25. Епитрахиль означает благодать Духа Святого, ниспосылаемую свыше, потому как сам Первосвященник, так и Иерей, возлагая ее на главу, говорит: Благословен Бог, изливаяй Благодать Свою на Священников Своих . Почему всякий Пресвитер, приступая к совершению какого либо Священнодействия, имеет нужду возлагать оную на свою выю. 26. Пояс означает служение Спасителя нашего, которое совершил Он во плоти Своей, и которое еще обетовал оказать нам и в будущем веке, ибо в Евангелии говорит, что препояшется Он и возлещи, их сотворит и приступив послужит им . Кроме сего Таинства, пояс прообразует еще крепость и державу Божественной силы, укрепляющей Священнослужителей в прохождении и непорочном исполнении их служения. Благословен Бог , возглашает Иерей, препоясуяй мя силою . На поясе Архиерей носит набедренник , который пробразует собою 1) победу, данную нам над смертью; 2) нетление нашего естества и 3) как величие Божественного ополчения, так и свирепость лукавого духа, потому и имеет вид меча, и привешивается на бедре при чреслах, в которых, как говорят, заключается вся человеческая крепость. Сие подтверждают и изречения, при возложении его возглашаемые: «препояши меч твой по бедре твоей, сильне» (Псал. 44:4)! 27. Поручи означают 1) всемогущество силы Христовой, 2) то, что Он на Тайной Вечере Собственными руками принес в жертву Богу Отцу Свое Тело и Кровь. Такой смысл заключается и в словах, при возложении оных произносимых: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости» (Исх. 15:6), и: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Псал. 118:73) и проч. 3) Некоторые толкователи поручам дают знаменование уз Спасителя нашего, которыми связаны были пречистые Его руки, когда его вели со двора Архиереева к Пилату в претор (ср. Иоан. 18:12). 28. Священный Фелонь прообразует собою 1) свыше подаваемую силу Святого Духа, а еще более 2) ту хламиду , в которую был облечен Спаситель, преданный поруганию: потому и имеет вид вретища , и без рукавов, но яснее сей образ хламиды представляет саккос , который носят первенствующие Архиереи; сие же изобразует Фелонь, испещренный весь крестами и называемый многокрестником, в который облачаются прочие Архиереи, для изображения страсти Спасителя. Он же прознаменует и того, Который крестом и страданиями исполнил вечную правду и, сокрушив мучителя миродержца, даровал нам истинную свободу. Потому при возложении Фелони говорится: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии твои радостию возрадуются» (Псал. 131:9). И действительно, правда через Крест даровала нам радость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3928...

Она простирается к нам: 1. Прежде чем мы пали, дабы поддержать нас. Воскресший Спаситель является к своим, трепещущим от страха, ученикам, и ободряет их веру и надежду. а)  В нас обнаруживаются всякие немощи , внутренние и внешние; колебание в вере и сомнение в Промысле (Псал. 72:13 ), ленность и беспечность духа (Евр. 12:12 ), прельщение ко греху отвне (Мат. 4:9 ). Тут недалеко до падения. б)  Благодатная десница Божия бодрствует над нами . Господь предостерегает нас (Лук. 22:24–26; Мат. 26:41 ), укрепляет нас “ примите Духа Святаго ,” утешает нас и укрощает волны страстей и сомнений (Мат. 14:30–31 ). в)  Теперь нужно только схватиться за Божью десницу и крепко держаться ее. Кто это делает, тот побеждает (Псал. 117:13; Псал. 55:14 ). 