Агнец долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен к страданию за род человеческий, и волею Отца небесного, как агнец, заклан прежде сложения мира. ( Апок. 13:8 . сл. Ис. 42:1, 43:10 ) Агнец отделялся от прочего стада: Христос отделен от среды братий, отлучен от грешников, как праведный и непорочный ( Втор. 18:15 , Евр. 13, 7:26 ) 415 . Агнец требуется от каждаго дома, и весь народ израильский должен был принести сию заповеданную жертву (Исх. 12:6): Иисус Христос закалается от всего сонмища иудейского; первосвященники, книжники, фарисеи и весь народ умыслили умертвить Его ( Лук. 23:18 ). «И поскольку Христос умер за наши грехи: то по сей причине мы все закалаем Его; ибо для кого Он умер, те, конечно, и виною Его смерти, хотя и не мы сами подвергли Его страданиям» 416 . Образ заклания агнца указует на образ смерти Христовой. Там и здесь проливаема была кровь; кровь агнца запрещено было проливать на землю, но заповедано жрецу собрать ее в чашу и пролиять на алтарь, ибо сия кровь знаменовала честную, драгоценную кровь Агнца непорочного и пречистого Христа ( 1Петр. 1:19 ). Запрещено было сокрушать кости пасхального агнца , и сие – во образ того, как замечает Евангелист, что у страждущего Христа не сокрушены кости ( Ин. 19:38 ). Заколенного агнца должно было испечь всего на огне, дабы не вкушать его сыраго ( Исх. 12:9 ). Св. Иустин мученик сие повеление Божие объясняет так: «Агнец оный, которого предписано изжарить всего, был образом и предзнаменованием крестной смерти, понесенной Христом. Ибо агнец был возлагаем на огонь, будучи сложен на подобие креста; так как один рожен продевали от нижних его частей до головы, а другой, на котором вешали агнца, проходил поперек спины» 417 . Огнь, на котором жарили агнца, означает гнев правосудного Бога на грехи людей, бывшие виною страданий Спасителя; самое состояние страждущего Христа у Псалмопевца изображено в таком виде, как будто Он подвержен был действию огня: Разсыпашася вся кости Моя, бысть сердце Мое, яко воск, таяй посреде чрева Моего. Изсше, яко скудель, крепость Моя, и язык Мой прильпе гортани Моему ( Псал. 21:15–16 ). Наконец, запрещено было оставлять агнца до утра, ( Исх. 12:10 ) и сие – во образ того, что Иисус Христос не остался на кресте до субботы, но снят был с него в пяток ( Ин. 19:31, 38 ) 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: ; Исаии 15:16, 19:28; Лев. 14:12 ; Числ. 5:19 ; Второз, 6:13, 10:20, 23:21; 29:12–14; Сирах. 23:9–11 ; Исаии 45:23; Иерем. 4:2; Псал. 14:4 ; Иезек. 20:5–6, 15–23, 36:7, 47:13–14; Мф. 26:63–64 ; 2Кор. 1:23 ; Галат. 1:20 ; Филип. 1:8 ; 1Солун. 2:10 ; 2Тим. 4:1 ; Евр. 6:13–17 ; Откр. 10:5–6 . Израильский: Быт. 21:25–24, 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божиим у христиан: Исаии 43:23; Исаии 65:15–16. Клятву именем Божиим употребил Христос: Мф. 26:63–64 ; ее употреблял св. апостол Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23 и придавал ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божиим и ангел: Откр. 10:5–6 . Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . Христос запрещает клятву ложную, не именем Божиим, а различными предметами: Мф. 5:34–37, 23:16–22 ; как и апостол Иаков: 5:12. Форма присяги пред св. Евангелием и св. Крестом взята из Св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 22:11 , как и обычай поднимать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; Откр. 10:5–6 .   О СУДАХ. Сектанты, на основании Евангельского текста: «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:1–2 ), впрочем не все, а только некоторые, отрицают установленные государством суды. Такое отрицание основано всецело на непонимании слова Божия. В данном месте Христос говорил не о судах, как государственных установлениях, а о наших душевных настроениях, по отношению к другим людям, именно – о том, чтобы люди не злословили ближних, не позорили их честь и доброе имя, не распространяли бы клевет, не осуждали бы поведение других и не смеялись бы над другими людьми, выставляя напоказ с худой стороны их поступки, а обращали бы больше внимания на самих себя, проникаясь сознанием, что они грешны пред Богом, и были бы смиренны и благочестивы. Вот о чем говорит Господь Иисус, требуя от людей прекращения всяких пересудов и сплетен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

