II. Святитель Димитрий, митрополит ростовский, сравнивал клеветников то с собакою, которая лает на всех проходящих без разбора, на добрых и злых, – то с малом змииным, которое делает человеку маленькую, чуть заметную рану, а между тем столько вливает яду в тело его, что заражает всю кровь, – то с огнем адским. Как для огня адского служат грешники: так для языка, привыкшего к пересудам, грехи человеческие, – разность между ними только та, что огонь адский жжет и мучит одних грешников с их грехами, а язык, привыкший к пересудам, жжет и мучит без разбора не только грешников, но и самых праведников 210 . (Соч. св. Двмитрия ч. 2, в неделю о мытаре и фарисее). ж) Не смущайся поношением. Поношение служит омовением душевных страстей, – в этом пусть убедит тебя сама простонародная поговорка. Ибо мирские люди, когда лично осыпают кого бесчестиями, хвалясь тем перед другими, говорят: «помыл я такого-то». И это совершенная правда. (Из «Леств.» св. Иоанна, игумена синайск. горы). 4. Сквернословие а) Нужно избегать сквернословя 211 . «Нам всячески нужно воздерживаться от сквернословия, и если в присутствии нашем другие будут предаваться гнусным беседам, то нужно заграждать уста их, показывая им строгий вид, отворачивая от них лице свое, или обращаясь в ним с насмешкою, а не то и с строгою речью. Исходящее из уст (сказал Господь) из сердца исходит: сие сквернит человека ( Mamф. XV. 18 ). Сквернословие обнаруживает в говорящем человека пошлого, грубого, необразованного и наглого; но отнюдь не показывает человека скромного, честного и целомудренного. Божественный Педагог (Воспитатель) предотвращает своих питомцев от слушания гнусных бесед, равно как и от созерцания гнусных картин, и окружает их целомудренными речами, как бы некоторыми оградами слуха, чтобы до их уха не дошло ничего оскорбительного, и чтобы любодейное слово не повело к повреждению и падению души, а глаза направляет к созерцанию честного и доброго, указывая на то, что лучше поскользнуться и пасть ногами, нежели глазами. Восставая против этого сквернословия, апостол говорит: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе ( Eфec. IV. 29 ). И еще: блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие, и пустословие и смехотворство 212 , не приличны вам, а напротив благодаренье (Еф, V. 3 – 4). Если, по слову евангелия, кто скажет брату своему: рака, подлежит синедриону, а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной ( Mamф. V. 22 ), то, что мы скажем о том, кто постоянно говорит глупости? Не о нем ли написано: за всякое слово праздное, какое скажет человек, даст он ответ Господу в день суда; ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». ( Mamф. XII. 36 – 37 ). (Из соч. Климента александрийкого «Педагог», кн. II гл. 6. См. Воскр. кн. чт. 1880 г. 33, стр. 355–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ΙΙΙ Я перехожу к своему второму высказыванию: Мы являемся людьми и как таковые не можем говорить о Боге. Задумаемся о слове величайшего из пророков: О Господи, Господи, я не гожусь для того, чтобы проповедовать ( Иер.1:6 )! И он оставляет это в своих речах даже после 23 лет проповеднической деятельности (ср.: Иер.25:3 ) конечно же не как свидетельство своего развития, но как заголовок надо всем тем, что он сказал после этого: я не могу этого сказать. А ведь Иеремию Сам Бог освятил и призвал на служение. Мы не хотим касаться вопроса, так ли легко самому воспринять церковное служение, не будучи призванным на то Богом, одно отождествить с другим; так ясны, однако, были размышления Лютера, с помощью которых он это обосновал 210 . Допустим, что вместе с нашей должностью мы получили также и разумение, то есть божественное призвание и необходимые к тому средства, но все остается по-прежнему: как люди мы не можем говорить о Боге, Сколь необычно мнение о нас других людей, общины – они смогли взвалить на нас это бремя говорить им о том, о чем мы сами способны говорить лишь по необходимости, ради того, чтобы это любой ценой прозвучало, они поставили нас, как это делает университет, говорить о том, о чем обычно никто не может и не смеет говорить. Мы тоже люди, и касательно того, что они от нас ожидают и к чему мы сами должны стремиться как богословы, мы можем не больше, чем они сами. Мы