И врача, как он ни искусен, и врачебных пособий, как они ни многочисленны и ни многоценны, и болезни, как они ни удобоизлечимы, больше имеет силы произволение больного, если уверит себя, что он болен, и постарается пользоваться врачеванием. Ибо если стечется все сказанное, и не будет оставлено ничего из приводящего к здравию, ничего не возымеет своей силы, как скоро произволение больного противодействует и противоборствует всему этому (прп. Исидор Пелусиот , 62, 393). ...Надлежит вооружить язык не столько на обвинение , сколько на плачевные и молитвенные о нем возглашения. Ибо обвиняемый, как вероятно, более возбуждается к пороку, а оплакиваемый, может быть, и одумается (прп. Исидор Пелусиот , 62, 410). ...Не думай одним средством врачевать всех; но, предлагая приемы, соответствующие болезням и силам страждущих, надейся одержать над ними верх (прп. Исидор Пелусиот , 62, 446). От Господа повелено нам врачевать, а не раздражать поползновенных... (прп. Нил Синайский , 72, 13). Источник. Когда вразумляешь падшего, то слова свои срастворяй состраданием, тогда и слух его смягчится, и просветится сердце (прп. Нил Синайский , 72, 241). Источник. Ревнуй о досточестной жизни, чтобы иметь тебе дерзновение исправлять согрешающих (прп. Нил Синайский , 72, 244). Источник. Кто с первого слова не послушает тебя, не принуждай того прением; но лучше на свою привлеки сторону ту прибыль, которую тот отверг. Ибо незлобие выгоднее для тебя, нежели исправность того (прп. Марк Подвижник , 89, 559–560). Если нужно сделать выговор , то обращай внимание на лицо и выбирай удобное время. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычки к обличениям приводит в бесчувствие и небрежение. Но приказывай властительски, но со смирением, как бы сове туя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо и сильнее убеждает и успокаивает ближнего. Во время же смущения, когда брат тебе сопротивляется, удержи язык твой, чтобы отнюдь ничего не сказать с гневом, и не позволяй сердцу твоему возвыситься над ним, но вспомни, что он брат твой и член о Христе, и образ Божий, искушаемый от общего врага нашего. Сжалься над ним, чтобы дьявол , уязвив его раздражительностью, не пленил его и не умертвил злопамятностью, и чтобы от нашего невнимания не по гибла душа, за которую Христос умер. Вспомни, что и ты побеждаешься страстью гнева и, судя по своей собственной немощи, имей сострадание к брату твоему, благодари что нашел случай простить другого, чтобы и тебе получить от Бога прощение в больших и более многочисленных (согрешениях), ибо сказано: отпущайте, и отпустят вам ( Лк. 6, 37 ) (прп. авва Дорофей , 29, 181).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

К созерцанию Бога непостоянное сердце наше должно быть устремляемо постоянно, потому что в изгибах его кроется коварный враг, который старается отвлечь ум от сего спасительного занятия (авва Антоний, 56, 54). Источник. ...Всякий монах, стремящийся к непрестанному памятованию о Боге, должен навыкнуть постоянно размышлять и сердце, по прогнании всех разнообразных помыслов, потому что не иначе он возможет удержать ее , как отрешившись от всех телесных забот и беспокойств (авва Исаак, 56, 357). ...Святые, которые, постоянно содержа Бога в памяти, как бы на цыпочках ходят по растянутым на высоте ... Они, сущность своего спасения и жизни поставляя на узкой стезе той веревочки (т. е. памяти Бога), думают, что они тотчас подвергнутся жестокой смерти, если нога их, хоть немного поколебавшись, сойдет с пути или переступит за черту спасительного направления. Те же (акробаты), с удивительным искусством производя воздушное шествие в пустом пространстве, если с осторожным, заботливым равновесием не сохранят стезю, слишком узкую для ступни (по канату), то земля, которая для всех есть как бы природное основание и твердый, крепкий фундамент, бывает для них настоящая, явная погибель, не потому, чтобы природа ее изменилась, а потому, что они по тяжести тела стремглав падают на нее. Так и неистощимая благость Божия, при неизменяемом существе своем, никого не оскорбляет; но мы, уклоняясь от небесного и стремясь к земному, сами себя подвергаем смерти, даже самое уклонение становится смертью уклоняющемуся (прп. авва Феона, 56, 593). Памятуй всегда о Боге, и ум твой сделается небом (прп. Нил Синайский , 72, 234). ...