(446) Но обратим внимание и просветимся и тем чудесным знамением, которое было совершено у этого мужа, все дни которого были с различными болезнями. В тот день, в который с ним случилась последняя болезнь, вдруг открылось ему и он сказал своим близким, что наступило для него время успокоения. Но он и делами показал, что наступила кончина жизни его, как то поистине было тайно возвещено ему Духом. От этого милостыню, которую он сделал обычаем разделять в каждый месяц кянун, он поспешил разделить скоро в месяце таммуз (июль). Послал он вдруг милостыни свои чрез своих служителей на север и восток то, что обычно давал. И отослал других, которые понесли его милостыню в обители на западе и на юге, пребывающие в надежде на благодать Божию, до бедных святых, которые живут в пустыне Иерусалима, как и блаженный Павел писал, что он собирал для них милостыню. И вышли другие в область всех городов, которые были под его рукою. И другие разделяли священникам и заветным общинам мужчин и женщин. И дал он плачущим и насельникам монастырей, которые [были] в его области. И разделил бедным, которые находятся в деревнях по всей (области) Ургэй, когда другие разделяли ещё и в городе его во всем нуждающимся монастырским и заветным общинам мужчин и женщин. И вдовым и искушенным разделил, как желал, и многое написал, и прибавил на них [им], и простил все долги, которые наследовал, и разорвал документы, по которым ссудил ремесленникам много золота (447) и всем клирикам одинаково дал благословение из руки своей. После того, как он исполнил всю добрую волю свою, и совершил все прекрасное желание свое, и увидел, что он повоевал с миром и его препятствиями, и сокрушил лукавого и его соблазны, и уничижил плоть и ее возбуждения, тогда он уверенно возвысил свой голос на основании доброго свидетельства своих превосходных дел, хвалясь Господом, как говорил славный Павел, что подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, и отныне соблюден для меня венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия ( 2Тим.4:7–8 ), и в руку Его я полагаю дух мой. Это сказал он [Раббула] молясь в страдании во время смерти своей, и осенил лицо свое крестом, и с любовью благословил тех, которые стояли перед ним, и с радостью предал душу свою Господу своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Cup. VI, 6 . Как некоторое повеление (mandatum) предлагается вниманию читателя Cup. XVII, 6 : «Не домогайся сделаться судьею, чтобы не оказаться тебе бессильным сокрушить неправду» 445 . С выражением написано (scriptum est) приводится Npeм. VI, 7 : «Сильные сильно будут истязаны» 446 . Вслед за цитацией из Еванг. Матфея следует замечание, что об этом говорится и в другом месте: «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай», каковым положением изобличаются все еретики (см. Cup. III, 21 ) 447 . Написано в другом месте: «Клевещущия уста убивают душу» ( Npeм. I, 11 ). Под именем Писания (Scriptura) приводятся слова Cup. II, 16 о том, что боящиеся Господа будут искать Ему угодного и любящие Его будут исполнять закон 448 . Сам Соломон говорит слова Cup. XXVII, 20 : Кто ставит сеть, сам уловлен ею будет 449 . Соломон свидетельствует, что мудрость есть седина для людей ( Npeм. IV, 9 ) 450 . Божественное Писание говорит: Не во время рассказ то-же, что музыка во время печали ( Cup. XXII, 6 ) 451 . Таким образом, у бл. Иеронима есть цитаты из неканонических книг Сираха и Премудрости Сол., по своей форме ничем не отличающиеся от обычной у Отцов цитации канонических книг Свящ. Писания: след., он не мог считать наших неканонических книг Ветхого Завета апокрифами в смысле писаний отверженных. В противоположность бл. Иерониму, теоретически желающему провести резкую грань между каноническими и неканоническими книгами Писания В. З., бл. Августин склонен сделать неопределенную разделяющую их границу. Его учение о канонических книгах содержится, главным образом, в сочинении De doctrina christiana, где читается следующее: «В отношении канонических писаний преимущественно нужно следовать авторитету тех церквей (между которыми известны писания), которые имели апостольские кафедры и получили послание. Посему это будет мерою в писаниях канонических, чтобы принимаемые всеми