Тарасий и свт. Никифор. – Ред. 29 В некоторых рукописях имеет иное название: «Перед Святой Пятидесятницей», «В воскресный день Пятидесятницы». – Ред. 30 Монастырь, где долгое время подвизался преп. Феодор. Похвальные отзывы преп. Феодора о Евпрепиане см.: Преп. Феодор Студит . Письма 36, 38, 40, 41, 133, 178//Преп. Феодор Студит . Творения. Т. 3. В письме 329, датируемом 818 г., преп. Феодор пишет, что Евпрепиан поддался тяжким искушениям. Так что данное оглашение, в котором говорится о еще большем падении этого монаха, написано после 818 г. – Ред. 32 Один из принципов монашеской жизни, который отстаивал поборник общежительного монашества преп. Феодор Студит . Монахи в общежительном монастыре должны составлять единое тело, поэтому всякое самовольное уединение, а также составление «партий» недопустимо. – Ред. 34 В некоторых рукописях имеет иное название: «В неделю Всех святых», «В воскресение недели Всех святых». – Ред. 38 В одном из списков название иное: «Об учении о тишине и мире», в другом: «На новое воскресение» («На обновление»), т. е. на восьмой день после Пасхи. – Ред. 45 В ТФС слово πολογα перевели как «защита», однако в данном случае его лучше перевести как «ответ». – Ред. 50 Далее фрагмент греческого текста оригинала испорчен (см.: TSPC. P. 45). Гонения иконоборцев на иконопочитателей еще продолжались. – Ред. 51 Возможно, речь идет о вмч. Феодоре Стратилате Гераклейском († 319; память совершается 8/21 февраля). – Ред. 52 В некоторых рукописях название иное: «После празднования памяти Иоанна Предтечи», «На Рождество Иоанна Предтечи», «Месяца того же (июня), день 23-й». – Ред. 53 Обращение к монахам, рассеянным иконоборческими гонениями. Здесь преп. Феодор напоминает им прежнее спокойное жительство в оставленном ими Студийском монастыре, где главный храм был посвящен св. Иоанну Предтече (см.: TSPC. P. 46). – Ред. 58 Христианские реликвии, как и святые иконы, по традиции были объектом поклонения и, соответственно, подлежали уничтожению иконоборцами (см.: ТЗРС.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

...Где память о смерти – там покаянные чувства, сокрушение, слезы, охлаждение ко всему земному, услаждение небесным, просвещение, вожделение лучшего и пренебесного (прп. Феодор Студит , 92, 615). ...Много есть полезных сказаний, от коих душа приходит в умиление и сокрушение; но ни одно из них не имеет столько назидания, как весть о смерти (прп. Феодор Студит , 92, 628). Не будем же никогда забывать о смерти, чтобы не восхитила нас смерть вечная (прп. Феодор Студит , 92, 629). Да очищается паче и паче душа твоя от злых воспоминаний и да просвещается добрейшими помышлениями, держа всегда в уме сказанное, – что во время исхода сластолюбивое сердце – темница и узы, а трудолюбивое – дверь отверстая. Ибо воистину чистым душам, по исходе из их тела, сопутствуют Ангелы, руководя их к блаженной жизни; души же, осквернившиеся и не очистившиеся покаянием, перехватывают... бесы (свт. Феодор Едесский, 91, 325). Кто, добре искупая время жизни своей, непрестанно бывает занят помышлением и памятью о смерти и через это самое мудро исхищает ум из страстей, тот обыкновенно острее зрит повсечасные приражения бесовских прилогов, нежели тот, кто проводит жизнь без памяти смертной, надеясь очистить сердце действием одного разума, а не тем, чтобы всегда хранить печальную и плачевную мысль. Таковый, мняся своим быстроумием держать в руках все пагубные страсти, не ведая, как связуется одною, худшею всех, падает в высокоумие (как чающий преуспеть в чем-либо) без Бога. Ему надлежит сильно трезвиться, чтобы за надмение не лишиться смысла. Ибо, как говорит апостол Павел (см.: 1Кор. 8, 1 ), души, отсюда и оттуда набирающиеся знания, обыкновенно надымаются перед теми, которые, как им кажется, меньше их знают, по той причине, как я думаю, что в них нет искры назидающей любви. А кто имеет непрестанное помышление о смерти, тот острозорче, чем тот, кто не имеет его, замечая приражения демонов, удобно прогоняет их и попирает (прп. Филофей Синайский, 91, 412). Источник. ...Помышлением о смерти мучь душу свою, и памятью о Христе Иисусе собирай расточенный ум свой, особенно ночью, когда ум обычно бывает более чист и светел, ясно созерцая Бога и все Божественное (прп. Филофей Синайский, 91, 415).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Есть две добродетели, созидающие спасение человека: вера и любовь (прп. Феодор Студит , 92, 611). ...