...Добропобедный Царь небес, для спасения людей совершивший Свое пришествие на землю, как некоего варвара покорив себе все грешное, после победы умилосердился над тем, как над Своею собственностью (прп. Исидор Пелусиот , 61, 321–322). Источник. Когда губительные демоны с вождем их диаволом не попустили людям пребыть в своем чине, но, предавшись всякой неправде и хищничеству, не зная сытости в поругании над людьми, довели их до последней степени страданий, тогда, тогда именно, Царь всяческих, Отчее Слово, возненавидев самоуправство одних и сжалившись над бедствиями других, облекшись в естество человеческое, вступил в борьбу. И одни победные памятники были уже воздвигнуты, другие воздвигались, об иных же имелась надежда, что будут воздвигнуты. И варварское полчище демонов с вождем их стало оплакивать свои бедствия, а естество человеческое вступало в свободу (прп. Исидор Пелусиот , 61, 330–331). ...Если подобаше пострадати Христу ( Лк. 24, 26 ), то почему наказаны распявшие? – Ответствую на сие: сказанное подобаше пострадати указует на вольное избрание страданий и на Божественное Домостроительство, но не подает мысли об извинительности действовавших, потому что злонамеренность нечестивых не была в согласии с Божественным изволением. Она старалась даже разрушить то, что домостроительствовал Бог. Почему в злодеях действовало нечестие, а Богом совершено премудрое Домостроительство и освобождение людей; лукавство распинателей обращено в благодеяние человеческому роду, и плоть ехидны употреблена на приготовление врачебного пособия... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 1–2). Источник. ... Сам первый на деле показал ученикам возможность делать то, что заповедал (прп. Нил Синайский , 72, 195). ...Помни, что Христос умер за грешных, а не за праведных (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Источник. Диавол... как слепой и бессмысленный, восстал против Него бранью, но это попущено было для того, чтобы совершилось некое великое и страшное таинство, именно, чтобы пострадал Христос безгрешный и через то получил прощение Адам согрешивший.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Велика сила привычки и в добрых и в злых делах; она сама влечет нас, без всякого труда с нашей стороны (свт. Иоанн Златоуст , 54, 801). Источник. Как свинья, валяясь в грязи, чувствует удовольствие, так и душа, одержимая дурной привычкой, даже и не чувствует зловония грехов (свт. Иоанн Златоуст , 55, 536). ...Великое дело привычка; так она сильна, что обращается в природу. Иные утверждали, что привычка – вторая природа, а другие полагали, что и природа препобеждается привычкою, говоря: капля за каплей воды пробивает и камень, хотя что тверже камня и что мягче воды, однако же непрерывность ударов превозмогает природу (прп. Исидор Пелусиот , 62, 295). ...От привычки происходит навык, а навык обращается в природу; превратить же и изменить природу трудно (прп. Нил Синайский , 72, 71). Источник. Бойся привычек больше, нежели врагов. Питающий в себе привычку то же, что человек, который дает пищу огню, потому что мера силы того и другой) зависит от количества вещества. Если привычка потребует чего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою; а если однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя с гораздо большею силою (прп. Исаак Сирин , 58, 413). Источник. Как железо невольно повинуется магниту, так и закосневшие в злых привычках поневоле увлекаются ими (прп. Иоанн Лествичник , 57, 212). Источник. Особенно великий подвиг и тяжелый труд должны бывают испытывать в начале те, которые, прежде своей решимости изменить мирскую и плотскую жизнь на жизнь богоугодную и предаться делам любви и искреннего работания Богу, связали себя злыми навыками через частое удовлетворение желаний своей плотской и страстной воли. В них окрест свободного произволения, хотя с одной стороны стоят возжеланные им требования разумной воли, Богом воздействуемые, но зато и с другой стоят все еще не без сочувствия встречаемые пожелания воли плотской и страстной и, противоборствуя первым, влекут его на свою сторону с такою силою, как иной раз влекут ужем подъяремное; животное; и только благодать Божия дает им силу устаивать в однажды принятом намерении. Время противоборства им и неуступание победы ослабляют силу их; но борьба от этого не прекращается (прп. Никодим Святогорец , 70, 45).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ссоры Не должно ссориться или мстить самому за себя, но, по Господней заповеди, если можно, со всеми надобно иметь мир (свт. Василий Великий , 7, 355). Источник. ...