• Один из отцов рассказывал: «Некто авва Павел, родом из нижнего Египта, живший в Фиваиде, брал в руки керастов , скорпионов и змей и разрывал их пополам. Однажды братия, поклонившись ему, спросили: “Скажи нам, авва, что сделал ты, что получил такую благодать?” Авва отвечал им: “Простите мне, отцы; кто приобретет чистоту, тому все будет повиноваться, так же как все повиновалось Адаму в раю, когда он еще не преступил заповеди”». ОБ АВВЕ ПАВЛЕ КОСМИТЕ • Авва Павел Космит и Тимофей, брат его, жили в Скиту. Часто бывали между ними распри. Авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить так?» Авва Тимофей отвечает ему: «Сделай милость, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а я буду терпеть, когда ты станешь оскорблять меня». Поступая таким образом, они были покойны в остальные дни свои. 2.  Авва Павел и Тимофей, занимаясь в Скиту своим мастерством, терпели беспокойство от братии. Однажды Тимофей говорит своему брату: «Чего мы хотим от нашего искусства? Целый день нам нет покоя». Авва Павел сказал ему в ответ: «Довольно с нас и ночного безмолвия, если только ум наш будет бодрствовать». ОБ АВВЕ ПАВЛЕ ВЕЛИКОМ • Авва Павел Великий, галатянин, говорил: «Если монах имеет некоторые удобства в своей келье и выходит из кельи с заботой, то подвергается посмеянию от демонов. Я сам терпел это искушение». 2. Авва Павел говорил еще: «Я погряз по самую шею в тину и плачу перед Богом, взывая: “Помилуй меня!”» 3. Рассказывали об авве Павле, что он провел всю Четыредесятницу с малой мерой чечевицы и кружкой воды и был в затворе до самого Праздника, сплетая и расплетая одну и ту же корзинку. ОБ АВВЕ ПАВЛЕ ПРОСТОМ • Блаженный авва Павел Простый, ученик святого Антония, рассказывал отцам о следующем событии: «Однажды пришел он в монастырь для посещения и ради пользы братий; после обыкновенных взаимных приветствий они пошли в святую Божию церковь для совершения обычной службы. Блаженный Павел внимательно смотрел на каждого входящего в церковь, кто с каким расположением души приходил к службе.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

монах Павел Эвергетинос О том что созерцание приводит ум в исступление и заставляет забыть о всем земном, и что благодать Духа становится для совершенных всем: и пищей, и питием, и одеждой, почему некоторые святые, живя как бы выше законов природы, либо не пользовались ими совсем, либо лишь в самой незначительной степени, ибо их питала благодать Из Отечника Как рассказывали про авву Иоанна Колова, однажды он вил веревку из двух мотков, но потом стал вить только из одного и не заметил этого, пока веревка не дошла до стены – настолько его ум был погружен в созерцание. Брат пришел, чтобы забрать корзины, которые сплел авва Иоанн. Тот вышел к нему и спросил: – Ты зачем пришел, брат? – За корзинами, авва. Старец вернулся в келью за своим рукодельем, но забылся и сел шить. Брат опять постучался, и когда авва вышел, сказал: – Принеси корзины, авва. Старец вернулся в келью и опять сел шить. Брат снова постучался. Авва вышел и спросил: – Ты зачем пришел, брат? – За корзинами, авва. – Иоанн взял его за руку, ввел в келью и сказал: – Если тебе нужны корзины, забирай их и иди – у меня нет времени думать об этом. Как-то к нему пришел погонщик верблюдов забрать заказанную работу и идти дальше. Авва вошел в келью, чтобы вынести ему веревки, но, взяв их в руки, забыл о погонщике, потому что его разум был неразлучен с Богом. Обеспокоенный погонщик верблюдов опять постучался в дверь. Авва снова пошел за веревкой и опять забылся. Когда погонщик постучался в третий раз, то авва вернулся к себя, бормоча под нос: – Веревка-верблюд, веревка-верблюд. Авва Авраам рассказывал об отце, который был писцом. Однажды к нему пришел брат и попросил переписать книгу, которую принес. А старец был погружен в созерцание и потому писал, пропуская строчки и не ставя знаки препинания. Брат получил книгу, стал расставлять знаки препинания и заметил, что некоторые слова пропущены. Он сказал старцу: – Ты, наверное, пропускал строчки, авва? – Иди, – ответил старец, – и сначала исполни то, что написано в книге, потом приходи, и я тебе допишу остальное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Нам приходило на мысль оставить мужей и вступить в чин девственниц, и мы сильно умоляли о том своих мужей, но они не согласились отпустить нас. Не успевши, таким образом, в сем намерении своем, мы положили завет между собою и Богом – до самой смерти не произносить устами своими никакого мирского слова. Услышав сие, авва Макарий сказал: поистине – несть дева или замужняя, монах или мирянин, ибо Бог ищет сердечного расположения и всем подает Святого Духа. 11. Авва Пимен говорил, что авва Антоний сказал об авве Памво: тем, что боялся Бога, он сделал то, что Дух Святой обитал в нем. 12. Авва Пимен сказал: многие из отцов наших были крепки в подвижничестве, но в тонкости рассуждения – один-один. 13. Авва Пимен говорил: три телесных подвига видели мы в авве Памво: неядение до вечера ежедневно, молчание и рукоделие. 