Иная добродетель такова, что не превышает естества и справедливо называется естественною; иная же воздействует от первого источника добра, и как превышающая естественные наши силы и состояние, должна прилично именоваться сверхъестественною Сверхъестественной добродетели нельзя стяжать, не стяжав прежде добродетели естественной... (свт. Феодор Едесский, 91, 349). ...В соблюдении заповедей состоит деятельная добродетель, которая есть начало созерцания... (свт. Феодор Едесский, 91, 357). Не можешь ты добре видеть лик добродетели, пока с услаждением еще представляешь вид греха (прп. Илия Екдик, 91, 469). – смиренномудрие... без смирения добродетельный не бывает благоплоден (прп. Илия Екдик, 91, 471). Нрав благой свидетельствует о красоте добродетели... (прп. Илия Екдик, 91, 471). Начало деятельной добродетели – воздержание и смирение, истина и целомудрие; конец же ее – мир помыслов и святая чистота тела (прп. Илия Екдик, 91, 479). ...Добродетель собственно не что иное есть, как исполнение воли Божией, как и все любители истинной мудрости, учители и проповедники пришествия Христова и веры в Него говорят, что добродетель собственно есть то, чтобы всякий человек, верующий во Христа, творил только волю Божию, а в отношении к благам настоящей жизни был как мертвый; так, чтобы только в делах по исполнению велений Божиих и познаваем он был живым, и в этом только кругу обнаруживал движение и энергию. Это и есть признак, что душа жива (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 47–48). ...Надлежит нам и то знать, что Бог, Всеблагой и Человеколюбивый, не от всех добродетелей обнаженным оставил человеческое естество по падении; почему и среди самых неверных народов проявляются некоторые естественные добрые качества, и иные являют кротость, другие сердоболие, те любовь, а эти другие какие-либо душевные доброты. Сделал это Всеблагой Бог для того, чтобы человеческое естество не всякого лишено было пособия, но чтобы в этом имеемом находило помощь к стяжанию и того, чего в нем недостает. Однакож никак не возможно, чтобы некрещеный достиг когда либо совершенства добродетелей (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 140).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пастырская и монашеская деятельность преподобного Феодора Студита воспламенила, таким образом, угасавший иноческий дух, влила как бы новую струю в организм восточного монашества, и оно с обновлёнными силами вышло из горнила иконоборческой эпохи и стало жить дальше. Аскетическое же учение святого Отца, провозглашённое в эпоху ниспадения нравов монашества, достигло и нашего времени, не потеряв своей жизненной силы. Более того, оно навсегда останется не только для иноков, но и для всех христиан, ревнующих о спасении души, богатейшим источником поучающей и просвещающей святоотеческой мудрости. Источники А. Библия – на славянском языке. М., 1890. Б. Феодор Студит , преподобный – Творения. Т. I. СПб., 1907. 1 . Малое оглашение. 2 . Великое оглашение. Ч. 1. 3 . Великое оглашение. Ч. 2. В. Феодор Студит , преподобный – Творения, Т. II. СПб., 1908. 4 . Великое оглашение. Ч. 3. 5 . Письма к разным лицам. Ч. 1. 6 . Письма к разным лицам. Ч. 2. 7 . Письма к разным лицам. Ч. 3. 8 . Творения смешанного содержания. Библиография по теме: 1 . Андреев И. Святой Тарасий, патриарх Константинопольский . – Богословский вестник. 1899, с. 143–180. 2 . Выштыкалюк В., протоиерей. Проповедничество преподобного Феодора Студита . Курсовая работа. Загорск, 1972. 3 . Герман, архимандрит. Наследник святителя Василия Великого (учение о пастыре преподобного Феодора Студита ). Машинопись. М., 1932. 4 . Гроссу Н. , священник. Преподобный Феодор Студит . Его время, жизнь и творения. Киев, 1907. 5 . Добросклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1. Одесса, 1913. 6 . Добросклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 2. Одесса, 1914. 7 . Добротолюбие. Т. 1; 4. Троице-Сергиева Лавра, 1993. 8 . Зотов А. Нравственное совершенствование христианина по творениям преподобного Феодора Студита . Курсовая работа. Загорск, 1960. 9 . Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Творения. Т. I. М., 1993. 10 . Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Творения. Т. V., М., 1993. 11 . Ищенко Д. С. Огласительные поучения Феодора Студита . – Византийский временник. 