не можем говорить о Боге. Ведь говорить о Боге означает, если отнестись к этому со всей серьезностью, говорить на основании Откровения и веры. Говорить о Боге – означает говорить Слово Божие, то Слово, которое может исходить только от Него, Слово, что Бог становится человеком. Мы можем произнести эти четыре слова, но это еще не означает, что мы тем самым сказали Слово Божие, то слово, в котором заключена истина. Сказать это Слово, слово о том, что Бог становится человеком, однако сказать как Божие слово, ибо оно и в самом деле есть слово Божие, в этом должна состоять наша богословская задача. Эго слово было бы ответом на обращенный к нам вопрос испуганной совести, ответом на вопрос человека о спасении его человечности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

       Best E. A Commentary on the First and Second Epistles to the Thessalonians. Р. 209.        Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.        И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли.        Послушайте Меня, народ Мой, и племя Моё, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдёт закон, и суд Мой поставлю во свет для народов.        Богословский-Платонов И., прот. Изъяснение пророчества Исаии об избранном Отроке Иего­вы (Ис. 42, 1–9)//ПрибТСО. 1850. 9. С. 410–411, 413.        Пётр ( Екатериновский ) , еп. Объяснение книги святого пророка Исаии в русском переводе, извлечённое из разных толковников. Т. 2. М., 1887. С. 48.        Lenski R. C. H. The Interpretation of St. Paul " s Epistles. Р. 344.        Hendriksen W. Exposition of I and II Thessalonians. Р. 124.        Elias J. W. 1 and 2 Thessalonians. Scottsdale (AZ), 1995. (Believers Church Bible Commentary). P. 206.        Ефрем Сирин, прп. Творения. С. 238–239.        Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к Солунянам. С. 237.        Best E. A Commentary on the First and Second Epistles to the Thessalonians. Р. 210.        Frame J. E. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of St. Paul to the Thessalonians. Р. 185.        Blight R. C. An Exegetical Summary of 1 and 2 Thessalonians. Р. 145.        Lenski R. C. H. The Interpretation of St. Paul " s Epistles. Р. 344.        Beale G. K. 1–2 Thessalonians. Downers Grove (IL), 2003. (The IVP New Testament Commentary Series). Р. 146–147.        Итак, кто во Христе, ( тот ) новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое.        Lenski R. C. H. The Interpretation of St. Paul " s Epistles. Р. 345.

http://bogoslov.ru/article/6173995

Аарон, желая отклонить их от этого, сказал им принести к нему все золотые серьги, какие были у них. Израильтяне не пожалели их и принесли. Тогда он сделал из серег литого золотого тельца 210 . Увидев тельца, израильтяне сказали: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» На другой день принесли жертвы пред тельцом, стали пировать, играть, петь и плясать вокруг него 211 . В это самое время Господь, вручив скрижали Моисею, сказал: «Народ твой сделал себе тельца, назвал его богом и поклонился ему. Я истреблю его и произведу от тебя многочисленный народ». Но Моисей умолил Бога не истреблять народ. Сойдя с горы и увидев тельца и пляски, Моисей воспламенился гневом, бросил скрижали и разбил их 212 ; взял тельца, сжег в огне, стер в пыль, рассыпал по воде потока и напоил ею израильтян. Главные виновники идолопоклонства были истреблены мечом сынов Левииных или поражены смертью от самого Бога (погибло около 3 000 виновных). На другой день Моисей опять взошел на гору, молился Богу там во второй раз сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил и так умолял Бога за израильтян: «Господи! прости грех им; а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей» 213 . Господь повелел Моисею вести израильтян в обетованную землю, но при этом объявил, что пошлет пред ними Ангела своего, а Сам не пойдет среди них 214 . Когда Моисей сошел с горы и передал народу это грозное слово Господа, народ зарыдал, снял с себя украшения свои и стал каяться в своем грехе. При этом Моисей возобновил свою молитву. Господь помиловал народ и объявил, что Сам пойдет пред ним. Ободренный этой милостью Божией, Моисей осмелился попросить Бога показать ему славу Свою. Господь сказал ему: «Лица Моего не можно