1) ночь относится не к предшествующему, а к последующему дню и составляет начало будущего дня, а не конец прошедшего. Для большей удобопонятности выражу это проще. Представь себе, что кто-нибудь вышел из одного места в девятом часу и на другой день в третьем часу прибыл в другое место. Если я скажу, что он совершил путь в два дня, то не могут прямо обвинять меня во лжи из-за того, что этот путник употребил на путешествие не все часы, а лишь некоторую часть каждого из двух дней. Мне по крайней мере кажется, что здесь должно быть такого рода объяснение. Если же кто-либо не примет этого и может лучше истолковать это таинственное место, то следует предпочесть его объяснение. Ион.2:2—3. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева рыбы, и сказал.    LXX перевели таким же образом, изменив лишь порядок слов. Если Иона прообразует Господа и чрез пребывание в течение трех дней и ночей во чреве кита указывает на страдание Спасителя, то и молитва его должна быть прообразом (typus) молитвы Господней. Мне не безызвестно, что некоторым покажется невероятным то, что человек мог оставаться целым и невредимым в течение трех дней и ночей во чреве вита, вследствие чего утихла буря. Это, конечно, будут или верные или неверные. Если верные, то тем более они должны верить этому, подобно тому, как должны верить, что три отрока, брошенные в раскаленную печь, остались настолько невредимыми, что даже одежд их не коснулся запах огня (Дан. 3), что море отступило и подобно стенам с обеих сторон оставалось неподвижным, чтобы дать дорогу для прохождения народу (Исх. 14), что львы, голод которых увеличивал в них ярость, со страхом смотрели на свою добычу, как бы обладая человеческим разумом, и не касались ее, и т.п. Если же это будут неверные, то пусть они читают пятнадцать книг Метаморфоз Назона и всю греческую и латинскую историю, и там увидят, как Дафва превратилась в лавр или сестры Фаэтова в тополи, как Юпитер, высший бог их, превратился в лебедя, изливался в виде золота, принимал вид быка, и прочие баснословные сказания, гнусность которых противоречит божественной святости. Они верят этому и говорят, что для Бога все возможно; но веря бесчестному и защищая, в отношении к этому, всемогущество Божие, они отрицают эту силу в отношении к честному. Что касается слов: «и помолился Иона Господу Богу своему из чрева» рыбы и сказал, то мы понимаем их в том смысле, что когда Иона понял, что он остался невредим во чреве кита, то не отчаялся в милосердии Господа, но всецело обратился к молитве. Ибо Бог, сказавший относительно праведника: «с ним есмь в скорби» (Псал. 90:15), и: «когда он воззовет ко Мне, Я скажу: вот Я» (Ис. 58:9), был с ним, и тот, кому Он внял, может сказать: «в скорби распространил мя еси» (Псал. 4:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В самом деле: грубые оскорбления Тому, Кого, напротив, следовало умилостивлять славословиями и услаждать благодарственными возглашениями, не послужат ли для вас источником всяческих зол? .    