В Киеве было уже много христиан, и в христианство обратилась Ольга в Киеве, но она  крестилась в Константинополе,  причем Патриарх благословил ее крестом с надписью: «Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». Крест этот исчез во время разгрома Киева татарами в 1240 г. В Константинополе св. Ольга была еще раз, причем посещение ее было описано императором Константином VII Порфирогенетом (или Багрянородным) — в книге его «Об обрядах и крещениях Византийской империи».  С Ольгой была большая свита и племянник ее князь Глеб, который, по кончине ее, был убит, как христианин, князем Святославом. Крестившись, Ольга обошла всю Русскую землю с проповедью Христа и многих обратила к Нему. На своей родине — на реке Пскове — она основала город Псков, причем ей было явление трех светоносных лучей, сходивших на землю. На этом месте был воздвигнут впоследствии собор во имя Пресвятой Троицы, который существует до сих пор.  В отсутствие своего сына Святослава, занятого походами, св. Ольга воспитывала трех его сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Двое старших были склонны к христианству, а Владимир был еще мал. Но окрестить их она не могла, так как отец их был убежденный язычник. В 969 г. св. Ольга заболела предсмертной болезнью и сделала последнюю попытку обратить его в христианство. Но он решительно отказался. Тогда св. Ольга предсказала обращение всей Руси ко Христу, а сыну своему плохой конец и вечную погибель. Скончалась она 11 июля 969 г. и была погребена по-христиански, без языческих обрядов. А сын ее, Святослав, был убит через три года печенегами, которые сделали из его черепа чашу своему князю. Внук св. равноапостольной Ольги вел. князь Владимир (память его 15 июля), став христианином, перенес  ее святые мощи  в Десятинную церковь, но во время частых разорений Киева они были скрыты в неизвестном месте. •  Иоакимовская летопись описывает, что княгиня Ольга принадлежала к роду древнерусской княжеской династии Изборских, родословие ее восходит к Гостомыслу. Родилась она в селении Выбуты под Псковом, в 903 г. стала женой князя Игоря, давшего ей варяжское имя Хелъга, произносимое по-русски — Ольга. В 955 г. княгиня Ольга посетила Константинополь и вскоре приняла там христианство, получив во святом Крещении имя Елена. Восприемником ее стал византийский император Константин VII Багрянородный (913-959)  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Став христианкой, великая княгиня Ольга умножила благодеяния, даруемые народу ее мудрым правлением. Особо милостивой стала она к древлянам, которым некогда принесла столько зла языческой неистовой местью. Воистину удивительно это свидетельство истории: древляне так полюбили свою былую карательницу, что стали чтить как святыни даже те места, на которых останавливалось для ночлега и охоты войско Ольги во время того кровавого похода. Как же велико должно было быть то благо, которое святая княгиня принесла древлянам после своего преображения Божией благодатью, если они простили ей даже смерть своих родичей и полюбили ее! Святая равноапостольная княгиня Ольга объехала все земли Руси, проповедуя народу слово Божие и воздвигая кресты - от них исходили чудеса, и это способствовало привлечению русичей к христианской вере. Она почтила память первого российского князя - христианина Аскольда, воздвигнув над его могилой храм во имя Святителя Николая. В своих родных краях святая Ольга сподобилась узреть знамение Господне: стоя на берегу реки Псковы, она увидела три ниспадающих на землю пресветлых луча. Спутникам своим, также видевшим это, равноапостольная княгиня сказала: " Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте, озаряемым трисиятельными лучами, возникнет церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, и возникнет город, изобилующий всем " . Здесь она поставила крест, повелела заселить это место, а затем послала золото и серебро на создание храма. Так основался на берегу Псковы Троицкий собор, а вскоре явился и город Псков - первый оплот христианства в Северной Руси. В глубокой старости после многих благочестивых трудов отошла к возвеличившему ее Господу духовная мать Руси святая равноапостольная княгиня Ольга. Увенчав Свою избранницу венцом благовестническим, Небесный Отец прославил и честные останки ее. Когда достойный продолжатель ее благодатного дела святой равноапостольный князь Владимир по совету митрополита Леонтия Киевского вскрыл ее могилу, тело святой было обретено нетленным и благоуханным. Она почила во гробе, как спящая в киевском храме Богородицы, и от святых мощей ее по вере молящихся проистекали исцеления и другие чудеса.

