Этою болезнию страдают весьма многие, о которых написано: богатство, неправедно собираемо, изблюется (Иов. 20:15). Ибо избавление мужа души свое ему богатство (Притч. Сол. 13:8). Поэтому нам повелевается приобретать себе друзей богатством неправедным, чтобы они приняли нас в вечные обители (Лук. гл. 16). Но Ефрем, который хвастается, говоря: однако я разбогател, нашел идола для себя или νωφελς, то есть агеп, то, что не приносит пользы обладающему, тщетно трудился. Как для того, кто предается объядению и сластолюбию, чрево служит богом, так и корыстолюбец покланяется идолу золота и говорит в сердце своем: я нашел то, что искал; но ему будет сказано: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут (Лук. 12:20)? И как только, — не скажу блеск, но — ослепительность золота помрачит глаза его, он говорит: ко всех трудах моих не найдут беззакония моего, чрез которое я согрешил. Смысл этого следующий: какие бы грехи я ни совершал, но если я имею богатство от тех, которые нуждаются в моей помощи, они не могут быть поставлены мне в вину, согласно с написанным: обидяй благословим есть (Псал. 9:2—4); потому что богатые имеют многих друзей. Потому это относится также и к еретикам. Ибо слово хананеянин можно перевесть: как бы колеблющие (moventes). И заметь, что сказано как бы колеблющие, а не колеблющие. Колебля обольщенных ими, они как бы колеблют искушаемых ими. Но так как эти имеют основание на камне (Латф, гл. 7), то они не могут поколебаться ни от какой бури и изменить следы ног своих.    Ты столько согрешил, что радовался преступлению, и множество грехов считал богатством и говорил: я разбогател, нашел идола для себя, во всех трудах моих не могут найти грехов моих. Но Я, Господь Бог твой, выведший тебя из земли египетской, когда ты был в рабстве у Фараона и строил города из глины и соломы (Исх. гл. 5), опять даю тебе место для покаяния и чрез великие обетования увешаю тебя обратиться во Мне, ибо Я дам тебе возможность сидеть, как во дни праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

т.е. рабов своих, в ст. 25. Еще см. Быт. 10:12 . Псал. 81616 . сн. ст. 14. Псал. 97:7 сн. ст. 2: Псал. 99:67 . Псал. 115:4 сн. ст. 2. Псал. 44:3 : а их насадил, т.е. предков, а не народы. Быт. 19:13 : истребить его, т.е. город ст. 12. Местоимение относится так же и к последующему слову: Притч. 6:16 . Псал. 139:16 . Быт. 21:23 . Амос. 1:3.6 . Числ. 24:17 . Соображаясь с этими местами Писания, я перевел бы 2-й ст. 6-й гл. Исх. так: Я Иегова, т.е. клянусь Я Иегова (и поднимая руку в знак клятвы племени Иаковлеву, см. Иезек. 20:5, как бы говорил клянусь Мною, верховным Богом. Истинно, Я являлся Аврааму, Исааку и Иакову, как Эль Шаддай, т.е. открываясь предкам вашим, Я отрыл Мое имя: Первоначальный, т.е. Тот, кто есть источник и начало всего; Я клялся Аврааму: Я клялся ему, говоря: Я. Это слово Я сказано не с тем, чтобы им указать на себя, как в выражении: «что касается до меня», но в значении клятвы: Я – Сый, или Я, который есмь (Иегова), вступаю в замет с тобой в том, что ты сделаешься отцом множества народов (ст. 4). Эту клятву Я подтверждал Исааку: Я исполню клятву, которою Я клялся Аврааму отцу твоему. Быт. 26:3 . Я клялся Иакову: Я Иегова, Бог Авраама, отца твоего и проц. Быт. 28:13 . Но Я, употребив в клятве Мое имя Иегова, с клятвой этим моим именем не открывался им, израильтянам, которых освобожу от рабства египетсвкого. и, как прежде, Я, употребив клятву, поставил завет с Авраамом, Исааком и Иаковом, что дам им, потомкам из, Ханаанскую землю, в которой отцы их жили пришельцами: так тот же самый Я услышав стенание израильтян, которых египтяне держат в рабстве, и вспомнил завет Мой. И так сказы от Меня израильтянам: Я Иегова, Тот, который являлся отцам вашим, освобожу вас от рабства египтян, и, сделав вас Моим народом, буду ваш Бог. Протестантский пастор, Арно («Защита Моисеева пятикнижия против возражений отрицательной критики» в «Православном Собеседнике» 1870 г. Часть вторая (месяц Июль), стран. 