Усумнится и поколеблется всякий монах взяться за духовное делание прежде отрезвления ума, – потому ли, что не познал еще красоты его, или потому, что, познавши, бессилен решиться на это по недостатку ревности. Но это колебание несомненно рассеется, коль скоро он вступит в делание хранения ума, которое есть и именуется мысленным любомудрием или деятельным любомудрием ума. Потому что тогда обретет он Путь, Который сказал: Аз есмь путь, и воскресение, и живот ( Ин. 14, 6 ) (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 201–202). Источник. Кто упражняется в словопрениях, тому невозможно преуспеть в любомудрии (прп. Исидор Пелусиот , 60, 138). Источник. Не гоняющихся за выражениями, не витий, не искусных в словопрении, не величающихся силою слова должно называть мудрыми, но тех, которые отличаются деятельным любомудрием. Если же украшает их и любомудрие умственное, то наименовать их должно мудрейшими. А если – и любомудрие созерцательное, разумею благочестие, о котором одном утверждаем, что оно в собственном смысле есть мудрость, то надлежит назвать премудрыми. Первое любомудрие есть как бы основание и здание, второе – как бы украшение, а последнее – как бы верхний венец здания. Посему как без основания и здания не имеют места ни то, что украшает здание, ни то, чем венчает оное, так и без добродетели не будут иметь места ни умственное, ни созерцательное любомудрие (прп. Исидор Пелусиот , 60, 463). Источник. Когда высота ума ведет не к высокомерию, а к скромности, тогда избегает она и кичливости, и раболепства, не позволяя, чтобы неблагообразное примешивалось к благоприличному (прп. Исидор Пелусиот , 62, 152). Источник. Любомудрие есть исправление нравов, при истинном ведении Сущего (прп. Нил Синайский , 72, 3). Источник. ...Истинное любомудрие состоит в том, чтобы провождать житие в чистоте и всегда возноситься душою превыше телесных страстей (прп. Нил Синайский , 73, 26). Источник. Истинный любомудрец есть тот, кто от существующих вещей познал Творца их и от Творца уразумел сущее и Божественное, не научением только познал, но и испытал. Или: совершенный любомудрец тот, кто преуспел в нравственном, естественном и богословском любомудрии, паче же в Боголюбии (прп. Григорий Синаит , 93, 320).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен... Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы она расслаблялась (свт. Иоанн Златоуст , 55, 142–143). Источник. Берегись излишнего смеха; он расслабляет душу, а душа, расслабев, легко свергает с себя узду закона (прп. Нил Синайский , 72, 238). Источник. Безвременный смех... иногда рождается от беса блуда, а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренне бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею) (прп. Иоанн Лествичник , 57, 183). Источник. Почитай... смех блудодеянием... (прп. Феодор Студит , 92, 26). Да не будет у вас смеха в преогорчение Господа... (прп. Феодор Студит , 92, 96). Кто верует, тот не смеется, но рыдает и плачет о грехах своих, ибо слышит, что смеющиеся в этой жизни будут плакать и рыдать в будущей (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 436). Источник. Старайтесь навыкнуть, и навыкнете так, что будете видеть смешное и не надсмеетесь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 13). Источник. Отцы рассказывали: «Однажды, когда братия ели на вечери любви, один брат рассмеялся за столом, а авва Иоанн Колов, увидев это, заплакал и сказал: «Что это у брата на сердце, что он рассмеялся? Он должен был бы плакать, потому что ест вечерю любви» (98, 43). Некий брат чем веселее был духом, тем больше бесчестили его и насмехались над ним. Он говорил: «Бесчестящие нас и насмехающиеся над нами доставляют средства к преуспеванию, а хвалящие нас вредят нашим душам». Писание говорит: человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его ( Притч. 29, 5 ) (106, 459). Источник. Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к святому великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к его мощам. По пути ему встретился знакомый и спросил: «Куда, друг, свечи и масло несешь?» «Иду помолиться святому Артемию», – был ответ. Встретившийся, насмехаясь, сказал: «Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Зачатие Спасителя во плоти Девы было совершенно нелюбосластно, непорочно, нескверно, неукоризненно, чисто и нерастленно (прп. Нил Синайский , 72, 286). Источник. От Пренепорочной Матери Своей Он (Господь) заимствовал пречистую плоть, а Ей даровал Божество вместо плоти, которую Она дала Ему. О предивный и пречудный обмен! (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 398). Источник. ...Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все ведящие Бога познают и Ее – как место невместимого; и все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она – причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих и Ходатаица вечных. Она – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она – начало, и источник, и корень, уготованный нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее – Иисуса Христа, Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков (свт. Григорий Палама , 26, 144). Источник. Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такою готовою на покорность воле Божией, что родила, и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство и помощь нам (прп. Никодим Святогорец , 70, 95). Низошел Дух Святый на чистую Деву и еще Ее очистил... Чистая Дева соделалась Пречистою, чуждою всякой скверны помышляемой и ощущаемой, соделалась благодатно-чистою, Духоносною, Божественною Девою. В такой обновленный и богоукрашенный сосуд, стяжавший от действия в нем Святаго Духа способность и достоинство приять в себя Бога-Слово, низошло Слово-Бог, сделалось во утробе Девы и семенем, и плодом, вочеловечилось (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 394). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Когда терпишь наказание от Бога, не ропщи, потому что Он, хотя и наказывает, но как Отец, и достоин благодарения, как Благодетель... (прп. Нил Синайский , 72, 243) Источник. ...Бог карает тебя кичливого, чтобы, пришедши в сознание, показал ты в себе перемену на лучшее (прп. Нил Синайский , 73, 197–198). ...Не будем негодовать, малодушествовать и падать духом, когда Господь насылает на нас, что прилично нам (прп. Нил Синайский , 73, 221). Источник. Каждому тяжесть наказания соразмеряется с намерением его и пристрастием ко греху (прп. Исаак Сирин , 58, 41). Источник. ...Если случится, что иной радеющий о добродетели искушен будет каким-либо прегрешением, то, без сомнения, близка к нему милость, чтобы загладить его грех (прп. Исаак Сирин , 58, 41). Источник. Если все святые были причастны обучительному наказанию, то будем вместе с ними благодарны и мы, когда обучительно наказаны бываем, чтоб сподобиться быть причастными и славы их. егоже любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет ( Притч. 3, 12 ), (прп. Максим Исповедник , 91, 251). , которые не соделаются здесь причастными Христу, или обесчестят сие причастие Христу противною тому жизнью, т. е. не поживут по Христу, все такие находятся в опасности подвергнуться там неотменимой уже каре – тягчайшей смерти (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 56). ...Не будем впадать в малодушие от Божиего наказания, но, как говорит Псалмопевец, будем до конца исправлять себя благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа... (см.: Тит. 3, 4–5 ) (свт. Григорий Палама , 26, 30). При жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил лютый грешник, грабивший мертвецов. Однажды, узнав о погребении в уединенном месте дочери вельможи, он отправился к ее могиле с целью снять с нее драгоценные одежды. На пути встретил его святой Андрей и, предузнав о нечестивом деле, начал уговаривать его не делать этого, в противном же случае угрожал Божиим наказанием. Вместо того, чтобы послушаться святого, тот посмеялся над ним и пошел, куда задумал. Отвалив камень от пещеры, в которой была погребена девица, он раскрыл ее гроб, снял с нее саван, затем драгоценную одежду и, наконец, не устыдился и совсем обнажить ее – взял последнюю рубашку. Но в то самое время, когда он заканчивал свое гнусное дело, повелением Божиим умершая встала из гроба и правой рукой ударила его по лицу, и он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! – сказала она. – Хоть бы из-за стыда ты оставил мне последнюю из одежд. Но теперь не будешь красть никогда! И с этого дня узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть Суд и будет воздаяние по смерти». Ослепший вор после этого волей-неволей оставил свое ремесло и начал кормиться подаянием. Часто жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь. «Будь ты проклята, – говаривал он иногда, – моя ненасытная жадность, ради тебя я получил эту ужасную слепоту». Худо тому, кто живет в праздности и занимается воровством (112, 101).