Итак, есть язык, который Бог знает, и есть язык, которого Он не знает. Язык, которого Бог не знает, – это язык фарисея. На этом языке хоть сотню лет Ему говори, Он ничего не поймет и ничего не ответит. Язык, которого Бог не знает, – это язык фарисея. На этом языке хоть сотню лет Ему говори, Он не поймет и не ответит «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Фарисей хватает пулемет и начинает расстреливать плохих. Вот, с прелюбодеями покончено, покончено с ворами. Но он, как будто этого ему мало, чтобы еще лучше показать Богу, что же он имеет в виду, говорит: «А я не такой, как вот этот тут! Я не такой!» – чтобы Бог понял, кто перед Ним стоит! И даже объясняет почему: «А потому что я лучше всех!» То есть я и Ты – мы составляем одно целое, между нами нет никакой разницы. На основании чего же он делает всё это? Да на основании вот этих страшных дел: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Не говорит, сколько он приобретает, а: «Даю десятую часть». Украду миллион – ну и ладно, отдам сто тысяч. Ведь фарисеи какими были? Ворами и лжецами, только прикрывались законом. Поэтому единственными людьми, которых Христос публично порицал, были фарисеи и книжники, потому что они были – и, если хотите, остаются до сих пор – источником духовной слепоты Израиля, со всем своим формализмом и крайним высокомерием вместо смиренного искания истины, подобающего духовному лидеру. Духовный лидер – тот, кто идет вперед и сам ищет истину. Истинные вожди – только те, кто не спят по ночам, чтобы лично преуспеть в покаянии и богопознании. И потом это передается другим, но передается потому, что оно есть. А если его нет, как оно передастся? Ну, повешу я себе на грудь три панагии, нацеплю еще три, но какое это имеет значение? Я же всё равно буду пустым, пустым и умру. И Бог видит, что я пустой, и ничего не вкладывает в мой сосуд.

http://pravoslavie.ru/137434.html

Итак, казалось, что весь мир выступил против Искупителя. Ему буквально не на ком было остановить Свой измученный взор. А близкие Его затерялись далеко в толпе и сами требовали утешения. Между тем вокруг Креста Христова начали совершаться необычайные знамения. Наступило затмение солнца. В людях пробудился страх, а вместе со страхом - совесть. Шум, насмешки и ругательства мало-помалу прекратились. Все погружалось в безмолвие, как будто ожидая чего-то необыкновенного. Что стало причиной покаяния второго разбойника? Эта внезапная тишина и страшное небесное знамение? А может быть, молитва Спасителя к Своему Отцу о прощении грехов поносящих Его? Так или иначе, благодать Господня коснулась его сердца и размягчила его. Теперь он уже не мог быть на стороне ненавидящих и поносящих Спасителя; теперь он был уже защитником Праведника. Будучи распятым, потеряв почти все свои силы, этот разбойник не мог, конечно, произносить громких публичных речей, не мог унимать толпу. Но он мог унять хотя бы своего нечестивого товарища. Так он и сделал, сказав: " ...или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал " (Лк. 23, 40-41). В сущности, эти слова благоразумного разбойника уже были исповеданием. Он исповедал в них свою веру в Иисуса Христа как в Праведника, страдающего безвинно. Но, очевидно, его сердце почувствовало неполноту такого исповедания; оно же подсказало ему главные слова, которые он должен был сказать своему Спасителю. " И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " (Лк. 23, 42). Именно в этих словах разбойник исповедал свою веру в Господа Иисуса Христа как в Бога, как в Хозяина Царства Небесного. В сущности, именно с этого мгновения он уже перестал быть разбойником и стал кающимся христианином... " Мал глас испусти разбойник на кресте, - воспевает наша Святая Церковь, - но велию веру обрете, во едином мгновении спасеся, и первый райская врата отверз, вниде " (антифон во Св. и Вел. Пяток утра).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/126/...