205), указывая несостоятельность мнения, что до Моисея имя Иегова не было известно, опирающегося на известное место книги Исход (6:3), где говорится: Я являлся Аврааму, Исааку и Иакову, как Бог Всемогущий (Эль-Шаддай), но не открывался им в имени Иеговы, говорит: «Но так как, с другой стороны, есть не мало месс в книге бытия, очень определительно говорящих о том, что имя Иегова было известно и до Моисея (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского 112 Радуйся зело, дщи Сионя! проповедуй радость, дщи Иерусалимля ( Захар. 9:9 )! Ликуй, народ града Божия ( Пс. 47:2 )! Взыграйте, врата и стены Сиона и вся земля! Возопийте, горы ( Ис. 44:23 ) и взыграйте в восторгах, холмы ( Пс. 113:6 )! Реки, восплещите руками ( Псал. 97:8 ), и, людие, обымите Сион ( Псал. 47:13 ), – видя присущего в нем Бога. Да совокупят ныне свой глас небесные жители с земными, да прославит песнями горний Иерусалим вместе с дольним: ибо здесь – Христос небесный и земной. Окрест Небесного да возликуют умные Силы; окрест земного да воспоют земнородные с Ангелами. Ныне явися Бог богов в Сионе ( Псал. 83:8 ). Ныне преселавная глаголашася о тебе, граде Божий ( Псал. 86:3 ). Иерусалим, град Царя великаго ( Псал. 47:3 ). Отверзи врата " Гому, Кто всем отверз врата небесные и отворил всем райские двери, – Тому, Кто отверз всем врата гробов ( Матф. 27:52 ), Кто сокрушил вечные врата ада ( Псал. 23:7; 106:16 ), Кто чудесно заключил врата девства. Тот, Кто древле на горе Синайской, как Бог, беседовал с Моисеем ( Исх. 20:1 ), – ныне, как раб, исполняет закон, подчинившись закону ( Галат. 4:4 ). Ныне Бог от Фемана пришел в Сион ( Авв. 3:3 ). Ныне Небесный Жених с Богоматерью, брачным Своим чертогом, приходит во храм. Дщери Иерусалимские! изыдите во сретение Ему! Возжем светло светильники истинным светом! Приготовим хитоны душ для Жениха Христа ( Матф. 25:6 )! Народы из языков, вместе с Сионом! сретим Его со светильниками! Соберемся во храм вместе с Храмом, Богом и Христом! Воскликнем Ему песнь Ангельскую с Ангелами: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ); полны пределы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его; исполнено все человечество снисхождения Его; полны небесная, земная и преисподняя милосердия Его, – полны Его милости, Его щедрот, Его даров, Его благодеяний. Итак, все народы восплещите руками ( Пс. 46:2 ); все пределы земли, приидите и видите дела Божии ( Пс. 45:9 ); всякое дыхание да хвалит Господа ( Пс. 150:6 ); вся земля да поклонится ( Пс. 65:4 ); всякий язык да поет, да славит, да прославляет Бога, Младенца четыредесятидневного и предвечного, Младенца малого и ветхого деньми ( Дан. 7:9 ), Младенца млеко ссущего и веки сотворившего ( Евр. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Сей-то Крест Христов соделался для нас источником всех благословений. Он называется различными именами. Он именуется „жезлом правоты“, – „царствия“, „силы“, „наследия“. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Избавил еси жезлом достояния Твоего ( Псал. 44:7; 73:2 ). Жезл силы послет ти Господь от Сиона ( Псал. 109:2 ). Крест именуется „палицею“: жезл Твой и палица Твоя, ти мя утешиста ( Псал. 22:4 ), „древом жизни»: древо живота есть всем держащимся ея (премудрости), и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда ( Притч. 