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Достойны одобрения те, которые руководятся врожденным законом и делают, что должно, потому что естество человеческое само в себе имеет точное и неподкупное судилище добродетелей... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 438). Вместо светильника, при рассмотрении поступков своих, употребляй совесть; она показывает тебе, какие поступки в жизни твоей добры и какие худы (прп. Нил Синайский , 72, 252). Источник. Тайны каждого знает Бог и совесть; с этого самого всякий и должен начинать свое исправление (прп. Марк Подвижник , 69, 14). Ища врачевания, заботься о совести, и что она тебе говорит, делай и получишь пользу (прп. Марк Подвижник , 69, 14). Источник. Совесть есть естественная книга. Деятельно читающий оную, на опыте познает Божественное заступление (прп. Марк Подвижник , 69, 25). Источник. Добрая совесть приобретается молитвой, а чистая молитва – совестью (прп. Марк Подвижник , 69, 26). Источник. Нельзя без облака пролиться дождю, а без доброй совести угодить Богу (прп. Марк Подвижник , 69, 35). Источник. Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, – сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые отцы, искапывал Исаак, а филистимляне засыпали (см.: Быт. 26 ). Последуя сему закону, т. е. совести, патриархи и все святые, прежде написанного закона, угодили Богу. Но когда люди, через грехопадение, зарыли и попрали ее, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее (совесть); чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Источник. Ныне в нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть... нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное; а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем ее (прп. авва Дорофей , 29, 49–50). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Нил Постник, Синайский, прп. Описания иконы Нил Постник, Синайский, прп. - житие Святой преподобный Нил Постник, уроженец Константинополя, жил в V веке и был учеником святого Иоанна Златоуста. Получив прекрасное образование, Нил еще молодым человеком был назначен на важный пост префекта столицы. К этому времени Нил был женат и имел двух детей. Блеск придворной жизни тяготил супругов. Огромное влияние на их жизнь и их стремления оказывал святой Иоанн Златоуст. Супруги решили расстаться и посвятить себя иноческой жизни. Жена Нила с дочерью удалилась в один из женских монастырей в Египет, а преподобный Нил с сыном Феодулом ушли на Синай, где поселились в выкопанной своими руками пещере. Сорок лет служила эта пещера жилищем преподобному Нилу. Постом, молитвой, трудами стяжал святой высокое духовное совершенство. К нему стали приходить люди всякого звания и сословия – от императора до земледельца, и каждый у святого находил совет и утешение. В своем уединении преподобный Нил много писал. Известны его послания, среди которых – гневные обличения императора Аркадия, изгнав[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Македония. 1388 - 1389.] Прп. Нил. Фреска. Церковь св. Андрея на Треске в Македонии. Сербская Православная Церковь. 1388 - 1389 годы. Файл 8919.jpg:   Размер: 1051x1200, 1.26 MPix, 225 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (154) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 12 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8921.jpg:   Размер: 338x1200, 0.41 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (123) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 8922.jpg:   Размер: 291x1176, 0.34 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (142) , (0) . Описание: [Византия. XIII.] Богородица и преподобные Синая. Икона (фрагмент). Византия. Начало XIII в. 51.4 х 75.3. Собрание монастыря святой Екатерины на Синае. Файл 8925.jpg:   Размер: 304x1194, 0.36 MPix, 76 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (152) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2580

