Если ум занят любовью к Богу и памятью о Нем, это смерть и поражение лукавому. Отсюда происходит и чистая любовь к брату, истинная простота и кротость, смирение, искренность и доброта, молитва и совершенное последование святым заповедям; через единственную и первую заповедь о любви к Богу поистине получают полноту добродетелей. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 338 ). Пусть постарается человек стать приятным и угодным Богу – и на самом опыте ощутит небесные блага, невыразимое наслаждение, беспредельное богатство Божества ( 33, 29 ). Если душа возлюбила Господа, она освобождается из сетей (порока) собственной своей верой... а с помощью свыше удостаивается Вечного Царства ( 33, 49 ). Любящему Бога и Бог дарует Свою любовь. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 120 ). Пока человек не возлюбит Бога от всей крепости своей, пока не прилепится к Богу всем сердцем своим, до тех пор не даруется ему покой от Бога ( 82, 141 ). Любовью к Богу изгоняется леность; рождается она там, где отсутствует страх Божий ( 82, 202 ). Боголюбивое сердце чуждо мстительности ( 82, 216 ). Совершенная любовь к Богу противостоит внутренним браням, побеждая их волей Божией и покоряя ей ( 82, 219 ). Бог всемогущ: любящих Его Он спасает от искушений, а лукавых предает погибели. Вера праведника в Бога превращает зверей в агнцев ( 82, 235 ). Совершенная любовь к Богу противостоит всем мысленным нападениям врагов. Преподобный авва Исаия ( 34, 138 ). Любовь есть глава, корень, источник и мать всех благ... Без нее все прочее не принесет нам никакой пользы. Она есть знак учеников Господа, отличительное свойство рабов Божиих ( 35, 494 ). Если эта любовь войдет в душу и зажжет в ней яркий огонь, то» хотя бы она нашла в наших мыслях что-нибудь жесткое, каменистое, сухое и бесчувственное, она одно уничтожает, а другое размягчает и делает душу просторной и плодородной пашней, способной к принятию божественных семян ( 37, 310 ). Кто любит (Господа) так, как должно любить, тот старается и заповеди Его соблюдать, потому что искренне расположенный к кому-либо старается все делать, чем может привлечь к себе его любовь ( 38, 591 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Не так поступил сын его Иехония. Он, когда ему прочитали книгу святого пророка Иеремии о Законе Божием, не только не умилился, но разгневался и, разодрав книгу, сжег все листы в огне. Одно и то же чтение Закона Божия одному послужило на пользу, другому на развращение. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 855 ) . Закон, изложенный в Новом Завете, ...изложен в Ветхом в образах и иносказаниях ( 112, 266 ) . Подобно действию естественного добра действие Ветхого Завета. Уклонение от него до пришествия Христова было отступлением от Бога; желание остаться при нем после пришествия Христа сделалось отступлением от Бога ( 109, 332 ) . При господстве Ветхого Завета человек обращался к Богу, Которого он еще не знал определенно. При господстве Нового Завета человеку, в преизобильное дополнение к прежнему обращению, предоставляется возможность обращаться к Богочеловеку, как ходатаю между Богом и людьми... Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 30–31 ) . Брат спросил авву Антония; что делать мне, чтобы обрести милосердие у Бога? Святой старец сказал ему: «Что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ты ни был, имей Бога перед очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания; остерегись скоро оставлять место, в котором ты живешь, каково бы это место ни было» Преподобный Антоний Великий ( 82, 35 ) . Чтение Писания – великая защита от греха. Незнание Писания – великая стремнина и глубокая пропасть ( 82, 107 ) . Приобретение христианских книг имеющими для этого средства – необходимо; одно зрение этих книг останавливает в нас стремление к греху, пробуждает стремление к добродетели. Авва Епифаний ( 82, 108 ) . Если возникает между вами вопрос о значении какого-либо изречения Писаний, то знающий значение этого изречения да объяснит его смиренно, по силе своей, не настаивая на своем мнении, и успокоит брата с любовью ( 82, 179 ) . Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот порабощен страстью любопытства и мысленным пленением ( 82, 183–184 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