1979, т. 40. С. 157–171.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Каждый из нас, побеждая страсть, беса той страсти опаляет и изгоняет... (прп. Феодор Студит , 93, 57). ...Надлежит блюсти чувства, особенно зрение, через которое, при неосмотрительном его употреблении, наипаче обык враг наш ввергать в душу страстный огонь (прп. Феодор Студит , 93, 68). Что страсти приходят – дело обычное; но наш долг отталкивать их с первого их появления (прп. Феодор Студит , 93, 89–90). Вооружимся наипаче против страстей, восприяв недоступность сердца и крепость духа, чтобы... не падать, но отражать и далеко отбрасывать восстающих на нас невидимых врагов (прп. Феодор Студит , 93, 186). Источник. То, что душу беспокоют страсти и приступают к ней с бранью, не в нашей власти; но что замедляют в нас страстные помыслы и приводят в движение страсти, это в нашей власти. Первое безгрешно, как не в нашей власти состоящее; а второе, если, мужественно воспротивясь, победим, доставляет венцы, а если, послабив, побеждены будем, подвергает мучениям (свт. Феодор Едесский, 92, 321). Свяжем же себя всеусильно исполнением заповедей Господа, чтобы не быть связанными неразрешимыми узами злых похотей и душетлительных сластей... (свт. Феодор Едесский, 92, 348). Когда борешься с какой страстью, смотри не унывай и не малодушествуй от того, что брань стоит упорно; но, восстав, повергни себя перед лицем Бога, от всего сердца говоря с Пророком: Суди Господи обидящия мя ( Пс. 34, 1 ), ибо я не силен против них. И Он, видя смирение твое, скоро пошлет тебе помощь Свою (прп. авва Филимон, 92, 367). ...Кто верует во Христа и, однако же, еще обладается страстями греховными, тот пусть поспешит одуматься и всякою возревновать ревностью освободиться от тиранства сих страстей, чтобы потом начать приносить плоды добродетели. Ибо прежде надобно очистить поле души от всех терний, и потом посеять на нем доброе семя, чтобы его приняла в себя чистая и добрая земля и принесла обильные плоды. Если же не сделает он этого, но оставит терния расти по-прежнему и заглушать плод, то какого еще ждет он времени, чтобы совершить сие? Спеши сделать сие, пока есть день жизни; придет ночь смерти, когда никто уже не может делать (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 423).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Игумен Феодор (будущий Студит) и ряд других видных монашеских деятелей разорвали общение с патриархом Тарасием за благословение «прелюбодейного» брака, и это несмотря на то, что Феодота была родственницей Феодора Студита. Она даже послала ему подарки, которые он отверг. Император сослал мятежных монахов, наказав их. Все это весьма раздражало народ: Феодор Студит пользовался огромным авторитетом. Ирина вновь набирала популярность, и через краткое время ей удалось организовать успешный заговор. В день Успения 15 августа 797 г. Константин был схвачен и ослеплен, причем это было сделано с такой жестокостью, что вскоре после этого он умер. Ирина воцарилась единодержавно (797-802). С ее воцарением изгнанники вернулись со славой и восстановили общение с патриархом Тарасием. Ирина назначила Феодора игуменом Студийского монастыря в Константинополе, и эта славная обитель св. Иоанна Предтечи расцвела под управлением высокообразованного, энергичного, полного самоотвержения игумена. Преп. Феодор Студит (759-826) увеличил число насельников своего монастыря с 12 до 1999 человек. Монастырь был известен благотворительной деятельностью и активным служением братии. Св. Феодор ввел строгий общежитийный устав, монахи занимались как физическим трудом, так и книжной деятельностью. Сам Феодор стал столь влиятельным лицом, что легко было усмотреть в нем преемника патриарху Тарасию. Ирина стала первой (но не последней) женщиной, непосредственно правившей в Византийской империи. Неудивительно, что многие восприняли это в штыки. Особенно оппозиция ощущалась на Западе: там даже высказывались предположения, что теперь трон в Константинополе вакантен. В этом контексте и произошло событие, имевшее весьма далеко идущие последствия. Папа Лев II, переживавший в Риме большие смуты и не получавший помощи от Константинополя, а дождавшийся ее только от Карла Великого, в Рождество 25 декабря 809 г. венчал его в Риме титулом императора. Это мыслилось не как восстановление Западной Римской империи, а как введение Карла во власть над единой Империей.

