Скачать epub pdf ТЩЕСЛАВИЕ Жаждущий славы человеческой лишается славы Божией Смотри, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться славы Божией... Преподобный Нил Синайский ( 49, 396 ). Тщеславный человек – идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям ( 57, 144 ). Великое дело – отвергнуть душой похвалу человеческую, но больше – отвратить от себя похвалу бесовскую, влагаемую помыслами. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 145 ). Иногда хорошие по видимости начинания приводятся в исполнение ради славы и людской похвалы, а это перед Богом равно неправде, воровству и другим грехам. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 47 ). Не подражай фарисею, который все делал напоказ ( 82, 22 ). Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие. Преподобный Антоний Великий ( 82, 23 ). Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем ( 82, 194 ). Ржавчина съедает железо, а честолюбие – сердце человека, потворствующего этой страсти ( 82, 203 ). Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы из-за тщеславия ( 82, 221 ). Одержимый страстью тщеславия чужд мира, ожесточается сердцем против святых и к довершению своих зол впадает в высокоумие, гордость и навык ко лжи ( 34, 82 ). Избегай тщеславия – и сподобишься быть причастником славы Божией в Будущем Веке. Преподобный авва Исаия ( 34, 216 ). Искание славы от людей – доказательство неверия и отчуждения от Бога. Святитель Василий Великий ( 8, 196 ). Не старайся показать себя (перед людьми) искусным во всяком деле, чтобы не впасть в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, гневу и печали. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 395 ). Для чего ты рассматриваешь свои добродетели и выставляешь их напоказ? Или не знаешь, что, хваля самого себя, уже не будешь похвален Богом? ( 41, 31 ). Ничто, поистине ничто не делает людей настолько способными преступить закон и безрассудными, как желание народной славы ( 41,434 ). Человек, увлекаемый славой, не способен мыслить что-либо великое и благородное; он неизбежно становится постыдным, низким, бесчестным, ничтожным ( 42, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

82,9). Августин хотя и повторяет здесь уже изложенную ранее аргументацию в отношении безвредности исполнения ветхозаветных установлений (ep. 40,4), однако, учитывая возражения Иеронима, все же делает важное дополнение, указывающее на временный их характер для христиан из иудеев. Апостол Павел, соблюдши эти ритуалы, «показал, что ни евреи не должны были быть отвращаемы от них тогда, как от нечестивых, ни язычники не должны были быть принуждаемы к соблюдению их как необходимых» 36 . Августин напоминает то, что Апостольский Собор в Иерусалиме запретил принуждать язычников соблюдать иудейские установления, однако иудеям оставил тогда свободу в этом, что, конечно же, не предполагало наделение этих обрядов какой-то спасительной силой; об этом знали и апостол Петр, и апостол Павел (ep. 82,10). Свобода апостола Павла в этом вопросе хорошо видна на примере Тимофея и Тита. Так, обрезание Тимофея должно понимать не как уступку или притворство апостола Павла, как полагал Иероним, а как указание язычникам, дабы они обрезание не почитали идолослужением, потому что оно было дано Богом (ep. 82,12). С другой стороны, Павел не обрезал Тита, с тем чтобы иудеи не посчитали это необходимым для спасения и не ввели язычников в соблазн обязательного соблюдения ветхозаветных ритуалов и, таким образом, не лишили бы христиан свободы ( Гал.2:3–5 ) (ep. 82,12). Блаженный Августин хочет отойти от категоричности Иеронима в оценке иудейских ритуалов, расценивавшего их как сугубо злое деяние. Августин проявляет в этом вопросе большую диалектику. Он говорит о том, что если мы признаем их благими, то вынуждены будем их соблюдать, а если порочными – тогда вынуждены будем апостолов, их соблюдавших, признать притворщиками (ep. 82,13.14). Если мы признаем допустимость притворного соблюдения установлений Ветхого Завета, тогда мы должны позволить и нынешним христианам из иудеев действовать так же, но это будет худшая ересь, нежели ересь эвионитов (ep. 82,16). На самом деле, Бог ритуалами Ветхого Завета, как пророчествами, обозначил и предуказал грядущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Правоверные христиане, оставив все свои