352 Именно слова 11-ой главы 4 ст.: «жезлом уст Своих поразит землю и духом уст Своих убьет нечестивого». 353 собственно «сосущий», «младенец», затем «сучек», извлекающий сок из самого дерева – матери; , следовательно, соответствует словам и в 11:1; как и дальнейшие слова 53:2: «и как отпрыск от корня» сходны с в 1-м стихе той же 11 главы. 354 Ср. Исаии 22:16, 18, где также упоминается о приготовлении гробницы, как принадлежности почетного погребения; а с Ис.22:16, 18 и 14:19 очень сходно место 51:1, – единство образа выражения не совсем удобопонятное, если указанные места принадлежат трем-четырем писателям. 356 В частности, ср. ст. 2-й с 60:1–3; стих 3-ий слова: «ты умножишь народ» ср. с 60:22 или 4, так как в последнем, очевидно, имеется в виду то же, что в ст. 18-м и дал. главы 49-й, т. е. умножение народа. Слова стиха 3-го: «увеличишь радость Его. Он будет веселиться пред Тобою» ср. с 60:5, 15; слова ст. 3-го: «при разделе добычи» ср. с 60:5–7. Стихи 4 и 5 ср. с 60:17–18, 10, 12, 14–15. 357 Может казаться, что сказанное здесь о Рабе Господа отличается от слов 11:2 об Эммануиле: «исполнит Его дух совета и крепости», так как «дух крепости» – есть то же, по-видимому, что «дух мужества», а в 50:4 идет речь о нравственном укреплении изнемогающих. Но, с одной стороны, было бы односторонне ограничивать «дух крепости» понятием воинской доблести; с другой, – в гл. 50 мысль о нравственной крепости Раба Господня представляется под образом непобедимости Его со стороны всех «вооружающихся» (7–11 ст.). Об одинаковости духовных качеств Раба Господня и Эммануила можно заключать также из 5 и 10 стихов главы 50-й. Здесь Рабу Господа приписывается то свойство, которое в 11:3 обозначается словами: «исполнит Его... дух страха Божия». 358 См. 54:11–12: «вот, я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров... ограду твою из драгоценных камней». 359 Из последней, кроме указанного выше соответствия слов «испытанный» (о Камне) и «изведавший (болезнь» – о Рабе Господа, 53:3), следует обратить внимание особенно на употребление слова – «верующий в Него» в 28:16 и 53:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

353 Древнее предание свидетельствует, что эта гора была Фавор, находившаяся в долине Изреельской. 354 Чтобы укрепить в учениках веру в Него, как Спасителя мира, так как предсказание Иисуса Христа о Своих страданиях и смерти могло поколебать в них эту веру. 355 Великие Ветхозаветные пророки. Моисей был посредником между Богом и еврейским народом при установлении Богом Своего завета с людьми; Илия же был самый ревностный проповедник этого завета. 357 Так Господь упрекает отца отрока за неверие его в Божию силу, данную Иисусом Христом Своим ученикам. Слова же род неверный – относились вообще к иудеям, которые, несмотря на чудеса Иисуса Христа, не веровали в Него. 358 Из этих слов видно, что нечистый дух, доставляя отроку разные мучения, сделал его еще немым и глухим. 360 То есть обыкновенного взноса на храм. Этот взнос обязан был делать каждый иудей. Дидрахма – греческая монета, равняющаяся двум драхмам, около двадцати копеек каждая. 363 В этих словах Господь учит нас смирению. Смирение состоит в том, что человек считает себя ниже других, и во всем надеется на Бога. 364 То есть если не будете так же кротки и чисты душою, как дети, то не войдете в Царство Небесное. 366 и проч., – по-русски: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубине морской». Под малыми сими Господь разумеет также людей смиренных и кротких, бедных и униженных. 367 Соблазном, или искушением, называются такие случаи в жизни, при которых мы легко можем потерять веру и впасть в грех. 368 и проч., – по-русски: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». 369 и проч., – по-русски: «Скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь», то есть как неверующий в Иисуса Христа или как отверженный Богом грешник. 371 Талант равнялся 2 400 рублям. Десять же тысяч талантов составляли 24 миллиона. Таким образом, здесь приводится пример неоплатного должника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

