Не сам по себе знает это Иеремия, незлобивый и доверчивый как агнец, но ему открывает Господь, Который сообщил и то, что соседи его, мужи Анафофские, действительно ищут души его, а не стращают только, говоря: да не пророчествуешь о имени Господнем, или же умрешь в руках наших (11:18–23 447 ); – что сами родственники злоумышляют против него; – что в Иерусалиме предстоят ему еще большие опасности и бедствия (12:1–6 448 ). Поэтому пророк оставил свой дом и родное селение в знак переселения, предстоящего всем Иудеям (12:7–17 449 ). Отсюда очевидно, что третья пророческая речь произнесена перед переселением Иеремии из Анафофа в Иерусалим, вероятно, спустя немного времени после призвания к пророческому служению, может быть в одно время со второю речью. Четвертая  пророческая речь, соединенная с символическим действием, излагается в тринадцатой главе. По повелению Божию пророк покупает новый чресленник или пояс; носит его некоторое время на себе; потом относит в Вавилонию и зарывает его у реки Евфрата в каменной расселине; спустя некоторое времени идет туда, откапывает чресленник и находит, что чресленник сгнил, что ни на что уже не потребен или годен ему ( Иер 13:1–7 ). Тогда Господь объявил Иеремии: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима, этот негодный народ, который… живет по упорству сердца своего, будет как этот пояс, который ни к чему не годен. (13:8–10). При этом объяснено, что как чресленник или пояс крепко держится на чреслах мужа, так Господь прилепил Себе весь дом Израилев и дом Иудин (13:11 450 ); а они как мехи или кувшины наполняются вином непослушания и идут во тьму или самоослепление, которому попустит Господь довести их до гибели или до унизительного рабства (13:12–27 451 ). Пятая  пророческая речь излагается в четырнадцатой и пятнадцатой главах и произнесена по случаю бездождия. Изобразив бедствия засухи (14:1–6 452 ), пророк взывает к Богу, могущему спасти Иудеев от гибели (14:7–9 453 ). Но слышит ответ, что грехи народа навлекают на него наказание (14:10 454 ), так что молитва за него не будет услышана (14:11– 12 455 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

446 Допускающие мысль об участии святых в Страшном Суде прибавляют к этому, что и св. Ангелы вместе с Судиею возседают на престолах и участвуют в суде. 447 Особенно в этом отношении ясно место из Деян.1:11 : Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, где вознесение на небо сопоставляется со Вторым пришествием, как возвращением. 449 Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (ες ρα) и так (κα οτω) всегда с Господом будем. Ες ρα не имеет для себя параллелей в новозаветных писаниях, но мысль Апостола совершенно ясна. Он имеет здесь в виду указать не место постоянного пребывания со Христом, как понимает это выражение Usteri (Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes. S. 356, Anm.), а место встречи верующими Христа, после чего Он сходит в сопровождении их на землю для учреждения Своего царства. Посему и οτω заключительной фразы данного стиха относится не к предшествующему: на воздухе, но к последующему: всегда с Господом будем. 450 «Слова: и так всегда с Господом будем, говорит блаж. Августин, должны быть понимаемы не в таком смысле, якобы Апостол хотел сказать, что мы останемся навсегда с Господом в воздухе; Он и Сам не останется, конечно, там, потому что будет проходить его шествуя. Встречают идущего, а не остающегося на месте. О граде Божием, кн. 20, гл. XX; твор., ч. 6-я, стр. 229. 451 Oswald. Eschatologie. 359. Имея в виду восхищение праведных на воздух, он замечает, что места для судимых будет здесь достаточно, даже слишком достаточно (S. 333). 452 В настоящее время долина Иосафатова наполнена могилами евреев, которые приезжают из далеких мест, чтобы быть погребенными вблизи места будущего суда (ibid. S. 359). 455 Мнение, что и демоны должны будут предстать на Страшный Суд, основывается на Иуд.6 : ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великаго дня. Но в 1Кор.6:3 говорится более обще: Разве не знаете, что мы будем судить Ангелов (γγλους κρινομεν)? На основании этого места Ориген утверждал, что и добрые ангелы будут призваны на суд, чтобы дать отчет, насколько ревностно или небрежно исполняли они дело служения спасению людей и сообразно с этим получить воздаяние (In Numeros homilia XX, 3, Migne, s. gr., t. XII, col. 733; in Lucam hom. XIII – t. XIII, col. 1832).