9 . Боже, живот мой возвестих Тебе: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Т.е. «с дерзновением, не стыдясь своей жизни, всю ее поведал Тебе; а Ты, одобряя ее, не отринул слез моих, но их пред очами Твоими положил еси, подтверждая самым делом обетование Твое» (Св. Афан.). Под обетованием здесь сей отец и бл. Феодорит разумеют то Божие обетование, по которому Господь выслушивает мольбы угнетенных ( Ис. 58:9 ; Исх. 22:27 ). Но можно разуметь и то обетоваиие, по которому Давид не должен был погибнуть, а должен был царствовать. С Евр.: «У Тебя исчислены мои скитания: положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей»? Еврейский текст намекает здесь на древний обычай собирать слезы в урны и хранить их на виду на память о каком-либо любимом умершем человеке. Т.е. Ты, Господи, видишь мои слезы, знаешь мои страдания. 13 . Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея. С Евр.: «На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы». Т.е. я помню обеты мои Тебе, на мне они лежат; исполню их и принесу Тебе жертву хвалы и благодарения. «Молитвами Давид называет обещания Богу», говорит бл. Феодорит. 14 . Яко избавил еси душу мою от смерти и пр. Причины, по которым Давид желает принесть Господу жертву хвалы – те, что, во-1-х, Он избавил душу его от смерти духовной, не лишил благодати Своей; во-2-х, избавил от скорби и страданий; в-3-х, избавил ноги его от поползновения, т.е. от греха, заблуждения. А потому, воспользовавшись такими благодеяниями, буду, говорит Давид, благоугождать Тебе, Господи, во свете живых – «в том свете, какой обещал живущим согласно с законом» (Бл. Феод.); – «в будущем веке, во стране живых» (Св. Афан.). С Евр.: «Ибо Ты избавил душу мою от смерти (очи мои от слез), да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых». 344 Калмет с Еврейского перевел: псалом, надписанный именем Давида, когда задержали его Филистимляне в Гефе; начальнику музыки и того ее класса, который называется Иона – columba muta – «безгласная голубица». О слове: «столпописание» см. псал. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

IV:17). Посему они и называются городами земли, устроенными действиями земными. И «уничтожу», говорит Он, «все крепости твои», т. е. богатства и роскошь мирскую, красноречие ораторов, хитросплетения диалектиков, на которые ты полагался, как бы на твердыни. «И удалю злодейства от рук твоих», которыми ты или был обманываем от других или обманутый сам обманывал других; и не будет уже больше среди их людей, дающих прорицания. Ныне мир наполнен теми, которые изрекают и дают прорицания: изрекают те, которые [ничего] не знают, и учат те, которые [ничему] не научены, а учителями являются те, которые прежде не были учениками. Когда же Господь научит людей знанию, прекратятся ложные предубеждения, и будут отвергнуты ложные учения. И развею истуканов твоих и предметы похвал твоих. Наши кумиры — это измышления прорицателей, или то, что мы измышляем сами собою. Посему в законе дается заповедь не творить себе кумиров (Исх. XX:4) и не ставить себе изваяний (Левит. XXVI, 1) и никогда не преклоняться пред изделием рук своих (Второз. V:9). Несчастный род человеческий, полный безумия и заблуждений; знает он, что учения измышлены им от своего собственного разума, не безызвестно ему и то, что идол также измышлен им самим, однако он почитает дела рук своих вместо Бога и ухищряется, чтобы обманывать других после того, как сам был обманут. В обещаниях, которые обращены к остаткам Иакова, т. е. πλειμμα, прибавлено: «И посеку рощи посреди тебя и разрушу города твои», т. е. Бог уничтожит все деревья лесные и рощи, которые запрещено было разводить в храме Его; а города, которые нечестиво устроены, и которые раньше он назвал городами из земли, Он разорит. И потом, но совершении всего этого с остатками Иакова, Он обратится к язычникам, которых Апостолы поедали, как бы агнцы траву [или: поля вм. агнцы] А так как последние не хотели принять росы Слова Божия, Я сделаю, говорит Он, во гневе и ярости отмщение язычникам, потому что они не хотели услышать. Посему и пророк говорит: «Господи, да не в ярости твоей Ты будешь обличать меня, и да не во гневе Твоем ты накажешь меня» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

