Творения. Слова подвижнические. Сл. 52. Сергиев Посад, 1911. С. 230.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 208 (преподобный Нил Синайский).    Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 358. (Слово 1. Гл. 13).    Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 358.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168.    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 326—327, § 244.    Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 19.    Т. 1. С. 146, ср.: Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 12 , 14.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 16.    Цит. по: Д. Булгаковский, священник. Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 33.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 186.    Там же. С. 84.    Там же. С. 77—78.    Там же. С. 197.    Там же. С. 221.    Там же. С. 131.    Там же. С. 18.    Там же. С. 25—26 (святитель Василий Великий).    Там же. С. 37, 56 (святитель Иоанн Златоуст).    Рафаил, архимандрит. Размышление о молитве. М., 1891. С. 17.    Цит. по: Д. Булгаковский, священник. Молитва – царица добродетелей. Указ. изд. С. 36.    Творения. Ч. 5. М., 1850. Слово 142. С. 416.    Добротолюбие. Т. 2. С. 139, § 208.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 28.    Там же. С. 66 (святитель Иоанн Златоуст).    Там же. С. 397—398 (святые Варсонофий и Иоанн).    Там же. С. 361.    Сочинения. Т. 1. Указ. изд. С. 146.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 51, ср.: С. 157 (преподобный Иоанн Лествичник), С. 210 (преподобный Нил Синайский), С. 351 (преподобный Исаак Сирин).    Там же. С. 196 (преподобный Нил Синайский), ср.: С. 350 (преподобный Исаак Сирин).    Там же. С. 132 (преподобный Ефрем Сирин).    Там же. С. 158 (преподобный Иоанн Лествичник).    Творения. Ч. 3. Сл. 66. М., 1849. С. 290.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 55.    Там же. С. 245 (преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Одним из таких подвижников-писателей был преподобный Ефрем Сирин . Деятельность преподобного, связанная с молитвой и развитием учения о ней, приобрела для истории христианского учения огромное значение. В доказательство этих слов можно привести тот факт, что молитва святого Ефрема Сирина читается за всеми великопостными богослужениями с понедельника по пятницу 353 . О силе этой молитвы говорит и духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры схиархимандрит Кирилл (Павлов) в своём первом Слове «О молитве преподобного Ефрема Сирина »: «Эта молитва состоит всего из десяти прошений, однако своим покаянным духом и способностью приводить человека в сердечное сокрушение она превосходит многие другие молитвословия» 354 . Помимо самой молитвы, преподобному Ефрему Сирину принадлежит два сочинения на тему, названных «Слово о молитве». В первом Слове о молитве святой подвижник говорит о необходимости непрестанной молитвы. Далее – конкретизирует: «Не только входя в церковь , но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьёшь, или лежишь – не прерывай молитвы, ибо не знаешь, когда придёт требующий души твоей» 355 . Также преподобный уточняет, что не следует «разбирать различия мест» 356 , а «молиться на всяком месте владычества» (см.: Пс.102:22 ). О непрестанности молитвы говорили многие великие подвижники, но о месте совершения молитвословий из святых отцов, сочинения которых рассмотрены в данной работе, не упоминал никто. В принципе, в этом случае можно утверждать, что слова апостола Павла непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ) как раз подразумевают повсеместное совершение молитвословий. В то же время никто из святых отцов и учителей Церкви не говорил и о том, что в каких- то определённых местах молиться не следует. Также преподобный Ефрем Сирин утверждает: «В целой жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы» 357 . Действительно, молитва – это самое значимое, что доступно человеку. Всё первое Слово о молитве является руководством «кратким способом ко спасению душ» 358 , как пишет сам преподобный Ефрем Сирин .