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Асир – «Это церковь , которая дает отпущение грехов и врачевство жизни не царям только, но и всему воинству, сопровождающему царей». ««Неффалим, скорый вестник». Когда Господь учил в пределах Завулоновых и Неффалимовых, тогда слышавшие Его пронесли весть и повторяли доброе слово: вот Тот, Кого мы ожидали». Иосиф. «Как Иаков, вместо первенца своего Рувима, имел опорою Иосифа; так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога, Сын старости стал опорою мира в конце его, потому что на Нём, как на столпе, утверждается и стоит весь мир. «...Источник, здание, огражденное» братьями и сынами. И мир силою Господа нашего ограждают Пророки и Апостолы. Иосиф послужил стеною братьям своим, насытив их во время голода: Господь наш стал мысленною стеною для мира, предавшегося заблуждению. На Иосифа восстали родоначальники колен: на Господа же нашего восстали князи народные. «Обратился лук его в крепости»: потому что и Иосиф, и Господь наш покорили себе врагов своих. «Расслабеша мышцы рук его»: потому что тот и Другой не изощряли и не метали стрел в братий своих: «Рукою сильного», т.е. ради имени Самого Сына, Который у Апостола назван камнем, следовавшим за Израилем в пустыне» ( 1Кор. Х, 4 ). – ««Вениамин – волк хищник»: это Павел, который был волком для волков и похитил души из власти лукавого. «Вечером разделит похищенное», т.е. при конце мира приимет покой и преизбыточествующее воздаяние за труды свои» 447 . «И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постелю, и скончался, и приложился к народу своему» 448 . «Если кто вникнет в действия Иакова, то найдёт, что они не праздны, но исполнены значения относительно распоряжений Божиих. И, во-первых, в рождении то, что он схватил за пяту брату и получил имя: Иаков, т.е. запинатель, – который держит, но не держится, связывает ноги, но не связан, борется и побеждает, держит в руке пяту противника, т.е. победу; ибо для того родился Господь, рождение Которого он прообразовал и о Котором Иоанн в откровении говорит: «и вышел он (как) побеждающий, чтобы победить» ( Omkp. VI, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

  «оправдание наше», созвучно имени Седекии -  ). По мнению Дж. Брайта ( Bright. 1965. P. 143), этот текст мог использоваться во время обряда интронизации Седекии и отражает то, что он получил новое имя (его первое имя было Матфания - 4 Цар 24. 17). Р. П. Карролл ( Carroll. 1986. P. 446-447) указывает на то, что в этом пассаже очень важен мотив легитимности власти Седекии, который был вавилонским ставленником. Однако, по мнению Карролла, неправильно так однозначно привязывать этот отрывок к конкретному историческому моменту. Он обращен в будущее, спасение ожидается в послепленный период, исторический Седекия оказывается скорее противопоставлен новому полновластному царю. Книга прор. Иезекииля относится к VI в. до Р. Х.- времени падения монархии в Иудее и начала вавилонского плена. В пророчестве Иез 17. 22-24 повествуется о том, как Бог возьмет ветвь из кроны кедра и посадит ее на горе Израиля, где птицы будут жить в ее тени, когда она вырастет. Из контекста 17-й гл. Книги становится ясно, что этот образ относится к будущему идеальному царю, который противопоставлен Седекии, нарушившему завет и уведенному в вавилонский плен. Мессианские мотивы присутствуют также в 34-й и 37-й главах Книги прор. Иезекииля. В 34-й гл. пророк обвиняет плохих пастухов (т. е. царей Израиля), к-рые не заботились о своем стаде. Бог обещает, что Сам позаботится о Своих овцах: «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их, и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них» (Иез 34. 23-24). В 37-й гл. содержится пророчество о сухих костях, к-рые оживут по воле Божией: «...открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь» (Иез 37. 12-14). В Иез 34 и 37 для обозначения буд.