До сих пор славословие Серафимов произносится в небесах, вне пределов земли: но вот наступает время, когда и вся земля исполняется славы Божией. Это пророческое откровение о том времени, которое также начинается славословием Ангелов: „Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение“. ( Лк. 3:13–14 ). 4 . И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. Мир духовных существ влияет и воздействует на материальный мир не только прямым действием физических сил, которыми он управляет по повелению Творца, но и самым присутствием своим, самым гласом хваления, хотя звуки эти остаются неслышными материальным органам слуха животного тела, находясь вне сферы его восприимчивости 447 . „Верхи врат“ или по другому переводу: „основания порогов“ начинают колебаться от гласа Серафимов: дом наполняется „курениями“, т. е. земной воздух наполняется живительными благоуханиями, вносящими радость в душу человеческую. Бог вездесущ, но Ему угодно проявляться более ясно для разумного существа в грубой земной плоти облеченного, лишь в известные времена и в известных местностях на земле. Появление солнца с востока, символизирующего явление Господа, согревающего душу человеческую, рисуется в Песн. 3:6 , как бы столбы дыма, окуриваемого миррою и фимиамом 448 . Исторически мы знаем проявление присутствия Божия и в огне купины, и в столбе огненном и облачном в пустыне и дыме, коим курился Синай и в освящении скинии в пустыне и в освящении храма Соломона 449 . 5 . И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Ранее этого видения, в гл. V, Исаия восклицал горе, на своих соотчичей; и вот он сам, принадлежащий к этому нечистому народу и сознающий, что, как член этой общины, он должен нести вместе с ними грядущее наказание,-он с трепетом видит Господа Саваофа. Тогда вопль свой горе! он обращает против самого себя, ибо „человек не может увидеть Меня и остаться в живых“, глаголал Господь Моисею 450 . Он чувствует себя нечистым и грешным, „с нечистыми устами“. По всей вероятности, последнее выражение взято из кн. Левита, и Исаия и себя и народ свой уподобляет прокаженным, которые по Лев. 13должны были закрываться до уст и кричать: „нечист, нечист“. К этому, вероятно, присоединяется память и об умирающем прокаженном царе Озии (Азарии), который наказан за то, что вошел в святая святых храма. Что же будет с ним, узревшим Того, который более храма? Но Исаия не знает еще повелений Божиих; он не знает, что видит Сына Божия, посылающего Исаию на апостольскую проповедь в эту эпоху ветхого завета. Он не знает еще, что Господь очистит скверну его и исцелит проказу греха тела его и уст его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Землетрясением были отвалены камни от гробниц умерших, «и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мф. 27: 52–53 ). Из этих слов ясно, что явление воскресших праведников произошло после Воскресения Христа. Воскрешение праведников было следствием Воскресения Христа. Опираясь на слова ап. Павла, что именно Христос есть «начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол. 1: 18 ), блж. Иероним разделяет открытие гробниц и воскрешение заключенных в них умерших праведников: «Однако же, хотя гробницы и открылись, умершие воскресли не прежде воскресения Господа, так что Он есть первородный воскресения из мертвых» 445 . Но поныне остается тайной, кто были эти святые и кому они являлись, что это был за образ воскресения и что с ними было дальше. «Воскресение мертвых, бывшее при крестной смерти Господа, давало знать об освобождении и тех душ, которые находились во аде; воскресшие тогда явились многим, дабы сие происшествие не показалось мечтою; а воскресли они собственно ради знамения, и явно, что они опять умерли. Впрочем, некоторые думают, что они воскресли по воскресении Христа и в другой раз уже не умирали. Но я не знаю, должно ли это принимать» 446 . Остановимся немного на переданном блж. Феофилактом мнении некоторых отцов, что вышедшие из гробов по Воскресении Христа праведники воскресли окончательно, что восставшие из гробов неведомые нам праведники уже не умирали потом, что их образ воскресения отличается от воскрешений ветхозаветных, а также дочери Иаира, сына вдовы и Лазаря четверодневного. Свт. Епифаний Кипрский говорит об этом воскресении праведников как об окончательном, предвосхищающем общее воскресение мертвых: «Но с Ним вместе многа телеса усопших святых восташа, и явишася мнозем ( Мф. 27: 52–53 ), вместе с Ним вошли в брачный чертог», то есть в уготованное Сыном Царство; и в другом месте: «О каком это святом граде говорит? Речь здесь относится к обоим градам – к здешнему и горнему» 447 , то есть воскресшие праведники явились в Иерусалиме как земном, так и небесном (так же мысль отражена и в толковании блж. Иеронима ). Но воскресшие праведники, еще раз на это укажем, не опередили Воскресение и Вознесение Христа, потому что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3: 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

