... тех, кои добре совершили весь путь добродетелей, в непорочном течении деятельной жизни своей, вводит в область ведения и как Свет показывает им пресветлые сокровища премудрости. Один и тот же Он есть и Путь, и Дверь, и Ключ, и Царствие... (прп. Максим Исповедник , 91, 243). Для добродетели благотворно подвизаться среди болезненных трудов, ибо в таком случае она благодушно все претерпевающим в награду приносит бесстрастие души, по коему душа, любовью соединяясь с Богом, отторгается расположением от плоти и мира. Измождение тела есть укрепление души (прп. Максим Исповедник , 91, 250). Пока не исторглись мы умом до чистоты из природы своей и всего, что есть после Бога, дотоле не можем считать себя стяжавшими неизменный навык к добродетели (прп. Максим Исповедник , 91, 253). ...Воспоминая о безмерной глубине нашего чрез грехи падения, да не неверуем в возможность восстания умерщвленной в нас добродетели (прп. Максим Исповедник , 91, 258). Тому, кто деятельно проходит жизнь, Господь присущ посредством добродетелей, а от того, кто ни во что ставит добродетель, Он ... (прп. Максим Исповедник , 91, 260). ...Всякий прославляющий Бога в себе страданиями из-за добродетели в деятельной своей жизни, и сам в Боге прославляется чрез бесстрастное озарение Божественными лучами в состоянии созерцания (прп. Максим Исповедник . 91, 261). Кто... сохранит путь добродетели непокривленным... тот будет уразумевать бывающее ему ради бесстрастия помещение Божие... (прп. Максим Исповедник , 91, 266). Бог, создавший человеческое естество, вместе с дарованием ему, по воле Своей, бытия, сочетал с ним и силу исполнять достодолжное... (прп. Максим Исповедник , 91, 283). Бог именуется и бывает Отцом по благодати только тех, которые о своем благодатном от Бога в духе рождении свидетельствуют добродетельными нравами. В сих нравах видится как бы лицо души, отображающее в добродетелях явные черты родившего ее Бога; и имеющие их располагают взирающих на них прославлять Бога, представляя свою жизнь для подражания как изряднейший образец добродетели. Ибо не голыми словами прославляется обыкновенно Бог, но делами правды, много паче слов провозглашающими о Божеском велелепии (прп. Максим Исповедник , 91, 286).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 61. 61-63.=Вопросоответы к Фалассию//Богословские труды. Сборник тридцать восьмой.  – С. 77. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1280В=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 254. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1037A=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 18 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1044С=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 23. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1280B=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 254. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1053В=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 31 Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 133; Tollefsen, T. T.The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor.P. 103. «Христос не обусловлен человеческой историей. Воплощение Слова Божия – не результат победы диавола над человеком, и Христос – не следствие действий сатаны. Соединение Божественной природы с человеческой произошло потому, что таким образом исполнилась превечная Божия воля» ( Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. С. 40). См. также Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 64. МаксимИсповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1320B=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 290-291. Ibid. 1084CD=Там же. С. 70. См. также Thunberg, L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 75. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Thomam. PG. 91. 1048С=О недоумениях к Фоме//О различных недоумениях… – С. 27 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1333С=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 303 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1348D=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 316. Система богословской мысли прп. Максима во многом пересекается с богословием сщмч. Иринея Лионского, и поэтому их взгляды на спасение и искупление близки друг к другу. См.: Meyendorff, J.Christ in Eastern Christian Thought. P. 101.