http://pravoslavie.ru/1470.html

Святая равноапостольная княгиня Российская Ольга Утверждению христианства на Руси при святом равноапостольном великом князе Киевском Владимире предшествовало княжение великой княгини Ольги, которую в древности называли корнем правоверия. В период ее правления на Руси успешно насаждались семена веры Христовой. По словам летописца, святая равноапостольная Ольга «во всей Рустей земли первая разорительница кумирьским требищам бысть и правоверию основание». Равноапостольная Ольга родилась в Псковской земле, ее родословная восходит к Гостомыслу. Иоакимовская летопись сообщает, что святая Ольга принадлежала к роду древнерусской княжеской династии Изборских. Она родилась в языческой семье в селении Выбуты неподалеку от Пскова, стоящем на реке Великой. Ей были присущи уже в юности глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Богомудрой, мудрейшей в роде называют святую княгиню древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли такой богатый плод семена христианской веры. Святая Ольга отличалась и внешней, телесной красотой. Когда ее увидел во время охоты в северных лесах будущий Киевский князь Игорь, он воспылал к ней нечистой похотью и стал склонять ее к плотскому греху. Однако мудрая и целомудренная девица стала вразумлять князя не быть рабом своих страстей. «Вспомни и подумай, – сказала она, – что ты князь, а князю для людей должно быть, как правителю и судии, светлым примером добрых дел». Она так мудро беседовала с Игорем, что князь устыдился. Когда Игорь утвердился в Киеве, он решил выбрать себе жену среди самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. Тогда он вспомнил об Ольге и послал за ней своего опекуна и родственника князя Олега. В 903 году святая Ольга стала женой князя Игоря. С 912 года, после смерти князя Олега, Игорь стал править в Киеве единовластно. Он успешно осуществил несколько военных походов. В правление Игоря, лояльно относившегося к христианской религии, вера Христова распространилась в Киеве настолько, что христиане составляли значительную часть общества. Именно поэтому мирный договор с греками, заключенный незадолго до смерти князя Игоря, утверждался двумя религиозными общинами Киева: христианами и язычниками. В 945 году князь Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя и желая укрепить свое положение, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Но Ольга, тогда еще язычница, отвергла предложение древлян. Хитростью заманив в Киев старейшин и всех знатных мужей древлян, она мучительной смертью отомстила им за смерть мужа. Ольга еще неоднократно мстила древлянам, пока они не покорились Киеву, а их столица Коростень не была до тла сожжена. Как язычница, она не могла взойти тогда до заповеди о прощении и любви ко врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Княгиня Ольга претерпела в своей жизни немало скорбей: гибель любимого мужа и вдовство; мучило нечестие языческого окружения, когда она стала христианкой; душевная материнская боль от упорства единственного любимого сына Святослава, который не захотел принять Православие. После гибели мужа великого князя Игоря, очень красивая, молодая и умная великая княгиня Ольга не пошла замуж. Конечно, были князья достойные. Поехала в Константинополь. Ей было от 30 до 40 лет, сыну Святославу лет 7-8. Сохранилось предание, как император, прельщенный красотой княгини, добивался ее любви. Умная Ольга настояла, чтобы сначала он оказал ей высокую честь - крестил ее, а потом требовал взаимности. После же крестная дочь очень корректно напомнила, что не может стать возлюбленной крестного отца. Царю пришлось с этим согласиться. Потрясенная красотой храма Святой Софии, богослужением и учением Христа, она крестилась с именем святой равноапостольной царицы византийской Елены. Всей своей жизнью княгиня продолжала служить: мужу, управляя государством вместо него почти 20 лет; семье; сыну - берегла для него Киевский престол, пока он был мал, ввела административные реформы и налоги, разделила земли на области, волости, губернии. Сохранила вдовственную чистоту. Была замечательной бабушкой - воспитала троих внуков, посеяла в их сердцах семена веры. Добрый плод - ее внук, святой великий князь Владимир, Креститель Руси. Служила Отечеству и народу, много потрудилась на ниве просвещения своих людей верой Христовой. Подготовила Русь к крещению, совершила апостольский подвиг, прошла с проповедью о Воскресении Христовом Малую, Великую и Белую Русь (современные Украина , Россия, Беларусь), от Киева до Витебска дошла, о себе и личной выгоде не думала. В селе Выбуты Ольга построила первый на Руси храм - св. Пророка Ильи , основала город Псков. По ее указанию в городе был построен храм во имя Святой Троицы: здесь ей был знак - три светлых луча ярко блеснули с неба на это место. Везде она воздвигала храмы и кресты, от них происходили чудеса для уверения неверных. Великая княгиня Ольга умела честь царскую, богатство и славу сочетать со смирением христианским.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

