Феодор Студийский (Студит, 759826) уроженец Вифинии (области на северо-западе Малой Азии), ортодоксальный богослов, идейный вождь иконопочитателей. Его семья приняла монашество и превратила родовое имение Саккудион в монастырь, в котором Феодор изучал предметы тривиума и квадривиума. В 798 г. он переехал в Константино-поль и стал монахом, а затем игуменом столичного Студийского монастыря. В годы правления императоров-иконоборцев этот монастырь являлся крупнейшим центром иконопочитания, и его игумена трижды отправляли в ссылку в портовый город Смирну на западном побережье Малой Азии. В своих богословских трактатах, религиозных гимнах, наставлениях монахам, речах и письмах (свыше 500) Феодор Студит говорил о верховенстве духовной власти над светской, проповедовал благочестие и покорность «матери-церкви», настаивал на восстановлении почитания икон. Он внес вклад в дальнейшую разработку теории изобразительного образа и его соотношения с первообразом. Главные установки богослова заключались в следующем: независимо от материала все изображения должны сохранять один и тот же иконографический тип; изображение выявляет «видимый образ» архетипа (первообраза), делает его «явным для всех»; икона – это особая форма выражения идеального «видимого образа», то есть вочеловечившегося Христа («описуемо-неописуемого»: его описуемость получена от матери, неописуемость от Бога-отца); человеческая душа, созданная по образу и подобию Божию, способна постигнуть божественную красоту. Феодор Студит подробно рассмотрел те средства, с помощью которых можно достичь высшего духовного совершенства, то есть высшей красоты. Это – соблюдение всего цикла, «ведущего нас к Богу и сочетающегося с ним» (псалмопение, чтение, поучение, молитва), пост, нестяжание, трудолюбие и другие добродетели христианской жизни «праздника великого и трудного». «Искусством искусств» и «наукой наук» Феодор Студит считал жизнь монахов, лишённую житейских забот и посвященную труду «для наслаждения вечными благами». Монашеские идеалы и самый распорядок подвижнической жизни стали основной темой поэзии Феодора Студита . В ямбических эпиграммах он создал живые образы своих собратьев, воспел их «смиренный труд», их «прилежанье целодневное», их «души чистые», которые «гееннский огнь не будет жечь», их аскетический образ жизни, позволявший достигать, «на иконы взирая», «несказанного вида небесных зрелищ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Студит . Его время, жизнь и творения. –К., 1907; Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1. Его эпоха, жизнь и деятельность//Записки имп. Новороссийского ун-та. –Одесса, 1913 (1914). –Т. 113; Karlin-Hayter P. A Byzantine Political Monk, St. Theodore Studite//JOB. –1994. –Bd.44. –P. 217–32; Kazdan A. A. Theodore of Stoudios//The Oxford Dictionary of Byzantium. –New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – Р. 2044–2045; Пащенко Б. Феодор Студит //Христианство. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – Т. 3. – С. 89–90; Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). – СПб., 2002. – С. 305–313, 322, 329). 648 См.; Гроссу Н . Преподобный Феодор Студит . – C. XVI–XVII; Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский Ч. 2//Записки Новороссийского унта. – Одесса, 1914. – Т. 114. – С. 399–411; Латышев В. Житие преп. Феодора Студита в Мюнхенской рукописи 467//ВВ. – (1914) 1915. – Т. 21. – Вып. 3–4. – С. 222–223 (там же см. проделанное В. В. Латышевым сравнение текстов списков редакции А и полный текст Мюнхенской рукописи – с. 255–304). 649 Студийский монах Николай (ум. 868 г.) назван в Житии «блаженным» (makarimes), как обычно именовали недавно умерших лиц. Подр. о датировке см.: Лопарев Хр. М. Византийские жития святых VIII–IX вв.//ВВ. – 1910. – Т. 17. – С. 166; Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1. – С. 199–203; Sevcenco I. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclazm. – Birmingham, 1977. – P. 116; Каждан А. П. История византийской литературы... – C. 306; ср.: Буланин Д. М. Житие Феодора Студита //Словарь книжников и книжности Древней Руси/Отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 177–179 650 Феодор стал известен как идеолог ригористского, воинствующего монашества православного толка, не желавшего подчинятся патриаршему управлению, требовавшего независимости Церкви от государства и церковного священноначалия, твердой политики по отношению к императорской власти, решительного отказа от иконоборческих заблуждений (см.: Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучения. – M., 2000. – С. 104–108). Он навлек ненависть василевса Константина VI, Никифора I Геника, Льва V Армянина, подвергался бичеванию, терпел тяжелые испытания, холодные зимы, переживал отчаяние, печаль, душевное смятение, оплакивал измены некоторых из своих «чад», трижды отправлялся в ссылку, с радостью принимал выпадавшие на его долю «страдания во имя Христа» и умер в 826 г., так и не будучи возвращен в Константинополь. 651 Константин VI, родившийся 14 января 771 г. от брака Льва IV Хазара и знатной афинянки Ирины, правил сам, без вдовствующей матери-августы с февраля 790 г. до июня 797 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оглашение 32-е. О празднике Рождества Спасителя и о том, чтобы мы ревностно держались подвижнической жизни нашей Преподобный Феодор Студит (759, Константинополь – 826, Вифиния) – выдающийся подвижник, богослов, защитник иконопочитания от ереси иконоборчества, создатель Студийского богослужебного устава, автор прекрасных гимнографических текстов, глубоких духовных наставлений монашествующим, ярких проповедей. Преподобный Феодор родился в Константинополе в аристократической семье, получил хорошее образование – его отец надеялся, что он станет видным имперским чиновником. Однако, по смерти отца, Феодор в возрасте 22 лет – под влиянием благочестивой матери, вместе с ней, двумя братьями и сестрой – принял монашеский постриг. Около 790 года он был рукоположен в пресвитеры, а с 794 года стал игуменом монастыря в местечке Саккудион. В 798 году, вместе с братией своего монастыря, по предложению святой императрицы Ирины, преподобный Феодор переходит в известный Студийский монастырь в Константинополе. Здесь он создал знаменитый Студийский устав монастырской жизни, регламентировавший в том числе и порядок православного богослужения. Долгое время этот устав был распространен на всем православном Востоке, в том числе и в Русской Церкви. Монахи Студийской обители под руководством преподобного несли свой подвиг в соответствии со строгими общежительными принципами. В декабре 814 года преподобный Феодор Студит вступил в решительную борьбу со «второй волной» иконоборческой ереси. Преподобный Феодор претерпел страшные гонения от еретиков – тюремное заключение, ссылку, жестокие бичевания, от которых чуть не умер, однако продолжал стойко хранить верность православному исповеданию. Преподобный скончался 11 ноября 826 года. В период своего игуменства в Студийской обители Феодор Студит регулярно произносил перед монастырской братией поучения, составившие в его письменном наследии два обширных цикла – «Великое оглашение» и «Малое оглашение». Публикуемая проповедь «О празднике Рождества Спасителя и о том, чтобы мы ревностно держались подвижнической жизни нашей» относится к «Малому оглашению». Она была произнесена в период между 821 и 826 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Преподобный Феодор Студит (759, Константинополь – 826, Вифиния) – выдающийся подвижник, богослов, защитник иконопочитания от ереси иконоборчества, создатель Студийского богослужебного устава, автор прекрасных гимнографических текстов, глубоких духовных наставлений монашествующим, ярких проповедей. Преподобный Феодор родился в Константинополе в аристократической семье, получил хорошее образование – его отец надеялся, что он станет видным имперским чиновником. Однако, по смерти отца, Феодор в