Аскетическое хранение ума и сердца осуществляется в Иисусовой молитве. «Берегись и тщательно храни душу твою» (Второзак. 4, 9). Собственно психоаналитическое действие ума в сердце составляет третью фазу аскезы. Никодим Агиорит говорит, что ум во время умной Иисусовой молитвы «видит дурные склонности сердца, воздействия, влияния, местопребывание нечистых сил, видит все свои ошибки и зовет на помощь Иисуса, просит прощения, кается и скорбит» 357 . Ум достигает самого источника энграмм в сердце (не только в голове) и уничтожает помыслы в самом корне их. Исаак Сирин говорит: «Страсти искореняются и обращаются в бегство непрестанным погружением мысли в Боге. Это – меч умерщвляющий их» 358 . Созерцая содержание сердца, ум контролирует. Контроль как изъятие ума из страсти. Поэтому слова Марка Подв. звучат, как заповедь: «Люби контроль своих грехов» 359 . Пока существует душевное подсознание, до тех пор невозможно одухотворение души, ее метаморфоз, невозможно духовное совершенство, не наступил еще «возраст Христов» ( Ефес. 4, 13 ). Наличие душевного подсознания означает специфическую душевность: «Душевный человек водится духом мира сего чувственным» 360 . Магизм, фаллизм, шактизм, утонченная сексуальность – таковы специфические черты этой душевности, связанной с микрокосмическим теллуризмом и сидеризмом. Отсюда такая неразрывная связь между магической душою, оргиазмом и политеизмом. Душевное подсознание должно быть полностью приведено в движение, изжито и ликвидировано, а частью – переведено в сознание. Каллист Тиликуда говорит о процессе осознания и о движении помыслов: «Из порочных помыслов иные никогда не входят в душу нашу, если мы крепким ограждением оградим себя. Иные рождаются внутри, когда разленимся, и растут, но как только осознаются, скоро глохнут и исчезают. Иные растут, входят в худые дела и все здравие души нашей расстраивают, когда бываем в большом разленении и вознерадении» 361 . «Разленение» и нерадение влекут за собою пассивность души и духа и гибельны, ум слабеет, не исследует чувства и желания, не контролирует и не господствует, он покоряется чувству и следует за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Подробнее об этих четырех Беседах, приписанных Исааку, см. в: R. Beulay. Introduction. — La Collection des lettres de Jean de Dalyatha. Edition critique par R. Beulay. Patrologia Orientalis 39/3. Turnhout, 1978. P. 269—270 Текст опубликован в: La Collection des lettres de Jean de Dalyatha. Patrologia Orientalis 39/3. P. 359—367 Текст содержится, в частности, в рукописи Harvard 30 (XV век). A. de Halleux. Philoxène de Mabboug: sa vie, ses écrits, sa théologie. Louvain, 1963. P. 257. По греческой версии это Слово 32-е, по русскому переводу 16-е. См. Творения аввы Евагрия. М., 1994. С. 123—124. См. Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 67. См. Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 431: «Что имел Бог от начала, то всегда имеет и будет иметь до бесконечности, как сказал блаженный Кирилл в Толковании на Книгу Бытия» (следующее за тем изречение «Бойся Бога по любви, а не по имени жестокого, ему приданного» уже не относится к цитате, а является авторским текстом Исаака). См. Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa. P. 358: «Что имел Бог от начала, то всегда имеет и будет иметь до бесконечности, как сказал блаженный Толкователь в Толковании на Книгу Бытия». Цитированный Исааком фрагмент толкований Феодора Мопсуестийского опубликован в кн.: Theodori Mopsuesteni Fragmenta Syriaca. Leipzig, 1869. P. 2. В известных нам толкованиях св. Кирилла на Книгу Бытия такой фразы нет. Русские переводчики пошли еще дальше, чем греческие, и в одном месте приписали изречение Евагрия Иисусу Христу. См. Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 334: «И вот слово, изреченное Тем, Кто каждой вещи определил собственный ее образ: Молитва есть радость, воссылающая благодарение». Изречение заимствовано из «Слова о молитве» Евагрия (см. Творения аввы Евагрия. С. 79: «Молитва есть плод радости и благодарения»). Abba Isaak tou Syrou Logoi asketikoi. Kritike ekdosi Markellos Pirar. Iera mone Iveron, Agion Oros, 2012. Подробнее о славянских переводах творений Исаака Сирина см.