На страницах греческих, западноевропейских и русских летописей мы находим сведения о том, что эта русская княгиня побывала в Константинополе и там торжественно приняла Крещение в 955 году. Видимо, попечительница Киевского трона мечтала породнить своего сына с византийской принцессой и этим не только возвысить политическое положение киевского князя, но и содействовать принятию Русью христианства. Темпераментная, предприимчивая и деятельная княгиня Ольга была верна христианским убеждениям и своей миссионерской программе и не стремилась к политическому перевороту и насильственной христианизации Руси. Она была любящей матерью и подлинной христианкой. Ей не удалось за период своего правления провести общее Крещение Руси, но она значительно укрепила христианство и Церковь на русских землях, в первую очередь – в Киеве. Во многих местах княгиня Ольга прекратила языческий культ и основала православные храмы. Так, в Степенной книге сообщается: «Ольга прибыла в место близ реки Великой, где был тогда большой лес и многие дубравы. Здесь, после благодатного видения, она предрекла построение города Пскова и в нем храма Святой Троицы». Возвратившись в Киев, она послала средства на строительство церкви Святой Троицы. Ольга проповедовала Христа, созидая православные храмы. В Киеве равноапостольная княгиня создала и освятила храм во имя Святой Софии Премудрости Божией, по образу главного собора в Константинополе. Ее старания по воспитанию внуков и близких в христианской вере имели громадное значение. Старший сын Святослава Ярополк, воспитанный Ольгой, был по убеждению христианином. Поскольку его отец Святослав почти не жил в Киеве, в его отсутствие Ярополк управлял государством. После смерти отца дело шло ко Крещению Ярополка и всей Руси, но тогда этому еще не суждено было сбыться. Языческая группировка политиков устроила заговор, князя Ярополка убили, на великое княжение возвели младшего сына Святослава от другой жены – Владимира, который был до того Новгородским князем. Новый князь, понимая значение религии в жизни человека и государства, пытался укрепить языческий культ, но жизнь все расставила на свои места. Он увидел бесплодность язычества так ясно, как никогда ранее. Никакая магия и колдовство не делают человека чище и добрее. И главное – для чего человек живет? В чем же смысл его жизни? И перед его взором встал образ почившей бабушки. Он оценивал и осмысливал ее искания, труды, ее христианскую веру. И постепенно начинал понимать, насколько мудра была княгиня Ольга. Он явственно видел плоды ее деятельности в государственном управлении, в созидании храмов, в воспитании культурных людей, которые появились в Киеве благодаря распространению христианской грамотности и культуры. Он встречался с христианами из разных слоев киевского общества, видел христиан-воинов и в них узнавал ту же христианскую душу, исполненную веры и любви, какая была у его бабушки.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Особо выделяю 4 главные позиции, характеризующие княгиню, как женщину: 1. «... девам российским образ целомудреннаго жития...»; 2. «... матерем наставнице законного супружества и добраго чад воспитания...»; 3. «... вдовицам правило спасения...» (вдовственную чистоту сохранила); 4. бабушкам - пример воспитания внуков (Владимир, Олег, Ярополк). Великая княгиня Ольга, ставшая равной апостолам, горячо молилась Богу о народе своем, о потомках, о нас с вами: «...Якоже и от мене древле учуженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род и в роды, и вовеки. Аминь». Княгиня Ольга положила начало женской святости на Руси, а также церковно-государственным отношениям, начала создавать условия для спасения людей, указала путь в Царствие Божие, то есть смысл человеческой жизни. Зарождалась и воплощалась идея симфонии властей - государства и Церкви, которая к нам пришла из Византии, где приняла святое Крещение княгиня Ольга. Величие духовного подвига и святость жизни семьи рождает добрый плод - святость потомков. Добрый плод святой княгини Ольги - внук, святой великий князь Владимир, Креститель Руси. Его младшие сыновья - святые князья Борис и Глеб, правнуки святой княгини. Идеологией народа и государства стала святость, стремление к ней, народ воздвигал храмы и монастыри. За это Русь и получила звание Святой Руси. Из жестоких язычников воспитывались сильные духом и благородные люди, горячие патриоты. Ярко расцвели русская культура, литература, архитектура, живопись, музыка. Это - заслуга православных монастырей, в которых концентрировались все интеллектуальные силы государства Российского. Россия за тысячу лет дала миру столько святых, как ни одно государство в мире! Сильный пример всем нам! Основание всему этому заложила самодержавная правительница - богомудрая великая княгиня Ольга. Вот малый перечень имен святых ее потомков: великий князь Александр Невский, Даниил Московский, великий князь Дмитрий Донской и великая княгиня Евфросиния Московская, Евфросиния Полоцкая (Беларусь, прапраправнучка св. кн. Ольги), Феврония Муромская, великий князь Михаил Тверской и Анна Кашинская, мчч. Государыня императрица Александра Феодоровна и вел. кн. Елисавета Феодоровна, новомученицы и исповедницы российские ХХ века, и ещё многие, и многие великие люди России.