147. Авва Палладий говорил: душе, подвизающейся не по Богу, должно или верно учиться тому, чего не знает, или учить ясно тому, что узнала. Если же она не желает ни того, ни другого, то недугует безумием, ибо слово невежественное и не алкание слова, которого всегда алчет боголюбивая душа, есть начало отступничества. 148. Мать Сарра послала к авве Пафнутию с таким словом: Божие ли сделал ты дело, допустив, чтоб брат был обесчещен? Авва Пафнутий сказал: как творящий дело Божие, не имею ни с кем дела. 149. Некто рассказывал: авва Пафнутий был епископом в одном Фиваидском городе. Он был боголюбив, жил подвижнически, и от него бывали дивные знамения. Ему во время гонений был выколот глаз, и царь Константин, высоко чтя сего мужа, часто призывал его в царские палаты и целовал его в изверженный глаз, – таковое было благоговение к нему царя Константина! Я же расскажу об одном деле Пафнутия, которое по его совету было исполнено к совершенству и благу церкви. Епископам, собравшимся в те времена в Никее, показалось хорошим ввести новый закон, по которому священные лица, как то – епископы, пресвитеры, диаконы и иподиаконы, не жительствовали бы с женами, коих они взяли, будучи еще простыми мирянами. Тогда Пафнутий, став посреди собрания епископов, воскликнул: не должно возлагать сего тяжкого ига на освященных людей, дабы излишеством строгости не повредить более церкви, ибо, как сказано, честен брак. Опять, не все могут понести подвиг бесстрастия; может быть, они и не устоят в целомудрии, между тем, как сожитие с законною женою должно назвать целомудрием. По древнему преданию церкви довольно для оных вновь не приступать к браку и не разводиться с тою, которая взята, когда сей был еще мирянином. Так говорил авва Пафнутий, сам не будучи причастен браку и не знавший никакой жены, ибо от юности был воспитан в монастыре и был украшен целомудрием. Убежденные словами Пафнутия, епископы прекратили исследования о сем предмете, оставив на волю желающим воздерживаться от брака. 150. Рассказывали старцы, что Паисий, меньший брат аввы Пимена, нашел однажды небольшой сосуд с тысячью монет и сказал старшему своему брату, авве Ануву: ты знаешь, что слово аввы Пимена очень строго; пойдем построим себе где-нибудь монастырь и будем жить без попечения. Авва Анув спросил: на что же мы построим? Тот показал ему монеты. Крайне опечалился авва Анув, помышляя о том, что они будут во вред душе его, и сказал: хорошо, пойдем и построим келлию за рекою. Авва Анув положил сосуд в свой кукулий, и, когда, переправляясь через реку, они достигли середины, авва Анув умышленно повернулся так, что кукулий с монетами упал в реку, сам же начал будто бы скорбеть. Авва Паисий утешил брата, говоря: не печалься, авва! Так как монеты ушли от нас, вернемся к брату нашему. Возвратившись, они стали жить с аввою Пименом в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Безмолвие – одна из главных добродетелей духовной жизни. Оно – дар небесный. Так его понимает и Авва Арсений. Когда он молился и просил Господа показать ему путь спасения, он услышал глас, говорящий – «Арсений! Бегай, молчи, пребывай в уединении. Ибо в этом – корни безгрешности» (Авва Арсений 2). О том, каковы плоды безмолвия и насколько оно важно в достижении совершенства, свидетельствует и авва Исайя . Он рассказывает о пресвитере Пелусиотском, который во время общей трапезы обратился к разговаривающим братьям – «Молчите, братья! Видел я брата, который ест с нами и пьет столько же сколько и мы пьем, но молитва его поднималась к Богу подобно пламени» (Авва Исихий 36). Настоящая глубокая молитва органически связана с безмолвием. Оно всегда полезнее слов, особенно когда слова не приносят мира душе (Авва Нистерий, 3). Но опять же, безмолвие не должно быть чем-то внешним – это внутреннее состояние души; а если это не так, то оно уже не безмолвие по Богу, потому, когда авву Пимена спросили, – что лучше, безмолвие или речь, он ответил – «Тот, кто говорит ради Бога – хорошо делает, и тот, кто молчит ради Бога – хорошо делает». В глубоком молчании любви к Богу – в нем настоящее спасение человека, говорит авва Сисой. Такое безмолвие означает устремление всей своей жизни к Богу, благодаря ему, весь человек превращается в пламенное слово хвалы Богу и неугасимой любви к Нему. А в этом и состоит главная цель подвигов и всей жизни пустынников. 