116 . Итак, представляется, что лишь действием 444 под видом плоти [Слово] было отделено от Отца до тех пор, пока не открылся грядущий час суда, чтобы, когда пронзившие во время оно увидели по пророчеству Пронзенного ( Откр. 1, 7 ; ср.: Ин. 19, 37 ; Зах. 12,10 ), так [же] и остальное оказалось соединенным и подчиненным. Ибо когда в час конца все покорится Христу, как говорит апостол, тогда «Он Сам покорится Покорившему все Ему» ( 1Кор. 15,28 ). Но что мы узнаём [из Писания] о человеческой плоти, которую ради нас приняло Слово четыреста неполных лет назад? Будет ли и в грядущих веках Слово обладать ею, или только до момента суда? Ведь необходимо, чтобы исполнилось сказанное пророком. Он говорит: «Ибо воззрят на Того, которого пронзили»; пронзили же, разумеется, плоть. 128 . (Составив одно некое сочинение, [Маркелл] говорит, что сделал это) потому, что познал единственность Бога. Анфима, епископа Никомедии и мученика, из того, что он написал Феодору о Святой Церкви (пер. Ф. Г. Беневича) 445 1 . Как Бог – один и один Сын Божий, и Дух Святой один 446 , так и человек от Бога, и мир – один, и одна кафолическая и апостольская Церковь , и одно крещение 447 во всем мире, как и говорит Павел: «Бог один, вера одна, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ). 2 . Итак, во всей вселенной 448 кафолическая и апостольская Церковь одна, которая, переняв от апостолов, сохраняет веру и доныне. Она зовется кафолической 449 [или: всеобщей], так как она распространена по всему миру, как сказано: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс. 18, 5 ) и «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву: велико будет имя Мое между народами» ( Мал. 1, 11 ), и снова пророчество Сыну, как будто от лица 450 Бога и Отца: «Вот, – говорит, – Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» ( Ис. 49, 6 ). 3 . Ереси же не получили [происхождения] ни от апостолов, ни от их учеников, ни от наследовавших [им] епископов (поскольку они, пожалуй, и не звались бы ересями, ибо зовутся ересями потому, что избирают ( αρω) что-то свое особенное и следуют ему 451 ). И опять же они существуют не повсюду, но ограничены очень небольшим пространством, где диавол силен обманывать неких [людей] пустым властолюбием и поставить их во главе своих обманов – поэтому и не зовутся ими [созданные] церкви кафолическими.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Текст Великого свитка книги Исаии находится в столбце 35 в строках 10–13 и имеет незначительные, но весьма примечательные разночтения: Последнее слово первой строки кумранской рукописи содержит фразу « так что суд Его » ( ) вместо масоретского «суд» ( , третье слово с конца в стихе 1-ом). Кроме того, («мишпат») может быть переведено не только как «суд» (в Синодальном переводе), но и как «справедливость» (как здесь, так и в 51:4–6). 445 Последнее слово четвертой строки кумранского манускрипта иное: «наследуют» ( ) 446 вместо масоретского «ожидают» ( ). Перевод кумранского текста (lQIsª) данного места ( Ис. 42:1–4 ) таков: 1 Вот, Слуга Мой, Которого Я держу за руку, избранный ( ) Мой, к которому благоволит душа Моя. Я положил дух Мой на Него, так что Его суд (или: Его справедливость, ) возвестит (Он) народам. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производит суд по истине. Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда (или: справедливости, ), и острова наследуют закон ( ) Его. Этот текст важен, поскольку из него следует понимание Слуги Господня как конкретной личности , а не народа Израилева. Хотя такое же чтение содержится и в масоретском тексте, исследователи, пытавшиеся идентифицировать Слугу как народ Израилев , привлекали в свою пользу чтение перевода LXX, имеющего вставки слов «Иаков» и «Израиль»: " Иаков , отрок Мой, восприму его, Израиль , избранный Мой. благоволит к нему душа Моя. Дал дух Мой на него, суд народам возвестит» ( Ιακωβ πας μου ντιλ μψομαι ατο Ισραηλ κλεκτ ς μου προσεδξατο ατν ψυχ μου δωκα τ πνεμ μου π ατ ν κρ σιν τος θνεσιν ξο σει). Против таких вставок протестовали в своё время Ориген и блаж. Иероним; 447 последний указывал на то, что евангелист Матфей приводит текст без вставок и однозначно относит его к Иисусу Христу ( Мф. 12:18 ). 448 Ни один из найденных в Кумране рукописей книги Исаии не содержит вставок указанных слов. 449 Вероятно, добавления произведены редакторами Септуагинты и сохранились в сделанном с неё Славянском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

