Прибыв в Самарию, Петр и Иоанн возложением рук преподали самарянам благодать Святого Духа. Это Таинство произвело большое впечатление на Симона-волхва. Он решил и сам приобрести такую возможность. Поэтому он обратился к апостолам со следующей просьбой: Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого (Деян. 8, 19); при этом Симон-волхв предложил апостолам деньги. Апостол Петр, для которого благодать Святого Духа была жизнью во Христе, возмутился такой просьбой. Но даже и в возмущении своем Петр прежде всего оставался пастырем Церкви Христовой; поэтому, отвечая Симонуволхву, апостол призвал его к покаянию сказав: Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян. 8, 20–23). Как показала дальнейшая история Симонволхв был далек от покаяния. Но и его до глубины души напугало пламенное увещание апостола Петра. Поэтому он просил апостолов: Помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами (Деян. 8, 24). Апостолы провели в Самарии еще некоторое время – они ходили по селениям и проповедовали Евангелие. После этого они вернулись в Иерусалим, к своим заботам о благе иерусалимской общины и проповеди Христа в святом городе. После гонения: путешествие апостола Петра по общинам Гонение обескровило иерусалимскую общину. Большая часть эллинистов, входивших в первохристианскую общину, покинула Иерусалим. Однако, благодаря гонению, христианство стало распространяться в Палестине и Сирии, а в последующие годы христианское благовестие распространилось далее – вплоть до Финикии и Кипра. В различных городах возникали небольшие общины, основу которых составляли бежавшие из Иерусалима христиане. Первосвященники и ревнители из фарисеев, главным из которых был Савл, попытались было распространить гонение и на эти общины. Но после обращения Савла эти попытки были оставлены. Даже в Иерусалиме, в связи с прекращением публичной храмовой проповеди, гонение постепенно сошло на нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

– Пророк? Иудеи воображали также, что Илия не один явится пред пришествием Мессии, а с Иеремиею или с кем-нибудь ещё из древних пророков ( Мф. 16 и прим.). Иоанн говорит: нет в том же смысле, в каком сказал, что он не Илия, т. е. что он не воскресший древний Иеремия или какой-либо другой пророк лично, хотя опять сим не отрицается, что он есть предтеча Мессии и вместе с тем пророк, и – ещё величайший из пророков, как назвал его Христос ( Мф. 11:11 ). 22. Ин. 1:22 . Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Кто же ты и пр.: посланные должны были прийти в недоумение от ответов Иоанновых; он не Мессия, не Илия, не пророк, а между тем явление его свидетельствует, что он необыкновенный человек, – кто же он? На народное мнение они не могли положиться, и притом мнение это не могло быть определённо и точно, – ещё неоткуда и не от кого было узнать, и посланные спрашивают решительного ответа от самого Иоанна – кто же он, что он сам о себе скажет, мотивируя этот настойчивый вопрос тем, что они должны принести определительный ответ Синедриону. 23. Ин. 1:23 . Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. Ис. 40:3 ; Мф. 3:3 ; Мк. 1:3 ; Лк. 3:4 Я глас вопиющего и пр.: см. прим. к Мф. 3 и парал. 24. Ин. 1:24 . А посланные были из фарисеев; 25. Ин. 1:25 . И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Посланные были из фарисеев: следовательно, особенные ревнители старческих преданий и блюстители (мнимые) чистоты еврейского правоверия (см. о них в прим. к Мф. 3:7 ). – Что же ты крестишь и пр.: вот причина, почему они посланы были спросить у Иоанна, кто он. Крещение было в то время в употреблении, но совершалось оно только над прозелитами язычниками, принимавшими веру иудейскую, – а не над природными иудеями. Иоанн изменил этот обычай и крестил всех приходивших к нему иудеев. Они полагали, на основании пророчеств ( Иез. 36:25, 37:23 ; Зах. 13:1 ), что крещение имеет право совершать только имеющий прийти Мессия или Его предтеча, а между тем его совершает Иоанн, прямо объявивший им, что он не Мессия, даже не Илия, не пророк (в указанном смысле). Что же это значит? Какое же он имеет право совершать это действие, если он не только не Мессия, но даже не Илия и не пророк, т. е. не предтеча Мессии в их смысле? А между тем ещё действие, совершаемое им так публично, торжественно, всенародно, было прямым указанием, что всё общество, весь народ Божий не чист и требует очищения ( Агг. 2:13 ) чрез омовение и покаяние. Что особенно не согласовалось с фарисейским самомнением и гордостью, и чем они – мелочные поборники всевозможных мелочных омовений и очищений внешних ( Мк. 7:3–4 ), могли ещё оскорбляться и огорчаться. Не в этом ли может быть причина нарочитой заметки евангелиста, что посланные были из фарисеев, следовательно, так сказать, ещё лично, более других заинтересованные разъяснением для себя действий и лица Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Пусть это будет вместе с тем и уроком для благоразумных, чтобы не слишком услаждать глаза свои общественными зрелищами, и не спешить на конные ристалища, и не захватывать еще ночью места в театре: безумна ведь эта жажда непристойных зрелищ. И в самом деле, люди не могут дождаться дня, сгорая от нетерпения, и еще ночью захватывают места тьмы, чтобы непристойными зрелищами усладить взоры, или посмотреть на схватки борцов с дикими зверями. И сидя там, нередко зрители – люди выражают больше расположения к зверям, чем к подобным себе людям. Неужели тебе не жалко того несчастного, который из-за куска хлеба добровольно отдает себя на съедение зверям и в угоду ненасытимой страсти насыщает собой утробы зверей. Но у него желудок ненасытен, у тебя же ненасытны глаза. Иной выходит шутом, на позор себе самому производит ужимки, за плату выдает себя с головой на смех, не стыдится даже, если его бьют публично, сам подставляет щеки под удары, волосы сбривает бритвой, чтобы ни один волос не свидетельствовал против его бесстыдства. Иной посвящает себя похотливым женским пляскам, вопреки природе и с досадой на то, что родился у своих родителей не женщиной, и таким извращением природы даже гордится. Чего только не делают люди ради своего чрева и корысти и из-за тщеславия позорными делами; о таких прилично привести свидетельство Павла: «их бог – чрево, и слава их – в сраме» ( Фил. 3:19 ). Не ходите же туда, не спешите делать шаги в том направлении, да и на своих пирах не допускайте непристойных увеселений. Иногда ты говоришь: хорошо, я откажусь от театра и даже не взойду на ступеньки: можно повеселиться и попировать [дома]. Но и тут у вас повторяются неприличные театральные сцены. Что тебе пользы в том, что ты отказался от театра? Не к камням ведь мы чувствуем отвращение? Ведь не камни театров осуждаются, а безобразие того, что там совершается, негодность неприличных зрелищ, которая через органы зрения и слуха, как через какие-нибудь окошки, вводит вора. Итак, когда ты отказался от театра и к столу своему допустил бесчинства представлений, ты сам не замечаешь того, что дом свой обратил в театр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

РЕШЕНИЕ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОБРАНИЯ Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии РЕШИЛИ : Мы, нижеподписавшиеся: 1. Осуждаем экуменизм как ересь , повреждающую и извращающую учение Святой Православной Церкви. Просим всех ответственных лиц о скорейшем соборном рассмотрении вопроса по выходу РПЦ МП из еретического экуменического движения по примеру Иерусалимской, Сербской и Грузинской Православных Церквей. Ради мира и церковного единства просим всех причастных к этой ереси принести покаяние и отречься от нее, да пребудем все едины в чистоте православного вероисповедания. 2. Просим руководство Московской Патриархии осудить такое явление церковной жизни как “неосергианство”, и в дальнейшем строить взаимоотношения с государственной властью и светским обществом, руководствуясь евангельскими и святоотеческими принципами , по слову Апостола Павла -- “Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым” (Гал.1:10). 3. Выражаем нашу боль и обеспокоенность священноначалию РПЦ МП, в связи с недостаточной активностью обличения нравственных пороков современного общества . Призываем архипастырей и пастырей, являть своим примером образец высокой нравственности, а в отношениях с государственной властью, последовать примеру Святейшего Патриарха Тихона (пророка Илии, Иоанна Крестителя, Св. Патриарха Ермогена) и более решительно обличать пороки и недостатки современной государственно-политической и общественной жизни. Например: проведение гей парадов содомитов, разрешение абортов и эвтаназии, поголовную вакцинацию, алкоголизм и наркоманию, пропаганду “полового воспитания”, “планирования семьи”, “агрессии и насилия”. Так же, согласно церковным канонам, необходимо предать публичному отлучению от Церкви лиц, повинных в растлении нации, в первую очередь, через средства массовой информации . “ Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели ” (1Тим.5:20). Убедительно просим более твердо придерживаться традиций Православной Церкви, чтобы не быть виновными за происходящие ныне попрания Божественных законов по слову Св. Писания: “ И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня . Когда Я скажу беззаконнику: беззаконник! ты смертью умрешь, а ты не будешь ничего говорить , чтобы предостеречь беззаконника от пути его, ? то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей . Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, -- то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою ” (Иез.33:7-9).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святой пастырь был обильно наделен от Бога духовными дарами, в том числе и даром прозорливости: он знал, кто из стоящих в храме не покаялся или назвал не все свои грехи. В таких случаях отец Иоанн обращался к человеку со словами: «И ты кайся» и так приводил его к искреннему покаянию. Общая исповедь, проводимая святым Иоанном Кронштадтским , близка к древней публичной исповеди. В настоящее время общей исповедью называется проповедь и/или перечисление (напоминание) грехов самим священником от лица всех молящихся перед частной исповедью. Таинство Елеосвящения Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), на него призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные немощи. Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они « многих больных мазали маслом, и исцеляли » (Мк. 6:13). Особенно подробно описывает это Таинство апостол Иаков, брат Господень: « Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему » (Иак.5:14–15). Елеосвящение иначе называется соборованием, потому что для совершения его обычно собираются несколько священников (но таинство может быть совершено и одним священником). Для совершения таинства используется растительное масло – елей (символ милости Божией к людям), соединенное с красным вином. На Востоке оба эти вещества использовались для лечения ран; в Священном Писании есть многократные свидетельства о такой традиции (напр., в евангельской притче о милосердном самарянине). После молитвы об освящении елея читаются семь избранных мест из апостольских посланий и семь фрагментов Евангелия. По прочтении каждого Евангелия, священник крестообразно помазывает у больного чело, щеки, грудь, руки. После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает, как исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящего и при этом молит Господа о прощении всех его грехов. Затем больной целует Евангелие и Крест.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.436.    Иоанн Лествичник, преп. Лествица. М.: Правило веры. 1996.с.314.    Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.46—56.    Савва, схиигумен. О главных христианских добродетелях и гордости. Йошкар-Ола: МПИК. 1991. с.68.    Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.551.    Христианская жизнь по Добротолюбию. М.: Свято-Данилов монастырь. 1991. с.48.    Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 5. с.207.    Дмитрий Ростовский, свят. Жития святых. Месяц февраль. Козельск: Введенская Оптина пустынь. 1993. с.501. Благодатные средства укрепления Духовной жизни... Исповедь Священное Писание об установление исповеди    «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23).    «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:19).    Интересный случай публичного покаяние описывает прп. Иоанн Лествичник: «Пришедши в некоторое общежитие, видел я страшное судилище доброго судии и пастыря. В мою бытность там случилось, что один разбойник пришел, изъявляя желание вступить в монашество. Превосходный пастырь оный и врач повелел ему семь дней пользоваться совершенным покоем, и только рассматривать устроение обители. По прошествии седьмого дня, пастырь призывает его и спрашивает наедине: желает ли он остаться с ними жить? И увидев, что он со всею искренностью согласился, опять спрашивает его, что он сделал худого, живя в мире. Разбойник немедленно и со всем усердием исповедал ему все грехи свои. Тогда пастырь, искушая его, сказал: «Хочу, чтобы ты объявил все это перед всем братством». Он же, истинно возненавидевши грех свой и презревши весь стыд, не колеблясь