Событие, больше всего нашумевшее за время этих гонений, было обращение и мученичество Кардага, военного губернатора Адиабены, в 358 году на 49 году царствования Шапура. Многочисленные чудеса, видения, намёки на последующие исторические события, заключенные в актах Кардага, показывают, что эти акты были написаны много позже мученичества святого, они, вероятно, относятся к VI веку. Возможно, как и действительно предполагают, что обращение Кардага было не совсем бескорыстно. Этот правитель, знатного происхождения, возмутился против Шапура II, построив предварительно крепость на холме Малки возле Арбеля; обратившись в христианство , он рассчитывал, конечно, на поддержку Римских войск, но если и была у него такая надежда, его ожидания не оправдались. Укреплённый замок был взят, и Кардага побили камнями. Эти акты, несмотря на всевозможные прибавки к ним, заключают в себе ценные разъяснения касательно географии страны и политического и социального состояния Персии во времена царствования Сассанидов. Святого долго почитали в этой местности, воздвигли церковь на месте, где он претерпел мученичество, там ежегодно праздновали его память, в течении трёх дней, паломничества, устраиваемые к этому месту ежегодно продолжались шесть дней. Мы должны упомянуть здесь акты мучеников гелов, представляющие исторический интерес. Гелы жили по юго-западному берегу Каспийского моря в долине Гилап, по соседству с Дейламитами, занимавшими гористую часть. Акты этих мучеников повествуют нам, что Гелы служили наёмниками в Персидской армии и что в IV веке они были уже христианами. Мученичество этих воинов падает на 351 год и произошло на берегах Евфрата во время похода Шапура, направлявшегося на Римскую территорию. Имена этих исповедников следующие: Берик-Иешу, Эдеб-Иешу, Шапур, Санатрук, Гормизд, Гадарманур-Галпид, Айталлаха, Меким и т.д., две женщины, Гальмадур и Фебэ были также казнены со своими детьми. На 53 году царствования Шапура II – в 362 году – гонение свирепствовало в Беф-Забде, на правом берегу верхнего Тигра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   Он же. Творения. Ч. I, п. 17. С. 65.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 50. С. 236—237.    Он же. Творения. Ч. II. С. 363—364.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. С. 160—161.    Одна из отрекшихся во время гонений.    В первые времена христианства, во время гонений, христиане имели на дому Св. Таины для частого причащения и на случай взятия на страдания.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Там же. С. 161—162.    Апостольские Постановления. Кн. V. Гл. 4. С. 135.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 56. С. 273.    Они вскоре после того прияли мученическую смерть.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Там же, п. 50. С. 235—236.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Там же. С. 107, 110.    Там же. С. 358—359.    Там же. С. 357.    Апостольские Постановления. V. Гл. I.    Там же, гл. 2 и 3.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 64. С. 351.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 50. С. 234—235.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 8. С. 40—41.    Там же, п. 24. С. 89.    Христианское Чтение. 1822. Ч. VIII. Статья о мученичестве св. Игнатия.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Ч. I. С. 610.    Свт. Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. Ч. III. М., 1861. С. 97, 98, 96.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 48 С. 225; п. 50. С. 238.    Он же. Творения. Ч. II. С. 181, 182—183.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 49, 50.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. VII. С. 111, 112.    Из письма римских исповедников еп. Киприану Карфагенскому.    Свт. Иоанн Златоуст. Там же. С. 108.    Минуций Феликс. Октавий. Гл. 37. С. 350—351.    Св. Иустин Философ. Апология. I. С. 9, 10.    Свт. Иоанн Златоуст. Там же. С. 111.    Св. Ефрем Сирин. Творения. Ч. III. М., 1849. С. 133—134.    Свт. Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Ч. III. С. 144.    2-я суббота Великого поста, утренний канон, песнь 8.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 8. С. 119.    Св. Исидор Пелусиот. Творения. Ч. I. М., 1859, п. 238. С. 146.