2. Если мы пали, дабы опять восставить нас. На примере Фомы мы учимся познавать: а)  Падение таких душ , которые, или впадают в глубокие заблуждения, или удаляются от веры в своей жизни, и таким образом отпадают от благодати (Гал. 5:4 ), как Давид (2 Цар. 11 ). б)  Восставление таких душ благодатью . Тут Бог поступает иначе, чем мы люди (Лук. 10:30–31 ). Он не отвергает тотчас такой души (Исх. 32:14). Его любовь к грешникам (Прем. 12:2; Рим. 14:4 ). б)  Теперь остается только с готовностью предоставить благодатной деснице Божие й, чтобы она опять восставила согрешившего и покаявшегося на прежнюю высоту (Иер. 8:4 ). Фома сознал свою вину и воскликнул: “ Господь мой и Бог мой! ” Подражайте ему. Заключение. “ Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям ” (Исаии 65:2). Слова эти относятся к вам, которые близки к падению, и к вам, которые действительно уже пали. Не будьте Каином и Иудой, схватитесь за спасающую десницу (Апок. 2:5 ). Пытливость нашего разума о таких предметах, о которых умалчивает Священное Писание Апостол Фома обнаружил излишнюю пытливость. Мы, конечно, должны испытывать писания (Иоан. 5:39; Исаии 34:16; Кол. 4:16; Деян. 17:11 ), рыться в них, подобно золотоискателям (1 Тим. 1:7; Иер. 8:8 ). Однако наша пытливость не должна доходить до суемудрия и излишнего любопытства (Иоан. 16:12 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Писании называется великим, достопокланяемым или страшным, святым. О нем сказано в Законе: Если… не убоишься славного и страшного сего имени, Иеговы, Бога твоего: то Иегова поразит тебя. Второзак. 38:58.59. в Псалтири: Да славят великое и страшное имя Твое! Псал. 99:2 . Свято и достопокланяемо имя Его! Псал. 11:9 . в Евангелии: Свято имя Его. Лук. 2:49 . Закон внушал Еврею с благоговением произносить достопокланяемое, святое, великое имя Божие: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Исх. 20:7 . «Сице глаголет Адонай Господь: имене моего святого не осквернавите». Иезек. 20:73. И всякое имя Божие, потому что оно имя Бога, верующий в Бога должен произносить благоговейно: но, зная употребление имени Иегова в Писании Ветхого Завета, имеем основание сказать, что заповедь благоговеть пред именем Божиим по преимуществу прилагается к этому великому Его имени. В Писании видим, что одно слово Имя говорилось вместо самого имени Иегова. Левит. 24:11 . он. 16. Псал. 20:2. 115–1 . Употребление имени Божия в Ветхом Завете Евреи нынешнего времени, благоговея пред великим, святы именем Божиим, не произносят его при чтении свящ. Писания, а заменяют его, где только встретиться оно, другими именами Бога; не произносят его в обыкновенных разговорах, когда бывает речь о Боге. Всегда ли так было в еврейском народе? Мусульмане думают, что великое имя известно было одним только пророкам, а не всему еврейскому народу. Во всех книгах ветхозаветного Писания читаем великое имя. нет надобности указывать это имя в писании христианам, читающим писание, а особливо тем из них, которые читаю писание в подлинном языке его; но считаю нужным указать тебе, мусульманин, не знакомому с Писанием, некоторые из тех мест его, их которых видно, что и пророки и народ еврейский и писали и говорили это имя. Неосновательно было бы предполагать, что Израильтяне, при Моисее, получив ясное понятие о великом имени Божием, не произносили его, когда в этом имени слышали уверение в исполнении обетований, данных их предкам, когда этим именем уму и сердцу верующего Израильтянина уяснялась правота его веры в сравнении с верованиями соседних народов, покланявшихся богам, которые не Бог ( Втор. 32:19 .); когда именем этим давались ему все «уставы, законы, заповеди, права.» (втор.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Все ветхозаветное откровение по справедливости можоет быть названо обличением многобожия и наставлением в вере в единого Бога. – Моисей предлагает историю миробытия, повествует о патриархах, ведет людей из Египта, дает закон, чудодействует – именно с тем, чтобы сохранить и утвердить веру в единого Бога. Пророки тоже имели в виду, также предохраняли от многобожия. История богодухновенная, история несомненная, ясно показывает, что вера, современная начальному бытию человека, была вера в единого Бога; еще при Иове вдали жившие от него друзья его знают только