355. ЧТО ЗНАЧИТ ПАСТИ ЦЕРКОВЬ? Пасти Церковь — наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах. 356. СКОЛЬКО НЕОБХОДИМЫХ СТЕПЕНЕЙ СВЯЩЕНСТВА? Степеней священства три: епископ, пресвитер и диакон. 357. КАКОЕ РАЗЛИЧИЕ В СТЕПЕНЯХ СВЯЩЕНСТВА? Диакон сослужит при Таинствах (не совершая их); пресвитер совершает Таинства, пребывая в подчинении епископу; епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать их. О епископской власти ап. Павел пишет Титу: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тит 1:5). И Тимофею: Рук ни на кого не возлагай поспешно (1 Тим 5:22). О Браке. 358. ЧТО ТАКОЕ БРАК? Брак есть Таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа и Церкви и подаётся благодать благочестивого единодушия для законного рождения и христианского воспитания детей. 359. ПОЧЕМУ БРАК ЯВЛЯЕТСЯ ТАИНСТВОМ? То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов ап. Павла: Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:31-32). 360. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ДЛЯ ВСЕХ ВСТУПАТЬ В БРАК? Не обязательно всем вступать в брак. Девство лучше супружества для того, кто в силах его сохранить в чистоте. Именно об этом сказал Господь Иисус Христос: Не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит (Мф 19:11-12). И апостол говорит: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак… Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене... Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше (1 Кор 7:8-9,32-33,38). О Елеосвящении. 361. ЧТО ТАКОЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ? Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем (освящённым растительным маслом) призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные болезни.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

356.  …смерть вторая не имеет власти, но …будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откр. 20. 6). 357.  Когда же окончится тысяча лет… (Откр. 20. 7). 358.  …всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся (Ис. 1. 28). 359.  …ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8. 13). 360.  Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 361.  Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6. 68). 362. 2 Кор. 2. 16. 363.  …восхищены… на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4. 17). 364. Евр. 6. 20; Рим. 8. 18. 365.  …каждый в своем порядке (1 Кор. 15. 22–23). 366.  …в руки Бога живого (Евр. 10. 31). 367. Святого Григория Паламы к монахине Ксении. 368. Эпикур, греческий философ, утверждал, что человек находится на земле для наслаждения, и предоставлял последователям своим вполне предаваться ему. Чтоб доставить разврату всю свободу, он отвергал бытие Божие и бессмертие души человеческой. Для всех, желающих разрушить закон, ограничивающий их злую волю, уничтожить даже воспоминание о Боге, о добродетели, о казни за грех, учение Эпикура оказалось столько удобным, что нашло множество последователей в древние и особливо в новейшие времена. 369. Эти положения о бесконечности адских мук заимствованы из известной математической теории о бесконечном. К этой теории мы обращаемся часто, чтоб по возможности правильно и точно объяснить отношения тварей к Творцу, в собственном смысле непостижимые и необъяснимые. Не способна к такому объяснению ни одна наука, кроме математики. Она, одна она, доказывая неприступность бесконечного к постижению его, ставит в правильные отношения к нему все числа, то есть все виды тварей. Вселенная есть число, и все составные части ее суть числа. Непосвященный в таинства математики никак не совместит в себе понятия, что все числа, столько различные между собою, вместе совершенно равны одно с другим в отношении к бесконечному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