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Чтобы выдержать на русском языке эту зависимость, нужно стих Лк.1:71 в связи с Лк.1:69 перевести так: «и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих), – спасение от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас». А так как в следующих словах Лк.1:72 : сотворити и помянути указывается цель спасения, то их на русский язык следовало бы перевести через неопределённое наклонение с союзом чтобы: (воздвиг спасение), чтобы сотворить (т. е. оказать) милость отцам нашим и вспомянуть святый завет Свой. – Под спасением большинство толковников разумеют спасение внешнее, политическое, и в частности под врагами – язычников, а под ненавидящими – внутренних тиранов, в роде Ирода и его приверженцев (Годе); но при таком понимании ближайшая цель спасения – оказать милость отцам – является ничем необъяснимой. Если Захария говорит, что Бог воздвиг нам рог спасения для того, чтобы сотворить милость отцам нашим 446 , то очевидно, он разумел не внешних и видимых врагов, которые ничем уже не были опасны для умерших, а других врагов – врагов невидимых, духовных, надеждой на спасение от которых по воскресении своём они и жили в шеоле. Под врагами и ненавидящими надобно таким образом разуметь здесь грехи человека, его страсти, плотские стремления и главнейшим образом самого опасного врага – духа злобы, диавола, коего власть разрушена с пришествием Сына Божия 447 . Можно думать, что мысль о внутреннем, духовном спасении человека Захария выражает в этих словах образно, подобно древним пророкам, в предсказаниях которых духовное спасение Израиля часто изображается под видом избавления от внешних врагов, особенно во времена бедствий Церкви Божией. Напр. Исаия, изрекая суд Божий над языческими народами, опустошавшими израильскую землю, говорит: и будет в оный день, пересмотрит Иегова воинств выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны как узники в ров, и будут заключены в темницу, и будут пересмотрены после многих дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Я начал читать и нашел, что всё истинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем Писании при посредстве благодати Твоей, – да не хвалится тот, кто видит, будто не от Тебя получил он не только то, что видит, но и самую способность видеть (а что имеет человек, кроме им полученного?). Да вразумится он и не только увидит Тебя, всегда одного и того же, но да излечится, чтобы быть с Тобой. Тот, кто издали не может увидеть Тебя, пусть всё же вступит на дорогу, по которой придет, увидит и будет с Тобой. Если человек наслаждается «законом Божиим по внутреннему человеку», то что сделает он с другим законом, «который в членах его противостоит закону ума его» и «ведет его, как пленника, по закону греха, находящегося в членах его»? 436 Ибо «Ты справедлив», Господи, мы же «грешили и творили неправду», поступали нечестиво и «отяжелела на нас рука Твоя» 437 . По справедливости переданы мы древнему грешнику, начальнику смерти 438 , ибо он убедил нашу волю уподобиться его воле, не устоявшей в истине. Что же сделает «несчастный человек? Кто освободит его от этого тела смерти 439 , как не благодать Твоя, через Иисуса Христа, Господа нашего», Которого Ты породил «прежде всех веков» и создал «в начале путей Твоих» 440 , в котором «владыка этого мира» 441 не нашел ничего, заслуживающего смерти, и убил Его, – так «уничтожена рукопись, составленная против нас» 442 . Вот этого в тех книгах не было. Не было в тех страницах облика этого благочестия, слез исповедания, «жертвы Тебе – духа уничиженного, сердца сокрушенного и смиренного» 443 , не было ни слова о спасении народа, о «городе, украшенном, как невеста» 444 , о «залоге Святого Духа» 445 , о Чаше, нас искупившей. Никто там не воспевает: «разве не Богу покорена душа моя? От Него спасение мое; ибо Он – Бог мой и спасение мое и защитник мой: не убоюсь больше» 446 . Никто не услышит там призыва: «придите ко Мне страждущие». Они презрительно отвернутся от учения Того, Кто «кроток и смирен сердцем», – «Ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл младенцам» 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В 1991 г. был проведен ряд исследований по определению