14. Рассказывали об авве Пимене: когда сидели у него какие-либо старцы и, рассуждая о старцах, называли авву Сисоя, он говорил: оставьте авву Сисоя, ибо дела его невместительны для повествования. 15. Говорили об авве Памво: как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его ( Исх. 34:29 ), так и у аввы Памво лицо сияло, словно молния, и был он как царь, сидящий на престоле своем. Таковы же были и авва Силуан, и авва Сисой. 16. Когда авва Роман приближался к кончине, собрались к нему ученики его и спрашивали его: как должны мы управляться? Старец ответил: я не помню, чтоб сказал кому-нибудь из вас сделать что-либо, если наперед не приготовлял помысла своего не гневаться, коль не сделают, что я скажу сделать. Таким образом, все время наше мы прожили в мире. 17. Когда авва Сисой жил на горе аввы Антония, прислуживатель его замедлил прийти к нему, и около десяти месяцев авва не видел человека. Ходя по горе, встретил он фаранита, охотившегося за дикими зверями. Старец спросил его: откуда ты пришел и сколько времени ты здесь? Он ответил: истинно, авва, одиннадцать месяцев, как я здесь, и не видел ни одного человека, кроме тебя. Услышав сие, старец вошел в келлию свою и бил себя, говоря: вот Сисой! Ты думал, что сделал что-нибудь, а еще не сделал и того, что сделал мирянин сей! 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Об авве Моисее известно, что он был пресвитером. Ему принадлежат собеседования «О цели монашеской жизни и рассудительности». Настоятелем Скитской пустыни был авва Пафнутий, ему принадлежат главы «О трех отречениях от мира». Источник. Авва Даниил был известен среди подвижников пустыни своим смирением, кротостью и чистотою сердца. За его добродетели авва Пафнутий прочил его в свои преемники, но авва Даниил, возведенный в сан священника, вскоре отошел ко Господу. Авве Даниилу принадлежит собеседование «О борьбе плоти и духа». В числе старцев, обитавших в Скитской пустыне, был и авва Серапион, настоятель десяти тысяч монахов, особенно отличавшийся даром рассуждения. Ему принадлежит повествование «О восьми главных страстях», в котором он наставляет монахов, как бороться с чревоугодием, блудом, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью. Авва Феодор, ученик Пахомия Великого , проживал в келье между Нитриею и Скитом, в пяти милях от нитрийских монастырей. Своей жизнью он показал, что монах может приобрести знание Священного Писания не только изучением его, но и молитвой и чистотою сердца. Авве Феодору принадлежит собеседование «О убиении святых», в котором раскрывается понимание добра и зла. Авве Серену принадлежит собеседование «О непостоянстве души», «О злых духах» и «О начальствах и властях». Источник. Авва Исаак в своем собеседовании поведал о различных видах молитвы. Преподобные отцы авва Херемон, авва Несторой и авва Иосиф подвизались в Фиваиде, обширной равнине в Верхнем Египте. Иноки, пребывая в постоянной молитве, питались трудами своих рук: изготовляли из финиковых ветвей корзины, плели веревки и, где было возможно, разводили сады и огороды. Авва Херемон был самым старшим, ему было около ста лет. Он поучал, что наставление никогда не будет действительно, если наставник не вкоренит оного в сердце наставляемого собственным примером. Он оставил собеседования, в которых поведал об исправлении пороков, о восхождении на высоту любви, об очищении души, о видах совершенства, о чистоте и целомудрии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Авва Несторой был мужем знаменитым и с высшим знанием. Он оставил собеседования, в которых поведал о различных видах знания, о приобретении истинного знания, о пути к созерцанию, о постоянном пребывании в избранном звании, о многоразличном разумении Священного Писания. Авва Иосиф происходил из знатного рода, был мужем ученым, изучившим не только египетскую, но и греческую риторику. Он оставил собеседования, в которых поведал о любви, о верной и