Такой траур не может предполагать отношение к Й. К. как к празднику, он лишает покаяние его актуального смысла. Исходя из данных обстоятельств, Ю. Велльгаузен предложил считать Й. К. послепленным нововведением. Велльгаузен пришел к выводу, что до разрушения Первого храма дни всеобщего поста не имели строго фиксированного места в богослужебном календаре, «они назначались особо, и поводом к ним всегда были какие-либо необычайные события: публичное исповедание вины или угроза божественного гнева и в особенности народные бедствия, постигавшие страну» ( Велльгаузен. 1909. С. 95). Так, Иезавель , чтобы придать офиц. характер обвинению в адрес Навуфея, приказывает объявить пост (3 Цар 21. 9, 12). Иоиль призывает объявить пост по случаю голода (Иоиль 1. 14; 2. 15). Напротив, в период плена всеобщие посты становятся регулярным явлением. В Захарии пророка книге упоминаются покаянные посты, совершавшиеся в 5-м и 7-м месяцах на протяжении 70 лет плена (Зах 7. 5). В Иезекииля пророка книге дается подробное описание священнодействий, к-рые должны будут совершаться в восстановленном Иерусалимском храме, и среди них назван день очищения, близкий по содержанию к Й. К., но совершаемый 2 раза в год: «...в первом месяце, в первый день месяца, возьми из стада волов тельца без порока и очисти святилище. Священник пусть возьмет крови от этой жертвы за грех и покропит ею на вереи храма и на четыре угла площадки у жертвенника и на вереи ворот внутреннего двора. То же сделай и в седьмой день месяца за согрешающих умышленно и по простоте, и так очищайте храм» (Иез 45. 18-20). По мнению Велльгаузена, речь идет не об очищении храма в один и тот же месяц в 1-й и 7-й дни, а об очищении в 1-й день 1-го месяца и 1-й день 7-го месяца: именно такое понимание следует из Септуагинты, к-рая вместо «седьмой день месяца» дает чтение «в седьмой месяц» (ν τ βδμ μην; Иез 45. 20). В этом случае осенний день очищения у Иезекииля даже по дате приближается к соответствующему дню в кн. Левит, но тем не менее эти праздники не тождественны. Источники эпохи плена свидетельствуют об усиленном стремлении придать посту общеобязательный и систематический характер, но даже в этих источниках еще не описан великий День очищения в том виде, в каком он представлен в Лев 16.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

То, что Господь говорит, переходит все границы, и звучит почти как соблазн. Что это значит? Он ставит нам в пример профессиональных служителей греха, грешников по образу жизни, публично демонстрирующих перед всеми свою греховность? Было бы странно подозревать Господа в оправдании греха. Смысл этого парадоксального утверждения, как и предваряющей его притчи, — направить наше внимание на покаяние. Худший из всех грехов — самодостаточность. Обходиться без Бога, не иметь нужды в Нем. И мы знаем, что во времена Спасителя те, кто почитали себя за праведников, не испытывали нужду в спасении, которое им предлагал Господь. У них не было недостатка ни в чем, и они не получили ничего. А грешники устремились к Нему как к своему Спасителю. Смогу ли я, как грешники, о которых говорит Господь, увидев свои грехи, осознав, что погибаю, всем сердцем возжелать благодати, спасающей меня? Не сужу ли я только внешне о других людях, терпящих в жизни жестокое поражение, — в то время как Господь по-прежнему дает им шанс. «Мытари и грешники вперед вас идут в Царство Божие», — говорит Он. Кому это говорит Господь «вперед вас»? Кто эти люди, которые будут изгнаны из Царства Божия? Не бываю ли я среди них, по крайней мере, иногда? Подготовка к Великому Посту начиналась молитвой мытаря, и с этой молитвой мы вступаем в Страстную Седмицу: «Боже, милостив буди мне, грешному!» «Ибо, — говорит Господь, — пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему; а мытари и блудницы поверили ему». Как притча о двух сыновьях противопоставляет «слово» и «дело», «да» уст и «нет» поступков, так противопоставляет Господь веру и неверие. Господь спрашивал до этого первосвященников и старейшин: «Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков? Они же рассудили между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какой властью это делаю». Но теперь Господь ясно дает им понять, что значило крещение Иоанново, чтобы всей глубиной Своей Божественной праведности обличить их лицемерие.