тебе видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Ты увидишь Меня сзади (то есть явный след Моего присутствия), но лицо Мое (существо Мое) не будет видимо тебе». Потом Бог велел Моисею вытесать новые две каменные скрижали и с ними снова взойти на гору. Скиния в длину имела 30 локтей, в ширину – 10 локтей и в высоту – 10 локтей 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Аналогичное утверждает и другой современный востоковед А. В. Журавский: «Каждый айат, посвящённый Ему или Его Матери, исполнен исключительного почитания» 209 . Также исследователь пишет, что Мухаммед «несомненно, твердо проводил различия между той ролью, которая, по его представлениям, была отведена в Священной истории Марии и Иисусу, и тем, о чём спорили и разногласили многочисленные в ту эпоху в Аравии христианские общины 210 . Сравнивая сходство и различие православного и исламского вероучений об Иисусе Христе, важно отметить следующее. Исламское учение согласно с православием в том, что Иисус Христос рождён от Девы Марии: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого… все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:18,22–23 ). Общее есть и в том, что личность Марии, как в исламе, так и в христианстве особо почитается (См. также Лк. 1:42–45 ). Ещё одно сходство в том, что в обеих религиях Благовещение происходит через архангела Гавриила: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария ( Лк. 1:26–27 ). Кроме того, как в православном, так и в исламском учении Пресвятая Богородица недоумевает и удивляется Благой вести архангела Гавриила: Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1:29,34 ). Теперь обозначим отличия двух вероучений и их причины. В Коране согласия Девы Марии никто не спрашивает, и ангел является к Ней, чтобы сообщить предопределение и повеление Аллаха: « Аллах творит, что желает . Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: „Будь!“ – и оно бывает» (Коран 3:47). А в евангельском повествовании воплощение Господа произошло только после того, как Дева Мария добровольно приняла волю Божию о Ней: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк. 1:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Без терпения нет возможности улучить спасения, ибо там нет спасения, где нет борьбы со связанными с ней прискорбностями, которые выдержать способно одно только терпение. Ведь сущность терпения, исходя из названия, заключается в способности выдерживать различные виды противностей, перенося их стойко и безропотно. По определению святых, «терпение – это добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания» 210 и «терпеливым должен называться только тот, кто без ропота переносит все наносимые ему оскорбления». 211 Терпеливый весьма ублажается Писанием ( Иак. 1:12 ), но при условии, если он, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу ( 1Петр. 2:19–20 ). Следовательно, не всякое терпение доставляет спасение, а лишь то, основанием которого является добромыслие и доброделание, или иначе, верность «тому внутреннему строю, который созидается в сердце под действием веры, примиряющей душу с Богом и дающей ей ощутить воссоединение с Богом, Которого она всегда жаждет и ищет». 212 Результатом такого терпения является опытное познание того, что жизнь по вере, не смотря на сопутствующие ей внешние скорби, доставляет блаженство духовное согласно обетованию Божию ( Мф. 5:11 ) и не в будущем только веке, а уже здесь, во время самой претерпеваемой скорби. А это, в свою очередь, дает несомненную надежду и на блага будущие из-за ощущения той любви, которая излилась в сердца наши Духом Святым ( Рим. 5:4–5 ). В этом и состоит основание непоколебимого терпения в самых скорбных жизненных обстоятельствах, выражаемого внешне непоколебимой стойкостью, спокойствием и не только безропотностью, но и великой радостью ( Деян. 13:52 , 2Кор. 8:2 ). Таков характер имели все мученики во Христе, явленные миру св. Церковью. Все они вдохновлялись одной мыслью, которую словесно выразил св. Апостол, сказав себе и другим: «Не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» ( Евр. 10:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ Когда будешь читать, смотри, чтобы не отвлек тебя враг, нанося тебе обиду, подвергая тебя испытаниям