V?). Даст истину Иакову и милосердие Аврааму, — так что народу, подставляющему ногу и новенькому, и всегда расположенному к борьбе, Он во Христе [или: Христос] даст истину, а множеству народов (ибо Авраам называется отцом многих народов) даст милосердие, как клялся Он тем, которые были отцами нашей веры, как во дни древние; [это значит], что одни народы Он спасет во истине, а другие в милосердии. Затем в словах: «Не прострет ярости своей далее» , там где мы перевели: далее, Симмах перевел: «на вечное время» , Феодотион: «до конца» , а LXX и Пятое издание «во свидетельство» ; в еврейском вместо этого стоит laed ( ), которое можно понять и как далее, и как вечное, и как «свидетельство» . — В конце книги и я с своей стороны, оставляя работу над произведением своим, запечатлею его призыванием Божиим и словами: «Боже, кто подобен тебе?» прости беззаконие раба Твоего, не вмени греха остаткам души моей, не введи меня в ярость Свою и не охвати меня гневом Своим, ибо Ты милосерд, и велико милосердие Твое. Обратись и умилосердись о мне: низвергни грехи мои и потопи их в глубине моря, чтобы соль и горечь пороков моих исчезли в бездне заблуждений. Дай истину, которую Ты обещал рабу твоему Иакову и милосердие, которое ты обежал другу твоему Аврааму, и освободи душу мою от преследователей пророков Твоих Ахава и Иезавели, как клялся отцам моим во дни древние, говоря: «Живу Я, говорит Господь. Не хочу смерти грешника, но только чтобы он обратился и жил» (Иезек. XXXIII:11) и в другом месте. «После того как обратившись ты воздохнешь из глубины души, ты будешь спасен» (Исх: XXX, 15). Тогда увидит неприятельница моя, и покроется смятением та, которая ныне говорит мне: «Где Господь Бог твой» (Псал. XLI, 4, 11). Я увижу мщение Твое над нею, и будет она, как грязь на улице: она будет попираема, чтобы не могла более строить Египетских городов из глины и соломы. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3155...

   Хотя Я решил излить всю ярость Мою на них и истребить и уничтожить их, но поступил ради имени Моего, чтобы оно не осквернялось среди народов, то есть амалекитян и других, которые воевали с ними в пустыне, — [решил] не вводить их в землю, которую Я обещал им, текущую молоком и медом, прекраснейшую из всех земель или сот. Причиною же наказания и этого решения служить то, что они отвергли постановления Мои и не поступали по заповедям и оскверняли субботы Мои. А причиною этой причины, — того, что они не делали этого, служит то, что сердце их следовало за идолами египетскими. Но пожалело, говорит, око Мое погубить, истребить и совсем уничтожить их. При этом возникает вопрос: как Он пощадил тех, трупы которых пали в пустыне и из которых никто, за исключением Иисуса Навина и Халева, сына Иефонова, не вошел в землю обетованную? Отсюда мы видим, что они живут и не соблюдаются для вечных наказаний и не изглажены из книги живых и не погибли пред лицом Господа. Ибо если бы на основании того, что они не были введены в землю обетованную: мы должны были признать их погибшими, то погиб бы и Моисей, который только видел земли обетованную, но не вошел в нее. О нем в книге Иисуса Господь говорит: скончася Моисей раб Мой (Второз. 34:5) и у Малахии: помяните закон Моисеа раба Моего (Малах. 4:4) и у Иеремии, как о друге и весьма близком в Себе, говорит о нем Бог: аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим (Иер. 15:1). Также следует признать, что и молитвы Моисея были услышаны, когда он, ходатайствуя за народ, говорит: аще оставиши им грех, остави; аще же ни, изглади мя из книги твоей, в нюже вписал еси (Исх. 32:32). А чтобы мы знали, что решение делается не для погубления детей и слуг, а для исправления, мы должны выслушать свидетельства Писаний. Сын, не огорчайся при наказании Господнем, ниже ослабевай, от Него обличаемый. Его же бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет (Притч. 3:11-12); и в другом месте: егда убиваше я, тогда взыскаху Его (Псал. 77:34); и в песни Второзакония: Аз убию и жити сотворю (Втор. 32:39). По буквальному же пониманию мы можем и то сказать, что Он не погубил и не истребил их вместе с племенем и потомством, но, истребив отцов, пощадил детей, которых ввел в землю обетованную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б) В промысле . Промысел не только не меньше творения, но, в некотором смысле, важнее его, потому что есть как бы постоянно продолжающееся творение. Не обязаны ли мы Богу за то, что Он промышляет о нас столько же, как если бы Он сотворил нас или как если бы Он сотворил новый мир в одно мгновение? и т. д. Но нельзя ли и ныне сделать упрека, как некогда он сделан был Богом одному гордецу: “ говоришь: “моя река, и я создал ее для себя ”” (Езек. 29:3–6 )? Не верх ли слепоты и безумия отвергать Творца и Промыслителя? Но не так ли поступают те, которые говорят, что весь этот прекрасный мир есть произведение одной необходимой, бессознательной природы, которая не требует от людей никакой признательности и т. д. в) В искуплении . Чтобы еще более убедиться в несправедливости людей, пренебрегающих служением Богу, обратим внимание на плоды искупления . Здесь довольно припомнить, что мы куплены ценой крови Сына Божьего. Какие блага нам дарованы? От каких зол мы освобождены?