Вообще письменные памятники древнерусского церковного пения ведут отсчет с XI века. В нашем собрании представлены рукописи, датируемые XVI-XIX веками. Несмотря на свою немногочисленность, университетское собрание отражает всю историю развития церковно-певческого искусства этого времени. Оно содержит и книги с крюковой нотацией разных типов: столповой, путевой, демественной, и с квадратной нотой, и с близкой к современной - круглой. Крюковая нотация представлена в рукописях беспометного периода (до середины XVII века) и в рукописях с пометами. Пометы эти - первые буквы слов, уточнявшие высоту и способ исполнения того или иного знака, крюка: ГН - гораздо низко, Н - низко, М - мало повыше, П - повыше, В - высоко, У - ударить, З - закинуть, Б - борзо, Т - тихо. Есть в собрании памятники одноголосного пения и многоголосия, в том числе партесного (западного типа пения по партиям, культивируемого в церковной практике с конца XVII века). Певческие рукописи различны по оформлению: от книжечек для частного пользования форматом в 8-ю долю листа до фолиантов, чаще всего созданных на заказ. Пожалуй, исключительный по масштабам образец - 42 сантиметра в высоту! - старообрядческая Обедница (чины Литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова), переписанная мастером-старообрядцем Терентием Михайловичем Пучковым в Николаевске 2 в 1875 году, вероятно, по заказу староверческой белокриницкой общины. Есть книги богато и обильно украшенные, а есть - рядовые, написанные на скорую руку (иногда и не на одну), обычные по составу и по содержащимся в них распевам. Но и они умилительны - изрядно затрепанные и закапанные воском, они свидетельствуют о чьем-то молитвенном труде, о том, что и столетия назад кто-то хвалил, взывал, каялся словами тех же песнопений, что и теперь. Но есть в университетском собрании настоящие памятники древнерусского певческого искусства. Например, замечательный экземпляр 30-х годов XVII века, с многолетием Михаилу Федоровичу Романову, вероятно написанный в крупном монастыре. Выработанный почерк, подбор песнопений, наличие редких вариантов распевов говорят о том, что рукопись образцовая, созданная незаурядным знатоком своего дела. Кроме того, в ней содержится теоретическое руководство, где сопоставляются попевки знаменные и так называемые «казанские». «Казанская» нотация, по мнению специалистов (М. В. Богомоловой, Г. В. Пожидаевой), связана с многоголосным пением и имеет общие знаки с нотациями демественной и путевой, обретающимися во множестве списков. Однако рукописей, где имеется теоретическое руководство с обозначением «казанского знамени» (все они XVII века), в нашей стране насчитывается всего шесть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЗДВИЖЕНСКОЕ (СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Воздвиженское , село Сергиево-Посадского района Московской области, в пределах Московской епархии . Находится на Большой Переяславской дороге (ныне старое Ярославское шоссе) По преданию, на Воздвиженском холме отдыхал святой великий князь Димитрий Донской по пути в Троицкий монастырь к преподобному Сергию . Предположительно и первая деревянная церковь в селе была основана во времена Радонежского игумена. А на месте языческого жертвенника, находившегося неподалеку, сам святой Сергий поставил крест. Воздвиженское было последней остановкой царских поездов при паломничестве к Троице. Накануне праздника преподобного Сергия здесь обычно совершалась Божественная литургия, на которой присутствовал царь, и " Троицкие власти с образами и хлебами били челом Государю пожаловать на праздник к Сергию Чудотворцу " . До XVIII века село являлось дворцовым. Первое упоминание села в документах относится к 1470-м годам. При великом князе Московском Василии III в Воздвиженском был выстроен путевой дворец, в котором цари останавливались, когда ехали на богомолье в Троице-Сергиев монастырь . Дворец неоднократно горел и восстанавливался. В Смутное время он был частично разрушен и вновь восстановлен при царе Михаиле Фёдоровиче . В 1632 году " от Троицы едучи были у Государя на новосельи в Воздвиженском бояре Фёдор Иванович Шереметев и князь Дмитрий Михайлович Пожарский , окольничий Фёдор Леонтьевич Бутурлин, думный дьяк Иван Грамотин и другие " . Возродилось и хозяйство при дворце. В 1646 г. в Воздвиженском два двора сторожей при государевом дворце, два двора прудовых сторожей 65 дворов крестьян. Последний по времени путевой дворец сгорел в 1781 г. и уже не восстанавливался. В Воздвиженском нашли своё завершение трагические события, которые легли в основу шедевра русской музыки, оперы М.