http://moral.ru/утреня-великого-понедель...

Тогда вы окажетесь в вечных цепях ада. Так-то бывает с этим родом злым. Но можно ли безнаказанно хулить Иисуса Христа, Сына Божия? Господь говорит: «если кто скажет слово на сына Человеческого, простится ему» ( Мф.12:32 ), т. е., если кто соблазнится земным происхождением, уничижением, бедностию И. Христа, тому простится, если уверует и покается, потому что здесь нет греха упорствующего ума и злой воли, а есть лишь заблуждение, недоразумение, неведение, которые при более близком знакомстве с личностию Евангельского Христа могут рассеяться и замениться ясным и точным знанием дела. Но когда человек решится хулить И. Христа, как Сына Божия, подвергать сомнению и отрицанию Его божественные достоинства, Его чудесные дела, совершаемые силою Божиею, тогда грех хулителя Сына Божия квалифицируется, как хула на Духа Святого. Если верующий в Сына Божия даже не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия; если верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём, то не может быть и речи о возможности обновления человека путём покаяния, если он решится снова распинать в себе Сына Божия и ругаться Ему ( Ин.3:18, 36 ; Евр.6:46 ). Такой человек, как негодная земля, производящая тернии и волчцы, близок к проклятию, конец которого сожжение ( Евр.6:8 ). Таким образом, хула на Сына Божия, или ругательство Ему, есть тоже грех непростительный, ибо личность Сына Божия и Духа Святого вместе со Отцем Небесным есть Троица единосущная и нераздельная ( 1Ин.5:7 ). Это во-первых. Во-вторых, бесчестит И. Христа может только тот, кто уже одержим бесом, кто уже записался в число детей диавола и творит его похоти (волю), кто раб греха, нравственно связан, не свободен, кто до того удалил себя от Бога и от истины, что не может уже ни слышать слов Христовых, ни веровать в Него ( Ин.7:4349, 3:20 ). Участь таких людей ясно указана И. Христом: умрёте во грехах ваших, ибо если не уверуете, что это Я, умрёте во грехах ваших ( Ин.8:24 ). А умереть во грехе – значит умереть нераскаянным грешником, не прощённым от Бога, осуждённым ( Ин.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Уже в Новом Завете Предтеча и Креститель Христов Иоанн до того, как Господь вышел на общественное служение, проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Лк. 3; 3 ), а приходившие к Иоанну Крестителю каялись, исповедуя грехи свои ( Мк. 1; 5 ). Потом призыв к покаянию прозвучал уже из Божественных уст. Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1; 15 ), – возгласил Христос. Отпускать грехи в ветхозаветное время мог только Сам Господь; в основанной же Христом Церкви такое право дается апостолам и их преемникам. Так апостолу Петру Господь говорит следующие слова: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16; 19 ). Исповедь как главнейшая часть Таинства Покаяния, совершалась со времен апостолов: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои ( Деян. 19; 18 ). Обрядовые формы совершения Таинства в апостольский век не были разработаны в деталях, но основные компоненты литургико-богослужебной структуры, присущие современному чинопоследованию, уже существовали. Они были следующими. 1 . Устное исповедание грехов перед священником. 2 . Поучение пастыря о покаянии сообразно с внутренним устроением принимающего Таинство. 3 . Ходатайственные молитвы пастыря и покаянные молитвы кающегося. 4 . Разрешение от грехов. Если исповеданные кающимся грехи были тяжкими, то могли назначаться серьезные церковные наказания: временное лишение права участвовать в Таинстве Евхаристии; запрещение присутствовать на собраниях общины. За смертные грехи – убийство либо прелюбодеяние – не раскаявшихся в них публично извергали из общины. Грешники, подвергнутые такому суровому наказанию, могли изменить свое положение только при условии искреннего покаяния. В древней Церкви существовало четыре разряда кающихся, отличающихся степенью строгости наложенных на них епитимий. 