Арханг. Д. 163. Требник. 1590-е гг. 4°. 253 л. Записи: л. 16–19 – «Лета 7106-го продал сию книгу Рожественьскои диякон Клим Офонасьев ис Переславля из Залеского Никону священнику черьному города Воронежа, а подписал диякон Клим своею рукою»; л. 252 об. – «Сия книга глаголемая Потребник Савелья Никитина сына Объечело» (XVII в.); л. 2 (запись повторяется на л. 11, 21) – «Принадлежит Спасо-Прилуцкой церкви Архангельскаго уезда» (XIX в.); наклейка на обороте верхней крышки переплёта – «Спасо-Прилуцкой ц. Арханг. у. поступила 27.X.1910». Содержание: л. 172 об.–174 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ). Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 218–220. Арханг. Д. 164 . Требник иноческий. Конволют: 1) л. 1–94 – 1620-е гг.; 2) л. 95–122 – 1590-е гг.; 3) л. 123–129 – 1600-е гг. (часть рукописи с исповедными текстами датируется 1590-ми гг). 4°. 129 л. Запись: л. 122 – «Се яз смиренный Варлам» (XII в ). Содержание: л. 95–96 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 97–99 – поновление; л. 99–101 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 101–102 об. – поновление. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, выл. 1. С. 220–221. Арханг. Д. 165. Часослов с дополнениями. XII в. (1600-е гг.) 4°. 292 л. Содержание: л. 276 об. –280 – поновление священникам; л. 280–282 об. – поновление инокам. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 221. Арханг. Д. 168. Сборник богослужебный. Первая четверть XII в. 4°. 70 л. Содержание: л. 1–25 об. – чин исповеди (без конца); л. 6 об.–9 об. – поновление; л. 9 об.–12 – вопросник женщинам (Ж-Свир. 91); л. 12–14 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 14–15 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 16–20 – поновление инокам. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 225. Арханг. Д. 217. Сборник. Конволют: 1) л. 1–193 – рубеж XVI–XII вв.; 2) л. 194–285 – середина XVI в. 4°. 285 л. Филиграни: первая часть: Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами P/GG, вид; Хивуд, 3578 (1597 г.); вторая часть: Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами BR, вид: Лихачёв, 3346 (1542 г.), Брике, 12704 (1542 г.). Записи: л. 275 об. – «Старца Максима Пиклинова»; л. 282 об. – «Сия книга государе...» (запись обрывается). Содержание: л. 72 об.–78 об. – правило о епитимьях («уроки за грехи»); л. 258–268 об. – поучение о покаянии мирянам; л. 269–272 об. – поновление мужчинам; л. 272 об.–274 об. – поновление вельможам; л. 274 об.–278 – поновление священникам; л. 278–283 – поновление мужчинам; л. 283–285 об. – молитва разрешительная.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Подведши итог числу дворов 276 и числу душ обоего пола, показать – есть ли в приходе раскольники; если есть, то какого толка и сколько душ мужского и женского пола. В примечании к форме клировых ведомостей, приложенной к указу Св. Синода от 31 марта 1829 года, сказано: ведомость подписывается по листам всем причтом 277 и представляется под конец года благочинному, который, дополнив ее своими свидетельствами о познаниях и поведении лиц, писанных в оной, и своим подписанием засвидетельствовав ее верность 278 , представляет оную (в соединении с подобными его ведомства) епархиальному архиерею в первой половине января следующего года. За верность рекомендации ответствуют в особенности благочинные, а за верность прочих показаний ответствует как причт, составивший ведомость, так и благочинный, ее засвидетельствовавший; впрочем, за такие показания, которые благочинному неудобно поверять, как наприм. о числе приходских душ, ответственность лежит особенно на причте 279 . В § 44 инстр. благочннным сказано, что благочинные обязаны ежегодно представлять к 1-му января клировые ведомости с добросовестным свидетельством об исправности или неисправности поведения и благонадежности каждого члена причта, а равно о поведении жен и детей священно- церковнослужительских, один экземпляр сих ведомостей – преосвященному, другой – в Консисторию, третий – в духовное правление, где таковое есть 280 . б) Исповедные росписи имеют весьма важное значение как в церковном, так и в гражданском отношениях. 1) Эти росписи служат подкреплением доказательств событий браков, в случае возникших в метрических книгах сомнений, или если брак в них не записан (Уст. Дух. Консист. ст. 263); 2) за невозможностью получить метрическое свидетельство, по неимению метрических книг, или при сомнительности обстоятельств, которые в них записаны, могут быть в доказательство рождения от законного брака принимаемы исповедные росписи (Св. Зак. т. X част. II ст. 1356 по изд. 1876 г.; Ук. Св. Син. от 25 сент. 1820 г. за 24360 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