дела, стекайтесь на церковную молитву без лености и не говорите так: отпоем дома. Не может та молитва ничего успеть без церковной молитвы. Как дом не согреется дымом без огня, так и та молитва без церковной. Ибо Церковь называется земным Небом, в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира, верных и людей, трепещущих словес Божиих. В ней же проповедуется Евангелие благовещения Царства Божия, и Деяния святых апостолов, и Соборные послания, и 14 Посланий святого нашего учителя апостола Павла, и почитаются семь святых Вселенских Соборов. В церкви престол Божией славы осеняют невидимо Херувимы и священническими руками приемлются Божественные Тело и Кровь и подаются верным людям на спасение и на очищение душ и тел. И такое страшное, и грозное, и преславное чудо Божие, каким является церковное богослужение, вы хотите заменить домашним своим пением! Святитель Алексий, митрополит Московский ( 115, 600 ). Молитвенное правило Не оставляй молитвенного правила, чтобы не впасть в руки врагов твоих ( 82, 186 ). Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа. Преподобный авва Исаия ( 82, 204 ). Лучше правило легкое, но постоянно совершаемое, чем правило трудное вначале, но скоро оставляемое. Авва Матой ( 82, 313 ). Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтобы не подвергнуться за это суду. Преподобный Антоний Великий ( 82, 22 ). Прежде чем ляжешь спать, проведи два часа в молитве и псалмопении, потом усни. Когда же Господь возбудит тебя, встань и исполни молитвенное правило твое с тщанием. Если ощутишь леность в теле, скажи ему: «Неужели ты хочешь покоиться во время этой краткой жизни и потом навсегда быть ввергнутым во тьму кромешную?», понудь себя немного и вскоре придут и бодрость, и сила. Преподобный авва Исаия ( 82, 168 ). Не сочти праздностью умножение занятия молитвой непарительной (чуждой развлечения), сосредоточенной (внимательной) и продолжительной по той причине, что при этом уменьшил твое псалмопение. Возлюби более поклоны в молитве, нежели псалмопение. Если оживет в тебе молитва, то она заменяет собою правило, состоящее из молитвословий. Если во время совершения твоего молитвенного правила тебе будет дано дарование слез, то не признай наслаждение ими праздностью в отношении к твоему правилу, ибо благодать слез есть последствие полноты молитвенной. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 275 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Постоянно содержи в памяти предстоящие тебе кончину и Суд – и сохранишь душу от согрешения. Авва Евагрий ( 82, 113 ). Ежедневно имейте смерть перед очами. Да объемлет вас непрестанное попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом сможете пройти через область властей тьмы, которые встретят вас на воздухе, как благополучно предстать перед Богом. Готовьтесь к страшному дню ответа на Суде Божием, как бы уже видя Его. Тогда получат воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас, ибо все обнажено и открыто пред очами Того, Кому мы должны представить отчет о нашей земной жизни. Преподобный авва Исаия ( 82, 162 ). Если есть гробы на том месте, где ты пребываешь, то ходи туда часто и присматривайся к лежащим в гробах, в особенности же тогда, когда беспокоит блудная брань ( 82, 375–376 ). Если узнаешь, что брат отходит ко Господу, то пойди и пребудь у него тот день, чтобы увидеть, как душа разлучается с телом... ( 82, 376 ). ...Ищущий плача ... должен непрестанно вспоминать о смерти и о вечной муке, о родителях своих, скончавшихся знакомых – где они ныне? ( 82, 380 ). Сказал старец: человек, имеющий постоянно смерть перед очами, побеждает уныние. Изречения безымянных старцев ( 82, 399 ). Кто имеет перед глазами смертный день и час и всегда помышляет об оправдании на непогрешимом Суде, тот или вовсе не согрешит, или согрешит весьма мало, потому что грешим мы по отсутствию в нас страха Божия. Святитель Василий Великий ( 9, 303 ). После смерти уже никому не будет возможности уврачевать памятью о Боге болезнь, причиненную грехом, потому что исповедь имеет силу на земле, а в аду этого нет. Святитель Григорий Нисский ( 18, 200 ). Не случайно учителем мудрости вошла в нашу жизнь смерть, воспитывая ум, укрощая страсти души, утишая волны и водворяя тишину. Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 515 ). Со всяким человеком неразлучна мысль о смерти. Но неверующие плохо ею пользуются, сожалея только о разлуке с удовольствиями жизни (и потому спешно стремятся к удовольствиям). Верующим же она помогает исцеляться от постыдных страстей ( 27, 114 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Псалом 82 Пс.82:1 . Песнь псалма Асафу. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Пророк просит Божией помощи против врагов Церкви и, дабы мог удобнее испросить оную, исчисляет множество народов, вступивших в союз между собою с тем намерением, дабы, истребя Божий народ, загладить и самое время Церкви. Между тем, дабы расположить себя и других к теплейшей молитве, предлагает на среду многие примеры, коими показывает, коль сильную помощь подает Бог рабам Своим. Пс.82:2 . Боже, кто уподобится тебе 13 ? не премолчи, ниже укроти, Боже: По мнению многих, псалом сей сложен во времена благочестиваго царя Иосафата, ополчившагося против многочисленных врагов. Главные виновники брани были Аммониты и Моавиты, заключившие союз не токмо с Сирианами, но и с другими, отдаленнейшими народами, кои множеством своим наполнили почти всю Иудею, как читаем во второй книге Паралипоменон, в главе 20, где Священная история повествует, что один Пророк, по имени Иозиил, от имени Божия обещал царю победу, которую после воспели пред Богом Левиты. А как нет сомнения, чтоб и весь народ не участвовал с благочестивым царем во всеобщей опасности, то молитва сия предложена во образец для всей Церкви. Коликаго движения и жара исполнена она, доказывают тотчас встречающияся в первом стихе слова: не премолчи, ниже укротися Боже, или, как в Еврейском тексте изображено: не буди молчание Тебе, не премолчи, ниже препочивай Боже! Пс.82:3 . яко се, врази твои возшумеша, и ненавидящии тя воздвигоша главу. Пс.82:4 . На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя. Здесь изображает Пророк, в какой опасности находились верные, показывая, что враги угнетали их не токмо силою и стремлением своим, но и коварными советами, так что Израильтяне не уповали избежать и самыя смерти. Полагая глаголы, возшумеша, и воздвигоша главу, разумеет, что враги, надеяся на свои силы, поступали зело неистово и гордо. А как таковая гордость зело колеблет сердца благочестивых людей: для того святые, призывая на помощь Бога, по большей части представляют Ему гордость врагов своих, и просят, дабы смирил оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Не малое содержится утешение для благочестивых и в том, что Пророк нарицает Иудею жилищем Божиим. Ибо с тем намерением избрал Иудейскую церковь , дабы иметь в ней достояние Свое: сего ради так возлюбил ее, как любит домовладыка наилучшия стяжания свои. Пс.82:14 . Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра. Пророк весьма пристойным подобием описывает здесь падение и погибель нечестивых, приключающуюся им по праведным судьбам Божиим. Якоже бо колесо, падающее с горы в стремнину, всегда вертится и ни на минуту остановиться не может, доколе не сокрушится в прах; или якоже трость от сильно дышущаго ветра колеблется туда и сюда, донележе, быв исторжена из корене, погибнет: тако Бог, глаголет, поступит с нечестивыми гонителями праведных. А так случается и в самом деле, якоже опыт свидетельствует; ибо нет ничего непостояннее счастия людей нечестивых, и кончина их смерть вечная будет. Пс.82:15 . Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы: Пс.82:16 . тако поженеши я бурею твоею, и гневом твоим смятеши я. Предвозвестив казнь нечестивым и непостоянство счастия их в веке сем, а погибель в будущем, здесь предвозвещает скорость, с какою Бог накажет их. Ибо не удовлетворяся подобием ветра, сокрушающаго трости, сравнивает гнев Божий со огнем, попаляющим древа дубравная, или траву, на горах растущую. Буря и гнев одно и то же означают здесь, то есть праведный суд Божий, имеющий в смятение привесть нечестивых на подобие сильной бури или вихря, которому никакими силами противиться не можно. Блаженный Августин прилично замечает здесь, что нечестивые сравниваются с горами по причине превозношения и гордости своей: а с древами дубравными по причине того, что не имеют плодов благих, за что праведно вечному огню предаются. Пс.82:17 . Исполни лица их безчестия, и взыщут имене твоего, Господи. Пс.82:18 . Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. Понеже гордость нечестивых, на погибель церкви с яростию устремляющихся, зело несносна: сего ради Пророк просит Бога, дабы посрамил и низложил врагов, когда гордость их иначе исправлена быть не может: да тако, глаголет, взыщут имене Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивой, в сущности – безрассудной и вредной для души ( 112, 275–278 ). Жизнь инока есть ничто иное, как деятельное и непрестанное покаяние. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, З66 ). О перемене обители и выходе из монастыря Брат пришел в лавру аввы Герасима и сказал игумену ее Александру: «Хочу оставить место жительства моего». Александр отвечал ему: «Сын мой! В твоем уме не запечатлелось памятование ни Царства Небесного, ни вечной муки. Если бы это памятование присутствовало в тебе, ты не захотел бы выйти даже из келлии твоей» ( 82, 73 ). Новоначальный монах, переходящий из монастыря в монастырь, подобен коню, который без узды мечется в разные стороны ( 82, 151 ). Может случиться, что, живя с братией, ты захочешь оставить их, не обретя покоя в сожительстве с ними по какой-нибудь причине... Смотри, не делай это опрометчиво, не уйди о огорчением, как бы свергая иго рабства, не убеги тайно в скорби, не удались из среды размолвки, чтобы не унести с собой памятозлобия на братство. Избери для отшествия твоего время общего спокойствия, и после ухода твоего сердце твое пребудет в мире. Преподобный авва Исаия ( 82, 182 ). Как дерево, часто пересаживаемое с места на место, не может принести плода, так и инок, часто переходящий с места на место ( 82, 388 ). Если кто живет в каком-либо месте и не приносит плода, свойственного этому месту, то само место изгонит его вон, как не приносящего плода, требуемого местом. Изречения безымянных старцев ( 82, 388 ). Инок, чувствующий влечение к частым выходам из монастыря в мир, ранен стрелой диавола. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 22 ). «Много званых, мало избранных» (Мф. 22, 14) Знай, что ты в числе немногих избранных, и, глядя на пример и холодность многих, не охладевай, но живи так, как немногие, чтобы с этими немногими удостоиться тебе и Царствия Небесного. «Ибо много званых, а мало избранных» ( Мф. 22, 14 ), и мало то стадо, которому Отец благоволил дать Царство ( Лк. 12, 32 ). Знай, что тяжко грешит кто, обещав быть совершенным, делается несовершенным. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ничто, никакое искушение, нанесенное людьми и духами, возникшее из падшего естества, не должно смутить (монаха). Источником непоколебимости и силы да будет вера в Бога ( 112, 148 ). Монах до самого гроба находится в опасности подвергнуться какому-либо искушению, не зная, откуда и в каком виде оно возникает. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 322 ). О покаянии Делание монаха, превосходящее все другие, самые возвышенные делания его, заключается в том, чтобы он исповедовал грехи свои перед Богом и своими старцами, чтобы укорял себя, чтобы был готов до самого исхода из земной жизни встретить благодушно всякое искушение. Преподобный Антоний Великий ( 82, 15 ). Монах не должен допускать, чтобы совесть обвиняла его в чем-либо. Авва Агафон ( 82, 57 ). Монах должен ежедневно утром и вечером исследовать самого себя, что сделано им согласно и несогласно с волей Божией. Поступая таким образом, монах должен проводить всю жизнь свою в покаянии. Так жил авва Арсений. Изречения безымянных старцев ( 82, 393 ). Не тот разумен, кто говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. В разуме молчи и в разуме говори; прежде нежели начнешь говорить, обсуди, что должно говорить; говори одно нужное и должное, не хвались своим разумом и не думай, что ты знаешь больше других. Сущность монашеского жительства состоит в том, чтобы укорять себя и считать себя хуже всех. Преподобный авва Исаия ( 82, 152 ). Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди... стараются выказывать себя праведниками... Самоукорение есть насилие Падшему естеству ( 108, 320 ). Истинное иноческое преуспеяние заключается в том, когда инок увидит себя грешнейшим из всех людей ( 112, 103 ). Инок должен вспоминать ежедневно и по нескольку раз в день о предстоящей смерти ( 112, 120–123 ). Когда настало время кончины аввы Арсения, братия увидели, что он плачет. Братия сказали ему: «Отец! Неужели и ты страшишься?» Он отвечал: «Страшусь! И этот страх пребывал со мною с того времени, как я сделался монахом» ( 82, 53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