кафолическими церквами предпочитать тем, которых не принимают иныя из церквей; а в отношении к тем, которые не всеми принимаются, – принимаемые у большего числа и важнейших церквей предпочитать тем, которых держаться меньше по числу и меньшего авторитета церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Если хотят христиане истинными христианами быть, а не лицемерами, должны показать христианство свое любовью, по учению Господню: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Ибо нелюбящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3:14-15). § 447. Христиане должны быть друг к другу милосердными. В вещественном теле, если страдает один член, то страдают с ним все члены (1 Кор. 12:26). Когда болит рука, или нога, или голова, или глаз, или какой другой член, соболезнуют ему и прочие все члены, так и в теле духовном христиане должны друг другу соболезновать и сострадать. Когда один христианин бедствует и страждет, его бедствием и страданием подвигнуться должны и прочие христиане и ему сострадать. К сему увещевает христиан апостол: Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле (Евр. 13:3). И еще: Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:32). И Христос говорит: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Милосердным же быть не иное что есть, как сердцем соболезновать болезнующему, сострадать бедствующему и страждущему и плакать с плачущим (Рим. 12:15). Если какой христианин над бедствием брата своего милосердием не подвигается, то свидетельствует о себе, что христианского духа не имеет. Таковы те, которые за обиды на других гневаются и мстят им; которые братии своей в нуждах не помогают, а могут помочь; которые нищих и бедных, имея возможность снабдить, отсылают от себя без удовольствия их, и прочих милосердия дел, о которых поминается в 35 и 36 (стихах) главы 25 Матфея, не делают им. Христианин не может быть без веры, вера без любви, любовь же без милосердия. Ибо любовь не только над братом своим единоверным, но и над неверным и врагом своим милосердствует, и не может не благотворить всякому, кого ни видит требующим благотворения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Надеюсь, что все-таки не отвергнет, и искренне желаю Сергею Львовичу отказаться от ложных фантазий ради вечной истины. Потому что ложными фантазиями мы Фридриху Гаазу все равно не поможем, а себе повредим. У современных людей очень непопулярна мысль о предельной ответственности за сделанный выбор. Поэтому одни фантазируют о реинкарнации, как о неограниченном количестве «вторых шансов на исправление» в будущем, а вторые фантазируют о всеобщем или почти всеобщем спасении. Все лишь бы уйти от признания предельной серьезности и ответственности выбора. Но взгляните на землю, на то, как грандиозна наша планета и то, что на ней. Взгляните на звездное небо над головой. Даже минутное созерцание убедит вас: Тот, Кто создал все это, относится к тому, что делает, предельно серьезно. И особенно серьезно Он относится к нашему выбору: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе... Избери жизнь» (Втор. 30:19). Христос сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь, никто не приходит к отцу как только через Меня» (Ин. 14:6) и «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Итак, кто не верит во Христа и тот, кто не причащается в Его истинной Церкви, тот делает выбор, который не ведет к вечной жизни. И Спаситель предупредил: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь» (Ин. 15:6). Так сказал Бог вечный, создатель вселенной. «Он ли скажет, и не сделает? Будет говорить, и не исполнит?» (Числ. 29:13). - Вне Церкви нет спасения Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 447. Ответ на 433, М.Яблоков: Какую Церковь основал ­Христос - видимую или невидимую? Какие таинства установил для вступления в нее и участия в ее жизни - видимые или чисто духовные? Каких Апостолов дал ей - видимых или невидимых, известных одному лишь Богу или известных всем? И Сам Христос, воплотившийся нашего ради спасения, виден ли был очами и осязаем ли руками учеников или нет? И к кому Он вообще пришел на землю, к бесплотным Ангела­лам или людям?

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/16/...