Когда утверждено в сердце памятование о Боге, недейственными остаются замыслы сопротивника... (прп. Нил Синайский , 73, 356). Источник. Будем стараться, чтобы и на одно мгновение не переводить дыхания без памятования о Боге; потому что памятование о Боге есть величайшее благо (прп. Нил Синайский , 73, 377). Источник. Ум, из которого похищена мысль о Боге и который далек стал от памятования о Нем, равнодушно грешит и внешними чувствами; ибо ни слуха, ни языка не в состоянии уже быть пестуном таковый, потому что извнутрь его отошла приверженность к подвижническому труду над собою (прп. Нил Синайский , 90, 243). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Большая и непрерывная роскошь побуждает к противоестественной любви и вредит как вообще здоровью тела, так и благородству души. Посему перестаньте предаваться ей, обучите себя употребить в дело если не посты, то довольство малым – эту подлинно целомудренную роскошь, и не будьте... общим для всех посмешищем. Если же ввергаетесь в бездну непотребства, то не изъявляйте негодования на смеющихся над вами и вините собственную свою роскошь... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 163). Источник. Роскошь, эта матерь и питательница всякого невоздержания, когда обильною трапезою, украшенною всякими яствами и сладостями, вкус зрителей возбуждает к пожеланию и, обременяя мысль вкушающих, побуждает иного к вкушению; тогда приводит ум в крушение, погружая в глубину страстей. Посему берегись роскоши и чти довольство малым, хорошо зная, что гнусное дело не может сделаться добрым, будучи прикрашиваемо общим согласием делающих, хотя бы стояли за него все витии и софисты, а также и хорошее дело не изменится в противоположное, если и один только окажется, лучше же сказать, никто не окажется его любителем. Посему, оставив в стороне решение многих, держись самой добродетели (прп. Исидор Пелусиот , 62, 335). ...Содержание роскошное вредит и душе, и телу, не давая места в одной – благоразумию, а в другом – здоровью... возбуждает пожелания противоестественные. Роскошь, наполнив чрево, ведет к пожеланиям сладострастным. Поэтому пользоваться должно содержанием умеренным, а презирать роскошное (прп. Исидор Пелусиот , 62, 449). ... думают достигнуть знаменитости роскошью и тем явно выставляют на позор свое безумие, предосудительное вменяя себе в похвалу и думая тем обратить на себя внимание и заслужить удивление, за что достойны они презрения и осмеяния (прп. Нил Синайский , 72, 138). Не люби роскоши, потому что внушает приверженность к настоящей жизни, а той и другой порождается вражда на Бога (прп. Нил Синайский , 72, 235). Должно отказаться от роскоши; потому что вовлекает в дела, от которых после трезвения бывают воздыхания (прп. Нил Синайский , 72, 248).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бездействие вредит всему и даже телесным членам. Если глаз или уста, или желудок и какой угодно член не исполняет своего дела, то впадает в крайнюю болезнь; но ничто так не терпит от этот, как душа (свт. Иоанн Златоуст , 52, 318). Праздность и роскошь негодны ни к чему, а только служат для тщеславия и удовольствия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 318). Всего неприличнее и несвойственнее христианину – искать праздности и покоя; ничто так не противно призванию нашему и воинствованию, как сильная привязанность к настоящей жизни. Твой Владыка был распят, а ты ищешь покоя? Твой Владыка был пригвожден, а ты предаешься удовольствиям? Это ли дело благородного воина? (свт. Иоанн Златоуст , 54, 331). Источник. Она – нововводительница и имеет великую способность обучать новым порокам (прп. Нил Синайский , 72, 133). ...Праздность для многих служит причиной многого худого, бездействием, умножая как обычные уже пороки, так научая тем, которые пока не были еще обычными (прп. Нил Синайский , 72, 133). Источник. ...Праздность, наипаче для невежд, есть начало худых дел... (прп. Нил Синайский , 72, 392). Источник. Остерегайтесь, возлюбленные, праздности, потому что в ней сокрыта дознанная смерть... (прп. Исаак Сирин , 58, 357). Источник. Никогда не оставайся совершенно праздным... чтобы праздность не научила тебя всякому злу... (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 211). Источник. ...Настоящий покой не вовне, а внутри, и источником имеет не внешнюю обстановку, а внутреннее благоустроение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 19). Источник. Праздное время в заговоре со всеми духами против бедной души... духом налетят и начнут теребить душу... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 37). Источник. Один старец имел ученика, который жил рядом с ним, но в особой келье. Однажды старец слышал бесов, вопиявших: «Горе нам от этих монахов: и к старцу приблизиться не можем, и к ученику его тоже, потому что последний разоряет и строит, и никогда не видим его праздным». Слыша это, старец понял, что от него самого гонит бесов присущая ему благодать Божия, а об ученике недоумевал: «Что это значит – разоряет и строит?» Вечером он пришел к ученику и спросил: «Как живешь?» Ученик отвечал: «Хорошо, отче». Старец стал выпытывать, не впадает ли он в уныние. Ученик указал на лежавшие около него камни и сказал: «Из этого камня я строю стены, а потом разрушаю их и, поступая так, не ощущаю уныния». Великий старец понял, почему бесы не могли приблизиться к его ученику: никогда не видали его праздным, – и поощрил ученика к продолжению трудов. Другим же старец говорил: «Знаю, что своим деланием ученик мой не приносил никакого прибытка ни себе, ни другим; но зато, поскольку не был празден, бесы не находили времени, чтобы приблизиться к нему» (112, 919–920).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Знать, когда должны кончаться наши скорби, принадлежит Богу, Который их попускает, а переносить эти скорби со всею благодарностью – есть дело ума нашей благопризнательности (свт. Иоанн Златоуст , 50, 169). В скорбях благодари, и облегчится греховное иго (прп. Нил Синайский , 72, 234). Источник. Наследникам Евы необходимо скорбеть, но когда переносим скорби с благодарением, для нас клятва обращается в благословение (прп. Нил Синайский , 72, 252). Источник. ...С благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения (прп. Нил Синайский , 73, 388). Источник. Когда постигнет тебя (скорбное) искушение, то не изыскивай, для чего и отчего оно пришло, (но старайся), как бы оное перенести с благодарностью, без печали и злопамятства (прп. Марк Подвижник , 69, 50). Источник. ...С благодарением и разумно переноси находящее на тебя ; если имеешь грехи, то как сладкое, если же не имеешь их, то как очищающее тебя от страстей или ходатайствующее (тебе) Царство Небесное (прп. авва Дорофей , 29, 206–207). Поскольку... безумие и слепота гордыни так близки к людям и так сильны в них, то Всеблагий Бог определил, чтобы вместе с радостным находили на нас и прискорбности, чтобы через то научились мы быть смиренными, а не гордиться. Можешь удостовериться в этом от пакостника плоти, пособника сатанина, томившего апостола Павла, который чудеса творил и такою предельною укрощался славою Божию. почему нам надлежит благодарить Бога более за скорби, чем за утешение, и радоваться прискорбному, как радуемся обвеселяющему (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 270). Каждодневно будь готов к подъятию всякой скорби, помышляя, что скорби суть избавление от многих долгов, и благодари за них (когда встретятся) Святого Бога (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 575). Если скорби о Христе суть дар Божий, даруемый Богом истинному христианину, то христианин обязан благодарением за скорби опытно доказать свое христианство, должен исповедать и принять дар Божий благодарением за дар (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 286–287).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...От скорбей происходит величайшая слава, хвала и радость, а известно, что слава доставляет и удовольствие, потому что где удовольствие, там, конечно, есть и слава... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 156). не потому попускает нам испытывать скорби, что оставляет нас, но потому, что желает за подвиги увенчать нас светлым венцом (свт. Иоанн Златоуст , 47, 679). ...Пусть никто не плачет, подвергаясь сиротству и бедности, потому что в какой мере возрастают они, в такой же мере увеличивается и помощь Божия (свт. Иоанн Златоуст , 48, 132). Источник. Искусство, являющееся из скорби, внушает нам надежду на будущее, и пребывание в искушениях заставляет нас иметь хорошие надежды на будущее (свт. Иоанн Златоуст , 52, 20). Источник. ...Кто здесь не имеет скорби, тот чужд и радости (о Боге) (свт. Иоанн Златоуст , 52, 159). Будь терпелив в скорбях, потому что венцы подвизающимся в них (прп. Нил Синайский , 72, 250). Источник. Если после великой радости постигла вас горесть, то ожидай, что Бог, призванный в помощь, великую печаль преложит, без сомнения, на веселие еще большее прежнего (прп. Нил Синайский , 72, 288). Источник. Где скорбь, где великий плач, там, когда придет время, будет великая радость (прп. Нил Синайский , 73, 187). Источник. За скорби уготовано людям благое, а за тщеславие и наслаждение – злое (прп. Марк Подвижник , 69, 11). Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости (прп. Марк Подвижник , 89, 530). ...Скорбями великими и неисчетными сплетается тебе венец (прп. Иоанн Карпафский , 91, 81). Чем больше здесь (на земле) попечалимся и поскорбим, победствуем и поугнетаемся, тем большие там встретим утешения (прп. Феодор Студит , 92, 299). ...