Местность, в которой появился этот храм, издревле располагалась на главном московском тракте. До времен Петра I здесь проходила важнейшая политическая и торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. С правления Петра ее значение повысилось, поскольку отныне она вела в новую северную столицу. Оттого Всехсвятское село очень много повидало на своем веку. Изначально именно во Всехсвятском была последняя остановка царского поезда перед въездом в Москву на коронацию или другие торжества. Перед тем как в конце XVIII века неподалеку был построен путевой Петровский дворец, деревянный путевой дворец стоял во Всехсвятском, так что храм Всех Святых помнит и Анну Иоанновну, и Елизавету Петровну, и Екатерину II… Интересно, что и для иностранных послов в этой местности тоже устроили путевой двор – на Ходынском поле, где они отдыхали, ждали приглашение на высочайшую аудиенцию и, получив его, ехали в город. Еще в конце XVI века «у Святых Отцов» встречали с почетом шведского принца Густава, жениха царевны Ксении Борисовны Годуновой. В Смутное время здесь располагались войска Василия Шуйского, вышедшие навстречу Лжедмитрию II, стоявшему в Тушине. Потом правительственная армия отступила, и Самозванец ненадолго занял село. По преданию, перед бегством он зарыл где-то здесь свои сокровища. Легенда гласит, что «клад Тушинского вора» спрятан в районе Новопесчаной улицы. В начале XVIII века в селе Всехсвятском образовалось первое в Москве грузинское поселение. Вместе с тем, когда появился путевой Петровский дворец, значение Всехсвятского упало и оно превратилось в излюбленное место загородных гуляний. Но была у села и собственная история, которую хранит Всесвятская церковь. Боярский двор Храм Всех Святых в селе Всехсвятском. Фото – Д. Сухарев/Соборы.Ru. Во второй половине XVII века, после того, как село Святые Отцы было пожаловано боярину Ивану Михайловичу Милославскому, начинается новая жизнь Всехсвятского. Его имя теперь «не на слуху», но все-таки известно нам со школьной скамьи – из учебников истории и из романа Алексея Толстого о Петре I. Кстати, писатель доводился ему очень дальним родственником: его предок П. А. Толстой был племянником И. М. Милославского. А сам Иван Михайлович Милославский был племянником царицы Марии Ильиничны Милославской – первой жены царя Алексея Михайловича.

http://pravoslavie.ru/533.html

Автором нескольких стихир считается Иван Грозный, покровительствовавший церковному пению и содержавший при себе большой штат распевщиков. Приведем фрагмент написанной им стихиры с обширными мелизматическими вставками на праздник Владимирской иконы Божией Матери (Грозному приписывается авторство не только музыки, но и текста) 197 : Мелизматический тип пения преобладает в нескольких распевах, получивших развитие в XVI веке: путевом, демественном и большом знаменном. Эти распевы пришли на смену более древним формам мелизматического пения, таким как упоминавшееся выше кондакарное пение 198 . Путевой распев представляет собой разновидность знаменного, однако обладает своим набором попевок и записывается при помощи особого набора крюков. Этот набор включает как обычные знаменные крюки, так и те, что свойственны только путевому распеву: последние назывались «путным знаменем». Мелодии песнопений путевого распева – широкие и тягучие 199 : Путевым распевом исполнялись только особо торжественные песнопения. «Путевая попевка, – отмечает исследователь, – представляет собой усложненный интонационно-ритмический вариант знаменной попевки... Для путевого распева было характерно сочетание синкопирования мелких длительностей с долгими выдержанными нотами, что создавало впечатление особой истовости и возвышенной торжественности» 200 . По мнению протоиерея Димитрия Разумовского , своим названием путевой распев обязан «благочестию наших предков», которые в путешествиях не решались употреблять обычный знаменный распев как принадлежащий исключительно храму, а потому создали его дорожный вариант 201 . Это объяснение И. Гарднер считает искусственным и натянутым, поскольку песнопения путевого распева значительно продолжительнее обычных знаменных, «а ведь в дороге стараются не растянуть богослужение, а, наоборот, по необходимости сократить его и упростить» 202 . Слово «путь» в славянском языке имело разные значения, включая «обычай», «способ», «правило», «движение». Скорее всего название «путевой» имело целью лишь указать на особый способ исполнения того или иного песнопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Октоих нотного пения, составленный из Октоиха простого, содержит: 1)Первые и вторые стихиры каждого гласа из воскресных возследований; 2)по одной стихиры из стиховных с их богородичными; 3)антифоны утренние, или степенны; 4)четыре стихиры хвалительны; 5) стихиры Евангельские; 6)по одной стихиры блажены; 7)одни Богородичны стиховны; 8) подобны каждого гласа из Октоиха. Ноты в печатном издании положены на напев: Знаменный, подобны: на Знаменный и Киевский напев. В России первые издания Октоиха были выпущены в1772 и 1785 годах, в 4 д. л. в 2-х частях. 