У тебя нет предлога к нерадению, потому что Святой Бог дал тебе все: рассудок, разумление и духовное ведение. Уразумевай полезное ( 25, 315 ). От чего бывает нерадение? Пока душа мечтает о земном, различные пожелания мира сего и суетные удовольствия, предстающие душе в помыслах, расслабляют ее силы ( 25, 587 ). Кто нерадив во время жатвы, у того не будет обилия в доме. И кто теперь небрежен, тот во время воздаяния останется без утешения ( 26, 113 ). В нерадивом лукавый приводит в действие всякого рода плотские похоти, а он не в состоянии заметить этого, потому что похоть помрачила ум его ( 26, 210 ). Следствием малого нерадения бывают великие и неисцелимые раны ( 26, 616 ). Нерадение для подвижников бывает причиной многих зол, мало-помалу отвлекая от духовной жизни, охлаждая горячность веры и приучая служить удовольствиям, как господам, потому что не позволяет помнить о будущих воздаяниях по исшествии из этой жизни ( 27, 113 ). В душе, если она небрежет о добродетели, легко расхищаются добрые качества ( 27, 251 ). Нерадением увеличивается безбоязненность, следствием того и другого бывает навык. А привыкшие к худому с трудом оставляют его, потому что за этим всегда следует повреждение духовного плода. Преподобный Ефрем Сирин ( 30, 467 ), Много бывает вреда, если предаешься нерадению, хотя бы по видимости ты был испытан в самом таинстве благодати. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 117 ). Не дадим места в сердцах наших нерадению, чтобы зависть (врагов) не отлучила нас от Бога ( 34, 53 ). Избегай нерадения, чтобы не подвергнуться печали во время Воскресения праведных. Преподобный авва Исаия ( 34, 91 ). Бог не будет снисходительно переносить нерадение тех, о которых Он Сам столько заботится ( 35, 87 ). Горе тебе, душа! К какой ты призвана чести человеколюбием Божиим и какое получишь место за свое нерадение. Горе тебе, потому что Он привлек тебя в духовный чертог, а ты отвергаешь эту славу ( 35, 276 ). В борьбе с лукавым никогда нельзя ни сложить оружия, ни предаться сну тому, кто не желает быть раненным. Необходимо избрать одно из двух: или, сняв оружие, пасть и погибнуть, или всегда вооруженным стоять и бодрствовать. Враг всегда стоит со своим ополчением, наблюдая за нашей беспечностью, и гораздо более заботится о нашей гибели, чем мы о своем спасении. Для тех, кто всегда бодрствует, особенно трудной борьбу с ним делает то, что он невидим и нападает внезапно ( 35, 483 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

МУЖЕСТВО (См. также ИСКУШЕНИЯ, МАЛОДУШИЕ, ОТЧАЯНИЕ, ПЕЧАЛЬ, ПРЕДАНИЕ СЕБЯ ВОЛЕ БОЖИЕЙ, СКОРБИ, ТЕРПЕНИЕ, УПОВАНИЕ НА БОГА) Будьте мужественны и вместе великодушны: Бог пребывает в человеке великодушном. Великодушный соответствен воле Божией во всякое время (Анто-; ний Великий). VI, 15. Крепость желающих стяжать добродетели заключается в еле дующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию, они должны восставать и I снова подвизаться ( авва Исаия ), VI, 201. Господь ущедряет почестями и наградами тех, которые подвизаются мужественно на крестном! поприще земной жизни, которые свергают с себя бремя преходя-; щего мира посредством терпения! скорбей и умерщвления тела ( авва Исаия ). VI, 210. Мужество состоит в том, когда человек вооружится против j прежде соделанных им грехов, молит Бога о даровании ему прощения в них, молит Бога, чтобы они не возобновлялись ни в yмej его, ни в сердце, ни в действиях ( авва Исаия ). VI, 220. Утверждай мужеством сердце твое, не предавайся унынию, говоря: как мне исполнить заповеди Господа, когда я грешник. Если ; человек оставит грехи свои и обратится к Богу, то локаяние возрождает его в новую, духовную и святую жизнь ( авва Исаия ). VI, 234. Тем, которые имеют меч в руках своих, Бог помогает во время всей жизни. Если будем храбры, то Он сотворит с нами милость ( Пимен Великий ). VI, 332. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-./Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ./[Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Греч. издания 157 . Φιλοκαλα τν ερν νηπτικν συνερανισθεσα παρ τν γων κα θεοφρων πατρων μν ν δι τς κατ τν πρ ξις κα θεωραν θικς φιλοσοφας νος καθαρεται, φωτζεται, κα τελειοται. πιμελε μν τι πλεστη διορθωθεσα νν δ πρτον τποις κδοθεσα δι δαπνης το τιμιωττου κα θεοσεβεσττου κυρου ωννου Μαυροκορδτου ες κοινν τν ρθοδξων φλειαν, αψπβ. νετησιν 1782. Παρ ντων τ Βρτολι, con Licenza de Superiori, e Privilegio. Venezia 1782. изд. [дополнено главами Каллиста Ангеликуда ]: θναι 1893. 1–2. изд. [дополнено обширным указателем]: Там же. 1957–1963. 1–5. изд. [это и след. изд. – репринты с 3-го]: Там же. 1974–1976. 1–5. Guillaumont A.//RHR. 1959. 156. 123; Bell А. А.//Christian Scholar’s Rev. 1981. 11:1. 74; Janeras V.//StMon 1961. 3. 233. Состав венецианского «Добротолюбия» (указаны страницы editionis principis и соотв. настоящей библиогр.) 1) Антоний Великий . 11–30. 4 .447 (Nota). 2) Авва Исаия . 33–37. 4 .1275. 3) Евагрий Понтийский . 41–57. 4 .801, 829. 4) Иоанн Кассиан . 61–87. 4 .1138. 5) Марк Подвижник . 91–123. 4 .1336 (Nota). 6) Исихий Иерусалимский (действит. автор – Исихий Синаит ). 127–152. 4 .1836. 7) Нил Синайский (действит. автор – вероятнее всего, Нил Анкирский ). 155–202. 4 .805, 1074. 8) Диадох Фотики йский . 205–237. 4 .1297. Иоанн Карпафийский. 241–261. 4 .1432. 10) Феодор Эдесский . 265–287. 4 .1846, 1848. 11) Максим Исповедник 291–453. 4 .1577, 1551 (Nota), 1569. 12) Авва Фалассий . 457–473. 4 .1722. 13) Иоанн Дамаскин (действит. автор – возможно, Иоанн Отшельник). 477–482. 4 .1274. 14) Авва Филимон. 485–495. 4 .1272 15) Феогност. 499–511. 6 .426. 16) Филофей Синайский. 515–525. 4 .1854 (Филофей Синайский)= 6 .1441 (Филофей Коккин). 17) Илия Экдик. 529–548. 4 .1622 ( Максим Исповедник )= 6 .203 (Илия Эвдик). 18) Феофан монах («Лествица»), 549–550. 6 .1895. 19) ПетрДамаскин. 555–695. 6 .210. 20) Макарий Египетский (в извлечениях Симеона Метафраста ; действит. автор – возможно, Симеон Месопотамский). 699–751. 4 .568.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог ( 5, 177 ). Постящегося приемлет Господь внутрь священных оград, но не допускает туда упивающегося, как скверного и чуждого святыне ( 7, 23 ). Избегай пьянства, чтобы оно более и более не отделило тебя от Бога ( 7, 28 ). Пьянство не дает места Господу, пьянство отгоняет Святого Духа ( 7, 18 ). В душу, оскверненную пьянством, не войдут пост и молитва ( 7, 23 ). Пьянство – вражда на Бога ( 7, 28 ). Пьянство – мать порока, противление добродетели; оно делает мужественного робким, целомудренного – похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие ( 7, 210 ). Пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу ( 7, 210 ). Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает страсти и сластолюбие. Святитель Василий Великий ( 7, 218 ). Не употребляй вино до упоения, чтобы не лишиться Божественной радости. Преподобный авва Исаия ( 34, 91 ). Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти диавола ( 35, 779 ). Пьянство – корень всех зол ( 36, 12 ). Пьяница – живой мертвец ( 36, 12 ). Пьянство – это падение, лишение оправдания, общий позор нашего рода ( 36, 12 ). Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание ( 36, 13 ). Пьянство происходит не от вина – и вино создано Богом... но порочная воля производит пьянство ( 36, 482 ). Пьяный бывает хуже бесноватого: все мы жалеем бесноватого, а на пьяницу негодуем и гневаемся. Почему? Потому что у того – болезнь от диавольской напасти, а у этого – от беспечности; у того – от козней врагов, у этого – от козней собственных помыслов ( 36, 483 ). Пьянство – несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства ( 36, 483 ). Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех... ( 36, 483 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Христос являет себя Царем Божьего царства через церковную иерархию. Территория царства соответствует сфере влияния Церкви и ее власти. Укрепляется небесное царство благодаря служению и росту Церкви на земле 702 . Практически то же самое сделала и организация Свидетелей Иеговы: в понимании ее членов «искать прежде царства» означает оказывать посильную поддержку «видимой организации», подчиняться ей и работать для ее расширения. Общество гордится растущим «населением» в рамках организации и недвусмысленно показывает, что подчиняться организации и ее Руководящему совету – то же, что подчиняться Христу Царю 703 . Свидетели постоянно применяют к своей организации мессианские пророчества, изначально предназначавшиеся для Израиля, Божьего «прообразного правительства». Например, в «Сторожевой башне» за 15 июня 1988 года на с. 13, 14 говорится: [Они] радостно восклицают: «Ты умножил народ, Господи [Иегова, НМ ], умножил народ, – прославил Себя, распространил все пределы земли» (Исаия 26:12, 15). В 210 странах Иегова постоянно добавляет к Своему духовному народу овцеподобных людей. Крестятся сотни тысяч новых присоединившихся к ним соверующих. Строятся новые Залы Царства и залы для конгрессов. Увеличиваются общежития Вефиля и типографии филиалов Общества Сторожевой Башни и приобретаются новые печатные машины. И рост продолжается! Это расширение происходит потому, что «Князь мира» руководит делами народа Бога на земле. Как сказал Исаия в своем раннем пророчестве: «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа [Иеговы воинств, НМ ] соделает это» (Исаия 9:6, 7). Каким же великолепным образом исполняются сегодня эти слова! Как отмечается в самой этой статье, «исполнение» пророчества видно не в истинно духовном смысле, а в численном увеличении с приходом новых людей под власть организации, а также в расширении ее собственности, приобретении зданий и техники. Свидетели Иеговы отождествляют царство с «видимой земной организацией» подобно тому, как Августин отождествлял царство с «церковью».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

В чем же состоит похвала о Кресте? В том, что Христос ради меня принял образ раба и ради меня претерпел страдания, – ради меня, бывшего рабом, врагом и неблагодарным; и так возлюбил меня, что предал Себя на смерть. Что еще можно найти, равное этому? Святитель Иоанн Златоуст ( 44, 813 ). Когда Он говорит: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27, 46 ), Он говорит это от нашего лица. Потому что Он, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» и далее ( Флп. 2, 7–8 ), и, как говорит Исаия, «Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни» ( Ис. 53, 4 ), – поэтому Он и не за Себя страдает, но за нас; и не Он Сам оставлен был Богом, но мы, ибо для нас, оставленных, Он и пришел в мир. Святитель Афанасий Великий ( 113, 210 ). Что значат эти слова? «Отче Мой! если возможно...» ( Мф. 26, 39 ), отклони Крест. ...Разве Он не знает, возможно это или невозможно? ...Хотя такие выражения свойственны незнающему, ибо частица «если» выражает обыкновенно неуверенность, но не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, и причину, и время и, сообразив все это, находить, таким образом, заключающийся в них смысл. Неизреченная Премудрость, Тот, Который знает Отца так, как Отец знает Сына, как мог не знать этого? Знание страданий не больше знания существа Божия, которое Он один точно знает: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10, 15 ). И что я говорю о Единородном Сыне Божием? И пророки, по-видимому, не знали этого, но они точно знали и предсказывали с великой уверенностью, что это должно быть, что это непременно будет. Если же пророки знали и о Кресте, и о причине Креста, и о том, что совершено Крестом, и о погребении, и о Воскресении, и о Вознесении, и о предательстве, и о судилище и все это с точностью описали, то как не знает об этом Сам пославший их и повелевший возвестить это? Кто из здравомыслящих может сказать это? Видишь ли, что не должно останавливать внимание на одних словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ничего нет вреднее непреклонного упрямства. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху ( Ис 30, 1 ). Хотите быть своевольными? Я попущу, но в погибель вам, ибо вскоре сделаетесь ни Моими, ни своими. Человек высокоумный, человек своего мнения, часто становится жалким, тягостным и вредным. Кто же не своим разумом, не своим остроумием руководится, но во всем и всегда предает себя единой воле Божией во власть и управление, тот и для себя, и для других весьма полезен и благопотребен. Ибо он, во всяком приключении, даже самом бедственном и душу возмущающем, представляет собой пример во всякой истинной добродетели; от него не услышишь дурного совета или недоброго слова, кроме изречения праведного Иова: как угодно было Господу, так и сделалось ( Иов 1, 21 ). Буди воля Господня!  Пятая польза: она составляет вершину христианского совершенства – привычку сознательно пребывать, несмотря ни на какие опасности и угрозы, до конца жизни в постоянном всестороннем исполнении воли Божией, ибо плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу ( Еф 5,9–10 ), которого достигает человек постоянством своим постепенно в течение всей жизни. Первоначальное обучение последователя Христова – изыскивать с любовью, чего желает Бог и каким способом всесвятейшая воля Божия может быть почитаема и исполняема: он во всяком деле и случае, во всякое время и мгновение вместе с апостолом Павлом возглашает: Господи! что повелишь мне делать? ( Деян 9 , 6) и со Христом Господом: да будет воля Твоя ( Мф 6, 10 ) о мне, во мне как в жизни, так и в смерти, во времени и в вечности; Ты, Боже, как хочешь Сам, так и устрой мое дело. О таком человеке святой Златоуст говорит: «Лучше один, творящий волю Божию, нежели бесчисленное множество грешников (ср.: Сир 17, 3 )» 210 . О том же говорит и пророк Исаия: “Мое благоволение к нему”... ибо Господь благоволит к тебе ( Ис 62,4 ). Кто желает научиться на деле всем добродетелям в их совершенстве, тот должен свою волю соединить с волей Божией, – и он имеет навык ко всем добрым делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Святые мученики и все святые терпели все силою Христовою, но та же помощь Христова и ныне всем готова терпящим: «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же» ( Евр. 13:8 ). Господь Иисус Христос есть наш Путь, Истина и Жизнь ( Ин. 14:6 ). Он сказал: «Кто Мне послужит, Мне да последует» ( Ин. 12:25 ), т. е. Моему смирению, терпению и кротости. Он, будучи безгрешен, ради нас неповинно претерпел величайшие крестные страдания и смерть и всем нас заповедал Ему последовать ( Мф. 16:24 ; Лк. 9:23 ). На сей образ издалека (веков) взирали пророки и ветхозаветные праведники, которые «пожелали лучше страдать, нежели иметь временное, греховное наслаждение» ( Евр. 11:25 ). Ему последовали святые апостолы, мученики и прочие святые, которые прошли «сквозь огонь и воду» всяких искушений и «вошли в вечный покой» ( Пс. 65:12 ) 210 . «Посему и мы, – заповедует апостол, – имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя (плотолюбия, самоугодия) и запинающий нас грех , и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» ( Евр. 12:1–3 ). §9. Святоотеческие увещания христианину к терпению Блажени терпящим, яко окрылатеют, вознесутся яко орли, говорит пророк Исаия (Сравн.: Ис. 40:31 ). Блажен человек, который терпит искушения и скорби, потому что, быв испытан, он получит венец (вечной) жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1:12 ). Господь, призывая нас к Себе, поощряет нас к терпению и духовному подвигу: «Если кто, – сказал Он, – хочет идти за Мною, отвертись себя», т. е. своего самолюбия, «и возьми крест свой», – крест терпения и мужества, – «и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). Не принимающий же на себя креста терпения и мужества и не хотящий ничего претерпеть как может идти вслед за Ним? Никак. Как может войти в покой не прошедший сквозь огонь и воду терпения? ( Пс. 65:12 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Ф. 210. 1. Л. 201 об.) Начало стихиры «Волсви персидстии» распева архим. Исаии (Лукошкова). Список 2-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 210. 