обещался исполнить сие, говоря: «Если хочешь, то сделаю это даже посреди Александрии». Тогда пастырь собрал в церковь всех своих овец, которых было триста тридцать, и во время совершения Божественной литургии (ибо день был воскресный), по прочтении Евангелия, повелел ввести сего непорочного осужденника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Слово Божие открывает нам, что Закхей точно был грешник, уже погибший, но что покаяние его принято Богом и погибший грешник внезапно причислился к лику спасенных. Очевидно, что люди не могли знать действительности этого покаяния и, преступая заповедь Божию, воспрещающую осуждать, согрешили и пред Богом и пред ближним. Книжники и фарисеи привели пред Господа женщину, пойманную в прелюбодеянии. Они, требуя суда от Господа, ссылались на закон Моисеев, повелевающий побивать камнями прелюбодеев. Господь сказал фарисеям: Кто из вас без греха, первый брось в нее камень. Они, будучи обличаемы совестию, один за другим вышли и оставили несчастную женщину одну пред Господом. Господь изрек ей прощение в следующей смиреннейшей форме: Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?.. И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши ( Ин. 8; 3–11 ). Из этого видно, что причиною непомерно строгого суждения ближних есть собственная греховность, на которую не обращено внимания. Святой Иоанн Лествичник повествует, что в монастырь к некоторому великому отцу пришел для покаяния и поступления в число иноков разбойник. Этот разбойник принес публичную исповедь в своих грехах, самых тяжких, и великий отец увидел явившегося некоторого светоносного мужа, державшего хартию в руках и изглаждавшего написанные на ней страшные грехи разбойника по мере обнаружения их исповедию. 202 Такова сила исповеди. Она основана на бесконечности цены, которою мы искуплены. «Собеседник» требует строжайшего покаяния от души почившего, несмотря на исповедь почившего, не только произнесенную пред духовником, но и изложенную письменно во уведение всех. «Собеседник» истязует душу почившего, как она, может быть, не была истязана на пути своем загробном – удовлетворительный ответ «Собеседнику» может дать один всеведущий Бог . Но тот служитель новозаветного алтаря, который увлекается раздражительностию и гневом, не может быть непогрешительным проповедником покаяния, которое – явление любви и милости Божией к падшему и осквернившемуся грехами человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ст. 13–18. е) Стремление народа к исполнению закона Божия. Когда Ездра, ввиду наступающего праздника кущей, объяснил народу из книги закона значение этого праздника, и когда объявлено и провозглашено было в Иерусалиме и в прочих городах, с какими обрядами должен быть совершаем праздник кущей 910 ; то народ, тотчас же, с радостью устремился приготовиться и устроиться к празднику по всем правилам и предписаниям закона. « И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле, и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот... От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня, – замечает свящ. повествователь, – не делали так сыны Израилевы », т. е. не праздновали «кущи» с таким одушевлением и радостью. Не без основания свящ. писатель примечает о днях Иисуса Навина. С этими днями весьма были сходственны и аналогичны описываемые им происшествия. Как при Иисусе, сыны Израилевы радовались и благодарили Бога за то, что после многотрудного сорокалетнего странствования по Аравийской пустыне, Он привел их, наконец, в землю Обетованную; так теперь при Ездре и Неемии народу естественно было ликовать, ибо после горьких времен семидесятилетнего рассеяния и плена во вражеских странах, Господь снова привел сынов Израиля в их отечество и помог им устроить и возобновить святыню храма. « Радость была весьма великая! » – заключает свящ. повествователь. Из этого последнего примечания видно, в какое восторженное религиозное настроение приведен был народ поучениями Ездры, и как искренно было желание народа устроить свою жизнь по предписаниям закона Божия. Само веселье праздника растворяемо было религиозными упражнениями и усердным поучением в законе Божием. Ибо « читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу ». Надобно думать, что с этого времени получил свое начало существующий доныне у Иудеев праздник «радости о законе». Он совершается в 23-й день Тисри 911 . Глава 