9 . Цель и вершина всех добродетелей, согласно опыту пустынников, сохранившимся в их изречениях и наставлениях, о которых идет речь это – любовь . Любовь к Богу всегда на первом месте и настоящая любовь к человеку может родиться только от нее. Но иногда случается и обратное – авва Арсений, полный любви к Богу, бежит от людей в молитвенное уединение, но не оттого, что презирает людей, а как говорит сам – «оттого, что невозможно быть одновременно с Богом и с людьми» (Авва Арсений, 13). Все, что препятствует человеку в духовной жизни, что удаляет от любви Божией, даже и близких друзей, следует отсекать от себя (Ср. Авва Агафон, 5). Истинная вера в Бога и любовь к Нему выше всего, ибо спасение человеку приходит не от другого человека или добродетели, а от Бога и тот, кто потерял Бога, потерял всё (ср. Авва Агафон, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

В итоге мы боремся не с голодом, а, как правило, с ожирением. Пресыщение не есть потребность плоти, а есть развращенность, которая основана, во-первых, на естественном плотском желании, а во-вторых, на свойстве нашей плоти, которое было приобретено уже с грехопадением Адамовым. И вот здесь нужно привести замечательный пример из книги, которую я многократно цитировал и буду цитировать, потому что это один из основных учебников аскетической жизни, – «Душеполезные поучения аввы Дорофея ». Там есть рассказ о том, как авва Дорофей воспитывал одно свое духовное чадо – преподобного Досифея («Сказание о блаженном отце Досифее, ученике святого аввы Дорофея »). Это был воин из знатной семьи, жил в миру, служил в армии. Он воспылал любовью к Богу, стал много молиться. Сослуживцы сказали ему: «Досифей, в миру такую жизнь вести тяжело. Если ты желаешь жить такой жизнью, тебе надо идти в монастырь». Они отвели его в монастырь к авве Дорофею, который принял его на свое попечение. Воинов питали хорошо, они должны были быть в силах, это входило в их обязанность. Досифей совершенно не готовил себя к жизни в монастыре, вел жизнь мирскую. Он был человеком молодым, сильным, с растущим и укрепляющимся организмом. Зная это, авва Дорофей не стал его ставить на тот жестокий постный устав, который был в этом монастыре. Там питались один раз в день и только хлебом. Для нас уже одно это немыслимо. Давайте к этому относиться с поправкой на время. Авва Дорофей повелел Досифею соблюдать положенный режим, но сказал: «Ешь до сытости, только скажи мне, сколько ты съешь». Он пришел и сказал: «Я съел полтора хлеба». А в хлебе было четыре литры (литра содержит около трехсот граммов). Авва Дорофей спросил его: «Довольно ли тебе сего, Досифей?» Тот отвечал: «Да, господин мой, мне довольно сего». Авва спросил его: «Не голоден ли ты?» Он отвечал: «Нет, владыко, не голоден». Тогда авва Дорофей сказал ему: «В другой раз съешь один хлеб, а другую половину хлеба раздели пополам, съешь одну четверть, другую же четверть раздели надвое, съешь одну половину». Досифей исполнил так. Когда же авва Дорофей спросил его: «Голоден ли ты, Досифей?», – он отвечал: «Да, господине, немного голоден». Через несколько дней опять говорил ему: «Каково тебе, Досифей? Продолжаешь ли ты чувствовать себя голодным?» Он отвечал: «Нет, господин, молитвами твоими мне хорошо». Говорит ему авва: «И так отложи и другую половину четверти». И он исполнил сие. Опять через несколько дней авва Дорофей спрашивает у него: «Каково тебе теперь, не голоден ли ты?» Он отвечал: «Мне хорошо, господин». Говорит ему авва: «Раздели и другую четверть надвое, и съешь половину, а половину оставь». Он исполнил сие. И так, с помощью Божиею, мало-помалу, от шести литр, а литра имеет двенадцать унций, он дошел до восьми унций». И на этом они остановились, потому что это была действительно его норма в условиях монастырской жизни. Если бы он был воин, наверняка ему нужно было бы больше, и это было бы нормально.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