http://drevo-info.ru/articles/3150.html

О чем эта книга? По большому счету, можно сказать, что это «неформат». Вероятно поэтому издательства, в которые мы обращались, отказываются ее печатать. Книга не пугает людей загробной карой, не сулит рай на земле, не дает простых ответов на сложные вопросы. В ней нет красивых фраз о «любви Божьей» или «любви к Богу», в ней вообще не употребляется слово «любовь», поскольку сейчас в это слово вкладывают уже совсем иной смысл. Выложили аудиоверсию статьи протодиакона Андрея «Веселый праздник Пурим, или Можно ли праздновать 8 марта» : «праздник Пурим – это не обычный праздник вроде Дня Жатвы или Новолетия. Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию. Кураев внесен в реестр иностранных агентов. Это не религиозный праздник. Так о нем говорит «Еврейская энциклопедия», подчеркивающая, что этот праздник «не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием». Хор Издательского отдела Московского Патриархата «Древнерусский распев» исполняет знаменные (строчные) песнопения чина панихиды XVII века . Комментарий Даниила Саяпина, руководителя ансамбля Ex libris: «Строчное многоголосие в путевой (средней) строке всегда имеет путевой распев, а слово “строчное” всегда указывает на многоголосное исполнение, т. е. пение по строкам (голосам). Сама эта панихида трехголосная. Она взята из рукописи ГИМ 220 (Обиход строчной), а ирмосы взяты из знаменного ирмология, поскольку в данной рукописи в последовании Панихиды ирмосов нет. Думается, что, каждый голос в троестрочии воспринимался как самостоятельный распев-мелодия, а многоголосие складывалось из одновременного звучание этих cantus firmus’ob. Мало того, согласно историческим документам (чиновники соборов) эти голоса из троестрочия иногда исполнялись как одноголосные распевы, а во второй половине XVII века встречаются гармонизации разных голосов из троестрочия, где низ или верх помещались в партии тенора». Книги «Собрание статей 1947-1983» — собрание статей выдающегося богослова XX века протопресвитера Александра Шмемана. Статьи собраны по рубрикам: «Церковь в мире», «Богословие и богослужение», «Церковь и церковное устройство», «Православная Церковь в Америке», «Византия», «Россия», «VARIA», «Статьи о Солженицыне». Составитель книги пишет:

http://blog.predanie.ru/article/apologet...