3. Обиход Обиход нотного пения содержит в себе псалмы и песни постоянно употребляемые в церковных службах: на всенощном бдении, на литургиях: Иоанна Златоустог о, Василия Великого и преждеосвященной, за достойники и прокимны. В Обиходе совмещены напевы: Греческий, Зиаменный, Киевский и Путевой. В России первые издания Обихода были выпущены в 1772 и 1786 годах, в 4 д. л. , в 2 частях. После полного Обихода, был в 1784 году, в 4 д. л. , издан: Сокращенный Обиход, предназначенный для употребления обучающихся нотному пению. К нему прилагалась и Азбука нотного пения(см. издание 1826 г. ). 4. Праздники Праздники нотного пения, составленные по образцу рукописных из стихир и величаний на Господские и Богородичные праздники, положены на напев: Знаменный и Путевой. В России первые издания Праздников были выпущены в 1772 и 1800 годах, в 4 д. л. В. Теория пения 1. Азбука Азбука с линейными нотами для изучения церковного пения была издана в Москве, в 1772 и 1784-годах, в 4 д. л. Ее заглавие: Азбука начального учения простого нотного пения, содержащагося в цефаутном ключе. Руководство самое недостаточное, составленное без всяких правил и системы; но, не смотря на свои недостатки, оно доселе остается единственным. 2. Сочинения Курского епископа Феоктиста: A. Опыт Ирмолайного пения, в кратких правилах в Белгородской Духовной Семинарии для легчайшего оному изучения написанный. М. 1798, в тип. . Синод. в 4 д. л. Б. Краткие Ирмолайного пения правила для священно–и церковно – служительских детей Курской Епархии, в домах и Семинарии обучающихся. Издание 1. М. 1800, издание 2. М. 1801.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках — православный храм, принадлежащий к Иверскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Другое название — церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Дмитровке. Содержание История [ править править код ] Окраинная слобода Путинки находилась в Москве за Тверскими воротами Белого города, (на месте нынешней Пушкинской площади и Страстного бульвара). Первое упоминание об этой местности относится к XIV веку. Тогда там простирались загородные «Великие луга», где начинались два широких тракта на Тверь и Дмитров. По преданию, здесь (примерно на территории сада 24-й горбольницы) в XVI веке находился один из загородных дворцов Василия III, позже превращенный в Путевой дворец, в котором в XVI–XVII веках останавливались иностранные послы. А название «Путинки», как предполагают, произошло от слова «путь». В Путевой двор надо было заезжать путинками, то есть кривыми улицами и переулками. Первые упоминания о храме в летописи датированы 1621 годом. Сначала он был деревянным и назывался «Успения, что на старом Посольском дворе» и «на Дмитровке за городом». Уже в те годы он славился мироточивой иконой Успения Богородицы. Во второй половине XVII века деревянная церковь, вероятно, была разобрана или сгорела. И в 1676 году при царе Алексее Михайловиче на месте деревянного храма был построен каменный. В 1690 году впервые упоминается о постройке с северной стороны придела в формах московского барокко – низкий восьмерик на четверике, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный граненым куполом на световом барабане. Придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца (ныне придел прп. Сергия Радонежского); глава в виде яблока была редкой формы – в Москве такая глава была только на церкви Св. Ермолая. Во второй четверти XVIII века была возведена колокольня. По Успенскому храму назван и переулок, на котором он стоит (до этого – Проезжий переулок). В конце XVIII века формируется застройка церковного владения. На погосте церкви находились владения: священника, диакона, дьячка и просвирни.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