839. О великом послушании аввы Афре и его учителя аввы Ора См. также: Смирение . Авва Паисий рассказывал: “Авва Ор и авва Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, авва Ор – великое смирение. Провел я у них несколько дней, наблюдая за ними, и увидел весьма чудное дело, которое сделал авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу. Авве Афре хотелось приготовить ее для старца. Он резал ножом рыбу, как вдруг позвал его к себе авва Ор. Афре оставил нож в рыбе и не стал дорезывать до конца. Я подивился его великому послушанию, почему он не сказал: “Подожди немного, пока разрежу рыбу.” Я спросил его: “Авва Афре! Откуда ты приобрел такое послушание?” – “Это не мое, – отвечал он, – а старцево.” Потом он повел меня и сказал: “Пойди посмотри, каково его смирение.” Он сварил немного рыбы и, нарочно испортив варево, подал его старцу. Старец ел, не говоря ни слова. Авва Афре спросил его: “Хорошо ли, старец?” – “Весьма хорошо,” – отвечал авва Ор. Потом авва Афре принес ему немного рыбы, очень хорошо приготовленной, и спросил: “Испортил я, старец?” – “Да, – отвечал он, – немного испортил.” Тогда сказал мне авва Афре: “Видишь ли каково послушание старца?” После того я ушел от них и по силам старался впредь исполнять то, что видел у них.” (Достопамятные сказания. С. 229). 840. Соблюдая заповедь старца, инок пять лет молчал; когда же возникла нужда переправиться через реку, приплыл крокодил и перенес его См. также: Молитва ; Терпение . Один из жителей Антиохии пришел к некоему затворнику и умолял принять его, сделать иноком. Затворник отвечал: “Если хочешь, чтобы я принял тебя, пойди сначала продай имение, раздай нищим и тогда уже приходи сюда.” Проситель исполнил предложение и возвратился к затворнику. Тогда затворник дал ему новую заповедь – пребывать в молчании. Он и это обещал исполнить и, действительно, не говорил пять лет. Дивиться начал старец терпению и послушанию инока и вздумал испытать его. “Нет, – сказал, – мне в тебе нужды, и потому ступай от меня в монастырь в Египет.” А между тем думал, начнет он говорить или нет. Инок пошел и по-прежнему не сказал ни слова. Удивляться, наконец, начал и игумен, принявший его, и, желая испытать, нарушит ли он свое молчание, поручил ему отправиться с известным делом в один из монастырей, находившийся за рекой. И тоже думал, вероятно, скажет: “Не могу перейти реку.” Опять ни слова не сказал инок и отправился в путь. Подойдя к реке и видя, что нет возможности перейти ее, он молча молитвенно преклонил колени и, о чудо! К нему подплыл крокодил и перенес на другую сторону. Исполнив поручение игумена, он снова подошел к реке, и также крокодил переправил его обратно. Соблюдая заповедь, инок все пребывал в молчании. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 138).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

22, 40) " .Авва Феодор Фермейский говорил: " Превосходнейшая из добродетелей добродетель – никого не презирать " .Авва Пимен говорил: " Не исполняй своей воли; гораздо полезнее смириться перед своим братом " .Сказывали, что авва Агафон, когда входил на лодку, сам первый принимался за весло. Когда приходили к нему братия, то тотчас после молитвы своими руками предлагал им трапезу, ибо исполнен был любви Божией.Рассказывали, что когда братия приходили к авве Пимену, он отсылал их прежде к авве Анувию, потому что Анувий был старше его летами; но авва Анувий говорил им: " Идите к брату моему Пимену, он сам имеет дар слова " . Если же где находился авва Анувий вместе с аввой Пименом, то авва Пимен совсем не говорил в присутствии его.Авва Иосиф Панефосский сказал: " Святое Евангелие говорит: воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22, 21). Итак, когда приходят к нам братия, будем принимать их с радушием " .Однажды авва Памво с братиями проходил по стране Египетской. Увидев мирян, сидевших на пути, он сказал им: " Встаньте и приветствуйте монахов, чтобы принять от них благословение, ибо они непрестанно беседуют с Богом и уста их святы " .Авва Исидор, пресвитер, говорил: " Ученики должны и любить своих истинных учителей, как отцов, и бояться, как начальников. Ни любовь не должна изгонять страха, ни страх не должен погашать любви " .Авва Миос рассказывал об одном старце, который жил в Скиту. Старец этот был из рабов, отличался рассудительностью, ежедневно ходил в Александрию и носил оброк своим господам. Встречая его, они кланялись ему. Старец же наливал воду в умывальницу и умывал ноги их. Господа говорили ему: " Отец! Зачем ты заставляешь нас принимать такую тяжелую услугу от тебя? " . Он отвечал им: " Через это свидетельствую, что я раб ваш. В благодарность за то, что вы дали мне свободу служить Богу, я обмываю ноги ваши, и вы примите от меня мой оброк " . Господа спорили, не принимая оброка, а старец говорил им: " Если не хотите принять оброка, я остаюсь здесь служить вам " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

