Держащийся своей падшей воли не может быть в мире даже с истинными христианами, потому что сердце его малодушно, гневно и раздражительно ( 82, 146 ). Если Бог хочет помиловать душу, а она упорствует и не повинуется, но поступает по своей поврежденной воле, то Бог попускает ей скорби, которые она не желала бы иметь, чтобы таким образом эта душа взыскала Бога ( 82, 152–153 ). Утверждающийся на своем разуме и следующий своей воле становится жилищем злого духа и лишается того Духа, от Которого рождается сокрушение сердца ( 82, 184 ). Бог не помогает тем, которые хотя и вступили в служение Ему, но одновременно служат и страстям. Бог предоставляет их самим себе, так как они произвольно захотели следовать себе, и предает их в руки их врагов, демонов... Преподобный авва Исаия ( 82, 210 ). Во всяком вашем действии обращайте главное внимание на смирение, чтобы постоянно терпеть бесчестия и отсекать волю падшего естества. Держащийся своей воли повреждает и губит этим все свои добродетели. Преподобный авва Исаия ( 82, 215 ). Не так страшны все демоны, как страшно следование собственному сердцу, то есть своим помыслам, а не закону Божию. Авва Исидор ( 82, 243 ). Нет ничего страшнее, чем держаться своей воли и жить не по воле Божией. Пристрастием к своей воле человек может лицемерно выйти из мира сего широкими вратами, но через малые двери, то есть посредством своей воли и своих желаний исполнения он может оказаться опять внутри мира и не сможет получить Царствия Небесного. Изречения безымянных старцев ( 82, 386 ). Грех совершается и по нашей воле, и не по нашей воле. Ибо грех всегда является перед нами только как некая обманчивая приманка. Но как только душа человека мысленно склонится ко греху, тотчас подскакивает к ней тиран и насильник душ, который всегда стоит позади и зорко смотрит за движениями ее, подскакивает и тащит ее на совершение греха делом, и так очевидно, что грех бывает и по воле человека, и не по воле его: по воле его потому, что ум сам склоняется на грех; не по воле его потому, что когда склоняется он совершить грех делом, то к этому его влечет и принуждает диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Смирение – путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему ( 28, 119 ). Смирение приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься достойным сосудом во славу Господа твоего. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 121 ). Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю, смирение и кротость возносят человека с земли на Небо. Преподобный Антоний Великий ( 82, 14 ). Уничижение себя есть то место, в котором обретается спокойствие ( 82, 151 ). Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием ( 82, 184 ). Не надейся на крепость свою, и помощь Божия будет всегда содействовать тебе. Преподобный авва Исаия ( 82, 203 ). Уничижающего и умаляющего себя преумудрит Господь. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 253 ). Врата Божии – смирение. Отцы наши после многих уничижений вошли, радуясь, в храм Божий. Преподобный Иоанн Колов ( 82, 287 ). Земля, на которой Господь заповедал приносить Ему жертвы, есть смиренномудрие. Преподобный Пимен Великий ( 82, 346 ). Если кто будет смиряться, то блистательно и величественно будет вознесен, потому что Бог собственной силой возвышает смиренного. Святитель Василий Великий ( 8, 380 ). Кто смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 273 ). Когда Бог прославляется и благословляется людьми, тогда Он обыкновенно подает самое обильное благословение Свое тем, из-за которых благословляется Сам. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 309 ). Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище – Господь ( 55, 45 ). Кто уничижает и умаляет самого себя, того преумудрит Господь ( 55, 47 ). Смирение преображает душу божественными созерцаниями ( 55, 239 ). Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание и украшает душу целомудрием ( 55, 280 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но не чувствуем этого и предаемся беспечному наслаждению текущим, будто вечным. Помолимся же, да откроет Господь наши умные очи и да узрим все не как оно кажется, а как оно есть. Святитель Феофан Затворник ( 107, 420–422 ). ЛЕНОСТЬ Противостанем лености! Свергнем с себя сударь, закрывающий глаза, – забывчивость. Она мешает нам увидеть свет покаяния. Приобретем себе Марфу и Марию: удручение тела подвигами и плач. Да ходатайствуют они перед Спасителем, и Он воскресит Лазаря: ум, связанный многими пеленами – пожеланиями падшего естества ( 82, 214 ). Берегись лености: она