Из числа бродячих Тунгусов и Якутов церковь посещать могут не более 10 семейств, и то не более одного раза в год, а прочие посещать не могут. И потому священник, для исправления треб, ездит на вышеозначенные места сборищ, отправляясь прежде на Бурукан и оттуда на Бурей, заезжая на пути к тем из них, кои не могут быть на тех сборищах, и потому священнику приходится проезжать более 2000 верст и не иначе, как на оленях верхом. Он путешествие свое начинает с половины ноября и возвращается в Удское к 20 марта. И так как Тунгусы здешние не имеют стад оленей, как Тауйские и другие, но некоторые из них имеют по несколько оленей единственно для переездов своих с места на место, и так как они живут рассеянно, и ежегодно терпят недостаток в пище, то невозможно требовать от них ни подвод, ни работников, ни путевой пищи; и потому священник для путешествий своих имеет своих оленей, своих работников от 2 до 3, и должен брать с собой пищи на все время путешествия, как для себя с причетником, так и для работников, что без сомнения составляет значительный для сего расчет. Поездки священника в здешние годы вознаграждались усердием посещаемых им; но ныне, когда начали ездить в Удский край так называемые подторговцы Якуты и гораздо в большем числе, чем прежде, привозя с собой иногда и водку, священнику приходится во многих местах исправить требы и, вместо вознаграждения за то, поделиться своими запасами с теми, к кому он приехал; на поправление этих обстоятельств нет надежды, ибо Тунгусы состоять в больших недоимках казне, и самые промыслы уменьшились, п потому необходимо священнику для путешествий его выдавать прогонные. Священник здешний, хотя не из ученых, но набожен, исполнителен, деятелен и не оставляет голодающих без помощи и потому благонадежен. Причетник один молод и, кажется, будет не худой, но священником быть не может; другой же, хотя давно служит, но очень плохо знает свое дело, и потому по просьбе его, уволен на его родину в Якутске. О прихожанах здешних священник отзывается различно: Тунгусы так, как и их собратья, живущие в Охотской области, вообще усердны к вере; уклоняющихся от исполнения обязанностей нет из них никого; воровства и убийства между ними не слышно; гостеприимных и бедных снабжают до невозможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Тверь. Церковь Екатерины при Императорском путевом дворце. Церковь. Не действует.   Престолы: Екатерины Александрийской Год постройки:1778. Архитектор:П.Р. Никитин Ссылки:   Адрес: Россия, Тверская область, г. Тверь, Советская ул., д. 3 (Западный павильон) Координаты: 56.861958, 35.899293 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1671-1763 гг. на месте Императорского путевого дворца находился архиерейский дом. В 1763 г., во время большого пожара в Твери, дом сгорел. В 1764 г. под присмотром московского архитектора П. Р. Никитина и его помощников П.И. Обухова и М.Ф. Казакова началась разборка обгоревшего архиерейского дома и строительство нового Путевого дворца для Екатерины II. Дворец был построен к весне 1767 г., на тот момент без выступающих вперед павильонов. К 1778 г. дворец был полностью достроен и отделан внутри. В западном павильоне 24 ноября 1778 г., в день тезоименитства Екатерины II, была освящена домовая церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Иконостас для дворцовой церкви был привезен из Аничкова дворца, его оборудованием занимался архитектор Штенгель, ставший впоследствии тверским губернским архитектором. Восточный павильон был временно приспособлен тверским архиереем Платоном Левшиным под консисторию. В начале XIX века Путевой дворец стал резиденцией принца Георга Ольденбургского, генерал-губернатора Твери, Новгорода и Ярославля и по совместительству директора Главного управления путей сообщения. Для него дворец был капитально переделан архитекторами К.И. Росси и его помощникам О. Бове и З. Дылдиным. В Екатерининской церкви установили новый иконостас по проекту К.И. Росси и И. Базетти. Д.Б. Скотти написал 14 образов и фреску «Взятие Богоматери на небо», интерьер храма расписал И. Андреев. В 1864-1871 гг. Путевой дворец был вновь перестроен по проекту архитектора А. И. Резанова. В 1897 г. западный павильон передали историческому музею. В 1898 г. дворец стал резиденцией тверских губернаторов.

