Женщина . Как беседовать новоначальным инокам с женщиной? (9:78) – Не должно вкушать пищу вместе с женщиной (9:79). – При собеседовании с женщиной нельзя пребыть в чистоте и не оскверниться (51:284). – Возбуждением мечтаний о женщинах враг ведет брань с подвижниками (60:403–404). – Во время блудной брани должно удаляться от лицезрения женщин, и почему (77:464–465). Жизнь . Начало пути жизни – поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете (1:25). – Начало истинной жизни – страх Божий (1:27). – Человеку, живущему нечисто, вожделенна жизнь временная (1:33). – Имеющий в себе доброе свидетельство желает одинаково и жизни, и смерти (1:33). – Для жизни будущей имеет значение только то, что усвоено душою (1:33–34). – В чем состоит целомудренный и Богу любезный образ жизни? (9:76) – Приверженность к сей жизни похищает у человека духовные сокровища его (21:120). – Какой вред приносят попечения о сей жизни? (21:122) – Тогда обретешь вечную жизнь, когда будешь пренебрегать этой жизнью (21:122). – Возненавидение своей жизни в мире, ради жизни будущей и блаженной, дает силу к перенесению скорбей (21:123). – Представление о жизни будущей изгоняет мысль о мире сем (21:140). – Различие между жизнью настоящей и жизнью будущей (38:212). – В жизни духовной потребно строгое внимание к своему внутреннему состоянию (44:237–238). – Сходство явлений в жизни духовной с явлениями в природе (46:248–249). – Что потребно для обретения жизни? (49:270) – В образе жизни общежительной и отшельнической есть разница; и кому, и когда какой из них полезен, по свойствам каждого человека? (55:306–307) – Поучать словом – преимущество совершенных; для не вполне преуспевших и утвердившихся в добродетелях, безопаснее поучать житием (58:383–384). – Мысль о будущей жизни побуждает к терпению (71:446–447). – Приверженность к жизни телесной – признак неверия (75:462). – Что такое телесное житие по Богу? Что такое житие умное? Что такое житие духовное? (80:476–477) – Как узнать, живет ли в человеке Христос или мир? (91:522)

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Игнатия, еп. Кавказского. С. 424, 422. Как замечает прп. Макарий Великий, «обогащенные Духом Святым, поистине имея имея в себе небесное богатство и общение Духа, если возлагают кому духовное слово, и пожелают возвеселить души, то из собственного своего богатства и из собственного своего сокровища, каким обладают в себе, изрекают слово, им возвеселяют души слушающих духовное слово, и не боятся оскудения у себя самих; потому что обладают небесным сокровищем благостыни, из которого предлагают снеди и увеселяют угощаемых духовно» (Духовные беседы. С. 159).    Аскетические опыты. Т. I. С. 446—447    Аскетические опыты. Т. I. С. 117    Аскетические опыты. Т. I. С. 115    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 322. Прпп. Иоанн Лествичник и Исаак Сирин предостерегают до принятия духовной силы читать книги, чуждые правоверия, так как это помрачает ум немощных и наиболее вооружает на нас духа хулы (Лествица. С. 233; Слова подвижнические. С. 282—283).    Аскетические опыты. Т. I. С. 121—122, 244. Приношение современному монашеству. С. 69. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 396, 642    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 206    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 423    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 324—325    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 324    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 556—558    «Не все разумные в слове, — учит пресв. Илия Екдик, — разумны и в духовных деланиях; но все разумные в духовном разумны и во внешнем» (Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С. 424—425). О том же говорит прп. Исаак Сирин: «Иное слово действенное, и иное слово красивое. И без познания вещей мудрость умеет украшать слова свои, говорить истину, не зная ее, и толковать о добродетели, хотя сам человек не изведал опытно дела ее. Но слово от деятельности — сокровищница надежды; а мудрость, не оправданная деятельность, залог стыда (Слова подвижнические. С. 7). Свв. Макарий Великий и Исаак Сирин уподобляют человека, ведущего речь о духовном без опытного усвоения добродетели, тому, кто, находясь в пустыни и томясь жаждой, придумывает источник воды и воображает себя пьющим, тогда как не имеет этого в действительности (Духовные беседы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