http://patriarchia.ru/db/text/3299510.ht...

...Бог смотрит на наше произволение и, судя по нему, подает дары (прп. Зосима, 91, 118). Источник. Если все невольное происходит от произвольного, по Писанию, то нет для человека такого врага, как он сам себе (прп. Марк Подвижник , 69, 38). Источник. В веке несовершенном нет совершенной свободы (прп. Исаак Сирин , 58, 136). Источник. Если скажем, что Бог обучает людей без их о том познания, то это значит уже сказать, что Бог хочет соделать их подобными волам и ослам и не имеющими ни в чем свободы... (прп. Исаак Сирин , 58, 163). Источник. Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов (прп. Исаак Сирин , 58, 279). Источник. ...Невежественная свобода... есть матерь страстей... Ибо неуместной свободы конец – жестокое рабство (прп. Исаак Сирин , 58, 358). Источник. Остерегайся собственной своей свободы, предшествующей лукавому рабству (прп. Исаак Сирин , 58, 360). Источник. Не давай, человек, свободы какому-либо из чувств своих, чтобы не дойти до невозможности снова возвратиться к свободе (прп. Исаак Сирин , 58, 419). Источник. Бог, яко благий, создавая всякую душу по образу Своему, приводит ее в бытие самодвижною (свободною) (прп. Максим Исповедник , 91, 229–230). ...Человек был самовластен тогда, когда был свободен от греха; как же скоро предал он свободу свою, то вместе со свободою потерял и самовластие и стал рабом греха (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 60). Источник. Поскольку... только в желании нашем сохранилось самовластие ваше, то нам надобно, во-первых, возжелать освобождения от рабства, потом взыскать освободителя нашего Христа, а когда найдем Его, припасть к стопам Его и испрашивать у Него себе свободы: ибо никого нет свободного, кроме Христа и свободника Христова. Христос милует нас и спасает от рабства, просвещая ум наш, да ясно зрит или познает, правое и святое, и силою нас снабжая избегать непотребного и творить потребное. Ибо и то, чтобы зреть правое, не в нашей состоит власти; но как для того, чтобы видеть нам видимое, потребен для нас свет солнца, так для того, чтобы видеть нам духовное, потребен для нас свет Христов, который, просвещая нас, снимает повязку тьмы с очей ума и дает ему ясно видеть правое и богоугодное. А затем преисполняет нас силою, которою, освобождая нас от страстей, дает нам свободу верно следовать познанной святой воле Его. Такова свобода о Христе Иисусе Господе нашем... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В умопостигаемом... естестве истинную жизнь составляет общение с Богом, а отпадению от Него название – смерть (свт. Григорий Нисский , 23, 135). Источник. ...В душу, исполненную гнева и зависти или имеющую в себе другой какой порок, не может вселиться благой Жених, ибо кто найдет способ согласить между собою то, что по естеству чуждо и не имеет ничего общего? Послушай Апостола, который учит, что нет никакого общения света со тьмою, или правды с беззаконием (ср.: 2Кор. 6, 14 ), или сказать кратко – всего того, чем представляется нами и именуется Господь по различию усматриваемых в Нем совершенств, – со всем тем, что но противоположности почитается злом (свт. Григорий Нисский , 24, 358). ...Невозможно иначе соделаться причастником Святаго Духа, как обитал на высоте сей жизни. Приобщаются Святаго Духа только те, кои мудрствуют горняя, преставив свое жилище от земли на небо, и живут в горнице высокого образа жизни (свт. Григорий Нисский , 25, 101). ...Кто удостоится иметь Его в себе, тот будет находиться в таком состоянии, как только лишь облеченный телом и ко всему человеческому будет показывать совершенное презрение (свт. Иоанн Златоуст , 48, 649). Быть со Христом или быть с демоном? Хочешь быть со Христом? Тогда хотя на остальное время жизни откажись от удовольствий и наслаждений... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 937). Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира (прп. Исаак Сирин , 59, 10). Хочешь ли умом своим быть в общении с Богом, приняв в себя ощущение оного услаждения, не порабощенного чувством? – Послужи милостыни (прп. Исаак Сирин , 59, 14). Источник. Если кто хочет, чтобы вселился в нем Господь, то принуждает он тело свое служить Господу и работает в заповедях Духа... (при. Исаак Сирин , 59, 117). Источник. ...Сношение с Богом посредством душевного памятования, внимательности в молитвах и всесожжения (прп. Исаак Сирин , 59, 299). Три есть способа, которыми всякая разумная душа может приближаться к Богу: или горячность веры, или страх, или вразумление Господне (прп. Исаак Сирин , 59, .404–305). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

е. чрева (прп. Нил Синайский , 74, 135). Источник. Для чего демонам желается возбуждать в нас своим воздействием чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, злопамятство и прочие страсти? Для того, чтобы ум, одебелев от них, не мог молиться как должно; ибо страсти неразумной части нашей, начав действовать (пришедши в движение), не позволяют уму действовать разумно (прп. Нил Синайский , 91, 229). Источник. Когда видишь, что лежащее внутри тебя пришло в сильное движение и влечет безмолвствующий ум к страсти, то знай, что некогда прежде ум сам был тем занят, привел то в действие и вложил то в сердце (прп. Марк Подвижник , 90, 535–536). Источник. ... служения чувствам сердце рассеивается, утрачивая в себе услаждение Богом... (прп. Исаак Сирин , 59, 11). ...У кого сердце сокрушено страстями, у того ими же и язык приводится в движение... (прп. Исаак Сирин , 59, 48). ...Душе быть доступною страстям – полезно для уязвления совести; пребывать же в страстях – нагло и бесстыдно (прп. Исаак Сирин , 59, 304). Источник. Кто любит поводы к страстям, тот невольно и нехотя становится подручным и порабощается страстям (прп. Исаак Сирин , 59, 358). Источник. Страсти служат преградой сокровенным добродетелям души (прп. Исаак Сирин , 59, 363). Источник. ...Если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке, и случается, что иной совершает десять добрых дел и имеет один злой навык, то и это одно, происходящее от злого навыка, превозмогает десять добрых (дел). Орел – если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то через эту малость низлагается вся сила его; ибо не в сети ли он уже, хотя и весь находится вне ее, когда удерживается в ней одним когтем? Не может ли ловец схватить его, лишь только захочет? Так и душа: если хотя одну только страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках, по причине той страсти (прп. авва Дорофей , 30, 135). Источник. ...Душа, находясь в теле сем, хотя и ведет борьбу от страстей, но имеет и некоторое утешение от того, что человек ест, пьет, спит, беседует, ходит с любезными друзьями своими.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

163 B19 (155). 164 Имеется в виду восточно–сирийская традиция. 165 II/39,7. 166 II/39,10–11. Ср. цитату из Диодора в B37 (285). 167 Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 3. С. 176. 168 Тема любви Божией является центральной в сирийской богословской традиции начиная с Ефрема Сирина. См.: S. Brock. Spirituality in Syriac Tradition. Kottayam, 1989. P. 84. 169 II/39,22. 170 Главы о знании IV,79—80. 171 Здесь и далее мы пользуемся термином «естество» для передачи сирийского kyana в том случае, когда речь идет о естестве Божием или о божественном и человеческом естествах Христа. В некоторых других случаях мы употребляем термин «природа». Отметим, что нередко Исаак Сирин использует термин «естество Божие» или просто «Естество» в качестве синонима слова «Бог». 172 II/10,18—19. 173 II/38,1—2. 174 Ср. Исх. 3:14. Имена El Shaddai и Ehyeh aher ehyeh заимствованы Пешиттой из еврейской Библии и оставлены без перевода. 175 Исх. 6:3. 176 Главы о знании IV,3. 177 Главы о знании. 178 Еф. 1:21. 179 II/10,24. 180 Главы о знании. 181 I/25 (118)=B51 (361). 182 I/67 (350)=B7 (103). 183 II/38,3. 184 II/40,3. 