Обратисте, говорит, на гнев суд и плод правды на горесть, — вы, много думающие о самих себе, поднимающие гордое чело против Бога, радующиеся гнилому и несмысленному слову! Вы сказали, что не Я был подателем присущей вам крепости и силы на одоление врагов, но, приписывая высокие достоинства своим собственным силам, вы дерзнули сказать: не крепостию ли нашего имамы роги? Это было тоже самое, как если бы вы изобличены были в том, что крайне возгордились и несмысленно говорили; мы сами одолевали и будем одолевать врагов, хотя бы даже Бог не захотел защитить; мы сильны, и должно славиться столь блестящими деяниями, совсем ничего не воздавая Богу. Вот эта-то безумная мысль и это действие и есть высокомерие и превозношение против Бога. Но премудрый Давид воздавал славу владычествующему всем Богу и говорил: яко похвала силы их ты еси (Псал. 88:18), и еще: о тебе враги нешя избодем роги (Псал. 43:6), ибо от Него всякая крепость, и мы ничего не можем совершить достойного внимания без Его содействия и помощи, потому что, по написанному Господь сокрушаяй брани (Исх. 15:3), После же того, как говорит, вы оказались внавшими в такую горделивость и необузданность языка, се аз воздвигну на вы язык (очевидно — Десириян), и сокрушат вас, еже не внити во Емаф до водотечи западов. Емаф — один из восточных городов, в то время принадлежавший к царству Дамасскому, ныне же, как я говорил, он переименован в Антиохию или Епифанию. А водотечию западов называет реку Египетскую, находившуюся в Египте к западу от Иудейской земли. И так как у Израильтян было обыкновение, когда им угрожала война, то просить помощи в Дамаске и у Сирийцев, то убегать в страну Египтян поэтому и говорит, что воздвигает на них язык, и он придет с большой силой и повергнет их в такое утеснение, что они уже не смогут идти ни в Емаф, ни до водотечи западов, то есть — пригласить на помощь ни Дамасской, ни Египетской силы, ибо, по написанному (Иова 12, 14), если Бог затворит, кто отверзет? Какое будет средство спасения, если Всесильный направляет к погибели?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3518...

Бог небес и земли ( Быт. 24:3 ), Бог воинств небесных ( Псал. 89:9 . Амос. 3:13 ), Творец чудес ( Исх. 15:11 . Псал 77:15 ), Царь славы ( Псал. 24:7.8 ) Но все такие выражения о Боге будут не особливыми именами Ему, а только объяснениями тем именам, которые выражены одним каким либо словом. При этом, мы, христиане, не видим надобности собирать их в особый список: мы читаем их в Писании; читаем их в молитвах при Богослужении; наукою Богословия научаясь понимать смысл таких выражений, чтением этих выражений в молитвах перевода смысл их в чувство сердца, этим пониманием, этим чувствованием желаем руководствоваться в своей жизни, т.е. во всех своих поступках. Приспособление познания тысячи имен Божиих мусульманами к своей жизни Предисловие к книжке с тысячью имен Божиих оканчивается словами: «Боже! спасительною силою из имен помогай всем людям достигать того, чего желают они и чего ищут». А в конце перечня имен приложенная молитва, которую издатель или составитель книги советует читать по прочтении тысячи имен, поясняет, хотя и в общих чертах, каких благ можно достигнуть чтением тысячи имен: в этой молитва, после славословия Богу и благословений пророкам, молящийся, испрашивая хранения Божия себе, детям, защиты от глаза демонов и людей, от врагов и от всяких бед, прощения грехов всем мохаммеданам и мохаммеданкам, исповедует силу тысячи имен в таких словах: Прошу у Тебя, ради сих великих имен и ради всех имен Твоих, того, что знаем. И того, чего не знаем, ради имен Твоих, которыми кто молится Тебе, тому Ты внемлешь; которыми кто просит у Тебя, тому Ты подаешь просимое; которыми кто взывает к Тебе, тому Ты отвечаешь: вот Я» Не оставь нам греха без прощения; печали без облегчения; болезни без исцеления; блага без дарования; зла без отстранения; порока без покрытия; противника без примирения; долга без уплаты; дела без исполнения; отлучившегося на сторону, без возвращения в дом; ради сих великих имен, о прещедрый из прещедрых!» Но перевороты в жизни человека бывают очень разнообразны, а тысяча имен так длинна, что всю ее читать для спасения себя при определенном, непродолжительном обстоятельстве, было бы неудобно; то какой-то тайноведец татарин-мусульманин, постигший силу имен в каждом десятке, удружил своим единоверцам, научив, кому, когда, какой десяток имен прочитать, чтобы воспользоваться спасительною силою его. Для того на полях книги, к каждому десятку имен он сделал приписку на татарском языке, указывающую, для удовлетворения какой надобности полезно читать десяток имен. Указания его при некоторых десятках остались для меня непонятными; но мусульмане, вероятно, хорошо постигают смысл каждого указания и умеют употребить их в свою пользу в более обширном кругу житейских обстоятельств, чем тот, какой будет виден из приписок к десяткам, здесь приведенных мною:

