Уму, научившемуся разумно избегать невидимых схваток или столкновений (с невидимыми врагами), не следует ни приступать к естественному рассуждению, ни что-либо другое делать во время нападения злых сил, но только молиться, утомлять трудами тело, пресекать со всем тщанием вещественное мудрование и блюсти стены града, разумею, – сторожевые душевные добродетели, или способы хранения добродетелей, т. е. воздержание и терпение, чтобы как-нибудь враг, прельстив душу десными и похитив ее склонение на свою сторону, не отдалил ее от Бога, напаяя ее развращением мутным ( Авв. 2, 15 ), и мнимым добром не увлек сердца, ищущего лучшего, к худшему (прп. Максим Исповедник , 90, 269–270). Демоны ни целомудрия не ненавидят, ни постом не гнушаются, равно как ни раздаянием имений, ни странноприимством, ни псалмопением, ни прилежанием к чтению, ни уединением, ни высокими умозрениями, ни спанием на голой земле, ни бдением, ни всем другим, чем характеризуется жизнь по Богу, – пока целью таких дел поставляется что-нибудь им угодное (прп. Максим Исповедник , 90, 280). Демоны, борющие при недостатке добродетели, суть те, которые научают блуду и пьянству, сребролюбию и зависти, а при добродетелях борющие суть те, которые научают самомнению, тщеславию и гордости и таким образом через десное скрытно насевают в нас шуее (прп. Максим Исповедник , 90, 280). Кто во время восстания искушений воздерживается от помышлений о вещах, прилежит же молитве с собранием ума от всего к себе самому и к Богу, тот убивает грехотворную склонность и тем со стыдом обращает вспять диавола... (прп. Максим Исповедник , 90, 288). Кто... воздержанием и терпением мужественно заключил чувства и через душевные силы входы к уму чувственных образов преградил, тот удобно расстраивает все злые козни диавола, обращая его вспять со стыдом тем же путем, каким пришел (ср.: 4Цар. 19, 33 ) (прп. Максим Исповедник , 90, 288). ...Любят демоны после богослужения возмущать души наши недобрыми движениями, чтобы отомстить за поражение, причиненное им внимательным и благоговейным пребыванием в храме... (прп. Феодор Студит , 91, 49).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Максим говорит, что «книжка» была написана после Пятого Вселенского собора, тогда как Мина умер еще до него, т. е. получается, что прп. Максим намекает на то, что Мина не ее автор. Однако в тексте Диспута в Визии (PG 90, 148B) не сказано, о каком соборе идет речь, контекст же таков, что речь идет о соборе Халкидонском: «Вы не принимаете, но отвергаете всех учителей, бывших после святого в Халкидоне собора, боровшихся против мерзостной ереси Севира. И разве я могу принять книгу Мины, явившуюся после собора, в которой он явно защищает Севира, и Аполлинария, и Македония, и Ария, и всякую ересь, и своими догматами обвиняет собор, а вернее – совершенно отвергает?» (пер. М. Д. Муретова по: Максим Исповедник 2007а, с. 182; в переводе Аллен и Нейл: «книгу Мины, жившего после собора» (Maximus Confessor 2002, p. 91)). Понятно, что речь идет о Халкидонском соборе, сомнений в подлинности книжки Мины прп. Максим здесь не выражает, а отвергает ее по существу как противоречащую Халкидону. 34 disp. Pyrr.: PG 91, 333A (в переводе Д. Е. Афиногенова «его» разъясняется как «Арсана» ( Максим Исповедник 2004, с. 209), однако в комментарии к этому месту из Диспута даются и другие трактовки данного эпизода: Стратос полагает, что свт. Иоанн собирался отлучить Арсана, который был не монофизитом, а епископом-халкидонитом, подчинявшимся Иоанну, будто бы на Арсана последний разозлился за переписку с Сергием через его голову (эта версия не подтверждается текстом Диспута, где не только говорится, что он был монофизит, но и то, что отлучению помешало персидское вторжение – отлучить своего епископа много времени не нужно), Дитен же придерживается версии, которую мы находим у Болотова и Говоруна, что речь идет о патр. Сергии ( Максим Исповедник 2004, с. 280, прим. 111)). 36 Сомнения может вызвать отсутствие этого эпизода в житии свт. Иоанна, составленном Леонтием, еп. Неапольским по просьбе архиеп. Аркадия I Кипрского в 641–642 гг., но отсутствие упоминания о нем в период, когда и сам прп. Максим оправдывал в письме к Марину на Кипр (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