185 II/40,2. 186 II/39,3. 187 II/38,4. 188 Т. е. благость и любовь. 189 II/38,5. 190 II/10,23. Ср. II/40,1. 191 Главы о знании IV,87. 192 II/5,11. 193 II/38,3. 194 II/14,15. 195 B45 (323). 196 I/85 (419—420)=B50 (345). 197 I/85 (419—420)=B50 (345). 198 Исх. 20:5; Числ. 14:18. 199 Букв. «средних». 200 Главы о знании I,17. 201 Пс. 118:137. 202 См. Мф. 20:13—15 и Лк. 15:20—22. 203 I/90 (431—432)=B50 (357—358). 204 B50 (349). Ср. I/89 (424). 205 Главы о знании IV,85. 206 II/39,19. 207 I/90 (431)=B50 (358). 208 I/41 (173)=B65 (455). 209 I/48 (208)=B74 (510). 210 Сир. «о причиняющих ей (т. е. истине) вред», «о наносящих ей ущерб». 211 I/48 (206)=B74 (507—508). 212 2 Тим. 2:13. 213 Главы о знании I,17. 214 II/10,19. 215 Быт. 1:1 («В начале Бог сотворил небо и землю»). 216 Василий Великий. Беседа 1–я на Шестоднев. 217 Букв. «движения». 218 II/1,72. 219 В сирийском тексте (изд. Беджана) «восемь», в греческом переводе — «семь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Держа памятование о своих погрешениях, не ленись ударять в перси свои, чтоб такими ударами разбить и умягчить окаменелое сердце, как каменщики разбивают металлоносную почву; и обретешь в нем жилу злата, и возрадуешься о сокровенном сокровище (прп. Иоанн Карпафский , 91, 102). Непрестанно открывай немощь свою пред Богом, и не будешь искушаем чуждыми, как скоро останешься один без Заступника своего (прп. Исаак Сирин , 58, 20). Источник. Покаяние и частые сношения с людьми – то же, что разбитая бочка (прп. Исаак Сирин , 58, 411). Источник. Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 97). Источник. Которые не имеют расположения приносить покаяние, те чаще и грешат; а которые не по расположению грешат, тем удобоисполнимее покаяние, в котором к тому же редко и потребность бывает (прп. Илия Екдик, 91, 423). ...Если какой грешник, вняв тому, что говорит Иоанн Богослов: всяк согрешали,, не виде Его, ни позна Его (ср.: 1Ин. 3, 6 ), придет в чувство и, познав, какому бедствию подпал он из-за грехов своих, приимет свет покаяния и начнет нести подвиги покаянные, посредством... дел, – поста, молитвы и прочего, чтобы Бог, видя сокрушение сердца его, смирение и ревность, возблагоутробствовал к нему и примирился с ним: то Бог, видя смирение его и труд, оставляет все грехи его, примиряется с ним и являет в нем знамения сего помилования и примирения. Таковые знамения суть – упокоение от страстей, которые его одолевали, ненависть ко греху, страх Божий, держимый во всяком месте, так как Бог вездеприсущ, сокрушение и умиление сердечное, благоговение, внимание ума к Божественным песням, к чтению и слушанию Божественных Писаний. Ибо невозможно, чтоб в ком-либо оказались сии доброты духовные прежде умилостивления Бога и примирения с Ним. Когда же Божественная благодать примиряется с душою, тогда осеняет ее, объемлет ее некиим образом невидимо и делает то, что ум человека того установляется и собирается в себя, бывши дотоле непостоянным и рассеянным (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 358–359). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

503 дате и обстоятельствах см.: van Roey A. Les débuts de l " église Jacobite//Chalkedon. II. P. 358. 504 Хрон. IX, 30 (изд. II, 258—260). 505 Ср., например: Prend. The Rise. P. 317—319; Beck H.G.//Jedin-Dolan. History. II. P. 457; Goubert P. Les successeurs de Justinien et le Monophysisme//Chalkedon. 11. P. 179—192. 506 Hist. eccl. II, 10 (ed., tr. Brooks E. W. Corpus scriptorum christianorum orientalium//Sciprotres syri. III, 2—3. Paris, 1933—35). 507 Ср.: Salaville S. La fête du concile de Chalcédoine dans le rite byzantin//Chalkedon. II. P. 667—685; см. также выше. 508 акое указание находится в «Житии» св. Симеона Столпника младшего; ср.: van den Ven P. L " accession de Jean le Scholastique au siège patriarcal de Constantinople//Byzantion. I. 1965. P. 320—352. 