От ссоры происходит вражда, а от частной дружбы и близости происходят подозрения и зависть (свт. Василий Великий , 9, 67). Источник. ...Ссора или зависть начинаются не сами собою, но произрастают от корня славолюбия... (свт. Василий Великий , 9, 303). Источник. ...Если случится ссора между двумя братьями, то первый раскаивающийся получит венец победы, но венчается и другой, если не отвергнет раскаяния, но с готовностью сделает, что нужно для мира (прп. Ефрем Сирин , 30, 190). Источник. ...Не ссорься с братом своим, ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен (прп. Ефрем Сирин , 31, 141). Если будет при тебе ссора, не входи в исследование причин. Если кто во время ссоры обратится против тебя, не раздражай его (прп. Ефрем Сирин , 31, 630). Источник. ...Кто ссорится, тот или изрыгает хулы и таким образом теряет все прежние добрые дела, или в сильном гневе клянется ложно и таким образом впадает в геенну, или наносит побои и совершает убийство... (свт. Иоанн Златоуст , 50, 166). Источник. Когда мы ссоримся с дурными людьми, то бывает то же, что с человеком, который бьет другого лежащего в грязи; он пачкает себя самого, касаясь грязи своими руками (свт. Иоанн Златоуст , 52, 349–350). Источник. ...Любовь к спору и безвременное любопытство есть дело недостойное (свт. Иоанн Златоуст , 52, 507). Источник. ...Зачем мы безрассудно ссоримся друг с другом, зачем враждуем друг против друга, когда нам повелено любить даже и ненавидящих нас? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 616). Источник. Огради себя от высокомерия, ни с кем не входи в ссору, чтобы не быть осужденным за высокоумие (прп. Нил Синайский , 72, 244). Источник. Которые веруют, те не только сами не ссорятся между собою, но умиротворяют и тех, которые рассориваются, подражая Господу... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 436). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Многие, надеясь тем же или даже и большим того, что потерпели сами, воздать противникам здесь, подверглись страданиям тягчайшим тех, какие несли в начале, не потому... что препобеждена была справедливость, но потому, что она славно предоставлена будущей жизни. Почему безмолвием паче и любомудрием надлежит воздавать тем, которые делают нам зло (прп. Исидор Пелусиот , 62, 267). ...Мстить... без меры делом противозаконным, злодейским, лучше же сказать, диавольским. Ибо диавол, многих не убедив начать неправое дело, так как это – явный грех, тем, что без меры мстили, сделал одинаково виновными с начавшими неправое дело (прп. Исидор Пелусиот , 62, 293). Не говори: отомщу врагу; есть у нас праведный Судия на небе (прп. Нил Синайский , 72, 251). Источник. Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия; а кто нашедшую на него скорбь переносит, как свою собственную, тот исповедует прежде сделанное им зло, за которое и терпит, перенося тяжкое (прп. Марк Подвижник , 89, 522). Источник. ...Кто домогается мщения, в том нет любви (прп. Исаак Сирин , 58, 397). Источник. ..Если кто ударил тебя в правую ланиту, а ты не только не обращаешь к нему левой, но сам ударяешь его, то... сделался ты воином и рабом диавола. Ты ударил не брата только, но через брата, которого ударил, ударил и Самого Христа, Который повелел не ударять его, но обращать к нему другую ланиту (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 377). Источник. Господь воспретил мщение, которое было установлено Моисеевым законом, и которым за зло воздавалось равным злом. Оружие, данное Господом против зла, – смирение (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 511). Источник. Один брат пришел к авве Сисою Фивейскому и говорит ему: «Один брат обидел меня, хочу и я отмстить за себя». Старец же увещал его: «Нет, чадо, предоставь лучше Богу дело отмщения». Брат сказал: «Не успокоюсь до тех пор, пока не отомщу за себя». «Помолимся, брат!» – отвечал старец. И, вставши, сказал: «Боже, Боже, мы не имеем нужды в Твоем попечении о нас, ибо мы сами делаем отмщение наше». Брат, услышав сие, пал к ногам старца и просил у него прощения (107, 324). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