http://bogoslov.ru/article/4574482

...Едва меньшая часть мира спасается. Но погибающие радуются, слыша, что не они одни будут терпеть это , но вместе со многими другими. И чему тут радоваться, когда за самую радость они будут наказаны? (свт. Иоанн Златоуст , 54, 689). Многоразличная премудрость с многоразличным и неисследимым благоволением устрояет спасение людей и каждому сообщает Свою благодать по мере его приемлемости, так что даже самые чудодейственные исцеления производит не по однообразному величию своего всемогущества, но по мере веры врачуемых... (прп. авва Херемон, 56, 416). Душа желает спастись, но, вожделевая благ суетных и о них заботясь, бегает трудов по делу спасения. Хотя по истине не заповеди тяжки, а злые пожелания наши (прп. Зосима, 91, 111). Источник. Хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем не невозможно (прп. Иоанн Лествичник , 57, 189). Источник. Если хотите спастись, никакого нет к тому препятствия или преграды (прп. Феодор Студит , 92, 55). Источник. Не дадим же себе, братие, дни спасения нашего иждивать в бездействии, лености и нерадении и время жизни нашей проводить без пользы (прп. Феодор Студит , 92, 350). Ревнующих о спасении прошу паче и паче ревновать; а нерадивых молю восстать от нерадения и беспечности (прп. Феодор Студит , 92, 567). Нет непреодолимого препятствия спастись тому, кто искренно возжелает сего... (прп. Феодор Студит , 92, 572). ...Спасти их без их воли и по принуждению – это показалось бы скорбным для не желающих спастись (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 86). ...Те, которые вращаются в многолюдстве и проводят жизнь в треволнениях мира, если ведут себя как должно, обретают спасение и сподобляются от Бога великих благ ради веры... (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 28). Источник. Тех, которые познали худость и бедственность жизни, которою живут, враг успевает удерживать в своей власти наибольшей частью следующим простым, но всесильным внушением: «После, после; завтра, завтра». И бедный грешник, прельщаясь тенью доброхотства, представляемого таким внушением, решает: «В самом деле, завтра; ныне я покончу свое дело и потом с полнейшей беспопечительностью предам себя в руки благодати Божией и неуклонно потеку путем духовной жизни; ныне сделаю то и то, а завтра покаюсь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002. С. 134 – 144. Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования ). С.143–167.  Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.87–91, 104–108, 223–224. История эстетической мысли.   Ищенко Д.С. Огласительные поучения Феодора Студита в Византии и у славян//Византийский временник. –  М.,   1979. – Т. 34. Каждан А.П. Феодор Студит//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 5. Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее  Подворье, 2000. С.80. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство:  Античность, Византия и Древняя Русь. – Л., 1988. С.158–160. Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. С приложениями к " Истории вселенских соборов " .– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004. – С. 209 – 217, 223 – 226. Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX  века. – СПб.: Алетейя, 2001 .   Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6.  Новоселов М.А. Письма к друзьям. – М.: Изд–во Православного Свято–Тихоновского института, 1994. – Письмо 13. Пащенко Б. Феодор Студит//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Пеликан Я. Образы невидимого//Страницы. – 1996. – 4. Пентковский А.  Студийский устав и уставы студийской традиции//Журнал Московской патриархии.  – 2001. – 5. Попова Т.В. Византийская эпистолография//Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.200–203. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Преображенский В. Преподобный Феодор Студит и его время (759–826 гг.). – М., 1896.

http://bogoslov.ru/person/3167093

  Василик В.В.  Десятая гомилия патриарха Фотия//Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. SSBP. Петербургские славянские и балканские исследования. 2009. 1/2 (5/6). С. 185–194. С. 192. Курсив наш, –  В.Н.   Василик В.В.  Десятая гомилия патриарха Фотия. Указ. соч. С. 187.  Там же. С. 190. Курсив наш, –  В.Н.  Там же. С. 188. Курсив наш, –  В.Н.  Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. С. 540. Курсив наш, –  В.Н.   Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 74.  Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 541. Курсив наш, –  В.Н.  Цитируется по  Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 74–75.   Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 75.   Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 75. Курсив наш, –  В.Н.   Кутковой В.С.  О феномене бумажной иконы.   Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, I, 34//Творения: В 3 т. Т. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 300. PG 99. Col. 404. В.С. Кутковой цитирует по другому переводу: «…самый предмет в своих частных чертах (ипостась)» ( Феодор Студит , прп. Третье опровержение иконоборцев. Гл. 1.34) (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. –  Авт. ).   Кутковой В.С.  Философские основы восточно-христианской иконы… Примеч. 4 на С. 20. С. 21–22.   Феодор Студит , прп. 183. К чаду и исповеднику Фаддею //Творения: В 3 т. Т. 3. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 209. Курсив наш, –  В.Н. См.  Кутковой В.С.  О феномене бумажной иконы. Комм. 27 от 08.12.2015.   Бычков В.В.  Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. М.: Ладомир, 2009.   Федор Студит . Третье опровержение иконоборцев. Глава III, 10.   Бычков В.В.  Феномен иконы… С. 80.   Бычков В.В.  Феномен иконы... С. 81.   Бычков В.В.  Феномен иконы... С. 82. Светлый курсив – В.В. Бычкова, полужирный курсив наш, –  В.Н.   Бычков В.В.  Феномен иконы... С. 81.   Дионисий Ареопагит , св. О Церковной иерархии 4, 3, 1 (сноска входящая во фрагмент:  Федор Студит , прп. Второе опровержение иконоборцев//Творения: В 3 т. Т. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 268). скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/146576.html

