По религиозному воззрению евреев, общему для семитических народов, Богу принадлежит законодательная, судебная 277 и царская власть. Бог народа – его Молох, его Ваал. И Иегова был царем Израиля 278 . И, несомненно, великолепие еврейского царства послужило развитию идеи богоцарствования, причем земной царь естественно оказывался носителем власти Иеговы 279 . Это то, что позднее Иосиф Флавий назвал теократией 280 . Царь восседает на престоле Иеговы, – на престоле царства Иеговы 281 . Он – носитель царской власти Иеговы, – он сидит одесную Иеговы 282 . Если все деятели в истории еврейского народа суть помазанники Божии, как вдохновляемые Духом Святым, премудростью Иеговы и Его словом, то преимущественно таким помазанником – Мессией ( ) является царь богоизбранного народа 283 . Он – представитель истинно-божественной власти, он – элогим 284 , он – сын Божий 285 , на него переносятся предикаты божественной власти – универсальность и вечность. «Иегова сказал ему: ты сын Мой; Я ныне родил тебя. Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе и пределы земли во владение тебе» 286 . «Он будет владычествовать от моря до моря и от реки до концов земли. И поклонятся ему все цари, все народы будут служить ему» 287 . «Будет имя его вечно; доколе стоит солнце, будет возрастать имя его» 288 . Вечность царя, конечно, есть вечность династии – царского дома Давида, которому было сказано Иеговой: «когда исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами своими; то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его, и на веки утвержу престол царства его. Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом по-человечески и ударами как у сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой, и царство твое пред лицом твоим на веки, и престол твой устоит во веки» 289 . Вот где корень ветхозаветного мессианства, вот где ветхозаветные основы новозаветного учения о царстве Божием. Мессия – царь, носитель теократии. Это не отвлеченное учение Ветхого Завета, – это плод религиозно-исторического опыта Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«Подкрепите Меня благовониями» 278 . Один из переводчиков пишет νοιννθη 279 Невеста отвечает: «Поддержите меня яблоками» 280 . Какими яблоками? «Что яблоня между лесными деревьями, то Брат мой между юношами». Поэтому «поддержите меня Его яблоками, ибо я ранена любовью» 281 . Сколь это прекрасно, сколь великолепно – получить рану от любви! Иной поражен стрелой плотской любви, иной ранен земной страстью; ты же обнажи члены свои и прими «стрелу избранную», стрелу прекрасную, ибо стрелок – Сам Бог . Послушай Писание, говорящее об этой стреле, послушай (что еще удивительней) саму стрелу, говорящую: «Положил Меня как стрелу избранную, в колчане своем сохранил Меня. И сказал Мне: Великое дело для Тебя называться отроком моим» 282 . Разумей, что говорит здесь стрела и как она избрана от Господа. Сколь блажен раненный этой стрелой! Этой стрелой были ранены те двое, что беседовали друг с другом, говоря: «Не горело ли сердце наше на пути, когда Он изъяснял нам Писания?» 283 . Если кто-то ранен нашей речью и поучениями Божественного Писания, и может сказать: «Я ранен любовью», он, возможно, следует за ними. Но почему я говорю: «возможно»? Это же очевидно. «Левая рука Его у меня под головою, а правая обнимет меня» 284 . У Слова Божия есть и правая и левая рука: мудрость, хотя для различного понимания выглядит различной, в глубине своей одна и та же 285 . Сам Соломон учил о правой и левой руке мудрости, говоря: «Ибо долголетие в правой руке ее, а в левой – богатство и слава» 286 . Итак, «левая рука Его у меня под головою», чтобы дать мне покой, и запястье 287 Жениха станет мне изголовьем, и сердцевина души моей опочиет на Слове Божием. «Левая рука Его у меня под головою». Не подобает тебе иметь изголовья, за которыми следует плач. У Иезекииля написано: «Горе шьющим изголовья под локоть любой руки!» 288 . Не шей себе изголовий, не ищи, где преклонить голову, в других местах; пусть левая рука Жениха будет у тебя под головою, и говори: «Левая рука Его у меня под головою». Когда это исполнишь, воздастся тебе все, что в левой руке, и ты скажешь: «А в левой – богатство и слава». «А правая обнимет меня». Всего тебя обнимет правая рука Жениха. «Долголетие в правой руке ее», поэтому «долгую жизнь и много дней проживешь ты на доброй земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе» 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Прихожанка. Именно об этом я и