16. Мать Синклитикия говорила: «Живя в Киновии, мы должны предпочитать послушание подвижничеству: ибо последнее научает высокомерию, а первое — смиренномудрию». 17. Она же говорила: «Надобно нам с рассуждением управлять своею душою; и как мы живем в Киновии (общежительном монастыре), то не надобно нам приобретать собственности и не надобно служить собственной воле, но во всем должно повиноваться отцу духовному». 18. Еще говорила: «Писание говорит: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10, 16). Мудрость змииная заповедана нам, чтобы не скрывались от нас нападения и хитрости диавола: ибо подобное из подобного легко познается. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших». Т ОБ АВВЕ ТИФОЕ • Рассказывали об авве Тифое. Как скоро воздевал он руки свои, становясь на молитву, ум его тотчас восхищался горе. Потому, когда случалось ему молиться с братиями, он старался скорее опускать свои руки, чтобы ум его не оставался надолго в восхищении. 2. Авва Тифой говорил: «Странничество есть обуздание языка своего». 3. Брат спросил авву Тифоя: «Как мне сохранить сердце свое?» — «Как нам сохранить сердце свое, — отвечал старец, — если язык и чрево отверсты?» 4. Авва Матой говорил об авве Тифое, что нет человека, который бы мог упрекнуть авву Тифоя в каком–либо деле. Авва Тифой подобен чистому золоту, стоящему на весах. 5. Авва Тифой некогда сидел в своей келье, а брат стоял близ него. Авва, не видя его, вздохнул. Не заметил он брата близ себя потому, что был в восхищении. Но после авва поклонился брату и сказал: «Прости меня, брат! Еще не сделался я монахом, потому что вздохнул при тебе». 6. Брат спросил авву Тифоя: «Какой путь ведет к смирению?» Старец отвечал: «Путь к смирению есть воздержание, молитва и признание себя ниже всякой твари». ОБ АВВЕ ТИМОФЕЕ • Авва Тимофей, пресвитер, говорил авве Пимену: «Есть одна женщина в Египте, которая живет блудно, а доходы отдает в милостыню». — «Она не останется блудницей, — сказал авва Пимен, — ибо в ней виден плод веры». Вскоре после сего пришла к пресвитеру Тимофею мать его. Он спросил ее: «Что, еще та женщина продолжает блудодействовать?» — «Да, — отвечала ему мать, — у нее стало еще более любовников, но она все отдает в милостыню». Авва Тимофей сказал об этом авве Пимену. А авва Пимен опять отвечал ему: «Не останется она блудницей». Мать аввы Тимофея пришла в другой раз к нему и сказала: «Знаешь ли? Блудница та хотела идти со мной просить тебя, чтобы ты помолился о ней; но я не взяла ее». Авва Тимофей сказал об этом авве Пимену, а сей говорит: «Лучше сам пойди и навести ее». Авва Тимофей пошел и был у нее. Блудница, увидев авву Тимофея и услышав от него слово Божие, пришла в сокрушение и плакала. Потом сказала ему: «Отныне я прилеплюсь к Богу и не стану более блудодействовать». Вскоре после сего поступила она в монастырь и вела жизнь богоугодную.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Этот обряд их был так продолжителен, что спутники мои потеряли терпение и вышли из собора. Наконец, один иеромонах спросил мое имя, и разогнув большую книгу, начал читать приветствие на Арабском языке. Из всего я понял только часто повторяемые слова: «радуйся, авва Порфирие». Слышно было, что они ублажали меня разными приветами. Терпение мое в этот раз не истощилось, хотя я был истомлен в дороге, и с меня лился пот градом. Приветствием кончился обряд принятия поклонников; и я успокоился в палатке, поставленной в саду под огромными финичиями близ собора, после забот о несчастном иеродиаконе, который много страдал от ушиба и от растирания вывихнутой кисти ручной над парами. Пред захождением солнца, по желанию моему, принесли мне список помянутого приветствия. Вот перевод его слово в слово: Приветствие и похвальное слово Коптских монахов, обитающих к монастыре Великого Антония в пустыне Египетской. «С любовью начинаю говорить честности твоей, блаженнейший