На пророческое служение Исаия был призван в юном возрасте в годы правления царя Озии. О призвании говорится в 6 главе. Исаия видел Господа, сидящего на престоле, окруженного Серафимами, воспевающими Его славу. Исаия исповедует свою греховность, но очищается от нее одним из Серафимов, прикоснувшимся к его устам горящим углем от жертвенника Господня. После этого Исаия ревностно откликается на зов Божий и получает повеление идти и благовествовать народам волю Божию. Пророчествовал Исаия в Иерусалиме, используя все 3 способа передачи откровения народу: устную проповедь , письменные послания и символические действия (ходит нагой и босой, предсказывая рабство египтянам) ( Ис. 20, 2 ). Кроме того Исаия ведет запись исторических событий (летопись), редактирует книгу Притчей Соломоновых. Исаия – великий молитвенник и свидетель чудес Божиих. (избиение Ангелом ассирийского войска под стенами Иерусалима; исцеление царя Езекии; возвращение тени на солнечных часах на 10 ступеней). Исаия имел жену («пророчицу») и 2-х детей, которые носили символические имена: «Шеар-Ясув» – «остаток спасения», и «Магер-Шелал-Хаш-Баз» – «спешит грабеж, ускоряет добыча». Пророчества его касаются как иудеев, так и судеб языческих народов, окружающих Израиль. Религиозно-нравственное состояние иудейства и язычества при пророке ИСАИИ (р.=765 – +=680 гг. по Р.Х.). Пророческое служение Исаии проходило в Иудеи (Иерусалиме) при царях Озии (781–740), Иоафаме (740–736), Ахазе (736–716), Езекии (716–687) и Манассии (687–642). Известно, что Озия, Иоафам и Езекия были благочестивыми царями, а цари Ахаз и Манассия прославились идолопоклонством. Если учитывать, что своим поведением царственные особы всегда подавали пример своему народу, то станет ясно, что Исаия был призван к пророческому служению в весьма сложное время. По библейской истории мы не раз имели возможность проследить, что когда еврейский богоизбранный народ не нарушал Закона Божия, Господь отмечал его жизнь благоденствием, политическим могуществом. Но как только Израиль забывал о своем высоком призвании, переставал исполнять заповеди Божий, то Господь подвергал его различным испытаниям. Так было и в годы служения пророка Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

96. Жил же пророк в нищете, смирении и воздержании. Одеждой его было вретище власяное на голом теле и ходя наг и бос три лета, возвещая что царь ассирийский отведет в плен юноши и старцы, наги и босы (20, 2–4). Молитвой своей прор. Исаия извел водный источник из-под горы Сионской, и прозван бысть источник тот Силоам, ибо послан яко от Бога. И прогнал Сеннахирима от Иерусалима, и исцелил царя Езекию, и солнце возвратил назад, и этому чуду дивился народ вавилонский (38, 8). 97. Царь же Манассия жил не по заповедям Господним и создал храмы идолам и алтарь Ваалу, и кланялись там истуканам. Храм Господень осквернили, сыновей проводили через огонь, волхвовали, и развратился народ Господень, и кровь проливалась. А Исаия обличал царя, князей иерусалимских, и народ, и этим подвиг их на ярость и гнев. Он скрылся в дупле большого дуба, и его вместе с дубом перепилили деревянной пилой по повелению царя Манассии. Погребли его тело близ Силоамского источника, который св. Исаия извел молитвой. При источнике была создана купель, в ней же потом слепорожденный приемши на очи брение от плюновения, сотворенного Христом Господом, послан бысть умытися и прозре. От воды той бывают исцеления болящим глазами. 98. Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующи, тем Тя молим, спаси души наша. Исаия, воспевается Церковью «яко Боговещанная труба, яко зарю духовную восприем, каменя в Сионе пречестнаго, краеугольнаго, вселенную содержащего Владыку Христа, Исаия пророчествует, полагаема». Слава силе Твоей, Господи, пел еси Исаия – Божие жилище, ибо зрел он древний совет Вышнего и Господа на престоле, и к устам его угль Серафим приносит, и Книга пророка богоразумия исполнена. 