Итак, они боялись, что ради множества чудес все уверуют в Него. Так и должно было быть, в том, чтобы все уверовали в Него за несказанные чудеса, за речи, которых никогда не слышал мир, и была бы правда! Им надлежало бы радоваться тому, что народ уверовал в Сына Божия, своего Спасителя, Мессию! Оправдывая свой злодейский умысел спасением от нашествия римлян, они лгали, ибо римляне уже овладели всей Палестиной, это уже случилось раньше. Неужели для римлян, чтобы разорить всю Палестину, было бы предлогом то, что здесь появился величайший Учитель Правды и добра! Нет, не будем в этом обвинять римлян, это клевета на них. Но что же все-таки привело к этому страшному злодеянию? Почему такой злобой были исполнены сердца книжников, фарисеев и первосвященников? Почему они ненавидели Господа Иисуса, Сына Божия, Учителя любви, Спасителя мира? Именно из-за низкой, черной зависти, ибо до прихода Христа они были властителями умов и сердец народа израильского, вождями и учителями; народ считал их святыми и праведными, всякому слову их покорялся. Но теперь они понимали, что власть их, основанная на подлом лицемерии, в которой не было правды, не было подлинной силы духовной, рушится от соприкосновения с истинно Божественной властью Спасителя. Они видели и чувствовали, что слова Его таковы, каких никто из людей никогда не говорил, и опасались, что падет их авторитет, что из вождей станут они ведомыми. И желая удержать свою низкую власть, они стремились прекратить жизнь Христа. О том, что ими руководили подлая и низкая зависть и злоба, свидетельствовал Сам Христос, сурово обличая их публично и говоря в лицо так, как никогда никто не смел бы и подумать о них: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф. 23, 13 ). Было ли что-нибудь чистое, искреннее в их сердцах? Нет, ничего: сплошная тьма, сплошной, непроглядный мрак грехов, ненависти и злобы. А вот и другой, еще более страшный, образ апостола Христова Иуды, которому Господь омыл ноги, которого причастил Тела и Крови Своей и который идет продать Его за тридцать сребреников.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

« Как днем, будем вести себя благочинно » (ст.13)! За ночью может следовать вечная тьма. Какое ужасное было бы тогда пробуждение! в) Мы находимся у преддверия Великого Поста. Публичные «открытые» удовольствия в это время запрещаются. Будем избегать «всяких» греховных удовольствий, тайных и явных. Пробудимся от сна и станем поступать «как днем». Наступил час пробудиться от сна « Наступил уже час пробудиться нам от сна » Ст.11. 1. К кому относится это воззвание апостола? а) К спящим. б) К дремлющим. в) К пробудившимся, но которые, однако же, так ленивы, что не хотят встать. 2. Почему это воззвание необходимо! а) Потому что ночь невежества и греха прошла для христиан и воссиял свет благодати и покаяния (ст.12). 6) Потому что дни Великого Поста суть по преимуществу дни пробуждения от греховного сна. 3. К чему это воззвание призывает нас? а) К искреннему раскаянию и отложению дел тьмы (ст.12. 14). Наступил час пробудиться от сна « Наступил уже час пробудиться нам от сна » Ст.11. Почему? 1. Потому что солнце благодати светло озаряет нас. « Ночь прошла, а день приблизился » (ст.19). Мы должны восстать, потому что пробуждаемые благодатным светом евангелия, мы можем восстать и ходить благочинно, как днем (ст.13). 2. Потому что задача, данная для выполнения в течении жизни, очень велика. « Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа » (ст.14), чтобы Он «отобразился» в вас, чтобы вам быть подобными Ему во всем. 3. A время так коротко! Не более как один «день.» Когда мы можем сказать, что спасение сделалось для нас близким? « Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали » (ст.11). 1. Если мы восстали от греховного сна. 2. Если ночь для нас прошла. 3. Если день приблизился. 4. Если мы отложили дела темные. 5. Если облеклись в Господа нашего Иисуса Христа. Сон современных нам Христиан « Час пробудиться нам от сна .» (ст.11). 1. Долговременный сон. 2. Крепкий сон. 3. Несчастный сон. 4. Беспокойный сон. 5. Удивительный сон. 6. Весьма обыкновенный (всеобщий) сон. Образ греха — ночная тьма « Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы » (ст.12) В этих словах заключается сильное предостережение от греха. Чтобы представить грех во всем его обманчивом, ужасном и опасном виде, апостол изображает его под образом мрака, называет его «делом темным», совершение которого возможно лишь во время ночи, но отнюдь не при свете дня. Остановимся на этом знаменательном образе!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Какое место из древних писаний избирает Иисус для проповеди в синагоге? — Не пророческие призывы к любви и чистоте. «Дух Господень на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис. 61, 1–2). Вот самое пререкаемое место в Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10,37–38) . Здесь не сказано — «ради истины» или «ради Вечности» или «ради Пути». «Ради Меня». И это отнюдь не рядовое отношение между учителем и учеником. Никакой учитель не притязал столь всецело на власть над душами и судьбами своих учеников: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10,39). Даже на Последнем Суде разделение производится по отношению людей ко Христу, а не просто по степени соблюдения ими Закона. «Что Мне сделали…» — Мне, а не Богу. И судья — это Христос. По отношению к Нему происходит разделение. Он не говорит: «Вы были милостивы и потому благословенны», но — «Я был голоден и вы Мне дали есть». Для оправдания на Суде будет требоваться, в частности, не только внутреннее, но и внешнее, публичное обращение к Иисусу. Без зримости этой связи с Иисусом спасение невозможно: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10,32–33). Исповедание Христа перед людьми может быть опасно. И опасность будет грозить отнюдь не за проповедь любви или покаяния, но за проповедь о Самом Христе. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5,11). «И поведут вас к правителям и царям за Меня» (Мф 10,18). «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф 10,22). И обратное: «кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф 18,5). Здесь не сказано «во имя Отца» или «ради Бога». Точно так же Свое присутствие и помощь Христос обещает тем, кто будут собираться не во имя «Великого Непознаваемого», но во имя Его: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОХУЛЬСТВО [богохуление], тяжкий грех и церковное преступление, подлежащее церковным прещениям; в широком смысле слова не только прямая хула на Бога, но и всякое преступление против веры. В ВЗ наказанием за хулу на Бога является смертная казнь: «...кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне]...» (Лев 24. 15-16). В НЗ самым непростительным грехом Господь называет хулу на Св. Духа: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа означает отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, к-рое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа. В канонах правосл. Церкви Б. в собственном смысле слова не упоминается, хотя в них предусматриваются прещения по религ. преступлениям, к-рые могут рассматриваться как Б. в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению Б. имеет правило свт. Василия Великого , не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, такому нет никакой пользы от наименования» (Васил. 45). Интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха Б. не является общепринятой. Существует толкование, по к-рому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога (ср.: Basil. Magn. In Isaiam proph. I 31).