444 Духовный Регламент продолжает: «но дабы сие не подало вины к бесстрашию и презорству своих пастырей, уставить духовное коллегиум не малое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей турбовать дерзнули, или всуе от суда епископского на суд духовного коллегиум учинили бы провокацию». 447 См. Правила благочиннических советов Смоленской епархии в «Календаре для духовенства» при Церковно-Общ. Вестнике на 1877 г. 448 Комитет был составлен под председательством архиепископа (впоследствии митрополита) Макария, из 16 членов как духовных (членов консисторий), так и мирян – юристов, практиков и теоретиков и проч. 449 По проекту духовно-судебная власть принадлежит духовным судьям, духовно-окружным судам, судебному отделению Св. Синода. Духовный судья есть власть единоличная, компетенция которого протирается на определенный участок епархии (следовательно, в епархии их должно быть несколько). Власть духовно-окружного суда, учреждения коллегиального, состоящего под председательством лица архиерейского сана, из членов белого и монашествующего духовенства простирается на несколько епархий (следовательно, в епархиальном городе не должно быть судебной инстанции, так что епархиальный архиерей совсем не участвует в отправлении суда, жалобы же на участковых духовных судей должны направляться в духовно-окружные суды, распространяющие свое действие на многие епархии). Власть судебного отделения Св. Синода. учреждения коллегиального же, состоящего из первоприсутствующего и членов архиерейского и пресвитерского сана (последних должно быть 1/3), равно как власть самого Св. Синода, простирается на всю русскую церковь (см. ч. II проекта, гл. гл. 1–4). 450 В учреждении канцелярии обер-прокурора Св. Синода (П. С. З. 12068) между предметами занятий канцелярии значатся: «дела по всеподданнейшим и частным жалобам на решения Св. Синода и подведомых оному мест и лиц». 451 Geib. Geschichte des röm. Criminalprocesses. Leipzig, 1844; Fessler; o. c. Kellner; o. c. Molitor. 452 Мф. 13:15–17 : «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Наконец, пророки были уже в действительности тем остатком, ради которого сохранялся народ, благословенною «отраслью», виноградным соком: когда в виноградной кисти есть вино, тогда охраняют ее, потому что в ней благословение, также поступает Иегова и ради рабов своих, чтобы не всех погубить 444 . Но чем пророк был для Израиля, тем сам Израиль был для языческих народов, для всего мира: если он страдал за свои грехи пред Иеговой, то во всяком случае он был не хуже языческих народов, которым был отдан на поругание, – он был лучше их и страдал от них, как праведник от нечестивцев 445 , ради распространения славы Божией во всем мире, он служил делу Иеговы, был рабом Его 446 , за Него умерщвлялся всякий день и считался овцами, обреченными на заклание 447 . Так был создан религиозным творчеством Израиля образ сына человеческого, раба Божия, страдающего праведника. Главные черты этого образа – невинные страдания и их искупительное значение. Величественная песнь о рабе Божием дана у Исаии b LII – LIII rлabax: «... Он был презрен и отвергнут людьми, страдалец, – но Он принял на себя болезни наши»... Главный вопрос, который возникает при чтении этой ветхозаветной песни невинных страданий, в том, выражает ли образ раба Божия в устах пророков полную действительность. На этот вопрос нужно ответить отрицательно. Бесспорно, что опыт пророков и всего Израиля был истинно-религиозным переживанием. Для израильского праведника Бог был величайшим благом, превышающим всякие вне религиозные блага. «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Томится плоть моя и сердце мое; твердыня сердца моего и часть моя Бог вовек. Ибо вот, удалившиеся от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого, отступающего от Тебя. А мне благо близость к Богу» 448 . В псалмах I, XV, XVI, XXV, XXVI, LXXXII1 bocnebaemcя блаженство мужа, который не ходит на совет нечестивых, и на пути грешных не стоит, в собрании кощунствующих не сидит, но влечется к закону Иеговы и о законе Его помышляет день и ночь, – воспевается полнота радостей пред лицом Иеговы, блаженство в деснице Его, радость взирания на лицо Его, насыщения образом Его, созерцания красоты Его, посещения святого храма Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Bd. 10. S. 537 325 Иустин Философ сам рассказывает в своем диалоге с Трифоном-иудеем, как