447 Вавилон – этим иносказанием в раннехристианской литературе часто обозначали столицу Римской империи. 451 Эта обличительная речь дает представление о «полемических приемах», использовавшихся христианами в спорах с иудеями. Большинство эпитетов, которыми «награждает» их Ханания, заимствованы из ветхозаветных текстов. «Властители содомские, народ гоморрский» – ср. Ис. 1:10 : «Слушайте слово Господне, князья содомские; внимай закону Бога нашего, народ гоморрский!» «лоза содомская, Гоморры побег» – ср.: Второзаконие 32:32: «Ибо виноград их от виноградной лозы содомской и с полей гоморрских». «чада глупые...добра не познавшие» – ср.: Иер. 4:22 : «неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют». «серебро отверженное» – ср. Иер. 6:30 : «Отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их». «просо рассыпанное» – ср. Амос 9:9 : «Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете». «телица упрямая» – ср.: Осия 4:16: «Ибо как упрямая телица упорен стал Израиль, посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище?» «водоем разбитый» – ср.: Иер. 2:13 : «Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». «псы безгласые» – ср.: Ис. 56:10 : «все они немые псы, не могущие лаять». Среди метафор, в Библии отсутствующих, представляет интерес упоминание о сухой шерсти, отразившее одну из особенностей быта древних обитателей маловодного Ханаана: стремясь восполнить недостаток воды, они расстилали на ночь под открытым небом сухую шерсть и, выжав ее утром, собирали росную влагу. (См.: Книга Судей, 6:36–38). Таммуз – в Библии (Иезек. 8:14) – Фаммуз. Одно из древнейших божеств плодородия народов Передней Азии. В сиро-палестинском регионе его культ существовал с III тысячелетия до н. э. по V в. н. э. и, согласно пророку Иезекиилю, соседствовал у иудеев с почитанием Яхве. Ваал – древнесемитское божество, главный соперник единобожия Яхве, рецидивы его почитания имели место у евреев вплоть до их вавилонского пленения. Пророк Иеремия упоминает о детских жертвоприношениях Ваалу ( Иер. 19:5 ). Царь Израиля Ахав и его жена царица Иезавель, покровительствуя культу Ваала, воздвигали ему храмы и алтари, одновременно разрушая алтари Яхве и преследуя Его пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

433 И Исаия равным образом говорит: «сказал Господь Христу моему Господу, котораго я удержал за десницу Его, чтобы повиновались Ему народы, и крепость царей разрушу». 434 Видишь, как Давид 435 называет Иисуса Господом и Сыном Божьим. Глава XIII. В Ветхом Завете предъуказано, что не Иудеи, а христиане суть наследники Божественных обетований Подлинно так. Но исследуем, дал ли Бог народу иудейскому завет, который дать ему клятвенно обещал отцам? Дал, но они по своим грехам были недостойны принять его. Пророк говорит: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей» 441 , чтобы принять завет Господний к народу. И действительно, он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно 442 ; и, получив, нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: «Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской». 443 Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились. Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его как служитель 444 , а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас. Он и явился для того, чтобы и мера грехов их 445 исполнилась, и мы, сделавшись чрез Него наследниками, получили завет Господа Иисуса Христа, Который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертью и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорит: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом и в свет народов, чтобы открыть очи слепых и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке». 446 Итак, знайте, от чего мы искуплены. 447 Пророк еще говорит: «Вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли; так говорит Господь Бог , Спаситель твой». 448 И еще пророк говорит: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих». 449 Глава XV. Иудейская суббота не есть истинная и угодная Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