И действительно, как мы уже знаем, Сатур был сделан чтецом, а исповедник Оптат иподиаконом 275 . Обыкновенный порядок, которого св. Киприан доселе держался при посвящении клириков, был таков: «нравы и заслуги каждого кандидата обсуживались предварительно общим голосом клира и народа, и потом уже, с общего согласия, совершалось самое посвящение избранного и одобренного лица» 276 . Находясь в убежище и здесь совершая посвящения, св. Киприан, естественно, не мог теперь выслушивать голоса духовенства и народа, и являлся как бы нарушителем древнего обычая 277 . Но в своих письмах, писанных им по этому поводу, он оправдывает настоящий свой поступок, с одной стороны, тем, что к клиру причислялись такие лица, которые, по «общему совету всех», уже прежде были допускаемы к отправлению церковных обязанностей, а с другой он ссылается на всеобщую известность некоторых вновь посвященных клириков, как исповедников и мучеников, так что выбор этих последних должен был зависеть и зависел скорее «от указания божественного, нежели от свидетельства человеческого» 278 . Так, посвященному в клир Сатуру еще прежде неоднократно поручалось чтение в день Пасхи, а Оптат, до посвящения в иподиакона, назначен был прямо из чтецов учителем оглашенных 279 . Знаменитый юноша Аврелий сделан был чтецом, как «одобренный и возлюбленный Самим Богом, дважды исповедник и дважды славный победитель в своем исповедничестве» 280 . Таков же был выбранный в товарищи Аврелию чтец Целерин, первый и искуснейший среди воинов Христовых, которому даже не хорошо и не прилично было оставаться без церковной почести 281 . С той же целью, чтобы удостоить этих двух чтецов особенной чести, св. Киприан повелел клиру при месячных разделах церковных доходов выдавать им, как будущим пресвитерам, такие же части, какие приходятся на долю священников 282 . Тогда же причислен был к карфагенскому клиру Нумидик, пресвитер другой неизвестной церкви, прославившийся также особенными подвигами во время гонения 283 . Но главным образом предполагал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

На Павла исповедника ивведена была calumnia de Constante et Magnentio («hist, aceph.» n 2), и он отправлен был в железных кандалах сперва в Сингару, потом в Емису, наконец в Кукус каппадокийский, где и был удавлен.  Το δ τοιοτου θαντου δικονον [Ath. de fuga, n. 3, даже  δμιον] λεγον γεγενσθαι Φλιππον τν γενμενον παρχον. Но и префекта постигло Божие наказание:  ο γρ παρλθεν νιαυτς, κα μετ πολλς τιμας καθηρθη τς ρχς Φλιππος, испытал горькую долю опального сановника и умер на чужбине; последние дни его жизни были отравлены постоянным страхом, что вот явится человек посланный убить его. Atii an. Inst, ad mon., n. 7. Эти сведения о кончине Павла константинопольского (а может быть и о Филиппе) идут из источника самого высокого качества: из рассказа Филагрия, который в то время был викарием диэцеза Понта. Обвинение в магненцианстве возможно было не ранее 350 г.; но ученые – от Тилльмона, VI, 832, до Гуоткина 280. 146, 1 – справедливо полагают, что и кончина Павла последовала в том же 350 г. Если в Галлии (Amm. Marc, 14, 5) преследование магненциан продолжалось и в 353 г., то эта префектура была очагом узурпации; но предположить существование «магненциан» в Константинополе можно было под гнетом первого впечатления, когда император вынужден был считаться разом с двумя узурпациями, – не в 351 г, когда он счастливо одержал верх над обеими. Что осенью 350 г. разыскивали в Константинополе всякую измену, очень вероятно: 25 октября совершается память св. нотариев, которые (Soz. 4, 3; 3, 7, 5 .  