438 Самоуничижений два: одно сердечное, когда человек всячески внутренне себя бесчестит, а другое внешнее, когда эти бесчестия наносят ему люди. Последнее, понятно, скорее приводит спасающегося к преуспеянию, ибо производит большую сердечную болезнь. Сокрушением сердца называется состояние, когда человек не допускает развлекаться себе посторонними (для спасения) помышлениями, а сосредотачивает внимание на собственных грехах, будущем своем ответе пред Страшным Судией, на вечных муках и проч. См.: преп. авва Дорофей . Душеполезные поучения. Ответ 27. Я для удобства изложения приравнял их, ибо эти делания одного порядка и различаются между собою только формальным содержанием. Но, однако, любое самоуничижение ценно и требует от человека, чтобы он непременно им занимался. 447 Житие аввы Иоанна, помещенное в начале «Лествицы» (с. VII). Таких примеров множество. См. также: Четьи-Минеи, 30 марта. Причем поучительно заметить, что чем выше, славнее, блистательнее, непостижимее была жизнь какого-либо святого отца, тем большим она сопровождалась плачем и сокрушением. Понятно, что о чудесах, которые являются камнем преткновения для неверующих и даже верующих людей (последние от гордости иногда приходят в отчаяние, не надеясь на свое спасение), они думали всего менее. О последнем см.: преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. С. 154–155. Слово 36. 448 Преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. С. 209. Вопрос-ответ 282. 456 Но отсюда нельзя заключать обратное, что все небоящиеся смиренномудры: «ибо случается, что и разбойники, и гробокопатели не боятся» (см.: Лествица. Слово 21,6). 457 Плачущий искренно о грехах, если что и увидит, не повредится, тогда как тщеславные часто лишаются ума. «И по справедливости, – прибавляет Иоанн Лествичник . – Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься» (Лествица. Слово 21, 5). 462 Лествица. Слово 7, 40. Чувство это, в котором преимуществует радость освобождения от зависимости у врага и веселие от не расторжимого уже во веки общения со Христом, выше понимания не пришедших в эту меру. То умиление и духовное утешение, которое охватывает иногда новоначального по благодати Божией в награду за усердное отсечение воли, может давать некое легкое представление, как тень, падающая от предмета, освещенного солнцем, дает понятие о нем самом. Поэтому святой для выражения этого чувства совместил два совершенно антиномичных, несовместимых понятия – смех и духовное чувство, а именно: благоговение, любовь к Богу, смирение и проч. (ср. у него в Слове 7, 8: «Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач, то, без сомнения, ничто столько не противится ему, как смех»).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях (прп. Исаак Сирин , 58, 400). Источник. Во Святом Писании различать можно плоть и дух, как бы оно было неким духовным человеком. И кто сказал бы, что буква Писания есть плоть, а смысл его – дух или душа, тот не погрешил бы против истины. Явно же, что тот премудр, кто, оставя плоть, как тленное нечто, весь прилепляется к духу, как нетленному (прп. Максим Исповедник , 91, 235). В отношении... к Божественному Писанию, то, чтобы читать оное, в нашей состоит власти; а то, чтобы понимать читаемое, и от нас самих зависит, и не от нас. От нас зависит старание и внимание, какие надлежит иметь при чтении; чтобы понимать читаемое, есть дело благодати Божией. Но то, чтобы удерживать в уме и помнить понятое, есть дело единой благодати Божией. Почему немного таких, которые удерживают это в уме, как и вообще спасаемых избранников немного. Чтение научает человека тому, что руководит его к Богу и делает Божиим; а молитва делает то, что Бог милосердствует к человеку и просвещает ум его, чтобы понимал и помнил прочитываемое. То, что написано об иных мирских делах, читающие могут понимать и сами, но вещей божественных и спасительных никому не возможно понять или помнить без просвещения от Святаго Духа (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 75). ...