(По смерти) жалеть будете, что не пришлось вам понести гораздо больших подвигов, скорбей и теснот, чем понесли (прп. Феодор Студит , 92, 333). ... биет же всякого сына, его же приемлет ( Евр. 12, 6 ) болезнями и скорбями, чтобы к Себе его притянуть и иметь всегда с Собою, и за труды и подвиги, с благодарностью переносимые, увенчать его венцом терпения и сделать сыном приятным (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 72).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Она придет и всеми способами доставит победу. Если же не сделано нами ничего должного, то напрасно наше призывание; потому что не терпит она посмеяния и не приходит к тем, которые сами себя охотно ввергают в необъятное море (прп. Исидор Пелусиот , 61, 383). Источник. Не только в том, что не в нашей силе... но и в том, что в нашей силе, не возможем привести сего к совершенному скончанию, если не снизойдет к нам великая помощь от Божественного Промысла. Снизойдет же она непременно к тем, которые без уклончивости привнесут от себя все от них зависящее и не опустят ничего служащего к тому. Ибо помощь сия, побуждая нехотящих, тех, которые хотят и все делают, и употребляют все средства, непременно возведет на самый верх преуспеяния (прп. Исидор Пелусиот , 62, 88). Источник. Как выгодное местоположение города влечет за собой и выгодное благорастворение погоды, так и для души благорасположением к добродетели уловляется божественное содействие (прп. Исидор Пелусиот , 62, 158). Источник. Желающему воспользоваться непрепобедимою помощию надлежит просить чего-либо такого, что согласно с законом справедливости, чтобы самою сущностию прошения привлекалась всепомоществующая сила; потому что она, незванно приходя к обиженным, не приходит к призывающим не по действительной нужде, а по любостя жательности (прп. Исидор Пелусиот , 62, 340). Кто упражняется в добродетели, тому справедливо призывать в помощь Божию силу. А кто вовсе не заботится о добродетели, тот, если и призывает, не послушает его Бог; потому что с благоволением взирает только на того, кто исполняет все от него зависящее (прп. Исидор Пелусиот , 62, 420). Великое нечто человек, когда помогает ему Бог, а коль скоро оставлен он Богом, познает немощь естества своего (прп. Нил Синайский , 72, 268). Но и содействие свыше требует также нашего произволения (прп. Нил Синайский , 73, 127). Источник. Печется же о нас Бог, когда и мы печемся о деле духовном (прп. Нил Синайский , 73, 244). Источник. Хотя и почтены мы свободою произволения; однако же без содействия свыше не можем на пути настоящей жизни совершить ни одного доблестного дела (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Те, которые уже утвердились в расположении к добродетелям, не должны (насильственным) образом исторгать течение слез, и не очень много надобно домогаться плача по внешнему человеку; да если бы он как-нибудь был произведен, то никогда не может достигнуть до плодовитости самопроизвольных слез. Ибо своими усилиями более развлекая душу молящуюся, он будет понижать, погружать вниз, низведет с небесной высоты, на которой изумительный дух молящегося неуклонно должен быть утвержден, и по ослаблении внимания к молитве заставит его скорбеть о бесплодных каплях слез (прп. авва Исаак, 56, 343). Источник. ...Слезы покаяния не только не укоризненны, но и приятны Богу, как фимиам (прп. Исидор Пелусиот , 60, 128). Источник. Пользуйся слезами к успешности всякого твоего прошения, потому что Владыка с великою радостью приемлет молитву, принесенную в слезах... (прп. Нил Синайский , 71, 175). Источник. Прекрасная баня для души – слезы во время молитвы; но после молитвы помни, о чем ты плакал (прп. Нил Синайский , 72, 252). Источник. Нет порока, которого бы не истребляли спасительные слезы покаяния (прп. Нил Синайский , 73, 322). Источник. Ковда во время молитвы своей изливаешь потоки слез, отнюдь не возносись тем сам в себе, как будто ты выше многих. Это помощь свыше прияла молитва твоя, чтобы ты, усердно исповедовав грехи свои, слезами умилостивил Владыку (прп. Нил Синайский , 90, 224). Бывают слезы сожигающие и бывают слезы утучняющие. Посему все те слезы, которые исходят из сущности сердца от сокрушения о грехах, иссушают и сожигают тело, а нередко и самое владычественное в душе, во время излияния слез, ощущает от них вред. И сперва человек по принуждению вступает на эту степень слез, и ими отверзается ему дверь войти на вторую ступень, лучшую первой; и это есть страна радости, в которой человек приемлет милость. Это уже слезы, проливаемые по благоразумию: они и укращают, и утучняют тело, и исходят непринужденно сами собою; и не только, как сказано, утучняют тело человеческое, но и вид человека изменяется. Ибо сказано: сердцу веселящуся, лице цветет: в печалех же сущу, сетует ( Притч. 