7: PG 91, 80А, не может служить однозначным свидетельством того, что прп. Максим прилагал в это время понятие гномической воли к человеческой природе Христа, а приведенное выше (опять же, если оно подлинное) – opusc. 7: PG 91, 81C–D явно свидетельствует об обратном. К тому же склоняет и указанное место в написанном ранее opusc. 14: PG 91, 153А, хотя следует признать, что одно из важнейших христологических положений более поздних полемических сочинений прп. Максима – об отсутствии гномической воли у Христа – в этот, ранний период полемики с монофелитами если и встречается, то не занимает такого важного места, как в более поздних сочинениях, начиная с opusc. 16, особенно в Диспуте с Пирром и в opusc. 1. 304 Ср. Sherwood 1952, p. 43. Тем более это можно сказать об opusc. 26: PG 91, 276–280 (по Шервуду, ок. 640 г., см. Sherwood 1952, p. 45) и opusc. 27: PG 91, 280–285 (640–646 гг.). Атрибуция этих сочинений (они представляют собой флорилегии и собрание различных определений, релевантных проблематике полемики), как и время их написания, весьма неопределенны, гипотезы, существующие на этот счет, обсуждаются нами в примечаниях к ним. 305 Sherwood 1952, p. 41–42. 29 мая 643 г. помечено письмо следующего после Аркадия архиеписп. Кипра Сергия папе Феодору (Mansi X. 916C–E); вероятно, Аркадий скончался весной 643 г. По сообщению Д. А. Поспелова в Ватиканской библиотеке имеются рукописи неизданных сочинений Аркадия Кипрского (Vat. Gr. 729, 143 – 144, 146) XIV в. Если эти сочинения подлинные, их изучение может дать дополнительные сведения о личности и образе мыслей архиеп. Аркадия, который считается также автором Жития прп. Симеона Столпника (Младшего), подвизавшегося в Сирии в VI в. 308 Толкование выражения «одна воля» у Гонория в сочинении папы Иоанна Apologia pro Honorio Papa было написано, вероятно, весной в 641 г. (см. Mansi X. 682ff) и адресовано Константину III (ум. 25 мая 641 г.) (Sherwood 1952, p. 42). Нельзя исключить, что прп. Максим писал свою апологию Гонория в opusc. 20 как альтернативную по отношению к апологии папы Иоанна, как считает Янковяк (Jankowiak 2013), который датирует это сочинение 641 г. Вполне вероятно, что все рассматриваемые нами выше антимонофелитские сочинения: opusc. 4, 6, 8, 7, 20 – были написаны в течение 640–641 гг. 309 В работе «Дело Максима» главу, посвященную opusc. 7 и 8, мы поместили после главы, посвященной opusc. 20 ( Максим Исповедник 2007а, с. 33–46), что может создать впечатление, что эти сочинения написаны после opusc. 20. Однако тогда мы еще не ставили вопрос о порядке написания сочинений, а датировку восприняли от Шервуда и Ларше. В настоящем издании этот вопрос уже специально проблематизируется. Ср. также замечание Винкельмана в: Winkelmann 2001, S. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В еще большей мере это приложимо к приобретению знаний, труду, науке, искусствам и политике. Все это может и должно быть средством к осуществлению господства человека над миром - дабы, живя благодатно, он приобщал благодати мир. Его благодатное присутствие преобразило бы условия жизни, и - приобщаясь, вместе со всей своей жизнью, объемлющей целый мир, Христу, подобно привитой ветви, которая соками того растения, к которому привилась, напитывает все свои побеги - человек не только исправил бы искажения, внесенные грехом во все проявления жизни, но и преодолел бы в историческом процессе пять изначальных разделений - по причастию Христу, совершившему это в Себе ради всего мира. Вот какой задаче, превосходнейшей самых блестящих проектов выживания, поистине призваны служить человеческие знания и вся вообще земная деятельность человека. Примечания 1. Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении мертвых I, 38-41, GCS 27, 280-7; Пир десяти дев 2, GCS 27, 15Н; Св. Ириней Лионский. Против ересей III. 23,5-6, PG 7, 963-4; Св. Григорий Нисский. Изъяснение Песни песней Соломона 12. PG44, 1020S. 2. Св. Григорий Богослов. Слово 45, 8, PG 36, 633А; ср. прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG 90, 6330; Св. Иоанн Златоуст. О статуях 5, 4, PG 49, 75. 3. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Евреям 4, PG 63, 42; ср. Romanides J. То prepatorikon amartima. Athens, 1957. P. 145-55. 4. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG 90, 633ВС; ср. там же: Схолия 1, PG 90, 641В. 5. Свт. Иоанн Златоуст. Увещания к Феодору падшему 1,11, PG 47, 291. 6. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Палатам 6, 3, PG 61, 679; ср. Беседы на Послание к Римлянам 14, 5, PG60, 530. 7. Кроме того, о чем сказано выше, учение прп. Максима о человеке как " естественной связи вещей " и " мастерской " , в которой преодолеваются пять разделений мироздания, имеет, на наш взгляд, и это следствие. 8. См. раздел 1 - " Основное антропологическое содержание " . 9. Св. Иоанн Златоуст подчеркивает, что Апостол говорит здесь не о теле как таковом, а именно о " теле смертном, то есть... находящемся во власти смерти..., намекая на то..., что тело, сделавшись доступным страсти, от этого самого стало легко подвержено греху " (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам, 13, 3, М., 1994. С. 641-642). 0б этом подробнее см. всю беседу 13-ю на это Послание (PG 60, 507-524, особ. 512-513,515-517).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/428/...