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Явившись в свет около 365 г., оно до 368 г. переведено на латинский язык пресвитером Евагрием, с 368 г. епископом антиохийским. Этот перевод сохранился до нашего времени и составляет сильнейшее возражение против предположения, что Vita Antonii в настоящем виде есть переделка первоначального текста Афанасиева. Уже св. Ефрем Сирин († ок. 378 г.) знает его как сочинение Афанасия. Григорий Назианзин приписывает ему же в своем похвальном ему слове (около 380 г.). Руфин и Иероним также считают автором его Афанасия. По суждению Гильгенфельда, все, чем Вейнгартен пытается ослабить авторитет такого блестящего внешнего литературного свидетельства, не имеет силы. Но Вейнгартен представляет внутренние основания против принадлежности сочинения Афанасию. Оно адресовано к западным монахам, но при жизни Афанасия монашество на западе едва ли существовало. Что Афанасий уже в 341 г. действовал для возбуждения любви к монашеству в Риме, это говорит только Иероним и при том в таком сочетании, что эта мысль представляется не особенно вероятной. Первой насадительницей монашества в Риме представляется Марцелла, которой в 341 г. едва ли было более 11 лет, и которая решительный поворот к монашеству сделала лишь после 358 г. В Медиолане монастырь появился при Амвросии (с 374–385 г.). Но к концу IV в. приближать появление западного монашества невозможно уже и потому, что около 389 г. сказывается здесь сильная реакция против монашества в лице Иовиниана. В 365 г. монастыри могли существовать в Италии. А в конце концов мнение, что Vita Antonii адресована к западным монахам, есть только вероятное предположение, и нет серьезных оснований против замены его другим: именно оно могло быть адресовано в Сирию или Палестину. Афанасий не мог написать Vita Antonii потому, , что дух этого произведения отличается от писаний Афанасия, и образ Антония здесь начертанный, психологически невероятен. Афанасий в демонах видит темную, но духовную силу, сказывающуюся в язычестве например, и не вмешивает их в обычную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Из совершенного смирения и из совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая святая молитва ( 109, 326 ). Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на людей ( 112, 266 ). Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость ( 112, 277 ). Смирение есть Христов образ мыслей и тот сердечный залог, которым умерщвляются в сердце и извергаются из него все страсти. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 358 ). Смирением очищаются грешные Люби смирение: оно покроет тебя от грехов. Преподобный Антоний Великий ( 82, 22 ). Смиренномудрие часто спасает и того, кто сделал многие и великие грехи. Святитель Василий Великий ( 7, 271 ). Если нуждаемся в милосердии, то прибегнем к смиренномудрию, чтобы смиренномудрием привлечь на себя щедроты Господни ( 25, 50 ). Грешник, если приобретает смирение, делается праведником ( 28, 115 ). Смирением человек более угождает Богу, чем жертвами и приношениями. Благодаря смирению праведные достигают совершенства, кающихся приемлет Бог, грешники примиряются с Ним, оправдываются виновные ( 28, 115 ). Ревностно упражняйся в смирении, потому что им уплатишь все свои долги, исправишься от всех погрешностей ( 28, 121 ). Смирением очищаются грешные, оправдываются виновные, возвращаются на истинный путь заблудшие, спасаются погибшие. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 119 ). Если ты носишь на совести великое бремя грехов и при этом признаешь себя последним из всех, ты будешь иметь великое дерзновение перед Богом ( 35, 544 ). Если грешник (мытарь) посредством смиренной молитвы сделался праведным, то представь, сколь велик будет праведник, если научится возносить такую молитву. Святитель Иоанн Златоуст ( 36, 17 ). Если сила Господня в немощи совершается, то Господь отринет несмиренного делателя ( 57, 184 ). Бог не закрывает двери Своего милосердия для тех, кто стучит со смирением. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 196 ). Этой жертвой (смирением) спасались, спасаются и будут спасаться все цари, вельможи, благородные, низкородные.