6 ) обезглавлены были по подозрению, что они подняли то восстание, во время которого погиб в 342 r. magismer equimum Гepмoreh. Память св. Павла исповедника совершается 6 ноября и нет никаких оснований думать, что день его кончины в месяцесловах обозначен неверно. Но менее, чем год спустя, Филиппа постигла опала, следовательно еще до 6 ноября 351 г. он лишен был должности префекта. Еще в июле – августе 351 г. он стоит на высоте своего положения пользуется доверием императора и сам служит ему верой и правдой. За что постигла его так скоро опала, угадать не легко; но и сомневаться в возможности этой опалы было бы странно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Присматриваясь к этим руководствам, мы замечаем, что их неизвестные авторы и редакторы стояли на степени развития Кирика 280 . Они пользовались теми же самыми сомнительными источниками, которые были под руками новгородского духовника, хотя и брали из них другие положения 281 . Некоторые исповедные вопросы в этих руководствах навеяны Вопрошанием Кирика 282 . Но главное, по ним проходит красною нитью основная идея мировоззрения Кирика о физической чистоте. – Насколько типично миросозерцание Кирика, может свидетельствовать следующий факт. Мы знаем, что его Вопрошание представляет несколько вопросов, относительно которых мнение автора совершенно расходилось с воззрениями его епископа. И вот следя за судьбой этих вопросов в наших епитимейниках и других памятниках, мы видим, что взгляды Кирика переживают воззрения его владыки. Для примера возьмем вопрос о половом воздержании в великий пост. Кирик его проповедовал, думая, что можно допускать к причащению только проведших чисто все говенье, а Нифонт осуждал такой взгляд. После Нифонта и архиеп. Илия вооружался против этого мнения, распространенного среди новгородского духовенства, обращаясь не без иронии к священникам; «а вы, попове будуче, оже всхощете служити коли, т чи на много дний отлучаетеся от попадий своих?» 283 . Между тем исповедные вопросы и другие статьи последующего времени повторяют взгляд Кирика 284 . Подобное же торжество его воззрений над взглядами владыки Нифонта мы видели и в истории вопроса о замене епитимии литургиями. Очевидно, для древнерусского духовника были не по плечу воззрения новгородского епископа XII в. И в «уставе блаженнаго Нифонта», как называли в древности Вопрошание, он считал для себя более обязательными мнения Кирика. Таким образом можно сказать, что основные черты мировоззрения древнерусского духовника определились так же рано, как и его общественное положение – еще в XII веке. Эта неподвижность понятий в продолжение всей древней истории Руси сообщила замечательную прочность работе духовника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

2218 Новиков В. В. Сотериологические аспекты христологии святителя Кирилла Александрийского в Толкованиях на Евангелие от Иоанна. URL: (дата обращения 18. 04. 2014). 2221 McGuckin Jh. A. St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy Its History, Theology, and Texts (Supplements 23 to Vigiliae Christianae). Leiden: Brill, 1994. P. 224–225. 2222 Romanides Jh. S. St. Cyril " s “One physics or hypostasis of God the Logos incarnate” and Chalcedon//Greek Orthodox Theological Review. 1964–65. 10. P. 82–107. 2223 Torrance T. F. The Mind of Christ in Worship//Idem. Theology in Reconciliation. London, 1975. P. 162. 2225 «τι δ πντως ες πρχων δημιουργς», S. Cyrillus Alexandrinus. Commentarium in Evangelium Joannis. PG 73. 317 А. 2228 Этот пункт учения Святителю приходилось отстаивать в споре с Иулианом, утверждавшим, что Демиург-Отец создал лишь основные творения, остальные же – прочие боги, получившие от Него созидательную силу, Pro christiana Religione adversus Julianum Imperatorem. PG 76. 600 С –– 601 В. 2229 Словосочетание, часто употребляемое Святителем в отношении Бога: «τεχντης κα δημιουργς Θες», Glaphyra in Exodum. PG 69. 409 А; PG 69. 520 А; Glaphyra in Genesim. PG 69. 48 А; 249 В; 280 А; Glaphyra in Deuteronomium. PG 69. 673 В; Explanatio in Psalmos 103. PG 69. 1265 А. 2230 « τν λων τεχντης κα δημιουργς », S. Cyrillus Alexandrinus.Commentarium in Isaiam Profetam. PG 70. 660 В; Idem. Expositio… in Ioannis Evangelium V. PG 74. 497 D. 2232 «το παντς ποιητς κα τεχντης», Commentarium in Isaiam Profetam. PG 70. 816 А; «τεχντης κα δημιουργς», PG 73. 77 С. 2234 «Oτι κατ φσιν δημιουργς Υς μετ Πατρς», Expositio… in Ioannis Evangelium V. PG 73. 77 А. 2238 «Λγον, τν τν λων γενεσιουργν κα τεχντην, ρατν τε κα ορτων, ασθητν τε κα πιστητν», Pro christiana Religione adversus Julianum Imperatorem VIII. PG 76. 940 С. 2239 «Божественные Писания говорят, что чрез Сына сотворено все, видимое и невидимое, что на небесах и что на земле» (τ ρατ κα τ ρατα, τ ν τος ορανος κα τ π τς γς), Expositio… in Ioannis Evangelium I. PG 73. 37 В.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