В еще большей мере это приложимо к приобретению знаний, труду, науке, искусствам и политике. Все это может и должно быть средством к осуществлению господства человека над миром – дабы, живя благодатно, он приобщал благодати мир. Его благодатное присутствие преобразило бы условия жизни, и – приобщаясь, вместе со всей своей жизнью, объемлющей целый мир, Христу, подобно привитой ветви, которая соками того растения, к которому привилась, напитывает все свои побеги – человек не только исправил бы искажения, внесенные грехом во все проявления жизни, но и преодолел бы в историческом процессе пять изначальных разделений – по причастию Христу, совершившему это в Себе ради всего мира. Вот какой задаче, превосходнейшей самых блестящих проектов выживания, поистине призваны служить человеческие знания и вся вообще земная деятельность человека. Примечания 1. Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении мертвых I, 38-41, GCS 27, 280-7; Пир десяти дев 2, GCS 27, 15Н; Св. Ириней Лионский. Против ересей III. 23,5-6, PG 7, 963-4; Св. Григорий Нисский. Изъяснение Песни песней Соломона 12. PG44, 1020S. 2. Св. Григорий Богослов. Слово 45, 8, PG 36, 633А; ср. прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG 90, 6330; Св. Иоанн Златоуст. О статуях 5, 4, PG 49, 75. 3. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Евреям 4, PG 63, 42; ср. Romanides J. То prepatorikon amartima. Athens, 1957. P. 145-55. 4. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG 90, 633ВС; ср. там же: Схолия 1, PG 90, 641В. 5. Свт. Иоанн Златоуст. Увещания к Феодору падшему 1,11, PG 47, 291. 6. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Палатам 6, 3, PG 61, 679; ср. Беседы на Послание к Римлянам 14, 5, PG60, 530. 7. Кроме того, о чем сказано выше, учение прп. Максима о человеке как " естественной связи вещей " и " мастерской " , в которой преодолеваются пять разделений мироздания, имеет, на наш взгляд, и это следствие. 8. См. раздел 1 – " Основное антропологическое содержание " . 9. Св. Иоанн Златоуст подчеркивает, что Апостол говорит здесь не о теле как таковом, а именно о " теле смертном, то есть... находящемся во власти смерти..., намекая на то..., что тело, сделавшись доступным страсти, от этого самого стало легко подвержено греху " (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам, 13, 3, М., 1994. С. 641-642). 0б этом подробнее см. всю беседу 13-ю на это Послание (PG 60, 507-524, особ. 512-513,515-517).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1075

Из литературы на русском языке надо указать, прежде всего, диссертацию иерея О. Давыденкова , посвященную христологии Севира Антиохийского. Здесь не только дается сравнительный анализ употребления ряда христологических формул Севиром и свт. Кириллом Александрийским (Давыденков 2007. С. 93–119), но и специаль­но рассматривается выражение «одна природа Бога Слова воплощенная» в контексте христологического учения свт. Кирилла (Там же. С. 267–280). Отметим две статьи Ж.-К. Ларше, недавно вышедшие в русском переводе. В первой, представляющей со­бой вступление к изданию писем прп. Максима Исповедника , среди прочего система­тически изложена предложенная прп. Максимом критика севирианской христологии и толкование христологических формул александрийского свт. Кирилла (Ларше Ж.