неверной дружбе. Преподобные отцы авва Пиаммон, авва Иоанн, авва Пинуфий, авва Феона и авва Авраам подвизались в Нижнем Египте, в так называемой Дельте. Авва Пиаммон был пресвитером и отличался смирением и кротостью. Он обладал чудным даром утешения, вместе с тем ему была дана от Бога благодать исцелений. Он оставил собеседования, в которых поведал о новоначальном монашестве, о различии монашеского жительства, о совершенстве терпения и о зависти. Авва Иоанн своим словом и смирением превосходил многих совершенных мужей. Он оставил собеседования, в которых поведал о пустынножительстве, о пользе общежительства и о плодах таких жительств. Об авве Пинуфии известно, что он был пресвитером и управлял большой киновиею 19 недалеко от египетского города Панефиса. Он оставил собеседования, в которых поведал о покаянии и очищении от грехов. Авва Феона оставил собеседования «О ночных искушениях», «О желании добра и делании зла». Авва Авраам был прозван «дитятею» – за простоту и невинность своего нрава. Ему принадлежит собеседование об умерщвлении страстей. Преподобный Исидор Пелусиот Преподобный Исидор родился в конце IV века в Александрии от богатых и знатных родителей и получил блестящее образование в светских науках. Желая посвятить себя служению Богу, он оставил родительский дом и удалился в северные пределы Нижнего Египта, где принял иночество. Преподобный Исидор поселился на горе близ города Пелусии и с ревностью предался подвигам иноческой жизни. Узнав о проповедях святителя Иоанна Златоуста , преподобный Исидор отправился в Константинополь, чтобы слушать наставления великого пастыря. То, что видел и слышал преподобный Исидор у святителя Иоанна, произвело на него глубокое впечатление и сделалось для него на всю последующую жизнь предметом внимательного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Духовный отец стяжает венец, Ведя ко Христу словесных овец. Он бдит день и ночь, стараясь помочь, Чтоб крест пронесли его сын и дочь! Авва – поддержи, Авва – помолись, Нам грешным подскажи Как исправить жизнь! Авва – помоги, Авва – вразуми, За всё от нас прими Поклон до земли…» Авва, Аба (арам. /ab/, греч. ββ) – арамейско-сирийское слово, обозначающее «отец». Авва – древнее наименование настоятеля православного монастыря – игумена, архимандрита, получившее распространение с IV века. Авва – церковно-литературное наименование старцев-подвижников. Впервые как форма уважительного обращения к монашествующим встречается в трудах преподобного Ефрема Сирина. В наше время в Сирийской, Коптской, Эфиопской Церквах этим словом обращаются к священнослужителям, монахам, архиереям. Пожалуй, именно Авва Илиодор стал самым известным и любимым среди всех дьяконов Церковной истории после святого апостола – первомученика Архидиакона Стефана и святого архидиакона Лаврентия. О нашем отце Илиодоре написаны песни, но мало кому известно, что и сам он является автором очень популярных песен… Никогда не искал славы, будучи очень одарённым от рождения, был движим Любовью… И Божественные дары ему данные не сокрыл, а, преумножив, вернул Отцу Небесному во сто крат. Все свои силы, знания, умения, таланты, веру авва Илиодор положил на восстановление Оптиной пустыни и множества других святынь. Одна из его чад упоминает об участии в восстановлении тридцати трёх храмов. Но все усилия священнослужителя были направлены на то, чтобы пробудить ВЕРУ в людях. Монах чётко понимал забытое современниками выражение – «Вера не в бревнах, а в ребрах». Схимонах Амвросий (Баласян) отмечает: «Авва Илиодор – идеал, образец христианина XX-XXI века. Учитель высоконравственной жизни, отдавал себя всецело… Самоотдача его была не сто, а тысяча процентов. Авва почти не спал, не желая пропускать возможности, когда еще мог бы послужить Господу и Его народу…». Оптина во все времена была духовным оазисом, в котором, повторяясь, расцветали благодатные дары первых веков монашества. Вот что пишет в своей книге «Оптина пустынь: Исторический очерк и личные воспоминания. С приложением писем к Оптинским старцам» церковный деятель и духовный писатель иеросхимонах Сергий (в миру Сергей Иванович Четвериков; 1867-1947): «Оптина пустынь в XIX веке стала символом нового типа святости, возникшего в России и получившего название " старчества " . В связи с этим обитель стала центром притяжения русских писателей, художников, философов и ученых широкого круга, среди которых были даже математики и астрономы, а также тысяч паломников со всей России».