высот барабанов, которые привели к довольно интересным результатам. Так, выяснилось, что центральное ядро храма, очерченное по наружным граням подкупольных столпов, построено в гармоническом единстве с четвериком. Соотношение коротких (4:9 простых саженей) и длинных (4:9 мерных саженей) сторон центрального ядра и четверика равняется числу 0,447. Ширина постамента, являющегося продолжением центрального ядра, также соотносится с шириной четверика в пропорции 0,447. Кроме того, высота постамента от уровня верхнего каркаса связей до импостов под закомарами имеет соотношение с высотой стены четверика, равное тому же числу, составляющему половину соотношения простой и мерной саженей. Итак, можно сделать заключение, что четверик храмовой части и четверик постамента подобны, так как подобны их основные размеры. На этом подобие этих частей памятника не исчерпывается. Любопытно их сходство в пластическом решении фасадных поверхностей. В обоих случаях трехчастное членение верхней половины лопатками образовано за счет впадин, которые завершены профильными архивольтами. На восточном, и особенно на западном - главном, фасаде малый четверик повторяет пластику четверика храма, являясь как бы его моделью. Складывается интересная композиция - на храме стоит малый храм. Причем он действительно стоит, так как верхний уровень связей (низ постамента) совпадает с поясом под закомарами (верх четверика). При этом венчающая глава является для обоих объемов общей. Сложив высоты большого и малого четвериков и умножив эту сумму на 0,447, мы получаем гипотетическую высоту барабана, которая соответствует системе основного гармонического соотношения нашего храма. Отметка карниза теперь находится значительно ниже верха купола, что отвечает «строительным нормам» XVI в. Продолжив исследования, мы нашли неожиданное подтверждение правильности выбранного метода. Выяснилось, что модулем храма является диаметр светового кольца барабана. Он укладывается четыре раза по длине интерьера и четыре раза по высоте - от пола до пяты купола.

http://sobory.ru/article/?object=01462

§26. Остающийся от помазания елей не может быть употребляем для другого какого-либо помазания, ни для другой надобности (Требн. Могилы, стр. 447). Не дозволяется также вливать этот елей и сожигать в лампаде, хотя бы даже пред образами. Напротив того П. Могила в своем требнике прямо заповедует, что с елеем этим также надобно поступать, как и с Кровию Господнею, в случае ее пролития, т.е. нужно слить его в чистую хлопчатую бумагу или в паклю, сжечь в алтаре на чистом камне или кирпиче, и потом пепел высыпать под престол или умывальное место, или в реку (там же, стр. 447–448). § 27. Что касается до обычая, существующего в некоторых местах, в силу которого елей, остающийся от помазания больного в Таинстве Елеосвящения, хранят до смерти больного, и затем возливают его на умершего во время его погребения, то обычай этот, узаконяемый впрочем в старинных, времен московских патриархов, требниках, без сомнения произошел вследствие известного постановления Церкви вообще возливать елей на больного, во время его погребения (Сравн. Требн. о погреб.). И как, по уставу самого даже Могилы, пепел, остающийся от сожжения бумаги или пакли, напоенной оставшимся от помазания больного елеем, можно также вкапывать в землю под престолом (Требн. стр. 447), то ничего не может быть предосудительного, разумеется, и тогда, когда он будет закопан на освященной земле кладбища вместе с погребением больного. Само собою, разумеется, что когда больной останется жив, то с оставшимся от помазания его елеем, надобно поступать по вышеуказанному (§26). Свящ. А. Хойнацкий Конец о Елеосвящении   Читать далее Источник: Практическое руководство для священнослужителей при совершении церковных треб, [с указанием церковных правил, гражданских постановлений и принятых в церковнобогослужебной практике обычаев и наставлений, необходимых священнику для правильного совершения святых тайн и других священнодействий и молитвословий церковных : Ч. 1-]/Свящ. А. Хойнацкий. - Чернигов : Губ. тип., 1873 (обл. 1874)-. - 199 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Но дело о несовершеннолетии в браке может быть начато только самим супругом несовершеннолетним, доколе он не вступил еще в брачное совершеннолетие и доколе нет еще беременности. Дела о насилии могут быть начаты только принужденным лицом или родителями его и опекунами, в течение 6 месяцев со дня совершения брака или прекращения обстоятельств, препятствовавших подаче просьбы (Зак. Суд. Гражд. 