15, 13 ) (прп. Исаак Сирин , 58, 93–94). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Признаем мы, что душа божественна и бессмертна, однако же не единосущна с Пребожественным и Царственным естеством, и не часть сего Божественного, Творческого и Присносущного естества. Ибо если бы она была частью оного неизреченного естества, то не грешила бы, не была бы судима. Если же терпит это, то по справедливости должны мы верить, что она – творение, а не часть высочайшей Сущности; иначе окажется, что Божеское естество судит Само Себя (прп. Исидор Пелусиот , 62, 29). Источник. Воскресение души, умерщвленной грехами, совершается здесь, когда возрождается она в жизнь делами правды. Под умерщвлением же души разуметь должно делание худого, а не уничтожение в небытие (прп. Исидор Пелусиот , 62, 250). ...Душа не ощутима взору (потому что невидима), но телу сообщает крепость и силу; по отшествии ее тело не только остается мертвым, но и разрушается (прп. Исидор Пелусиот , 62, 266). Источник. Природа связана необходимостью и законами, а произволение почтено свободою и властью. Потому для чего, украшая тело, нерадишь о душе? Если придумаешь тысячи ухищрений, гнусного тела не сделаешь благообразным. А душу, если захочешь... возведешь на самую высоту лепоты. И первое, если бы и возможно было, бесполезно и ненавистно, а последнее полезно, не возбуждает ненависти, выше зависти (прп. Исидор Пелусиот , 62, 422). Поскольку могущественна и непобедима лепота души, когда осиявает она соразмерностью добродетелей, напротив того, несносным и зверообразным делается вид души, когда приемлет она на себя срамоту порока, то постараемся приобрести первую, а сгладить последнюю (прп. Исидор Пелусиот , 62, 467). Болезнь... душевная есть уклонение от правого помысла, когда душа препобеждена болезнетворными страстями (прп. Нил Синайский , 72, 67). Источник. В какой мере нечиста жизнь, в такой же и душа делается скотскою... (прп. Нил Синайский , 72, 249). Источник. Прежде нежели обнажены будут душевные струпы, уврачуем их, чтобы сими врачевствами и наказания обратить нам в свою пользу (прп. Нил Синайский , 72, 252). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Исидор Пелусиот , 60, 454). Источник. ...Порок и без другого наказания сам есть наказание, а добродетель и без венцов – венец (прп. Исидор Пелусиот , 61, 104). Источник. ...Гораздо хуже и больше заслуживает наказания – хвалить погрешающих, нежели погрешать... Кто, погрешив, осуждает грех, тот возможет со временем исправиться, имея в осуждении греха весьма великую помощь к тому, чтобы раскаяться; а кто хвалит порок, тот лишает себя помощи покаяния... Поскольку соизволение есть приговор развращенного сердца и души неисцелимо больной, то похваляющий грех справедливо называется гораздо более беззаконным, нежели погрешающий; ибо один весьма скоро удалится от греха, а другой вовсе не удалится, хотя и превозможет тот или другой приговор (прп. Исидор Пелусиот , 61, 451). Источник. Лучше не даваться в плен пороку, а плененному – знать, что пленен, и скорее отрезвляться, как бы от некоего опьянения. Ибо кто пленен, а не думает о своем плене, тот неисцельно болен (прп. Исидор Пелусиот , 62, 148). Источник. Бегайте... порока; он силен на то, чтобы любителей своих приводить в неистовство и делать неразумными... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 149). Источник. Порок, когда неудержимо неистовствует и не допускает уцеломудрения, обыкновенно одним только наказанием может быть остановлен (прп. Исидор Пелусиот , 62, 312). Злоухищрение порока велико и многосложно, но ты преоборай его добродетелью (прп. Исидор Пелусиот , 62, 386). Тогда возненавидишь порок, когда рассудишь, что это – демонский блещущий над нами меч (прп. Нил Синайский , 72, 241). Источник. Кто не ожидает, что даст отчет в сделанном им, тот, конечно, будет держаться всякого порока (прп. Нил Синайский , 72, 363). Источник. Всякий порок оканчивается непозволенным наслаждением... (прп. Марк Подвижник , 69, 12). Источник. Причина всякого порока есть тщеславие и сласть (прп. Марк Подвижник , 69, 17). Источник. Должно возненавидеть сребролюбие, тщеславие и сласть, как матерей пороков и мачех добродетелей (прп. Марк Подвижник , 69, 17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010