По кончине Антония Великого , некий духовный старец, упрошенный монахами, сделал объяснение к изречениям Великого. Так, например, на изречение: «Иди, живи в пустыне и изучи брани демонов» дано этим старцем следующее толкование. Совершенство монаха проистекает от духовного делания, а духовное делание приобретается чистотой сердца, чистота же сердца – умной молитвой. Преуспеянием в умной молитве приобретается непрестанная молитва. Но демоны ведут борьбу посредством помышлений и мечтаний, а также посредством видений, и эта борьба возбуждается сильнее в пустыне и безмолвии ( 82, 42–43 ). Некий от Отцов поведал: в келлиях был старец-подвижник, имевший одежду из рогожи. Пришел он однажды к авве Аммону. Авва увидел его в одежде из рогожи и сказал ему: это не принесет тебе никакой пользы. И спросил его старец: «Три помысла приходят ко мне. Первый предлагает скитаться по пустынным местам; второй – уйти в страну, в которой никто не знает меня; третий – затвориться в хижине, никого не видеть, и употреблять пищу через день». Авва Аммон отвечал: «Исполнение каждого из этих предположений не будет полезным для тебя. Напротив, безмолвствуй в хижине твоей, ежедневно употребляй пищу с умеренностью, имей в сердце твоем слово мытаря («Боже! милостив буди мне грешному») и спасешься ( 82, 62 ). Примечание епископа Игнатия (Брянчанинова) : Очевидно, странная одежда, бросавшаяся всем в глаза, намерение проводить особенный образ жизни, привлекающий к себе внимание многих, внушены были подвижнику самомнением. Преподобный Аммон преподал ему подвиг смирения, единственный угодный Богу, способный привлечь милость и благодать Божию к подвижнику. Двенадцать лет авва Иоанн Фивейский служил больному старцу, авве Аммою. Хотя Иоанн много трудился для старца, но старец в течение всех двенадцати лет ни разу не сказал ему: «Спасайся!». Когда же настало время кончины аввы Аммоя, и собрались к нему старцы, – он взял Иоанна за руку и сказал ему: «Ты – спасен!» ( 82, 67 ). Авва Иоанн, евнух, будучи еще новоначальным, спросил некоторого старца: «Как могли вы легко совершать дело Божие, между тем как мы и с трудом не можем совершить его?». Старец отвечал: «Причина в том, что мы признавали дело Божие – главным делом, а попечение о потребностях тела – второстепенным; у вас же заботы о потребностях тела считаются главным делом, а дело Божие – второстепенным. Поэтому-то и тщетен ваш труд. Чтобы устранить учеников Своих от такой неправильной деятельности, Спаситель сказал им: Маловеры! «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 33 ). Антоний Великий сказал: «Я никогда не предпочитал своей пользы – пользе брата моего» ( 82, 299 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Помню, у Василия Великого вопрос о том, как апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение Духа было их непрестанной молитвой ( 117, 36 ). Жалеете, что молитва Иисусова не бывает непрерывной, что не произносите непрестанно, – это и не требуется... требуется постоянное чувство к Богу, которое может иметь место и при разговоре, и при чтении, и при наблюдении и рассматривании чего-либо... Но как молитва Иисусова, когда вы молитесь ею, бывает в настоящем виде, то продолжайте так действовать, и молитва эта... расширит область свою ( 117, 36 ). Иногда все время, назначенное для правила, можно провести в чтении одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще – иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами... А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно ( Притч. 23, 26 ), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в этом и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подбрасывание дров в печь. Святитель Феофан Затворник ( 117, 36 ). Прежде всего приносите молитву непрестанную, не прерывая ее, и за все случающееся с вами благодарите Бога. Преподобный Антоний Великий ( 82, 21 ). Понуждайте себя постоянно пребывать в молитве и молении пред Господом, да дарует вам простоту и незлобие... ( 82, 180 ). Принудь себя к обильным молитвам, соединенным с плачем, – и Бог, в свое время, умилосердится над тобою, совлечет с тебя ветхого согрешающего человека. Преподобный авва Исаия ( 82, 188 ). Понудь себя к непрестанному труду молитвы пред Богом в сердце, носящем помысел чистый, исполненный умиления, и Бог сохранит твой ум от нечистых и скверных помыслов. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 249 ). Чтобы легко провести настоящую жизнь, очиститься от грехов и с дерзновением предстать перед престолом Христовым, будем неустанно приготовлять себя молитвами, слезами, усердием, постоянством и терпением ( 35, 456 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Где царствует Бог, там нет рабства диаволу, но все служение единому Богу (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 364). Источник. Действование Божие в трудящихся о спасении начинается с первых минут обращения к Богу, и самое обращение оно же совершает. Но оно возрастает по мере того, как трудящийся, отклоняясь от себя, к Богу прилепляется и, убеждаясь в своем бессилии, утверждается в уповании на силу Божию. Когда, наконец, он всего себя предаст Богу, Бог бывает в нем действующим и в указании должного, и в исполнении его. Это – верх христианского совершенства... (прп. Никодим Святогорец , 70, 232). Источник. ...Без воли Божией и тысячи людских помощников не помогут (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 111). Источник. От Бога ничего не утаено... Все Он видит. И молитву всякую слышит, а исполняет ее не по нашему желанию, а как нам спасительно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 116). Источник. Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся, и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства... и полным сердцем начнут взывать: Господи, помоги! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 41). Источник. Сознание бессилия – настоящее преддверие к получению помощи Божией! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 90). Источник. ...Бог не станет делать, пока не увидит болезненного труда собственно нашего (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 250). Источник. Помощь Божия будет сопутствовать вам... Но она помощна борющимся, а не поддающемуся первому удару искушения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 97). Источник. Великую силу имеет тот, кто подвизается в течение всей жизни и ежедневно, до последнего издыхания, осторожен по отношению к искусителю, которым преследуется. Я молил Бога, чтобы Он показал мне воинство, окружающее и защищающее монаха, и увидел монаха, окруженного светильниками; множество Ангелов с обнаженными мечами в руках охраняли его как зеницу ока, и вот – голос с неба, говорящий: «Не допустите ему покоя, доколе праведный живет в сем мире». Увидев такое ополчение, отовсюду объемлющее монаха, я вздохнул и сказал сам себе: «О Антоний! Все это дано монаху, и при всем этом превозмогает его диавол: монах нередко падает».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозь огнь и воду, и извел ecu ны в покой ( Пс.65:12 )» (стр. 78). «Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем» (стр. 78). «Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством того и в премирном: в мирном, то есть с совестью благою; в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мире место Его ( Пс.75:3 )» (стр. 78). «Когда человек придет в мирное устроение, тогда может и на других изливать свет просвещения разума» (стр. 79). «Мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить мир Божий, и с Церковью всегда взывать: Господи, Боже наш, мир даждь нам ( Пс.26:12 )» (стр. 80). «Всеми мерами надо стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений» (стр. 80). «Для сохранения мира душевного всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный» (стр. 82). «Чтобы избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей» (стр. 82). «Выше меры подвигов предпринимать не должно, а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей» (стр. 82). «Надо идти средним путем, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе ( Притч.4:27 ) и давая духу духовное, телу телесное, для поддержания временной жизни потребное, и жизни общественной ею законно требуемое, по словам Священного Писания : воздадите Кесарева Кесареви, а Божия Богови ( Мф.22:21 )» (стр. 82). «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки других, но не облениться и побуждать себя к лучшему» (стр. 83). «Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве к Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного; в часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя грешного; или же прибегать собственно к Пресвятой Богородице, молясь: Пресвятая Богородице, спаси нас; или говорить поздравление ангельское: Богородице Дево, радуйся! Таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам св. Исаака Сирина , кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем» (Слово 69-е, стр. 84).