он посещал различные философские школы (стоиков, перипатетиков, пифагорейцев и платоников). Не найдя у них удовлетворения и задумавшись об учении Платона о возвышенном, он удалился в пустыню недалеко от моря, чтобы отдаться здесь размышлениям. В небольшом расстоянии позади себя он увидел старца кроткой и почтенной наружности, беседа с которым и обратила его в христианство (Dial. с. Tryph. Сар. 2–7) 327 Ср.: Liebenam. Zur Geschichte und Organisation d. römischen Vereinwesen. Leipzig, 1890; Ziebart. Das griechischen Vereinwesen. Leipzig, 1896 328 Fugitivi. Cap. 12–13, 18, 15, 69; Jacobitz. III, 444–445, 447, 446, 441. Ср.: Aubè. Op. cit. P. 133–134. Ср.: Renan: «По-видимому, Лукиан не раз вспоминает о христианах, рисуя в своих “Беглецах” этих бледнолицых людей с обритыми головами, ведущих скитальческий образ жизни» (Marc. Auréle. Р. 374) 330 Ср.: Мк. 9:19–26 : «Учитель, я привел к Тебе сына, одержимого духом немым; где он ни схватывает его, повергает на землю; он испускает пену, скрежещет и цепенеет… Иисус запретил духу нечистому, сказав: «Выйди и впредь не входи», и дух, воскликнув и сильно потрясши его, вышел». Ср.: Мф. 17:14–18 : «Когда они пришли к народу, подошел к Нему (Иисусу) человек и, преклоняя перед Ним колена, сказал: «Господи, помилуй сына моего; он в новолуния беснуется, тяжко страдает, часто бросается в огонь и часто в воду»... И запретил ему (бесу) Иисус, и вышел бес, и отрок исцелился в тот же час» 331 Ср.: Мк. 5:6–9 : «И увидев Иисуса, (дух) вскричал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего... не мучь меня!»... Иисус сказал: «Выйди, дух нечистый, из этого человека!» И спросил его: «Как тебе имя?» И он сказал: «Легион имя мне, потому что нас много«». Мф. 8:29 : «И вот они (два бесноватых) закричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий, зачем Ты пришел сюда прежде времени мучить нас?»» Устрашения и заклинания можно видеть в словах: «Дух немой и глухой, повелеваю выйти из него и впредь не входить...

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Только с помощью этих чрезвычайных даров Духа Святого могли Апостолы и ученики их проповедать Евангелие всем народам на языках, которым они не учились. Дар пророчества много способствовал успехам проповеди; получивший его, проникал в сокровеннейшие тайны души слушающих, а потому Павел и считал дар этот выше дара языков. «Если вся Церковь , говорит он, 445 сойдется вместе и все станут говорить незнакомыми языками и войдут к вам незнающие и неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют и войдет кто неверующий и незнающий, то он всеми обличается, всеми судится; таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог!» Юная Церковь коринфская была уже возмущаема еретиками, отрицавшими воскрешение мертвых. Догмат этот более прочих, встречал противоречия в мире языческом. Мы видели уже, как Афиняне, услыхав проповедь о воскресении, не хотели более слушать Павла. Апостол изложил Коринфянам этот христианский догмат во всей полноте его, представляя его следствием воскресения Иисуса Христа, Нового Адама, который во всех действиях Своих был первообразом возрожденного человечества. 446 Учение его совершенно согласуется с учением, которое Сам Иисус Христос противопоставлял заблуждениям Саддукеев. Павел оставался до Пятидесятницы в Ефесе; 447 тогда намеревался он идти в Македонию, 448 за тем в Ахаию, провести зиму в Коринфе 449 и отправиться в Иерусалим 450 с подаяниями, собранными для неимущих сей Церкви. Намерение его было отправиться в Рим, как он говорит сам: «я должен видеть Рим». 451 Заранее отправил он Тимофея и Ераста 452 в Македонию, а сам до назначенного времени остался в Ефесе. IV период (с 58 – 62 г.) Новые общины апостола Петра. Ферапевты Апостол Петр остался в Антиохии после Павла и устроил там Церковь по образу Церкви Иерусалимской. Он поставил в ней епископа именем Еводия. 453 За тем проповедовал в провинции антиохийской, которую обыкновенно называли Асией. После того проходил Понт, Галатию, Каппадокию и Вифинию. 454

