2021/07/28/evange...

Церковно-археологические исследования протоиерея П. Г. Лебединцева не так многочисленны. Но они имеют большие достоинства, как произведения глубокого знатока местной археологии. Нам уже известен отзыв Н. И. Костомарова о заслугах покойного протоиерея для церковной археологии, когда он был еще священником в м. Белой Церкви. Переселившись в Киев, изобилующий памятниками старины, П. Г. Лебединцев ревностно занялся их изучением и в последние годы своей жизни справедливо считался одним из лучших знатоком местной старины и местных древностей, нередко оказывая своими познаниями существенное содействие нашим археологическим обществам (напр., С.-Петербургскому при возобновлении фресок в Кирилловской церкви). Из трудов протоиерея Π. Г. Лебединцева по предмету церковной археологии считаем необходимым отметить следующие, как важнейшие: 1) О времени написания фресок Киево-Софийского собора; 2) София – премудрость Божия в иконографии севера и юга России; 3) В каком виде могут быть изображены св. равноапостольный князь Владимир и св. княгиня Ольга и имеем ли мы их подлинник? 4) Остатки церквей в развалинах древнего Корсуня, их открытие и значение; 5) Открытие древних мозаик в главном куполе Киево-Софийского собора; 6) Может ли подлежать сомнению, что открытое во Владимирском Успенском соборе изображение князя есть древнейшее изображение св. князя Владимира? 7) Вынос плащаницы и крестный ход с нею. Археологический элемент заключают в себе и некоторые из произведений протоиерея Π. Г. Лебединцева, отнесенные нами к группе церковно-исторических, напр., отмеченные под 8, 11–13, 18, 26, 27 и 28. Сюда же можно отнести также разные исследования, заметки ero о древней топографии г. Киева и его окрестностей, а именно: 1) Какая местность в древности называлась Олеговой могилой? 2) О местоположении древнего Киевского города Тороческа; 3) О Копыреве конце г. Киева; 4) О местоположении древних киевских церквей; 5) О планах г. Киева в XYIII в. и т. п., равно как и изданные протоиереем Π. Г. Лебединцевым снимки со старинных гравюр и портретов. Как особенно ценный вклад протоиерея Π. Г. Лебединцева в археологическую науку, следует отметить планы г. Киева XYII в., извлеченные им из архива главного инженерного управления и переданные для напечатания в Киевскую Археографическую Комисиию по поводу 50-летней деятельности ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ki...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сазонов Василий Кондратьевич. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. 1824 Святая равноапостольная Ольга: правление, почитание, молитвы 11 мин., 07.08.2013 Когда празднуется память святой равноапостольной великой княгини Ольги Память святой равноапостольной великой княгини Ольги (в крещении Елены) православные христиане празднуют 24 июля по новому стилю (11 июля по старому стилю). Когда правила великая княгиня Ольга Годы жизни святой равноапостольной великой княгини Ольги: 890-969. Великая княгиня вступила на престол Древнерусского государства после того, как погиб ее супруг — великий князь Киевский Игорь Рюрикович. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы. У Ольги был сын — великий князь Святослав Игоревич. Происхождение великой княгини Ольги Мы читаем о великой княгине Ольге в «Повести временных лет». Великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей. Это была одна из забытых древнерусских княжеских династий. Летопись пишет: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга была варяжского происхождения, и имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга. Правление великой княгини Ольги до принятия христианства В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга — великого князя Киевского Игоря. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их живьем. Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях. После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова.

http://foma.ru/svyataya-ravnoapostolnaya...