99. Святые пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил составляют четверицу великих ветхозаветных пророков. 100. Исаия духом пребывал в Небесном Иерусалиме, созерцал тайны Горнего мира. Его пророчества проникнуты духом нового завета. Ему была открыта тайна Пресвятой Троицы ( Ис. 6, 3 ; ср.: Ин. 12, 40–41 , Деян. 28, 25–26 ). В его пророчествах много родственного с тайнозрителем нового завета Иоанном Богословом. Это и высокое понятие о Божественной любви к человеку ( Ис. 49, 15; 66, 13 ), и пророчества о Мессии ( Ис. 7, 14; 9, 6; 11, 1 ), с которыми созвучны апостольские слова: Мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца ( Ин. 1, 14 ). Это и проникновенное изображение страданий Спасителя ( Ис. 52, 14 ) – как будто пророк Исаия был вместе с Иоанном Богословом у подножия креста Христова. И описание будущего царства Мессии ( Откр. 3, 7 ; ср.: Ис. 22, 22 ; Откр. 7, 16 ; ср.: Ис. 49, 10 ; Откр. 21, 1 ; ср.: Ис. 65, 17 ; Откр. 21, 2 ; ср.: Ис. 52, 1; 54, 5 ). Пророка Исаию называют ветхозаветным апостолом и евангелистом. Спаситель часто повторял пророчества Исаии, они употребляются в богослужении и в молитвах. Из книги пророка Иеремии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 31. Пророк Исаия Пророк Исаия, сын Амосов. Его служение совершалось на протяжении почти полувека и проходило в Иерусалиме. По преданию Исаия был не только знатного, но даже царского рода, ибо считался братом Иудейского царя Амасии. Свое пророческое служение Исаия проходил при царях Озие, Иоафаме, Ахазе, Езекие. Исаию называли царем пророков. Его мысли отличаются неслыханной силой и исключительной глубиной, а стиль – редкой красотой и мощью. В то же время, святые Отцы его называют евангелистом среди пророков, поскольку он, как никто другой, показывает в своих пророчествах страдания Божественного Агнца. О его жизни мы знаем довольно мало. Его имя – Исаия – означает «слава Яхве» или – по другой транскрипции, «Яхве спасает». Он происходил из Иудеи и был рожден, скорее всего, в Иерусалиме. Так он и говорит в своей Книге: «во дни Озии, Иоафа-ма, Ахаза, Езекии, царей Иудейских» ( Ис. 1:1 ). Официальное начало его служения совпадает с годом смерти царя Иудеи Озии( 742 г .), согласно другому летоисчислению – 739г. до Р.Х. В библейском тексте упоминается жена пророка ( Ис. 8:3 ), а также два сына с символическими именами – Шеарясув, что означает «остаток вернется» или «остаток обратится» ( Ис. 7:3 ), и Магер-шелал-хаш-баз, что означает «быстрый грабеж» или «скорая добыча» ( Ис. 8:3 ). Его жена также именуется пророчицей. Исаия пользовался свободным доступом к царскому двору как при безбожном царе Ахазе, так и при его предшественнике Иоафаме. Мы знаем, что он стал другом и советником богобоязненного принца Езекии (годы жизни 716–687 гг.). Скорее всего биографию этого принца он и описал. По еврейскому Преданию, Исаия спасался бегством от Манассии, после того, как был приговорен к смерти за то, что сказал правду. Преследуемый гонениями царя спрятался в стволе кедра и погиб, когда кедр был перепилен. Это иудейское предание, которое подтверждается и новозаветными текстами ап. Павла. Вся жизнь пророка связана с историческими событиями, в которых он участвует, следуя логике своей веры. В двух эпизодах войны Сирии с Израилем( 734 г .), а также при вторжении Сеннахерима( 701 г .), Исаия принимает наиболее активное участие, хотя его вмешательство происходило и в другие периоды восстаний и национальных кризисов. Исаия несомненно является главой целой пророческой школы ( Ис. 8:16 ), однако, в своих пророчествах он всегда выступает только от своего имени. Незаурядность его личности обусловила тот резонанс, который получили его выступления, как в политической, так и в религиозной жизни столицы Иудеи. Близкое знакомство Исаии с первосвященником Урией не мешает ему резко критиковать правящие круги – власть, судей, землевладельцев, политиков. Он решительно заступается за вдов и сирот. Искусный поэт, который прекрасно владеет классическим стилем, он проявляет себя не только как пророк-богослов, но и как гениальный писатель и художник. После 701-го года мы почти не располагаем сведениями о его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