445–447). Поводом к разводу не может служить открывшееся после брака нецеломудрие девицы, вступившей в брак, хотя бы даже оказалось, что она до брака выдавала себя жениху за целомудренную. С изданием Нов. Суд. Уст. 447 ст. Зак. Суд. Гражд. (803 ст. 2 ч. Х т., изд. 1857 г.) хотя и не показана отмененной, но по смыслу журн. Госуд. Сов. (см. Суд. Уст. изд. Госуд. Канц. о делах брачных) предмет 447 ст. признан неподлежащим включению в Уст. Гр. Суд. Вместо того в Уст. Угол. Суд. ст. 1012 постановлено, что дела о браках, совершенных по насилию, обману или в сумасшествии одного или обоих брачившихся, начинаются в уголовном суде, приговор коего относительно насилия или обмана сообщается духовному суду для решения о действительности или недействительности брака. Отсюда возникают на практике немаловажные затруднения. Обсуждение факта или деяний в видах уголовной ответственности далеко не всегда тождественно с обсуждением его в видах определения гражданских от него последствий. И так может случиться, что факт, признанный недостаточным для уголовного вменения, может быть признан достаточным для разрушения союза или соглашения, на этом факте основанного. Вот причина возможного по существу столкновения между приговорами уголовного и церковного суда по делам о насилии и обмане: возможность эта усилилась с введением суда присяжных. Немало уже случаев, когда двоеженцы и троеженцы выходили из уголовного суда оправданными, при бесспорности самого факта двое- и троеженства; но суд церковный, ввиду бесспорности факта, не может оставить его без внимания, когда возникает вопрос о действительности брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Благочестивое настроение тех времен признавало в землетрясениях проявление гнева Божьего за грехи мира, и все население города с императором и знатью во главе совершало всенародные процессии и моления с пением псалмов среди развалин. Император не облекался в свои великолепные одежды и шел в простом платье и босой в толпе молящихся. Дни землетрясений заносились в святцы на вечное поминование их крестным ходом и всенародными молениями. В Пасхальной Хронике от последних лет правления Феодосия отмечены два таких дня: 6 ноября и 26 января. Первый отнесен к землетрясению 447 года, второй – 450. 916 В одном древнем списке служб Константинопольской церкви относительно землетрясения 26 января сохранено сообщение, что оно случилось в воскресенье в 9 часов утра. 917 Но воскресенье приходилось на 26 января именно в 447 году. Таким образом, можно допустить, что в записях Пасхальной Хроники оба землетрясения перепутаны, и дата одного попала на место даты другого. Посещали столицу империи и другие бедствия. Так, под 431 годом записано у хронистов о волнении, которое вызвал голод. Когда Феодосий направлялся к хлебным магазинам, разъяренная толпа бросала в него камнями. 918 Несколько раз занесены в хроники за время правления Феодосия заметки о больших пожарах, причинявших страшные бедствия. В августе 433 года пожар, свирепствовавший два дня, истребил значительную часть города, причем сгорели хлебные магазины и бани, носившие имя Ахилла. 919 Только десять лет спустя удалось отстроить это общественное сооружение и предоставить его вновь для пользования населению. В 448 году был большой пожар, в котором сгорели Троадские портики. Их отстроил префект Антиох. 920 Стихийные бедствия, посещавшие время от времени столицу империи, требовали деятельной помощи от правительства. Соперничество партий на ипподроме обходилось при Феодосии довольно мирно, и только под 445 годом отмечено кровавое столкновение. В тот же год был мор на людей и скот, а в следующем году голод и, как его последствие, моровая язва, открывшаяся вновь после землетрясения 447 года. 921

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010