http://pravenc.ru/text/149597.html

Может быть, он еще прежде слышал слова о Царстве, когда Иисус начал проповедовать в Галилее, «что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ), но тогда его сердце было слишком извращено и привязано к миру, чтобы внять этому призыву и пробудить к покаянию и к вере в Евангелие. Может быть, он был вместе со Спасителем при допросе последнего у римского судьи и слышал утвердительный ответ Его на вопрос Пилата, что он действительно Царь, хотя Царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ), и эти слова еще тогда глубоко запали в его душу и пробудили в ней серьезное размышление. Во всяком случае, он мог знать причину, по которой иудеи предали Иисуса язычникам, так как об этом свидетельствовала и надпись над Крестом Его и громкий смех окружающей толпы. К тому же он сам был свидетелем той необычайной кротости и терпения, того благородства души и душевного спокойствия, которые обнаруживал Распятый во время Своих страданий – своими собственными ушами слышал ту молитву за убийц, с которой Иисус обращался к Отцу Своему: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Так не умирает ни один преступник, ни один богохул – так может умирать только Тот, Который «на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» ( Ин.18:37 ). Он есть спасение и чаяние своего народа, обетованный Царь Иудейский. Он есть Христос, Сын Божий, Которого Отец воскресил из мертвых и Которого, по слову Его, узрят некогда в облаках небесных, со славою грядущего судить живых и мертвых. Блажен тот, кого Он тогда признает Своим, кто принят тогда будет в число слуг Его. О, если бы этот Распятый Царь Иудейский в дни Своей славы вспомнил и о нем и его вместе с Собой ввел в Свое Царство! «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Христианин! Когда современные враги Христа и Его Креста ругаются над Ним и поносят Его святое имя, то кому уподобляешься ты? Ученикам ли, которые, боясь выдать себя за учеников своего Господа, разбежались по домам? Петру ли, который трижды отрекся от Его Имени? Или этому разбойнику, который, невзирая на явное публичное поругание Христа со стороны людей, исповедал Его как единственное основание своего упования и своего спасения? Кто исповедует Его пред человеки, того исповедует и Он пред Отцом Своим; кто же отвергнется Его пред людьми, того и Он отвергнется пред Отцем Своим Небесным (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Наконец, недостаток веры предполагается и в новообращенных – неофитах. Апостол Павел писал Тимофею о епископе, что тот не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом ( 1Тим. 3:6 ). 80-е апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится». Согласно 2-му правилу 1 Вселенского Собора, эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с 3-м правилом Лаодикийского Собора – на все священство вообще: «Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический». Недостаток твердости христианской веры можно подозревать и в том, кто не смог обратить всех своих домашних, ибо, по слову апостола Павла, епископом можно ставить того, кто детей имеет верных ( Тит. 1:6 ). 45-й канон Карфагенского Собора гласит: «Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами». Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. Вера без дел мертва – учит апостол Иаков (2:20). Поэтому 12-е правило Лаодикийского Собора требует: «Епископов… поставляти на церковное начальство… таких, которые с давняго времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову». Тяжкие грехи, виновные в которых в Древней Церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству, даже если они совершены были единократно. К таким грехам относятся убийство, кража, гробокопательство, святотатство (Григ. Нисск. 6); блуд, прелюбодеяние, содомия. Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас. Вел. 43; Григ. Нисск. 5). 61-е апостольское правило гласит: «Аще верный обвиняем будет в любодействие, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир». От служителей Церкви требуется смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан ( Тит. 1:7–8 ). В отличие от таких грехов, как убийство или блуд, в данном случае препятствием к поставлению является не единократное совершение действий, за которые можно справедливо укорить в гневе, корыстолюбии или иных подобных пороках, но, когда это страсть, от которой не освободился кандидат священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Непонятной остается также роль таинства Покаяния, которое утрачивает при таком понимании самостоятельное значение и ставится в положение