http://sobory.ru/article/?object=22390

Путешественнику нужен путевой запас, например деньги, белье, верхняя одежда, пища; умирающим и умершим, отходящим в дальний, неизведанный, страшный путь также нужен путевой запас: напутствие исповедию и причащением Святых Таин, молитвы и милостыни о душе его сродников, друзей и знакомых. Свое сердце, как Везувий и Этна пламенеющее страстями, укрощай. Наш Везувий то совсем хладен, как остывшая лава, то слишком пламенеет и готов к страшному извержению. Пост и молитва. 5 марта Неделя Православия. Слава милосердию и всемогущей силе Господа моего, паки воскресившего меня, смердящего мертвеца, от духовной смерти, скорби и тесноты, смущения, боязни чрез принятие истинно животворящих, святых и освящающих, небесных и страшных Таин и чрез произнесение со дерзновением и силою слова Леванды 134 о совлечении ветхого человека и облечении в нового – слова сильного, красноречивого, пламенного: оно было истинным врачевством для души моей – уповаю, что и для многих, многих, в храме стоящих, а была полная церковь народу. Как хорошо я почувствовал себя после причащения Святых Таин, как оживился, успокоился, утешился, как расширилось сердце мое! Как ободрился я, как мне стало легко! О, жизненный бальзам для души и тела моего, Божественные Тайны! О, истинная присносущная жизнь – Святые Тайны! О, прогнание духовной смерти и полчищ демонских – Святые Тайны! О, свет мой, сила моя, дерзновение мое, духовное всеоружие мое – Святые Тайны! Благодарю Господа, яко паки помиловал меня, величайшего грешника! Вечерню служил с дерзновением, непреткновенно, по милости Владыки Христа. К довершению милостей Божиих и миром-то я умастился нечаянно после вечерни, когда вливал миро в сосуд! И за сие благоухание и благостыню и силу Духа благодарю Господа. В чувстве своей крайней духовной бедности я крепко плакал при чтении возвышенных молитв на литургии святителя Василия Великого , омывался слезами в собственном смысле, ибо живо представлял и бесконечное долготерпение и милосердие Владыки Христа Бога ко мне, злонравному и недостойному, скверному, блудному! В начале литургии при изъятии частиц из просфор смущался духом при виде добрых, значительной величины просфор, но и плакал над своею завистию и алчностию к тленному и толикократно растлившему мое сердце плоду земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛЬШОЙ РАСПЕВ древнерус. церковно-певч. стиль, записи образцов к-рого характеризуются преобладанием сложных мелодических формул ( попевок , лиц и фит ) особого состава. Одна и та же мелодическая формула могла фиксироваться различными способами: либо «тайнозамкненными» начертаниями, комплексами, «гнездами» сложных знамен с использованием «змийцевых» и фитных начертаний (см. ст. Тайнозамкненность ), либо их расшифровками в виде более простых, «дробных» знамен, образующих развод , по к-рому только и можно судить о мелодическом содержании формул. Встречаются списки, включающие и тот и др. вид фиксации, дающие возможность реконструировать недостающие начертания и определить вид развода: попевочный, лицевой или фитный. До появления разводов муз. значение тайнозамкненных начертаний передавалось не письменно, а в устной исполнительской традиции - от учителя к ученику. Тайнозамкненная фиксация песнопений Б. р. появляется в посл. четв. XV в., разводные версии - в посл. четв. XVI в. На рубеже XVI-XVII вв. эти муз. варианты песнопений получают в рукописях обозначения «большой распев», «большой столповой распев», «большое знамя» и т. д. В певч. рукописных книгах XVI-XVII вв. встречаются указания на Б. р., а также большой демественный и большой путевой распевы. Два последних излагаются либо столповой нотацией, либо соответственно демественной и путевой (см. ст. Мелизматические распевы ). В отечественной лит-ре появление Б. р. связывается с московской школой выдающегося распевщика XVI в. свящ. Феодора Христианина (М. В. Бражников). В «Царственной книге» говорится, что в день кончины вел. кн. Василия Иоанновича 4 дек. 1533 г. велено было «диаком его певчим большой станице стати в дверех у комнаты и начаша пети Святыи Боже большую». Даже с учетом того, что «Царственная книга» написана в 70-х гг. XVI в., это упоминание о Б. р. является древнейшим. Н. В. Парфентьева Рубрики: Ключевые слова: ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом КАЗАНСКАЯ НОТАЦИЯ рус. безлинейная система записи мелоса, использовавшаяся гл. обр. для многоголосного строчного пения и демественного пения

http://pravenc.ru/text/149723.html

Путевой журнал паломника: из Португалии в Святую землю 12.20, Мадрид. Непредвиденное искушенье. Охранники израильской авиакомпании «Эль-Аль» не пустили в самолёт под предлогом недостатка времени для досмотра моего багажа. Дескать, на это им требуется 45 минут, а самолёт должен взлетать через 15. 1 ноября, 2011 12.20, Мадрид. Непредвиденное искушенье. Охранники израильской авиакомпании «Эль-Аль» не пустили в самолёт под предлогом недостатка времени для досмотра моего багажа. Дескать, на это им требуется 45 минут, а самолёт должен взлетать через 15. Отправившись в паломническое путешествие, можно по-разному увидеть даже одни и те же уже исхоженные туристами и богомольцами места. Мы предлагаем вашему вниманию дневник путешествия по Святой земле игумена Арсения (Соколова) . 28/ VII , 05.30, аэропорт Лиссабона. Ехать в столь ранний час из Алмады в Лиссабон – одно удовольствие. Вжик – и ты уже в аэропорту. Дорога пустынна, столичный берег встречает едва мерцающими огнями, в радиоприёмнике такси звучит фаду. Наступит рассвет, и на Мост 25 Апреля будет не пробиться, вся автострада от самого Фогетейру будет запружена автобусами и автомобилями, везущими своих пассажиров на работу в столицу. Даже в это время отпусков интенсивность движенья в час-пик спадает лишь ненамного. Перегруженность дорог – бич нашего времени. Иногда Таршиш (в Синодальном переводе Фарсис ) локализуют на западном побережье Пиренейского полуострова. И действительно, на месте Лиссабона и городка Фигейра-да-Фош раскопали финикийские поселения. Так что Португалию вполне можно считать частью «Библейского мира». В Таршиш «от лица Господня» бежал пророк Иона ( Иона 1:3 ). После всех приключений Большая Рыбина изблевала нерадивого пророка на сушу. Он вновь оказался там, откуда бежал – в святой Земле Израиля. Мне предстоит проделать этот путь Ионы, правда не во чреве морского чудовища, а в алюминиевом брюхе рукотворной птицы. Иона бежал из Яфо (в Синодальном переводе Иоппия ) в Таршиш через всё Средиземное море, на край обитаемого мира; мне же предстоит путь из Таршиша в Яфо.

http://pravmir.ru/putevoj-zhurnal-palomn...