Исследователь древнерусского певческого искусства Н.Д. Успенский сравнивает певческое мастерство Опекалова с иконописным творчеством Андрея Рублева. Произведения новгородского мастера – погребальное «Святый Боже», стихира на целование плащаницы «Приидите, ублажим Иосифа» – относятся к наиболее развитым формам знаменного распева и отличаются стройностью построения. Выдающимся распевщиком был и Федор Христианин, привлеченный в Москву Иваном Грозным. В рукописном сборнике, найденном в 1955 году в селе Усть-Цимле на Печоре, был обнаружен «перевод» одиннадцати Евангельских стихир, принадлежащий Федору Христианину. Им же составлен сборник фит – длительных мелодических украшающих оборотов. Федор Христианин значительно расширил попевочный состав Большого знаменного распева. К новгородско-московской школе распевщиков принадлежал и Маркел Безбородый, игумен, создатель певческой Псалтири. Известны также стихиры на праздники Владимирской иконы Богоматери и Петра митрополита Московского – «творение царя Иоанна, деспота Российского». Из певческих сочинений XVII века выделяется прозрачностью «Достойно есть» царя Федора. Расцвет певческого искусства в XVI веке был подготовлен певческими школами при новгородском Софийском соборе, Успенском соборе Московского Кремля и в крупнейших монастырях Руси. Иван Грозный сформировал певческую школу в своей резиденции в Александровской слободе, привлекая туда лучших распевщиков из Новгорода. По его предложению Московский Собор 1551 года призвал духовенство к обучению детей книжной грамоте, письму и пению церковному. В обучении певцов ведущая роль принадлежала головщику–руководителю хора. Сохранились свидетельства современников о мастерстве головщика Троице-Сергиевой Лавры Ивана Логгина (XVII в.), который обучил своего племянника Максима петь одно и то же песнопение в 17 различных вариантах. Мастерство русских распевщиков привело знаменный распев к значительному усложнению. Достигнув расцвета, он еще удерживал свое главенствующее положение, но одновременно возникали распевы путевой (более усложненный) и демественный (более свободный и витиеватый), принятые в торжественном, праздничном богослужении. Если путевой распев явился дальнейшим развитием знаменного, то демественный отличился смелостью и новизной попевок, обилием украшений, почему он и укрепился в быту московских царей. Пышность и усложненность демественного пения – признак наступающего кризиса.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Особняком стоят такие распевы, как путевой и демественный. Путевой – это пение “по строкам”, – когда каждым голос ведет свою мелодию. Эта техника достаточно сложна для восприятия. Она порой похожа на какофонию или на какую-то очень современную музыку. А иногда даже напоминает некий прообраз джаза. В этом смысле можно с уверенностью сказать, что джаз родился у нас в России. Но поскольку такая музыка сложна для восприятия, ее необходимо очень правильно исполнять. Для этого существуют особые приемы, которые современные хоры не используют. Демественное пение почему-то считают домашним, народным, для распевания утренних и вечерних молитв в течение дня. Но это не очень правильно, потому что слово демество произошло от доместика – это пение “от головщика”, когда главный голос начинает, задает мелодию, а потом ее повторяют все остальные. Из дирижеров в регенты – Как же Вы пришли к такой редкой в наше время музыкальной “специализации”? Неужели этому учили в советской консерватории? – Сама по себе специальность дирижера-хоровика после революции стала чем-то вроде массовика-затейника, организующего коллективное пение гимнов и песен. Поэтому образование у нас было основано, главным образом, на музыке европейской школы с преобладанием советской песни и русской классики. Однако, к счастью, встречались педагоги, сохранившие традиции старого дореволюционного поколения. Вот и мой педагог, Мария Афанасьевна Бондарь, заслуженная артистка России, доцент, хормейстер хора радио и телевидения, которым руководил Клавдий Борисович Птица, была ученицей последнего регента синодального хора, Николая Михайловича Данилина. Мне повезло, что я отучился у нее пять лет. Мария Афанасьевна уже со второго курса начала давать нам некоторые духовные произведения. Одновременно я работал в любительском камерном хоре “Виват”, который с 1979 года пел практически только духовную музыку. Руководитель хора Игорь Андреевич Журавленко – настоящий художник, который постоянно “откапывает” забытые или никогда прежде не исполнявшиеся произведения. Он сидит в библиотеках, находит какие-то интересные новые партитуры. Мы много пели кантов, духовных стихов. И получалось, что, с одной стороны, я пел духовную музыку, а с другой – дирижировал западную и русскую классику и советскую песню.