… 3. Наше благо и счастье. Ни один господин не награждает своих слуг так щедро, как Господь Бог награждает своих на земле и на небе . а) На земле . Бог говорит через Моисея: “ служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и вино твое и воду твою ” (Исх. 23:25. 22; Псал. 143:15 ). Только те люди могут быть истинно счастливы, которые служат Богу. б) Н а небе. “ Не видел того глаз, не слышало ухо… ” (1Кор. 2:9 ) и т. д. Заключение. Вы конечно, не отвергаете обязанности служить Богу и, может быть, убеждены, что исполняете ее; но так ли на самом деле? Все ваше благопочитание не ограничивается ли только урочным молитвословием, посещением Богослужения в дни воскресные и праздничные? Не соединяете ли вы служение Богу со служением мамоне? и т. д. (Осии 10:2; Нав. 24:14–16. 24 ). Почему мы всегда должны служить Богу с радостью? “ Никто не может служить двум господам ” (ст.24). Мы не должны отдаваться всецело служению миру, потому что это служение скоро ослабляет и устраняет служение Богу. Мы обязаны служить Богу с радостью и от всего сердца. Есть много побуждений, заставляющих нас служить Богу и неизменно пребывать в этом служении. Здесь мы укажем только два побуждения , которые основываются на Божией благости и щедрости.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В послании к Евреям Апостол обращается также ко всей общине. В нем Бог устами ап. Павла обращается ко всем христианам из евреев, как «братиям святым, участникам в небесном звании» (3:1). Очевидно, что не может быть выражений яснее доказывающих, что те, к кому эти слова относились, находились в состоянии благодати; однако, в послании мы видим указание на то, что это состояние благодати не было устойчивым в тех, кто однажды сделался причастником ее. К этим «святым братиям», «участникам небесного звания», Апостол обращается с такими предостережениями: «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне». «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и не верного, дабы вам не отступить от Бога живого». «Мы видим, что они не могли войти за неверие». «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетования войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Как все это совершенно сходно со словами Апостола в 1 КорИн.10:1–10. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море, и все крестились в Моисея в облаке и в море... но не о многих из них благоволил Бог». Вся сила сравнения Церкви в пустыне с Церковью христианской заключается в том, что каждая Церковь имеет свое крещение: ветхозаветная – крещение в Моисея, новозаветная – крещение от воды и Духа во имя Пресвятой Троицы и чрез то и другое крещение человек избирался Богом, посвящался на служение Ему, получал часть в обетованиях Божиих, которые он мог или сохранить, или безвозвратно утратить. Это – то общее, что новозаветная церковь имела с церковью ветхозаветною, превосходя ее обилием благодатных даров, ниспосланных ей в Господе нашем И. Христе. Каждый член Церкви в пустыне был в некотором смысле спасен. Особенно ясно об этом говорит ап. Иуда: «я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли египетской, потом не веровавших погубил» (ст. 5), и это спасение произошло во время перехода через Чермное море, когда, по словам Апостола, все крестились в Моисея в облаке и море. Но это спасение не было окончательным. Оно не подразумевало, или не делало необходимым окончательную стойкость всех получивших его. Оно было знаком и верной печатью милосердного произволение Божиего о них, но, однако, оставляло им власть противиться Его водительству своим неверием. Это неверие жило еще во многих, до некоторой степени уверовавших ( Исх.4:31, 14:31 . Псал.106 ), и препятствовало им окончательно достигнуть покоя, предназначенного каждому из них Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