1. Л. 201 об.) Прокимен «Да ся исправит» в распеве И. обнаружен в рукописи сер. XVII в. в подборке с 2 др. певч. вариантами: 1-й распев не имеет обозначения, 2-й помечен «Иного переводу Лукошково», 3-й - «Иного знамени» (РНБ. Соф. 480. Л. 208-208 об.; см.: Фролов. 1979. С. 351-357). Певч. интерпретация прокимна И. находится в едином русле музыкальной эволюции данного песнопения, относящегося к большому распеву и не содержащего гласовых попевок столпового знаменного распева (наиболее ранние нотированные тексты прокимна датируют рубежом XV и XVI вв.- РГБ. Ф. 304. 413. Л. 242 об.; РНБ. Солов. 277/283. Л. 165; 277/289. Л. 230; 276/277. Л. 183 об.). Вероятно, И. в своем «переводе» ориентировался на бытовавший в Усолье мелодический вариант прокимна. При сравнении распева из строгановских рукописей с «переводом» И. выявляется, что в последнем сохранены разводы фит, в силлабических же участках привнесены изменения. Видимо, разводной распев (см. Развод ) прокимна из певч. книг строгановской мастерской сер. 80-х гг. XVI в. первоначально был записан дидаскалом Стефаном Голышом, а И., признавая высокий авторитет учителя в распевании фит, оставил их в неприкосновенности, в силлабических же участках мог изложить собственную творческую манеру исполнения. Т. о., сопоставление распевов прокимна позволяет определить, что «перевод» И. наиболее близок к варианту из ранних строгановских рукописей и оба эти произведения принадлежат к единой традиции. Связь творчества мастера с традициями строгановской школы отчетливо видна также на примере тропаря «Да молчит всяка плоть», имеющего певч. варианты, обозначенные в рукописях как «Перевод усольской, розвод инока Исайя» и «Усольское знамя» (см.: Парфентьев, Парфентьева. 1993. С. 123-132). Примером синтеза местной и новгородской традиций в творчестве распевщика является «перевод» И. литийной стихиры на Рождество Христово «Волсви персидстии».

http://pravenc.ru/text/674838.html

Бегло сказав о безбожных деяниях Иудеев против Спасителя всех нас Христа и о пленении Иудеи и даже самого Иерусалима, переходит потом к самому концу настоящего века и благополезно повествует о снисшествии Еммануила с неба. Снидет Он со святыми Ангелами, во славе Бога и Отца, дабы судити вселенней в правду ( Пс.9:9 ), ибо, как пишет божественный Павел: всем нам подобает явиться пред судилищем Христовым, —209— чтобы каждому получить по достоинству соответственно тому, что сделал, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Да, приидет, говорит, придет Он и вси святии с Ним, то есть чистейшее множество святых ангелов, Его окружающее и присутствующее при Нём для служения Ему, ибо Эммануил есть Господь всяческих и славословится ими как Бог и Соначальник Родившему Его. Но не лишен будет надлежащего разумения и тот, кто скажет, что соприсутствовать Ему будут и сами святые, восхищенные на облаках в сретение Его на воздух, конечно, по воскресении из мертвых, как о сем думает и премудрый Павел ( 1Фес.4:16 ). Подобное нечто сказал о них и божественный Исаия: тамо елени сретошася и увидеша лица друг друга: числом преидоша, и един от них не погибе, друг друга не взыска, яко Господь заповеда им, и дух его собра я ( Ис.34:15–16 ). Поет и божественный Давид, предвозвещая снисшествие с небес Спасителя всех нас Христа: яко не отринет Господь людей своих, и достояния своего не оставит, дóндеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем ( Пс.93:14–15 ). Правдою называет Христа, и Он, говорит, обратится на суд. Претерпев смерть, Он вознесся и восшёл к Отцу и Богу, сущему на небесах ( Ин.20:17 ). Но обратится некогда на суд и с Ним вси правии сердцем, то есть святые, как я только что сказал. А что по кончине мира будет некое другое состояние видимой твари и что она, обновляемая Христом, прейдет к лучшему бытию, в этом удостоверит пророк, говоря: в он день не будет свет, и зима и мраз будет во един день, и день той знаем Господеви. Теперь различаются день и ночь и, по воле —210— Творца, разделяют время, и восходит свет дня, потом следует ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010