В словах Петра о «царственном священстве» отражено самопонимание раннехристианской Церкви, нашедшее отражение также в других памятниках раннехристианской литературы 447 . Ветхозаветное священство было потомственным, и принадлежность к священству определялась исключительно фактом происхождения из колена Левиина. Из этого колена происходили Аарон и все последующие первосвященники. В Новом Завете на место левитского священства пришло священство «по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона» ( Евр. 7:11 ). Во главе этого священства стоит Сам Христос – «Первосвященник по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:10 ). Священство Христа сделало ненужным ветхозаветный культ с его жертвоприношениями, неспособными очистить людей от греха ( Евр. 7:11–28 ). Если в Послании к Евреям акцент делается на священстве Христа, то в Первом послании Петра подчеркивается проистекающее из него священство всего народа Божия. Этот народ – «дом духовный, священство святое», призванное «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет. 2:5 ). Говоря о христианах как «царственном священстве», «людях, взятых в удел», «народе Божием» и «священстве святом», Петр очевидным образом имеет в виду слова Бога, переданные Израильскому народу через Моисея: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:5–6 ). Эти слова Петр переосмысливает применительно к новому народу Божию – тем, кто уверовал во Христа и благодаря этому стал новым Израилем. Географические названия, содержащиеся в зачине Первого послания Петра, указывают на провинции Римской империи в Малой Азии. В совокупности эти пять провинций охватывают огромную территорию, которая лишь частично была затронута миссией Павла: из перечисленных областей он проповедовал только в Галатии и Асии, тогда как в Понте-Вифинии и Каппадокии не бывал. Из этого некоторые ученые делают вывод о поздней датировке послания и его псевдоэпиграфическом характере 448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С беспрецедентной жесткостью бедствия подойдут к кульминации: «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог , даже доныне, и не будет» (13:19). В это ужасное время «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (13:22). Такой ход событий отчасти отражает христологию Страстей, ибо речь идёт о яростном сопротивлении Христу: о попытке уничтожить плоды Его трудов на человеческом уровне, в сфере спасения («прельстить») 441 . Эта попытка осуществляется в период невыносимого всеобщего бедствия, за которым стоят силы зла 442 . Конец перикопы Мк 13:14–23 , по-видимому, затрагивает несколько другие христологические концепции: «Вы же берегитесь; вот, Я наперёд сказал вам все» (13:23). Призыв к бдительности и внимательности – краткое и лаконичное выражение уникального превосходства Иисуса. Иисус заранее предсказал «всё», то есть Он в деталях знает будущее до его реального наступления, – несомненно, налицо сверхъестественное знание 443 . Если Мк 13:22 связан с христологией Страстей, то Мк 13:23 – с христологией Власти. 13. Перикопа Мк 13:24–27 444 описывает славное пришествие «Сына Человеческого». В плане образов и языка текст всюду напоминает Ветхий Завет и апокалиптическую литературу 445 . Данный отрывок – один из самых ярких примеров христологии Власти. Первое сильное указание на власть Христа – грандиозные перемены в мире. Бедствия, ранее предсказанные Иисусом (13:14–23), относились к историческим событиям с участием людей. В Мк 13:24–27 действие переходит на уровень небесных и сверхъестественных событий: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (13:24–25). Эти явления отражают фундаментальную перемену порядка небесных сил, связанную с явлением Сына Человеческого 446 . Таким образом, Мессия – божественная фигура сверхъестественных масштабов. Его окончательное пришествие вызывает радикальные перемены во всей вселенной, а также в духовном мире 447 . Второе указание – события во время второго пришествия Христа: «И тогда Он пошлёт Ангелов Своих и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» (13:27). Здесь во всём блеске сияет владычество Сына Человеческого как Господа и Владыки ангелов. Он посылает их как слуг и поданных 448 выполнять свой замысел – собрать «избранных». Отметим, что в этом тексте глагол «соберёт» относится ко Христу (3-е лицо, единственное число!), а не к ангелам 449 . Это показывает, что собирание – целиком Его собственное дело. Фраза «и соберёт избранных своих» предполагает «отбор», а с ним и суд 450 на сверхъестественном и эсхатологическом уровне. Поэтому в Мк 13:27 Сын Человеческий выступает одновременно как Владыка ангелов и эсхатологический Судья человечества, наделённый Божьей властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Ст. 10–12. …И благоугодно