http://sedmitza.ru/lib/text/434787/

Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1348A=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 314 Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. С. 111. См. также: Thunberg L.Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. P. 81-82. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1309A=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 281 Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1156D=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 135. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1345D.=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 314. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. PG 91. 1305В=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 278. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1305C=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 279. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. 1092С=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 76-77. «Первый человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он должен был одновременно достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить состояние обожения всей твари» ( Лосский В. Н. Очерк мистического богословия… С. 121-122). «Не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе. Таким образом свершилось бы обожение человека и всего тварного мира» (Там же. С. 122). Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1308C=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 280-281. «Дабы не стать человеку изгнанным далеко от Бога, [подобало изначально задуманный способ обожения] заменить иным, настолько более парадоксальным и боголепным, чем первый, насколько сверхъестественное выше естественного» ( Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG. 91. 1097С=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 81). См. Larchet, J.-C.Intoduction//Saint Maxime le Confesseur… – P. 58.

http://bogoslov.ru/article/4574482

Диспут с Пирром, 91, 336С. 483 Там же, 241ВС. 484 Творения, 97А. 485 Амбигва, 91, 1044D. 486 Συμφυς κατ την νιααν περιχρησιν «срастаясь по единому взаимопроницанию». Творения, 232А. 487 Творения, 100BD. 488 Амбигва, 91, 1056ВС. 489 Творения, 101В. 490 Диспут с Пирром, 91, 337CD. 491 Там же, 91, 340А–341А. 492 Мы указывали, что учение об ипостаси и у преподобного Максима не лишено недостатков. Пожалуй, помимо четкости понятийного охвата ему также недостает верного восприятия актуальности проблемы, что отчасти может объяснять (весьма прискорбную) «абстрактность» ее раскрытия. Но было бы несправедливым требовать от грека VII века видения проблематики Эриугены. В конце концов, здесь предвосхищается решающее понимание святого Фомы Аквинского и возможность формировать проблемное поле современного персонализма на данных основаниях, не прибегая к их деформации. 493 Творения; 91, 157АВ. 494 «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5:21). 495 Вопросоответы, 21; 90, 313В. Разъясняя в этом Вопросоответе то, каким образом Господь был «целиком облечен» теми началами и властями (Кол 2:15), которые Он и совлек в подвиге Своего вочеловечения, преподобный Максим, в частности, пишет: «Единородный Сын Божий и Слово, став по человеколюбию [Своему] совершенным Человеком, чтобы избавить естество человеческое от этой лукавой безысходности, воспринял безгрешность по происхождению от первого устроения Адама и имел ее без нетления; а от рождения, введенного впоследствии грехом в естество, воспринял одну только страстность, без греха» (Творения, книга II. С. 60–61). — Пер. 496 Вопросоответы, 21; 90, 316АВ. 497 Амбигва, 91, 1041С. 498 Творения, 91, 164В. 499 Творения, 91, 21D; κατ’ ασθησν τε κα νον ργετα. — Там же, 12С. 500 Там же, 31В. 501 Там же, 16В. 502 О раскрытии смысла этого понятия у преподобного Максима см. Sherwood Р. St. Maximus the Confessor. The Ascetic Life//The Four Centuries on Charity. Translated and annotated. Ancient Christian Writers XXI. L., 1955. P. 55–65. 503

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