одного Бога; многобожие же явилось как следствие уже усилившегося нечестия и омрачения 185 . Бог истинный избрал себе Израиля в народ свой с тем, чтобы сей знал Его и не погиб в распространившемся потопе многобожия. Отселе неудивительно, что видим у Моисея и пророков самые ясные изречения о единстве Божием. Видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене (с подл. Видите, видите, что Я есмь, и нет Бога со Мною): Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю, и несть, иже измет из руки Моея ( Втор. 32:39 ). Здесь а) ясно говорится, что нет другого достопоклоняемого, кроме единого Иеговы; б) в доказательство сего указывается на чудесные дела Иеговы, и в) на Его всемогущество (Тоже Втор. 4:19, 39, 6:4 . Цар. 12:29). Вси языцы, елики сотворило еси, приидут и поклонятся предо Тобою, Господи, и прославят имя Твое, яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един ( Псал. 85:9, 10 ). Здесь Господь представляется а) таким, которому должны некогда покланяться все народы, б) великим и Творцем чудес, в) наконец называется единым Богом. В другом псалме псалмопевец поучает, что Бог израилев – Бог вездеприсущий и Творец всего (ст. 11). Бог наш на небеси и на зелли, вся елика восхоте, сотвори; что идолы язычников бездушное дело рук человеческих (ст. 12–15). Прор. Исаия в 44 г. подробно показывает, что только Иегова – есть Бог истинный, и что боги языческие – стыд для смысла человеческого. И именно а) Бог израилев говорит: Я первый и Я последний, кроме Меня нет Бога (ст. 6); указывает на творение человека (ст. 7), и на дела, какие творил Он пред израилем (ст. 8), далее, в) пристыждает многобожников, подробно изображая, как они делают себе богов идолов (9–20); опять г) указывает Израилю на дела свои и говорит: Я Иегова, который сотворил все, распростер небеса един, Сам разостлал землю (21–24 сл. 3Цар. 8:66 ). Наконец самые названия, какие дает ветхозаветное откровение богам языческим, показывают, какое мнение о них внушало оно чтителям истины: по его изречениям языческие боги elilim ничто ( Ис. 2:20 ; Лев. 17:7 . μταιοι, Лев. 19:4 . Ис. 10:10 ; 1Пар. 16:26 . Псал. 95:7 ) ειδωλα, tohu пустота ουδν ( 1Цар. 12, 21 . Исх. 41,29 ), habalim ветер, от habol дуновение ( Втор. 32:21 . Иер. 2:5; 10:8; 14:22; 16:18; 4 . Цар. 17:15), scherer ложь ( Ис. 44:20 186 ; Иер. 3:10; 13, 25; 23, 11 ), memim мepmbыe ( Псал. 105:28 ) 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так как и для разума Бог – существо всесовершенное, в котором святейшая воля соответствут уму безпредельному и потому не может не быть в нем полного ощущения согласия воли с умом: то и разум признает в Боге бытие безпредельно блаженное, не ограничиваемое случайными и условными успокоениями самолюбия. И он говорит словами представителей своих, что Бог есть «блаженнейший из блаженных» 164 . По учению св. писания, Бог не требует ничего ( Деян. 17:25 ). «Если ты грешишь: что можешь ты сделать Ему? Если много преступлений твоих: вредишь ли ты Ему? Если поступаешь праведно: что даешь ты Ему? или что получает Он от руки твоей»? ( Иов. 35:6, 7 ). Бог наш есть Бог живый ( Евр. 8:14, 12:22 ). Во своя времена явить блаженный и единый, сильный царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим. 6:15 ). По всем этим наставлениям Бог наслаждается блаженством, независимо ни от кого и ни от чего. По слову Божию, созерцание Бога доставляет блаженство избранным. ( Иак. 1:17 , Псал. 26:8, 13 ), пред лицем Его обилие радостей ( Псал. 15:11 ). Эго означает, что источник совершенств служит источником щастия для своих созданий, не преставая быть покоем самобытным. Так как блаженство Божие есть полный покой при высшей деятельности: то все изображения тревожных движений сердечных, как то: гнева ( Исх. 20:5, 32:10 . Псал. 2:3, 15 ), раскаяния и проч. по отношению к Богу не имеют собственного