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Афанасий Великий , 1, 231). Источник. ... научил вселенную ведению Отца, упразднил смерть и всем даровал нетление обетованием Воскресения, в начаток сего Воскресения воскресив собственное Свое тело и памятник победы над смертию и ее разрушительностию показав в крестном знамении (свт. Афанасий Великий , 1, 232). ...Сошел Он телесно, воскрес же, потому что в теле был Бог (свт. Афанасий Великий , 2, 233–234). Источник. ...Хотя и смирил Себя, дозволив собственному Своему телу приять даже смерть, потому что доступно было оно смерти, однако же превознесен от земли, потому что в теле был Сам Сын Божий (свт. Афанасий Великий , 2, 234). Источник. Благодарение Отцу, из недр Своих родившему и пославшему к нам Сына, Который низшел, вкусил нашей смерти и в Своем Воскресении показал наше воскресение! (прп. Ефрем Сирин , 33, 486). Источник. Все горние и дольние поклоняются Тебе, Спаситель наш, потому что воскресением Своим избавил Ты нас от рабства греху (прп. Ефрем Сирин , 33, 524). Источник. В сей день Великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых родился, умер и возбужден из мертвых, чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти, восхищены были с Тобою восходящим. В сей день светозарный и великий ангельский лик исполнился радости, воспевая победную песнь... (свт. Григорий Богослов , 15, 358–359). ... , соделавшись выкупом нашей смерти, собственным Воскресением разрешил узы смерти и Своим Воскресением проложил путь всякой плоти и, будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу, в день Суда по достоинству жизни произнесет приговор над судимым (свт. Григорий Нисский , 23, 18). ... Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил, разрушив двоякую смерть, смерть греха и смерть плоти (свт. Иоанн Златоуст , 44, 739). ...День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слово 40: Oratio 40//SC 358, 198–311. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Слово 40, На святое Крещение//Творения. Т. 1. М., 2007. С. 461–495. Письма: Epistulae. St Grégoire de Nazianze. Lettres/ed. P. Gallay. Vols. 1–2. Paris, 1967. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Письма//Творения. Т. 2. М., 2007. С. 417–562. Григорий Великий Собрание писем: Registri epistolarum. Lib. I–XIV//CCSL 140–140a. Григорий Палама Омилии: Homiliae//PG 150, 151–545. Русский перевод: Омилии святителя Григория Паламы . Т. 1–2. Монреаль, 1965. Триады=Триады в защиту священнобезмолвствующих: Triades pro hesychastis. Défense des Saints Hésychastes/ed. J. Meyendorff. Louvain, 1973 2 . Русский перевод: Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995. Дидахи Дидахи(Учение двенадцати апостолов)//SC 248/пер. с греч. свящ. В. Асмус //Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 17–38. Ефрем Сирин Толкование на Четвероевангелие: Commentaire de l’Évangile concordant: Texte syriaque (Ms. Chester Beatty 709)/ed. Leloir L. Dublin, 1963. Русский перевод: Ефрем Сирин , прп. Толкование на Четвероевангелие//Творения. Т. 8. Сергиев Посад, 1896 (перевод с армянской версии). Игнатий Богоносец Послание к Ефесянам: Epistula ad Ephesios. SC 10, 66–93. Иероним Стридонский Трактат на Евангелие от Марка: Tractatus in Marci euangelium//CCSL 78, 451–500. Иларий Пиктавийский Комментарий на Евангелие от Матфея: Commentarius in Matthaeum//SC 254. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры: Expositio fidei. Die Schriften des Johannes von Damaskos/ed. B. Kotter. Bd. 2. Berlin, 1973 (PTS 12.) Русский перевод в кн.: Творения: Источник знания/пер. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова , А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды . М., 2002. С. 156–337. – (Святоотеческое наследие. Т. 5). Иоанн Златоуст Беседа о кладбище и о кресте: De coemeterio et de cruce//PG 49, 393–398. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1898. С. 437–443. Беседы на Евангелие от Иоанна: Homiliae in Ioannem//PG 59. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 8. Кн. 1–2. СПб., 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