509 Ср.: Cameron A. The early religious policies of Justin II» Ed. Baker D. The Orthodox Churches and the West (Studies in Church History, 13). Oxford, 1976. P. 51—67. 510 Труд Иоанна включает Собрание Канонов ( Συναγωγ καννων ) в 50 титулах (ed. Beneshevich V. Joannis Scholastici synagoga Ltitulorum, München, Bayer. Akad. derWiss., Abh., NF, 14, 1937: Собрание в 87 главах (ed. Pitra J. Jur. Eccl. Graecorum Historia et Monumenta. II. Romae, 1868. P. 385—405). 511 Михаил Сирин. Хрон. IX, 30 (ed. cit. P. 257). 512 Об этой мере сообщает испанский летописец Иоанн из Биклара, который был в Константинополе в это время. Крайние монофизиты обвиняли Халкидонский собор в измене Символу Веры приписыванием Христу «двойной единосущности», тогда как в Символе говорится только, что Он единосущен Отцу. 513 Эти предложения, о которых сообщает монофизитский летописец XII века Михаил Сирин (X, 2. Ed. cit. II. P. 289—290), обычно именуются большинством историков «первым Энотиконом» Юстина П. Однако ни один из двух современных историков (Иоанн Эфесский, монофизит, и Евагрий, халкидонит) не говорят ни о каком формальном указе. Если какой-то текст и был вообще опубликован Юстином в 566—567 гг., то это был проект меморандума для переговоров, сначала в столице, затем в Каллинике (об этом см. компетентные комментарии: Cameron A. Op. cit. P. 62—64). Упоминание Михаилом того, что Юстин призывает протагонистов избегать обсуждений «слов», типично для обычной православной халкидонской позиции перед лицом монофизитского «фундаментализма». Предложение забыть о «личностях» явственно относится к возможности реабилитации старых и уважаемых монофизитских богословов, таких как Севир. Даже если строгие халкидониты, как Иоанн Схоластик, не были готовы идти так далеко, то все же предложение это было закреплено в проекте, который был результатом многих встреч между двумя партиями в первые годы царствования Юстина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Он же. Слово 58//Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. ТСЛ, 2008. С. 375. фон Бальтазар Г. У. Пасхальная тайна. Богословие трех дней. С. 157-158. Августин, блаженный. О граде Божием, XXI, 17-24. Минск, 2000. С. 1178-1193. Каллист (Уэр), епископ. Смеем ли мы надеяться на спасение всех? Ориген, Григорий Нисский, Исаак Ниневийский//Учение о спасении в разных христианских конфессиях. С. 49. Kallistos (Ware). 179-191., bishop. “One body in Christ”: Death and the Communion of Saints//Sobornost, 3:2 (1981). P Бердяев Н.А. Самопознание. С. 381. Ориген. О началах, 2: 10: 3//Ориген. О началах. Против Цельса. СПб., 2008. С. 216. Он же. О началах, 3: 5: 3//Там же. С. 316. Флоровский Георгий, протоиерей. Противоречия оригенизма//Догмат и история. Сб. статей. М., 1998. С. 295. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Христианское благовестие и социальная ответственность//Рим – Константинополь – Москва. Исторические и богословские исследования. Пер. с англ. Л.А. Успенской. М., 2005. С. 240. Каллист (Уэр), епископ. Понимание спасения в православной традиции//Учение о спасении в разных христианских конфессиях. С. 34. См., например: Иларион (Алфеев), игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова. СПб., 2006. С. 393-395; Он же. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. С. 269-272; Он же. Об основных богословских темах и об эсхатологии преподобного Исаака Сирина (послесловие)//Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и духовной жизни. С. 313-320; Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. М., 1999. С. 276-277; Balthasar H.U. von. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Einsiedeln, 1961. S. 357-358. Себоюэ Б. Вечен ли ад? С. 63. Флоровский Георгий, протоиерей. Противоречия оригенизма//Догмат и история. С. 302. Рейтинг: 10 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Egor 27 ноября 2012, 01:18 Еще один вопрос, если можно: Ххем отличается римо-католическое чистилище от православных мытарств - если и то и другое " третье " состояние?