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Никон, преподобный Никон Черногорец, преподобный Нил Синайский , преподобный Нифонт, архиепископ Новгородский О Обадия, каган Олег Вещий, князь Олег Святославович, князь Олег Святославович, князь Ольга, св. равноапостольная, великая княгиня Онуфрий, епископ Черниговский Ориген П Павел, апостол Пархоменко В. Перун Петр, апостол Петр Муромский, преподобный Поликарп, архимандрит Поликарп Печерский, инок Поппе А. Порфирий, епископ Черниговский Посевино А. Предислава, княжна Приселков М.Д. Прохор, игумен Печерский Прохор Лободник, преподобный Р Рейнберн, епископ Колобжегсий Роман Мстиславович Волынский, князь Роман Ростиславович, князь Рогвольд Ростислав Всеволодович, князь Ростислав Мстиславович, князь Ростислав Святославович, князь Ростислав Рюрикович, князь Ростислав Юрьевич, князь Рюрик, великий князь Рюрик Ростиславович, князь Рыбаков Б.А. С Святополк Окаянный, князь Святополк Изяславович, великий князь Святослав, великий князь Святослав Всеволодович, князь Черниговский и Киевский Святослав Ольгович, князь Святослав Ярославович Черниговский, князь Сильвестр, епископ Переяславский Симон, епископ Владимирский Симеон, царь Болгарский Смиргал Спиридон Просвирник, преподобный Стефан, игумен Стефан Сурожский, св. Стефан Торонский (Асохик) Стрибог Т Татищев В.Н. Твердислав, посадник Титмар, епископ Мерзебургский Траян, император Тупочело, тиун Ф Феврония, преподобная Федор, митрополит Федор (“Феодорец”), клирик Федор, епископ Белгородский Федор варяг Федор Студит, преподобный Феодорит, епископ Кирский, блаженный Федотов Г.П. Феоктист, епископ Черниговский Феоктист Печерский, преподобный Феодосий Печерский , преподобный Феопемпт, митрополит Феофелакт, митрополит Севастийский Феофил, епископ Готорский Филарет (Гумилевский) , архиепископ Филипп, епископ Херсонесский Флоровский Г., протоиерей Фома, апостол Фома венецианец Фома пресвитер Фотий, патриарх Х Хорив Хорс Ш Шахматов А.А. Шмуер А. Щ Щапов Я.Н. Щек Ю Юрий Владимирович Долгорукий, князь Юрий Всеволодович, князь Юстиниан Великий , император

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имя будущей просветительницы Русской земли и родину ее «Повесть временных лет» впервые называет в статье под 903 годом о женитьбе Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольгу». Древнее русское предание называет родовым имением Ольги село Выбуты, в нескольких километрах от Пскова вверх по р. Великой. Еще недавно показывали на реке Ольгин мост — у древней переправы, где Ольга встретилась с Игорем. В Псковской земле сохранилось немало названий, связанных с памятью просветительницы русского края: деревни Ольженец и Ольгино поле, Ольгины Ворота — один из рукавов реки Великой, Ольгина гора и Ольгин Крест — близ Псковского озера, Ольгин Камень — у села Выбуты (26, с. 10, 25—26). Борьба за единство Руси, за подчинение раздираемых враждой племен и княжеств содействовала и утверждению христианства на Русской земле. Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга подготовила землю Русскую к тому, чтобы вскоре — в 988 г. — ее внук, святой равноапостольный великий князь Владимир, мог объявить христианство государственной религией. Ольга Богомудрая вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданской жизни и хозяйственного быта подданных. В 946 г. княгиня Ольга с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села, становища и места охот, подлежащие включению в киевский великокняжеский домен. На следующий год княгиня Ольга ходила в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге, всюду оставляя зримые следы своей деятельности. Погосты представляли собой прочные местные финансово-административные и судебные центры. Будучи прежде всего, по самому смыслу слова, центрами торговли («гость» — купец), погосты послужили этническому и культурному единению русского народа. Когда Ольга стала христианкой, по погостам начали воздвигать первые храмы; со времени Крещения Руси при князе Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436354/