-К. О письмах святого Максима/Пер. Е. Начинкина, мон. Кассии (Сениной)//Прп. Максим Исповедник . Письма. С. 18–34). Во второй рассматриваются пробле­мы истолкования богословия свт. Кирилла Александрийского в связи с некоторыми не­давними соглашениями, принятыми на собеседованиях с монофизитами (Ларше Ж.-К. Христологический вопрос: По поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и экклезиологические про­блемы/Пер. иером. Савва (Тутунов)//БТ. Сб. 41. М., 2007. С. 146–212). За­служивает упоминания сорокалетней давности доклад митр. Никодима (Ротова), где также рассматриваются спорные выражения свт. Кирилла в контексте собеседования православных и монофизитских богословов (Никодим (Ротов), митр. 1970). 14 Ep. 39 (Ad Jo. Ant.). ACO I, 1:4. P. 15–20. CPG 5339. ДВС 180 (Дея­ния 1996. Т. 1. С. 540–543); Ep. 40 (Ad Acac. Melit.). ACO I, 1:4. P. 20–31. CPG 5340. ДВС 181 ( Деяния 1996 . Т. 1 С. 543–551); Ep. 44 (Com­monit. ad Eul. presb.). ACO I, 1:4. P. 35–37. CPG 5344. ДВС 182 ( Деяния 1996 . Т. 1. С. 551–553); Ep. 50 (Ad Valer. episc. Iconii). ACO I, 1:3. P. 90–101. CPG 5350. ДВС 185 ( Деяния 1996 . Т. 1. С. 556–565). 29 Илия, сирийский монах, отпал от православия под влиянием сочинений Севира Антиохийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

24 Вечерня, стихиры на стиховне, «И ныне» (ed. Kourtesidou, 11, lines 295–96; 12, line 323); Утреня, песнь 9, тропарь 3 второго канона (ed. Kourtesidou, 44, line 1250). 25 Вечерня, стихиры на стиховне, «И ныне» (ed. Kourtesidou, 11, line 302). Ср.: Утреня, стихиры на хвалитех, тропарь 5: «Множество тебе почестей монашествующих как предводителю нашему, Отче наш » (ed. Kourtesidou, 49, lines 1382–83): следует помнить, что Псалтирь была особенно связана с монашеской молитвой (и с монашеским призванием епископов); см.: Dyer J. The Psalms in Monastic Prayer//The Place of the Psalms in the Intellectual Culture of the Middle Ages. Albany, 1999. P. 59–90. 26 Вечерня, тропарь 4 на «Господи, воззвах» (ed. Kourtesidou, 3, line 41); ср.: тропарь 5 (там же, line 56): πρξεως ργανον, ρστης θεωρας; Стихиры на стиховне, тропарь 1 (С. 11, lines 296–97): τς θεωρας κα τς πρξεως, διδσκαλος ριστος; Эксапостиларий, тропарь 1 (ed. Kourtesidou, 46, lines 1325–26): πρξεως, χαρε, ργανον, θεωρας κρτης; Утреня, стихиры на хвалитех, тропарь 2 (ed. Kourtesidou, 47, lines 1355–57): σ τν καρδαν καλς θεωρ κα πρξει τε καθαρθες. 27 См., напр.: Евагрий, Практик 78–79 (ed. Guillaumont A. and C. Paris, 1971. P. 666 [Sources Chrétiennes; 171]; ср.: Максим Исповедник , прп. Амбигвы 10.2, 27, 40, 41; 30.2, 51.2, 57.2; 65.4 (ed. Constas 1:150–52, 188, 208–12; 2:36–38, 230–32, 254:280). 28 Утреня, Синаксарь (ed. Kourtesidou, 31–32, lines 881–889). 29 Утреня, кафизма после 3 песни (ed. Kourtesidou, 20–21, lines 562–571). 30 Вечерня, тропарь 6 на «Господи, воззвах» (ed. Kourtesidou, 4, lines 60–68). 31 Утреня, песнь 3, тропари 5–6 второго канона (ed. Kourtesidou, 18, lines 501–503, 510511); ср. стихи на помазание елеем от лампады святого, тропарь 2 (ed. Kourtesidou, 50, lines 1415–16). 32 Вечерня, стихиры на стиховне, тропарь 2 (ed. Kourtesidou, 12, line 314). Сбалансированный взгляд Коккина на монашескую жизнь, охватывающий как практику, так и теорию, находит выражение и в его поддержке общежительной жизни – черте традиционного монашества, которая часто упускается из виду при рассмотрении темы исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