М. Нестеров. Святая Ольга. 1892 Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сохранил для нас точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года. По новому стилю — 24 июля. Ольга была похоронена по христианскому обычаю в земле. Ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, перенес ее нетленные мощи в построенную им Десятинную церковь в Киеве. М. Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга. 1927 Почитание великой княгини Ольги как христианской святой началось еще при ее внуках — Ярополке, а затем Владимире. Общецерковное прославление произошло на Макарьевском соборе 1547 года: Ольга была причислена к лику святых в чине равноапостольных. Другие известные святые с именем Ольга: Святая царственная страсто­терпица великая княжна Ольга (Романова) Великая княжна Ольга — первый ребенок императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Родилась в 1895 году в Царском Селе. После Февральской революции находилась под домашним арестом. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года была расстреляна вместе со всей царской семьей в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. Захоронена в Ганиной Яме. В 1998 году прах Ольги был перезахоронен в Петропавловской крепости. Канонизирована вместе с родителями, сестрами и братом в 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей, прославлена в сонме новомучеников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Новомученица Ольга Евдокимова В святцах Русской Церкви есть еще 5 святых с именем Ольга. Четыре из них — новомученицы, пострадавшие во время гонений на Церковь в начале XX века. Интересные факты о равноапостольной Ольге 1. Псков впервые упоминается в летописи в связи с именем Ольги, в «Повести временных лет» за 903 год: «В год 6411 (903 год) когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга». Сергей Кириллов. Фрагмент картины " Княгиня Ольга (Крещение). Первая часть трилогии " Святая Русь " 2. Вещий Олег — сподвижник Рюрика, Новгородский, а затем и Киевский князь. Будучи опекуном сына Рюрика Игоря, посватал за него Ольгу. Имя Ольга в скандинавской транскрипции звучит как Хельга и является женским вариантом скандинавского имени Хельг — Олег.

http://foma.ru/svyatyie-s-imenem-olga.ht...

Князь Константин Святославович Муромский, отец святых князей Михаила и Феодора. † 1129 21 мая; Князь Константин Всеволодович Ярославский, брат святого князя Василия. † 1257 3 июля; Князь Константин Ярославский, живший в начале XIV в., сын святого князя Феодора 19 сентября и 5 марта; Князь Михаил Всеволодович Черниговский. † 1246 (замучен татарами) 20 сентября и 14 февраля; Князь Михаил Муромский, сын святого князя Константина. † 1129 21 мая; Великий Князь Михаил (в схиме Матфей) Ярославович Тверской. † 1318 (замучен татарами) 22 ноября; Великий Князь Мстислав (во крещении Феодор) Киевский, сын Великого Князя Владимира Мономаха . † 1132 15 апреля; Князь Мстислав (во крещении Георгий) Ростиславович Новгородский Храбрый. † 1180 14 июня; Князь Никола Святоша Давидович Черниговский, первый инок из князей. † 1143 14 октября; Равноапостольная Великая Княгиня Ольга, во крещении Елена. † 957 11 июля; Князь Олег (в иночестве Леонтий) Романович Брянский, внук святого Великого Князя Михаила Черниговского. † 1280 20 сентября; Князь Петр (в иночестве Давид) Муромский. † 1228 25 июня; Князь Петр, Царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. † 1290 30 июня; Княжна Предислава (в иночестве Евфросиния) Полоцкая. † 1173 23 мая; Князь Роман Глебович Рязанский. † 1207; Князь Роман Олегович Рязанский. † 1270 (замучен татарами) 19 июля; Князь Роман Владимирович Угличский. † 1285 3 февраля; Великий Князь Ростислав (во крещении Михаил) Мстиславович Киевский Набожный (Блаженный). † 1168 14 марта; Великая Княгиня Соломонида (в иночестве схимонахиня София), разведенная супруга Василия III. † 1542 16 декабря; Княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская. † 1228 25 июня; Князь Ярополк (во крещении Петр) Изяславович Владимиро-Волынский. † 1086 22 ноября и 25 мая; Князь Феодор Фоминский Красивый, из Князей Березуйских (Смоленских). † 1381; Князь Феодор Муромский, живший в XII в., сын святого князя Константина. 21 мая; Князь Феодор Ярославович Новгородский Чермный, брат святого Великого Князя Александра Невского. † 1233 5 июня;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010