348. Т. е. семидесятая, в которую явится Христос и установит новый завет для многих (­ за многия изливаема – Матф. 26:28). 349. ως συντελεας καιρου συντλεια δοθσεται π τν ρμωσιν — буквально: и до конца времени конец дан (т. е. определен) на запустение, т. е. все последнее время существования святилища пройдет в запустении его, возстановления, хотя бы и временного, не последует. „До скончания века запустение пребудет без всякой перемены“. Феодорит. „Иерусалим будет предан забвению и запустению“. Ефрем Сир. Срав. Матф. 24:15. Мар. 13, 14. Под седьминами в 24 – 27 стт. толковники разумеют седмилетия и находят 490 лет от возстановления Иерусалима Неемиею до смерти Христа и полной отмены Ветхого Завета, его богослужения, храма, и замены Новым Заветом. Феодорит, Ефрем Сир., Иероним и др. См. о сем подробнее в сочинении: Рождественский. Откровение Даниилу о семидесяти седминах Спб. 1896 г. 350. Слав. слово открыся. 351. Λγος — слово. 352. Т. е. необычайная, чрезмерная проницательность в усвоении и раскрытии таинственных откровений и видений; срав. Дан. 4:15. 5, 11 – 12. 353. В который Израильтяне вышли из Египта, т. е. Нисана. Ефрем Сирин. 354. δδεκλ­, – наименование Еддекель толковники отождествляют с Тигром, неупоминаемым здесь в евр. тексте. 355. Гр. Βαδδν — льняная священная одежда. Слав. ризу лъняну. 356. Т. е. поясом, отделанным золотом. Слав. светлым соотв. в вулы. obrizo – высший сорт очищенного золота; а по гр. φζ­евр. — название страны Уфаз, обильной золотом (Иер. 10:9), вероятно находившейся в Аравии. Срав. Иов. 28:1 – 7. 357. Т. е. блестело, как топаз, драгоценный камень. 358. Срав. Иез. 1:24. 27. Апок. 1:14 – 15. 359. Слав. слава моя обратися на разсыпание. „Изменился цвет телесной наружности“ (Феодорит), т. е. весь телесный организм показывал удрученное состояние пророка. 360. Κατανενυγμνος — Слав. сокрушен, как бы проколот, пронзен; т. е. душевное волнение охватило и потрясло пророка. 361. См. прим. к 9, 23. 362. Κακωθναι — слав. трудитися, т. е. соблюдать упомянутый в 2 – 3 стт. пост, молитву и т. п., в древних слав. спп. Кирилло-Мефодиевского извода было более точное чтение: озлобитися, т. е. терпеть страдания, с симеон. спп. вошло перифр. чтение: трудитися.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В этот светозарный и великий день, ангельский лик исполнился радости, воспевая победную песнь. Святитель Григорий Богослов (14, 358). Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе. Преподобный Ефрем Сирин (28, 143). (Господь), сделавшись выкупом нашей смерти, Своим Воскресением разрешил узы смерти и Своим Вознесением проложил путь на небо для всякой плоти. Святитель Григорий Нисский (22, 18). Едва праведники увидели свет в аду, как с радостью пошли в сретение Сыну Милосердного. Все забыли болезни свои и страдания, какие терпели, когда видели распинаемого Господа. По щедрости Своей Он дал нам жизнь и нас, смертных, присоединил к Ангелам. Нас, людей, уловила в сети смерть, Он пришел по Своей благости и избавил нас; Хвала Тебе, Господь Ангелов, явление Твое возрадовало мучившихся в аду. Теперь удалилась и исчезла ночь, и для твари воссиял Его свет. Сошел Он с высоты, избавил нас и опять восшел, и вот сидит одесную Отца. Все же ожидавшие Его и надеявшиеся на имя Его ожидают встречи с Ним во Второе Пришествие. Сошел Он в ад, и там воссиял свет Его и разогнал тьму среди мертвых в аду... Воскресивший мертвых отверз гробы и этим показал нам образ великого будущего дня (28, 294). Христос умерщвляет смерть, низлагает сатану. Он-радость горних, упование дольних. Преподобный Ефрем Сирин (29, 284). Господь Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил, разрушив двоякую смерть: смерть от грехов и смерть плоти (35, 739). Он был пригвожден ко кресту, подвергался оплеваниям и заушениям, Его били по щеке и издевались над ним... И все это Он претерпел для тебя, ради заботы о тебе, чтобы уничтожить тиранию греха, чтобы разрушить твердыню диавола, попрать узы смерти, открыть нам врата Неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в нем, чтобы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни,- ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни бичи, ни нарекания врагов, ни невзгоды, ни нападения, ни клевета, ни злые подозрения и ничто другое (37, 516).