истребляет весь плод трудов монаха ( 82, 170 ). В том, кто расслаблен по жительству, гнездятся все страсти по причине праздности сердца его и потому, что он не видит своих грехов ( 82, 178 ). Любовью к Богу изгоняется леность; рождается она там, где отсутствует страх Божий ( 82, 202 ). Любовь к подвигам есть ненависть к страстям. И напротив, леностью и праздностью удобно вводятся страсти в душу ( 82, 203 ). Братия! Не нерадите о жизни и спасении вашем, удостоверьтесь, что во всяком деле, в котором действует леность, действует и зло ( 82, 208 ). О, как труден путь Божий! Сам Господь сказал: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7, 14 ). А мы, ленивые, праздные, преданные плотским наслаждениям, ищем спокойствия и благополучия в отвержении ига Христова. Преподобный авва Исаия ( 82, 224 ). Ленивый на доброе осуждается с диаволом и ангелами его. Святитель Василий Великий ( 8, 206 ). Будь внимателен к себе, чтобы не впасть тебе когда-либо в леность, потому что преобладание лености – начало гибели ( 25, 103 ). Леность разрушает благоговение, и тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Поэтому соединяй благоговение с прилежанием и знанием и будешь истинно благоговейным. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 549 ). Если ощутишь леность в теле, скажи ему: «Неужели ты хочешь успокоиться в этом кратком времени и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную?» ( 34, 26 ). Леностью питается своеволие, порождается гордость и презрение к своим обязанностям. Преподобный авва Исаия ( 34, 86 ). Нет ничего легкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжелым и трудным ( 35, 141 ). Леность есть жестокий сон, темница душ, сожительница, собеседница и наставница изнеженных ( 43, 87 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос ( 82, 69 ). ... В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему)... душевные страсти, особенно высокоумие... Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 69 ). Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце ( 82, 144 ). Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба ( 82, 144 ). Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы ( 82, 185 ). Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия ( 82, 190 ). Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него ( 39, 740 ). «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» ( Лк. 13, 15 ). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 157 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Другие родственники пришли к авве и просили его чтобы он сходил к правителю и походатайствовал за заключенного. Авва отвечал им: «Дайте мне три дня, и я схожу». В течение этих трех дней он молил Бога так: «Господи! Не дай мне успеха в этом деле, иначе не дадут мне жить в этом месте, непрестанно вовлекая в мирские дела». Через три дня он пришел к правителю ходатайствовать о родственнике. Правитель сказал ему: «Авва! неужели ты просишь за разбойника!» Получив такой ответ, старец возрадовался, что ему не дано было Богом успеха в этом деле. Отечник ( 82, 324–326 ). Невозможно удовлетворять обоим деланиям: телесному служению ближним и служению молитвой и преподаванием слова Божия... Общий порядок для иночествующих заключается в том, чтобы новоначальные исполняли Евангельские заповеди телесно, постепенно обучаясь и духовному исполнению их, а преуспевшие исполняли духовно, восходя от изучения самих себя и опытного самопознания к опытному богопознанию и стяжав живое слово Божие молитвенным соединением в один дух с Богом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 326 ). О новоначальных иноках Преподобный авва Исаия говорил о новоначальных монахах, предавших себя в послушание духовным отцам: «Краска, которою первоначально выкрашена багряница, ничем не изглаживается с багряницы» ( 82, 151 ) . Это значит: первоначальное направление, которое получит инок при вступлении в монастырь, остается в нем, в большей или меньшей степени, на всю жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 151 ). Новоначальные монахи, предавшие себя в послушание отцам, подобны мягким ветвям, легко сгибающимся в обруч ( 82, 152 ). Ничто так не полезно новоначальным, как уничижение; что ежедневное поливание для посаженного дерева, то для новоначального уничижение. Преподобный авва Исаия ( 82, 151–152 ). Уничижение в разных видах употреблялось при вступлении монахов, когда старцы изобиловали благодатными дарами... Духовное лечение это, сохраняя само по себе все достоинство свое, нуждается в наше время в особенном благоразумии при употреблении его....

