Когда стоишь, совершая молитвы, ум твой да внимает силе слов, и думай, что ты предстоишь Богу, истязающему сердца и утробы. Когда восстанешь от сна, прежде всего прославь Бога устами твоими, потом начни правило легко и тихо, вспоминая греховность твою и воздыхая о ней, вспоминая ожидающую тебя вечную муку. Авва Силуан ( 82, 354–355 ). Молитва, совершаемая с небрежением и леностью, – празднословие. Преподобный Антоний Великий ( 82, 27 ). Отцы наши прилежали внимательной молитве в безмолвии, а мы заботимся о приготовлении пищи и о рукоделии. Авва Афанасий ( 82, 72 ). Прилежная молитва скоро исправляет ум. Изречения безымянных старцев ( 82, 395 ). Чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой. Преподобный авва Исаия ( 82, 216 ). Душа молитвы – внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва ( 108, 146 ). Произнося слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы ( 108, 146 ). Ум во время молитвы должно со всею тщательностью сохранять безвидным... образы, если их допустит ум в молитве, сделаются непроницаемой завесой, стеной между умом и Богом ( 108, 147 ). Непарительность, доступная человеку, даруется Богом в свое время такому подвижнику молитвы, который постоянством и усердием в подвиге докажет искренность своего желания стяжать молитву ( 108, 262 ). Страсти – эти нравственные недуги человека – служат основной причиной развлечения при молитве ( 108, 262 ). Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие ( 108, 243 ). Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к Себе зрение ума и желание сердца ( 109, 166 ). От деятельности по своей воле и по своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения... уничтожат внимательную молитву ( 108, 279 ). Свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки его падения и впечатления, произведенные произвольными согрешениями ( 108, 290 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Безмолвствовать по наружности, а мысленно вмешиваться в житейские ухищрения и мятежи – это омрачение и обращение прежних трудов в ничто, прокладывание страстям пути к победе. Преподобный Исидор Пелусиот ( 50, 18 ). Безмолвнику необходимо по возможности совершенно уклоняться от вмешательства, даже вниманием ума и участием сердца, в дела мира сего и в чужие дела. Авва Ор ( 82, 315 ). Любящий безмолвие пребывает неуязвленным стрелами врага. Смешивающийся же со многими непрестанно подвергается ранам. Авва Даниил ( 82, 91 ). Авва Марк спросил авву Арсения: «Почему ты избегаешь людей?» Старец ответил: «Бог видит, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом, и с людьми... На Небе тысячи и миллиарды имеют одну волю, а у людей воли различны, поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми». Древний Патерик ( 72, 26 ). ТРУДОЛЮБИЕ Возлюби труд, и Бог скоро пошлет тебе спокойствие ( 82, 23 ). Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод. Преподобный Антоний Великий ( 82, 31 ). Упражняйся в трудах и рукоделии, чтобы доставить нищему кусок хлеба, а себя предохранить от праздности. Праздность есть падение и смерть для души. Преподобный авва Исаия ( 82, 203 ). Тебе приятна праздность, но горек конец ее. Ты изнеможешь, работая, но возвеселишься впоследствии ( 25, 186 ). Не бойся труда и не говори: «Не изнемочь бы мне»; представляй лучше в уме, что все святые (трудами) и страданиями угождали Богу ( 25, 205 ). Люби труды в это краткое время (жизни), чтобы покоиться вовеки ( 25, 518 ). Неутомимо предавайся труду, чтобы избежать утомительности суетных трудов, потому что труды праведных произращают плод жизни, а труды грешников исполнены гибели ( 26, 104 ). Будем трудолюбивыми, но в обыкновенных делах не более, чем в деле Божием ( 26, 626 ). Труды временной жизни приобретут вам великое дерзновение в жизни будущей... ( 27, 125 ). Будьте чадами послушания в трудах, чтобы стать отцами в упокоении. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 261 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