возрасте 22 лет – под влиянием благочестивой матери, вместе с ней, двумя братьями и сестрой – принял монашеский постриг. Около 790 года он был рукоположен в пресвитеры, а с 794 года стал игуменом монастыря в местечке Саккудион. В 798 году, вместе с братией своего монастыря, по предложению святой императрицы Ирины, преподобный Феодор переходит в известный Студийский монастырь в Константинополе. Здесь он создал знаменитый Студийский устав монастырской жизни, регламентировавший в том числе и порядок православного богослужения. Долгое время этот устав был распространен на всем православном Востоке, в том числе и в Русской Церкви. Монахи Студийской обители под руководством преподобного несли свой подвиг в соответствии со строгими общежительными принципами. В декабре 814 года преподобный Феодор Студит вступил в решительную борьбу со «второй волной» иконоборческой ереси. Преподобный Феодор претерпел страшные гонения от еретиков – тюремное заключение, ссылку, жестокие бичевания, от которых чуть не умер, однако продолжал стойко хранить верность православному исповеданию. Преподобный скончался 11 ноября 826 года. Авторство публикуемого «Слова на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы» ранее традиционно приписывалось преподобному Иоанну Дамаскину ; однако, вероятнее всего, гомилия принадлежит преподобному Феодору Студиту . Текст перевода (с небольшими уточнениями) печатается по изданию: Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. 1. Ныне светло празднует тварь, принимая Новое Небо – Деву.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Р. 493). – Ред. 331 По поводу отношения преп. Феодора к Евхаристии можно сказать, что в одном из своих писем (письмо 553) он рекомендует частое Причащение, а из другого (письмо 554) можно узнать, что сам он служил Литургию каждый день, и даже находясь в тюремном заключении (если была к тому возможность). В первом «Антирретике» преп. Феодор говорит, что Евхаристия содержит в себе вкратце все Божественное Домостроительство Спасения (TSGC. Р. 500). – Ред. 338 Ученик преп. Силуана Скитского. О нем см.: Достопамятные сказания. Авва Марк, 1 (TSGC. Р. 500). – Ред. 347 В NPB иное надписание: «О том, что падения ближнего следует воспринимать как свои собственные». – Ред. 348 Здесь и далее в этом оглашении местоимение первого лица стоит во множественном числе либо в силу традиционного для византийской церковной лексики именования высокопоставленных лиц, либо в силу того, что преп. Феодор говорит здесь не только о себе, но и о других близких к нему по управлению монастырем людях (например, о преп. Платоне, брате Иосифе и др.). – Ред. 356 Монахи в Студийском монастыре преп. Феодора, находившемся в столице, происходили в основном из городского населения, но часть монахов преп. Феодор привел с собой из Саккудиона, и они были, по-видимому, из сельских жителей. Преп. Феодор не раз подмечает разницу между ними и считает своей пастырской задачей сгладить ее своими увещаниями (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение II, 52. Σ. 378) (TSGC. Р. 536). – Ред. 365 Французские издатели видят в этих словах намек на иконоборчество императора Льва V, воскрешающего по сути иудейский запрет на иконопочитание (см.: TSGC. Р. 550). – Ред. 373 Это вторжение датируется около 802 г., когда после периода затишья, бывшего в правление императрицы Ирины, арабы под руководством Гаруна-аль-Рашида возобновили военные действия (см.: TSGC. Р. 563). – Ред. 374 Мысленный, или духовный, Египет у святых отцов означает рабство диаволу и страстям. Корни этого образа – в книге Исход, где описывается египетское рабство евреев. – Ред. 376 Мысленный, или духовный, Вавилон так же, как и мысленный Египет, у святых отцов образно обозначал рабство диаволу и страстям. См. Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 1, 3; 11, 115, 116; 13, 142 (см.: TSGC. Р. 566). – Ред. Читать далее Источник: Великое Оглашение/Преподобный Феодор Студит. - Репр. изд. - М. : В 3 част. - М.: Изд. им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2000-./Ч. 1. - 2001. - 384 с.; Ч. 2. - 2001. - 352 с.; Ч. 3. - 2002. - 335, с. (Святоотеческое наследие). ISBN 5-88904-022-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Много прошло времени от начала борьбы за почитание икон, и до конца ее. Много бурных волнений испытала Церковь , немало тревог видело и государство. Велик и интерес эпохи для историка. К сожалению, история не может еще похвалится результатами научных исследований времени иконоборческих волнений. Много тут остается темного, неразгаданного и весьма неясного. Мы остановились своим вниманием на одной весьма выдающейся личности из эпохи иконоборцев. Это преподобный и богоносный отец наш Феодор Студит . Интерес знакомства с жизнью и деятельностью его в историческом отношении весьма велик. Преп. Феодор застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 г.), выступил деятелем при Ирине (780–802 г.), проявил необычайную энергию в царствование императоров: Никифора (802–811 г.), Льва Армянина (813–820 г.) и Михаила Косноязычного (820–829 г.), окончив жизнь при последнем (в 826 г.). Следовательно, при нем и на его глазах совершились такие события, как второй Никейский, седьмой вселенский Собор, царствование Ирины и борьба ее с сыном за власть и деятельность первых иконоборцев второй серии. Сами по себе эти события имеют интерес. Но преп. Феодор сам является деятелем. Интерес удваивается потому, что этот деятель выдается по своему образованию, твердости характера и общественному положению. Последнее дало ему возможность сделаться отцом монахов на все времена. Твердость характера и непреодолимое терпение в страданиях предоставили Феодору в Церкви титло исповедника. Образование и связанная с ним литературная деятельность сделали его известным, как ученого и учительного мужа. Преп. Феодор высоко держал знамя истины святой в борьбе за почитание святых икон. Никто не действовал с такой твердостью в рядах иконопочитателей IX в., как преп. Феодор. Никто лучше его не умел воодушевить других на подвиг, несведущих научить, слабых поддержать, колеблющихся и сомневающихся убедить. Он был столпом и опорою православных во дни гонений на них со стороны иконоборцев второй серии (X в.). По общественному положению своему преп. Феодор был монах. Быть монахом для него значило воплотить тип монаха древних образцовых монастырей. Жизнь его не стояла в противоречии с идеалом. Но преп. Феодор был не только монах, но и игумен. Это налагало на него известные обязанности учения, управления и руководительства. Немногих таковых игуменов, как преп. Феодор, может указать история православного монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

6, 19–20). Возлюбленные братия! Что же сказать после этого о блудниках, пьяницах, чревоугодниках и т. п. людях, делающих из своего тела орудия постыдных страстей? Прежде даже до конца не погибли мы в грехах своих, спаси нас, Господи, ради Твоей милости! Отврати наше сердце от земли, плоти, мира, греха и диавола, и обрати его к небу, духу и святыне. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 3-е. Преподобный Феодор Студит (Честна пред Господом смерть преподобных Его) I. Npen. Феодор Студит, память коего ныне, жил в VIII веке, когда в греческой империи господствовало гонение на почитателей св. икон, возбужденное императором Константином Копронимом. Как только началось иконоборство, родители Феодора роздали свое имение неимущим и постриглись в иночество; их примеру вскоре последовал Феодор. Преп. Феодор вел самый строгий образ жизни. Хотя он был воспитан среди всяких удобств жизни, так как родители его были люди богатые, но он нашел в себе достаточно твердости духа, чтобы подвергнуть себя всем лишениям, которые испытывали другие иноки. Он постоянно молился, трудился для братии и соблюдал строгий пост. Константинопольский патриарх Тарасий посвятил Феодора в пресвитера, а в 794 году братия упросила его