отец наш N. Какой язык человеческий может изречь добродетели твои, друг христов N, отче наш святой? Ты сохранил расхитят оное. Ты насадил и напоил христов; и он принес плод сторичный, и шестидесятный и тридесятный. О, величайший из православных митрополитов, отче святой авва... пастырю верный, проповедниче истины, водящий овцы свои на водные источники жизни и спасения, избранный богом от чрева матери твоей и поставленный от него архистратигом необоримым и страшным! Радуйся отче наш, авва..., подвизавшийся добрым подвигом апостолов, прешедший днесь к нам и напоивший нас от источников словес твоих святых. Радуйся отче наш авва..., законоположивший и утвердивший апостольские правила и заповеди монахам и мирянам. Радуйся отче наш, авва..., стяжавший неувядаемый и небесный венец Христа, которого возлюбил ты. Моли господа о нас, да простит грехи наши. Возвеличилась хвала твоя, отче наш авва... и крест Твой простерся до краев земли, и все народы от востока солнца до запада ведают славу твою. Добро пожаловал к нам днесь, отче наш святой, да исправишь нас животворными учениями твоими. Добро пожаловал к нам отче наш, авва..., новый Иоанн по девству твоему. Добро пожаловал к нам отче наш, авва.... Давид царь с сердцем твоим. Радуйся духоносне отче наш, авва..., ближний богу ради преосвященства твоего. Радуйся отче наш, авва..., звезда сияющая во вселенной благочестием твоим. Радуйся отче наш, авва..., зиждущий на незыблемом камени. Радуйся отче ниш, авва..., прееммче великого законоположника Иисуса Христа Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Нерадение ...Нерадение наше о познании даров ... привело нас в леность, а леность предала забвению, от которого воцарилось в нас неразумие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 19). ...Нерадивый и беспечный, не имеющий ревности о богоугождении, если падет от искушений диавола, даже не замечает совершенного им греха, потому что сердце его жестко, как камень, и он подобен мулу, усмиренному и заузданному, на которого всякий садится без сопротивления с его стороны. В такого рода людях диавол совершает все свои похоти и свое всецелое растление, и куда хочет влечет каждого из них, пока исполнятся неправды его, и он умрет со стенаниями и плачем (прп. Антоний Великий , 89, 60). Нерадивый походит на дом, развалившийся и брошенный жильцами, – который никакой ни у кого не имеет цены, но отвратителен всем, будто проклятый, как жилище ехидн, скорпионов и зверей; никто о нем не печется, как о развалившемся и запустелом. Таково состояние нерадивого! Позаботьтесь хранить ревность и никогда не отлагайте ее, чтоб не подпасть под власть врага (прп. Антоний Великий , 89, 60). Постоянное и искреннее приноси покаяние, – и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености (прп. Антоний Великий , 89, 106). Источник. Не дадим места в сердцах наших нерадению, дабы зависть (врагов) не отлучила нас от Бога... (прп. авва Исаия , 59, 53). Убегай нерадения, дабы не подвергнуться печали во время воскресения праведных (прп. авва Исаия , 59, 91). Пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в сердце своем, что он друг Божий (прп, авва Исаия , 89, 332). Любовь к Богу прогоняет нерадение, а бесстрашие возбуждает его (прп. авва Исаия , 89, 350). Горе нам, что, оставя божественные молитвы и чтения с размышлением, иждиваем дни наши в пустых мечтаниях и празднословиях! (прп. авва Исаия , 89, 437). Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния (прп. Ефрем Сирин , 30, 55–56). Источник. Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред (прп. Ефрем Сирин , 30, 151). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Новейшие толкователи думают, что Исаия вступил в Пророческое служение в конце царствования Озии (6:1). Но как при Озии, так и преемнике его Иоаоаме, царствовавшем 16 лет, Исаия мало действовал в обществе, о чем можно заключить из того, что прежде Исаии при дворе Озии был в славе некоторый Пророк Захария, поучавший в страхе Божием ( 2Пар.26:5 ), а об Исаии не упоминается, так и из того, что Исаия в своих пророчествах почти вовсе не касается времен этих царей (исключая, может быть, первых 6 глав). С полною силою Посланника Божия Исаия проповедовал уже при 16-летнем царствовании Ахаза ( 4Цар.16:2 ) и при наследнике его Езекии. Из книги Исаии (гл. 36–39) видно, что при 29-летнем царствовании Езекии Исаия пророчествовал не менее 15 лет. Следовательно, по ясному указанию истории, Исаия пророчествовал более 47 лет. Но после 15-го года царствования Езекии сколько лет Исаия жил и пророчествовал, свящ. история не показывает. На основании слов 2 Парал. с 2Пар.20:34 ), где говорится, что Исаия описал жизнь Езекии, некоторые думают, что он пережил Езекию. По свидетельству Евсевия (IV в. в хронике), Пророк Исаия начал пророчествовать в 17-ый год царствования Озии, который царствовал 52 года; следовательно, он пророчествовал 36 лет при Озии, 16 лет при Иоаоаме, 16 лет при Ахазе, 29 лет при Езекии, всего 96 лет. Если положить, что он вступил в должность не моложе 25 или даже 30 лет ( Числ.4:3 , 1Пар.23:3 ), подобно Иисусу Христу и Иоанну Предтече, то надобно думать, что он прожил 120 лет слишком. Но свидетельству Иудейского предания и Отцов Церкви, Исаия дожил до времени царствования Манассии и, но повелению этого нечестивого Царя, пролившего много невинной крови ( 4Цар.21:16 ), был распилен деревянною пилою будто за обличение царя и вельмож Иерусалимских в нечестии 3 . На этом основании Ориген 4 (б) говорит: «Исаия дерзает и в то время, когда уверен, что за это дерзновение (обличение) примет мученическую кончину». Бл. Иероним слова Ап. Павла: претрени быша ( Евр. 11:37 ), относит к страданию Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Авелева кончина несказанную скорбь причинила родительскому нежному сердцу Адама и Евы; но если бы они принесли раскаяние и искренно исповедались Богу, посетившему их вскоре после падения: сия скорбь и прочие многие не пришли бы к ним. Авель первый мученик в ветхозаветной Церкви, Стефан в новозаветной. Тот и другой, думаю, скончали живот свой с одинаковым чувством, с одинаковою молитвою: не постави в грех, о Боже, нашей смерти умерщвляющим, и приими дух мой! Авелеве Иисусе, не уподобихся правде; дара Тебе не приятна принесох, ни жертвы чистыя (Кон. вел. Андр. Крит.). Авва Отче Авва Отче! троекратно произнес Господь Иисус в саду Гефсиманском, после тайной вечери, моляся о чаше грядущих на Него страданий крестных. Авва Отче, пад на землю, взывал Он. Авва Отче! вся возможна Тебе: мимо неси от Мене чашу сию ( Мк.14:36 ). Но тожде – Авва Отче Иисус Христос возглашал от всего Богочеловеческого существа Своего многажды, неисчислимо, во время земной жизни Своей. Авва Отче, воззрев на Небеса, произнес Он, когда, имея 12 л., должен был на слова Пресвятой Матери Своей: се отец твой и аз боляще искахом Тебе сказать сие: что яко искасте Мене? не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти ми ( Лк.2:49,50 )? Авва Отче, – взывал и молился Иисус, грядый из Назарета во Иерусалим, достигнув тридесяти лет, оставляя жизнь частную и вступая в общественное служение человечеству, и уготовляясь принять от руки Иоанна Крещение, очистительное не для Него, яко Пречистого и Всесвятого, но всеочистительное для нас грешных. Авва Отче, – взывал Иисус, вшед во Иордан, погружаясь в водах его купно с грешными, и приемля на Пречистую главу Свою возложение рук Иоанновых, как бы в знамение дара очищения и прощения грехов. Иисусу крещшуся и молящуся Авва Отче – еще, аще можно сказать сие, живее, пламеннее, громче возопил усты и сердцем Своим Иисус, когда отверзлись Небеса и Он услышал глас Родителя Своего о Себе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, и узрел снишедшего на Него Духа Святого, телесным образом, яко голубя. По крещении, Иисус четыредесять дней пребывал в Пустыне, в совершенном посте и уединении. Колико же крат в каждый день там воззвал Он к Небесному, Истинному, Единосущному Отцу Своему: Авва Отче! И мы грешные, ленивые, постяся и говея много раз слышим, сами читаем, поем: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя. Иисус Христос, сый в Лоне Отчем, Сын Любви, мог ли в Божественном сердце Своем прервать и остановить сие сладчайшее взывание: Авва Отче?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

...Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся (прп. Антоний Великий , 89, 133). Источник. Если во время подвига успешно противишься искушению... да не порадуется сердце твое, ибо демоны и в бегстве своем готовят брань, опаснейшую первой (прп. авва Исаия , 59, 30). Если будешь молить Бога, чтобы Он освободил тебя от искушения, и не будешь услышан, не унывай душою, ибо Он знает более тебя, что тебе полезно (прп. авва Исаия , 59, 30). Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя неготовым (прп. авва Исаия , 59, 185). ... в том, что ежедневно предстоит тебе какое-либо искушение или со стороны смерти, или скорби, или какого-либо великого бедствия (прп. авва Исаия , 59, 186). В душе человеческой невозможно не быть некоторому волнению от искушений. Пока погрешаем редко и не в важном, мы слегка только колеблемся, как растения, качаемые тихим ветром. Но когда худые наши дела сделаются многочисленнее и важнее, тогда, по мере возрастающих грехов, и волнение обыкновенно в нас усиливается. И одни приходят в колебание сверх меры, а другие доходят до того, что вырванные с корнем бывают низложены, когда дуновение порока сильнее всякой бури исторгает как бы корни души, на которых она утверждалась Божественною верою (свт. Василий Великий , 5, 330). Источник. Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание (свт. Василий Великий , 7, 370). Источник. Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а, напротив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искушение (свт. Василий Великий , 7, 371). В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией (свт. Василий Великий , 7, 372). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Совесть Если же не захотим повиноваться ей , то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки врагов наших, которые уже не пощадят нас... (прп. авва Исаия , 59, 31–32). Соперником называется совесть: ибо она сопротивляется человеку, желающему исполнить волю плоти своей (прп. авва Исаия , 59, 32). ...Если человек не послушает ее внушений, то она предает его врагам (прп. авва Исаия , 59, 32). Кто попирает свою совесть, тот изгоняет из сердца своего добродетели (прп. авва Исаия , 59, 94). ...Утвердись в страхе Божием, храня и исполняя все, что должно тебе делать, не полагая преткновений совести своей, но будь к ней внимателен, чтобы и она была стражем твоим и показывала каждый раз, во что ты впадаешь, а не оставляла тебя, попуская впасть в руки врагов твоих (прп. Ефрем Сирин , 31, 595). Грех низлагает совесть, а покаяние служит ей жезлом к упокоению (прп. Ефрем Сирин , 32, 155). Источник. Совесть имеет естественное к Нему стремление и отвергает вкравшуюся прелесть. Часто грех бесстыдно вторгается, но совесть, воспользовавшись обстоятельствами времени, берет верх (прп. Ефрем Сирин , 32, 157). ...Блажен, кто отрекся от мира, пребывает в сообществе святых мужей, в подчинении духовным отцам, и проводит жизнь свою с чистой совестью, потому что не будет он постыжен в воскресение праведных (прп. Ефрем Сирин , 32, 230). Источник. ...Невозможно убежать от сего одного – от внутреннего в нас самих судилища , на которое одно взирая можно идти прямым путем (свт. Григорий Богослов , 14, 209). Видишь, что совесть не дает своего согласия на... помыслы, повинующиеся греху, но тотчас обличает их, ибо она не лжет и, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить перед лицем Божиим в день Суда (прп. Макарий Египетский , 67, 127). Источник. ...