Москва. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском ( " на Церковной горке " ). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С XVII века ведёт свою историю храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Первоначально село Алексеевское называлось Копытово(по речке Копытово). В 1621 г. оно было пожаловано князю Д.Т. Трубецкому. Когда царь Алексей Михайлович построил здесь деревянный " путевой дворец " , для кратковременного отдыха во время традиционных паломнических походов в Троице-Сергиеву Лавру, вдова князя возвела близ дворца каменную церковь во имя небесного покровителя царя-Алексия, человека Божия, и село стало называться Алексеевское. После смерти вдовы село перешло в царскую собственность. И по указу царя Алексея Михайловича началось строительство новой церкви - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Торжественно, с крестным ходом из кремля, в присутствии царя церковь была освящена в начале 80-х годов XVII века. В день освящения царь Федор Алексеевич преподнёс храму образ Тихвинской иконы Божией Матери. Русские цари почитали храм и любили здесь молиться. До сих пор сохранились особые царские комнаты-молельни - царя (справа) и царицы (слева). С XVII века стоят в храме невероятной красоты деревянные подсвечники и печь, украшенная великолепными цветными изразцами. Время не пощадило царский путевой дворец, был разобран и храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, а его престол перенесли в храм, который в народе стали называть просто и ласково - Тихвинский, а место, где он стоит - Церковной горкой. После Отечественной войны 1812 г. храм был в упадке, затем был обновлён по распоряжению Александра I в 1824 г. В этом же году была выстроена колокольня, а стены внутри храма впервые покрыли живописью - сюжетами из Ветхого и Нового Завета, жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. В середине XIX - начале XX века к престолу во имя преподобного Алексия, человека Божия, добавилось ещё три: во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца; святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; мученика Трифона, чудотворца. Намоленные святыни храма - Тихвинская икона Божией Матери византийского письма в окладе и расположенный в Трифоновском приделе " Истинный образ и мера Святого гроба Господня, что в сятом граде Иерусалиме " . Недавно в храме сделали большой мощевик, в котором хранятся мощевеки с частицами Древа Креста Господня, частицей Ризы Пресвятой Богородице, частицей камня Святого Гроба Господня, частицей жезла святого пророка Моисея, частицами мощей святых угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=03623

10. Ты будешь жить в земле Гесем (Аравийской); и будешь недалеко от меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое. 11. Там, поелику будет еще пять лет голода, я прокормлю тебя, чтобы не истощился ты, и дом твой, и все твое. 12. И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это я говорю с вами. 13. Скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и поспешите привести отца моего сюда. 14. И пал он на выю Вениамину, брату своему, и плакал; также и Вениамин плакал на вые его. 15. И целовал всех братьев своих, и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его. 16. Дошел в дом Фараона слух, что пришли братья Иосифовы, и сие приятно было Фараону и рабам его. 17. И сказал Фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте ослов ваших и пойдите, возвратитесь в землю Ханаанскую; 18. и возьмите отца вашего и семейства ваши, и приходите ко мне, я дам вам лучшие пажити в земле Египетской, и вы будете вкушать тук земли. 19. При том повелевается вам сделать и сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших, и для жен ваших, и отца вашего привезите, и приходите. 20. И да не пощадит око ваше сосудов ваших. Ибо лучшие пажити земли Египетской вам достанутся. 21. Так и сделали сыны Израилевы. Иосиф дал им колесницы. как сказал Фараон, и путевой запас. 22. Он дал каждому из них перемену одежд; а Вениамину дал триста сиклей серебра и пять перемен одежд. 23. Также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных пшеницею, хлебом и пищею отцу своему на путь. 24. Таким образом отпустил он братьев своих, и они пошли. При сем он сказал им: не тревожьтесь на дороге, 25. Итак, они вышли из Египта и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему. 26. И рассказали ему, говоря: Иосиф жив, и теперь он владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его было хладно, ибо он не верил им. 27. Но когда они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожило сердце Иакова, отца их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010