управлять монастырем, где он жил. В 789 году начал царствовать Kohcmahmuh VI. Новый император пожелал расторгнуть свой брак и вступить в брак с своею родственницею Феодотой. Так как такой поступок не дозволялся уставами Церкви, то Феодор отлучил императора от Церкви. Константин, думая привлечь Феодора на свою сторону, послал ему богатые подарки, но Феодор не принял их. Константин, раздраженный этим, послал Феодора и с ним десять иноков в Солунь. Однако твердость Феодора нашла себе многих подражателей среди духовенства, и даже папа Лев III в письме к Феодору одобрял его мужество и терпение. По смерти Константина Феодор был возвращен из Солуни, к общей радости и мирян и иноков, и по просьбе императрицы Ирины принял сан игумена Студийского, близ Константинополя, монастыря (откуда и наименование Феодора Студитом). В Студийском монастыре Феодор жил до 809 года, когда император Никифор возвратил священство пресвитеру Иосифу, отлученному от Церкви за то, что венчал императора Константина с Феодотою. Преп. Феодор обличал императора, говоря, что без покаяния не следовало прощать преступника, и тогда император сослал Феодора и многих других студийских иноков в заточение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

4: PG 91, 61A–B; opusc. 6: PG 91, 65B; opusc. 7: PG 91, 81С; opusc. 1: PG 91, 48В; opusc. 15: PG 91, 161A; disp. Pyrr.: PG 91, 316C–D. 191 Например, не вдаваясь в тонкости интерпретаций, легко заметить, что, даже говоря формально, в нем нет речи ни о том, что две энергии вводят две воли, ни что две воли вводят двух волящих, к тому же – волящих противоположное. 192 Ср. аргументы Батреллоса против такой зависимости в: Bathrellos 2004, p. 89–97; однако Батреллос упускает фактор полемики с агноитами, на который обращает внимание Лурье (см. ниже). 196 «Ибо, как Слово, Он не был ни послушлив, ни непослушлив, поскольку то и другое свойственно подчиненным и второстепенным, и одно – добронравным, а другое – достойным наказания. Но, как зрак раба, Он снисходит к сорабам и рабам и принимает чуждый образ, неся в Себе всего меня вместе со всем мне свойственным, чтобы истребить Собой худшее, подобно тому, как огонь истребляет воск, или солнце – земной пар, и чтобы я приобщился свойственному Ему через сорастворение. Посему Он на деле воздает честь послушанию, и испытывает его в страдании [ Евр.5:8 ]. Потому что недостаточно [Ему] бывает одного расположения, как и нам его недостаточно, если мы не сопровождаем его делами. Ибо дело становится доказательством расположения. Но, может быть, не менее важно предположить и то, что Он подвергает испытанию наше послушание и все, что нам принадлежит, измеряет Своими страданиями, [в чем и состоит] искусство [Его] человеколюбия, – дабы на Себе узнать, что для нас возможно, и сколько должно с нас взыскивать, и сколько нам извинять, если со страданиями будет нам зачтена и наша немощь» (Gr. Naz., or. 30.6, пер. цит. по: Григорий Богослов 1889. Т. 3, с. 68). 201 В amb. 3: PG 91, 1037D–1040D он такого различения не проводил, поэтому там, говоря об «истощании», прп. Максим связывал его с тем, что Сын Божий по плоти стал подвержен страданиям. Зато в amb. 2: PG 91, 1036D–1039D кеносис соотносился именно с фактом восприятия нашей природы. 204 Вопрос об «адамовом наследии» рассматривается, в частности, Ж.-К.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

в., Антропологические: о душе С. II, 195–200, М. 91, 353–362, – письмо к архиеп. Иоанну о бестелесности души С. II, 238–243, М. 91, 423–433 и к пресв. Иоанну о продолжении сознательно-личного существование души по смерти С. II, 243–247, М. 91, 433–440. г., Нравственно-аскетические: Подвижническое слово С. I, 367–393, М. 90, 911–958, – как прибавление к нему – Главы о любви С. I, 394–460, М. 90, 959–1079, – и несколько -VI- писем С. II, 201–235, 253–255, М. 91, 363–420, 449–453 и др. д., Смешанного характера – аскетико-догматико-мистические: Главы о богословии и о домостроении воплощения