гл. 14), несчастный Иерусалим поставил пред идолами или пред образами мужескими, чтобы было им в приятное благовоние то, что по природе своей сладко и весьма приятно, но когда приносится идолам и ложным учениям, то обращается в горечь. Ueз.XVÏ19 — 22. И было, говорит Господь Бог, и взяла ты сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне, и заклала им на снедение. Неужели мало было блудодейство твое, что ты заколала сыновей Моих? И ты отдавала их, посвящал им. И после всех мерзостей и блудодеяний ты не вспомнила о днях юности твоей, когда ты была нага и исполнена стыда, попрана в крови твоей. LXX: И было после сего, говорит Адонаи Господь, и взяла ты сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила, и заклала им на истребление, как будто бы ты мало блудодействовала, и убивала сыновей твоих и отдавала их, принося их им [идолам]. Это выше всякого блудодейства твоего и мерзостей твоих, и ты не вспомнила о дне юности твоей, когда ты была нага и опозорена и жила в смешении с кровью твоею.     Что Иерусалим приносил в жертву идолам сыновей своих и дочерей, о которых написано: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Исаии 1, 2), об этом говорит Писание: пожроша сыны своя и дщери своя бесовом (Псал. 105:37). И еще: пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским (там же, ст. 38). Называет же Своими по еврейскому [тексту], — ибо Сам Он о них сказал: сын Мой первенец Исраиль (Исх. 4:22), — или, по Семидесяти, твоих, которых ты родила от блуда. В том месте, в котором мы поставили: и отдавала их, посвящая им, вместо чего LXX перевели: и отдавала их для умилостивления или примирения, Акила, Симмах и Феодотион поставили: переносила и проводила их, так как язычники или переносят детей своих чрез огонь, если они малы. или заставляют проходить, если они взрослые. Делая это, ты, говорит, не вспомнила о юности твоей, когда Я взял тебя, забрызганную кровью, и омыл, и, после многого, о чем сообщила пророческая речь, соединил с Собою. Также наш Иерусалим, если претыкается чрез еретическое коварство, то берет сыновей своих, более крепких в вере, и дочерей, не имеющих столь крепкой веры, или сыновей, познающих все таинственное, и дочерей, следующих простому историческому смыслу, и отдает демонам на оъедение и, умерщвляя их, думает, что дает жизнь им и умилостивляет идолов, насыщающихся чрез убиение их. А что говорится по Семидесяти: это выше всякого блудодейства твоего и мерзостей твоих, это означает то, что учение демонов хуже всех грехов и блудодейств: оно умертвит тех, коих или с великим трудом родил Бог или сделал Своими сыновьями тех, кои рождены чрез блудодеяние.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Говорят: в ветхом завете повелено было требовать „глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» ( Исх. 21, 24 ). Таков действительно закон Моисеев об увечье. Но еще раньше Моисея дан был закон Ною об убийстве: „кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» ( Быт. 19, 6 ). Что же значат эти законы? То же, что во всяком законодательстве, т. е. требование правды и воздаяния за преступление, потом угроза людям развращенным и предупреждение преступлений. Они, очевидно, направлены на вразумление обидчиков, а не заключают в себе повеления потерпевшему непременно за зуб, вырванный у него, вырывать у ближнего зуб, и за руку и ногу повреждать ему те же члены. Но откуда же видно, что они исключают во всяком случае прощение обидевшему со стороны обиженного и всякое проявление сострадания и жалости к людям, впадшим в преступления? Нигде не запрещается милосердие. Говорят: в ветхом завете Бог повелел истреблять с жестокостью народы земли ханаанской и другие соседние племена; но какая этому причина? Невозможность терпеть на земле народы, плодящие только зло и преступления, в которых не осталось и признаков духовной жизни, а одни животные инстинкты. Так были истреблены люди допотопные, жители Содома и Гомморы и пр. ( Быт. 6, 5–7. 12 ). Затем, – охранение народа Израильского, носителя истинного богопознания и обетований Божиих о спасении рода человеческого от развращения примером народов языческих. Сами благочестивые евреи понимали это, как нельзя лучше, так как они видели, что их соотечественники „смешивались с язычниками и научались делам их, поклонялись истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сынов своих и дочерей своих в жертву бесам» ( Псал. 105, 35–37 ). Но, говорят, что Бог не щадил и народа своего и поражал его тяжкими казнями. И эту строгость понимали, как должно, сами избранные евреи, подвергавшееся наказаниям за неверность Богу Израилеву. Они сознавались, что род их „упорный и мятежный”, что они льстили Ему устами своими и языком своим, лгали пред Ним; сердце же их было не право пред Ним и они не были верны Завету Его ( Пс. 77, 8, 36, 37 ). И израильтяне молились во дни гнева Его: „страшный в правосудии, услыши нас Боже Спаситель наш” ( Пс. 64, 6 ), и видели плоды постигавших их наказаний: „Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро» ( Пс. 65, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