По прошествии других шести лет брат скончался. И поведал духовный старец, что он видел брата предстоящим Богу в лике мучеников, с великим дерзновением молящегося Богу о старце своем: «Господи! как Ты помиловал меня при его помощи, так помилуй и его по Благости Твоей и ради меня, раба Твоего». По истечении сорока дней брат взял к себе и старца в место упокоения. Вот какое дерзновение имеют к Богу терпящие скорби ради Него ( 82, 434–435 ). Некий брат приходил в келлию великого старца и крал у него жизненные припасы. Старец видел это. Он не обличил брата, но занялся более рукоделием, говоря: «Думаю, что этот брат нуждается». И нес старец тяжкую скорбь, терпя большой недостаток в хлебе. Когда старец умирал, братия окружили его. Он, увидев между ними брата, который постоянно крал у него хлеб, сказал ему: «Подойди ко мне, брат!». Брат исполнил это. Тогда старец схватил руки его, начал целовать их, говоря: «Благодарю эти руки! при посредстве их я надеюсь войти в Царство Небесное». От этих слов брат умилился, принес покаяние и сделался строгим монахом по примеру старца, действия которого его вразумили ( 82, 458–459 ). Некий старец безмолвствовал в пустыне. Келлия его стояла далеко от воды, за двадцать миль. Однажды, идя за водой, он устал и сказал себе: «Зачем мне переносить этот труд? Переселюсь и буду жить около воды». Размышляя так, он оглянулся и увидел кого-то, следующего за ним. Старец спросил его: «Кто ты?» – «Я – Ангел Господень, – отвечал тот, – посланный считать шаги твои, чтобы за каждый шаг ты получил воздаяние». Старец укрепился духом и уже терпеливо ходил за водой. Отечник ( 82, 493 ). Авва Павел Комит и Тимофей, брат его, жили в Скиту. По разным случаям бывали между ними разногласия. Однажды авва Павел спросил брата: «Долго ли нам жить так?» Авва Тимофей ответил: «0кажи милость, потерпи, когда я буду оскорблять тебя, а когда ты станешь оскорблять меня, то я буду терпеть». Поступая так, в остальные дни они были покойны. Достопамятные сказания ( 79, 238 ). Малодушие Если впадешь в малодушие – молись. Молись со страхом и трепетом, молись усердно, бодренно и трезвенно. Так подобает молиться тем более, что невидимые враги наши лукаво и неусыпно действуют: они особенно стараются препятствовать такому совершению молитвы. Авва Евагрий ( 82, 113 ). Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий. Преподобный авва Исаия ( 82, 147 ). Читать далее Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов « Настольной книги священнослужителя », издание Московской Патриархии. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Когда, пребывая в безмолвии, ты обратишься к рукоделию, то не возомни, чтобы заповедь отцов могла служить покрывалом твоего сребролюбия. Рукоделие твое да будет малое, только ради того, чтобы не впасть в уныние, не смущающее ума. Если же ты желаешь заняться рукоделием в большем размере для милостыни, то знай, что молитва в порядке добродетелей выше милостыни. Если же для потребностей тела твоего, то достаточно того, что Бог посылает тебе Промыслом Своим. Ибо Бог никогда не допускал, чтобы работающие Ему имели недостаток в преходящем. «Ищите же, – сказал Господь, – прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 33 ) прежде прошения Вашего. Некто из святых сказал, что правило жительства твоего не состоит в том, чтобы ты насыщал алчущих и чтобы келлия твоя была странноприимным домом, потому что это – жительство мирских, они должны делать эти добрые дела, а не отшельники, свободные от видимых попечений и хранящие ум свой в молитве. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 270 ). Многие, живя в горе и занимаясь делами мира сего, погибли. Лучше жить в обществе человеческом и безмолвствовать по духу, чем быть отшельником при мирском расположении духа. Изречения безымянных старцев ( 82, 372 ). Если любишь безмолвие, не примешивай себя к тем, сердце которых всецело устремлено к суетности. Если случится нечаянно быть с ними, будь как чуждый им. Преподобный Антоний Великий ( 82, 27 ). Один монах сказал авве Арсению: «Помыслы беспокоят меня, говоря: ты не можешь выносить ни поста, ни подвигов, посещай, по крайней мере, больных, потому что это дело любви». Старец, поняв, что помыслы насеяны бесами, сказал ему: «Иди, ешь, пей, ничего не делай, только не оставляй келейного безмолвия». Старец сказал так, зная, что келейное безмолвие приведет монаха к должному жительству, если монах терпеливо пребудет в безмолвии. Преподобный Арсений Великий ( 82, 49 ). Если враг будет внушать нам, чтобы мы оставили безмолвие, то не послушаем его, потому что никакой подвиг не может сравниться с пребыванием в безмолвии и посте. Пост и безмолвие, противоборствуя врагу, доставляют душевным очам остроту зрения. Авва Дула ( 82, 107 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Он