91  Q.Thal. 61, Laga-Steel 1990: 101. 295–7; Q.Thal. 61, 14 scholium, Laga-Steel 1990: 111. 71–3; Q.Thal. 61, scholium 15, Laga-Steel 1990: 111. 80–4; Amb.Io. 10, PG 91. 1141AB, 1144C; Ep. 24, PG 91. 609CD; Ep. 43, PG 91. 640BC; Amb.Io. 7, PG 91. 1088C; Th.oec. 1. 47, PG 90. 1100C. 93  QD  61, Declerck 1982: 48. 8–11; QD  180, Declerck 1982: 123. 14–16; Car. 3. 25, Ceresa-Gastaldo 1963: 154; Or.dom., Van Deun 1991: 70. 776–7; Myst. 21, Boudignon 2011: 48. 768–72; Myst. 24, Boudignon 2011: 68. 1122–5; Q.Thal. 65, Laga-Steel 1990: 281. 487–9; Q.Thal. 33, scholium 3, Laga-Steel 1980: 233. 13–14; Th.oec. 2. 88, PG 90. 1168A. 95  Amb.Io. 20, PG 91. 1237A; Myst. 21, Boudignon 2011: 48. 770; Myst.  24, Boudignon 2011: 68. 1123–4. 102  Amb.Io. 7, PG 91. 1073D; Amb.Io. 10, PG 91. 1137B; Q.Thal. 40, scholium 2, Laga-Steel 1980: 275. 5–11; Q.Thal. 59, scholium 5, Laga-Steel 1990: 69. 32–4. 108  Dalmais 1972: 58; 1980: 840; and 1984: 289; Garrigues 1974b: 201–2; Heinzer 1980: 173–81, и 1982. 113  Dalmais 1948: 285; 1953: 140, 151, 158; 1961: 414, 418; and 1984: 289; Garrigues-Riou 1969–70: 312; Riou 1973: 136, 169, and 188–9; Garrigues 1970: 458–9; 1974ä 275–6, 286–95; and 1976: 114, 121, 123, and 185; Le Guillou in Garrigues 1976: 11; Heinzer 1980: 181–2; 1982: 170. 129  Q.Thal. 2, Laga-Steel 1980: 73.7–23; 13, Laga-Steel 1980: 95.9–17; 65, Laga-Steel 1990: 283.512–20; 285.549–53. 131  Amb.Io. 7, PG. 91. 1076C// Пер. А.М.Шуфрина: Прп.  Максим Исповедник . Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом, с. 277/Сост. Г.И.Беневич. Изд. 2-е. Изд-во Олега Абышко; СПб., 2014.   Комментарий (там же) архим. Нектария (Яшурского):  " ς   λον   λοις   το ς   ξοις   γαθοπρεπ ς   περιχωρσαν τος – трудное с богословской точки зрения место, так как, с одной стороны, « περιχωρ » означает «обходить кругом» и может быть понимаемо в смысле «облекать», а с другой, – « περιχρησις » является устоявшимся богословским термином обыкновенно применяемым для выражения взаимоединения Лиц Пресвятой Троицы или соединения естеств во Христе, означая, таким образом, полное взаимопроникновение. Так что, образ соединения обоженных с Богом может здесь пониматься двояко.» //Подробнее см. комментарии 53а и 54 А.М. Шуфрина в том же издании (с.367–373), а также комментарий  54–1 Г.И.Беневича там же (с. 427–429).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

(по Ларше), 634–640 г.г. (по Шервуду); ТР 7 (PG 91 69–89), 640–642 гг.; ТР 20; ТР 14 (PG 91 152–153), 640–643 гг. (датировка гипотетична); Письмо к Фалассию (сохранился только отрывок в переводе Анастасия Библиотекаря; Mansi X, 677–678 – PL 129 583–586; ТР 8 (PG 91 89–112), 640 г. (датировка гипотетична); ТР24 (PG91,268–269), 640 г.; ТР25 (PG91 269–273), 640 г.; ТР 6(PG 91 65–69); ТР 26 (PG 91 276–280), 640 г. (датировка гипотетична); Ер 12, 641 г.; ТР 16 (PG 91 184–212), после 643 г. (датировка гипотетична); ТР 19 (PG 91 216–228); ТР 12 (PG 91 141–146), 643–644 гг.; ТР27 (PG 91 280–285), 640–646 гг. 41 Издание Экфесиса императором придавало ему статус более высокий, чем Псифосу, изданному патриархом. Впрочем, по версии, которую выдвинул Максим, сам император снял с себя ответственность за Экфесис, переложив ее на церковные власти. В письме, адресованном папе Иоанну IV, он, по словам Максима, писал: «Когда я вернулся с Востока, [Сергий] попросил меня подписать и издать его» (RM 9). Как бы то ни было, Экфесис не был отменен при жизни Ираклия, и в деяниях Латеранского собора фигурирует как Экфесис Ираклия. Экфесис был одобрен через месяц после своего издания на Константинопольском соборе, проведенном в 638 г. патриархом Сергием. После своего вступления на кафедру Пирр созвал следующий собор, который его утвердил (Mansi X, 674D-680A, 999–1003). ? 44 Здесь следует отметить, что, хотя впервые тезис «ни одна, ни две энергии, но одна воля» появляется в первом послании папы Гонория патриарху Сергию, Гонорий во втором послании этот тезис уже не выдвигает, но придерживается позиции Псифоса: «Мы не должны утверждать ни одного, ни двух действий», к чему добавляет формулу папы Льва: «То и другое естество... действовало и производило каждое в общении с другим» (Деян. Т. IV. С. 195). Итак, если Сергий отошел от Псифоса в сторону антидиофелитства (для обоснования которого он воспользовался формулой Гонория), то Гонорий, напротив, отказался от своей же формулы «одна воля» и попытался увязать Псифос с традиционным римским богословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010