Славолюбие Слава человеческая мало-помалу рождает гордость (прп. авва Исаия , 59, 34). Не ищи дружества со славными мира, чтобы не погасла в сердце твоем слава Божия (прп. авва Исаия , 59, 49). Источник. Кто любит славу человеческую, тот подвергается лжи, а кто отражает ее от себя щитом смирения, в сердце такого человека возрастает вящший страх Божий (прп. авва Исаия , 59, 49). Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем (прп. авва Исаия , 59, 82). Кто пленяется желанием славы человеческой и опутывается мирскими заботами, тот не оплакивает грехов своих искренно (прп. авва Исаия , 59, 140). ...Удаляйся желания власти, чести, славы и похвалы, как язвы, смерти и погибели душевной, и как вечной муки (прп. авва Исаия , 59, 184). ...Люди, приобретшие известность делами мира сего... утверждены на гнилом основании, пусты по внутреннему человеку, проводят жизнь в непостоянстве дел мира сего. Источник. Посему как трость сгорит от углия огненного, так по слову пророка сожгутся корни их от пламени разгоревшегося (см.: Ис. 47, 14 ) (свт. Василий Великий , 6, 205–206). Христианин не должен быть пристрастен к славе человеческой и привязан к чести, превышающей меру, но обязан исправлять тех, которые оказывают ему такую честь или думают о нем более надлежащего (свт. Василий Великий , 7, 367). ...Искать славы от людей есть доказательство неверия и отчуждение от богочестия... (свт. Василий Великий , 9, 196). Источник. ...Надобно врачевать недуг славолюбия противным – упражнениями в смиренномудрии (упражнением же в смиренномудрии служит занятие делами унизительными), чтобы таким образом, придя в нестроение смиренномудрия, не впадать уже в... отрасли славолюбия... (свт. Василий Великий , 9, 304). ...Домогающийся этой славы отступает от собственных суждений, почитает же достоуважительным то, чему могут подивиться первые из встретившихся с ним. Хотя бы они, будучи порочны или неразумны, стали дивиться худому, все-таки желающий похвал то и сделает, что, по его мнению, предполагают хорошим эти судии собственных его предначинаний (свт. Василий Великий , 9, 352).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Злопамятство ...Злопамятство производит смерть, забвение зла – жизнь вечную (св. Ерм , 94, 165). Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия , 59, 49). Верблюд, если давно когда-нибудь ударен, долгое время таив гнев, как скоро улучает удобный случай, отмщает за обиду. Слышите, жестокосердые, старающиеся укоренить в себе, как добродетель, памятозлобие, кому вы подобны, когда огорчение на ближнего, как искру, сокрытую в пепле, храните в себе до тех пор, как, получив предлог, подобно пламени, распаляете гнев? (свт. Василий Великий , 5, 122). Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из сердца ведение (прп. Ефрем Сирин , 30, 188). Источник. Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины (прп. Ефрем Сирин , 30, 209). Источник. Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, и злопамятство отступит от тебя (прп. Ефрем Сирин , 31, 592–593). Источник. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата (прп. Ефрем Сирин , 32, 17). Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, – в нас ослабеет памятование о Боге... (прп. Макарий Египетский , 67, 19). Ветер сильный гонит облака, а злопамятство – добрые чувства из души (авва Евагрий, 89, 609). Кто питает злопамятство в душе своей, тот похож на скрывающего огонь в плевелах (авва Евагрий, 89, 609). Христос наказывает не только злопамятных, но и тех, которые, освободившись от этой страсти, небрегут об оскорбленных (ими) братиях (свт. Иоанн Златоуст , 44, 135). Источник. ...Если блудодею и богохульнику невозможно быть причастником Священной Трапезы, тем более имеющему врага и злопамятствующему невозможно вкусить Святого Причастия (свт. Иоанн Златоуст , 45, 224). Как беснующиеся никогда не бывают спокойны, так и злопамятный и враждующий никогда не будет вкушать мира... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 227). Источник. ...Нет никакого прощения нам, и никто не избавит нас, если мы злопамятствуем (свт. Иоанн Златоуст , 45, 233). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сердце Да будет сердце твое перед всеми чисто и ко всем благосклонно, чтобы обрести в себе мир Божий (прп. авва Исаия , 59, 49). Простота и смиренное о себе мнение очищает сердце от зла (прп. авва Исаия , 59, 49). Мы должны сохранять сердце наше непорочным во всякой святыне, если желаем, чтобы Бог обитал в нем с веселием (прп. авва Исаия , 59, 68). ...Умоляю тебя, не давай послабления сердцу своему, доколе ты находишься в теле (прп. авва Исаия , 59, 178). Горе нам, что сердце наше от попечений о суетном грубеет и расслабевает (прп. авва Исаия , 59, 194). Как черта делается кривою, когда прямое направление преломляется то в выпуклое, то в вогнутое; так и сердце делается строптивым, когда его то возвышает высокомерие, то унижают скорби и тесноты (свт. Василий Великий , 5, 180). Источник. Кто есть чистый сердцем? – Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного, или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий , 9, 300). ...Может быть, скажешь мне, что стыдно иметь нечистое лицо? Знай же, что нечистота ног и лица твоего при чистом сердце светлее солнца сияет перед Богом и перед святыми Силами (прп. Ефрем Сирин , 30, 112). Источник. Написано: делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный (ср.: Ин. 6, 27 ). Пусть руки твои делают благое, чтобы мог ты и имеющему нужду подать (см.: Еф. 4, 28 ). И пусть сердце твое всегда будет обращено ко Господу, и тогда будешь делать брашно пребывающее, а не гиблющее (прп. Ефрем Сирин , 30, 180). Источник. Если окаменело сердце твое, плачь перед Господом, чтобы источил Он на тебя озарение ведения, и не насмехайся над теми, которые с горячностию сердца вопиют на небо (прп. Ефрем Сирин , 31, 102–103). Источник. Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог в нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни; потому что от него исходит доброе. Но как скоро уклоняется от Бога и делает беззакония – становится оно источником смерти, потому что из него исходит злое. Сердце – Божия обитель; потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалялся из него (прп. Ефрем Сирин , 33, 349–350). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ответы преподобных В. В. и Иоанна в соответствии с адресатами делятся на 3 категории. Они адресованы: отшельникам (Ep. 1-223); братьям, живущим в общежитии (Ep. 224-616); епископам и мирянам (Ep. 617-850). К группе отшельников (или стремящихся к отшельничеству) относятся: инок Иоанн (Отв. 1-54), егип. мон. Авраамий (Отв. 55), Павел Отшельник (Отв. 56-58), авва Евфимий (Отв. 150-162/59-71), Андрей, болящий старец (Отв. 163-214/Ep. 72-123), мон. Феодор (Отв. 59-62, 64-67/Ep. 124-131), брат, гадательно вопрошавший (Отв. 215-219, 68/Ep. 132-137), 2 отца (Отв. 69-74, 75-79, 81-82, 84-86/Ep. 138-160), брат и 2 отца (Отв. 87-93, 95, 94, 99-100, 124-127, 101-110, 131-136, 111-119, 137, 120-123/Ep. 161-210), отец-священник (Отв. 138-140/Ep. 211-213), больной брат (Отв. 141-145/Ep. 214-219), умирающий брат и его братья (Отв. 146-149/Ep. 220-223). Ко 2-й группе относятся: некие братья и 2 монаха (Отв. 220, 222-248/Ep. 224-251), авва Дорофей (Отв. 249-335/Ep. 252-338), различные монахи (Отв. 336-344/Ep. 339-347b), брат В. В. (Отв. 345/Ep. 348), отцы, монахи, братья и миряне (Отв. 346-575/Ep. 349-570), авва Елиан (в переписке с прп. Иоанном: Отв. 576-604/Ep. 571-598, из к-рых Отв. 577, 578/Ep. 572, 573 принадлежат В. В.), старцы мон-ря (Отв. 605/Ep. 599), брат, вопрошавший об учении Оригена (Отв. 606-613/Ep. 600-607), разные монахи (Отв. 614-622/Ep. 608-616). К 3-й группе относятся: миряне (Отв. 623-796/Ep. 617-787), епископы и жители