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Хорошо быть у ног ближних своих образом своих мыслей, тогда делается доступным для человека Евангелие Христово ( 111, 447 ). Дар духовного рассуждения ниспосылается от Бога исключительно инокам, шествующим путем смирения и смиренномудрия ( 112, 86 ). Истинное иноческое преуспеяние заключается в том, когда инок увидит себя самым грешным из всех людей ( 112, 103 ). Мы должны смириться извне и внутри себя, чтобы сделаться причастниками славы Христовой в этом и в Будущем Веке ( 112, 289 ). Господь возводит нас к высшему преуспеянию по тесному пути самоотвержения и смирения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 358 ). Смирение – основа всех добродетелей Все сокровища заключены в смирении. Все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь; потому что в смирении есть все ( 28, 119 ). Любишь ты чистоту? смирением приобретешь чистое сердце; жаждешь ли святости? оно сделает тебя святым; желаешь ли стать совершенным? оно – путь совершенных ( 28, 119 ). Господь наш верхом всех добродетелей называет любовь, но кто же богат любовью, как не смиренный? Смирением приобретается как любовь, так и надежда и вера ( 28, 116 ). Смирение делает пост истинным постом, оно охраняет девственников, придает ценность милостыне, делает жертву угодной Богу ( 28, 116 ). Ты хочешь стоять высоко? Возлюби смирение: оно без усилий делает человека праведным. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 117 ). Как при наступлении света удаляется тьма, так смирение изгоняет всякий гнев и горечь. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 965 ). Смирение есть наставник всех добродетелей. Оно крепчайшее основание небесного здания. Оно – собственный и великий дар Спасителя. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Нестерой 53, 445). За смиренномудрием следует скромность и собранность в себе, то есть целомудрие чувств... беспрестанное безмолвие и обвинение себя в неведении ( 55, 214 ). Кто в сердце своем приобрел смирение, тот стал мертв для мира и, умерев для мира, умер для страстей. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 412 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Преп. Серапион Нитрийский († ок. 358) обратил блудницу, привёл её в женский монастырь и, передавая настоятельнице, сказал: „прими эту сестру и не налагай на неё бремени, или заповеди, (ζυγν ντολν) как на других сестёр, но давай ей чего она захочет” 356 . Значит, уже тогда право дисциплинарных взысканий имели игуменьи некоторых обителей, в которых может быть и не было старцев настоятелей. Более ясное свидетельство об этом находим в „Наставле- —393— нии инокиням”, надписанном именем патр. Иоанна Постника и представляющем собственно правило старице игуменье, руководительнице подчинённых ей сестёр. „Прежде всего, говорится в Наставлении, через исповедь (δ ξαγγελας) узнай помыслы сердца и всё содеянное каждой с детства: если же какая из них не желает исповедовать, да не будет достойна святого образа... Потом после узнания тайны, принимаемой через покаяние и исповедь (δ μετανοας κα ζαγορεσεως), не вдруг одевай её царской одеждой, но после омытия и очищения облеки в хитон простоты”. Старица игуменья принимает исповедь сестры пред иноческим пострижением, но эта исповедь особенно важная: она обнимала всю жизнь будущей постриженицы, всю её сознательную и вменяемую нравственную деятельность. Естественно, что исповедь так сказать текущих грехов и повседневных помыслов приносилась сёстрами монастыря той же игуменье и едва ли здесь оставалось место для сакраментальной исповеди, исповеди пред пресвитером. Игуменья подвергает виновных и епитимиям. „Знай же, говорит далее Наставление, и епитимии (τ πιτμια), которые не мы, но Великий Василий изложил подающим инокиням” и перечисляются эти епитимии 357 . В последующее время, после периода вселенских соборов, как увидим в своём месте, игуменьи полновластно исповедовали и налагали епитимии, признавая себя „духовными матерями” подчинённых инокинь. Монашество не поддержало и падающего в церкви института открытой исповеди. Вероятно даже, оно и косвенно – через развитие другой формы исповеди – и прямо содействовало её падению. Авторитетный писатель Востока, поэт покаяния, Ефрем Сирин не сочувствует исповеди публичной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Снисходи ныне умом в ад, чтобы потом не сойти туда душою и телом. Память геенны не допустит пасть в геенну. Святитель Тихон Задонский ( 104, 3 ). Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земные скорби, что не изучили мучений адских. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 126 ). «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13, 14) Желающие совершенно избежать вечной геенны, в которой мучаются грешники, и улучить вечное Царство – здесь постоянно терпят гееннские скорби, по причине искушений, наводимых лукавым (за подвиги благочестия). И если до конца терпят они, с верой ожидая Господней милости, то по благодати избавляются от искушений и скорбей, удостаиваются внутреннего общения со Святым Духом, а там избавятся от вечной геенны и наследуют вечное Царство Господне. Преподобный Ефрем Сирин ( 26, 529 ). Хотя патриархи, пророки и праведники Ветхого Завета не были погружены в глубокую тьму, в которой погрязают неверующие и нечестивые, однако и не выходили из сени смертной, и не наслаждались полным светом. Они имели семя света, то есть веру во Христа грядущего, но только Его действительное пришествие к ним и прикосновение Божественного Света Его могло зажечь их светильники светом истинной небесной жизни ( 114, 347 ). Чем стал ад после того, как, после сошествия в него, Христос воскрес? Крепость, в которую под видом пленника вошел победитель; темница, у которой врата сокрушены и стражи рассеяны. Вот подлинно, по изображению Христову, чудовище, которое поглотило сброшенного с корабля пророка, но вместо того, чтобы пожрать и истребить его, сделалось для него другим, хотя не столь спокойным кораблем, чтобы вынести его на берег жизни и безопасности. Теперь становится понятным, как надеялся некто пройти безопасно через самый ад: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Пс. 22, 4 ). Ты сошел для нас с Неба, подобно нам ходил по земле и подобно нам нисшел в смертную тень, чтобы и оттуда проложить Твоим последователям путь к свету жизни. Филарет, митрополит Московский ( 114, 358 ). МУКИ ВЕЧНЫЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

347. Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние: Письма. M., 1997. С. 298, 319,347. 348. Выступление архиепископа Иркутского и Читинского Хризостома//Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года. Материалы. M., 1990. С. 396–397. 349. Покаянием жива Церковь. О книге писем игумена Никона (Воробьева)//Игумен Никон (Воробьев). Указ. соч. С. 11. 350. Имеются в виду уже знакомые нам святоотеческие мысли о пропасти между жизнью христиан и нашей верой. 351. Святитель Григорий Богослов. Слово 3//Указ. соч. Т. 1. С. 50. 352. Павлович И. В лучах рассвета//Альфа и омега. M., 2000. 353. См. Епископ Михаил (Семенов). Избранные статьи из журнала " Церковь " за 1908–1915 гг. СПб., 1998. С. 169 354. Преподобный Ефрем Сирин. О покаянии//Творения. В 6 ч. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. 4. С. 142. 355. " Виновница всех бед и зол нашего народа — это Московская Патриархия… Сущность " сергианства " в том, что сатанократия вошла в МП посредством сделки митрополита Сергия с диаволом. Сатанократии в Церкви не может быть — поэтому Патриархия — лжецерковь и антицерковь " (Иванов П. И. Отечество зовет//Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий: Ежемесячный церковный печатный орган РПЦЗ. New-York, 1993. С. 12–14). 356. Несколько уточнений: 357. Система образования Краснодарского края 2007. Материалы к совещанию научно-педагогической общественности края. Краснодар, 2007. С. 25. 358. Правда, ехали в основом русские из бывших советских республик. В1994 году переселенцев было 846 ООО, а в 2004 году — только 40 ООО (то есть поток сократился в 20 раз). Сейчас этот ресурс уже почти исчерпан, так что мигранты третьего тысячелетия — это уже не репатрианты, а люди из иных культурных миров. 359. И еще: только в странах Западной Европы в области секс-услуг работает до миллиона девушек из стран СНГ. Учитывая, что «купцами» отбираются наиболее красивые и здоровые девушки, а одним из последствий «работы» для них станет их неспособность к деторождению, можно сказать, что происходит настоящий геноцид — искусственный отбор на уничтожение.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010