356 Это Бог говорит через пророков 357 халдеям, обещая обрушить на них гнев [Свой] за бесчеловечность, проявленную ими к Израилю. 4. Следует использовать и такой пример: подобно тому как некий земледелец, поджигая свое поле, вместе с сорняками сжигает и виноградную лозу, так и мы думаем в отношении арабов, считая, что совершаемое ими с народом Божиим не является богоугодным. 5. Это мы сочли нужным написать, чтобы, беспощадно наказуемые ими, мы не хулили Бога, полагая, будто безумное наказание, [творимое] арабами [в отношении нас], совершается по повелению Божию. Вопрос 22. По какой причине с нами не совершается ныне множество знамений и чудес, как совершались они раньше с предшествующими мужами? Ответ 1. Потому что, как говорит Господь и как это очевидно, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24:12 ), а вместе с ней и все [другие] блага. 358 Кроме того, как мы узнаём из Священных Писаний, знамения совершаются ради неверующих, а не ради верующих. Поэтому когда иудеи желали видеть знамения от Христа, то послушай, что говорит Он им: «О род лукавый и прелюбодейный, если не увидите знамений и чудес, то не поверите». 359 Наряду с ними Господь порицает и Фому, стремящегося видеть следы [ран] от гвоздей и [вложить руку] в ребра (см. Ин. 20:25 ), говоря: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ), то есть мы, не видевшие Христа по плоти и не зрящие ныне чудес и знамений. 360 2. Кроме того, вследствие случающихся знамений часто более сурово наказываются те, которые видели их, но не уверовали и не крестились, а остались пребывать в своем пороке. Скажи мне, разве что могло принести пользу фараону из тех известных и многочисленных знамений, которые творились Моисеем? Какую пользу обрел Израиль, видя знамения в Египте, в море, в пустыне, на Синае, в столпе огненном, во мраке, огне, буре и гласе трубном? Разве после этого он, сразу же сотворив себе [золотого] тельца, не стал поклоняться ему? И какую пользу извлек этот безумный народ, видя, как Христос воскрешает мертвых, очищает прокаженных и творит всяческие исцеления? Разве не назвали они Его колдуном, изгоняющим бесов [силою] веельзевула (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

—358— с переводом LXX: et Dominus faciet tecum misericordiam et veritatem. 2Цар.15:18 . Священный писатель, описывая бегство Давида во время восстания Авессалома, говорит: «и все слуги его (т. е. Давида) шли по сторонам его, и все Хелефеи и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя». В повествовании этом представляется странным, каким образом в числе преданных Давиду лиц, решившихся с ним переносить разразившееся над ним бедствие, оказались иностранцы, именно Гефяне – Филистимляне, в числе 600 человек? Когда, каким образом и откуда явились у него эти 600 человек? Историю этих 600 человек мы можем проследить шаг за шагом от самого начала ее по тем же книгам царств. Когда Давид, гонимый Саулом, пришел в пещеру Адолламскую, то «собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около 400 человек» ( 1Цар.22:1–2 ). В скором времени во время борьбы Давида с Филистимлянами еще в царствовании Саула число преданных ему людей увеличилось до 600 ( 1Цар.23:13 ). Когда Давид решился отомстить Навалу за оскорбление, то «пошли за Давидом около 400 человек, а 200 остались при обозе» ( 1Цар.25:13 ). Опасаясь преследования со стороны Саула, Давид «и 600 мужей, бывших с ним», ищут убежища у Гефского царя Анхуса и поселяются в Гефе ( 1Цар.27:2–3 ). Из Гефа они перешли в Секелаг ( 1Цар.27:8 ). По смерти Саула Давид со своими людьми переселяется в Хеврон ( 2Цар.2:3 ) и наконец в Иерусалим ( 2Цар.5:6 ). Они остаются при нем во все его царствование в качестве самого преданного отряда под именем «храбрых» (гибборим). Их посылает Давид под начальством Иоава против Аммонитян ( 2Цар.10:7 ). По смерти Авессалома при возмущении израильских колен во главе с Савеем против Давида, под начальством Авессы «Хелефеи и Фелефеи и все храбрые (гибборим) пошли из Иерусалима преследовать Савея» 20:7). Не ясно ли отсюда, что те 600 —359— человек, которые сопровождали Давида при возмущении Авессалома вместе с Хелефеями и Фелефеями, были известные уже нам «притесненные и огорченные душою», ставшие потом войском храбрых – гибборим? Может ли быть речь об их филистимском происхождении? Очевидно, следовательно, что в мазоретском чтении 2Цар.15:18 Гефяне явились по ошибке переписчика.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