Сына Божия, называемые также гностическими главами С. I, 461–511, М. 90, 1083–1174, – Главы относящиеся к богословию и домостроению С. I, 512–634, М. 90, 1177–1392, – Другие главы такого же характера С. I, 640–671, М. 90, 1401–1462, – здесь же можно назвать и Богословские Главы или Loci communes, представляющие извлечение из церковных книг и из светских писателей, коих принадлежность св. Максиму оспаривается С. II, 528–689, М. 91, 719–1018. е., Мистико-литургического характера: Тайноводство, мистико-символическое объяснение богослужение С. II, 489–526, М. 91, 657–718. ж., Хронологического характера: Computus ecclesiasticus – краткое изъяснение определение Пасхи Христовой М. t. 19, 1217–1280 и Chronologia succinta vitae Chzisti – Краткая хронология жизни Христа, изданная Bratke в Zeitschrift für kirchengeschichte 13 (1892–1893), 382–384. з., Письма: догматического, нравственного, мистического, частью же более общего и личного характера С. II, 201–381, М. 91, 363–650. и., Наконец три гимна, изданные Daniel’eм в Thesaurus hymnologicus III, 97. sq. и Μ. 91, 1417–1424. Воззрение св. Максима представляют своеобразное соединение философии, богословия и мистики. Широта философского синтеза, высота богословского созерцания, глубина мистических переживаний и тонкость диалектики открывали св. Максиму возможность стремиться к объединению греческой философии (Платона и Аристотеля) с христианским богословием прежних великих отцов (Афанасия, Григория Богослова и Нисского) и мистикою Дионисия Ареопагита и Египетских аскетов. В этом оригинальность и значение св. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Благодаря свободному решению вследствие своего безмерного влечения к Богу, они словно бы в неподвижном состоянии погружены в Божество» (Там же 7; 4, 68С). «Ибо только Бог неподвижен по самой природе» (Там же). 549 Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия 1, 5; 90. 550 Амбигва; 91, 1180В. 551 Там же; CD. Гностическая сотница 2, Епифан. 34. 552 Вопросоответы к Фалассию 65; 90, 757D. 553 См. Urs von Balthasar, Hans. Présence et Pensée. Essai sur la Philosophie religieuse de Grégoire de Nysse. Paris, 1942. P. 10–19. 554 «Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия» (2, 85; 90, 1164D–1165A; рус. пер.: Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия//Творения преподобного Максима Исповедника. Т. 1. М., 1993. С. 251–252) различают согласно Писанию «временные эоны» и «иные эоны, свободные от времени», а также «полноту эонов», «эоны эонов» (saecula saeculorum «века веков»), «эон эона» (saeculum saeculi «век века»), «эоническое время» и «эонические поколения». Глава (2, 86; 90, 1165АВ; рус. пер.: Там же. С. 252) повторяет оригеново толкование слов Священного Писания Господь царствует… в веке и сверх того (ср. Исх 15:18; церковнославянский перевод, дословно воспроизводящий текст Септуагинты, к которому обращался Исповедник: Господь царствуяй веки, и на веки, и еще; русский перевод: — Господь будет царствовать во веки и в вечность. — д. М. П.) выводит, исходя из этого ех ultra «сверх того» покой по ту сторону всякого эонического движения. 555 Схолии к О божественных именах 5; 4, 313С. 556 Там же; CD. 557 Там же; 316А. 558 Амбигва; 91, 1164ВС. 559 Там же; 91, 1377D–1380A. (Ср. «Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия» 1, 70; 90, 1109А: πας κσμος ιδοις περιοριζμενος λγοις κα τπος λγεται κα αιν «весь мир, ограниченный своими логосами, называется также и местом, и эоном»). 560 Там же; 91, 1221А. 561 Там же; А. 562 Святитель Григорий Нисский. Жизнь Моисея//PG 44, 405С. 563 Гомилии на Песнь Песней; PG 44, 852В–853А. 564 Амбигва; 91, 1292С; «Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия» 2, 78; 91, 1161C. 565 Амбигва; 91, 1073BD. 566 Там же; 1072ВС. 567 Там же; С. 568 Там же; 1116В. 569 Преподобный Максим снова и снова возвращается к этому: Амбигва 91, 1329АВ; 1348D; 1392AD. 570

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010