138 Приношение современному монашеству. С. 71. Прп. Антоний Великий в своих наставлениях указывает на то, что в древности отцы уходили в пустыню, там чрез долгий труд достигали здравия своих душ, и так уразумевали, как можно врачевать других (Изречения//Добротолюбие. Т. 1. С. 125). Св. Макарий Великий учит стремиться обрести сокровище благодати Христовой, прежде всего, в своих сердцах, а затем уже из этого внутреннего сокровища предлагать словесную помощь другим (Духовные беседы. С. 160). Прп. Нил Синайский замечает, что, лишь когда покорены собственные страсти, можно приступить к возделыванию душ других (Мысли и увещания//Добротолюбие. Т.2. С. 293). «Врач духовный тот, — говорит прп. Иоанн Лествичник, — кто стяжал и тело и душу свободные от всякого недуга, и уже не требует никакого врачевства от других» (Слово особенное к пастырю//Лествица. С. 253). Поэтому «великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал» (Там же. С. 256). 139 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 441—442. Прекрасно учит об этом прп. Иоанн Лествичник: «Истинный учитель тот, кто непосредственно принял от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим, то есть действием осияния и не требует прочих книг» (Слово к пастырю//Лествица. С. 254). Потому-то истинный пастырь может от самой бездны избавить душу, способен воскресить всякую погибшую душу (Там же. С. 253, 256). 140 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 369 141 Слово о смерти. С. 63 142 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 305—306 143 Аскетические опыты. Т. I. С. 242—243. Слово о смерти. С. 64. Приношение современному монашеству. С. 77—78. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 87—88 144 Странник. С. 158 145 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 87 146 Приношение современному монашеству. С. 72—73. В Отечнике свт. Игнатий приводит следующее рассуждение аввы Исаии: «Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

...Ничто не дает покоя душевного, ничто не успокаивает совести и не услаждает мысли, как только справедливость, когда нет ничего, что бы причиняло мучение и возмущало ум (свт. Иоанн Златоуст , 49, 179). Если ты будешь справедлив только между добрыми и не будешь таким между прочими, то справедливость будет отчасти оскорблена (свт. Иоанн Златоуст , 49, 186). ... справедливости – желательную силу направлять к добродетели и к Богу... (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 174). Кто не нарушает справедливости ни из милости, ни по неприязни, ни из ожидания даров, тот – превосходнейшее правило справедливости и неподкупный судия в делах спорных (прп. Исидор Пелусиот , 61, 322). Источник. Не тому справедливо называться справедливым, кто лишен даже всякого случая сделать неправду, но тому, кто, имея и полную возможность, не подымет руки для неправого дела (прп. Исидор Пелусиот , 62, 377). Несправедливым правосудие должно воздать, и непременно воздаст правдивым наказанием, если только не будет несправедливо само правосудие, правдиво всем располагающее и имеющее великое промышление о правде (прп. Исидор Пелусиот , 62, 407). Не почитай справедливость неважным добавлением добродетели, потому что без нее всякое дело нечисто (прп. Нил Синайский , 72, 250). Источник. В житии святого Епифания говорится следующее: «Был в его епископской области человек, по имени Савин, диакон, который занимался писанием книг и отличался благочестием и мудростью. Ученостью своею он стал выше всех живших с ним монахов, и Епифаний, вследствие сего, поручил ведать ему церковным судом. И вот однажды пришли к нему судиться двое, богатый и бедняк. Савин стал на сторону нищего и решил дело в его пользу, тогда как на самом деле был прав богатый, а не бедняк. Епифаний, находившийся в сокровенном месте, слышал слова тяжущихся и Савина, миловавшего нищего на суде. Вскоре, когда он увидел неправо суд творившего диакона на чреде служебной, он подозвал его к себе и тихим голосом сказал: «Иди, чадо, и пиши книги и поучайся тому, что в них написано, чтобы через это сделаться мудрым в решении дел тяжебных, но на суде не милуй и нищего, раз он неправ, и не обижай богатого, если он в своем деле чист». С тех пор святой Епифаний отстранил Савина от производства дел судебных и уже всех приходивших к нему сам судил с утра до вечера, соблюдая при этом полное беспристрастие и не нарушая истины» (112, 264).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Подобно тому, как свет, угасая вечером, не погибает, а только скрывается и, сокрывшись, является вновь, так и человек, погруженный во гроб, как бы на западе, сберегается для востока воскресения (свт. Иоанн Златоуст , 49, 741). Источник. ...Пусть никто не отчаивается за умерших: для Бога – все живы, бодрствуя и погружаясь в сон по Его воле (свт. Иоанн Златоуст , 54, 987). Источник. ...