некоего придатка Евхаристии. Кстати сказать, мы сможем усмотреть отсутствие в древней Церкви взгляда на Евхаристию как на удовлетворение уже из того, что она придавала покаянию громадное значение, проводя его в форме публичного исповедания грехов, в присутствии всей общины. За двукратным впадением в тот же грех следовала экскоммуникация. Всё это было бы излишним, если бы на практиковавшуюся регулярно Евхаристию смотрели как на средство изглаждения грехов и, следовательно, получения прощения, того самого, которое столь скупо и с такими строгостями пре подавалось в таинстве Покаяния. Другим слабым местом учения об удовлетворяющем эффекте евхаристического жертвоприношения следует признать отсутствие для него каких-либо оснований в Священном Писании , а, как мы видели, также и недостаточное развитие его в святоотеческом учительном и литургическом предании 36 . Говоря об умилостивительном характере Евхаристии, наши догматисты на Священное Писание вообще не ссылаются или приводят обычно два текста, которые имеют столь широкий характер, что вообще к евхаристическому жертвоприношению могут быть отнесены только с большой натяжкой. Это – пророчество Малахии о том, что «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» ( Мал. 1:11 )· Если даже допустить, что здесь речь идет не только о вселенском распространении истинного богопочитания – «не на горе сей и не в Иерусалиме», а «в духе и истине» ( Ин. 4:21, 23 ), а также и об евхаристическом жертвоприношении, то всё же найти в этих словах что-либо относящееся к умилостивлению поистине невозможно. Другим иногда приводимым текстом являются слова Спасителя: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6:51 ). Ход мысли некоторых комментаторов здесь таков: Христос говорит, что Он отдает Свою Плоть за жизнь мира. Между тем, евхаристический хлеб есть не что иное, как истинная Плоть Господа, следовательно, она тоже отдается за жизнь, или, что то же, – за спасение мира. Несомненно, при евхаристическом понимании этих слов Спасителя они подтверждают ту истину, что Евхаристия есть воспроизведение жертвенного подвига Христова и, в частности, Голгофской жертвы, но из них никак не следует, что евхаристической жертвой достигается дополнительное умилостивление за грехи тех, кто поминается за литургией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Неужели Вы, великий художник слова и поэт, – этому своему окаяннейшему антихристианскому учению принесете в жертву свою бессмертную душу, свою судьбу в вечности? Да сохранит и вразумит Вас Всемилостивейший Спас, имиже весть судьбами! Смотрите сами: Вы свободны, насильно Бог никого не спасет. Обратитеся ко Мне, и Аз обращуся к вам, – говорит Господь. Пусть знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:20 ). Хорошо известный Вам, бывший Ваш Михаил С-ко. Открытые письма графу Л.Н. Толстому из русской провинции Письмо первое. Кто прав? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мк. 8:31:37 ) Какая неожиданность постигла Вас, граф! Вас, которого безбожная, зараженная ложными материалистическими идеями интеллигенция (дети, братья и сестры Ваших героев баричей, которых Вы верно оценили) превознесла до небес, которому собираются, ставить после смерти памятник превыше всех памятников, чадолюбивая Православная Церковь исключила из числа своих членов, заявила публично, что не желает иметь с Вами никаких сношений впредь до Вашего покаяния. За что же это? За то, что Вы отреклись от благодати Божией, признаете Христа человеком, а не Богом, Церковь – обманщицей, а все то, что она предлагает и проповедует, – великой и далеко не невинной глупостью!.. За что превознесла Вас интеллигенция? За то, что Вы с великой художественностью проповедуете высшую нравственность, непротивление злу, за Вашу жизнь и добрые дела. Кто же прав? Вы описали в лицах всю ложь человеческих отношений, но Вы просмотрели, что вся эта ложь есть продукт маловерия и неверия, т.е. того, что Вы проповедуете и что на вере прежде всего зиждется увлекающая Вас правда народная. Разве Корчагины и им подобные есть истинные члены Церкви Христовой? Разве не сделали их такими гордость, честолюбие, чревоугодие, блуд и прочее, что признается Церковью величайшими из пороков? Вы говорите: посмотрите, какие безнравственные эти люди, но зачем жить иначе, если Христос только великий человек и если нет воскресения и загробной жизни? Ведь великий для Вас, а для меня более великий Будда, Магомет или кто-либо из философов; и не все ли равно, как жить в этой кратковременной жизни, если все это окончится вечной смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010