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Бог, говорит св. Григорий Богослов , создал человека с тем, чтобы он приобрел новую славу и, изменив в себе земное, шествовал отсюда к Богу» 358 . И могли ли духовные силы человека оставаться неподвижными, когда он с одной стороны созерцал безмерное разнообразие явлений в окружающей видимой природе, а с другой стороны находился в живом общении с миром духов и с Самим Богом, приближение к Которому устремляет все силы тварного существа к достижению возможной для него высоты? Предел совершенства, до которого предназначено было дойти первозданным людям, – если бы они устояли в своей первоначальной святости, – и их безгрешным потомкам, был бы без сомнения тот же, который в новозаветном откровении указан для людей, облагодатствованных искупительной жертвой Христа, а именно: «преображение» тела «сообразно славному (т. е., прославленному по воскресении) телу Христа» ( Флп.3:21 ); наступление совершенного познания, не гадательного, а «лицом к лицу» ( 1Кор.13:10,12 ); достижение «меры возраста исполнения Христова ( Еф.4:13 ); созерцание Бога «яко же есть» ( 1Ин.3:2 ); «причастие божественного естества» ( 2Пет.1:4 ) и наконец состояние, когда «будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор. 15:28 ). В этом же смысле рассуждали и отцы церкви. Св. Ефрем Сирин : «при конце плоть облечётся в лепоту души, душа – в лепоту духа, и дух уподобится Божию величию» 359 . Св. Иоанн Дамаскин , перечисляя отличительные свойства созданного Богом человека, изумляется «высшей степени таинства» – его конечному предназначению (в будущем веке) «сделаться Богом, хотя и не в смысле перехода в божественную сущность, а только в смысле участия в божественном свете» 360 . В числе вопросов, естественно возникающих при рассмотрении первоначальной жизни людей в раю, является между прочим вопрос о продолжительности этой жизни. Некоторые ученые вопрос этот и попытки решить его считают «бесплодным умствованием» 361 . Для утверждения той простой мысли, что при отсутствии определённых данных вопрос этот не может быть решён вполне удовлетворительно, вышеприведённое выражение представляется слишком сильным, и можно подозревать, что под ним скрывается равнодушие вообще к вопросу о первоначальной блаженной жизни людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Но, несмотря на то, что означенные христианские Учителя и писатели совершенно ясно усвояли человеку кроме тела и души еще и дух, нельзя прямо сказать, чтобы они считали его по природе трехчастным существом или чтобы они на приписываемый ему дух смотрели как на составную часть природы человеческой, совершенно параллельную души или телу. Так, Иустин, тогда как в одном месте говорит, что тело есть жилище души, а душа – жилище духа, в другом на вопрос: что такое есть человек, отвечает: «Он есть животно-разумное существо, состоящее из души и тела» 348 . Должно поэтому полагать, что Иустин в первом случае под духом разумел или сообщающийся верующим благодатный дух Божий, или же предполагаемую им в самой душе высшую ее сторону или силу, которую называл оком ума 349 . Ученик же Иустина Татиан прямо показывает, что под духом, которым, по его мнению, обладая, первосозданный человек был истинным и полным человеком, и с потерей которого через падение перестал быть таковым, он разумел не что иное, «как дух Божественный», вновь возвращающийся к людям, после искупления их во Христе 350 . И св. Ириней, как сам же себе объясняет, под приписываемым им совершенному человеку, кроме тела и души, духом разумел того благодатного духа Божия, которого сподобляются одни верующие, но которого все остальные не имеют, почему и состоят только из одной души и тела 351 ). Что же касается Тертуллиаиа, то, как видно из других мест его сочинений 352 , он даже прямо восставал против допущения в человеке кроме души еще другого какого-либо особенного и отличного от нее духовного начала (в роде Платонова νους), так как, по его мнению, и одной души вполне достаточно для объяснения в человеке всей его жизни – и телесной, и духовно-разумной. Поэтому должно думать, что в том месте, где он отличает от души дух 353 , под духом разумеет ни что иное, как более внутреннюю или высшую сторону одной и той же человеческой души. В таком именно, а не ином смысле и Климент Александрийский объясняет допускаемое им различие между душой и духом, утверждая, что душа и дух суть наименования одной и той же духовной сущности в человеке, и что если делается между ними различие, то только для того, чтобы обозначить различные отправления и состояния этой сущности 354 . Можно думать, что в подобном смысле отличали в человеке от души дух и Григорий Нисский , допускавший в человеке кроме тела (подобную душе животных) чувствующую душу и душу (какой не имеют животные) или дух 355 , а также Ефрем Сирин , сравнивавший тело, душу и дух человеческий с тремя Лицами Божественной Троицы 356 , так как тот 357 и другой 358 , несмотря на то, что здесь, по-видимому, прямо высказываются в пользу трехчастной природы человеческой, в других местах своих сочинений то, что в природе человеческой противопоставляют телу, называют вообще душой, и под последней разумеют как чувствующее, так и мыслящее или разумное начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В период времени от 4 до 8 века, по меткому выражению о. прот. Д. Разумовского , „церковное пение получило полное определенное устройство, твердые начала, ясный характер и несомненное благолепие“. 