значения, не показывают в Боге того, что показывают они в человеке; а составляют образное показание действий и отношений Божиих к миру. «Не стесняем слова о блаженной жизни границами и называем Бога одного блаженным: Он истинно так блажен, что большего блаженства быть не может», говорит блаж. Августин 165 . IV. Единство существа Божия § 38. Происхождение вопроса о единстве существа Божия За мыслью о бытии и совершенствах Божиих в уме необходимо следует вопрос: соединена ли с идеею о Боге мысль о Его единстве? Иначе принадлежат ли совершенства Божественные одному существу? Если же спрашиваем о единстве существа Божия: то имеем в виду не единство понятия о Боге, а единство самого предмета, именно единство существа Божия, как совокупности безпредельных совершенств. 166 Таким образом вопрос о единстве Божием, иначе может быть выражен так: одно ли существо Божие? или что тоже, нет ли Бога, равного ли Богу по совершенствам божественным, или высшего и низшего? § 39. Ответ разума

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

76. Земля Халдейская ( Деян. 7, 4 ) есть житие в страстях, в котором созидаются и получают поклонение идолы грехов. Месопотамия же (Там же, ст. 2) есть житие, которое приобщается обоим противным нравам. А земля обетования ( Евр. 11, 9 ) есть состояние, исполненное всякого блага. Итак, всякий, кто, подобно ветхому Израилю, возвращается к ветхому своему навыку, опять низвлекается к рабству страстей, лишаясь данной свободы. 77. Кто доблественно победил страсти телесные и довольно подвизался против лукавых духов, и изгнал их умышления из страны души своей, тот должен молиться, чтобы ему дано было чистое сердце, и дух правый обновлялся во утробе его ( Псал. 50, 12 ), то есть чтобы он совершенно избавился от злых помыслов и по дару благодати исполнился Божественных мыслей, и таким образом сделался мысленным миром Божьим, светлым и великим, состоящим из нравственных, естественных и богословских созерцаний. 78. Сердце чистое ( Псал. 50, 12 ) есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божьи, от которых оно обыкновенно делается светлым. 79. Кто Божественным желанием победил душевное расположение к телу, тот сделался неограниченным, хотя он и находится в теле. Ибо Бог, привлекающий вожделение желающего, без сравнения превыше есть всего и не попускает желающему привязать вожделение свое к чему-либо из того, что после Бога. Итак, да возжелаем Бога всею крепостью вожделения нашего и сделаем, чтобы наше свободное избрание не было одержимо ничем телесным, и поставим себя расположением (душевным) по истине превыше всех чувственных и мысленных вещей, и (тогда) мы волею не примем никакого вреда от естественной жизни, относительно того, чтобы быть с Богом неописанным по естеству. 80. Великий Моисей, поставив скинию свою вне полка, то есть утвердив мысль и ум вне видимого, начинает поклоняться Богу ( Исх. 34, 8 ), и вшедши во мрак ( Исх. 20, 21 ), в невидимое и невещественное место ведения, там пребывает, посвященный в священнейшие тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

А если они [увидят] душу женственную, расслабленную вследствие наслаждений и употребления мастей и томимую свойственною женщинам негою, то приходят в исступление, не могут сдержать себя и возгораются похотью. Далее следует: «ибо вы превратили суд в ярость.» Превращает суд в ярость тот, кто во гневе производит суд, и, забывая слова Господа: „не смотри на лицо на суде“ (Второз. 16:19), и в другом месте: «нищего да не помилуеши на суде» (Исх. 23:3), «яко суд Божий есть» (Второз. 