Имея разрушить наше тело, Он прежде изводит обитающую в нем душу, как из жилища, чтобы, построивши более великолепное, снова ввести ее в него с большей славою (свт. Иоанн Златоуст , 55, 764). ...Как в Адаме усилилась смерть, так изнемогла она в смерти Христовой (прп. Нил Синайский , 72, 258). Источник. Конец настоящей жизни несправедливо, думаю, называть смертью, а скорее избавлением от смерти, удалением из области тления... (прп. Максим Исповедник , 91, 307–308). Поскольку христиане после Креста и Воскресения Христова удостоверены, что, умирая, преходят от смерти в живот и в радость сопребывания со Христом, то вожделевают паче смерти. Ибо если Дух Христов есть жизнь души, то какая польза получившему Его жить в этом мире и через то устраняему быть от той радости, которая подается со-пребыванием со Христом? (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 48). Источник. Смерть, попранная теперь и посрамленная Воскресением Христовым, тогда, после всеобщего Воскресения, совсем будет упразднена... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 56). Источник. Господь прошел сею сению смертною, чтобы для нас сделать удобнейшим путь сей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 243). Источник. Неизбежность смерти Покажем себя истинно верующими; не будем оплакивать кончины друзей наших и, когда наступит день собственного нашего призыва, пойдем неукоснительно и благодушно на голос зовущего нас Господа (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 266). Источник. Небесные существа бессмертны по сущей в них доброте, а земные стали смертными по причине находящегося в них самопроизвольного зла, которое у неразумных умножается от разленения их и неведения Бога (прп. Антоний Великий , 89, 71). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Почему первое называется так от слова воспламенение , а второй от слова вскисать и желать отмщения (?????? ????) (прп. Исидор Пелусиот , 62, 137). Источник. Почитающие себя победителями в двух жестоких страстях, разумею раздражение и любостяжание, одерживают победу, которая тягостнее всякого поражения. Ибо бывает и такая победа, которая хуже поражения, и не должно радоваться победе, которая приобретается несправедливо. Доставляемое ею удовольствие, веселя на малое время, с течением времени порождает вечный стыд (прп. Исидор Пелусиот , 62, 221). Источник. ...Наложи бразды на раздражительность, чтобы, наскочив на рассудок, не угасила и благоразумия (прп. Исидор Пелусиот , 62, 264). Сдерживай в себе раздражительность; потому что, выходя из меры, делается она матерью неистовства (прп. Нил Синайский , 72, 236). Источник. ...Поговорим немного и о неразумной страсти гнева, которая во время своего движения и воздействия опустошает всю душу, приводит ее в смятение и омрачает, и человека делает подобным зверю, такого особенно, который легко поползновенен и быстро преклонен на нее. Страсть эта крепится, поддерживается и делается непреодолимою от гордости, и пока сие диавольское древо горести (см.: Евр. 12, 15 ), т. е. гнева и раздражительности, напояется злою водою гордости, дотоле оно разрастается, и цветет, и приносит обильный плод беззакония. Таким образом, это здание лукавого в душе бывает неразоримо, пока имеет подкрепу и поддержку в основах гордости. Посему если хочешь, чтобы это древо беззакония (разумею страсть огорчения, гнева и раздражительности) иссохло в теле и сделалось бесплодным, чтобы секира Духа пришла и посекла его, и оно было брошено в огнь, по слову Евангельскому, и исчезло со всякою злобою, если хочешь, чтобы этот дом беззакония, который лукавый назло строит в душе, собирая в помыслах отовсюду, как камни, основательные и неосновательные предлоги от дел или слов и уготовляя здание злобы в душе, подложив в твердое ему основание помыслы гордости, если хочешь, чтобы этот дом был разорен и раскопан, – то возымей смирение Господа незабвенным в сердце своем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Насмешки Не смейся и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтоб самому не впасть в искушение (прп. Ефрем Сирин , 31, 113). Источник. Береги сам себя, а над падением другого не смейся (свт. Григорий Богослов , 10, 210). Источник. ...Какой... вред человеку от поношения и насмешек со стороны подобных ему людей, когда Создавший сердца наши и Разумеющий все дела наши прославляет и венчает его? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 218). Источник. Если Сократ, этот законодатель аттических учений, и, потерпев побои, не мстил за сие; то почему ты приходишь в смятение, потерпев... только насмешку? Если будешь поступать любомудренно, то сам ты приобретешь Сократову славу, потерпев меньшее Сократова поругание, а оскорбивший тебя, как стрелою уязвлен будет твоим великодушием или даже, может быть, переменится у него и грехолюбивое сердце, и грехолюбивый язык. И тогда воздаст тебе благодарность, как виновнику такой перемены (прп. Исидор Пелусиот , 60, 7). Источник. Не насмехайся над человеком, и во всю свою жизнь не потерпишь насмешки (прп. Нил Синайский , 72, 244). Источник. В июне 1881 года в обители преподобного Сергия оказался один приходской священник, некто о. Димитрий, со своей супругой и дочерью Марией. Он поведал наместнику Лавры архимандриту Крониду о великой милости Божией, явленной им и их дочери преподобным Сергием. Дочь наша Мария, рассказывал он, поехала погостить к помещику нашего прихода и его дочерям. Однажды после обеда девицы вышли на балкон. В это время к балкону подошел немой мальчик попросить милостыню. Мария, по своему легкомыслию, стала шутить над ним, и он, огорченный, в слезах отошел от балкона. На другой день, утром, дочь наша, проснувшись, к ужасу своему, почувствовала себя немой, о чем, плача, письменно объяснила хозяину дома. Все были перепуганы этим несчастьем и тотчас же послали за мной. Я с нею немедленно отправился в Москву, был у многих врачей, и все они нашли, что язык у больной ничем не поврежден, и недоумевали о ее болезни. Прошло несколько месяцев. Я обратился к Богу с мольбой об исцелении своей дочери. Однажды ночью я и жена моя слышим, что дочь во сне с кем-то разговаривает: мы спешим в комнату больной и тихо подходим к кровати со свечами. В это время Мария пробудилась и говорит нам: «Папочка и мамочка! Какой я видела сейчас дивный сон. Я видела пришедшего ко мне старца неописуемой доброты. Он мне сказал: «Ты наказана немотою за то, что насмеялась над немым мальчиком, но, по предстательству к Богу преподобного Сергия Радонежского, тебе возвращается дар слова. В благодарность за это сходи со своими родителями пешком в обитель преподобного Сергия и поблагодари за милость Божию к тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Смерть Господа даровала нам бессмертие; сошед во ад, Он сокрушил силы его и разрушил его могущество...(свт. Иоанн Златоуст , 47, 502). ...Смерть Господа в теле показывает не что-либо иное, как только милосердие Господа, – эта смерть была причиной Жизни Вечной (свт. Иоанн Златоуст , 49, 160). ...Он родился, жил на этой земле, умер, подвергшись казням и мукам-, и освободил весь мир Крестом, – всему этому должно веровать. Нужна великая и славная вера, чтобы веровать, что от креста, орудия смерти, произошла свобода и от смерти – Жизнь, наполнившая всю вселенную... (свт. Иоанн Златоуст , 49, 168). Нисколько не было бы удивительно, если бы живой и блистающий животворящей славой оживотворил вселенную; но могущество Слова состоит в том, что Оно смертию уничтожает смерть и через (полученные Им) оскорбления воссиявает бессмертною славою (свт. Иоанн Златоуст , 49, 703). Эта смерть спасла погибавшую вселенную; эта смерть соединила небо с землею; эта смерть разрушила власть диавола, соделала людей ангелами и сынами Божиими; эта смерть возвела естество наше на Престол Царский... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 764–765). Источник. Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо: через древо изгнал Адама из рая сатана; через древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая (свт. Иоанн Златоуст , 54, 912). Источник. Крест, осмеиваемый идолослужителями, распял многобожную прелесть... страдание предало позору губительных демонов; смерть умертвила смерть; мертвенность плоти мертвыми соделала надежды распинавших; гроб погреб в себе диавола, на всех же одождил источник жизни (прп. Исидор Пелусиот , 61, 418–419). Источник. Не против воли, но добровольно восшел Он на Крест с великим радованием (прп. Нил Синайский , 72, 310). ...Создавший нас Бог, сжалившись над... нашим бедствием, благоволил снизойти туда, куда мы ниспали, дабы призвать нас оттуда, как единый явившийся в мертвых свободный, снисшедший туда Духом живым; но и больше того – Божественным светом осиявающий и излучающий живительную силу, чтобы просветить сидящих во тьме и по духу оживотворить там (в аду) веровавших в Него, оживотворить же также и тела всех в тот день, в который установил оживить и судить весь человеческий род, как и научает нас через послание Корифей в Апостолах: На се бо и мертвым благовестися, да суд убо приимут по человеку плотию, поживут же по Боне духом ( 1Пет. 4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010