1 . Плачущие . Они не имели права входить в храм и должны были, оставаясь в любую погоду у паперти, со слезами просить молитв у идущих на богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Федоровский в то же время показал: «я верю Евангелию и Библии » 559 . « Церковь я признаю, говорил Федоровский, на всяком месте, где собрание верующих во Христа» 560 . «Я верю, что Бог есть в трех лицах и что Он же есть Дух (показание Федоровского). Крещения и миропомазания, показывал Федоровский, не признаю, брак, священство, елеосвящение и покаяние признаю по учению Евангелия» 561 . «Детей пока не крестим, говорил Капустинский корреспонденту «Нового Времени», да и в том нет особенной нужды, даже и в том случае, если они умирают без крещения, ибо Спаситель сказал: «таковых есть царствие Божие». Не сходимся с ними (баптистами) во взгляде на крещение водою. Причащение, как таинство, не существует, но когда заблагорассудится – делается преломление хлеба и вкушается вино, но только в воспоминание тайной вечери, а не в спасение. Исповедь признается, причем каждый должен каяться в своих грехах постоянно и публично в собрании. Священников хотя пока и не имеем и заменяем их старшим в собрании, но достойных из своей среды, по избрании, за пресвитеров признаем, и они будут у нас скоро. Брак признаем согласно писаниям в том смысле, что сочетавающийся оставит отца и мать и прилепится к жене своей. Развода у нас не существует, ибо Спаситель сказал, что развод существует только по жестокосердию вашему. Исключение допускается только в том случае, когда одна из сторон отпадает и становится неверующей». «Учение наше состоит в вере во Христа, говорил Капустннский, любви, мире и безупречной жизни, даже пред лицом врагов. Никаких именин, крестин, родин, похорон и прочего не чествуем ни трапезой, ни бездельем» 562 . На преступников христиане (дымиевские штундисты) смотрят, по сообщению корреспондента, с духовной точки зрения; они жалеют их, ибо преступники творят-де по неведению. Преступник, раз он раскается, уже не преступник и может быть принят в среду христиан и считаться таким же братом, как и другие, ибо Господь кающихся не отвергает, а, напротив, сказал; «приидите ко мне все труждающиеся и обремененные».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Церковь существует для преображения мира, для перерождения людей, в ней они движутся к совершенству, поэтому неизбежно, что на разных ступенях церковной жизни стоят люди различной степени святости, в том числе и грешники. Здесь важен не факт греховности, а наличие стремления к святости. Если мы, будучи членами Церкви, реально осознаём свою греховность, но боремся с ней, стремимся к святости как цели нашего существования, то привлекаем к себе благодать Божию и освящаемся ею, укрепляясь в противостоянии греху. Мы не чужды святости Церкви, но приобщаемся ей. Более того, для согрешающих в Церкви установлено таинство Покаяния. Те, кто искренне кается в грехах, могут получить прощение: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин. 1:9 ). Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника ( 1Ин. 2:1 ). Святость Церкви не есть сумма личных святостей её членов. У Церкви один источник святости – Бог, а все члены Церкви только воспринимают её и не способны её осквернить, подобно тому, как луч света, освещая грязные места, не утрачивает своей чистоты, не повреждает свою благую сущность. Ни один из членов Церкви, ни какое-либо множество согрешающих людей не способны нейтрализовать источник божественной святости в Церкви своими грехами. Подобно как и до пришествия Христова всё человечество не могло своими добродетелями исчерпать поток греховности. Однако существует некоторый предел, преступив который грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти (через публичную анафему), или невидимым действием суда Божия. В Пространном катехизисе (чл. 9) говорится: Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою, а грешники нераскаянные или видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она сохраняется святою. К таковым относятся отступники от христианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные догматы веры. Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей. Все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остаётся чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению. Соборность (кафоличность) Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Первоначально эти свидетели выбирались самим епископом из членов общины, с XII в. общиною. Деятельность синодальных судов, назначавших публичное покаяние за церковные преступления, поддерживавшаяся и королями, принадлежит не периоду вселенских соборов, а позднейшему времени; но для истории публичного покаяния она имеет важное значение даже и в отношении к периоду вселенских соборов, в том смысле, что служит наглядным показателем