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Это бесовское дело и есть клятвы близ. Ибо мы не потому воздерживаемся от некоторых яств, что они по природе злы, – да не будет! – но для того, чтобы, воздерживаясь от них, соразмерно укротить пламенеющие члены плоти; еще же и для того, чтобы остающаяся у нас от потребления пища была обращаема в удовлетворение насущной нужды бедных, – что есть признак искренней любви (блж. Диадох, 91, 30). Источник. Остерегайся, чтобы не изнемогло слишком тело твое, и от того не усилилось против тебя нерадение, и не охладило душу твою вкушением его делания (прп. Исаак Сирин , 58, 174). Источник. Должно внимать себе и в том, чтобы скудость наслаждения пищею не наполнять излишеством сна, равно и напротив... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 201). Источник. Как всякое начало трудно, так и начало поста, по случаю изменения в нище, и в предметах нашего действования встречает некое неудобство и затруднение; но терпением и неотступностию в держании его они облегчаются и смягчаются... (прп. Феодор Студит , 92, 405). Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 145). Источник. Благослови Господи вам надлежащим образом постничествовать по силам вашим, без поблажек, но и не сверх сил (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 31). Источник. Не убивать тело призваны, а только не творить плоти угодил в похоти (ср.: Рим. 13, 14 ). Закон – разумное содержание тела без поблажек (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 165). Пост – одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 207). Источник. Лучше не связывать себя ... неизменным постановлением, как бы узами; а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления; но и без жестокости, доводящей до изнеможения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 228). Истинный пост Сила жизненная легко переваривает пищу умеренную и простую и претворяет ее в плоть питаемого, а приняв дорогие и разнообразные снеди, потом, будучи не в состоянии переварить их совершенно, производит разные роды болезней (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Трактат О вопрошаниях магов не сохранился, за исключением нескольких цитат из него в других сочинениях бл. Феодорита (Церк. ист. 5, 39; Письма 85 и 113; Толкование на Левит, 1). В нем автор опровергал обвинения персидских магов против христианской религии, осуждал их за поклонение стихиям и за жестокие гонения против христиан при персидских царях Вараме V и Издигерде II. Трактат Против иудеев также утрачен. Он был составлен предположительно до Ефесского Собора 431 г., и в нем бл. Фесдорит доказывал, «что пророки предсказывали Христа» (Письмо 145). Догматико-полемические Сокращенное изложение божественных догматов составляет 5-ю книгу из сочинения бл. Феодорита «Сокращение еретического баснословия» (см. о нем ниже) и является уникальной в истории христианского богословия попыткой систематического изложения христианской догматики; в этом смысле его можно сравнить только с такими сочинениями, как О началах Оригена и Большое огласительное слово св. Григория Нисского . Написанное по просьбе Иоанна Антиохийского в период между ноябрем 430 и январем 451 г. Опровержение двенадцати анафематизмов Кирилла Александрийского против Нестория сохранилось в изложении Кирилла Александрийского (см. его послание Евоптию). В Опровержении 6л. Феодорит излагал антиохийскую христологию, защищал православие Нестория и обвинял Кирилла в монофизитстве. Сочинение осуждено на V Вселенском Соборе. Пять слов о Вочеловечении (против Кирилла и Ефесского Собора), также осужденные V Вселенским Собором, были написаны в 431 г. и посвящены той же теме, что и Опровержение. Это сочинение было известно патриарху Фотию («Библиотека», 46). Фрагменты сохранились в «Катенах на Луку» Никиты Ираклийского. Сохранились фрагменты из двух сочинений бл. Феодорита: О Святой и Животворящей Троице и О Богословии и вочеловечении Господнем, из которых второе упомянуто им самим (Письмо 113). Утрачены упомянутые им сочинения К арианам и евномианам (см.: Письмо 113), К недугующим ересью Македония и О Святом Духе (см.: Письма 82 и 116), К объятым неистовством Аполлинария (Письма 145, 82), К одержимым гнилым учением Маркиона (Письма 145, 82, 116) и Книга таинственная в 12 томах (Письмо 82). Из трактата В защиту Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского против Кирилла сохранились фрагменты. На это сочинение, написанное после 438 г., указывает сам бл. Феодорит (Письмо 16); на него ссылались также на «разбойничьем соборе» 449 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Старец сказал: итак, войдем в келлии наши; уединившись в них, воспомянем грехи