http://foma.ru/georgij-safonov-dzhaz-rod...

Путевой и демественный распевы имели свои собственные системы попевок и фиксировались при помо щи особых видов нотацийпутевой и демественной. Все эти мелизматические распевы применялись наряду со знаменным распевом не произвольно, но подчиняясь строгой регламентации, образуя собой некую сверхсистему, или чин распевов Сущность этого чина заключалась в воссоздании священного вселенского православного ритма бытия и освящении этим сакральным ритмом бытия каждой отдельной души. Масштабность задачи, решенной русской певческой системой в этот период, достаточно впечатляюща, ибо далеко не каждая музыкальная система могла подняться до решения проблем этого уровня. Осуществить такое возможно было только в одном из жизненно важных центров православного мира, которым начала осознавать себя Москва к середине второго тысячелетия. Утверждение патриаршества на Руси в 1589 г. укрепило внутреннее осознание концепции «Москва – третий Рим», и это осознание повлекло за собой введение в певческую систему новых распевов – киевского, греческого и болгарского, что символизировало молитву за весь православный мир и от лица всего православного мира. Характерной особенностью второго периода можно считать также и возникновение особо торжественных богослужебных чинопоследований с элементами театрализации, яркими примерами которых могут служить Пещное действо и Шествие на осляти, причем такой чин, как Шествие на осляти.мог осуществляться только при участии царя и патриарха. Вообще же самое деятельное царское участие в деле богослужебного пения составляет отличительную черту Московского периода. Так, Иоанн I Грозный не только пел на клиросе вместе с первой (а значит, и лучшей) станицей, но и сам составил и распел две дошедшие до нас службы. Профессиональное певческое воспитание получил царь Алексей Михайлович, царь Феодор состав лял песнопения, царица София переписывала богослужебные певческие книги, Петр I выпевал труднейшие эксцелентированные басы партесных песнопений, находясь в Соловецком монастыре на богомолье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писатели-путешественники часто признавались в своем бессилии найти адекватное словесное выражение увиденному, что объяснялось не столько низким уровнем развития литературы и бесталанностью автора, сколько средневековым представлением о божественном происхождении произведений искусства, красота которых не поддается определению с помощью обычных слов. Не случайно Иоанн Лукьянов не привел подробного описания константинопольской Софии, а дал оценку красоте и монументальности сооружения через эмоциональное восприятие паломника – ум человеч пременился, такое диво видевше. В такой же лаконичной манере выполнено описание внутреннего убранства церкви, где все ограблено, стенное писмо скребено, толко в ней скляничныя кандила турки повысили многое множество, для того что они ее в мечеть претворили (л. 20–20 об.). Основное внимание при изображении интерьера храма паломник обращает на религиозные раритеты, хранящиеся здесь. С одной стороны, этого требовал жанровый канон паломнического хождения, ориентированный на правдивость и точность рассказа, с другой стороны, подобные перечни – следствие барочной тенденции к коллекционированию всего необычного, сенсационного. Категория пространства в путевой литературе неразрывно связана с категорией времени. Время является показателем активности личности. Им измеряется протяженность жизни человека, его способность в отпущенный срок реализовать себя в делах, основанных на принципе любви к ближнему и полезных обществу. Понятно, почему основное место в эстетической системе литературы барокко занял бог Хронос, а эмблемой стала Смерть с косой и часами – излюбленный образ писателей и живописцев петровской эпохи. Коллизия «человек и время» обрела особую популярность в путевой литературе рубежа столетий. Писатели-путешественники, в том числе и Лукьянов, воспринимали земное время с прагматических позиций, полагая, что оно, сконцентрированное в добрых делах и помышлениях, может стать залогом вечной жизни. Основу жанра «хождения» составляет движение путешественника в пространстве и времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Первый день китайского путешествия Патриарха Кирилла. Путевой дневник Милены Фаустовой 3 мин., 10.05.2013 Китайские журналистки, наряженные в свои лучшие платья; изумленные местные жители Поднебесной останавливаются на улицах, чтобы посмотреть на пролетающий мимо