И они не только будут пить, но и так поглотят тебя, что идумеи будут, как бы их не было, или, может быть, эти самые народы, поглотив тебя, будут поглощены мидянами, и путь наказания будет кругообразным, так что ты истребишь Израиля, тебя [истребит] вавилонянин, а вавилонянина — мидянин и перс. Последуем порядку толкования. Близок, о еретик, день Господень для всех народов, близко время суда, которым будут судимы все народы. Как ты поступал по отношению к членам церкви, так обратится боль твоя на голову твою, и неправда твоя падет на темя твое (Псал. 7:17). Ибо как ты радовался при избиении их, и устраивал пиршество и на святой горе Моей, то есть в церкви, пил чашу не Мою, но диавола, о которой и у Аввакума говорится: «горе напаяющему подруга своего развращением мутным» (Аввак. 2:15); так все народы, — или противные силы, предназначенные для наказаний, или же все враждебные могущества, — будут пить и поглощать кровь твою, и когда, наконец, все подвергнутся наказанию, то и сами они будут, как будто бы не было их. Ибо кто погибает, тот в отношении к Сущему, говорящему к Моисею: «Сый посла мя к вам» (Исх. 3:14), обыкновенно в Писаниях называется несуществующим. Поэтому и в книге Есфирь мы читаем: «не предаждь, Господи, царства «Твоего сим, иже не суть» (Есф. 4:17q). Мы можем и иначе объяснить это место: так как вы радовались падению рабов Моих, то и вас постигнет такое же преследование, и вы испытаете все то, что сами делали. И как вы вместе с прочими народами злорадствовали в отношении к Моему народу, так все народы будут злорадствовать относительно вас, будут пожирать и пить и истребят вас чрез подобного же рода преследование. Авд.1:17—18. А на горе Сионе будет спасение, и она будет святою, и будет владеть дом Иакова теми, которые владели им. И дом Иакова будет огнем и дом Иосифа пламенем, а дом Исавов соломою; зажгут его и истребят его, и не будет остатков от дома Исавова, потому что Господь сказал это. (LXX: На горе Сионе будет спасение, и будет она святынею, и овладеет дом Иакова теми, которые владели им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«И спасет Господь их в тот день, как овец, народ Свой, ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (9:16). «В тот день откроется источник Дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (13:1; 1Петр. 3:21 ). «И Господь будет Царем над всей землей; в тот день будет Господь един и имя Его едино» (14:9). Воскресный день это – день проявления торжества и силы Христа над Его врагами и над диаволом: «жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» ( Пс. 109:2–3 ). А так как «Христос воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ), то пророк Давид приглашает нас в день воскресный радоваться и веселиться: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и сделался моим спасением! Камень, который отвергли строители, сделался главой угла (см. Лук. 20:17–19 и 1Петр. 2:7 ). Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» ( Псал. 117:21–24 ). В этот день и Христос велел Апостолам радоваться: «радуйтесь», сказал Он (Мф. 28:9), и они, действительно, в этот день радовались (Мф. 28:8; Иоан. 16:20–26, 20:20 ; Лук. 24:41 ). Таким же днем радости должен быть день воскресный и для всех истинно верующих в воскресшего Христа. Адвентисты напрасно празднуют субботу, ибо, по ветхозаветной букве, они все равно должны погибнуть. Ведь еще не прошло четыре рода, как появилось их учение: их деды и прадеды, а многих и отцы, праздновали день воскресный, некоторые из сектантов и сами недавно перестали его праздновать, почему они должны, по их же учению, все погибнуть за вину отцов своих, праздновавших воскресение, ибо в той же главе Исхода, где помещена заповедь о субботе, сказано о нарушителях заповедей Божьих, что не только они, а и потомки их будут наказаны, потому что Бог есть «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ; Числ. 14:18 ). Итак, ясно, что ветхозаветная суббота была «до времени исправления» ( Евр. 9:10 ), то есть до времени Христа, Который не только словом, а и делом отменил ее, ибо наступила, по предсказанию пророков, новая суббота, то есть день воскресный, день «знаменитый», который «сотворил Господь», день славы Христа и нашей радости и веселья об избавлении нас и всего мира от рабства диаволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010