Газы (Отв. 797-844, 846-850/Ep. 788-844), снова миряне (Отв. 845/Ep. 845-848). Источники Из ВЗ преподобные В. В. и Иоанн всего более цитируют Псалтирь, а также учительные Книгу Иова, Притчи Соломона и др.; из пророческих книг чаще всего цитируется прор. Исаия. Из НЗ помимо Четвероевангелия В. В. часто цитирует послания ап. Павла к Римлянам, к Коринфянам и особенно к Евреям. При толковании Свящ. Писания (напр., Ep. 847) преподобный являет себя умелым и опытным экзегетом. В. В. писал авве Иоанну Миросавскому: «Вникни в мои послания, разжуй содержащееся в них и спасешься. Если ты только поймешь это - в них заключается Ветхий и Новый Завет (τν Παλαιν κα τν Καινν). Углубляясь в изучение их, ты не будешь иметь нужды в другой книге» (Отв. 49. С. 36/Ep. 49). Из этих слов можно сделать выводы, что, с одной стороны, подобно свт. Василию Великому , В. В. считал свои ответы комментарием Свящ. Писания, приспособленным к пониманию каждого, а с др., в достаточной степени осознавал свое высокое и исключительное право быть исполнителем и толкователем воли Божией по отношению к тем, кто был вверен его духовному попечению.

http://pravenc.ru/text/376982.html

Стр. 162 (101). Ежедневно имейте смерть пред очами. Да объемлет вас непрестанно попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом возможете пройти чрез область властей тьмы, которые встретят вас на воздухе, как предстать вам пред Бога благополучно. Предуготовляйтесь к страшному дню ответа на суде Божием, как бы уже видя его. Тогда получат воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас: вся бо нага и объявлена пред очима Того, Кому должны мы представить отчет в земной жизни нашей. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (102). В трапезе и в собрании церковном ничего не говорите иначе, как по требованию совершенной необходимости. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (103). Без такой же необходимости не входите в келлию друг друга и не дозволяйте себе безвременных свиданий. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (104) Не любопытствуй о келейных занятиях твоего брата и не желай знать, кто более трудится, он или ты. ( Авва Исаия ). Стр. 162(105). Выходя на общие послушания, не празднословьте и не допускайте себе свободного общения между собою: каждый в страхе Божием да внимает себе, делу своему и поучению в тайне души. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (106). Когда окончится церковное Богослужение или трапеза, не остановитесь посидеть вместе и поговорить, ниже о предметах Божественных: каждый да спешит в келлию свою и там да оплакивает грехи свои. ( Авва Исаия ). Стр. 163 (107). Когда потребует нужда говорить одному с другим, поговорите со смирением и благоговением, как подобает в присутствии Бога, непрестанно соприсутствующего нам; поговорите, сокращая беседу насколько то можно. ( Авва Исаия ). Стр. 163 (108). Да не будет одно на устах ваших, а другое в сердце. Бог поругаем не бывает: одинаково видит Он и тайное и явное. ( Авва Исаия ). Стр. 163 (113). Умоляю вас, братия: изучайте ту цель, с которое вы оставили мир, и заботьтесь о спасении вашем, чтоб отречение ваше не осталось бесплодным, чтоб вам не посрамиться пред Богом и пред святыми Его, отрекшимися ради Его от мира и подвизавшимися истинно. ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Стр. 166 (139). Когда идешь, держи руки сложенными у пояса, не размахивай ими по обычаю мирян. ( Авва Исаия ). Стр. 166 (140) Идя в город иди селение, держи глаза опущенными вниз, чтоб не получить чрез них повода к душевному смущению по возвращении твоем в келлию. ( Авва Исаия ). Стр. 166 (141). Странствуя, не ночуй в таком доме, в котором сердце твое ощущает опасность подвергнуться грехопадению. Если услышишь, что в том доме на трапезе с тобою будет присутствовать женщина, то никак не оставайся там. Полезнее для тебя оскорбить пригласившего отказом, нежели