§1. Жизнеописание Преп. Исаия Отшельник был плодовитым аскетическим писателем. Личный авторитет и аскетические сочинения, опирающиеся на подвижнический опыт, поставили его в ряд духовных вождей монашества. Существуют две версии о времени жизни преп. Исаии. По одной версии, он жил в IV столетии, был знаком с преп. Макарием Великим , пользовался уважением у свят. Афанасия Великого и скончался в 370 году. По другой версии, преп. Исаия жил во второй половине V – первой половине VI столетий, был учеником преп. Пимена Великого , был знаком с преп. Варсонофием Великим и пользовался уважением у патр. Евлогия Александрийского. Общими в этих версиях являются следующие факты. Преп. Исаия был сыном бедных родителей и родился, вероятно, в Египте. Образование он получил, в основном, из чтения Священного Писания. Он подвизался в Скитской пустыне, был строгим подвижником, имел дар плача и непрестанной молитвы. Именно о преп. Исаии сказал авва Пелусий во время общей еженедельной трапезы иноков: «Я знаю, что один из братий вкушает пищу с нами... но молитва его, как пламень огненный, восходит к Богу» (Еп. Игнатий/Брянчанинов/, «Отечник», С.-Петербург, 1880 г., « Авва Исаия », 5). На духовный совет к преп. Исаии приходили иноки. Иногда он немного юродствовал с целью назидания учеников. Он жил с двумя келейниками: Петром и строптивым Елисеем. Последнему, за грубое отношение к старцу, сделал замечание первосвятитель Александрийский. На закате жизни преп. Исаия подвизался в полном отшельничестве, за что и получил свое прозвание. Скончался преп. Исаия, скорее всего, в месте своих всежизненных подвигов. Память преп. Исаии Отшельника совершается в Субботу Всех святых, в постничестве просиявших (Сырная суббота). §2. Сочинения Преп. Исаия Отшельник сочетал пустынножительство и отшельничество с плодотворной церковно-литературной деятельностью. Нужно иметь в виду, что писательский труд в условиях пустынножительства требовал немалых усилий. Характер его сочинений – аскетический. Язык оригинала сочинений определить затруднительно. Возможно, преподобный писал на египетском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

45 . «Душевный пост состоит в отвержении попечений». 46 . «Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего». Авва Моисей. 47 . «Три главных делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему». Авва Пимен. 48 . «Человек, познавший сладость кельи, избегает ближнего, хотя любит и почитает его» «. Авва Феодор. 49 . «Кротость является в терпении». 50 . «Все, что выше сил – от бесов». Авва Пимен. 51 . «Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой». 52 . «Страх Божий хранит человека от греха». 53 . «Многие говорят о совершенстве, но мало кто достигает его на самом деле». Авва Пимен. 54 . «Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык свой». 55 . «Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил». Авва Пимен. 56 . «Все грехи мерзость перед Богом, но мерзостнее всех гордость сердца». 57 . «Страсти рождаются от нерадения». 58 . «От многих попечений и рассеянности рождаются страсти». 59 . «Где бы ты ни был не высказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр, и Бог дарует тебе умиление. Авва Пимен. 60 . «Не любопытствуй и не расспрашивай о суетных делах мира». 61 . «Люби молиться часто, чтобы просветилось сердце твое». 62 . «Любяй же неправду, ненавидит свою душу». 63 . «Необходимо заботиться о стяжании духовного делания («умной молитвы»)». 64 . «Если не будем осторожно вести себя внешне, то не сможем сохранить и внутреннее». 65 . «Не позволяй себе ни слышать, ни говорить о чем-нибудь неполезном для души». 66 . «Этот век дан для покаяния. Если истратишь его попусту, живя худо, то очень пожалеешь потом, не найдя его вторично». 67 . «Если ты не смиришься, то Я смирю тебя», – сказал Господь. 68 . «Молитва, совершаемая с небрежением и леностью – празднословие». 69 . «Предпочитаю правило легкое, но постоянное, правилу трудному вначале, потому вскоре оставленному». 70 . Венец монаха – смиренномудрие. Злословие есть смерть души». Авва Ор. 71 . Берегись лености, она потребит весь плод трудов твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010