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Дан.2:47 . Поистине Бог ваш, той есть. Бог богов, и Господь царей, открываяй тайны, понеже возмогл еси открыти тайну сио. Столько-то пользы оказал ему Правитель всяческих и сном и забвением сна. Во-первых, узнал собственную свою малость, а потом изведал бессилие богов, которым покланялся, сверх же сего известно ему стало могущество Сущаго Бога. Посему-то воззвал: «поистинне Бог ваш, той есть Бог богов и Господь царей, открываяй, тайны». Называет же Богом богов не в смысли божественного Писания, потому что божественное Писание именует богами удостоенных священства. Сказано: «богов да незлословиши, и князю людей твоих да не речеши зла» ( Исх. 22, 28 ). A он нарек богами идолов, потому что еще не мог вполне сознать бессилие их, дознал впрочем разность. Потому и называет Бога всяческих и Богом богов и Господом царей. Так исповедав сие, Дан.2:48 . Возвеличи Даниила, и дары многи даде ему, и постави его над всею страною вавилонскою, и князя воеводам, и над всеми мудрыми вавилонскими. И сие свойственно Божией попечительности. Весьма великую пользу подданным приносит благочестие князя. Так поступал Владыка и с Иосифом; кратко описывая бывшее с ним и песнословя Промысл Божий, блаженный Давид, говорит: «посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф» ( Псал. 104, 17 ). Потом, исчислив постигшие его напасти, упомянув о темнице и узах, присовокупил: «посла царь, и разреши его князь людей, и отпусти его. Постави его господина дому своему, и князя всему стяжанию своему: наказати князи его яко себе, старцы его умудрити» ( Псал. 104,20–22 ). Так и здесь соделал Правитель всяческих. Ибо, князем воевод и мудрых вавилонских поставив треблаженнаго Даниила, представил в нем образец благочестия и всякой добродетели. Однако же Пророк не согласился один воспользоваться своею честью, но сообщников в молитве приял в сообщники и чести. Ибо сказано: Дан.2:49 . Проси у царя, и пристави над делы страны вавилонския Седраха, Мисаха и Авденаго и Даниил бяше во дворе цареве». И сие сходно с учением Апостола. Ибо говорит: «ныне пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы» ( 1Кор. 13, 13 ). И сей божественный Пророк возлюбил Бога от всего сердца, от всей души, от всей крепости, и от всей силы; возлюбив же пламенно, искренно веровал, и искренно уверовав, уповал получить Божию помощь; а получив, о чем уповал, оказал любовь к ближнему, и сверстников соделал причастниками в том, что получил сам. «А елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний, упование имамы» ( Рим. 15, 4 .) о Христе Иисусе, с Которым слава Отцу со Святым Духом во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Выразив этими словами вестнику Господню свое послушание, Святая и непорочная Дева прекратила беседу. Что же присоединим от себя Деве? Какие радостные восхваления составим в честь Ее? Какие иные, как не те, основание коих дал нам впервые архангел Гавриил, сказавши: Радуйся, благодатная: Господь с Тобою, благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего ( Лук. 1:28, 42 ). Радуйся, потому что из Тебя воссияло нам Солнце правды, которое осветило небесный мир и земной, разогнало мрак греха и облистало вселенную сиянием благодати. Радуйся, благодатная, потому что Ты, невозделанно возрастивши нам душепитательное древо, истребила семена отрасли душевредной. Радуйся, потому что Ты даровала нам живоносный хлеб в спасительную снедь, истребив, как квас ( Исх. 12:15 ), пагубу снеди смертоносной. Радуйся, потому что Ты возрастила нам плодоносное древо жизни (Апокал. 