1:17), приступает в раздраженном состоянии к суду, или, не зная ни сущности дела, ни того, на какой стороне правда, заранее решает, какой должно произнести приговор, и превращает сладчайший плод правды в горечь. Сказанное нами об одной добродетели им должны относить и к другим, — к благоразумию, мужеству, воздержанию, плоды которых не может получать тот, кто предается гневу, а если и будет получать, то они будут горькими. Поэтому у Исаии говорится: «горе глаголющим сладкое горькое и горькое сладкое» (Исаии 5, 20). Говорят же это те, которые смотрят на суде не на сущность дела, а на лица, и превращают сладчайший плод правды Христовой в горечь. Таким образом всякий, руководящийся при производстве суда родством или дружбою или же, наоборот, враждою и ненавистью, извращает суд Христа, который есть правда, и превращает плод его в горечь. Те, которые подобным образом действуют, не радуются никакому доброму слову или [радуются] «тщетно», как перевел Симмах, то есть λο’γως и говорят с кичливым высокомерием: не своею ли силою мы приобрели рога? между тем как праведник, наоборот, будет хвалиться о Господе и скажет: «о Тебе враги наша избодем роги» (Псал. 43:6) и в другом («или» в том же) месте: «не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене» (там же ст. 7). Поэтому также в Исходе по еврейскому тексту и по изданию Авилы мы читаем: „и Моисей не знал, что вид лица его был лучистый» (Исх. 34:29), и он по справедливости мог сказать: „чрез тебя избодаю врагов моих рогом». Также в другом месте читаем: «вознесет рог людей Своих» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

76. Земля Халдейская (Деян. 7, 4) есть житие в страстях, в котором созидаются и получают поклонение идолы грехов. Месопотамия же (Там–же, ст. 2) есть житие, которое приобщается обоим противным нравам. А земля обетования (Евр. 11, 9) есть состояние, исполненное всякаго блага. Итак, всякий, кто, подобно ветхому Израилю, возвращается к ветхому своему навыку, опять низвлекается к рабству страстей, лишаясь данной свободы. 77. Кто доблественно победил страсти телесныя, и довольно подвизался против лукавых духов, и изгнал их умышления из страны души своей; тот должен молиться, чтобы ему дано было чистое сердце, и дух правый обновлялся во утробе его (Псал. 50, 12), то–есть чтобы он совершенно избавился от злых помыслов, и по дару благодати исполнился Божественных мыслей, и таким образом соделался мысленным миром Божиим, светлым и великим, состоящим из нравственных, естественных и богословских созерцаний. 78. Сердце чистое (Псал. 50, 12) есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений), и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым. 79. Кто Божественным желанием победил душевное расположение к телу, тот сделался неограниченным, хотя он и находится в теле. Ибо Бог, привлекающий вожделение желающаго, без сравнения превыше есть всего, и не попускает желающему привязать вожделение свое к чему–либо из того, что после Бога. Итак, да возжелаем Бога всею крепостию вожделения нашего, и сделаем, чтобы наше свободное избрание не было одержимо ничем телесным, и поставим себя расположением (душевным) по истине превыше всех чувственных и мысленных вещей; и (тогда) мы волею не примем никакого вреда от естественной жизни, относительно того, чтобы быть с Богом неописанным по естеству. 80. Великий Моисей, поставив скинию свою вне полка, то–есть утвердив мысль и ум вне видимаго, — начинает покланяться Богу (Исх. 34, 8), и вшедши во мрак (Исх. 20, 21), в невидимое и невещественное место ведения, там пребывает, посвященный в священнейшия тайны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