кортеж. Приезд Патриарха Кирилла в КНР вызвал широкий резонанс. И потому, что это первый в истории страны визит Предстоятеля Русской Церкви, и потому, что, несмотря на то, что Православию в Китае более 300 лет, о нем все-таки сегодня знают немногие. ПЕКИН. День 1. - Леди, леди, можно с вами сфотографироваться? А Вы откуда? Россия? Ооооо! Москва? Ооооо! Ходить по улицам Пекина опасно в прямом и переносном смысле слова. До поездки предупреждали, чтобы с незнакомыми китайцами на улице ни в коем случае не заговаривали - могут обмануть, развести на деньги и так далее. Уже в Пекине понимаешь, что становишься не только пристальным объектом для мошенников, но и вполне мирные жители смотрят на тебя как на диковинку. Иностранцев очень мало и любой выделяется из кажущейся однотипной толпы. Бейджики причастных к патриаршему пулу привлекают особое внимание. Конечно, рекламных постеров и растяжек - что-то типа «Китай встречает Патриарха Кирилла», которые обычно можно встретить в самых разных странах, когда-либо посещаемых Предстоятелем Русской Церкви, тут нет. Но интерес к визиту - огромный. Официальные встречи - две за первый день - с главой КНР Си Цзиньпином и директором Государственного управления по делам религий при Госсовете КНР Ван Цзоанем, проходят при журналистском ажиотаже. Китайцы искренне огорчаются, когда понимают, что возможности задать вопросы высокому гостю не будет, но внимательно слушают каждое слово Патриарха, а особенно воспоминания Святейшего о том, как он в юношеские годы жил напротив китайского общежития в Ленинграде. Этот рассказ местные акулы пера потом еще долго обсуждают. Как, впрочем, и утверждения Патриарха о том, что никакие экономические и политические отношения, какими бы теплыми они ни были, не могут превратиться в действительно дружеские, если в них отсутствует главный фактор - духовный. Диалог на уровне сердец – это то, что предлагают религии в целом, и Русская Православная Церковь в частности.

http://foma.ru/pervyj-den-kitajskogo-put...

Друг и сослужитель о. Георгия протоиерей Александр Борисов сказал о том, что новая книга «Путевой блокнот» его «буквально потрясла». «Чем больше проходит времени с момента, когда о. Георгий ушел из земной жизни, тем значительней видится его личность... То, что о. Георгий был человек необычайно эрудированный, высокой культуры – я это знал, но не знал, что в таких разнообразных ракурсах: и Греция, и Рим, и какая-то российская усадьба –  везде он идет в глубину явления, которое встречает», -- об этом, по словам о. Александра, свидетельствуют путевые заметки о. Георгия. В этой книге проявились многие фундаментальные качества личности о. Георгия: «умение во всем находить хорошее, …несмотря на критическое отношение ко многим печальным вещам»; всесторонняя образованность, способность глубоко общаться с самыми разными людьми; «настоящий патриотизм – когда человек видит все язвы своей страны, но и то, на что можно надеяться». Все это «богатство», продолжил выступавший, о. Георгий «соединял с горячей церковной верой», «своей мыслью и делами следуя за Христом». «Человеком единства» назвал о. Георгия иеромонах Иоанн (Гуайта), который много лет знал священника еще и как коллегу по преподаванию иностранных языков. По словам о. Иоанна, о. Георгию удалось соединить то, что в обычной жизни соединить практически невозможно. «Он сочетал настоящую кабинетную интеллектуальную утонченность – и деятельность священника, который должен общаться абсолютно со всеми; он был человеком единства античности и современности – прекрасно зная классическое наследие, он горячо и даже страстно воспринимал то, что происходило в российском обществе и в политике; будучи абсолютно русским человеком, он был и человеком единства русской и западноевропейской культур», -- сказал о. Иоанн. Кроме того, о. Георгию «каким-то образом, в единственном числе, удалось олицетворять единство Восточной и Западной  Церквей» – будучи «до мозга костей настоящим православным человеком», он впитал все богатство западной христианской традиции. Для описания такого многогранного единства личности о. Георгия более всего подходит образ моста, считает о. Иоанн: «упираясь в два берега, мост соединяет их, но сам висит над пропастью», в этом – и величие, и некий трагизм. «Это великий урок о. Георгия, самый важный из всех других его уроков», -- сказал иеромонах, для которого о.Георгий стал «образцом священника, по причине его крайней самоотдачи».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010