словом сотворил собственными руками тебя одну и потом соединил с Божеством, чтобы спасти и Своею смертью избавить от лютой смерти возлюбленную тварь – наследницу великой жизни, которую одуряющий велиар обременил страданиями. Поэтому окажи мне уважение, перестань безумствовать и питать непримиримую вражду к душе моей! Рукою Бессмертного Бога и тем бедственным днем, который наконец соберет воедино все дела смертных, свидетельствую тебе, что, изнурив и низложив тебя скорбями всякого рода, сделаю бессильнее самих мертвецов, если не оставишь своего безумия и тока кровей прикосновением к краю чистых риз Христовых. Святитель Григорий Богослов ( 15, 24 ). Не люби плотского покоя, чтобы не найти себе в нем духовного вреда ( 25, 158 ). В какой мере греет кто на беду свою плоть, в такой мере умножает в себе страсти, и напоследок душа, обремененная худым навыком тела, делается бесплодной ( 26, 159 ). Наслаждению предшествует похоть, а за наслаждением следует печаль. Итак, рассуди, что по наслаждении приходит печаль, и избегай греха, представляя в мыслях стыд перед людьми, а более того – страх Господень. Преподобный Ефрем Сирин ( 26, 266 ). Горе тем, кто свою плоть, которая обратится в прах и пищу червей, питает в грехах, не боясь ни огня, в котором будет вечно мучиться, ни червя, никогда не усыпающего ( 34, 188 ). Если ты дал взаймы ближнему и не требуешь этого обратно, то действуешь в естестве Иисуса. Если же потребуешь возвращения, то поступишь по естеству Адама. Требование же лихвы ниже и Адамова естества ( 82, 135 ). Далек от плача следующий воле падшего естества ( 82, 221 ). Служитель Божий должен иметь очи духовные, или увидеть себя и познать, что следующий воле падшего естества есть враг Божий по произволению ( 82, 222 ). Плотским называется все вещественное. Любящий вещество любит преткновения и скорби. Если нам случится утратить что-либо вещественное, утрату нужно принимать с радостью и исповедовать, что она избавила нас от попечения. ...Собственно плотское здоровье не приносит пользы: стараясь сохранить себя единственно для себя, оно вступает в настроение, враждебное Богу. Дерево, ежедневно поливаемое, не высохнет, но принесет плод. Скорбь по плоти служит пособием к сохранению заповедей Божиих. Преподобный авва Исаия ( 82, 149–150 ). Подвижник должен поддерживать здоровье и силы тела настолько, чтобы тело сохраняло способность служить Богу. Чрезмерное здоровье и дебелость тела вводят его в тяжелое плотское состояние. Тот, кто сделает свое тело легким, посредством умеренного поста и бдения, доставит ему и самое прочное здоровье, и сделает его способным принять в себя действие Святого Духа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 150 ). Дай плоти то, что ей нужно, а не то, что она хочет получить ( 48, 235 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Прошу вас, возлюбленнейшие братия, да исповедуем каждый свой грех, пока согрешивший находится еще в этой жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно Господу. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 544 ). Кто может отпускать грехи, кроме одного Бога, Который также отпускает их через тех, кому дал власть отпускать? ...Это право предоставлено одним священникам. Люди совершают только служение во отпущение грехов, но не проявляют какой-либо собственной власти, ибо не в свое имя отпускают, а во имя Отца и Сына и Святого Духа; они просят. Бог дарует; человеческое здесь послушание, а милосердие принадлежит верховной власти. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 544–545 ). Ходатай Бога за людей человек Господь Иисус Христос даровал предстоятелям Церкви власть, чтобы они и преподавали освящение Покаяния кающимся, и через дверь примирения допускали их, очищенных спасительным удовлетворением, к приобщению Святых Таин. Но в этом деле непрестанно участвует Сам Спаситель. Святитель Лев, папа Римский ( 113, 545 ). Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти твою душу ( 82, 22 ). Не открывай своих помышлений всем, чтобы не ввести брата твоего в соблазн. Преподобный Антоний Великий ( 82, 31 ). Никакого помысла вашего, никакой скорби, никакого пожелания, никакого подозрения на ближнего, производящих в вас смущение, не скрывайте; исповедайте их со всей искренностью вашему духовному отцу, и что услышите от него, старайтесь принимать с верой ( 82, 163 ). Каждый помысел, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и облегчится твоя брань. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы – как благие, так и лукавые ( 82, 169 ). Если вопрошаешь о твоем помысле, то вопроси прежде чем исполнишь его. Спроси о нем в то самое время, как он борет тебя, будет ли это помысел о перемещении, или об обучении какому-либо рукоделию... или о совместном жительстве с некоторыми братиями, или о разлуке с ними. Вопрошай свободно обо всем этом, прежде чем приведешь помысел в исполнение ( 82, 180–181 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Иоанн Креститель имел одежду из верблюжьего волоса, был опоясан кожаным поясом по чреслам и жил в пустыне. Это служит знамением умерщвления плоти подвигами и образом покаяния. Подвиги покаяния совершают предварительное очищение человека и делают его способным взойти на крест. Крест есть знамение духовного бессмертия ( 82, 190 ). Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия ( 82, 190 ). Ум, желая взойти на крест, должен пролить много молитв и много слез, должен повергаться ежечасно перед Богом, предаваясь воле Его и прося помощи от Благости Его, чтобы она укрепляла, сохраняла его и воздвигала в святое обновление, уже не подвергающееся поражениям ( 82, 190 ). Господь заповедал нам нести крест... Значение (этой заповеди) заключается в том, чтобы ум непрестанно бодрствовал и пребывал в добродетели. Восшедший на такой крест да не сходит с него, да пребывает в постоянном воздержании от страстей. Постоянно воздерживающийся от страстей умерщвляет их вовремя. Тогда ум воскресает в состояние непобедимости ( 82, 212 ). Пока имеем возможность прибегать к милосердию Божию и пользоваться богатством щедрот Божиих, пока находимся в теле, раскаемся от всего сердца в грехах наших! Кратко поприще земной жизни. Если возложим на себя подвиг, соответствующий нашим силам, то наследуем вечную и неизглаголанную радость. Если же обратимся вспять, то уподобимся тому юноше, который воспросил Господа, что ему делать, чтобы спастись, но ушел от Господа, опечаленный Его ответом. Господь сказал ему: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим... и приходи, последуй за Мною, взяв крест» ( Мк. 10, 21 ). Этими словами Господь учит нас, что наше спасение состоит в отсечении воли падшего естества. Юноше представилось тягостным отдать все имущество нищим, но еще более тягостным нести крест. Раздаяние имущества нищим есть частная добродетель. Она делает человека способным нести крест. Несение же креста заключается в отречении от всех видов греха и рождает любовь, без которой не может состояться несение креста. Преподобный авва Исаия ( 82, 213 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Один брат за нарушение обета нестяжания, на страх другим, был лишен после смерти церковного погребения и молитвы в продолжение тридцати дней. Потом, из сострадания к его душе, тридцать дней за него приносили Бескровную Жертву с молитвой. В последний из этих дней усопший явился в видении своему оставшемуся в живых родному брату и сказал: «До сих пор было мне очень плохо, а теперь все благополучно: сегодня я получил приобщение». Святитель Григорий Двоеслов ( 113, 677 ). ПАМЯТЬ О СМЕРТИ Ежедневно умирай, чтобы жить вечно Ежедневно умирай, чтобы жить вечно, потому что боящийся Бога будет жив вовеки ( 82, 29 ). Помни, что согрешения твои достигли полноты своей, что юность твоя уже прошла. Настало, настало время твоего отшествия, время, в которое ты должен дать отчет в делах твоих. Знай, что там не искупит брат брата, не освободит отец сына ( 82, 24 ). Предваряй действия твои воспоминанием об исходе твоем из тела и помни о вечном осуждении. Поступая так, не согрешишь вовеки ( 82, 28 ). При наступлении каждого дня держи себя так, как бы этот день был последним в твоей жизни, и сохранишь себя от грехов ( 82, 32 ). Знай: смирение состоит в том, чтобы ты считал всех людей лучше себя и был уверен в душе твоей, что ты более всех обременен грехами. Голову держи опущенной и язык твой да будет всегда готов сказать укоряющему тебя: «Владыко мой! прости меня» Предметом же постоянного размышления твоего да будет смерть ( 82,32 ). Пробуждаясь от сна, будем думать, что не доживем до вечера, и, опять ложась спать, будем помышлять, что не доживем до утра, всегда помня о безвестном пределе жизни нашей. Живя так, мы не будем ни грешить, ни иметь похотения к чему-нибудь, ни воспламеняться гневом на кого-либо, ни собирать себе сокровищ на земле, но, каждый день ожидая смерти, будем презирать все тленное. Тогда остынет в нас и похоть плотская, и всякое нечистое желание, все будем прощать друг другу и будем предочищать себя, всегда имея перед очами ожидание последнего часа и борьбы. Ибо сильный страх