распадения двух сторон, безразлично смешивавшихся в институте публичного церковного покаяния: дисциплинарной или даже карательной, как видно будет далее, и сакраментальной. Бинтерим 366 в следующих общих чертах представляет процесс этого распадения сакраментальной и дисциплинарной стороны публичного церковного покаяния. В средние века, говорит он, т. е. с момента вступления церкви в тесную связь с государством, карательная сторона публичного покаяния отделилась от спасительной. Раньше институт публичного покаяния соединялся с таинством и при тайных, и при явных преступлениях; теперь эта связь сохраняется лишь при тайных преступлениях и разрывается при явных. Грех вверяется ушам священника, который не заботится о публичности, а то, что заслуживает наказания в глазах общины, подлежит разсмотрению церковного судьи, который не состоит ни в каком соотношении с покаянным священником. Тем самым институт публичного покаяния теряет характер таинства и вырождается в церковно-карательной институт, соответственно правам и понятиям грубых народов. Мягкому воску придает форму рука художника, суровый камень может уступить лишь еще более суровому железу. Нельзя, поэтому, удивляться, если публичное покаяние, как карательный институт, подлежит теперь принудительным средствам светской власти. Прежде падший с плачем должен был просить о допущении к публичному покаянию, как о милости: теперь, если он не является к покаянию добровольно, вынуждается к нему. – В общих чертах процесс отрешения публичного церковного покаяния от сакраментального характера изображен Бинтеримом согласно с историей; по средние века, о которых он говорит, захватывают столь широкое пространство времени, что не излишне вдаться в некоторые подробности и с большею точностию отметить отдельные моменты внутренней истории публичного церковного покаяния в средние века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

599 О последствиях, какими сопровождалось уничтожение должности покаянного пресвитера – см. Binterim... V, 2 Th. р. 432–448; Суворов – Объем... 87–95; О церков. наказ. 70–73 стр.; К вопросу о тайн. испов. 132 стр. 600 Суворов – Объем... 126. Здесь же можно войти данные из истории публичного покаяния, на востоке и западе с V в. – 122–138 стр. 609 Meurer... 203. 204. 205. 210 р. Проф. Суворов, привода процитованное нами место из Меигег’а, отступает несколько от подлинника. Выражение «следовательно к началу X в.» он заменяет «следовательно ко времени окончательного сформирования синодальных судов» (Объем... 144–145). Почему?... Быть может он хотел этим аргументировать сказанное на 137 стр., а быть может имел в виду и какую либо иную цель... Несомненно, что выражение проф. Суворова гораздо туманнее, чем выражение Мейрера, так как окончательное сформирование зендгерихтов можно относить и к XII в., когда произошла перемена в выборе синодальных свидетелей. 610 Проф. Суворов не соглашается со столь ранним установлением в церковной практике института тайной исповеди. «Из того, что дисциплинарная природа церковного покаяния выступала более и более резко и превращала даже этот институт в институт карательный, не следует заключать, пишет проф. Суворов, чтобы с соответствующей ясностью развивалось сознательное обособление его от таинства покаяния. Смешение церковного суда с божественным и церковного разрешения (absolutio) с божественным прощением грехов приводило к тому, что известные дела покаяния, со всевозможными комбинациями совмещения и замены, рассматривались не только как удовлетворение общественному порядку, но и как способ искупления наказаний за грехи и прощения грехов» (Объем... 142–143 стр.). Но ведь дело не в том, каким путем – сознательно или бессознательно совершилось обособление таинства покаяния от института публичного покаяния, а в самом факте обособления – в том именно, что таинство покаяния к началу Х-го века окончательно отделилось от публичного покаяния, а отделившись, оно вступило в исключительную связь с тайной исповедью, которая, хотя и практиковалась ранее, но гораздо реже публичного покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