45.  Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя (Рим. 14. 7). 46.  София Павловна Титова — сестра Анны Павловны Плещеевой — см. с. 110, письмо 47. Ин. 6. 44. 48. РГБ ОР. Ф. 425. К 4. Публикуется впервые; ответ Святителя в письме (О. Шафранова). 49.  Протоиерей Лука Ефремов. Жизнеописание Т. Б. Потемкиной. М., 1870. 50.  Граф Сергий Шереметев. Домашняя старина. М., 1900. С. 108. 51. О нем см. т. 7, с. 199–200. 52. Душеполезное чтение. М., 1870. Ч. 1–4. С. 1–8. 53.  Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19. 17). 54. Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова (1767–1841) — дочь полковника Василия Андреевича Энгельгардта и Марфы Александровны, урожденной Потемкиной (сестры князя Г. А. Потемкина). В первом супружестве была за внучатым дядею по матери, Михаилом Сергеевичем Потемкиным (умер в 1791 г.); во втором — за князем Николаем Борисовичем Юсуповым (1751–1831). В 1781 г. была пожалована во фрейлины. Погребена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. См. о ней в письме Святителя к С. Д. Нечаеву с. 30. 55. Письмо святителя Игнатия к этой старице см. т. 7, с. 208–209. 56.  …царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой (Дан. 4. 24). 57. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 58. Мф. 7. 20. 59. Мф. 9. 17. 60. Последование панихиды. На Аллилуиа стих 1. 61. См. письмо святителя Игнатия к наместнику Сергиевой пустыни о. Игнатию (Васильеву) т. 7, с. 358. 62.  …прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 63. Пс. 102. 5. 64. 4 февраля 1848 г. святитель Игнатий написал своему наместнику в Сергиеву пустынь: «К Николаю Николаевичу Анненскому я писал письмо, утешая его, и советую не оставлять семейство по порыву огорчения. Ты очень хорошо сделал, доложив Преосвященному о его пребывании в обители». 65. РНБ РО. Ф. 1927. С. 273–274. 66. См. т. 7, с. 541–542. 67. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 152. 68. РГИА. Ф. 1661.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

4) Правда и то, что и злонравия нашего отречься и победить нашими силами не можем. Ибо злонравие свое победить, есть себя самого победить и отречься, что собственной нашей силе невозможно. Потому для этого искать нам должно помощи у Самого Бога, Который все может (Мф. 19:26). Потому поведено молиться, просить, искать и стучать (Мф. 7:7-11). Однако требуется и с нашей стороны старание, ибо Бог помогает труждающимся, а не лежащим и унывающим. § 358. Причины, ради которых должны мы от себя отречься и последовать Христу: 1) Если не хочешь от себя и злонравия своего отречься, снова ли хочешь обратиться к сатане, делам его, служению и гордыне его, от которых при крещении святом и вступлении в христианство отреклись мы и обещали Богу служить преподобием и правдою? Соединившись со Христом верою, снова ли хочешь союз этот спасительный разорвать? Познав путь правды, снова ли хочешь возвратиться назад от преданной святой заповеди истинной и на себе показать притчу: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Петр. 2:21-22), – и так попасться в тяжкое рабство дьявольское, от которого Сын Божий Кровью Своей искупил тебя и извел на свободу? Снова ли хочешь под гневом Божиим и клятвою быть? Ибо все это непременно последует не хотящему себя и своего злонравия ненавидеть, отрекаться, умерщвлять и последовать благому Христову нраву. Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня, – говорит Христос (Мф. 10:38). И еще: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8:38). Стыдишься ли Христова смирения, терпения, кротости, и хочешь с миром в гордости, злобе, почитании и славе быть? Стыдишься и слов Христовых, которые поучают смирению, терпению и кротости, следовательно, и не следуешь Его смирению, терпению и кротости, а так и Самого Христа стыдишься. Стыдишься ли Самого Христа? Постыдится и Он тебя перед Ангелами святыми и всеми избранными Своими. Ибо не имеешь знамения, что ты Христов. Ибо знамение Христова раба – вера, любовь, терпение, кротость и прочее. Горе же будет тем, которых Христос постыдится, отречется и скажет: Не знаю вас, откуда вы (Лк. 13:25, 27). Не знаю вас, поскольку вы в гордости своей не знали Меня в смирении Моем. Что за этим страшным изречением последует? Страшнейший глас: Отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов (Лк. 13:27-28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