3:18 ); „древом“: и будет яко древо насажденое ( Псал. 1:3 ). Где? – при исходящих вод. Каких вод? – Богодухновенных Писаний. Крест именуется „подножием“: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть ( Псал. 98:5 ); „местом“: внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Аще дам сон очима моима, и веждома моима дремани: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю ( Псал. 131:7, 4, 5 ). Патриарх Иаков предзнаменовал сей Крест. Когда крестообразно возложил руки на внуков своих, Ефрема и Манассию ( Быт. 48:14 ). Тот же Патриарх предызобразил Крест, когда поклонился на верх жезла Иосифова ( Быт. 47:31 ). Жезл того же патриарха Иакова был образом Креста при переходе чрез Иордан, ибо Иаков говорит: с жезлом сим преидох Иордан ( Быт. 32:10 ). И несколько прежде явлено было Аврааму знамение Креста в образе рогов держимого в чаще овна ( Быт. 22:13 ), когда Патриарх таинственно совершал прообразовательную жертву, предзнаменовавшую Распятого. Крест предобразован и Исааком, несшим дрова всесожжения, и спешно следовавшим за отцом своим, как жертва, которую Авраам спешил принести ( Быт. 22:6 ). Силу Креста предозначал и жезл Моисея (обращенный в змия), который одержал победу над жезлами Египетскими, пожрав их, а для Египтян обратил в кровь воды речные, чтобы они не могли быть годными для питья. По мановению жезла Моисеева явились из вод жабы, налетела саранча, распростерлась осязаемая тьма, и все прочие казни постигли Египтян ( Исх. 7 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

15:4; Map. 7:10; Рим. 7:7  и выше цитов. места); – 21:17 в Мф. 15:4, (сл. Мар. 7:10 ; – 22:27; в Деян. 23:5 ; Лев. 11:44 ; в 1Петр. 1:16 ; – Числ. 16:26 ; в 2Тим. 2:19 ; – Втор. 6:16: в Мф. 4:7 (сл. Луки 4:12 ): – 24:14 в Мар. 10:19 ; срав. так же заповеди заключ. в Маф. 5 г., 21:27; 31:33, 38 и 43 стих. 436 б) пророки: аа) как продолжатели нравственного учения, основание которого положено в Законе Моисеевом, сл. Исаии 52:11 в 2Кор. 6:97 ; Иеремии 9:23 в 1Кор. 1:31  и 2Кор. 10:17 ; Псал. 23 (34), 14–15 в 1Петр. 3:10–11 ; – 94 (95), 8 в Евр. 3:8  и дал. др.; (111 или 112:9 во 2Кор. 9:9 ); – Притчей 3:11–12 в Евр. 12:5,6,25,21 в Рим. 12:20 ; срав. толкователей на все эти новозаветные места. δδ) в смысле обетования –вообще, как побуждение к исполнению новозаветного закона, а именно: α) от временных благ, как напр. благоденствие и долголетие жизни на земле за почитание родителей Исх. 20:12  в Еф. 6:3 , причем Апостол говорит: это первая заповедь с обетованием (ст. 2) срав. св. Златоуста, бл. Феодорита и др. на это место; срав. также «Записки на посл. к Еф.» стр. 157, Москва 1838; срав. также Псал. 33 (34). 13 в 1Петр. 3, 10 ; β) вообще от надежды на то, что Бог не оставит, услышит поможет, Иис. Навин. 1:5 в Евр. 13:5 ; срав. так же Исаии 49:8 во 2Кор. 6:2 , Псал. 33 (34). 16 в 1Петра 3:12 ; – 117 (118). 6 в Евр. 13:6 ; Притчей 3:34 в Иак. 4:6  и 1Петр. 5:5 ; (срав. также Прит. 22:8  лишь по 70-ти во 2Кор. 9:7 ). А главным образом, γ) От внушения надежды на нечто высшее, как напр., на прощение грехов, Псал. 31 (32) 1–2 сл. Рим. 4:7–8 ; срав. также Иерем. 31:31–34 в Евр. 8:8–12 , сл. 10:16,17; и как на необходимое следствие этого – получение жизни т е. возвращения общения с Богом, которому препятствуют грехи и в конце концов достижения жизни вечной, сл. Лев. 18:5  с Рим. 10:5 ; Гал. 3:12  и Луки 10:28  (срав. ст. 25); конкретное, так сказать, это побуждение выражается, как обетование наследия ближе всего земли, в смысле участка, принадлежавшего прежде нечестивому Псал. 36 (37), 11 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Исх. 15:2 . Числ. 12:13.16:22.23:19 . Эльйон или Гельйон, одно с арабским именем Галий (в списке 36-ое имя) значит: Вышний, Всевышний. Мельзиседеком при благословении Авраама Эльйон сказано в соединении с именем Эль ( Быт. 14:18–20 ); употребляется в Писании и самостоятельно, одно, как имя Богу. Второз. 32:8. Псал. 9:3 . Шаддай, ( Быт. 49:25 .) в древней форме множеств. числа для выражения превосходства того качества, какое означается этимологическим смыслом этого имени. Сообразно этимологическому смыслу корня этого имени. Шаддай обыкновенно переводится словом Всемогущий; иногда: Вседержитель ( Иов. 5:17 . Числ. 24:4.16. (в русском переводе), рус. 1:20.21.). Господь ( Иов. 6:14 ), Бог (Иса 13:6). В арабском языке слово шадид «сильный, крепкий», которого множеств. число ашидда сближается и выговором с еврейским, не встречается как имя Богу. В свящ. Писании имя Шаддай читается или с другим именем, наприм. с Эль ( Быт. 17:1. 