наши, и Господь послушает нас. Преподобный Пимен Великий ( 82, 331 ). Если впадешь в грех и, оставив его, начнешь каяться и скорбеть, то наблюдай за собой, чтобы не перестать тебе скорбеть и воздыхать к Господу даже до дня смерти твоей. Если же не будешь скорбеть, то скоро впадешь в тот же ров: скорбь по Богу за грехи есть крепкая узда для души и не попускает ей пасть ( 82, 377 ). Погрешить делами – это признак немощи; допускать в себе неверие в спасение – признак дерзкого легкомыслия и безрассудности ( 82,12 ). Хранись, чтобы ум твой не осквернился воспоминанием прежних согрешений и чтобы не обновилось в тебе ощущение их. Преподобный Антоний Великий ( 82, 22 ). Вспомяни о конце своем – и не будешь грешить. Помни всегда о смерти и твоя мысль не будет испытывать колебаний ( 39, 695 ). Угасим пожар греховный не обилием воды, а малыми слезами ( 36,372 ). Грехи умножаются от обилия благ и исчезают от скорби и бед ( 40,285 ). Будем несомненно верить и постоянно говорить о геенне огненной и тогда мы не скоро согрешим ( 40, 589 ). И помни, что грех исповеданный уменьшается, а грех неисповеданный становится больше ( 46, 256 ). Гораздо лучше совсем не грешить, но немаловажно для спасения и то, чтобы согрешивший сокрушался, осуждал душу свою и с великим тщанием наказывал свою совесть; так грех смывается, так очищается душа ( 37, 222 ). Грех – властелин жестокий, дающий нечестивые приказания, подвергающий бесчестью повинующихся ему. Поэтому увещеваю вас, будем с великой ревностью избегать власти его, будем бороться с ним, никогда не станем мириться с ним, и освободившись от него, будем пребывать в этой свободе ( 39, 390 ). Память о грехах укрощает ум, убеждает быть смиренномудрым и чрез смиренномудрие привлекает Божие благоволение ( 36,706 ). Кто терзается за свои грехи, тот избавляется от наказания за дела уже совершенные и в будущем становится безопаснее из-за этой скорби ( 37, 224 ). Перечислим же целительные средства для лечения твоих ран (душевных, нанесенных грехом) и будем непрестанно применять их одно за другим: самоуничижение, исповедание, беззлобие, благодарение за скорби, помощь бедным...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Вот что значит не осуждать, по Писанию: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7, 1 ). Не имей вражды ни с кем и не питай вражды в сердце твоем, не ненавидь и того, кто враждует с ближним твоим. В этом-то и состоит мир. Утешай себя тем, что труд – кратковремен, а упокоение за него вечно, по благодати Бога Слова. Авва Моисей ( 82, 314 ). Ненависть к лукавству состоит в том, чтобы возненавидеть свой грех и оправдать брата ( 82, 334 ). Когда человек рассматривает, осуждает и укоряет себя, тогда возвышается перед ним достоинство брата его, когда же человек признал достоинства в себе, тогда брат его представляется ему недостойным. Преподобный Пимен Великий ( 82, 334 ). Если ты призываешь правосудие Божие на ближнего, тем самым ты увеличиваешь тяжесть своих грехов. «Если ты желаешь, – скажет Бог, – чтобы Я был строгим Судией проступков, сделанных против тебя, то как ты просишь о снисхождении к тому, в чем ты согрешил против Меня?» ( 45, 661 ). Если ты отпустишь ближнему согрешения, то все твои грехи, которые должны будут открыться на Суде, будут истреблены уже здесь, и ты отойдешь отсюда, не неся на себе бремени своих грехов ( 46, 616 ). Прощая ближним, не будем думать, что мы благодетельствуем им или что проявляем к ним большую милость: мы оказываем благодеяния себе и извлекаем большую пользу. Если же мы не прощаем их, мы не причиняем им особенного вреда, но себе готовим страшное наказание в геенне. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 977 ). Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная любовь к ближнему, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеяниях и дарованиях. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 40 ). Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это член твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоею немощью ( 108, 412 ). Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто не примечаемым презрением ближних ( 112, 433 ). Если... Господь сподобит положить тебе в основание молитвенного подвига незлобие, любовь, неосуждение ближних, милостивое извинение их, тогда с особенной легкостью и скоростью победишь противников твоих, достигнешь чистой молитвы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 109, 212 ). Об отношении к согрешающему ближнему Брат спросил авву Пимена: «Если я увижу согрешения брата моего, полезно ли скрыть это согрешение?» Старец сказал ему: «Когда мы прикрываем согрешения братий, Бог покрывает наши согрешения, когда же мы обнаружим согрешения брата, тогда и Бог откроет согрешения наши». Преподобный Пимен Великий ( 82, 337 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Святитель Иоанн Златоуст ( 43, 652 ). Духовное возрастание ревнующих о спасении соответствует возрастанию Господа нашего Иисуса Христа по Его человеческой природе. Когда они младенчествуют в новоначалии, тогда питаются молоком телесных добродетелей, или телесным упражнением, которое мало полезно возрастающим в добродетели, но мало-помалу растут ( 1Тим. 4, 8 ). Когда станут юношами и начнут питаться твердой пищей ведения истины Божией, как имеющие чувства духовные уже обученными ( Евр. 5, 14 ), тогда уподобляются Господу, преуспевшему возрастом и благодатью, сидящему посреди старцев и открывающему им глубокие тайны ( Лк. 2, 46, 52 ). Когда же придут «в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ), тогда бывают подобны Господу, возвещающему всем слово покаяния, научающему народ тайнам Царствия Небесного, а между тем приближающемуся к Своему страданию. Таков конец и всякого, усовершенствовавшегося в добродетели, чтобы, пройдя все возрасты Христовы, вступить в скорбные искушения, прийти к Кресту Его. Преподобный Никита Стифат ( 70, 163 ). Делание монаха, превосходящее все другие, самые возвышенные делания его, заключается в том, чтобы он исповедовал грехи свои перед Богом и своими старцами, чтобы укорял себя, чтобы был готов до самого исхода из земной жизни благодушно встретить всякое искушение ( 82, 15 ). Последуй тому, что я здесь предложу тебе: труду, нищете, странничеству, злостраданию и молчанию, потому что они сделают тебя смиренным. За смирение же оставляются все грехи ( 82, 22 ). Брат спросил авву Антония; что делать мне, чтобы обрести милосердие у Бога? Святой старец отвечал ему: «Что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ты ни был,имей Бога перед очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания; остерегись скоро оставлять место, в котором ты живешь, каково бы это место ни было». Преподобный Антоний Великий ( 82, 35 ). В скиту Арсений молился Богу, говоря: «Господи! научи меня, как мне спастись!». И услышал голос: «Арсений! избегай людей, молчи, безмолвствуй: это – корни безгрешности» ( 82, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf ТЕРПЕНИЕ Терпение скорбей и оскорблений уподобляет Христу Кто намеревается сделаться подобным Христу, тому преимущественно нужно благодушно и терпеливо переносить скорби: телесные болезни или обиды, укоры людей или козни невидимых врагов ( 33, 449 ). Если мы хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушение, пусть будет для нас желанна, пусть всегда стоит перед нашими очами смерть за Христа. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 453 ). Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, перенеси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои перед Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил ( 34, 41 ). Кто ради Бога, для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе ( 34, 83 ). Христос подвергся за нас позорнейшей смерти, поэтому и мы, ради Его заповеди и за свои грехи, должны терпеливо и спокойно переносить... справедливые и несправедливые оскорбления и бесчестия ( 34, 181 ). Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших благ для тебя ( 34, 184 ). Стяжавший долготерпение не допустит лукавого помышления о ближнем. Преподобный авва Исаия ( 82, 216 ). Не ропщи и не позволяй себе кого-нибудь оскорбить ( 82, 24 ). Не страшись бесчестий, наносимых людьми. Преподобный Антоний Великий ( 82, 24 ). Бог не радуется так никакой добродетели, как если кто впадет в скорбь и терпеливо до конца переносит ее с благодарением. Равным образом от больного Бог не требует поста или подвига телесного, требует от него только терпения, благодарения и умной молитвы, состоящей в том, чтобы ум всегда был направлен к Богу. Пост и телесные труды совершаются человеком для обуздания нечистых страстей, а телесная болезнь выше и крепче поста, подвига и телесного труда. Поэтому с немощного не спросится пост и труд телесный, нужно только непрестанно благодарить Бога и молить, чтобы Он даровал терпение ( 82, 381 ). Если будешь одержим телесной болезнью, не малодушествуй. Если Господу Богу угодно, чтобы ты был немощен по телу, кто ты, чтобы тебе огорчаться этим? Не Бог ли промышляет о тебе во всем? Неужели ты

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010