и говоря: " Прежде сделай вот это дело " ... Это он внушает, чтобы удержать тебя от чтения и приобретения пользы. Когда диавол увидит человека, читающего с напряжением и с пользой, он нападает этими и многими иными средствами, чтобы препятствовать ему. Святитель Григорий Богослов (15, 448). Не для того дано Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертали его в сердцах наших (52, 210). Если пожелаешь с доброй мыслью и разумно читать Священное Писание, то будешь исполняться не только любви к Божественной мудрости, но и той преданности догматам, на которой основан подобный небесному образ жизни. Преподобный Исидор Пелусиот (51,422). Тот, у кого Божественное Писание (только) на устах, не может постичь таинственную и Божественную славу и силу, скрытую в нем, если не будет исполнять заповедей Божиих и не сподобится получить Утешителя, Духа истины. Который раскрыл бы перед ним слова Божественного Писания... и показал ему таинственную славу, сокровенную в них, силу и блага Божии, скрытые в них, и Вечную Жизнь, преисполненную тех благ, которые скрыты и неведомы для всех, уклоняющихся от заповедей Божиих. И достойно сокрыты, ибо они предали все чувства мирской суете, пристрастились к обманчивым благам настоящей жизни и омрачились умом и потому не могут вознестись ввысь, чтобы помышлять о духовной красоте неизреченных благ Божиих. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 447). Писание пророческое и апостольское имеет в себе некую особую силу, так что читающие и познающие его со вниманием чувствуют на себе его духовное воздействие. И получают поощрение к благочестию, к презрению мира и к желанию небесных благ, живое утешение в печалях и скорбях, обращаются к истинному покаянию. " Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные " (Евр. 4, 12)... Читаем в истории церковной, что многие язычники, читая Священное Писание, обратились к истинному Богу, и приняли веру Христову, и сделались достойными христианами, о чем свидетельствует и обращение всех народов. Это происходит от силы и действия духовного, сокровенного в Священном Писании. Ибо оно дано нам от Бога ради спасения нашего: " Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его " (Ин. 20, 31) (104, 1789).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Божественные Д. Христа являются религ. основанием совершенства человека: заповедуя высший нравственный идеал кротости, смирения и любви, Христос в Самом Себе полагает основание для его достижения. Он Сам свидетельствует о Себе, что «показал» от Отца много добрых (καλ - красивых, благородных, славных, превосходных) дел (Ин 10. 32). Совершенство божественных Д. Христа, Нового Адама, Его мудрость, мужество, смирение, терпение, кротость, милосердие , великодушие, прощение, воздержание, верность, упование, щедрость, любовь есть призыв к совершенству для находящегося во мраке заблуждений и в узах порока ветхого человека. В терпении Христос превзошел прав. Иова, в воздержании - прор. Моисея, в мужестве - прор. Давида. Великодушие, кротость, долготерпение и человеколюбие Христа проявились в подвиге Его вольного кеносиса : «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр 2. 22-23). Кротость и смирение Христа ни в чем не были побеждены Его мучителями - «в этом и заключается Его победа над Его врагами, и в этом оказался побежден князь мира сего» ( Булгаков С. Н. , прот. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. Орел, 1998. С. 210). Победа Христа над смертью неизмеримо превосходит любое человеческое представление о Д. Однако не только Д. мужества Христа («...мужайтесь: Я победил мир» - Ин 16. 33), но и принципиально любая Его Д. в качестве воплощенного в Нем абсолютного и высшего нравственного начала может быть интерпретирована как победа. Победа Д. состоит в том, что «уже через Первое пришествие человеческая история мыслится преодоленной («...Я победил мир»)... принципиально вступившей в «последние времена»...» ( Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 118). В отличие от античной этики, являющейся в первую очередь этикой справедливости, учение Евангелия определяется как любовь к Богу и ближнему (Мф 22. 37-39; Мк 12. 30-31; Лк 10. 27); «заповедь новую даю вам,- говорит Господь,- да любите друг друга» (Ин 13.