совершить прелюбодеяние в тайне сердца твоего. Не смотри даже на одежды женские, если это можно. Если на пути встретит тебя женщина и скажет тебе приветствие, восприветствуй ее, имея глаза опущенными к земле. ( Авва Исаия ). Стр. 166 (142). Понуждай себя к обильной молитве: молитва – свет для души. ( Авва Исаия ). Стр. 166 (144). Ежедневно рассматривай грехи твои, молись о них, и Бог простит тебе их. ( Авва Исаия ). Стр. 166 (145). Прежде нежели ляжешь спать, проведи два часа в молитве и псалмопении, потом усни. Когда же Господь возбудит тебя, встань и исполни молитвенное правило твое со тщанием. Если ощутишь леность в теле, скажи ему: «неужели ты хочешь покоиться во время этой краткой жизни и потом навсегда быть ввергнутым во тьму кромешную?» Понудь себя немного, и вскоре придут бодрость и сила. ( Авва Исаия ). Стр. 168 (155). Если увидишь, что пришло тебе желание посетить разные места, то удручи тело твое трудом и рукоделием более обыкновенного, чтоб оно научилось несмущенно пребывать в келлии и питаться хлебом от пота своего. ( Авва Исаия ). Стр. 168 (157). Если пойдешь в город продать рукоделие, то не препирайся о цене его, как то делают миряне, продай, как придется, чтоб не утратить устроения, приобретенного в келлии. ( Авва Исаия ). Стр. 168 (158). Покупая что-либо нужное для себя, не торгуйся при этом, не скажи: «не даю больше такой-то платы». Понудь себя дать столько, сколько просят. Если же не имеешь достаточного количества денег, то откажись в молчании от покупки. Может быть, при таком поведении возмутят тебя помыслы о необходимости вещи? скажи помыслам: «всячески со мною случилось то, чему подвергались все святые. Бог искушал их нищетою, доколе произволение их не оказалось верным. Тогда дано им было обилие». ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Достопамятные Сказания. Об авве Моисее гл. 16. Алфавитный Патерик. Авва Мегефий Авва Мегефий говорил: Прежде, когда мы собирались друг к другу и беседовали о пользе душевной, укрепляя друга друга, - мы уподоблялись стройным полкам и восходили на небо. Ныне, когда собираемся, чтоб злословить друг друга, - мы нисходим во ад [ 1 ]. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Авва Нестерон Сказал авва Нестерон великий: Старайся ежедневно представлять себя Богу чуждым греха. Молись Богу так, как бы ты видел Его: потому что Он точно видит тебя [ 1 ]. Алфавитный Патерик. Авва Ор 1. Сказал авва Ор ученику своему: Убегающий от вещества приближается к невещественному; собирающий же вещи отлучает себя от невещественного [ 1 ]. 2. Авва Ор говорил: Венец монаха - смиренномудрие [ 2 ]. 3. Авва Ор говаривал ученику своему Павлу: Наблюдай и наблюдай за собою, чтоб никогда не приносить чужих речей в эту келлию, то есть, в келлию, в которой безмолвствовал авва Ор. Существенно нужно для безмолвника по возможности совершенное уклонение от вмешательства, даже вниманием ума и участием сердца, в дела сего мира и в чужие дела [ 3 ]. 4. Об авве Оре сказывали, что он никогда не лгал и не божился, никому не желал зла, и без крайней нужды не говорил [ 4 ]. Этого правила в поведении держались все святые иноки. 5. Авва Сисой сказал авве Ору: дай мне наставление. Авва Ор спросил его: имеешь ли ты доверенность ко мне? Авва Сисой отвечал: имею. Тогда авва Ор сказал ему: иди, исполни то, что видишь во мне. Что же я должен видеть в тебе, отец? спросил его авва Сисой. Старец сказал ему: я почитаю себя худшим всех людей [ 5 ]. 6. Авва Ор говорил: Злословие есть смерть души [ 6 ]. 7. Еще говорил: Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: это случилось со мною за грехи мои [ 7 ]. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Авва Пимен Великий 1. Сказал авва Ор ученику своему: Убегающий от вещества приближается к невещественному; собирающий же вещи отлучает себя от невещественного [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1452...