В письмах и ответах его разным лицам даются различные указания относительно публичного покаяния 343 , из которых с несомненностию явствует, что институт публичного церковного покаяния был институтом не отжившей истории, а живой практики, современной Льву. Постановления западных соборов свидетельствуют о том же. В северной Африке действовал общий принцип, что виновные в явных грехах должны подлежать публичному церковному покаянию и возсоединиться с церковью путем публичной реконцилиации, т. е. примирения, разрешения, при участии епископа 344 , и этот принцип продолжал действовать в северной Африке до тех пор, пока вообще продолжалась жизнь североафриканской церкви, подорванная сначала вандалами, потом арабами. Постановления соборов Испании п Галлии, равно как соборов франкских, по образовании государства меровингов, – постановления частые и подробные, предписывающие острижение и покаянное одеяние, отлучение от церкви лиц, начавших отбывать публичное покаяние и оставивших его, воспрещающие присутствовать кающимся на пирушках и заниматься ведением дел, указывающие, как следует проходить церковное покаяние лицам, состоящим в супружестве, воспрещающие распространение публичного церковного покаяния на клириков и на несовершеннолетних и т. п., все эти постановления падают на V, VI и VII столетия 345 . Спорным вопросом между исследователями остается только степень расшатанности церковной дисциплины во франкской именно церкви и степень влияния на эту последнюю ирландско-британской и англосаксонской церковной дисциплины, которая имела свои резкие особенности и развилась, по меткому выражению Лёнинга 346 , из распространения монастырской дисциплины на мирян, а не из инстинктивного отвращения свободных народов от унизительных тягостей публичного церковного покаяния 347 . В пенитенциале Феодора кентербюрийского говорится, что в англосаксонской церкви нет ни публичного примирения кающихся, ни публичного покаяния 348 . Церковное покаяние по пенитенциалам есть privata poenitentia, а не publica, оно состоит главным образом в посте, – оттого poenitere и jejunare употребляются в англосаксонских пенитенциалах, как синонимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Публичное покаяние также потерпело перемены. Много нового внес в церковное покаяние Воинский Устав (1716 г.) 834 . Резкую особенность составляет уже то, что церковное покаяние назначается по Воинскому Артикулу судом светскимъ; здесь церковное покаяние является не только коррективом уголовных наказаний, в роде средневековой но даже само становится до некоторой степени уголовно-карательным институтом. Наложение покаяния не сообразуется с нравственным состоянием преступника, а определяется лишь совершившимся деянием. Раз факт преступления на лицо, то должно быть и возмездие, должно быть и покаяние. И это покаяние не есть воздыхание, и слезы, и труд, смирение души постом и бдением, как его понимали в старину 835 , – а есть публично выраженное раскаяние, удовлетворение Бога и церкви, «сатисфакция», произносимая в присутствии народа. По Дух. Регламенту покаяние состоит в том, что кающийся публично в церкви приносит епископу свое покаяние и просить разрешения со исповеданием греха своего и гордого презорства, как выражается Регламент. Кающемуся предлагаются соответствующие вопросы. После ответа на них, который должен говориться в слух всего народа, епископ читает над кающимся грешником разрешение. После этого в ближайший праздничный или воскресный день он причащается Св. Таин 836 . В таком именно роде публичное покаяние было понесено в 1723 г. отставным солдатом Иваном Красковым, взятым с подозрительными письмами, травами и жеребейками. «Красков, с 10 но 17 марта, каяся, вне церкви стоял и по заамвонной молитве, в церкви (Успенского собора) пред народом вина его прочтена и он в том у иереев и у предстоящих прощения просил и впредь подобного обещался не творить, – а 23 марта, по исповеди его протопопом, Св. Евхаристии сподоблен и пред приобщением паки был вопрошен и также сказав, что истинно кается и впредь тому подобное обещается отнюдь не творити» 837 . Когда покаяние налагалось светским судом, то в церкви читалась самая сентенция суда, изложенная в указе 838 . Но вместе с этим продолжали действовать и прежние виды наказаний –монастырское заключение и телесные наказания 839 . Рядом с ними существуют и денежные штрафы. Напр., в Новгородском архиерейском разряде штрафуют за церковную противность, за покражу из церкви двух жестяных лепестков от херувимских образов, за пропуски в ведомостях об исповедавшихся и т. д. 840 В Св. Синод поступали деньги с раскольников 841 , а также с уклоняющихся от исповеди 842 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010