http://pravoslavie.ru/57409.html

358: «Что имел Бог от начала, то всегда имеет и будет иметь до бесконечности, как сказал блаженный Толкователь в Толковании на Книгу Бытия». Цитированный И. С. фрагмент толкований Феодора Мопсуестийского опубликован в кн.: Theodorus Mopsuestenus. Fragmenta Syriaca. Lipsiae, 1869. P. 2). Греч. перевод И. С. является буквальным и потому сохраняет мн. неясности сир. оригинала: в нек-рых случаях текст, очевидно, переводился без достаточного понимания его смысла. Кроме того, в текст при переводе вкрались многочисленные ошибки. Помимо греческого известны и др. переводы творений И. С., сделанные в период между IX и XVI вв. (см.: Chiala. Dall " ascesi eremitica. 2002. P. 334-362). Самый древний араб. перевод творений И. С. был сделан с сир. текста в кон. IX - нач. X в. переводчиком по имени Ханун ибн Юханна ибн ас-Салт. К этой же эпохе относится др. араб. перевод «Слов святого мар Исаака», сделанный, возможно, в лавре св. Саввы Освященного или на Синае: сюда включено 40 Слов И. С. в переводе с сирийского. Позднее появилась др. коллекция творений И. С. на араб. языке - сборник в 4 книгах. 1-я кн. включает 28 Слов, из к-рых часть - неподлинные, а др. часть представляет собой Беседы из 2-го и 3-го томов. Кн. 2 (45 Слов) и кн. 3 (44 Слова) - почти полный перевод 1-го т., однако кн. 3 переведена не с сирийского, а с греческого антиохийским диак. Ибн аль-Фадлом (XI в.) и почти полностью совпадает с ранее переведенным с сирийского сборником 40 Слов. Кн. 4 содержит 5 Слов, из к-рых 4-е соответствует Слову 49 из 1-го т., а остальные являются неподлинными. Сохранились араб. рукописи с молитвами и др. текстами, приписанными И. С., но не имеющими к нему отношения. Лист из рукописи «Слова постнические Исаака Сирина» (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 173. 151. Л. 1). 1-я четв. XIV в. с глоссами кон. XIV — нач. XV в. Лист из рукописи «Слова постнические Исаака Сирина» (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 173. 151. Л. 1). 1-я четв. XIV в. с глоссами кон. XIV — нач. XV в. Первый перевод творений И. С. на груз. язык был сделан в кон. IX - нач. X в. (сохранились рукописи, датируемые 906 и 925), возможно, в лавре св. Саввы Освященного на основании сир. оригинала или только что выполненного там же греч. перевода Авраамия и Патрикия. Вскоре последовал 2-й груз. перевод, более полный, выполненный прп. Евфимием Святогорцем с греческого.

http://pravenc.ru/text/674153.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010