—306— речь идет о донатистском мученике или же о мученике, почитаемом донатистами. Тем не менее весьма вероятно, что многие мартирологические надписи христианской Африки ведут свое происхождение от донатистов и что, в частности, мартирологическая эпиграфика Нумидии является по преимуществу донатистской. В подтверждение этих тезисов Monceaux приводит много веских соображений. В Нумидии вообще находили и теперь находят много мартирологических надписей, а Нумидия, как известно из литературных памятников была, можно сказать, центром донатизма и в течение многих лет раскольников здесь было больше чем православных. Так, из разных мест сочинений бл. Августина и из протоколов собора 411 года мы узнаем, что в Нумидии донатисты численно преобладали. 279 Во многих селениях на одного православного священника приходилось по одному донатистскому епископу. 280 А в некоторых местах донатистская община обнимала собой всё местное население. 281 Даже к концу VI-ro века в некоторых местностях донатисты еще крепко держались. 282 Обращая теперь внимание на мартирологические надписи, открытые в Нумидии, мы находим, что большинство их относится к IV-мy веку или к первой половине V-ro века, т. е. как раз к тому периоду, когда донатизм господствовал почти во всей этой провинции и отсюда, как из центра, распространялся по соседним областям. Исходя из указанных статистических данных и рассуждая по теории исторической вероятности, Monceaux и приходит к заключению, что добрая половина мартирологических документов, найденных в Нумидии и датируемых упомянутым хронологическим периодом, должна быть отнесена на счет донатистов. Довольно серьезное основание к тому, чтобы усвоять донатистам большую часть мартирологических надписей, —307— открытых в Нумидии, французский ученый находит еще в факте необычайной популярности у донатистов культа святых мучеников. Почитание святых мучеников было настолько развито в донатистской общине, что она даже называла себя «церковью мучеников». 283 Для донатистов культ мучеников не являлся одним только выражением глубокого благоговения пред героизмом исповедников веры. В нем заключался один из главных принципов их секты, почти raison d’être её.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Терпение . Слова, какие говорил себе один брат, возбуждая себя к терпению скорбей, приличны и всем (20:116–118). – Каким образом скорби могут быть удобопретерпеваемы человеком? (21:122–123) – Терпение в духовном подвиге скоро приводит к плоду (38:208). – Помышление немощного рассудка, немощной делает силу терпения (38:212). – Подвижники и мученики приемлют венцы исповедничества за терпение (49:280–281). – Терпение в борьбе со страстями приводит к чистоте (55:316). – Больше всего должно стараться о приобретении терпения в скорбях и искушениях (55:318–319). – Должно быть терпеливым в делании заповедей (55:340–341). – Терпение – путь к блаженству (56:342). – Кто со смиренномудрием терпит клевету, тот достиг совершенства (57:362). – О терпении мучеников и о том, что промысл Божий обильно являет себя на страстотерпцах (57, 363; 1:27). – Кто может терпеть обиды и кто не может? (57:372–373) – Совершенство милосердия и смирения обнаруживается в терпении обид (58:380). – Некоторые подвижники добровольно навлекали на себя клеветы (58:381). –Что приходится терпеть гордым? (79:472–473) – Отсутствие терпения усугубляет муку, и почему (79:474). – Терпение есть матерь утешения, а малодушие – матерь мучения (79:474). – Терпение подается благодатью и обретается слезной молитвой (79:474). – Когда человек впадает в малодушие, то что от сего бывает? (79:474) – По мере смиренномудрия дается терпение, а по мере терпения облегчается тяжесть скорбей (79:475). – Умножение терпения – признак действия благодати (85:496). – Сила терпения как велика? (85:496) – Терпение нами лишений и скорбей Господь обращает нам в пользу (91:521–522). – Величие терпения в мучениках (91:522). – О твердости и терпении языческих философов (91:523). – Увещание к терпению тех, кто призван к общению с Богом (91:523–524). Трезвение . О том, как полезно и необходимо трезвение (38, 210–211; 61:411). – Трезвенность помогает человеку больше, чем дело (90:515). Тропари . Чтение тропарей в келии (72:447). Труд . Трудами и хранением себя источается чистота помыслов (2:40). – Труд необходим в сей жизни (47, 259; 49:279). – Какую пользу приносят труды безмолвия? (77:467)