было Господу прошение Соломоново. И сказал ему Бог: за то, что ты просил... себе разума, чтобы уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так, что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе... И действительно, Соломон получил от Господа столько премудрости, что на все времена его имя – сделалось ее именем, по справедливому замечанию нашего ученейшего богослова 444 . Опыты сей мудрости и пределы ее изъясняет нам само слово Божие, а) Соломоново любомудрие в области естествознания было так обширно и глубоко, что он говорил о деревах от кедра, что в Ливане (наикрупнейший вид растений), до иссопа, вырастающего из стены (мельчайшая порода мхов); говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах 445 ; б) философским плодом Соломонова любомудрия было то, что он «изрек три тысячи притчей» (сжатых и остроумных изречений); в) поэтическим же плодом его религиозного чувста были «тысяча и пять песней» 446 ; г) сравнивая Соломона с современными ему мудрецами, Писание замечает, что он был мудрее «всех сынов востока», т. е. Халдеев и Сирийцев, славившихся своими астрономическими познаниями, и всех «Египтян», известнейших математиков и химиков, и всех мудрецов израильских, напр., Ефана Езрахитянина и Емана (знаменитых псалмопевцев и священных поэтов при Давиде, имена которых стоят в надписании некоторых псалмов – именно, 87 и 88), и Халкола и Дарды 447 , (вероятно, из этой же среды); д) слава о мудрости Соломоновой была так велика, что приходили послушать ее от всех царей земных, которые только слышали о ней 448 . Примечание. При всем том, выражение Писания, что, «как прежде Соломона не было подобного ему, так и после него не восстанет подобный ему по мудрости» – приводит в затруднение некоторых толковников, которым кажется, что и прежде, и после Соломона были люди, равнявшиеся ему, и даже превосходившие его не только в знании вещей божественных (напр. Моисей, пророки и апостолы), но и естественных, и человеческих (последующие философы и естествоведы). Но это затруднение происходит – с одной стороны, от смешения откровенных и сверхъестественных знаний с любомудрием естественным, – каковое, собственно, и даровано от Господа Соломону в превосходнейшей степени; с другой же стороны – от смешения двух различных понятий, – именно, природного глубокомыслия и разумности (что и было, собственно, чрезвычайным даром Соломоновым) с научной образованностью и ученостью, которая, конечно, накопляется с течением веков, и в безраздельной целости своей не может принадлежать ни одному отдельному человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но апостол Павел сказал не только то, что «всякое творение Божие хорошо» ( 1Тим. 4, 4 ), но и такие слова: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!» ( Рим. 7, 22–24 ). «Есть в нас некая смерть и погибель падения, которую мы всегда с собою и в себе носим» 443 как последствие уже вторичного для человеческой природы факта – падения Адамова в первородный грех, который с тех пор живет в человеке, толкая его на «злоупотребление» чувств и других его естественных сил. «Тлением и смертию мое естество ято бывшее, Дево, моли Господа и Сына Твоего врагов злодействия мя избавити» 444 . Это «семя тли» 445 и «врагов злодействие», это «противоестественное» требует от нас борьбы за очищение и восстановление нашего естества, требует от нас духовного труда или подвига. «Подвизайся добрым подвигом веры» ( 1Тим. 6, 12 ), – пишет апостол. «Многие из людей хотят сподобиться Царства без трудов, без подвига, без пролития пота, но сие невозможно» 446 . «Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах» 447 . Бог спасает нас не насильно, но только видя нашу веру, нашу волю, наше свободное к Нему устремление. Спасает Он Своею благодатью, но благодать не принуждает волю, свобода человека ею не нарушается. «Приходящая к нему благодать, – пишет Макарий Великий , – нимало не связывает его воли и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел или не хотел того. Напротив того, и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека» 448 . Эта воля к спасению, то есть к принятию Духа Святого, эта вера и любовь человека обнаруживаются в его труде, в его подвиге, в этом его усилии спастись. Так сочетаются в одной душе и во всем христианстве подвиг и благодать, Голгофа и Воскресение. Подвиг сам по себе не спасает, но он обнаруживает устремление воли и привлекает этим спасающую благодать. «Да будет благодать Твоя на мне, Господи, яко огнь попаляяй нечистыя во мне помыслы» 449 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010