Тот, у кого... все Божественное Писание на устах, не может понять и постигнуть таинственную и Божественную славу и силу, сокрытую в нем, если не будет исполнять заповедей Божиих и не сподобится получить Утешителя, Духа Истины, Который бы раскрыл перед ним слова Божественного Писания, как книгу, и показал ему таинственно славу, которая внутри их, – при этом же показал бы силу и блага Божии, сокрытые в них, вместе с Вечною жизнию, преисполненною тех благ, которые сокрыты и неведомы для всех нерадивых презрителей заповедей Божиих. И достойно сокрыты. Ибо так как они прилепили все чувства свои к суете мирской, пристрастились к обманчивым благам настоящей жизни и омрачились через то умом своим, то и не могут вознестись горе, чтобы помышлять о мысленной красоте неизреченных благ Божиих (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 447).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Помимо видимого мира Святитель открывал причины к богомыслию и в самом естестве человека: «Видимая тварь возвещает всемогущего, всеблагого, премудрого Бога; возвещаем Его и мы собою. Мы, без произвола и сознания нашего, получили бытие и все способности души и тела, все средства к существованию вещественному и к образованию нашего духа. Ничего не делаем мы из ничего: делаем из приуготовленных средств; самая способность делать вложена в естество наше, а отнюдь не приобретенная нами. Мы обстановлены вне и внутри себя причинами к размышлению о Боге, к благодарению Его» 435 . В своих творениях свт. Игнатий обращает внимание на познание промысла Божия, познание Его судеб в текущей жизни в тех моментах нашей судьбы, на которые мы сами влиять не можем, но познание не пытливостью немощного рассудка, а познание силою веры, отчего рождается покорность Богу и благодарение Его во всех жизненных ситуациях 436 . И когда человек познает Бога через рассматривание самого себя, своего естества и того, что дается нам в жизни от Бога, тогда приходит к выводу, что человек – не самобытное существо, но, по предназначению своему, храм для Бога 437 . Об этом прекрасно учит прп. Марк Подвижник 438 . К еще более возвышенному богомыслию подает нам поводы, по свт. Игнатию, Евангелие, в котором и из которого «светит солнце правды – Бог, смирившийся до вочеловечения, до яслей и вертепа, до казни преступников, Перворожденный из мертвых, Отец будущего века, Спаситель наш, Господь Иисус Христос» 439 . «Телесными очами мы не видим Господа нашего, – говорит Святитель, – но взираем на Него, и видим Его очами веры: мы слышим учение Его, возвещаемое святым Евангелием; события, сопровождавшие его земное странствование, описанные с святою простотою и необыкновенною ясностию Апостолами, живописно изображаются пред нами; они как будто и совершаются пред нами» 440 . «Христианин приходит в недоумение пред величием благости Божией, созерцаемой в вочеловечении Бога-Слова, и в возделанном Им спасении человеков. Созерцанием этим возбуждается обильное славословие и благодарение Бога; созерцанием этим возжигается пламенное усердие к жительству по заповедям Евангелия, к последованию Христу по пути тесному и прискорбному» 441 . Святитель обращает внимание на значение познания Креста Христова, на то, что подножие Голгофы для христиан стало местом дум плачевных и вместе утешительных 442 . Об этом учили свв. Антоний Великий 443 , Макарий Великий 444 , Исаия Отшельник 445 , Филофей Синайский 446 , Исаак Сирин 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

442 Порок этот, как видно отсюда, очень древен. Может быть, нижеуказанное место из Иез. 16,17–18 можно понимать и в смысле этого порока. Плутарх рассказывает, что Диоген, «философ в бочке», предавался онанизму публично на городском рынке. См.: Присман М. Ипсация (онанизм) в освещении современной науки. Берлин: Врач, 1922. С. IX. 444 Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. Л. 261. Правило 60. См.: Попов Е., прот. Общенародные чтения по нравственному богословию. СПб., 1901. С. 599–600. Малакия. 