" Просветительница Руси " июля 2021 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святой Ольги при Дорожной больнице " Мы отмечаем сегодня день кончины равноапостольной великой княгини Ольги, - сказал владыка в проповеди. - Она была родом из селения под Псковом, но Божиим промыслом стала киевской княгиней. Ей Господь судил положить начало просвещению православной верой северных княжеств, где жили многие народы. У нее была непростая жизнь, она вышла замуж за князя Игоря, который был убит древлянами. Как язычница, она не могла не отомстить за такое злодеяние. Но уже в то время в Киеве было много христиан. Когда киевский князь Игорь заключал договор с Константинополем, подписывались и язычники, и христиане. Ольга понимала, что христиане не должны поступать так, как она отомстила за мужа. Но она не была христианкой, и по ее указу погибло много ни в чем не повинных людей за одного ее мужа. Это ее тяготило и мучило. Она искала истину, понимая, что в язычестве что-то не так, и обратила внимание на христианскую веру. В 955-м году княгиня решила принять крещение. Ее крестил в Константинополе патриарх Феофилакт, а восприемником стал император Константин Багрянородный. Они снабдили ее книгами, дали духовенство. Ольга пришла на Киевскую Русь, чтобы покончить с язычеством и насаждать православную веру. Ее не поддерживал сын Святослав, он оставался с язычниками и даже мешал. А у нее была ревность, как у святой царицы Елены, в честь которой она была крещена, которая под старость лет приехала в Палестину и раскопала святые места, связанные со Спасителем. Подражая этой ревности, княгиня Ольга хотела посеять на Руси семя православной веры и ездила по городам, сокрушая языческие капища, давая деньги на строительство православных храмов. В том числе она основала во Пскове Свято-Троицкий собор, поэтому псковичи считают ее покровительницей своего города " . " Княгиня Ольга ничего не могла сделать с сыном, который не хотел принимать православную веру и оставался язычником, - продолжил архипастырь. - Тогда всю любовь своего сердца она отдала внукам. Ей повезло, что один из них, князь Владимир, все-таки принял православную веру на Руси, крестился и потом крестил народ. Мы благодарим княгиню Ольгу за то, что она вырастила такого внука - князя Владимира, который смог донести христианство до наших земель. Хотя уже и Восток, и Запад были просвещены христианством, мы оставались в язычестве, поклонялись каким-то идолам и ничего не знали о Христе. Постепенно с Божией помощью к нам пришли грамотность и книжность, стали строиться храмы, появились подвижники, монастыри. Везде зарождалась православная вера, находились ревностные люди. Княгиня Ольга первой из русских святых вошла в Царство Небесное. Она корень, основание православного древа на Руси. Мы ей благодарны и всегда приходим в храм, когда совершается ее память, благодарим и просим ее святых молитв за Русскую землю и наш народ " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Затем с проповедью святой веры святая княгиня отправилась на север. По пути она сокрушала идолов и на местах языческих капищ устанавливала каменные кресты, от которых для вразумления язычников происходили многочисленные чудотворения. При впадении в реку Великую реки Псковы святая Ольга увидела «луч Трисиятельного Божества» – знамение попечения Божия о Руси. Блаженная княгиня поставила на том месте крест и основала храм во Имя Святой Живоначальной Троицы. Она пророчески возвестила о том, что здесь будет воздвигнут «град велик». Исторически достоверно, что святая равноапостольная Ольга явилась основательницей Пскова. По возвращении в Киев она отправила много золота и серебра на постройку псковского храма. В конце жизни блаженная Ольга претерпела много скорбей. Святослав, не принявший святое Крещение, покинул престарелую мать и переселился в город Переяславец на Дунае. Кроме того, он мешал ее мероприятиям по утверждению Христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, в числе которых был князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая княгиня, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди . 11 июля 969 года святая Ольга преставилась ко Господу, завещав не устраивать по себе тризны, а совершить погребение по-христиански. Через 19 лет внук святой княгини Ольги святой равноапостольный великий князь Владимир принял Крещение. Он построил в Киеве каменный храм в честь Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь ), куда были перенесены нетленные мощи святой равноапостольной Ольги. Над ее гробницей было устроено оконце, которое открывалось само, если к мощам подходили с верою. По вере христиане сподоблялись видеть светозарные мощи святой княгини и получать от них исцеления. Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу христианства на Руси, обращаясь к ней словами преподобного Нестора: «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010