Т. 1. С. 317. 270 См.: Слова подвижнические. Слово 89. С. 421–422; ср.: Тихон Задонский , свт. Об истинном христианстве. Кн. 1.4. I. Ст. 3. Гл. 2. § 46, 47//Творения. Т. 2. М., 1889. С. 124–125; У. Джеймс. Психология. СПб, 1905. Гл. 10. С. 108–123. 271 Си.». Душеполезные поучения. Поучения. 8, 11. С. 101–102, 126–128; см.: Основы. Т. 1. С. 326; ср.: Нил Синайский , прп. О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения. Гл. 7//Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 206. 272 «Примеры: ...в житии прп. Симеона Столпника, прп. Таисии, в одну ночь покаявшейся, и другие». – Еп.В. 273 Слова подвижнические. Слово 38. С. 162; см.: Основы. Т. 1. С. 335–336; ср.: Лествица. Слово 26, 242. С. 214; Достопамятные сказания. Об авве Сисое. 19. С. 253. 275 Основы. Т. 1. С. 336, 338; ср.: Лествица. Слова 15, 41; 26, 3, 75; 27, 72. С. 127, 180, 193, 232; Собеседования египетских подвижников. Собеседование 3. Гл. 14. С. 251–252. 276 Основы. Т. 2. С. 258; ср.: С. А. Нилус. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым. М., 1903. Гл. 3. С. 9–15. 277 Бывают «столкновения бесов чревоугодия и тщеславия, гнева и чревообъядения,... тщеславия и гнева» (См.: Основы. Т. 2. С. 103–104,222–223). 281 Основы. Т. 1. С. 341; ср.: Марк Подвижник , прп. Нравственно-подвижнические слова. М., 1858. Слово 2. С. 70–71; Филофей Синайский, прп. 40 глав о трезвении. Гл. 13//Добротолюбие. СТСЛ, 1993. Т. 3. С. 405–406. 283 Слова прп. Симеона. Слово 71. Вып. 2. С. 218; см.: Основы. Т. 1. С. 342; ср.: Лествица. Слово 4, 115. С. 67. 292 См.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 309–330. 293 Я. В. Литвинова. Гордость//ПЭ. Т. 12. С. 108; М. С. Иванов, проф. Грех//ПЭ. Т. 12. С. 338–339. 294 См.: Герменевтика «восьмеричной» схемы URL: htpp://www.liveintemet.ru/users/isolophey/postl Ю069326.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Исидор Пелусиот , 62, 287). Горе любостяжателъному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь (прп. Нил Синайский , 72, 254). Источник. Как с корнем вырываются деревья сильным и постоянным потоком вод, так искореняется и любовь к миру в сердце притоком искушений, устремленных на тело (прп. Исаак Сирин , 58, 229). Источник. Кто связан любостяжательностью, тот раб страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 277). Источник. Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность; она есть приобретение чего бы то ни было, такого, к чему привязана воля твоя (прп. Исаак Сирин , 58, 277–278). Источник. Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий; любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти (прп. Иоанн Лествичник , 57, 133). Источник. страстный ум во глубину отчаяния погружается помыслами своими (прп. Григорий Синаит , 93, 191). Где налицо это холодное слово («мое»), там, как говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их (свт. Григорий Палама , 26, 135). Источник. Желающие обогатиться впадают в напасти и сети, которые приготовляет им их самое стремление к обогащению. Первым плодом этого стремления есть множество попечений и забот, отводящих ум и сердце от Бога (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 145). Источник. Источники 1. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1902. 2. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1902. 3. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1903. 4. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1903. 5. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слыша это, оставь уныние. Выше всякой надежды и ожидания то, что Бог стал человеком. Если это совершилось, то и все последует за тем с разумной последовательностью. Он не унизил бы Себя так безрассудно и так напрасно, если бы не имел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы тебя возродить по духу; родился от Жены, чтобы ты перестал быть сыном женщины; попустил, что отец Его стал рабом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку (свт. Иоанн Златоуст , 55, 787–788). ...