351 В это время частью упрочены и распространены прежние способы простого церковного пения антифонного и всенародного, частью же возникли новые способы пения более искусственного хорового. По Мефодию, еп. Патарскому († 310312 г.) пение дев происходило так: одна, ставши среди хора дев, искусно пела псалом, прочие же ей подпевали. 352 Св. Ефрем Сирин в Эдессе устроил хор обетных дев, который сам лично обучал церковным песням для пения в храме в праздники Господские, Богородичны и свв. мучеников. Пение этого хора было антифонное. 353 При св. Афанасии и Василии Великом певец, по древнему обычаю, начинал пение, а народ подпевал последний стих, наприм. „Яко в век милость его“. 354 В Сирийской церкви, по словам св. Ефрема, все верные заключали чтение символа веры словами „чаю воскресения мертвых и жизни будущего века“. 355 Антифонное пение в 4 веке получило всеобщее распространение как в восточной, так и в западной церкви. В творениях св. Ефрема видно антифонное расположение стихов с народными припевами. 356 В Неокесарии пение это введено, как новость, убеждениями Василия Великого . 357 На Западе, по примеру восточных церквей, первый ввел переменное пение (responsorium – пение отвещательное, припевное и антифонное) св. Амвросий Медиоланский . 358 Теже способы переменного пения мы видим и в последующие века этого периода. Народ любил это пение и предавался ему с увлечением. Препод Авксентий (5 в.) заставлял народ, стекавшийся к его пещере, петь антифонно, или же с припеванием концов, составленные им краткие хвалебные и благодарственные песни Богу голосом самым простым и безъискусственным, и „приходившие к нему толпы – богатые и бедные, мужи и жены, рабы и свободные – , пели эти песни, не придуманные суетой, пели иные до третьего часа, и потом отпускаемы были в веселии душевном; другие оставались до шестого часа“. 359 Песнопения для антифонного пения составлялись с ясным делением на стихи или строки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Пойми, жалкая душа, что радость, роскошь и покой века сего исполнены печали и горести, а скорби, лишения и самоозлобления доставляют неизглаголанную радость и вечную жизнь. Решись вступить в путь тесный и прискорбный и подвизайся в безмолвии, чтобы, когда придет час смерти и разлучения, не оказаться тебе неготовою. 90. Ночные слезы (4, 358) На ложе моем помыслил я о Тебе, Человеколюбец, и в полночь востал – прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои – и пролил потоки слез. Ободряли меня: разбойник, мытарь, Мария грешница, Хананеянка, а также кровоточивая и Самарянка при кладезе водном. Они говорили мне: востань, умоляй о щедротах, – Господь твой исполнен щедрот. Давид, сын Иессеев, взывал мне в псалмах своих, пробудил меня от сна, бременившаго члены мои, и сказал мне: востани, человек, – что спиши? Судия в полночь приемлет дары, – встань, молись и проси себе прощения. Милосердый Господь возрадуется о тебе. Дверь Его день и ночь отверста кающимся. Ночью, покоясь на ложе своем, приводил я себе на память долги и грехи свои; тогда ужас объял меня, и я воззвал: увы, наступает уже грозная ночь и всякаго света лишенная тьма. У кого жизнь беззаконна, тот не возрадуется в день воскресения, но без конца пребудет во тьме. И Давид бодрствовал ночью на ложе своем, помышлял о беззаконии своем и исповедывал грехи свои. Ночью омочал он постель свою слезами очей своих и с воздыханиями умолял, говоря: беззакония моя, Господи наш, аз знаю, и грех мой предо мною есть выну; Тебе единому, Господи, согреших, – помилуй мя. Тебя призываем, Отец, Сын и Дух Святый, Тебя умоляем день и ночь – пощади нас. По множеству щедрот Твоих очисти беззакония и грехи наши; даруй нам, Господи, душевное и телесное здравие, избавь нас от лукаваго и от силы его, от пут его и от всех сетей его, и не отказывай нам ни днем, ни ночью в щедротах Твоих. 91. День и ночь бодрствуй в молитве, чтобы не застал внезапу день смерти (4, 363). Пробудимся от сна, с воздыханием воззовем ко Господу, день и ночь будем трудиться, заботясь об исправлении своем, пока продолжается еще жизнь наша, пока не пришло еще время, после котораго не будет и места покаянию. Будем бодрствовать при дверях Жениха, чтобы с Женихом войти нам в чертог Его и наследовать вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ps...