По причине утраты листов начинается с половины 15 псалма. По совершении Псалмом и Песней последование тоже, что в печат. Псалтыри, с небольшим замечанием: Сиа скончав и пакы начни Псалтырь от начала. Псалтыр бо не кончается николиже, и проч. Затем приписаны другою рукою избранные Псалмы Никифора товлемида (τ βλμμδθ) любомудреца. Ветхие листы также по краям заклеены белою бумагою. 55. (872). Псалтырь, полууст. небрежный, переходящий в скоропись, исх. XVI или нач. XVII века, в четверть, 192 листа. Состоит из Псалмов, Песней и избранных Псалмов Никифора Блеммида любомудреца. Начальные листы до псалма 5-го утрачены, равно и конечных несколько, ветхие заклеены белою бумагою. 56. (865). Псалтырь, полууст., исх. XVI века в четверть, 167 листов, начин. с псал 10 го, оканч. 149-м, также с наклейками. 57. (876). Псалтырь. полууст. четкий, XVII века, в осьмую долю, 255 листов. Начинается с псал. 11, ст. 4. Между листами 252 и 253 одного недостает – окончания песни Захариина отца Предотечева и начала статьи по совершении Псалмов, осталась одна молитва , какая в печат. Псалтыри. 58. (875). Псалтырь, полууст. мелкий, XVII века, в осьмую долю, 182 листа, заглавная заставка с золотом. После Псалмов, и Песней приписано уставом: По совершении же нескольких кафизм или всего Псалтыря и Песней, что в печат. Псалтыри. На поле против молитвы сей статьи другого рукою: Помяни Бога ради архимандрита Иосифа. См. в конце 284. На порожнем 179 листе скорописью: Сия книга, глаголемая Псалтырь, Василия Конанова сына Панова. 59. (877). Псалтырь, полууст., XVII века, в осьмую долю, 180 листов. Начальная статья: Разумно да будет, како начати иноку особь пети Псалтырь, – и конечная: По совершении же нескольких кафизм или всего Псалтыря и Песней – те же, какие в печат. Псалтыри. Последнего листа недостает. 60. (880). Псалтырь, полууст. мелкий, четкий, XVII века, в осьмую долю, 179 листов. Заглавие Псалмов и Песней писано золотом, заставки над ними и первые буквы кафизм – золотом и красками. Прибавления те же и с теми же надписями, какие в предыд. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

9 . Во многих убо инаковость и несходство и разнствие: обрестися же вне сих в Бозе, истинно едином и единственном, есть возвергнути себе превыше многих 323 к созерцаниям яже о Бозе. И сие являет Моисей, иже вне полка потче скинию ( Исх.33:7, 11–23 ) уча, и посем беседоваше с Богош. He безбедно бо есть, словом произносимым покушатися изрещи Неизреченнаго, понежс произносимое слово есть двойство и более. А еже без гласа единою душею зрети сущее, крепчае есть, понеже (тогда) стоит она в нераздельней единице, а не во многих. Архиерей бо, емуже едва повелено бе единою в лето входити во Святая святых ( Евр.9:7 ) внутрь завесы, научает, яко единому точию прошедшему двор в Святое, и внутрь Святая святых бывшему, сиссть все естество чувственных и мысленных минувшему, и от всякаго свойства, временному бытию сообразнаго, чисту бывшему, подобает непокровенным и нагим умом приступати к видениям яже о Бозе. 10 . Великии Моисей, вне полка поставивый свою скинию, сиесть мысль и ум водрузивый вне видимых, покланятися Богу ( Исх.34:8 ) начинает, и вшед во мрак ( Исх.20:21 ), – в невидимое и невещественное ведения место, – ту пребывает посвящаем в священнейшия тайны. 11 . Иже во внешней жизни и поведении исполняяй закон, от единых точию последствий злонравия празден есть, закалая в жертву Богу неразумное страстей деиство, и сим образом таковый довольствуется для спасения, ради своего духовнаго младенчества. 12 . Иже евангельскую жизнь истинне целуяй 324 , и начало и конец своего злонравия изсече, и всякую добродетель делом и словом проходит, принося жертву хваления и исповедания, всякаго действеннаго страстей стужения отчужден, и от борения с оным во уме свободен сый, и точию в надежде будущих благ имеяй питающую душу, ненасытную сладость. 13 . Страх геенны, поощряет вводимых 325 убегати злонравия; желание же воздаяния благ, дарует преуспевающим усердие к содеянию благих: а таинство любве, воземлет ум превыше всех сотворенных, соделовая его слепым ко всяческим, яже после Бога суть. Единех бо соделавшихся слепцами ко всяческим, яже после Бога суть, Господь умудряет ( Псал.145:8 ), показуя им божественнейшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010