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Если за гробом нет ничего, иди если за гробом и праведников и грешников ожидает одинаковая участь, тогда добро и зло одинаковы по достоинству, оба они одинаково условны, временны. Добро не имеет никакого преимущества пред грехом, оно даже является более слабым, чем грех, потому что в этой жизни грех нередко торжествует. Но это приводит уже к мысли, что и Бог, повелевающий делать добро и Сам святый, не есть на самом деле Господь всего, учение Его, следовательно, не есть безусловная истина и т. д., и т. д. Поэтому-то мы и должны держать всегда в уме „чаяние жизни будущего века», чтобы наша жизнь по вере имела смысл. Если не будет того дня, когда можно будет «видеть различие между праведным и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал. 3, 18), в таком случае правы те , которые говорят: тщетно служение Богу и что пользы, что мы соблюдали постановления Его?… потому что в этом мире лучше устраивают себя делающие беззакония» (ст. 14 – 15). «Каждый истинно разумный, носящий на себе образ Божий и сочувствующий высокому и небесному, не захотел бы ни жить, ни воскреснуть вместе с прочими, имеющими жить людьми, если бы не надеялся заслужить похвалу от Бога, как добрый раб, и удостоиться каких-нибудь почестей, говорит вполне справедливо св. Григорий Нисский (т. VII. 447). Это не наемническое нежелание делать добро иначе, как только за соответствующую плату, а прямое требование здравого смысла, потому что в противном случае, добродетель не имеет для себя никакого достаточного основания, добродетельный человек не может дать отчета в своем уповании. Наоборот, веруя, что Господь есть, и что Он есть Бог истины и святости, и что, следовательно, Он не допустит, чтобы зло на веки торжествовало, – праведник и «не стыдится» своего упования, он «держит свое лицо, как кремень» и «знает, что не останется в стыде», потому что «близок оправдывающий его» (Ис. 50, 7 – 8), потому что «спасение Божие пребудет вечно и правда Его не престанет» (51, 6). В таком смысле должны быть понимаемы и те очень многие места в Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

«Неразумные девы» обращаются к мудрым с просьбой: « дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут ». Августин пишет: «Светильники их стали угасать, и тогда неразумные девы обратились к девам разумным… Они просили того, к чему привыкли, – светить от чужого масла, искать чужой похвалы » 447 . Святой Иероним добавляет: «Те, которые находят, что светильники их угасают, показывают, что они отчасти сияют; однако в них нет непрерывного света » 448 . То есть разрыв в общении с Богом порождает нравственные провалы, и свет праведности таких людей – он как бы с прорехами. Очень важно так выстраивать жизнь, чтобы от одного Причастия до другого мы сохраняли всеянную в нас через Святые Дары праведность Христа. Если этого не происходит, то это свидетельствует о непостоянстве нашего богобщения, значит, что-то отвлекает нас и уводит в сторону, сбивает с пути. Чем бы это ни было, мы должны с этим расстаться. Сказано: «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев» ( Рим.2:7–8 ). И далее мы читаем: Мф.25:9 . «А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Блаженный Августин пишет: «Что же, идите к продающим, вы так привыкли поступать. Мы же масла не дадим. Почему? “Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас”. Что значит: “не случилось недостатка”? Это сказано не с отчаянием, но в трезвом и благочестивом смирении. Ведь хотя человек добрый имеет чистую совесть, но как ему знать, что рассудит о ним Тот, Кого невозможно обмануть? Он имеет чистую совесть; не прельщают его зародившиеся в сердце греховные помыслы. Но пусть и чиста его совесть, по причине повседневных грехов человеческой жизни он каждый день просит Бога: “Прости нам долги наши”, предполагая, что уже сделал то, что за этим следует: “как и мы прощаем должникам нашим” ( Мф.6:12 ). Он разламывал хлеб для алчущего от сердца, он одевал нагого от сердца, из того масла внутри себя он творил дела добра – однако на том суде содрогнется даже его добрая совесть» 449 . Словами «идите к продающим, вы так привыкли поступать» Августин обличает тех беспечных христиан, которые привыкли надеяться на других: на духовника, на старца, на то, что по радио «Радонеж» всё разжуют и всё расскажут и по полочкам разложат. Но проблема заключается в том, что, действительно, мы, православные, не верим в личное спасение, нам, действительно, нужен и духовник, и старец, и радио «Радонеж» может внести лепту в дело твоего спасения. Да, мы спасаемся, соборно восходя к Богу, и не признаем личного спасения – но мы верим в личную ответственность человека за себя в День судный.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010