82,26). Почему, повторяет Августин, апостол Павел притворно не исполнял языческие обряды, ведь он же стал язычником для язычников? А для иудеев став иудеем, он делал притворно, исполняя их обряды? Нет, мотив поведения апостола один – любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры ( 1Тим.1:5 ) (ep. 82,27). Эта любовь и сострадание проявляются и в повелении апостола в этом же послании: «Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» ( Гал.6:1 ). И помогающий в этом случае должен не имитировать грех , а сострадать. Именно таким образом Павел стал всем для всех (1.Кор.9:22) (ep. 82,29). Сострадание же не терпит никакого обмана. В конце письма Августин затрагивает обсуждавшуюся ранее тему новых переводов Иеронима (ep. 40, ep. 75) и делает в связи с этим важные замечания. Он готов признать относительное значение нового перевода Писания с еврейского языка, в особенности потому, что этим будет показано то, что иудеями было опущено либо испорчено. Однако его занимает вопрос: какими иудеями? Теми ли, которые переводили до Пришествия Господа, тогда кем из них? Либо уже после этого ими было частью изъято, частью испорчено в греческих кодексах то, что могло обессилить их свидетельства против христианской веры? (ep. 82,34). «Но я не нахожу, почему бы ранние переводчики захотели это сделать», – говорит Августин 39 . Здесь Августин нащупывает здесь важный вопрос об источниках (редакциях) еврейского текста. Он просит Иеронима прислать свой перевод Септуагинты, поскольку его волнует зависимость от невежества латинских переводчиков, и он настаивает на том, чтобы в церквах читался именно перевод авторитетной Септуагинты, к которому привык народ Божий и который одобряли апостолы (ep. 82,35). Что касается конкретного примера из пророка Ионы, приводимого Иеронимом, которым доказывалась неправота Септуагинты и правота Иеронима, то Августин произносит в связи с этим знаменательные слова, отвергающие претензии Иеронима на филологическую и историческую точность в качестве конечного критерия: «Я предпочел бы, чтобы читалась “тыква” во всех латинских текстах; думаю, что Семьдесят не поставили бы это слово, не знай они что-либо похожее на это растение» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак, украшая дом Божий, не презирай скорбящего брата – этот храм превосходнее первого. Ту утварь могут похитить и неверные цари, и тираны, и разбойники, а что сделаешь для брата, алчущего, бездомного и нагого, того и сам диавол не может похитить; оно сберегается в неприступном хранилище. Святитель Иоанн Златоуст ( 41, 522 ). САМООТВЕРЖЕНИЕ «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф. 16, 24) Если виновник зла находит кого-нибудь, кто не отдает всю душу Богу и не полностью раскрывает ее для любви к Нему, он овладевает таким человеком, обольщая его лукавыми помыслами. То представляет он трудными заповеди Писания и тягостным служение братьям, то посредством самого служения... надмевает высокомерием и гордостью, как бы внушая искать славы у людей и требовать чести от братии и таким образом поступать и действовать подобно неверным. Святитель Григорий Нисский ( 23, 276 ). Авву Аммона спросили: «Какой путь тесный и прискорбный?» Он ответил: «Путь тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для исполнения воли Божией. Это и значит: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» ( Мф. 19, 27 ). Авва Аммон ( 82, 62 ). Кто отсекает свою волю перед ближним, тот доказывает этим, что ум его – служитель добродетели. Обнаруживает неразумие тот, кто упорствует в исполнении своей прихоти с оскорблением ближнего ( 82, 202 ). Когда человек отречется от своей воли, тогда добродетели вступают в священный союз между собой, тогда приходит ум в устроение, непоколеблемое возмущениями. Преподобный авва Исаия ( 82, 217 ). Молитва есть умерщвление мысли о похотях плотского жития. Прилежно молящийся равен умершему для мира. Ибо отречься от себя – значит терпеливо пребывать в молитве. Из этого следует, что любовь Божия обретается в отречении от своей души. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 279 ). Кто не возненавидит своего имения, тот не сможет возненавидеть свою душу. Изречения безымянных старцев ( 82, 386 ). «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» ( Лк. 17, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Однажды шел с аввою Даниилом ученик его, авва Аммон, и сказал старцу: «Отец! когда мы перестанем скитаться и будем постоянно пребывать в келлии?». Авва Даниил отвечал ему: «А кто может отнять у нас келлию? когда мы в келлии, тогда с нами Бог, и когда мы вне келлии. Бог тоже с нами ( 82, 98 ). Некий брат, тревожимый помыслами, понуждавшими его выйти из монастыря, открыл это своему авве. Авва сказал ему: «Пойди, безмолвствуй и отдай тело твое в залог стенам келлии с условием, что ты не выйдешь из нее. А на помышления не обращай никакого внимания: пусть они беспокоят тебя, сколько хотят, только не выходи из келлии твоей». Отечник ( 82, 493 ). Монашество – жизнь по заповедям Понуждение себя на всякую заповедь Божию составляет отличительную черту инока. Жительствующий так – инок. Преподобный Иоанн Колов ( 82, 290 ). Истинный монах тот, кто во всем побеждает себя. Если, исправляя ближнего, испытаешь гнев, то исполняешь свою страсть. Для спасения ближнего не должно губить себя. Преподобиый Макарий Великий ( 82, 310 ). [Иночество] состоит в изучении всех заповеданий, всех слов Искупителя, в усвоении их уму и сердцу ( 108, 564 ). Монашеская жизнь есть жизнь по Евангельским заповедям ( 112, 37 ). Сущность монашеского жительства заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волей Божией ( 112, 82 ). Дар духовного рассуждения ниспосылается от Бога исключительно инокам, шествующим путем смирения и смиренномудрия ( 112, 86 ). Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему, как на основание твоей жизни и монашеского подвига ( 112, 88 ). Иноческая милостыня заключается в последовании Христу, то есть в тщательном исполнении Евангельских заповедей и в ношении креста ... ( 112, 280 ). Монашество есть не что иное, как обязательство с точностью исполнять Евангельские заповеди ... Монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, – в многолюдстве или в глубочайшей пустыне. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 366 ). Монашество – крестный подвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Когда душа пребывает в трезвении, хранит себя от вражеского покушения и не исполняет своих похотений, тогда приходит к ней Дух Божий, и она, бывшая бесплодной в своем одиночестве, получает способность зачать и родить. Авва Кроний ( 82, 306 ). Авве Виссариону нужно было переправиться через реку Хризорою. Сотворив молитву, он пошел по реке, как бы посуху, и вышел на другой берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: «Что чувствовали ноги твои, когда ты шел по воде?» Старец отвечал: «Пяты мои чувствовали воду, а прочее было сухо». Таким образом не раз переправлялся он через великую реку ( 82, 79 ). Однажды пошли мы к некоторому старцу. Когда мы были еще далеко, – солнце начало заходить. Старец, помолившись в себе, сказал вслух: «Господи! молю тебя: да станет солнце, пока я приду к рабу Твоему». Солнце остановилось и пребыло неподвижным, пока мы не достигли келлии старца, к которому шли для получения душевной пользы ( 82, 79 ). Один мирянин шел со своим сыном к авве Сисою в гору аввы Антония. На пути сын умер. Отец не смутился, но с верою отнес его к авве и припал к ногам его вместе с сыном, как бы кланяясь ему, чтобы получить благословение. Потом отец встал и, оставив отрока при ногах аввы, вышел из келлии. Старец, полагая, что отрок продолжает поклонение, и не зная, что он умер, сказал ему: «Встань и иди». Отрок немедленно встал и вышел вон. Отец, увидев его, удивился, вернулся в келлию, поклонился авве до земли и сказал ему о случившемся. Старец, услышав это, опечалился, потому что не хотел совершать знамений, а ученик его запретил мирянину говорить кому-либо о совершившемся чуде до смерти старца. Отечник ( 82, 353 ). ПОМЫСЛЫ Считай себя храмом Божиим и старайся не хранить в сердце мысленных идолов ( 34, 324 ). Каждый должен вести борьбу с помыслами, чтобы в его сердце воссиял Христос. Преподобный авва Исаия ( 34, 275 ). Надо не только бдительно наблюдать за помыслами, но, по возможности, удаляться от близкого общения с тем, что более всего приводит нам на память страсти, тревожит и смущает рассудок и производит в душе брани и борения. Ибо ту брань, которая невольно постигает нас, принимать на себя необходимо, но безрассудно воздвигать самим против себя произвольную брань. Святитель Василий Великий ( 8, 331 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Такими четырьмя оружиями облекшись, брате мой, мужественно выступай на дело брани и веди ее бодренно, в полной уверенности, что тебе дано будет одержать победу. Ибо ими всеконечно стяжаешь ты совершенное упование на Бога, а такое упование непресташю будет привлекать к тебе помощь Божию и облекать всепобедительною силою. То же и другое, наконец, глубоко укоренит в тебе полное ненадеяние на себя (прп. Никодим Святогорец , 70, 23–25). Источник. Все упование, конечно, Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 191). Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 234). Источник. Слабость веры... и скудость упования помилования производятся врагом нашим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 30). Источник. ...Ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 152). Источник. Предайте себя в руки Божии... И Он не оставит вас... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 169). Источник. Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 172). Источник. Чувство упования на Бога – великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в Промысл о нас Божий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 52). Источник. Уповайте на Господа, Он блюдет тех, которые Ему себя посвящают (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 68). А если все упование свое возложите на Господа, то Он непременно доведет вас до конца. Сомнения в этом не допускайте даже на волос (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 72). Источник. Внимайте себе и, Господа предзря перед собою, Ему предавайте себя. Однако же не для того, чтобы, сложивши руки, сидеть, а чтобы, ревнуя всесильною ревностию, успеха чаять от единой благодати (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 120). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

5944 See 1 John 2:18 ; see excursus on antichrist figures in Keener, Matthew, 573–75. 5945 Bultmann, John, 270; Hunter, John, 62–63. This interpretation appears as early as Irenaeus Haer. 5.25.3. 5946 The LXX does not claim that Moses «testifies» but he very frequently appears alongside the ark of μαρτριον («testimony»; it contained the law tablets) especially in Exodus, Leviticus, and Numbers, usually in the «tent of witness.» 5947 Cf, e.g., L.A.B. 9:16; 20:5; CIJ 2:81–82, §834; 2:82, §835; probably 2:82, §836; see further Bonsirven, Judaism, 82. Philo uses Moses» life as a paradigm (Mack, «Imitatio,» on Philo Moses 1.158–159); see further the comment on John 6:15 . Early Christians also highly respected him (e.g., Heb 3:5–6; Rev 15:3). 5948         Pesiq. Rab Kah. Sup. 1:20. 5949 Josephus Ant. 4.328; Sipre Deut. 306.24.2. 5950 For Philo, see esp. Meeks, Prophet-King, 103–6. In one Amoraic tradition, perhaps with tongue-in-cheek hyperbole, God even allowed Moses to be stronger than he (p. Ta c an. 4:5, §1)! 5951 Gager, Moses, 18. 5952 E.g., Jub. 1:19; Philo Moses 2.166; 4 Ezra 7:107; L.A.B. 12:8–9; Γ. Mos. 11:17; Sipre Deut. 343.1.2; as an intermediary in other respects, e.g., T. Mos. 1:14; 3:12; Pesiq. Rab. 6:2; 15:3. Pardon comes through Moses in 4QDibrê ham-Méorôt 2.7–12 (in Vellanickal, Sonship, 30). In greater detail, see Meeks, Prophet-King, 118, 137, 160–61, for nonrabbinic Jewish literature; 200–204, for rabbinic literature; 254, for Samaritan tradition. Joshua intercedes for Israel in L.A.B. 21:2–6. 5953 Bernard, John, 1:257; Schnackenburg, John, 2:129; Whitacre, Polemic, 51; see esp. Hafemann, «Moses.» 5954 See Pancaro, Law, 256–57. A prosecutor or accuser was the opposite of an advocate (e.g., Aeschines Ctesiphon 37, where the laws are figuratively onés advocates). 5955 For the law as reprover of God " s people, see 2 Bar. 19:3; Jas 2:9; for a commandment becoming accuser instead of advocate if one sinned, see Pesiq. Rab Kah. 27:6. A third-century rabbi saw Moses as Israel " s accuser on the occasion of the golden calf idol (p. Yoma 7:3, on Exod 32:31).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Не приклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем; будь другом людей и стяжаешь жизнь ( 82, 25 ). Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним ( 82, 26 ). Если брат придет к тебе и откроет тебе свои помышления, то остерегись, не перескажи кому-либо, но помолись за брата и за себя, чтобы вы оба освободились от влияния греховного. Преподобный Антоний Великий ( 82, 29–30 ). Избавь брата своего от греха, и тебя избавит Господь в День Гнева. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 205 ). Когда ты увидишь, что брат твой гибнет, не переставай увещевать его. И хотя бы он поносил тебя, хотя бы оскорблял, хотя бы грозил стать врагом твоим или угрожал чем бы то ни было другим, все перенеси мужественно, чтобы достигнуть его спасения. Если он станет врагом тебе, то Бог будет тебе другом и вознаградит в день Последнего Суда великими благами. Великое добро – сострадать бедным, но нет другого такого, как освобождать от заблуждения, потому что нет ничего равноценного душе, даже мир весь не стоит ее ( 46, 25 ). Когда нужно исправить брата, не отказывайся, хотя бы пришлось пожертвовать жизнью. Владыка наш умер за нас, а ты не хочешь и слова произнести во спасение брата? Какое ты будешь иметь прощение, какое представишь извинение? Как ты Дерзнешь предстать перед судилищем Христовым, если равнодушно взирал на гибель души... если видел брата своего, влекомого... диаволом к гибели, и не желал подать даже совета, чтобы отнять его у этого жестокого зверя? ( 46, 522 ). Постараемся иметь попечение о своей душе и любовь друг к Другу. Не будем отторгать от себя свои больные члены – это свойственно беснующимся и умалишенным, но чем в худшем найдем их положении, тем большую проявим о них заботу. Хотя бы они страдали неисцелимыми болезнями (души), будем неотступно заботиться об их исцелении и носить тяготы друг друга, чтобы исполнить закон Христов и достичь обетованных благ. Святитель Иоанн Златоуст ( 42, 458 ). Пришли некоторые старцы к авве Пимену и сказали ему: «Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтобы он не дремал на бдении?» Он сказал им: «Что касается меня, то я, если увижу брата дремлющим, положу голову его на колени мои и успокою его». Преподобный Пимен Великий ( 82, 333 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Преподобный Исаак Сирин ( 55, 309 ). Путь к смирению – послушание и правота сердца, которые естественно сопротивляются возношению. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 173 ). Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение» должен знать, что просит у Бога, чтобы Он послал ему кого-нибудь, кто оскорбит его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и. сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренне. Преподобный авва Дорофей ( 58, 122 ). Для стяжания смирения постарайся с любовью принять всякие неудовольствия и скорби, как родных сестер, и всячески избегать славы и почестей, больше желая быть всеми унижаемым и никому не известным и ни от кого не получать помощи и утешения, кроме одного Бога. Утверди в сердце своем, убедясь в благотворности его, такой помысел, что Бог есть единое твое благо и единое твое убежище, а все другое – только терния, которые, если вложишь их в сердце, причиняют смертоносный вред. Если же случится тебе потерпеть от кого посрамление, не печалься о том, но переноси это с радостью, в уверенности, что тогда Бог с тобою. И не желай другой чести и не ищи ничего другого, как страдать за любовь к Богу и за то, что служит к наибольшей для Него славе. Преподобный Никодим Святогорец ( 64, 260 ). Будь готов отвечать на всякое слово, которое услышишь: «Прости меня», потому что смирение разрушает все козни врагов ( 82, 22 ). Люби труд, нищету, странничество, злострадание и молчание, потому что они сделают тебя смиренным. За смирение же прощаются все грехи ( 82, 22 ). Сын мой! Прежде всего не вменяй себе ничего; из этого рождается смирение. Преподобный Антоний Великий . Речь идет о том, чтобы не признавать за собой какую-либо добродетель и достоинство. Признание за собой добродетелей и достоинств – пагубное самообольщение, называемое... мнением. Мнение отчуждает людей, зараженных им, от Искупителя. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 24 ). Не страшись бесчестий, наносимых людьми ( 82, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010