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Мужество есть не что иное, как твердость в истине. Преподобный Антоний Великий ( 66, 110 ). Мужество есть твердость в опасностях. Святитель Григорий Богослов ( 15, 337 ). Дело мужества и в том, чтобы управлять пятью чувствами и не допускать, чтобы через них осквернялся наш внутренний человек – дух или внешний – тело. Авва Евагрий ( 66, 634 ). Того признаю истинно мужественным, кого не привела в замешательство злокозненность врагов. Ибо многих одолевают подобные обстоятельства. А он и в неблагоприятных обстоятельствах оказывается неуловимым, и напасти переносит благодушно, и козни обращает в случай к приобретению славы. Он не унижается до раболепного угодничества, но держится такого образа мыслей, который выше всего, что ни злоумышляют другие... Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 187 ). Будьте мужественны и вместе великодушны: Бог пребывает в человеке великодушном. Великодушный соответствует воле Божией во всякое время. Преподобный Антоний Великий ( 82, 15 ). Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию, они должны восстать и снова подвизаться ( 82, 201 ). Господь одаривает почестями и наградами тех, кто мужественно подвизается на крестном поприще земной жизни, кто свергает с себя бремя преходящего мира терпением скорбей и умерщвлением тела ( 82, 210 ). Мужество состоит в том, что человек вооружается против прежде сделанных грехов, молит Бога о даровании ему прощения в них, молит Бога, чтобы они не возобновлялись ни в его уме, ни в сердце, ни в действиях ( 82, 220 ). Утверждай мужеством сердце твое, не предавайся унынию, думая: «Как мне исполнить заповеди Господа, когда я грешник?» Если человек оставит грехи свои и обратится к Богу, то покаяние возрождает его в новую, духовную и святую жизнь. Преподобный авва Исаия ( 82, 234 ). Тем, кто имеет меч в руке своей. Бог помогает во время всей жизни. Если будем храбры. Он сотворит с нами милость. Преподобный Пимен Великий ( 82, 332 ). В иное время надо уклоняться от умышляющих зло. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы ему по силам было понести искушение, и об исполнении воли Божией ( 6, 372 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Он должен привести себя в настроение готовности умереть ежечасно, должен, приступая к молитве, каждый раз рассмотреть, что отлучает его от Бога, и устранить это из себя, должен возненавидеть земную жизнь. Тогда бла гость Божия не замедлит даровать ему желаемое. Авва Исаия ( 82, 205 ). Действительно избравшие отшельничество телом и умом, чтобы сосредоточить мысли свои в уединенную молитву, умереть для всего преходящего, для мира и к воспоминаниям о нем, должны служить Христу не внешними делами и не наружной правдой, что бы оправдаться ею, но умерщвлением, по слову апостола, членов своих, которые на земле, жертвоприношением чистых и непорочных помыслов, этих начатков совершенствования, страданием телесным в терпении бед ради надежды на будущее. Монашеское жительство равночестно ангельскому. Не должно нам оставлять делания небесного и держаться делания вещественного. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 255 ). Нужно избегать людей, пребывать в келлии, непрестанно плакать о грехах, воздерживать язык и чрево: это выше всех добродетелей. Преподобный Макарий Великий ( 82, 312 ). Три главные делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему ( 82, 332–333 ). Хранение себя, тщательное внимание к себе во всех случаях и рассуждение – три орудия, которыми душа вырабатывает свое спасение. Преподобный Пимен Великий ( 82, 339 ). Того, что не любишь сам, не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, не говори неприятное другим. Не любишь, чтобы на тебя клеветали, не клевещи на других. Не любишь, чтобы кто злоречил, бесчестил тебя, похищал твое или делал тебе что-нибудь подобное, и ты ничего такого не делай никому. Если кто сможет сохранить эти слова, – они достаточны для его спасения ( 82, 372 ). у Встав от сна, во-первых, прославь Бога, потом немедленно начни твое правило, состоящее из положенного тебе псалмопения молитвы, со вниманием, со многим смирением и страхом Божиим, как бы предстоя Самому Богу и Ему говоря слова молитвы. На что будет направлен с утра ум, тем занимается и весь день, как жернов, мелющий в продолжение всего дня то, что всыплют в него с утра, – будет ли то пшеница или плевелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Обратитесь на путь Евангелия Христова и крепко держитесь его, чтобы ваше взаимное единодушие вечно процветало и было достоянным, и вновь обратит к вам лицо Свое Господь, и вместе с миром снизойдет на вас благодать Божиего Духа. Святитель Григорий Палама ( 65, 18 ). Если будем творить добро – водворится в нас мир «Плод же духа: любовь, радость, мир...» ( Гал. 5, 22 ). Поэтому если мы, оставив образы, воспримем истину и дух Писания, тотчас же откроется нам прежде всего любовь и, Переходя от нее к радости, мы обретем мир... ...Не будем думать, что мир состоит только в том, чтобы не ссориться с другим человеком: мир Христов, то есть наследие наше, бывает с нами, когда спокойная мысль не возмущается никакими страстями. Блаженный Иероним. Творения, кн. 17, Киев, 1903, с. 163, 182–183. Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога никого другого нет в мире, то не сможет обрести спокойствия в душе своей. Преподобный Антоний Великий ( 82, 68 ). Пока человек не возлюбит Бога от всей крепости своей, пока не прилепится к Богу всем сердцем своим, до тех пор не даруется ему покой от Бога ( 82, 141 ). Мир души – от повиновения ее сил уму. Преподобный авва Исаия ( 82, 216 ). Отрекись от своей воли, отвергни все, что приводит к заботам мира сего и к рассеянности, и найдешь спокойствие. Преподобный Сисой Великий ( 82, 350 ). Будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставив дурные склонности, предшествующие грехам, избежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой-то причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Святитель Климент Римский ( 1, 124–125 ). Отвергни оправдания и будешь спокоен в краткие дни земного странствия твоего ( 82, 335 ). Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас; если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами. Преподобный Пимен Великий ( 82, 334–335 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

68 См. разсказ Феодорита о том, как его бабка по матери умоляла св. Петра помочь одному несчастному земледельцу, одержимому бесом (Hist. relig., cap. 9: Μ. 82, col. 1384. 1385. И. Б., стр. 112–113). 70 Hist. relig. cap. 8: Μ. 82, col. 1377, ρ. 1185. 1368, ρ. 1176. И. Б., стр. 104–105. 95. Афраат был родом Перс и весьма плохо владел греческим языком. 73 Hist. relig., cap. 12: M. 82, col. 1397. И. Б., стр. 126–128. Здесь сообщается, что Зенон рассказал Феодориту о том, как он спасся от Исаврийцев, поразив их слепотою. 75 Hist. relig., cap. 12 ( Μ. 82, col. 1397, ρ. 1203): κα τγχανον τηνικδε τς ερς ββλους τ θε παναγινσκων λα. 76 Тилмон (Mémoires, XV, ρ. 213) пишет: Théodoret fut peut etre mis de I’enfance au rang des lecteurs, comme cela n’etoit pas alors extraordinaire dans I’Orient ef dans l’Occidenm. Cp. свидетельство Исихия о Феодоре Мопсуэстийском (Mansi, IX, 218. С. Дeяh. V , стр. 139. 437) и показание Мопсуэстийских клириков-пресвитеров: Олимпия, Фомы, Фео­дора, Фомы и диаконов: Иоанна, Фомы (Mansi, IX, 280. 281. 282. Дeяh. V , стр. 201. 202. 203. 205). 77 Hist. relig., cap. 12 ( Μ. 82, col. 1397, p. 1208. И. Б., стр. 126): μν τν νετητα προβαλλομνων κα τς λιχας τ ωρον ( ρτι γρ ουλ ου βραχε αν τνα προσβολν δεδγμεθα) κ. τ. λ. Значит, Феодорит приближался уже к тому периоду, который Римляне обозна­чали словом pubertas и который для мальчиков начинался с четырнадцатого года. 79 Garnerius (Dissert I, cap. II, n. IV: M, 84, col. 26), Schudzius (Dissert.: M. 80, col. 38), Cave (Op. cit., p. 405), Assemanus (Bibl. orient. III, I, p. 40). Ceillier (Histoire, XIV, p. 33), Baronius (Annales, t. VI, p. 551: not XXXII ad an. 408), Schröckh (Christliche Kirchengeschichte. XVIII Theil. Leipzig. 1793. S. 358), преосв. Филарет (Истор. учение, III, стр. 116) и др. совершенно несправедливо утверждают, что Феодорит при­нял церковное званий более по влиянию Антиохийского епископа, чем по собственной склонности. Что касается отзыва Феодорита о Порфирии, то его нужно признать скорее сдержанным; епископ Киррский пишет (Hist. eccles. V, 35: M. 82, col. 1256. Ц. И., стр. 368), что Александр «был, преемником Порфирия, который оставил много памят­ников человеколюбия, славился также и силою духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Какое же будет прощение нам и какое оправдание, если злой демон с таким неистовством действует против нас, а мы не окажем и малой части подобного усердия к спасению наших братьев, имея Бога своим Помощником ( 35, 782 ). Мы должны непрерывно и постоянно исправлять и дружески вразумлять наших беспечных братьев, хотя бы и не было никакой пользы от увещевания ( 35, 785 ). Не нужно никогда оставлять падших, хотя бы мы наперед знали, что они не послушают нас ( 35, 785 ). Велика награда пекущимся о братьях и великое наказание не заботящимся о их спасении ( 37, 140 ). Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести, – будем же всегда уступать первенство другим ( 43, 357 ). Тогда ты более всего и будешь заботиться о собственной пользе, когда будешь искать ее в том, что полезно для ближнего. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 545 ). САМОМНЕНИЕ Если совершаешь молитву и подвиги со смиренномудрием, как недостойный, они будут благоприятны Богу. Если же вспомнишь о другом, спящем или нерадящем, и превознесешься сердцем, то тщетен труд твой ( 82, 135–136 ). Оставивший попечение о своих грехах и принявший на себя попечение об исправлении других, чужд молитвы, возносимой из всего сердца, чужд утешения, доставляемого Божественным разумом. Авва Исаия ( 82, 220 ). Не имей презрения к предстоящему тебе, потому что не знаешь, на ком почивает Святой Дух – на нем или на тебе. Предстоящим называю того, кто служит тебе. Изречения безымянных старцев ( 82,397 ). Если скажут о тебе что-нибудь несправедливо и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия. Авва Исаия ( 82, 221 ). Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих... Преподобный Антоний Великий ( 82, 23 ). Уничижающего и умаляющего себя Господь делает премудрым. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 253 ). Если, возгордившись, мы исполнились суетного мнения о себе и высокомерия, то впадем в неизбежный суд диавола ( 9, 129 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010