Как человеку ревностному и с бодрой волей ничто не может воспрепятствовать, так, наоборот, беспечному и ленивому все может послужить препятствием (свт. Иоанн Златоуст , 55, 538). Источник. Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему приводят (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1097). Источник. ...Если кто истребит в себе леность, тотчас увидит возникающими в себе правые помыслы, которыми утверждаются правда и суд (прп. Исидор Пелусиот , 60, 461). Источник. Леность в ничто обращает предшествовавшие труды, как бы ни были они славны, а рачительность уничтожает и прежнюю леность (прп. Исидор Пелусиот , 61, 75). Источник. Погрешности, допущенные по лености, необходимо уничтожать трудами, и после понесенных поражений снова бороться со многими опасностями (прп. Исидор Пелусиот , 61, 217). Источник. Много себя обманываем и вводим в заблуждение, если, не делая ничего такого, что прилично делать желающим победить, надеемся превозмочь тех, которые делают все, что надлежит делать уготовляющимся к победе. Это значит то же, что сонным и спящим крепко препобедить бодрствующих и ревностно трудящихся, а также ленивым и пребывающим в праздности одержать верх над теми, которые ничем не пренебрегают (прп. Исидор Пелусиот , 62, 179). Источник. ...Отлагающие делать, что должно, объявляют тем желание вблизи увидеть неприятное; своею леностию оскорбляя добродетель, они навлекают на себя наказания, давно готовые преследовать постигнутых ими (прп. Исидор Пелусиот , 62, 212). Источник. ...Кто любит леность, тот праздностью питает страсти... (прп. Нил Синайский , 72, 132). Источник. Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести (прп. Нил Синайский , 72, 240). Источник. Близок конец, да готовится ленивый к понесению наказания (прп. Нил Синайский , 72, 247). Источник. ...Нечистые демоны имеют привычку при тех пребывать и тех более тревожить, которые расслабляют себя леностью и нерадят о молитве... (прп. Нил Синайский , 73, 328). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

авва Нестерой, 56, 421). Источник. ...Желающему достигнуть высшего совершенства не много будет пользы довести покаяние до конца, т. е. удерживаться от непозволенных дел, если не будет неутомимо упражняться в тех добродетелях, кои служат доказательством того, что удовлетворено за грехи. Ибо недостаточно воздерживаться от гнусных пороков, противных Богу, если не будет чистой, совершенной и богоугодной ревности к добродетели (прп. авва Пинуфий, 56, 537). Источник. Живописцы и ткачи, работающие шелковые ткани, искусственные свои произведения испещряют множеством красок и нитей, чтобы составилась совершенная картина или одежда. И преспеяние по Богу состоит не в чем-либо одном, потому что требует для совершенства всех добродетелей (прп. Исидор Пелусиот , 60, 228). Источник. Закон Божий требует, чтобы мы... были совершенны, однако же не иначе достигнуть совершенства, как при постепенном восхождении и преспеянии, будучи сперва напоеваемы молоком, яко новорождени младенцы, и о нем возрастая во спасении (ср.: 1Пет. 2, 2 ) (прп. Исидор Пелусиот , 60, 248). ...Имея веру, как душу, добродетель, как тело, и дар слова, как красивый наряд, и здесь соделаться славными, и там предстать в торжестве благоискусными и увенчанными (прп. Исидор Пелусиот , 62, 238). Источник. ...Всякое совершенство – во Христе, закон же нисколько не приводил к совершенству... (см.: Евр. 7, 19 ) (свт. Кирилл Александрийский , 65, 47). ... ... предлога ссылаться на бессилие тем, которые по собственному долговременному навыку не делают ничего, служащего к пользе... (прп. Нил Синайский , 71, 5). ...Невозможно иначе достигнуть совершенства, как достаточно оставив пристрастие к плотскому сродству (прп. Нил Синайский , 72, 59). Источник. ...Пространство велико, и, чтобы достигнуть конца, нужны скорее крылья, нежели ноги... (прп. Нил Синайский , 72, 114). Источник. Сколько преуспеваешь в законе, столько же признавай себя далеким от совершенства (прп. Нил Синайский , 72, 233). Источник. ...Желающий, по Писанию, возраста в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова достигнути (ср: Еф. 4, 13 ) не должен предпочитать молитве различные служения и без нужды, как случится, брать оные на себя; но и встречающихся по некоторой надобности, и по смотрению Божию, не должно уклоняться и отвергать оные от себя, под предлогом молитвы; но ему (надобно) познавать различие (между молитвою и другими занятиями) и служить смотрению Божию без испытания. Кто мудрствует иначе, тот не верует, что одна заповедь бывает по Писанию и выше, и главнее другой, и не хочет, по слову Пророка, направлятися ко всем заповедям (ср.: Пс. 118, 128 ), встречающимся ему по смотрению Божию. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Душа, преданная сластолюбию, не может ничего, ни слышать, ни говорить. Она становится изнеженною, вялою, робкою, несвободною, боязливою, исполненною лютости неведения, лести, ярости, лености – полною всех пороков и чуждою противоположных им добродетелей (свт. Иоанн Златоуст , 54, 715). Источник. Все удовольствие доставляемое вкушением пищи, исчерпывается временем глотания: когда проглатываемое минует то, что в горле, где сосредоточено чувство вкуса, его как будто бы и не было (свт. Иоанн Златоуст , 54, 983). Источник. Кто целомудрием и воздержанием обуздывает сластолюбие, для многих кажущееся неодолимым, тот, имея душу, свободную от всякой гнусной страсти, вправе восхищаться многими и славными победами (прп. Исидор Пелусиот , 61, 309). Источник. Матерь сластолюбия – чревоугодие (прп. Нил Синайский , 72, 78). Бегай... сластолюбия – этой матери погибели и смерти, не слушай слов его, потому что оно, как волк, ласкает агнцев (прп. Нил Синайский , 73, 400). Источник. Сластолюбие есть диавольская уда, влекущая к погибели (прп. Нил Синайский , 73, 414). Источник. Сластолюбие – питатель неусыпающего червя. Сластолюбие – смерть бессмертной души (прп. Нил Синайский , 73, 415). Источник. Сластолюбивое (одних приятностей ищущее) сердце во время исхода бывает темницею и узами для души; а трудолюбивое (любящее себя озлоблять и утруждать наперекор себе, Господа ради) есть отверстая дверь (в другую жизнь) (прп. Марк Подвижник , 89, 522). Блажен, кто заградил себе уста от всякого сластолюбия, отлучающего его от Создателя (прп. Исаак Сирин , 58, 50). Источник. В сластолюбивом теле не обитает ведение Божие (прп. Исаак Сирин , 58, 306). Источник. Кто иногда плачет, а иногда наслаждается и говорит смешное, тот, вместо камней, бросает хлебом на пса сластолюбия; по видимому он отгоняет его, но самым делом привлекает его к себе (прп. Иоанн Лествичник , 57, 78). Источник. Рыба спешит убежать от удочки; а душа сластолюбивая отвращается безмолвия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 119). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Тогда как похоть плоти неудержимо стремится к одному греховному и находит удовольствие в одном том, что доставляет временный покой; дух, напротив, весь желает прилепиться к делам духовным, оставляя даже самые необходимые потребности плоти, желает предаться исключительно тем одним, не уделяя даже и малой заботы о тленной плоти сей. Плоть услаждается сластями и похотями; духу неприятны даже естественные нужды. Та желает насыщаться сном и наполняться пищею; сему питательнее бдения и посты, и он не хотел бы принимать пищи и сна даже столько, сколько это необходимо для жизни. Та желает изобиловать всякими сокровищами; сей неохотно имеет даже малую часть хлеба на каждодневное содержание. Та желает нежиться и окружать себя толпою ласкателей; сему отраднее житие жестокое и уединение пустыни, удаленной от сопребывания смертных. Та пленяется похвалами и почестями человеческими; сей радуется, если терпит гонения и обиды (прп. авва Даниил, 56, 230). Сколько для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление, укрощающее надмение страстей, столько же для плоти, изнемогающей и вместе с душою подвергающейся злостраданию, потребна помощь, чтобы подчинялась Божественным заповедям. Посему должно заботиться и о том и о другом, а при недостатке чего-либо одного усовершение трудно (прп. Исидор Пелусиот , 60, 5). ...Плоть рвется и скачет, нелегко уступает изнуряющим ее, но нередко, побежденная в юности, за поражения сии вознаграждает себя победами в старости и уничтожает славные памятники, после побед над нею воздвигнутые (прп. Исидор Пелусиот , 62, 227). Источник. Пока пища утучняет тело; восстает и самовластвует плотское мудрование, узаконяя подвластным, что ему угодно (прп. Нил Синайский , 71, 9). Источник. Давай плоти то, что ей нужно, а не что хочет она получить (прп. Нил Синайский , 72, 235). Изнуряй плоть добрыми трудами, но позаботься не приводить ее в совершенный упадок (прп. Нил Синайский , 72, 236). Источник. Всего лучше гнушаться плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют (прп. Нил Синайский , 72, 248–249). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Отвергший Божественную заповедь и решившийся прогневлять Детоводителя преступлениями умирает без милосердия... (свт. Кирилл Александрийский , 65, 36). Источник. ...Никто не удостаивается приять небесные дары Святаго Духа, если не будет предварительно упражняться в изучении святых заповедей... (прп. Нил Синайский , 72, 245). Источник. ...В число предателей включаются и христиане, которые не исполняют заповедей, пренебрегают ими, ведут себя высокомерно и следуют своим лукавым хотениям (прп. Нил Синайский , 73, 50–51). Где заповедь Божия, там, конечно, и искушение, и вражеские козни (прп. Нил Синайский , 73, 107). Источник. Не должно пренебрегать и малых по видимому заповедей, но надобно исполнять и их вместе с великими (прп. Нил Синайский , 73, 379). Источник. ...Какого утешения не имеют заповеди Христовы? – Но произволение не устремляется к исполнению их, ибо если бы устремлялось, то, при помощи благодати Божией, все было бы для него легко (прп. Зосима, 91, 115). Источник. Сколько мы, веруя, исполняем заповеди Божии, столько и Дух Святый производит в нас Свои плоды (прп. Марк Подвижник , 89, 489). Источник. Исполнивший заповедь пусть ожидает за нее искушения. Ибо любовь ко Христу испытывается противностями (прп. Марк Подвижник , 89, 528). Господь сокровен в заповедях Своих и ищущими Его обретается по мере (исполнения их) (прп. Марк Подвижник , 89, 536). Источник. Духовный закон суть заповеди Христовы, из которых первая и величайшая есть любовь; она не мыслит зла, но вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит ( 1Кор. 13, 5, 7 ), по слову Писания. Сею любовью различаемся мы один от другого, но (полноты) ее достоинства никто из нас не достигает, а ожидает, что благодать Христова восполнит наши недостатки, если только мы не вознерадим о делании по силе нашей, ибо Бог знает, сколько мы не можем сделать по немощи и сколько не исполняем дела любви по нерадению. Но так как любовь укрепляется не только произвольными трудами, но и случающимися скорбями; посему-то много нужно нам терпения и кротости, при содействии помощи Божией (прп. Марк Подвижник , 89, 538). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если спросит кого осмелившийся клеветать на истину: «Все ли Богу возможно?» и тот ответит: «Да», а спрашивающий присовокупит: «Следовательно, возможно и злое?» – то всего справедливее подвергнуть осмеянию, как невежду, не отвечающего, а паче спрашивающего; потому что зло не причисляется ко всему тому, что возможно Богу. Где именуется Бог, там несомненно последует добро. И кто имеет здравый ум, тому не придет и на мысль, что возможно Богу зло. Никто также не назовет немощью невозможность делать зло; потому что делание зла есть в собственном смысле немощь (прп. Исидор Пелусиот , 60, 378). Источник. Хорошо не делать никакого зла, но лучше при сем даже охотно терпеть зло (прп. Исидор Пелусиот , 60, 396). Источник. Ограждай слух и очи, потому что чрез них входят все стрелы злобы (прп. Нил Синайский , 72, 237). Источник. ...Кто делает , тот наследник диаволов (прп. Нил Синайский , 72, 250). ...Вознамерившийся сделать зло другому себе паче делает зло, по правдивому определению Всевидящего Бога (прп. Нил Синайский , 73, 121). Источник. Злоба, питаемая помышлениями, делает сердце дерзким, а истребляемая воздержанием и надеждою сокрушает его (прп. Марк Подвижник , 69, 8–9). Источник. Тайный делатель зла хуже обижающих явно, потому он и наказывается строже (прп. Марк Подвижник , 69, 19). Источник. Если не хочешь терпеть зла, то не желай и делать зла (прп. Марк Подвижник , 69, 19). Источник. Как нельзя пасти овец вместе с волками, так невозможно получить милости тому, кто делает зло ближнему (прп. Марк Подвижник , 69, 19). Источник. Без сокрушения сердца невозможно совершенно избавиться от зла... (прп. Марк Подвижник , 69, 51–52). Источник. Не испытывать приражений зла есть принадлежность одного Естества Непреложного, а не человеческого (прп. Марк Подвижник , 89, 511). ...Все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше (прп. Марк Подвижник , 89, 535). Источник. Всех зол предводитель есть неведение; второе же по нем есть неверие (прп. Марк Подвижник , 89, 548). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слава и знатность не в местах, не в одеждах, не в сане, не во власти, но только в душевной доблести и любомудрии (прп. Нил Синайский , 71, 68). Мала, ничтожна, малодневна и ничем не отлична от весенних цветов эта смешная и позорная слава, воздаваемая тебе людьми, но велик и тяжел последующий за ней стыд. Посему, если не хочешь быть постыженным, не желай и быть прославленным этой непрочной, легко уничтожаемой и умаляемой славой (прп. Нил Синайский , 72, 396). Источник. ...Славолюбивый подобен любодейной деве, которая, гоняясь за своими возлюбленными, за то более и бывает ими ненавидима, что неистово их любит (прп. Нил Синайский , 73, 250–251). Источник. ...Не иначе можно достигнуть славы, как только избегая ее, а пока гонимся за славою, она бежит от нас (прп. Нил Синайский , 73, 396). Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей, сперва возлюби обличение о грехах своих (прп. Марк Подвижник , 69, 14). Источник. Превознесшись похвалами, ожидай бесчестия... (прп. Марк Подвижник , 69, 20). Источник. Кто ищет похвалы, тем обладает страсть (прп. Марк Подвижник , 69, 21). Источник. Если увидишь, что кто-либо лицемерно тебя хвалит, то ожидай от него в свое время порицания (прп. Марк Подвижник , 69, 22). Источник. Кто с ведением убегает смертной славы, тот ощутил в душе своей будущий век (прп. Исаак Сирин , 58, 277). Лучше, чтобы многие называли тебя невеждою за простоту, нежели мудрым и совершенным по уму, ради славы (прп. Исаак Сирин , 58, 286). Источник. Мирская слава есть утес в море, покрытый водами, и неизвестен он пловцу, пока корабль не станет на нем дном своим и не наполнится водою (прп. Исаак Сирин , 58, 400). Источник. Как облеченный в шелковую одежду, если бросить на него рубище нечистое, отбегает, чтобы не замарать своего драгоценного одеяния, так и святые, будучи облечены в добродетели, убегают человеческой славы, чтобы не оскверниться ею. А ищущие славы подобны нагому, который желает найти хотя малое рубище или иное что-либо, дабы покрыть свой стыд; так и необлеченный в добродетели ищет славы человеческой (прп. авва Дорофей , 29, 45). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожною, когда посмотришь на продолжительность будущей славы, и все скорби от созерцания безмерного блаженства удалятся, как дым, истощившись до ничтожества, исчезнут, и никогда не явятся, как угасшая искра (прп. Иоанн Кассиан , 56, 149). ...Нет сомнения, что и в будущем веке он будет участником того же (служения), чему ныне захотел быть служителем и сообщником, как говорит Господь: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет ( Ин. 12, 26 ) (прп. авва Моисей, 56, 177). Не пышность, не кичливость, не суетная слава вводят в горнюю светлость, но добрый нрав, досточестная жизнь, невыказывающее себя общение с нуждающимися, потому что здешними похвалами уничтожается вознаграждение за благотворение. Но кто взыскует тамошнего воздаяния, тот и ныне приемлет начатки, и там приобретает богатую награду (прп. Исидор Пелусиот , 60, 126–127). Источник. ...Веку будущему предоставлено то, чтобы слава была наивеличайшая, с великим преизбытком превосходила и слово, и разум, и настоящее состояние (прп. Исидор Пелусиот , 61, 453). Источник. ...В будущем веке... не все насладятся одними и теми же благами, так как и несправедливо было бы, чтобы сделавшим неравное воздано было равным (прп. Исидор Пелусиот , 62, 333). ...Срамно... видеть, что имеющие в виду наслаждение вечными благами роются в прахе земных вещей... (прп. Нил Синайский , 72, 82). Источник. Если плывущие морем во время бури небрегут о своих товарах и своими руками бросают груз в море... то почему мы для лучшей жизни не пренебрегаем того, что душу влечет в бездну (прп. Нил Синайский , 72, 82). Источник. Лепота и множество будущих благ беспредельны... (прп. Нил Синайский , 72, 253). Источник. Жизнь вечная есть утешение в Боге; и кто обрел утешение в Боге, тот почитает излишним утешение мирское (прп. Исаак Сирин , 58, 166). Источник. Бог, обетовавший тебе вечные блага, и давший в сердце твоем залог Духа, заповедал тебе пещися о своем житии, чтоб внутренний человек, освободясь от страстей, еще в настоящей жизни начал вкушать те блага (прп. Максим Исповедник , 91, 242).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Для удрученных скорбью нет ничего полезнее вначале, как тишина и молчание (свт. Иоанн Златоуст , 55, 620). Если Христос столько потерпел за нас, бывших врагами, то на что мы сможем сослаться, если ничего за Него не потерпим? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 704). Источник. Тени и колесу уподобляй житейские скорби и радости, потому что непостоянны, как тень, и вертятся, как колесо (прп. Нил Синайский , 72, 243). Источник. При постигших бедствиях не давай ослабевать доброй надежде и не выпускай из рук рог Божественного упования (прп. Нил Синайский , 72, 321). Источник. ...С усердием должны мы прибегать к Нему без всяких жалоб или ропота, но во всякой скорби ограждаясь благою надеждою (прп. Нил Синайский , 73, 301–302). Тир значит затруднительность или скорбь. Но после затруднения и скорби, насылаемых на нас демонами, когда перенесем их великодушно, увидим возрождающееся для нас лучшее, упокоивающее нас от предшествовавшего, труда, состояние, которое дарует нам Бог свыше. Таково-то, думаю, псаломское изречение: дщи Тирова с дары ( Пс. 44, 13 ), потому что большую часть божественных дарований примечаем зарождающимися в душе после затруднения и скорби (прп. Нил Синайский , 73, 307). Кто в сих терпелив, тот и в прочем получит помощь (прп. Марк Подвижник , 69, 9). Кто переносит настоящие скорби с надеждою получения будущих благ, тот обрел ведение истины, и удобно избавится от гнева и печали (прп. Марк Подвижник , 69, 46). Источник. Достоверно знайте, что если мы не переносим постигающих нас скорбей с верою и благодарением, то не можем познать скрытого в нас зла; если же явно не познаем его, то ни настоящих злых помыслов не можем отвергнуть, ни очищения от прежних зол взыскать, ни относительно будущего не можем получить твердой уверенности (прп. Марк Подвижник , 89, 509). Источник. Постигающие нас скорби и обличения, по-видимому, не бывают подобны нашим винам, но в духовном отношении сохраняют всю правду... Источник. Как воины, если они будут обличены в каком-либо преступлении, подвергаются наказанию биения, но не то самое зло терпят, какое сделали, так и все мы бываем наказываемы постигающими нас скорбями своевременно и прилично к покаянию, но не подобообразно, ни в то же время, и ни теми же вещами. Это, т. е. отсрочка времени и несходство постигающих нас скорбей с нашими винами, и приводит многих в неверие правде Божией (прп. Марк Подвижник , 89, 510). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Таково наше любомудрие: в одной душе соединяет и смиренномудрие, и высоту, – смиренномудрие, чтобы ни перед кем не превозноситься, и высоту, чтобы не иметь готовности кому-либо льстить (прп. Исидор Пелусиот , 62, 144). Источник. Если в трудных обстоятельствах все обыкли почитать для себя лучшим, чтобы удаюсь, чего самим хочется, или не удалось, что желательно врагам; то мы, величающиеся именем учеников Христовых, будем искать полезного не только нам самим, но и тем, которые с нами в раздоре, потому что в полезном для ближних (хотя и странным покажется сказанное) заключается вместе полезное и для нас (прп. Исидор Пелусиот , 62, 327–328). Божественные законы требуют, чтобы мы были образцами для других людей и неукоризненностью жизни указывали всем непреткновенный путь (прп. Нил Синайский , 72, 147). Источник. По сим чертам познается старающийся быть подражателем Богу, в благотворении пребывает он для всех равен, и для друзей, и для расположенных неприязненно, терпит ли зло, воздает за зло добром и обижающих пристыжает не только тем, что великодушно переносит дерзости, но и тем, что всякое добро, какое только может, оказывает им от полноты сердца (прп. Нил Синайский , 72, 162–163). Источник. Чистота и сострадательность – матери добродетелей; поэтому без той или другой невозможно быть Христовыми воинами (прп. Нил Синайский , 72, 251). ...Кто не предаст себя всецело на крест в смиренном мудровании и самоунижении, и не подвергнет себя перед всеми на попрание, унижение, презрение, онеправдование, осмеяние и поругание, чтобы переносить все это с радостью Господа ради, не ища ничего человеческого, ни славы, ни чести, ни похвалы, ни сладкого ястия и пития, ни (красных) одеяний, тот истинным христианином быть не может (прп. Марк Подвижник , 89, 472–473). Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем (прп. Исаак Сирин , 58, 161). Источник. ...Превосходный алфавит для всех есть следующий: послушание, пост, вретище, пепел, слезы, исповедание, молчание, смирение, бдение, мужество, стужа, труд, злострадание, уничижение, сокрушение, непамятозлобие, братолюбие, кротость, простая и нелюбопытная вера, беспопечение о мире... беспристрастие, простота с незлобием, произвольная худость (прп. Иоанн Лествичник , 57, 178). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010