447 Вот как преп. Исаак Сирин изображает бесовскую брань. Сперва демон всеми силами старается (речь даже идет о целомудренном, а не о развращенном человеке) хоть один свой помысл посеять в сердце человека. А как скоро помысл будет принят, «окружает [последнего] сборище помыслов, заключающих в себе пустые и срамные мечты; и чистое ложе его делает виталищем [притоном] блуда и позорищем видений. Когда же в упоении помыслов приобщится беседе с ними, то осквернит преподобные свои члены и без приближения жены» (Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 184. Слово 43). 452 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СПб., 1871. С. 7–8. Об авве Антонии, 14; Древний Патерик. М., 1899. С. 131. Гл. 8, 1. Молодой монах этот был уже на такой высоте духовной жизни, что дух блуда непосредственно не мог к нему подойти. Тогда бес придумывает хитрость. Подсылает сильнейшего, чем он сам, беса, т.е. духа тщеславия, который и подущает монаха воспользоваться данным ему даром чудотворения якобы на пользу ближним, ради любви к ближнему, а на самом деле, чтобы показать себя. (Потому-то св. Антоний Великий и сказал про этого подвижника: «Не знаю, взойдет ли он в пристань?» Ибо если он так будет вести себя в жизни и дальше, не ограждаясь смирением, – как бы хотел сказать святой отец, – то не знаю, сможет ли он невредимо прожить до смерти. Опыт почти тут же показал, что нет.) Когда монах после совершения чуда принял в себя гордые и тщеславные помыслы – «смотрите, мол, как подвизаются люди, а вы до старости прожили и не приобрели ничего подобного» (гордость сказалась в самонадеянности, в том, что приписал чудо себе, а не Богу), – то благодать отступила от него. Тщеславный дух передал согрешившего с рук на руки демону блуда, которому уже ничего не стоило низложить несчастного вторично и самым ужасным образом. Милость Божию в память о его прежних великих добродетелях можно видеть в том, что Господь принял его покаяние в меньшее число дней, чем он думал сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Во всякое время помни о Господе, и Он вспомнит о тебе, когда приблизится к тебе зло 448 . Изложение святоотеческого учения о молитве не входит в нашу задачу. Однако нам представлялось важным привести несколько примеров того, как заповедь Иисуса об усердной молитве интерпретировалась в христианской традиции, начиная с апостольских посланий вплоть до отцов Церкви IV-VII веков. Эти интерпретации дают ключ к пониманию значимости заповеди Иисуса для современного человека. Всякий, кто имеет опыт молитвы, знает, что иногда Бог очень быстро откликается на просьбу, иногда медлит с ответом, а иногда вообще оставляет просьбу неисполненной. С одной стороны, перед нами вполне ясное и безоговорочное обещание Иисуса: Просите, и дано будет вам. С другой стороны, мы имеем целую серию оговорок, восходящую к первому поколению Его учеников. Эти оговорки и разъяснения помогают понять, почему молитва оказывается услышанной не всегда. Молитва является творческим процессом, результат которого не всегда бывает предсказуем. Иисус не ставил задачу систематически изложить основы учения о молитве. К теме молитвы Он обращался часто, однако даже все Его изречения на эту тему вместе взятые не дают полноценной системы, по которой человек мог бы строить свою молитвенную жизнь и свое общение с Богом. В Нагорной проповеди Иисус сначала на примере фарисеев и язычников показывает, как не следует молиться ( Мф. 6:5–8 ). Затем Он дает ученикам образец молитвы ( Мф. 6:9–13 ). Наконец Он говорит о том, как следует молиться, делая акцент на постоянстве и настойчивости ( Мф. 7:7–11 ). Все остальное Он оставляет на творческое усмотрение самого молящегося, который должен на своем опыте узнать, как Бог откликается на молитву и какое действие оказывает молитва на его жизнь. 444 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 23, 4 (PG 57, 312–313). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 265–266. 447 Исаак Сирин. Слова подвижнические. 3 (De perfectione. P. 33). Рус. пер.: С. 28 (Слово 5). Перевод отредактирован по оригинальному тексту. 448 Там же. 5 (Ibid. P. 70). Рус. пер.: Там же. С. 299 (Слово 57). Перевод отредактирован по оригинальному тексту. Читать далее Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн./Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-./Кн. 2 : Нагорная проповедь - 2016. - 615 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010