80 Феодорит представляет себя чтецом в то время, когда Антиохийскую кафедру занимал Александр (Hist. relig., cap. 12: Μ. 82, col. 1397, ρ. 1203. 1400. И. Б., стр. 126. 128). 81 Hist. relig., cap. 12: M. 82, col. 1397, p. 1203. И. Б., стр. 126; здесь Феодорит пишет: Ζνων νττεινε ( δοδναι τ τς ελογ ας φδια)... αωτ ν μν διτην καλν, στρατιτας δ μς νομζων. 82 Цитаты см. в прим. 79. Cnf. Garnerii Dissert. I, cap. II, n. VII-IX (M. 84, col. 96–97), где идет речь о том, что Феодорит блистал славою святости и красно­речием в церковных собраниях, а также мужественно боролся против Ариан, Евномиан и особенно Аполлинаристов. 85 Graecarum affectionum curatio, sermo XI: Migne, gr. ser. t. 83, col. 1120, p. 1007. Говоря об исполнении пророчества касательно судьбы Иерусалима, Феодорит здесь пи­шет: «я сам был очевидцем этой пустынности и созерцал очами предсказание, которое воспринял слухом, восхвалил истину и поклонился». Cuf. Comment. in Ezech. XLVIII, 35: Migne, gr. ser., t. 81, col. 1253, p. 1049–1050. Творения, VI. Москва. 1859. Стр. 726. В рассказ о путешествии св. Петра в Палестину автор «Истории Боголюбцев» и встав­ляет такое рассуждение апологетическаго характера: «страстно привязанные к кому-нибудь обыкновенно чувствуют радость не только тогда, когда видятся с ним, но полу­чают удовольствие и в том случае, если видят его дом, одежду, обувь. Итак нет ничего страннаго в том, что сделал и сей блаженный муж, который, как бы желая увидеть тень Жениха, обратился к местам, источившим для всех токи спасения». (Hist. relig., cap. 9: Μ. 82, col. 1380. И. Б., стр. 107). Ясно, что Феодорит вполне одоб­ряет поступок св. Петра, как человек, опытно познавший тоже самое. Мы решительно ничего не знаем, когда было совершено путешествие в Иерусалим. 88 О Ницертских монастырях см. Theodoreti Hist. relig., cap. 3: Μ. 82, col. 1325. И. Б., стр. 49. 89 Epist. 119: М. 83, col. 1392, р. 1202. В последнее время Möller (Real-Encyklopädie. Bnd. XV, S. 402, Amn.) высказал голословное подозрение в справедливости мнения Тильмона, что Феодорит жил в Апамийском монастыре, но верить ему нет побуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не связывай себя делами мира, и помысел будет безмолвствовать в тебе ( 82, 203 ). Господь воздаст почести и награды тем, кто мужественно подвизается на крестном поприще земной жизни, кто сверг с себя бремя преходящего мира терпением скорбей и умерщвлением тела ( 82, 210 ). Блаженны те, которые не возложили упования на свои дела, которые уразумели величие Божие и сподобились исполнять в точности волю Божию. Познав свою немощь, они сосредоточивают все свои подвиги в печаль покаяния: они оплакивают себя, оставив суетную и греховную заботу обо всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит Суду Единого Бога ( 82, 223 ). Невозможно уму, связанному попечениями суетного мира, служить Богу, как и Господь сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф. 6, 24 ). Маммоной названы все суетные занятия и каждое из них в частности. Если человек не оставит их, то не сможет вступить в служение Богу ( 82, 225 ). Удостоившиеся милости Божией и дарований Святого Духа смотрят на мир, как на темницу, в которой они заключены, и избегают общения с ним, как смерти. Такая душа не может полюбить мир, если бы и захотела полюбить. Она помнит то состояние, в котором бедствовала до того, как стала покоиться в Боге; она помнит, что сделал с нею мир, и то запустение, в которое привел он ее. Преподобный авва Исаия ( 82, 231 ). Монастыри – тихая пристань; они подобны светочам, которые светят людям, приходящим издалека, привлекая всех к своей тишине. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 720 ). Монах, ты отрекся от мира, отпущен на свободу, освободил тебя Христос, после этого не люби рабства суетного мира, чтобы не было «последнее хуже первого» ( Мф. 12, 45 ) ( 25, 560 ). Не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни ( 25, 516 ). Бессмертная сила в монахе – нестяжательность, несущая Крест ( 26, 564 ). Отрешившимся от мира и от его суетных дел, возненавидевшим его похоти и гнушающимся его забавами в Евангелии спасения дано обетование воздаяния – Вечный Чертог и нескончаемая Жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010