III, 45 [p. 164 Ceresa-Gastaldo; PG 90, 1029 B] – 159 117 Диспут с Пирром. CPGSadd 7698. Рус. пер. (качественный, хотя и с редкими и порой существенными неточностями в богосл. терминологии) Д. Е. Афиногенова: Диспут с Пирром: Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия/Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004 ( Σμραγδος Φιλοκαλ ας). С. 146–237 (с параллел. греч. текстом по PG, в аппарате дополнительно учтены рукоп. Paris. gr. 1246 и конъектуры современных учёных). PG 91, 341 A – 187 87 , 232 278 , 246 347 (последние два места сомнительны), 299 8 PG 91, 341 C – 183 71 , 303 26 Изложение прения – см.: Анастасий апокрисиарий. О различных затруднениях (Амбигвы). CPGSadd 7705. 2892/50 (Ambigua ad Th omam). Полн. рус. пер. (ненадежный) архим. [ныне еп.] Нектария [Яшунского]: Прп. Максим Исповедник . О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М., 2006. Надежные пер. 41-й амбигвы: 1) А. Р. Фокина : Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Богословский сборник. Вып. 11. М., 2003. С. 128–136; 2) С. В. Месяц: а) Историко-философский ежегодник 2004. М., 2005. С. 122–127 [с опущением конца амбигвы]; б) БТ 40 (2005), 5–10 [фрагмент переведен полностью]; в) Космос и душа 2005, 280–288. PG 91, 1128 A – 214 205 PG 91, 1141 A – 197 133 , 198 137 , 205 165 , 209 181 , 304 27 PG 91, 1144 C – 200 147 PG 91, 1237 B – 186 84 PG 91, 1305 A – 343 78 PG 91, 1308 B – 2654 35 , 266 438 PG 91, 1401 D – 383 214 Письма. CPGS 7699. Рус. пер. (не вполне надежный) Е. Начинкина: СПб., 2007 (Византийская философия; 2; Σμραγδος Φιλοκαλ ας). Письмо I к Георгию, наместнику Африки. Рус. пер. текста и схолий на с. 75–90. PG 91, 376 AB – 2654 35 , 266 438 Письмо XII к Иоанну кувикуларию. Рус. пер. на с. 129–156. PG 91, 485 C – 182 66 Письмо к Анастасию монаху. CPGSadd 7701. Рус. пер. М. Д. Муретова : Прп. Максим Исповедник . Творения. Ч. 1. СП, 1915 (ТСО 69). С. 85–89. Переизд. пер. с испр. по англ. пер. (с крит. изд.): Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007 (Византийская философия; 1; Σμραγδος Φιλοκαλ ας). С. 199–201. PG 90, 132 B – 183 69 Соч. богословские и полемические. CPGSadd 7697. К пресвитеру Марину (Opuscula theologica et polemica 3). PG 91, 41 BC – 182 66

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

17. Подобно тому, как врач назначает больному диету, чтобы он не умер. См. св. Иоанн Златоуст. О девстве, 16, PG48, 545-546. 18. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам, 12, 6. С. 643. 19. Св. Кирилл Александрийский. На Послание к Римлянам, PG 74, 780D; ср. S01B-804A. 20. Прп. Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви, PG91,396C. Рус. пер. см.: Прп. Максим Исповедник. Творения. Кн. I. M.: Мартис, 1993. С. 147. 21. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61. PG 90. 628В. 22. Там же, 256А; ср. 61.629D-632A. 23. Св. Иоанн Златоуст. О девстве, 14, PG 48, 543. Рус. пер.: СПб., 1898. Т. I. С. 307. 24. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу бытия, 18, 4, PG 53, 153; ср. 16, 1.PG53, 126. 25. Там же, 16, 4, PG 53, 130. 26. Там же, 15,4, PG 53, 123. 27. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341 С. 28. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. 16, PG 44, 185А. Рус. пер. СПб., 1995. С. 59. 