28:3.35:11 .), как выражающее одно из свойств существа Божия, или одно, что чаще бывает в параллельных предложениях стихотворных речей свящ. песнопевцев, как равное по значению другим именам Бога. ( Псал. 91:1.68:15 . Иов. 6:4.8:3 . В Библии на славянском языке имя Бога Саддай есть еврейское Шаддай, оставленное без перевода: читается у пророка Иезекиииля: 1:24.10:5. Адон, редко употребляется в единственном числе (Иис. Н. 3:13. Пс. 114:7 . Иса. 10:33.), чаще во множественном, и всегда в древней форме этого числа: Адонай ( Быт. 18:27 .), иногда в обыкновенной форме множеств. числа (Малах 1:6.). В переводе на наш язык имя Адонай чаще передается именами Господь ( Исх. 34:9 . Числ. 14:17 . Амос. 5:16 .), иногда Владыка (Иса. 1:24. 3:1.); читается или одно, или вместе с другими именами Божиими. ( Исх. 23:17 . 34:9. Быт. 15:2 . Псал. 86:9.12.15.114:7.97:5 ) Без перевода это имя читается Адонай, в языке имя адонай чаще передается именами Господь (Исх. 3469 . Числ. 14617 . Амос. 5:16 .), иногда Владыка (Иса. 1:24. 3:1.); читается или одно, или вместе с другими именами божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Священные писатели тем с большим правом могли говорить иногда о богах языческих, как о живых, враждебных истинному Божеству и Им покоряемых силах, что они видели в обоготворяемых язычниками, в лице своих богов, существах, действительные тайны силы царства тьмы, властвующие над совестью язычников. Так Моисей об Израильтянах, увлекавшихся служением языческим богам, говорит, что они пожроша бесовом, а не Богу, богам, ихже не ведеша (Второз. 32, 17); равно и Псалмопевец говорит о тех, кто поработаша истуканным, что они пожроша сыны своя и дщери своя бесом ( Псал. 105, 37 ). Очевидно, в этом именно смысле представляет языческих богов живыми Псалмопевец, когда говорит: велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги; яко вси бози язык бесове, Господь же небеса сотвори ( Псал. 95, 4. 5 ). Иногда, представляя языческих богов живыми, священные писатели прямо отожествляют их с идолами, ничтожество и бездушность которых тут же изображается, чем ясно показывают, что такое их представление только олицетворение, а не признание их существования. Так, например, Псалмопевец, восклицая: велий Господь наш; Господь наш над всеми боги, здесь же показывает и причину такого возвышения Иеговы: Господь вся, елика восхоте, сотвори, на небеси и на земли, в морях и во всех безднах, – тогда как идолы ничтожные дела рук человеческих; они не слышат, не говорят, не видят: ниже бо есть дух во устнех их ( Псал. 134, 1. 5. 6. 15 – 17 ). 154 – Наконец, в иных еще местах Священного Писания, приводимых нашими противниками, имя – богов – очевидно относится не к богам языческим, но к различным существам, которые по их достоинству называются иногда в Священном Писании богами в переносном смысле. Так, когда Псалмопевец говорит: кто во облацех уравнится Господеви, уподобится Господеви в сынех Божеих ( Пс. 58, 7 ), то под именем живущих в облаках и сынов Божьих разумеет Ангелов, так же как великих земли именует богами в словах: Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит ( Псал. 81, 1. 6; 46, 9 ), или: богов да не злословиши и князю людей твоих да не речеши зла ( Исх. 22, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