Если совершаешь молитву и подвиги со смиренномудрием, как недостойный, то они будут благоприятны Богу. Если же вспомнишь о другом, спящем, или нерадящем, и превознесешься сердцем, то тщетен труд твой ( авва Исаия ). VI, 135–136. Оттого угнетают нас враги наши, что мы не познали с должною подробностию и точностью немощей и грехов наших, не стяжали плача в духовном разуме. Если б открылся в нас плач, то он соделал бы для нас явными грехи наши. Если б мы увидели грехи наши такими, каковы они на самом деле, то объял бы нас такой стыд, что мы не осмелились бы смотреть в лице братиям нашим, отдавая всем предпочтение пред собою. Мы сочли бы себя худшими блудниц! Они грешат в неведении Бога, а мы, знающие Бога, служим греху, наравне с блудницами, в сердцах наших ( авва Исаия ). VI, 146. Уничижение себя есть то место, в котором обретается спокойствие ( авва Исаия ). VI, 151. Если скажет брат: окажите любовь, научите меня этому делу, я не знаю его, то знающий не должен отговариваться незнанием. Такое смирение не благоугодно Богу ( авва Исаия ). VI, 178. Главное, чего мы должны искать, состоит в том, чтобы мы смирялись пред братиею нашею ( авва Исаия ). VI, 179. Если возникнет между вами вопрос о значении какого-либо из изречений Писания, то знающий значение этого изречения, да объяснит его смиренно, по силе своей, не настаивая на своем мнении, и да успокоит брата с любовию ( авва Исаия ). VI, 179. Если ты оставил все, принадлежащее суетному миру, то блюдись от беса, наводящего печаль на основании избранной тобой великой нищеты и соединенного с нею скорбного положения, исполненного лишений. Если победишься печалью, то невозможешь достичь великих добродетелей. Эти великие добродетели заключаются в том, чтобы невменять себя, чтобы переносить благодушно укоризну и радоваться тому, что считают тебя не способным ни к какому делу и занятию суетного мира... ( авва Исаия ). VI, 194–195. Кто считает себя за ничто, признает свое невежество, тот являет этим, что он ищет исполнять волю Божию, а не свои страстные пожелания ( авва Исаия ). VI, 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ОСУЖДЕНИЕ (См. также ГОРДОСТЬ, ЗЛОСЛОВИЕ, ОБЛИЧЕНИЕ, ПРЕВОЗНОШЕНИЕ, УНИЧИЖЕНИЕ) Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе впадешь в руки врагов твоих ( Антоний Великий ). VI, 23. Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно, в этом – падение твое ( Антоний Великий ). VI, 28. Авва Агафон, когда видел какое либо дело, и помысл побуждал его к осуждению, – говорил сам себе: Агафон! ты не сделай этого! Таким образом помысл его успокаивался (авва Агафон). VI, 60–61. Если кто удручает себя великими подвигами, но увидев кого-либо подвергшегося грехопадению или живущего нерадиво, уничижит его: тот губит этим весь подвиг покаяния своего, уничижив ближнего, он уничижает член Христов, сам осуждает Его, не представляя суда Судии – Богу ( авва Исаия ). VI, 139. Все мы находимся в земной жизни, как бы в больнице. Один недугует глазами, другой – рукою, иной – горлом, иной имеет более глубокие раны. Некоторые больные бывают уже вылечены, но болезнь возобновляется, если человек не воздержится от явств, вредных для него. Подобно этому прилежащий покаянию, осуждая или уничижая ближнего, уничтожает этим благотворное действие покаяния своего ( авва Исаия ). VI, 140. Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий ( авва Исаия ). VI, 147. Всякий недостаток и всякую погрешность брата, известные тебе, старайся предавать забвению, да. не отверзутся уста твои сказать о них что-либо прочей братии, потому что этим нанесешь тяжкую язву душе твоей ( авва Исаия ). VI, 182. Неосуждение ближнего служит ограждением для борющихся со страстьми под руководством духовного разума. Безумно разрушает эту ограду порицающий ближнего ( авва Исаия ). VI, 201. Кто судит ближнего, порицает брата, уничижает его в сердце, обличает его с гневом, говорит о нем худо при других, тот устраняет из себя милость и прочие честные добродетели, которыми обиловали святые. Таким поведением к ближнему уничтожается все достоинство подвигов и погубляются все благие плоды ( авва Исаия ). VI, 220.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

18. Авва Пимен говорил: научи сердце свое соблюдать то, чему учит язык твой. 19. Еще говорил: люди говорят как совершенные, а делают как новоначальные. 20. Опять сказал: приучи уста свои говорить то, что у тебя на сердце. 21. Авва Даниил рассказывал: пришли мы некогда к авве Пимену и вкусили вместе. После сего авва сказал нам: идите отдохните немного, братия. Братия пошли, чтоб отдохнуть, а я остался, дабы поговорить с ним наедине, и, встав, пошел к нему в келлию. Авва, коль скоро увидел, что я иду к нему, лег, будто бы хотел спать: ибо таково было делание старца – все совершать втайне. 22. Авва Пимен сказал: поистине, ищущий дружества с людьми отступает от содружества с Богом. Не хорошо хотеть всем нравиться, ибо сказано: горе, егда добре рекут вам вси человецы ( Лк. 6:26 ). 23. Некогда авва Адельфий, епископ Никопольский, пришел к авве Сисою на гору аввы Антония. Когда епископ и бывший с ним намеревались отправиться обратно, авва Сисой убедил их вкусить пищи на дорогу утром; был же тогда пост. Во время трапезы, кто-то из братий постучался, и авва Сисой сказал ученику: дай им немного кашицы, ибо они утомились. Авва Адельфий заметил: оставь это, чтоб не говорили, будто авва Сисой ест с утра. Посмотрев на него пристально, старец повелел брату: поди дай им. Увидев кашицу, те спросили: нет ли у вас странников и не ест ли старец с вами? Брат ответил: ест. Тогда они начали скорбеть, говоря: да простит вам Бог, что вы допустили старца вкусить теперь! Разве не знаете, что за сие он много дней будет изнурять себя! Услышав о том, епископ поклонился старцу и сказал: прости мне, авва! Я помыслил человеческое, ты же сделал божеское. Авва Сисой ответил ему: если Бог не прославит человека, слава человеческая – ничто. 24. Авва Амун Раифский спросил авву Сисоя: когда я читаю Писание, помысл мой хочет составлять красивые слова, чтоб иметь их на случай вопроса. Старец ответил на то: в этом нет нужды, но лучше от чистоты ума стяжи себе и беспопечение и слово. 25. Некогда один начальник пришел видеть авву Симона. Услышав о сем, авва опоясался и влез на финиковое дерево очищать его. Пришедшие прокричали ему: старец! Где отшельник? Он ответил: нет здесь отшельника. Получив такой ответ, они удалились.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010