смерти и Суда, опасение мучений поднимают душу, клонящуюся в пропасть погибели. Преподобный Антоний Великий ( 113, 627 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Письмо 81 Иеронима Августину (в переписке Иеронима 115) (405 г.) написано очень миролюбивым тоном и служит как бы извинением за некоторую жесткость 75-го письма. Иероним предлагает Августину оставить споры в переписке и проявлять братскую любовь друг к другу. Он просит обратить внимание на свой комментарий к пророку Ионе, в котором обсуждается вопрос о том, какой вариант предпочесть (hedera или cucurbita). Письмо 82 Августина Иерониму (405 г.) представляет собой ответ на письма Иеронима 72, 75, 81. Этим письмом заканчивается переписка первого периода. Августин говорит здесь, что писатели библейских канонических книг ни в чем не ошибались. Ни один писатель других сочинений не может сравниться с ними. Другие писатели и книги не могут иметь такой непосредственной привилегии: они должны либо ссылаться на канонических авторов, либо доказывать (ep. 82,3). То есть качество истинности принадлежит только Священному Писанию . Иероним же не предполагает, чтобы его книги читались так, как книги пророков и апостолов. (ep. 82,3). Отметим это характерное замечание, которое повторится позднее в итоговой оценке начинания Иеронима. Августин вновь возвращается к вызвавшему спор отрывку из Послания апостола Павла к Галатам (2.14). Если я, – говорит Августин, – верю в доброе расположение Иеронима, выраженное в письме, то почему должен сомневаться в том, что апостол Павел говорил правду, когда обличил Петра и Варнаву? «В ком я могу не сомневаться, что он говорит правду, если апостол обманывает своих детей?» 35 , – спрашивает Августин. Кроме того, апостол ранее ведь сам сказал: «А в том, что пишу вам, пред Богом не лгу» ( Гал.1:20 ). И теперь, выходит, что это была дипломатическая уловка? Неубедителен и аргумент, состоящий в том, что лучше, чтобы апостол Павел написал что-либо неверное, нежели полагать, что апостол Петр сделал что-нибудь неправильное (ep. 82,5). Исходя из такой логики, можно сказать так: пусть уж, лучше, скажет неправду Евангелие, нежели Петр отречется от Христа. Так можно подозревать любое слово Божие (ep. 82,5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Пока продолжается борьба, человек находится в страхе и трепете. Не ведает он, победит ли сегодня или будет побежден; неведает он, что ожидает его на следующий день – победа или поражение ( 82, 223 ). Действующие в борьбе с врагами верой воодушевляют сердце свое мужеством, и прежде чем вступить в борьбу с врагом, они же основали себя на святом камне, который – Христос ( 82, 229 ). Не предадимся унынию и расслаблению, если увидим, что враги окружили нас своими кознями и коварством. Сеть их и уловление состоят в том, что они усиливаются или потопить нас в лености, печали и недоумении, или погрузить в сладострастие, или возбудить к гневу на ближнего, когда он что-либо сделает против нас. То они обольщают наш взор телесной красотой, то низводят нас вожделением вкусной пищи, то представляют язвительным слово, сказанное нашим ближним, то внушают оспорить слово ближнего, то подучают произносить суд над братией и говорить: «этот хорош, а этот не хорош». Не предадимся, повторяю, унынию и расслаблению, если отовсюду нападут на нас такие помыслы и воздействуют в нас такие влечения; напротив, воззовем от всего сердца словами Давида: «Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» ( Пс. 26, 1 ). «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» ( Пс. 26, 3 ). Авва Исаия ( 82, 229–230 ). Если бы не имели помышлений, то были бы подобны животным. Но как враг усиливается делать свое, так и мы должны исполнять свое. Будем усиленно молиться, и враг убежит. Пребывай в памяти Божией (в поучении), и победишь. Победа доставляется пребыванием в благом трезвении. Борись и увенчаешься. Авва Исидор ( 82, 244 ). Авва Пимен поведал об авве Иоанне Колове следующее. Он умолил Бога, отняты были у него страстные вожделения. Он ощутил ненарушимое спокойствие. Тогда он пришел к некоторому отцу и сказал ему: «Вижу себя спокойным, не имеющим никакой брани». Старец отвечал ему: «Иди и умоли Бога, что-бы возвратились брани и то сокрушение сердца и смирение, которые ты имел прежде: в бранях душа преуспевает». Иоанн испросил у Бога возвращения браней, и когда они пришли, он уже не молился об освобождении от них, но говорил: «Господи! даруй мне терпение в брани». Авва Иоанн Колов ( 82, 288 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010