6. Если невозможно тебе, как следует безмолвствовать в своей стране, решись убезмолвиться на чужой, и на это обрати весь свой помысл. Будь как искусный купец, все испытывая для устроения себе настоящаго безмолвия, и соглашаясь на все, для того необходимое и полезное. Впрочем говорю тебе, возлюби странничество; ибо оно избавляет от неудобств, какия неизбежны в своей стране, и одно дает вкусить все благо безмолвной жизни. Избегай бывания в городе, и терпеливо сиди в пустыни. Се бо, говорит святый Давид, удалихся бегая, и водворихся в пустыни (Псал. 54, 8). Если можно и совсем не ходи в город: ибо не увидишь ты там ничего благопотребнаго, ничего полезнаго, ничего успособляющаго тебе избранный тобою образ подвижнической жизни. Видех, говорит опять тот же святый, беззаконие и пререкание во граде (Псал. 54, 10). Ищи же уединенных и неразвлекающих мест и не бойся поселиться в них. Если увидишь там и бесовския привидения, не пугайся, и не убегай с этого спасительнаго для нас поприща. Потерпи не страшась, и узришь величия Божия (Исх. 14, 13), заступление, покров, и всякое другое удостоверение о спасении. Чаях, говорит блаженный оный муж, Бога спасающаго мя от малодушия и от бури (Псал. 54, 9). Да не победит твоего произволения (жить безмолвно) желание походить для развлечения. Ибо такое блуждание с похотию пременяет ум незлобив (Прем. Сол. 4, 12). Много от этого бывает искушений. Бойся падений и тверже сиди в келлии своей. 7. Если имеешь друзей, избегай частых с ними свиданий. Видаться с ними чрез долгие промежутки, будет полезнее и для тебя и для них. Если же почувствуешь, что тебе от них бывает какой–либо вред, совсем не приближайся к ним. Друзей надлежит тебе иметь таких, которые были бы полезны тебе, и пособствовали твоему житию. Избегай встреч с людьми лукавыми и немирными, и ни с кем из таких не живи вместе; и от недобрых предложений их отрицайся: ибо они не Богу служат, и не ради Его живут. Да будут друзьями твоими мужи миролюбивые, братие духовные, отцы святые. Ибо таковых назвал так Господь, говоря: Мать Моя, и братья Мои, и сестры суть те, которые творят волю Отца Моего, Иже на небесех (Матф. 12, 50; Мр. 3, 35). Не водись с хлопотливыми и суетливыми, и не ходи к ним на трапезу, чтобы они не увлекли тебя в свои прелести и не отвели от науки и искусства безмолвнической жизни: ибо есть у них такая страсть (увлекать). Не преклоняй уха твоего к речам их; и не принимай замыслов сердца их. Ибо они по истине вредны. К верным земли пусть лежит душа твоя, и соревнованием плачу их да болит сердце твое, по примеру Давида, который говорит: очи мои на верныя земли, посаждати я со мною (Псал. 100, 6). Если кто из шествующих путем любви Божией, пришедши к тебе, позовет тебя вкусить хлеба—соли, и ты захочешь пойти, пойди, но скорее возвращайся в келлию свою. Если можно, никогда не ночуй вне келлии своей, чтоб всегда с тобою пребывала благодать безмолвия, и ты безпрепятственно совершал установленное тобою келейное служение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Ион.2:3. Воззвал я в скорби моей к Господу, и Он услышал меня, из чрева преисподней я воззвал, и Ты услышал голос мой.    LXX перевели таким же образом, изменив только следующее: из чрева преисподней Ты услышал голос вопля моего. Не сказал он «взываю», но «воззвал», и не относительно будущего молится, но за прошедшее благодарит, показывая нам, что с того времени, как он, будучи брошен в море, увидел кита, столь массивное тело его и громадную пасть, поглотившую его, он вспомнил о Господе и воззвал, — или потому, что воды отступили и дали ему возможность взывать, или же вследствие всего расположения сердца согласно с словами Апостола: взывая в сердцах ваших: «Авва, Отче» (Гал. 4:6). Взывал же он к Тому, кто знает сердца человеческие и кто говорит Моисею: «что вопиеши ко Мне» (Исх. 14:15)? хотя Писание не упоминает, что пред этим он взывал. Также в первом псалме степеней мы читаем: «ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя» (Псал. 119:1). Под чревом же преисподней мы можем понимать чрево кита, которое столь велико, что имеет сходство с преисподнею. Но можно лучше относить это к лицу Христа, который под именем Давида воспевает в псалме: «не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Псал. 15:10). Бывший живым в преисподней остался свободным среди умерших. Ион.2:4. И вверг меня в глубину, в сердце моря, и поток окружил меня.     