22:14), иссушившее побеги древа снеди ( Быт. 3:6 ) и даровавшее сладость познания. Радуйся, благодатная, потому что Ты сохранила многоценен бисер ( Матф. 13:46 ) и распространила богатство спасения в концы вселенныя ( Псал. 18:5 ). Благословенна Ты в женах, потому что воззвала последствие падения жены, изменив поношение греха в похвалу рода, – потому что некогда Создавший из девственной земли Адама ныне в Тебе, Дево, воссоздает человека, – потому что Ты, соткавши из плоти одеяние Слова, покрыла наготу первозданного (Прем. Солом. 7:1). Но зачем перечислять в отдельности? Радуйся, благодатная, потому что с Тобою совершилось дело вышечеловеческое, и ради Тебя на нас обильно излились щедроты всяческих благ. И ныне, Дево и Матерь, яви нам новое и чудесное деяние, – подаждь нам Свое заступление и предстательство, пошли Свою помощь и защиту. Твоего верного раба и нашего благочестивого царя 147 добродетелью и благочестием утверди, богомудро руководя в управлении кормилом настоящего царства и соделывая наследником будущего царства Христа, истинного Бога нашего, Твоего Сына и Господа. Достигнуть того же царства да будет даровано и всем нам, благодатью и человеколюбием Христа, истинного Бога нашего, бессеменно зачатого, несказанно во чреве возросшего и неизъяснимо рожденного. Яко Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его ( Псал. 99:3 ), и Ему прославление и поклонение воссылаем с собезначальным и единосущным Отцем, с живоначальным, единосущным и совечным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Таким же точно образом, по словам св. отца, мы отнюдь не утверждаем лжи, когда говорим только то, что с необходимостью вытекает из сказанного в Писании 761 . Следовательно, основываясь на словах Писания, необходимо признать и божество Св. Духа, хотя бы оно и не было выражено там буквально и с полной ясностью. Но нельзя сказать и того, что св. Писание говорит о божестве Духа Святого не ясно. Если в нем нет прямого и буквального наименования Духа Святого Божеством, то, с другой стороны, оно представляет целый «рой таких свидетельств, из которых всякому, кто не совсем тупоумен и чужд Духа, ясно видно, что божество Духа открыто в Писании» 762 . Такие свидетельства идут почти от начала и до конца Писания. Так, -говорит Богослов, – «Христос рождается, – Дух предшествует Ему ( Лук. 1:35 ); Христос крещается, – Дух свидетельствует ( Иоан. 1:33,34 ); Христос искушается, -Дух возводит Его ( Матф. 4:1 ); Христос совершает чудеса, – Дух сопутствует Ему, Христос возносится, – Дух заменяет Его... А из имен Божьих Он называется всеми, кроме нерожденности и рождения, из которых одно исключительно должно принадлежать Отцу, а другое – Сыну, чтобы не допустить слияния в Божестве. Возмущаюсь, когда, с одной стороны, представляю богатство имен, а с другой вижу, что противники Духа не стыдятся и такого числа имен. Он называется: Духом Божиим, Духом Христовым ( Римл. 8:9 ), Умом Христовым ( 1Кор. 2:10 ), Духом Господним ( Исх. 61:1 ), самим Господом ( 2Кор. 3:17 ), Духом сыноположения ( Римл. 8:15 ), истины ( Иоан. 14:17 ), свободы ( 2Кор. 3:17 ), Духом премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия, страха Божия ( Ис. 11:2,3 )... Он все наполняет своим существом, все содержит ( Прем. 1:7 )... Он – Дух благий ( Псал. 142:10 ), правый ( Пс. 50:12 ), владычный ( Псал. 50:14 ) – по естеству, а не по усвоению, освящающий, но не освящаемый..., прославляемый (1 Kop. 6:19,20), вместе счисляемый ( Матф. 28:19 )... Он Дух – творец ( Иов. 33:4 ), воссоздающий в крещении ( Тит. 3:5 ) и воскресении ( Римл. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