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Святитель напоминает каждому апостольские слова: воздавать «другому большую честь» (см.: Рим. 2, 10 ) (280). Или: «В людях стараться... видеть больше доброе, чем злое; больше добрые намерения, чем злые, считать других лучшими себя» (281). «Мир лучше сохраняется там, где каждый старается усматривать прежде всего свои недостатки, а чужие грехи как бы не видеть; а видя, прикрывать их своею любовию. Для хранения мира и любви мало молчания, то есть, чтобы ничего не говорить тому, кто согрешает против нас; нужно стараться говорить с ним и заговорить ласково, стараться сделать ему угодное; отнюдь не говорить о нем при других худо, хотя бы то и справедливо» (280 – 281). Еще: «Как хотелось бы мне напомнить всем слова канты: „Будь последним, будь всех ниже, и служи усердно всем; сим ко Мне ты будешь ближе в веке будущем и сем» (280). Напоминает и примеры – уроки смирения: «Первый урок подал нам Божественный Учитель, умывший ноги ученикам и сказавший: „И вы так поступайте. Больший из вас да будет всем слуга“. Нужно бояться барства: елико высок еси, толико смиряйся. Помни урок преподобного Сергия, который первый пошел рубить дрова, когда все отказались по разным предлогам» (307. См. и 311). И паки повторяет: «Помнить нужно слова Господа ...» (178). Итак, «истинный путь» – «видеть себя ниже всякого человека» (173). «Когда являются неприятности, сплетни... то лучше думать: это по грехам моим или для пользы моей, по воле Божией. Потерплю ради Господа, чтобы Он помянул меня во смирении моем. Но думать, что не стоит на это обращать внимания, что нужно быть выше всего этого, выше этих сплетен, сие помышление мирское, не христианское, в нем горделивость, а не христианское смирение, презрение, а не терпение Бога ради. Старцы говорят: „Ошибку исправят люди, немощь души уврачует отец духовный, а гордость может исправить только Бог, сокрушая рог гордыни“» (204). Плод смирения духовно красив и богат: кто вступил с ним «в брак, по слову Лествичника, кроток, приветлив, милосерд, паче же всего – тих, благопокорлив, беспечен, добр, неленостен – словом, бесстрастен.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

 Василий Великий, О Святом Духе, 9, 22, PG 32,108С (р. п.: С. 265). 638  Русское слово «причастие» также передает это понятие о делимости, т. к. означает бытие «при части». 639  Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалласию, 61. PG 90, 637D. 640  Ин. 1, 16. 641  В оригинале у Златоуста «причаствуема». 642  См. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 14, 1. PG 59, 91D–92A (р. п.: С. 90–91). 643  Василий Великий. Послание 234, 1. PG 32, 869AB (р. п.: С. 283). 644  Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 22. PG 90, 320А (р. п.: Кн.2. С. 64). Также см.: О недоумениях к Иоанну, 110 (36). PG 91,1308В (р. п.: С. 280). 645  Григорий Богослов. Слово 38, 11. PG 36, 324А (р. п.: Т. С. 527). 646  Пс. 43, 4. 647  Максим Исповедник. Πρς Μαρινον. PG 91, ЗЗА. 648  Он же. О недоумениях к Иоанну, 78 (16). PG 91, 1253D (р. п.: С. 229). 649  Григорий Нисский. К Евномию, 2, 1, 678. W. Jaeger, 1, р. 364; PG 45, 461AB (р. п.: С. 118). 650  Григорий Богослов. Слово 45, 3. PG 36, 625С (р. п.: С. 663). 651  Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, 4,1. С. 78 (р. п.: С. 79). 652  Максим Исповедник. Главы о любви, 1, 100. PG 90, 981D–984A (р. п.: Творения преподобного Максима Исповедника. Μ., Мартис, 1993. Кн. 1. С. 106–107). 653  Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 2. С. 404 (р. п.: С. 405). 654  Там же, 5, 1. С. 402–404 (р. п.: С. 403–405). 655  Там же, 12, 4. С. 546 (р. п.: С. 547). 656  Василий Великий. Послание 234. PG 32, 868С (р. п.: С. 282). 657  Афанасий Александрийский. Dialogi duo contra Macedonianos [Sp.], 1, 14. PG 28, 131ЗА. 658  Максим Исповедник. Κεφλαια διφορα θεολογικ τε και οικονομικ και περ ρετς και κακας, 1, 42. PG 90, 1193d (р. п.: с. 253). 659  Он же. О недоумениях к Иоанну, 2. PG 91, 1076С (р. п.: С. 64). 660  Дионисий Ареопагит. Послание 2. С. 768–770 (р. п.: С. 769–771). 661  Григорий Нисский. К Евномию, 2, 572–579. W. Jaeger, 1, 393–395; PG 45, 1101D–1105A. 662  Там же. W. Jaeger, 1, 396. PG 45, 1105С. 663  Там же. W. Jaeger, 1, 273. PG 45, 965В. 664

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010