Датируется оно предположительно 798–799 гг., уже после переселения в Студийский монастырь (см.: TSGC. Р. 399–400). – Ред. 264 Обращение к брату преп. Феодора – Иосифу, бывшему пресвитером, которого Феодор оставляет на время своего отъезда в качестве игумена. – Ред. 271 В соответствии с «Великим оглашением» (II, 64. Σ. 489; 68. Σ. 475) позднее он стал игуменом монастыря «Чистых» (см.: TSGC. Р. 425). – Ред. 272 Литоий весьма часто упоминается в письмах преп. Феодора 815–821 гг. Из письма 127 видно, что он заколебался во время второго периода иконоборчества, но вернулся в Православие, к великой радости преп. Феодора (см.: TSGC. Р. 425). – Ред. 273 В 802–803 гг. в Студийском монастыре была школа для детей, готовящихся стать монахами; здесь они получали начальное образование. См.: Житие св. Николая Студита (PG. T. 105. Col. 869С) (TSGC. Р. 426). – Ред. 274 В примечаниях к французскому изданию речь идет не о посуднике, а о скевофилаксе – хранителе священных церковных сосудов (см.: TSGC. Р. 426). – Ред. 276 В этот момент преп. Феодор находился в Саккудионе и вел переписку со Студийской столичной общиной. – Ред. 277 Намек на «михианское» гонение на преп. Феодора и его монахов (ср.: Великое оглашение I, 47) (см.: TSGC. Р. 429). – Ред. 278 Греческое ακριβασμς, или иначе ακρβεια (акривия), дословно переводится как «точность», «строгость» (в применении канонических правил). Важный греческий термин, особенно в эпоху «михианских споров». Противоположен по смыслу икономии ( οικονομα)  – мягкому и снисходительному отношению к соблюдению канонических правил. – Ред. 279 Логофет – византийский государственный чиновник, отвечавший за денежные расходы в различных областях хозяйства империи. – Ред. 284 Перечисляются сподвижники преп. Феодора. Николай Студит, один из учеников преп. Феодора, которого тот готовил к игуменству (см.: Преп. Феодор Студит . Письма 10 и 416), или авва Николай (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение II, 74. £. 512). Анфим (см.: Он же. Письма 266 и 457) был на службе у Иосифа, брата преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Мы видели, какую громадную роль в истории монашества играл Студийский монастырь на протяжении ряда веков как примерной жизнью своего братства, так и своим общежительным строем и уставом. За Студийским монастырем шли другие монастыри, за другими третьи. Так общежительная студийская практика постепенно внедрялась в жизнь монашества Византии, Афона, Южной Италии и России. Привнося с собой высокие евангельские принципы единства, братства, мира и любви, Студийский устав в главной своей сущности (общежитии) продолжает жить в православном монашестве до последнего времени. Создатель же его преп. Феодор Студит остается в сознании монашества, как наставник православия, учитель благочестия, премудрый строитель иноческой жизни. Его Студийская практика среди православного иночества сделала великое дело; его церковно-творческое искусство: гимны, каноны и проч. в богослужебных книгах, не перестают свидетельствовать о талантливом составителе их, Студийском игумене. К сожалению, преп. Феодора его современники очень во многом недопонимали; его независимый образ действий, его строгость и требовательность к себе и другим, вызывали у современников и даже своих студитов неудовольствие. Это доставляло преп. Феодору немало огорчений. Но замечательно, что Студийский игумен никогда не изъявлял своих жалоб пред людьми. Враги обвиняли его в честолюбии и некоторые историки поддерживают это мнение. Но осторожная и беспристрастная критика никогда не согласится с этим суждением. Ясно одно, что преп. Феодор не проявлял той «житейской осторожности», которой руководствовались некоторые из его современников в своей деятельности. Отсюда такая прямолинейность для него была причиной многих страданий и ссылок. Безошибочно можно сказать, что на протяжении VIII и первой половины IX века в Византии встречается только один неизменно энергичный монастырский деятель, Преподобный Феодор Студит . По словам одного из новейших византологов, преп. Феодор Студит являлся столпом иконопочитания, автором многочисленных писем, величайшим монастырским организатором, 282 деятельность которого заслуживает самой благодарной памяти потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Ввиду вышеуказанного состоянии византийского монашества, к которому оно пришло вследствие увлечении идиоритмическим строем, возникла настоятельная потребность его основательного переустройства. Необходимо было реорганизовать монашество, «повернуть его вспять», т. е. поставить жизнь его на твердую святоотеческую основу; положить в основании его общежительные уставы св. отцов: Пахомия Вел., Василия Вел., и др., которые предписывают строгий общежительный строй, как наилучший путь, ведущий к нравственному совершенству иноков. Но кто бы мог сделать это великое дело для монашества? Какой смелый и сильный характер отважился бы поставить разваливавшееся здание монашества на новую общежительную основу? Промыслом Божиим для выполнения