Бог, устроив Себе живой храм в девической утробе для спасения всего мира, чрез него внес в нашу жизнь небесное устроение (свт. Иоанн Златоуст , 55, 791). Источник. ...Он возлежал в яслях, и звездою был указан, как Творец звезд... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 928). Владыка наш Христос, рождеством Своим отверзший непорочные ложесна, Сам по рождестве запечатлел их собственною премудростью, силою и чудодействием, нимало не повредив печатей девства (прп. Нил Синайский , 72, 376). Источник. ...Воистину Христос был единственный, Кто в Своем зачатии разверз ложесна, несочетанно был чревоносим силою одного слова и знамения Божия, как Дева через Ангела и приняла в уши (свт. Григорий Палама , 26, 59). Источник. Крещение ...Во Иордане бывшее на Него сошествие Духа было сошествием на нас, потому что носит Он на Себе наше тело. И было оно не к усовершению Слова, но для нашего опять освящения, чтобы мы причастились Его помазания... (свт. Афанасий Великий , 2, 237). ... к крещению приступил для того, чтобы засвидетельствовать истинность Своего Человечества, – преимущественно же для того, чтобы крещением Своим положить конец крещению Иоанна, так как Он снова крестил тех, кои крещены были Иоанном. Этим показал и сделал ясным, что Иоанн только до Его прихода совершал крещение, ибо истинное крещение открыто Господом нашим, Который соделал его свободным от наказаний закона (прп. Ефрем Сирин , 37, 57). Сошел Владыка ангелов в струи Иордана – и, освятив естество вод, уврачевал всю вселенную (свт. Иоанн Златоуст , 46, 825). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Священнический возглас 3 часа (после молитвы «Иже на всякое время»), как и 6-го, «Молитвами св. отец», – более радостного тона, чем на 1 и 9 часах, ввиду соединяемого с часом воспоминания и близости литургии. Заключительная молитва часа, тоже ввиду этого воспоминания, обращена раздельно ко всем трем Лицам Св. Троицы, Коих просит о спасении. Молитва приписывается св. Мардарию, армянскому мученику при Диоклетиане, и произнесена им на пытке, окончившейся смертью и состоявшей в том, что его, повешенного вниз головой, жгли раскаленным железом; его сомученику – св. Евстратию – принадлежит молитва субботней полунощницы «Величая величаю Тя». 2738 История часа В чине песненных часов 3-й час имел, по-видимому, псалом 16 2739 . Во всех древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайск. библ. VIII в. 863), для 3 часа указываются нынешние псалмы. Также и тропари по псалмах; только Часосл. СПб. Публ. б. 57 и Соф. 1052 XIII в. в «субботу, коли не будет тропаря (дневного), указывают для 3 часа тропари «Страстотерпцы Господни» (ныне седален 2 гл.) и «Страшна смерть тайная». По Трисвятом Синайск. Часосл. 865 XII в. имеет тропари: «Царю Небесный», «Яко посреде учеников», «Многая множества моих, Богородице, прегрешений»; Часосл. Афоно-Пантелеим. библ. 71 XII-XIII в. 2-й тропарь «Егда снишед», 3-й «Взбранной воеводе»; Синайск. 866 XII в. 2-й тропарь «Егда снишед», Типогр. б. 46 и 48 XV в. 2-го не имеет, а 3-й «Тя град и станище имамы». Заключительная молитва отсутствует в Синайск. Часосл. 863 VIII в., 867 XII-XIV в. и Моск. Типогр. б. 47 XV в. В Ватопедск. Часосл. 350 XII в. краткая, похожая на нынешний тропарь, «Иже в третий час»; Синайск. 870 XII в. – нынешняя молитва междочасия; Софийск. (СПб. Ак.) 1052 «Боже Щедрый, утешая нас на всяк час» (кроме того, в начале часа «молитва начинающе всяко пенье» «Владыко, Господи Вседержителю, приемля от Небесных Сил Тресвятую песнь» (та же молитва на этом месте в Типогр. 47); Синайск. 865 XII в. две молитвы – нынешняя междочасия и «Господи Спасе мой, вскую оставил мя еси»; Типогр. 46 и 48 та, что в Соф. 1052 и «Боже Праведный Прехвальный»; Хлудовск. 123 X в. эта и нынешняя; Синайск. 12 и СПб. Публ. б. 57 XIII в. три молитвы: эта же, «Боже Святый, Утешителю Душе истинный», «Боже Вседержителю и Отче Иисусе Христе» 2740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010