(9, 48) И сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня. Он и другое перед этим сказал, то именно, что записал Матфей, из чего и эти слова с легкостью можно уразуметь, так что ищи (написанное у Матфея) 356 . (9, 48) Ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. Это конечная цель, ради которой Он поставил дитя перед Собою; меньшим же Он называет смиреннейшего. То же самое Он сказал и в сорок третьей главе Евангелия от Матфея, и ищи ближе к середине этой главы 357 . (9, 49–50) При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Это и Марк написал в двадцать седьмой главе, и там читай объяснение этого 358 . (9, 51) Когда же приближались дни вознесения 359 Его, Он утвердил лице Свое 360 идти в Иерусалим. Днями вознесения Его он называет время, определенное для Его вознесения от земли на небо. Ибо приближалось уже и убиение Его, и воскресение, и вознесение. А «утвердил лице Свое» сказано в значении: направил его к тому, чтобы идти в Иерусалим без оглядки, устремляясь на страдание. Ибо написано в книге псалмов: «Утвержу 361 на тебе очи Мои» 362 , то есть, вперю, направлю, буду смотреть не отворачиваясь. (9, 52) И послал вестников (γγλους) 363 пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское. Лежавшее на пути их. (9, 53) Чтобы приготовить для Него. Пристанище, очевидно, для отдыха Его и тех, кто был с Ним. (9, 53) Но не приняли Его, потому что лице Его держало путь в Иерусалим 364 . «Лице Его» сказано вместо «Сам Он», по части названо целое. Не приняли Его, говорит он, потому что Он держал путь в Иерусалим, к врагам их. Ибо самаритяне были враждебно расположены к иерусалимлянам. (9, 54–55) Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 72–74) 1 . Все бдения, которые совершаются в честь Господа, угодны и приятны Богу, но это – бдение из бдений. И когда говорят о «бдении Господнем» в узком смысле, то имеют в виду именно эту ночь. Ведь вот что мы читаем: «Это – ночь бдения Господу за сохранение всех сынов Израилевых " 356 . Эта ночь справедливо именуется «бдением Господним», ибо Он для того и бодрствовал в жизни, чтобы мы не уснули смертью. Ради нас Он погрузился в сон смерти через таинство страдания; но этот сон Господа стал пробуждением для всего мира, ибо смерть Христова прогнала из нас сон вечной смерти. Он и Сам провозглашает это через пророка, говоря: «Ложусь я, сплю и встаю 357 , и сон мой был приятен мне» 358 . Конечно, сладким был этот сон Христов, призвавший нас к сладкой жизни от горькой смерти. Эта ночь называется «бдением Господа» еще и потому, что Он бодрствовал и во сне Своего страдания, как Он Сам показывает через Соломона, говоря: «Я, – говорит Он, – сплю, а сердце мое бодрствует» 359 , чем откровенно являет в Себе таинство божества и плоти. Он уснул плотью, но бодрствовал Божеством, ибо Божество было неспособно спать. Ведь мы читаем такие слова о Божестве Христа: «Не дремлет и не спит хранящий Израиля» 360 . Вот о чем Он говорит: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» 361 ; так как во сне Своего страдания плотью Он спал, но Божество проливало свет на преисподнюю, дабы вызволить человека, содержавшегося в преисподней. Ибо Господь и Спас наш, чтобы помиловать всех, пожелал пролить свет на все места. Он сошел с неба на землю, чтобы посетить мир. С земли Он опять сошел в преисподнюю, чтобы дать свет содержавшимся в преисподней, по слову пророка, который сказал: «Сидящие во тьме и тени смертной, вы увидите свет великий» 362 . Так что справедливо именуется «бдением Господним» ночь сия, в которую Он разогнал тьму не только для этого мира, но и для тех, кто был в преисподней. 2 . Посему это бдение Господа празднуют и ангелы на небе, и люди на земле, и души верных в преисподней.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010