(Наша) природа имеет способность точно отличать хорошее от нехорошего... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 122). ...Подлинно нет между людьми ни одного судии, столь неусыпного, как наша совесть. Внешние судьи и деньгами подкупаются, и лестью смягчаются, и от страха потворствуют, и много есть других средств, извращающих правоту их суда; а судилище совести ничему такому не подчиняется, но хотя бы ты давал деньги, хотя бы льстил, хотя бы угрожал или другое что делал, она произносит справедливый приговор против греховных помыслов, и согрешивший осуждает сам себя, хотя бы никто другой не обвинял его. Притом совесть делает это не однажды, не дважды, но многократно и во всю жизнь; и хотя бы прошло много времени, она никогда не забывает сделанного, но сильно обличает нас и при совершении греха, и до совершения, и особенно – по совершении... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 832). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Авва Исаия. (2, с. 89.) Не только говори смиренно, но и смиренномудрствуй; ибо невозможно возвыситься в делах по Богу без смиренномудрия. Авва Моисей. (2, с. 91.) Для человека всегда необходимы смирение, смиренномудрие и страх Божий – как дыхание, исходящее из ноздрей его. Авва Пимен. (2, с. 92.) Древо жизни, поднимающееся в высоту, есть смиренномудрие. Авва Иперехий. (2, с. 93.) Смиренномудрие и страх Божий выше всех добродетелей. Авва Иоанн Колов. (2, с. 90.) Имей в уме, что Бог внимает тебе при всяком деле, какое делаешь. Имей в уме, что Бог видит тебя при всяком помысле твоем. Преподобный Исаия. (1, с. 343.) Сырой кирпич, полагаемый в основание близ реки, не продержится ни одного часа, а пережженный остается как камень. Так и человек, имеющий плотскую мудрость и не воспламенившийся подобно Иосифу, сокрушается, как скоро получит власть. Ибо много искушений для таковых, живущих среди людей. Зная же свои силы, хорошо бежать от ига начальства; только твердые в вере бывают непоколебимы. Если бы кто захотел говорить о святом Иосифе, тот сказал бы, что он был не земной человек. Как он был искушаем и в какой стране! Там не было и следа Богопочтения, но Бог отцов был с ним и избавлял его от всякой скорби, – и ныне он с отцами своими в Царстве Небесном. И так будем подвизаться, познавши меру сил своих; ибо и при сем едва возможем избежать суда Божия. Авва Сисой. (2, с. 93.) Повергать себя пред Богом, не ценить себя, оставлять свою волю – вот делания души. Авва Пимен. (2, с. 92.) Мудрость не в том состоит, чтобы говорить, но в том, чтобы знать время, когда должно говорить; в знании молчи и в знании говори; рассуди прежде, нежели говорить, и отвечай, что должно; будь незнающий в знании, чтоб тебе избежать многих трудов, возбуждай в самом себе труды, выставляя себя в знании, не хвались знанием своим, ибо никто ничего не знает; конец же всему: порицать самого себя, быть ниже ближнего и прилепляться к Божеству. Авва Исаия. (2, с. 89.) Не оценивай сам себя, но прилепляйся к хорошо живущему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Христианство открыло нам богатство веры и благодати. Господь обогатил нас даром сыноположения, прославил Матерь Божию, и воспевается Она как Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Вера и любовь Христова обогащают всех благочестием. Подвижники благочестия, ища духовное сокровище, оставляли все земные богатства и стяжания мира, оставляли прежние нравы, пороки и страсти как душевные, так и телесные. Отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, непрестанно призывая Иисуса Христа в помощь, непрестанно молясь, угодники Божии только будущее созерцали и желали приобрести внутри себя Христа – это духовное, многоценное богатство. О монашестве Из древнего патерика поучения о благочестии 1 . Авва Антоний завещал всегда иметь Бога пред очами своими, искать волю Божию в делах своих и в терпении пребывать на своем месте, не надеяться на свою праведность, всегда обуздывая язык и чрево. 