В этом деле они чрезвычайно опытны и хитры. Пользуясь какой–либо склонностью человека, бесы стараются именно при ее помощи уловить искушаемого: «Мудрого ловит мудростью... богатого – богатством, благообразного – красотой, красноречивого – красноречием... художника – искусством», – пишет прп. Ефрем Сирин 358 . Евагрий Понтийский сравнивает процесс искушения с деятельностью лекаря, который, простукивая молоточком тело человека, определяет нервную реакцию и на этом основании делает выводы, так и бесы «простукивают» человека в поисках его слабостей, и когда найдут такое слабое место, начинают искушать его именно в этом направлении. Однако нужно понимать, что источником страстей всё равно остается сам человек: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью», – пишет святой апостол Иаков ( Иак. 1:14 ). Святитель Иоанн Златоуст советует: «Победи только самого себя – и победишь козни диавола» 359 . Святые подвижники, говоря об опыте преодоления бесовских искушений, настаивают на том, что над крещеными злые духи не имеют власти и могут искушать лишь со стороны, извне, предлагая соблазны, навязывая их 360 . Но в глубину человеческой личности они проникнуть не могут, потому что, как пишет св. Диадох Фотики йский : «До святого крещения благодать извне побуждает душу на добро, а сатана гнездится в ее глубинах, пытаясь заградить все правые исходы ума. Но с самого часа, когда мы возрождаемся, бес оказывается вне нас, а благодать внутри... Мы верим, что многовидный змей извергается из кладовых ума купелью нетления» 361 . Определенный, если так можно выразиться, успех в соблазнении людей диавол всё же имеет. В Писании говорится, что «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ), а диавол, как уже указывалось, назван «князем мира» ( Ин. 12:31 ), «богом века сего» ( 2Кор. 4:4 ), демоны именуются мироправителями тьмы века сего ( Еф. 6:12 ). Для объяснения этих выражений приведем толкования на эти слова двух отцов Церкви. Святитель Иоанн Златоуст объясняет так: «Почему апостол называет диавола князем этого века? Потому что природа человеческая почти всецело отдалась ему, и все служат ему добровольно и намеренно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Миролюбов 1889 – Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского . Киев, 1889 (ранее публ.: Труды КДА. 1887. 6, С. 200–218; 7. с. 336–355; 9. С. 53–71; 10, С. 248–276; И. С. 321–350; 1888. 4. С. 534–582; 11. С. 63–74; 1889. 3. С. 467–483; 6. С. 320–341; 9. С. 125–144; 11. С. 358–384; 12. С. 480–522). Муратов 1915 – Творения святого отца нашего Максима Исповедника . Ч. 1. Житие преподобного Максима и служба ему/Перевод, издание и примечания проф. Μ. Д. Муратова. СП, 1915 (ТСО 69). Никодим 1911 – Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского/Пер. с сербск. T. 1–2. СПб., 1911–1912 (и репринты). О возобновлении 1877 – Дело 80. 1877. О возобновлении академического издания ОР РГБ. Ф. 172. К. 25. Ед. 17. 30 л. —622— ТСО 1607 Правильный ТСО Год издания книги Св. Ефрем Сирин Св. Ефрем Сирин —623— ТСО Правильный ТСО Год издания части книги Св. Ефрем Сирин Св. Ефрем Сирин Св. Ефрем Сирин —624— ТСО Правильный ТСО Год издания части книги 1 (прод.) 4 (прод.) 2 (прод.) —623— ТСО Правильный ТСО Год издания части книги 5 (прод.) 1, 2, 3, 4 3 (прод.) 6 (прод.) 1, 2, 3, 4 6 (прод.) 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 8 (прод.) 9 (повт., прод.) Св. Ефрем Сирин Св. Ефрем Сирин —627— ТСО Правильный ТСО Год издания части книги —627— ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (продолжение, начало см. на с. 621) О переводах 1912 – О переводах «Творений св. Отцев» 1911–1912. ОР РГБ. Ф. 172. К. 44. Ед. 2.15 л. Правила 2000 – Правила святых апостол, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отец с толкованиями. T. I. Правила святых апостол и святых отец. Μ., 1876 (ГМ., 2000). Ρλλης-Ποτλς 1854. Т. Δ» – Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων τν τε γων κα πανευθμων ποστλων, κα τν ερν οκουμενικν κα τοπικν συνδων, κα τν κατ μρος γων πατρων κδοθν σν πλεσταις λλαις τν κκλησιαστικν κατστασιν διεποσαις διατξεσι, μετ τν ρχαων ξηγητν κα διαφρων ναγνωσμτων π Г. Α. Ρλλη κα Μ. Ιοτλ, γκρσει τς γας κα Μεγλης το Χρστο κκλησας κα τς ρς Συνδου τς κκλησας τς λλδος. Τ. Δ». θνησιν, κ τς τυπογραφας Γ. Χαρτοφλακος, 1854 ( r 1992).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010