9. Публичное покаяние народа израильского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 5. …И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу... Когда было это собрание Израильтян в Массифе? Очевидно, что в начале правления Самуилова, а не после тех двадцати лет, об которых замечено во втором стихе; ибо Самуил уже едва ли и был тогда в живых. Можно полагать, что Самуил, воспользовавшись покаянным настроением народа Израильского, тогда же и устроил религиозный обряд публичного покаяния в Массифе. Местность этого города, вероятно, особенно благоприятствовала многочисленным народным собраниям 299 . Ст. 6. …И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день… Черпание воды и пролитие ее пред Господом, т. е. перед жертвенником Господним, были символом покаянных слез 300 . Ст. 9. …И взял Самуил одного ягненка от сосцев, и принес его... во всесожжение Господу... Приносили жертвы, обыкновенно, священники: что же значит здесь, что Самуил принес жертву? Или то, что принес ее Самуил не самолично, а через священника, действовавшего во имя его; или то, что на сей случай Самуил получил от Бога власть принести жертву, как Его пророк. Выражение „взял ягненка от сосцев“ означает то, что ягненок был еще сосущий свою мать, хотя имел уже более семи дней от рождения; ибо, по закону Моисееву, новорожденное животное семь дней должно было оставаться при матери, а потом уже годилось для жертвы 301 . Ст. 15. …И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей… Сим примечанием дается понять, что Самуил судил народ Израильский даже и тогда, когда у этого народа был уже царь; ибо и при Сауле Самуил еще отправлял свое служение – если не в качестве судии, то в качестве пророка Божия. Ст. 16. …Из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал и Массифу и судил Израиля во всех этих местах... Конечно, не в этих только городах Самуил судил народ Израильский; но в них он дольше оставался, чем в других городах, чтобы чинить суд и расправу, учить народ и увещевать его к верности Богу. Вероятно, эти города представлялись в каких-либо отношениях более удобными для народных собраний.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Существуют грехи, которые до сих пор лечатся только при помощи публичной исповеди – это грехи против Бога и Церкви. Ереси и расколы лечатся сейчас исключительно чином присоединения. Грех ереси и раскола не может быть прощен на обычном Таинстве Исповеди. Одно дело, если человек просто ходил слушать лекции в секту, он не нуждается в чине присоединения, он исповедуется лично. Но если он прошел какие-то обряды посвящения в секте, он обязан пройти через чин присоединения. Какие грехи не прощаются? О непрощении грехов говорит один текст Святого Евангелия: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12, 31–32 ). Хула на Духа Святого. Сознательное сопротивление Истине. Например, сознательное отвержение чуда Божия или утверждение, что чудо Божие есть результат естественного процесса (выступления против Благодатного Огня, против творения Вселенной из ничего и другие). Отвержение милосердия Божия. Это отчаяние в спасении. Когда человек говорит, что «меня Бог не простит». Отчаяние, дошедшее до самоубийства. Отказ от исповеди с утверждением, что Бог и так простит. Ж. Ж. Руссо «Бог простит – это Его работа». Хула на Святого Духа – это только эти три пункта. Во всех этих случаях человек лишается возможности каяться. Сейчас слышатся разговоры о том, что любой сознательный грех – это хула на Духа Святого. Это ложь! Хула на Духа Святого – это то, что изложено в трех вышеперечисленных пунктах. Прощение не будет продолжаться бесконечно. Священное Писание не обещает бесконечного процесса прощения. Двери покаяния открыты только здесь и сейчас. После смерти покаяние невозможно. Смертный и несмертный грех. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин. 5, 16 ). Дионисий Ареопагит на основании этого стиха апостола Иоанна делал вывод, что за некрещеных нельзя молиться. В III веке был новоцианский раскол. Новоциане утверждали, что смертные грехи не могут быть никем прощены, кроме Бога. Это глупость. Любой раскаянный грех может быть прощен Церковью , кроме греха хулы на Духа Святого (блокирует саму возможность покаяния). Нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного. Лекция двадцать третья. Таинство Священства

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010