этого важного дела был предусмотрен св. игумен Студийского монастыря преподобный Феодор Студит . «В руце Господни власть земли И потребного воздвигнет во время на ней» ( Сир.10:4 ). Преп. Феодору Студиту с своими монастырскими реформами суждено было «вдохнуть в морально опустившееся византийское монашество новые жизненные силы», чтобы оно снова «украсилось цветами добродетелей и заблагоухало святоотеческим ароматом равноангельской жизни». Нужно сказать, что преп. Феодор при помощи Божией довольно умело справился с этими задачами. Обладая от природы светлым и глубоким умом, несокрушимой волей, неистощимой энергией, проникнутый искренним благочестием и любовью к Церкви Православной и своему народу, преп. Феодор Студит сумел воспользоваться всеми замечательными качествами своей души для развития удивительно широкой общественной и, в частности, монастырской деятельности. Устранить все нестроения монастырской жизни и преобразовать монастыри в настоящии киновии по уставу св. Василия Вел. – препод. Феодор Студит поставил главной задачей своей жизни. По словам Соколова, святой Студийский игумен своей неутомимой монастырской деятельностью «дал содержание целой исторической эпохе, обозрение которой в некоторых областях вызывает глубокий научный интерес». 27 Часть 2. Деятельность преп. Феодора Студита по реорганизации Византийского монашества

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Так, однажды иконоборческие солдаты начали бросать камнями в известную икону Христа Споручника, поставленную Ириной на прежнем месте над воротами императорского дворца. Император, под предлогом прекращения беспорядков, приказал снять икону. Православные, во главе которых стояли константинопольский патриарх Никифор и знаменитый настоятель студийского монастыря, Феодор Студит , видя, что начинается гонение на иконы, устроили совещание и решили твердо держаться постановления седьмого Вселенского собора. Узнав об этом, император пригласил к себе патриарха, все еще рассчитывая путем убеждения достигнуть уничтожение иконопочитания. С патриархом явились Феодор Студит и другие православные богословы, и на предложение императора о примирении с иконоборческой партией решительно отказались сделать какие-либо уступки еретикам. Не достигнув уничтожения иконопочитания переговорами, Лев Армянин принялся за насильственные меры; он издал указ, по которому монахам запрещалось проповедовать об иконопочитании. Указ должны были подписать все монахи, но подписали только немногие. Феодор же Студит написал окружное послание к монахам, в котором убеждал повиноваться больше Богу, нежели людям. Император пошел дальше в своем преследовании иконопочитания. В 815 г. патриарх Никифор был низложен и сослан, а на его место поставлен иконоборец Феодор Касситер. Новый патриарх созвал собор, на котором седьмой Вселенский собор был отвергнут, а иконоборческий собор Константина Копронима 754 г. признан законным. Впрочем, собор Феодора Касситера хотел сделать уступку православным, предлагая предоставить воле каждого почитать иконы или нет, т.е. признать иконопочитание необязательным. Только немногие монахи, пришедшие на собор по приглашению, согласились на это предложение, но и те, после убеждений Феодора Студита , отказались. Большинство же, под руководством Феодора Студита, не хотело знать ни нового патриарха, ни собора, ни его предложений. Феодор Студит не побоялся даже открыто выразить протест против иконоборческих распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Самим Богом на него возложены другие обязанности. А в церкви положи Бог первыми Апостолов, вторыми пророков, а третьими учителей 11 ,– и вот они по воле Божией устраивают дело веры, но не цари. Император отослал от себя защитников икон. Вскоре появилось распоряжение его, чтобы архимандриты и игумены не сходились между собой для беседы о религиозных предметах и не давали бы ответов спрашивающим со стороны. Велено было отобрать подписки от всех настоятелей монастырей, что они согласны исполнить распоряжение императора. Некоторые из настоятелей подписались. Да, вероятно, императорское распоряжение предъявлялось к исполнению и белому духовенству. Во главе не согласившихся дать подписки стоял преподобный Феодор Студит . Он написал несколько посланий к послушным воле императора, в которых обличал их, как отступников и предателей. Император между тем шел далее в борьбе с иконопочитателями. В марте месяце 815 года, он низверг патриарха Никифора. На место его был возведен иконоборец Феодор Касситер, до этого служивший в рядах воинов. Многие не признали законным пастырем нового патриарха. Преподобный Феодор Студит , в неделю Ваий, в своем монастыре устроил крестный ход с иконами. Император грозил ему наказанием, но до времени отложил исполнение угрозы. Новый патриарх первым делом собирает собор в столице. На собор был приглашен, и Феодор Студит со многими другими настоятелями монастырей. Не многие из них явились, зная наперед, что постановлено будет на соборе. Преподобный Феодор Студит указал на то, что без воли пастыря, незаконно низложенного, он не может явится на заседание. Собор все же состоялся и, как следовало ожидать, провозгласил одобрение и утверждение определения иконоборческого собора 754 года, а определения истинного вселенского собора отверг. Теперь император Лев уже действует во имя соборных постановлений. Иноки подвергают преследованию. Им предписывают в вину, что они противятся определению церкви и воле государя. С особенной силой гнев императора обрушился на преподобного Феодора Студита .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010