2 . Авва Григорий говорил: «Бог требует от нас правой веры от души, истины от языка и целомудрия от тела». 3 . Авва Захария поучал: «Кто во всех добродетелях понуждает себя, тот монах». 4 . Авва Исаия наставлял, что стяжавший веру в Бога должен прилепиться к Нему в незлобии, терпении, кротости и любви, непрестанно призывая Бога в сокрушении сердца, прося у Него помощи. 5 . Еще авва Исаия говорил: «Труд, бедность, молчание рождают смиренномудрие». 6 . Авва Феодор Фермейский хвалил нестяжание, подвижничество и удаление от людей. 7 . «Со смиренномудрием, – поучал авва Иоанн Колов, – стяжевай добродетели, будь в терпении, и страхе Божием, и любви, и молитве с сокрушением, и всегда под крестом: в нищете, посте, плаче и безмолвии, помня о смерти». 8 . Авва Иосиф Фивейский учил принимать искушения с благодарностью, все дела совершать перед Богом в чистоте и доброй совести, отсекая свои желания, пребывая в послушании. 9 . Умирая, авва Иоанн говорил: «Я никогда не творил своей воли и никого не учил тому, чего сам не исполнил». 10 . Совершен тот, кто имеет смирение в душе и теле и считает себя ниже всякой твари, никого не осуждает, радостно переносит обиды и бесчестия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

11. Тот же авва Феофил, архиепископ, кончаясь, сказал: блажен ты, авва Арсений, что всегда помнил о часе сем. 12. Отцы рассказывали: что однажды, когда братия вкушали на вечери любви, один брат рассмеелся за трапезою. Увидев это, авва Иоанн заплакал и сказал: что это у брата на сердце, если он рассмеелся, тогда как ему надлежало бы лучше плакать, ибо ест милостыню. 13. Жили вместе авва Исаак и авва Авраам. Однажды, вошедши в келлию, авва Авраам застал авву Исаака плачущим и спросил его: почему ты плачешь? Старец ответил: как нам не плакать, ибо почили отцы наши? И к кому мы пойдем? Прежде, когда мы отправлялись к старцам, для уплаты за судно достаточно было средств от рукоделия. Но ныне мы осиротели, и о сем-то я плачу. 14. Авва Иаков сказал: как светильник, поставленный в темной ложнице, освещает ее, так и страх Божий, когда придет в сердце, просвещает его и научает всем добродетелям и заповедям Божиим. 15. Авва Иоанн из келлий рассказывал: жила в Египте одна блудница, прекрасная собою и весьма богатая, которую посещали даже люди знатные. Однажды подошла она к церкви и хотела войти, но иподиакон, стоявший при дверях, преградил ей путь и сказал: ты недостойна войти в храм Божий, потому что нечиста. Когда он стал спорить с нею, на шум вышел епископ, и женщина пожаловалась ему, что иподиакон не допускает ее войти в церковь . И епископ сказал ей: нельзя тебе войти, потому что нечиста. От этих слов женщина пришла в сокрушение и обещала оставить свое ремесло, на что епископ сказал: поверю, что не будешь более блудодействовать, если принесешь сюда все свои драгоценные вещи. Она принесла, и они были тотчас сожжены. После сего женщина вошла в церковь и со слезами говорила: если так было со мною здесь, то как имею я пострадать там? Покаявшись, она соделалась сосудом избранным. 16. Авва Лонгин сказал: пост смиряет тело, бдение очищает ум, безмолвие приносит плач, плач омывает человека как в крещении и делает его безгрешным. 17. Авва Лонгин имел великое сокрушение во время своей молитвы и своего псалмопения. Однажды ученик спросил его: авва! Таков закон духовный, чтоб плакать монаху о правиле своем? Старец сказал: так, сын мой, таков закон, которого требует Бог. Бог не сотворил человека на плач, но на радость и веселие, дабы славили Его чисто и безгрешно, как Ангелы. Плач соделался необходимым для человека после того, как он пал в грех . Где нет греха, там нет нужды в плаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010