http://pravenc.ru/text/178658.html

Быт. 14 :9. На Ходоллогомора, царя Еламскаго, и Фаргала, царя народов 202 , и Амарфала, царя Сеннаарскаго, и Ариоха, царя Елласарскаго; четыре царя — на пять. Быт. 14 :10. А в Соляной долине были смоляные колодцы 203 . И побегли царь Содомский и царь Гоморрский и упали в них. А остальные убежали в горы (и ограбили их) 204 . Быт. 14 :11. (Победители) 205 взяли всю конницу Содомскую и Гоморрскую, и всю пищу их, и ушли. Быт. 14 :12. Взяли также и Лота, сына брата Аврамова, и имущество его, и удалились, — ибо он жил в Содоме. Быт. 14 :13. И пришел один из уцелевших, возвестил Авраму пришельцу, который жил у дуба Мамврия 206 Аморрея, брата Есхола и брата Авнана, которые были союзниками Аврама. Быт. 14 :14. Аврам, услышав, что взят в плен Лот, сын брата 207 его, собрал счетом домочадцев своих, числом триста восемнадцать, и погнался вслед их вплоть до Дана. Быт. 14 :15. И напал на них ночью сам и отроки его (с ним) 208 , и поразил их, и преследовал их вплоть до Ховала, который находится слева от Дамаска. Быт. 14 :16. И возвратил всю конницу Содомскую и Лота, сына брата 209 своего, возвратил, и все имущество его, и женщин, и народ. Быт. 14 :17. И вышел царь Содомский на встречу ему, когда он возвращался с поражения Ходоллогомора и царей, бывших с ним, в долину Савину, это было поле царское. Быт. 14 :18. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлебы и вино. Он был священником Бога Вышняго. Быт. 14 :19. И благословил он Аврама, и сказал: «благословен Аврам Богом Вышним, Который создал небо и землю. Быт. 14 :20. И благословен Бог Вышний, Который предал врагов твоих в руки твои». И дал ему Аврам 210 десятину от всего 211 . Быт. 14 :21. Царь же Содомский сказал Авраму: «отдай мне мужчин, а коней возьми себе». Быт. 14 :22. И сказал Аврам царю Содомскому: поднимаю 212 руку мою к Господу Богу Вышнему, Который сотворил небо и землю, Быт. 14 :23. Что от нитки до ремня сапожного не возьму ничего твоего, чтобы ты не сказал: «Я обогатил Аврама», Быт. 14 :24. Кроме того, что поели отроки, и кроме доли мужей, которые ходили со мною; (только) Эсхол, Авнан, Маврий 213 пусть возьмут (свои) 214 части.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В Его учении загробное существование усвояется только божественной жизни, которая по самому существу своему есть жизнь вечная, непреходящая, недоступная смерти. Человек может быть бессмертным лишь в том смысле, что он принимает в себя божественную жизнь, которая не увидит смерти вовек: ею человек и может жить по смерти. Посему, чтобы воскреснуть, человек до смерти должен иметь в себе жизнь вечную. „Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, – и Я воскрешу его в последний день“ ( Ин.6:40 ср. 54). Христос есть воскресение и жизнь (γ εμι νστασις κα ζω Ин.11:25 ), т. е. Он есть воскресение, потому что Он есть жизнь. Он воскресит нас потому, что даёт нам вечную жизнь, которая не погибнет вовек ( Ин.8:51,10:28,11:26 ). Однако загробная жизнь по учению Христа не есть собственно бессмертие, а воскресение, – и воскресение не для земной жизни, а для жизни небесной, ангелоподобной. Он не говорил Своим ученикам: вы бессмертны, потому не умрёте, – или: вы воскреснете, хотя умрёте 1346 . Он говорил: вы должны умереть, чтобы воскреснуть. Человек необходимо умрёт и его смерть есть необходимое условие воскресения. Но что он необходимо умрёт, этого мало для его воскресения: он должен свободно умереть. Христос при- —210— зывает Своих учеников к смерти. „Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её... Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её ( Мф.10:9,14:24 пар.). Если пшеничное зерно падши в землю не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную“ ( Ин.12:24,25 ). Смерть, к которой Христос призывает Своих учеников, есть во всяком случае смерть физическая, однако прежде всего это есть душевно-личное самоотречение: Христос призывает нас к самоотречению до смерти, к полному самоотречению, действительность которого делает уже невозможным возобновление земной, плотской жизни в полноте её душевно-личных интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010