29. Там же, 17, PG44, 189СО. По этому поводу см. Moutsoulas I. i sarkosis tou Logon kai I theosis tou anthropou. Athens, 1965. P. 63-96; Corsini E. Plereme humain et: plereme cosmique chez Gregoire de Nysse. Leiden, 1971. P. 111-126; Christou P. To anthropinon pliroma Kata tin didaskalian tou Grigoriou Nyssis. Kleronomia4, 1 (1972). P. 41-62. 30. Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении мертвых, 1, 38, GCS 27, 280. 31. Св. Иоанн Златоуст. О статуях 11,4, PG49, 125. 32. Там же, PG49, 122. 33. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 4, 14. PG 94, 1208D; рус. пер.: М., 1855. С. 294. 34. См. Danielou J. L " apocatastase chez saint Gregoire de Nysse//Recherches de science religieuse. 1940. P. 328-347. 35. Св. Иоанн Златоуст. О девстве, 14-17, PG 48, 544-546. Рус. пер.: Св. Иоанн Златоуст. Творения. В 12 тт. Т. I. Кн. 1.М., 1991. С. 308-311. 36. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 13, 4, PG 53, 153; там же 15, 4, PG 53, 123-124. 37. Златоуста удачно называют " защитником брака и апостолом девства " . 38. См. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Колоссянам, 12, 5, PG 62, 387; там же 12, 6-7, PG62, 389-390; Беседы на послание к Ефесянам, 20, PG 62, 135-150; ср. ZissisTh. Anthropos kai kosmos. p.144-145.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1075

К епископу Никандру (Opuscula theologica et polemica 8). PG 91, 96 A, 117 A – 194 117 PG 91, 96 B – 184 73 О двух волях единого Христа Бога нашего (Opuscula theologica et polemica 16). PG 91, 200 A – 188 91 PG 91, 200 B – 184 72 PG 91, 200 C – 183 69 Неустановленные цитаты: 241 318 , 384 216 Пс.- Максим Исповедник Другие главы – см.: Илия Экдик. Разные главы. CPGS 7715, cf. 7694a. ИАБ IV, 1619–1621. V, 86 [PG 90, 1385 A] – 176 29 Марк Подвижник , прп. Духовные слова, II: О думающих оправдаться делами. CPG 6091. 3291/3. Рус. пер.: ИАБ IV, 1334 и 1336 (nota). 33 (по-греч. Добротолюбию и по рус. пер. 35) [SC 445, p. 140 Durand; PG 65, 936 B] – 152 78 Марк Эфесский (Евгеник), свт. Силлогистические главы. TB II, p. 424–425, 12. В изд. В. Гасса целый ряд глав, включая цитируемую, отсутствует (в TB II это не оговорено). Рус. пер. см. в наст. изд. 42 (в наст. изд. 68) [p. 102–103, n. 3 Jugie; σ. 92 (67–68), σημ. 43 Μπολοβιτς] – 167 26 Мелитон Сардский, свт. О Пасхе. CPGS 1092. TLG 1495/1. Рус. пер. А. Г. Дунаева: СДХА, 520–552 (о трёх др. рус. пер. см. там же, с. 516 и 939–941, и в рец., помещенных на сайте А. Г. Дунаева). 9: 58 (Hall) – 239 309 Митрофан, митр. Смирнский. См. о нем: Beck 1959, 543–544 (библиогр.). Канон Троичен (издан в составе Октоиха и Триоди цветной, перечень греч. изд. и соотв. страницы см.: Follieri H. Initia hymnorum Ecclesiae Graecae. Vol. V, pars 1. Citt a del Vaticano, 1966 (Studi e testi; 215). P. 293–294 [под сиглами PaR, PaV, PeR, PeV]). – 282 Глас 2, песнь 5 – 190 102 Глас 4, песнь 8 – 280 532 , 281 535 Михаил Пселл Богословские соч. TLG 2702/12. Opusc. 8a [p. 35: 84–85 Gautier] – 30011 Никифор Григора История ромеев. TLG 4145/1. ИАБ VI, 825–827 (на рус. переведена только первая половина соч. до паламитских споров, есть переизд.). VIII, 8, 2 [vol. 1, p. 329: 2, ed. Bonnae; PG 148, 509 A] – 270 462 XVIII, 6, 5 [vol. 2, p. 899: 19, ed. Bonnae; PG 148, 1160 CD] – 244 329 XXX, 12 [vol. 3, p. 287 sqq. ed. Bonnae; PG 149, 252 B sqq.] – 466 36 Опровержения. 4145/3. ИАБ VI, 833. I, 1, 6, 7 [WBS 12, p. 155: 9–10 Beyer] – 172 3

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010