LXX: Ты вверг меня во глубину сердца морского, и потоки окружили меня.    В отношении к лицу Иовы не трудно объяснение: он был заключен во чреве кита, во глубине и среди моря и был окружен водами его. Что же касается Господа Спасителя, то мы возьмем пример из шестьдесят восьмого псалма, в котором говорится: «углебох в тимении глубины и несть постояния; приидох во глубины морския, и буря потопи мя» (Псал. 68:3), о чем и в другом псалме говорится: «Ты же отринул еси и уничижил, удалил Помазанника (Chrismum) Твоего разорил еси завет раба Твоего, осквернил еси на земли святыню его, разорил еси вся оплоты его» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но чтобы еще разительнее представить, в какой близости к Богу находятся цари земные, и следственно, как высока, как священна власть их, и какое величие подобает сану их, св. откровение изображает их особами неприкосновенными, богопомазанными, сынами Вышнего ( Псал. 81:6 ), а наконец, как бы недовольствуясь и сим, изъемлет их из круга обыкновенных смертных и возносит до степени божества: Аз рех, говорит Сам Всемогущий державным земли: Аз рех: Бози есте ( Псал. 81:6 ). «Внемлите», как бы так вещал Бог , встав в сонм владык венценосных: «несмотря на то, что мое Царство, моя сила, моя слава всюду во вселенной, на небе и на земле, в морях и во всех безднах ( Псал. 88:10,12 ). Я хочу ввести и вас в причастие моего владычества, – хочу облечь вас внешней силой и славой. Я царствую вседержавно над мирами горним и дольным, вы – цари народов по мановению моей десницы; Я – Бог вечный вездесущий, вы – Боги земные и временные: Аз рех: Бози есте. Нет нужды пояснять, в каких видах Слово Божие так возвеличивает народных властителей. Цель подобных превознесений понятна. Она состоит в том, чтобы показать, чем должен быть перед нами Царь, и особенно богопомазанный и православный, – чем должен быть для подданных этот первенец, Божий между земнородными ( Псал. 88:28 ), этот причастник сугубой благодати, этот державный Архистратиг земных племен и народов. О, братия! Говоря это, я как бы содрогаюсь; сама мысль во мне задерживается и немотствует, когда я представляю, как священ для верноподданных Царь боговенчанный! Да, Он сугубо священ для нас; священ и в своей власти, и в своей особе! Священ, как некое святилище, в котором провещеваются глаголы Вечного и Всемогущего! Священ и неприкосновен, как небошественный Синай, на котором пишутся для земнородных законы, суд и правда, и к которому всяк прикоснувыйся смертью умрет ( Исх. 19:12 )! Но для чего Слово Божие так изображает перед нами величие и святость предержащей власти царевой? Не для того ли, чтобы мы, по Апостолу, чтя царей ( 1Петр. 2:12 ), как сынов Вышнего, тем беспрекословнее повиновались священной власти их? Конечно так, вера в Бога и верность к Царю суть два начала, на коих зиждется общественное благосостояние, и которые, одно без другого не действенны, мертвы, не мыслимы. Тоже Евангелие, которое требует веры в Господа Иисуса, как первого условия ко спасению, требует и повиновения Царям, как верного залога благоденственной жизни. Римские Кесари были государи языческие. Слово крестное, – эта небесная мудрость, эта сила Божия для спасаемых, – казалось им юродством ( 1Кор. 1:18 ). За всем тем, св. Апостолы строго заповедовали повиноваться им, как владыкам верховным, не во избежание только их гнева и наказания, но за совесть и по сознанию долга: повинитеся всякому начальству. Господа ради: аще Царю, яко преобладающу ( 1Петр. 2:13 ), – повинитеся не токмо за гнев, но и за совесть ( Рим. 13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010