По освящении храма крестный вокруг него ход с Евангелием и хоругвями 78 , при колокольном звоне совершен был трижды и посолонь, т. е. по солнцу. Архиерей, поддерживаемый первосвященнослужителями, нес в это время на главе покрытый звездицею и воздухом дискос с св. мощами, назначенными для положения под престол в среднем столпе. Троекратное (у нас однократное) обхождение вокруг храма делается подражательно чину таинства крещения Известно, что по крещении младенца священник облачает его и помазывает св. муром 79 , затем обходить с ним и восприемниками его около купели трижды с песнопением и светильниками в руках, выражая духовное торжество христиан, подобное торжеству ветхого Израиля по прехождении вод Чермнаго моря (Исх. гл. 15). И единоверческая 80 обитель ликовала при крестном ходе, что сама благодать Божия посетила ее освящением храма. Ясная и теплая, на летнею похожая погода как бы вторила духовным радостям единоверцев, и мне припоминался тропарь, поемый у нас по входе с мощами во храм: «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи!» У нас вокруг крещальной купели и храма ходят против солнца, знаменуя этим желание идти во сретение Солнцу правды ( Малах. 4:2 ), Христу, а единоверческим обрядом хождения посолонь знаменуется желание идти по следам Его ( 1Пет. 2:21 ). Ходяй непорочен (а не по солнцу или против солнца) и делаяй правду – вот кто может пребывать в жилище Твоем, Господи, и обитать на святой горе Твоей ( Псал. 14:1 )! Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни ( Псал. 118:1 ). Часы перед литургией прочитаны третий, шестой и девятый (как в некоторых обителях бывает и у нас) с блаженными. Литургии архиерейской старопечатной нет: но единоверцы не имеют никакого сомнения о соблюдении обыкновенного чина архиерейского служения, и он был вполне соблюден; только для чтения молитв преосвященный употребил старопечатный священнический служебник; пред чтением Евангелия в сообразность с местным обычаем 81 осенил себя и диакона крестом напрестольным, а Евангелием перед сугубой ектенией осенил предстоящий народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Ибо один Бог, от Которого все; и один Господь Иисус Христос, Которым все; один также Дух Святый, в Котором все, как сказано: «вы несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас» (Римл.8:9.). Почему сказанное: «в Боге живем и движемся и есмы» (Деян.17:28), ясно выражает отличительное свойство Духа в Боге. Тварь содержится, живет и существует, конечно, не тварью, которая сама имеет нужду в поддержке силою Сотворившего; конечно, не действием твари прославляется Бог, когда о Нем Самом говорится, что «в Нем живем и движемся и есмы»; но действительно Божеский Дух все, что от Бога и что чрез Сына, поддерживает в бытии. Поэтому приобщающимся Его дарует продолжение бытия. И в Нем снова живем мы, которые прежде, чрез удаление от Него, стали растленны.    Но говорят: «упоминается и о духе человеческом, например: «отъимеши дух их, и исчезнут» (Псал.103:29.); и о Духе Божием — например: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих» (Быт.6:3); и о духе ветряном — например: «дхнет дух Его, и потекут воды» (Псал.147:7); а иной найдет и многие другие места». Благочестиво же угадывающий Божию мысль правильнее истолкует ее, отвечая на возражение противников: если кто вздумает из подобоименности заключать о тождестве, то как поступить ему, когда упоминаются и именуются многие «сущия», имя же сие принадлежит единому Господу и истинному Богу, Который говорить о Себе: «Аз есмь Сый» (Исх. 3:14.), и когда говорится о многих отцах, богах, родителях, мудрых, сильных, создателях; наименования же сии по естеству одному Богу всегда принадлежат? И нерожденным также называется, что еще не родилось, но имеет родиться или произойти, например: воскресение мертвых, еще не сбывшееся, нерожденно, но оно будет; или железное кольцо, которое сделают со временем, нерожденно, заключаясь в естестве железа, или, когда огонь из воды, или из камня, или из другого какого либо вещества подобным сему образом делается таким же огнем. Еще и то, что нигде и никак не существовало, представляем нерожденным, не осуществившимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010