http://pravoslavie.ru/142857.html

Иоанн авва Раифский и Илия Критский утверждают, что преподобный Иоанн Лествичник говорит об авве Льве, о котором Иоанн Мосх (в 3 гл. «Луга Духовного») рассказывает следующее: «В царствование императора Тиверия (около 586 года) пришли мы в Оазис, где видели великого по благочестию пустынножителя, родом Каппадокиянина, именем Льва. Многие много удивительного рассказывали нам о нем. Из собеседования с ним мы увидели, что он поистине муж святой, и много получили пользы от его смирения, безмолвия, нестяжательности и любви ко всем человекам. Сей достопочтенный старец говорил нам: «Поверьте, дети, я буду царствовать». А мы говорили ему: «Поверь, авва Лев, из Каппадокии никто никогда не царствовал; потому напрасно ты питаешь такие мысли». Он опять говорил: «Истинно, дети, буду царствовать». И никто не мог убедить его отказаться от этой мысли. Он говорил опять: «Буду царствовать». Спустя несколько времени пришли варвары (Мазики), опустошили всю эту страну, вторгнулись и в Оазис и убили многих пустынножителей, а других отвели в плен; в числе сих пленников были: авва Иоанн (из чтецов великой Константинопольской церкви), авва Евстафий из Рима, и авва Феодор, которые были немощны. Когда их пленили, авва Иоанн сказал варварам: «Ведите меня в город: я упрошу епископа дать вам за нас 24 златницы». Один из варваров повел его в город, где авва Иоанн пошел к епископу. В городе нашлись и авва Лев и некоторые другие отцы, потому что они не были задержаны. Итак, авва Иоанн пришел к епископу и начал просить его дать за них златницы варвару. Но у епископа не было более восьми златниц. Отдавали их варвару, но он не взял, говоря: дайте мне или 24 златницы, или монаха. Принуждены были отдать варвару авву Иоанна плачущего и рыдающего. Варвар отвел его в свои шатры. Чрез три дня авва Лев, взяв восемь златниц, пошел в пустыню к варварам и упрашивал их так: «Возьмите меня и восемь златниц, а их отпустите, потому что они немощны и не могут служить вам; вы убьете же их, а я здоров и буду служить вам». Варвары взяли его и восемь златниц и отпустили трех пленников. Авва Лев шел с варварами до некоторого места, и когда он изнемог, они отрубили ему голову». Таким образом сей святой муж исполнил слово Господне: «больши сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Авва Пимен. (2, с. 54.) Будем избегать вольности в речах, чтобы зной их не сожег плоды трудов наших. Авва Моисей. (2, с. 70.) Когда отвергнем всякий и мысленный произвольный грех, тогда только начнем настоящую брань и с прилогами занимающих нас страстей. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 532.) Что стыдишься делать пред людьми, о том стыдись помышлять тайно (в сердце). Преподобный Исаия. (1, с. 343.) Если мы гонимся за спокойствием, то оно бежит от нас; если же мы бежим от него, то оно гонится за нами. Авва Пимен. (2, с. 57.) Душа, подвизающаяся Богу, должна или с верою учиться тому, чего не знает, или ясно учить тому, что знает. Если не хочет исполнять ни того, ни другого, то она страдает безумием; ибо начало богоотступничества есть пресыщение учением, омерзение словом, – тем, чего жаждет душа боголюбца. Авва Палладий. (2, с. 58.) Ведение каждого настолько бывает истинным, насколько подтверждает его кротость, смиренномудрие и любовь. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 546.) Если взыщем Господа, Он явится нам. А если будем удерживать Его, то пребудет с нами. Авва Арсений. (2, с. 66.) Совершив добродетель, помяни Сказавшего: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15: 5). Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 524.) Поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом. Авва Иперехий. (2, с. 59.) Поношение человеческое причиняет скорбь сердцу, но бывает причиною чистоты для того, кто его переносит. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 524.) Сила Божия не может обитать в человеке, преданном страстям. Авва Пимен. (2, с. 56.) Как вода и огонь не сходятся по противоположности, так противны друг другу самооправдание и смирение. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 531.) Кто во время искушения обретает чувство благодарности, тот отгоняет от себя находящие на него помыслы; и, когда ты не думаешь, что труд твой угоден Богу то сим приобретаешь помощь Божию, охраняющую тебя. Авва Даниил. (2, с. 67.) С того времени как имя Божие наречено на мне, ложь не исходила из уст моих. Авва Анувий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Крест ...Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста? (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 228). ...Если ум захочет взойти на крест, прежде нежели уврачует немощь чувств своих, то привлекает на себя гнев Божий... (прп. авва Исаия , 59, 63). ...Крест Иисусов есть укрощение всех страстей, до совершенного их истребления (прп. авва Исаия , 59, 100). Ношение креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста (прп. авва Исаия , 59, 127). Крест есть знамение будущего бессмертия (прп. авва Исаия , 89, 338). Источник. ...С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание... (свт. Афанасий Великий , 1, 126). Источник. ...Крестом стали явны для всех дела боговедения (свт. Афанасий Великий , 1, 126). Источник. Для чего Крестом совершено Домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть, или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной, и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части (свт. Василий Великий , 6, 298). Назнаменуем животворящий крест и на дверях, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных, Сие-то оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; но спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку, украшай все члены свои животворящим крестом... (прп. Ефрем Сирин , 31, 356–357).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Гнев ...Если не будете удерживаться от гнева, то потеряете всю надежду спасения (св. Ерм , 93, 186–187). ...С корнем исторгайте из сердец ваших томящие вас злые помышления, какие имеете друг на друга, чтобы таким образом пресекать всякий зародыш недружелюбия, корень которого – ненависть и зависть (прп. Антоний Великий , 88, 53). На согрешающих не должно гневаться, хотя бы совершаемые ими проступки были достойны наказания. Виновных, ради самой правды, должно обращать (на путь истинный) и наказывать, если потребуется, или самим, или через других, а гневаться на них или серчать не следует, потому что гнев действует только по страсти, а не по суду и правде (при. Антоний Великий , 88, 75). Источник. Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя – и будешь радоваться во все дни жизни твоей (прп. Антоний Великий , 88, 113). Источник. Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству; без гнева человек не может иметь чистоты, т. е. если не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага... Этот гнев превратился в нас в такое состояние, что мы воспламеняемся им на ближних своих за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи (прп. авва Исаия , 59, 11). Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и когда почитаем себя мудрыми (прп. авва Исаия , 59, 51). вкусил за нас оцет, чтобы мы погасили в себе гнев и всякое смущение суетное (прп. авва Исаия , 59, 73). Если будет тебе нужно (обличить) брата, и видишь себя в гневе и нестроении, то отнюдь ничего не говори ему, чтоб не прийти в большее расстройство (прп. авва Исаия , 88, 430). Источник. Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что должен ты решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготерпением, или чрез гнев передаться на сторону противника (свт. Василий Великий , 8, 140). ...Если остаешься негневным, то приводишь в стыд обидчика, показав целомудрие на самом деле (свт. Василий Великий , 8, 148). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010