говорю. Пресвитер. А я говорю не об этом. Прихожанка. А о чем? Пресвитер. О том, что если бесы не могут повиноваться по доброй воле, это не означает, что они не могут повиноваться вовсе. Прихожанка. Объясните. Пресвитер. Припомните, были ли у вас в жизни случаи, когда вы вынуждены были поступать против своей воли? Прихожанка. Конечно. Я с детства от мамы неоднократно слышала, что кроме хочу, есть еще слово надо. Пресвитер. Вот, вот, причиной наших действий далеко не всегда бывают наши желания. Можно действовать против желания из чувства долга, по зову совести, под давлением физической силы, в конце концов. Иллюстрацией последнего могут служить преступники закона, которые вынуждены подчиняться стражникам закона и даже исполнять их приказания, когда против них употреблена сила большая, чем у них самих. Точно так и бесы, хотя и не желают исполнять повелений Божиих добровольно, однако не способны противиться им, когда ощущают стоящую за ними силу. Помните апостольское свидетельство, что Бог ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах ( Иуд. 1, 6 )? Так вот эти «вечные узы» для падших ангелов, с одной стороны, есть «совершенная и постоянная неподвижность их относительно блага, осуществляемая добровольно», а с другой, – «промыслительная сила Божия, сдерживающая ради нашего спасения их неистовство против нас и не попускающая их злобе строить западни нам» 287 . Прихожанка. А не нарушается ли этим Божественный принцип, согласно которому разумные творения должны совершать все свои действия свободно? Пресвитер (удивляясь). Честно говоря, такого аргумента я не ожидал от вас услышать, но весьма рад вашей сообразительности, ибо благодаря этому мы можем обсудить нашу тему со всех сторон. Прихожанка. Я вся во внимании. Пресвитер. Дело в том, что Бог , повелевая Ангелам исполнять Его волю, как раз таки сообразуется с их устремлениями. «Как в человеческих войсках, – пишет святитель Иоанн Златоуст , – выделяются воины, которые несут почетную службу, и с другой стороны такие, на обязанности которых лежит приводить в исполнение наказа­ния, так и здесь – для добрых дел и для устроения спасения людей посылаются святые Ангелы, а для наказания без­законных людей посылаются демоны» 288 . Это подтверждается и Священным Писанием. Вспоминая казни египетские, святой пророк Давид сказал, Бог послал на египтян не только насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; не только земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; но и послал на них посольство злых ангелов ( Пс. 77, 45–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

– Причина взаимного страха заключается как в природном равенстве людей, так и во взаимном желании причинить вред друг другу» (7, т. 1, с. 287–288). Все понимают это, как и то, что для самосохранения они должны ограничить свою свободу и вместо абсолютного права ввести право относительное, ограничив его некоторыми обязанностями. Поэтому люди заключают договор, в котором они отказываются от части своих прав, ограничивая себя в свободе. Эти права и свободу они передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, – монарху. Только монарх обладает абсолютным правом и абсолютной свободой: он может казнить или привлечь к наказанию за нарушение договора, который люди заключили в целях самосохранения. Впрочем, эта свобода может быть передана не одному человеку, а группе людей. Так возникают другие формы правления – демократическая или олигократическая. Таким образом, по Гоббсу, государство, как и речь, возникает вследствие конвенции. Правда, сам Гоббс считал, что процесс отказа людей от своих свобод происходит естественно. Поэтому этот процесс идёт под руководством, как пишет Гоббс, естественного закона. Об этом же законе говорится в Библии. И вообще, естественный и нравственный закон – это одно и то же. «Установленный нами основной естественный закон, а именно нужно стремиться к миру, составляет сущность божественного закона, это явствует из следующих мест... Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими», – утверждает Гоббс (7, т. 1, с. 320). Он приводит в подтверждение своим словам и другие заповеди из Священного Писания, например: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14,15 ), «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ) и др. Отождествление Гоббсом естественного и Божественного законов приводит его к выводу о первенстве государства перед Церковью. Даже в церковных, богословских вопросах государственная власть имеет приоритет: именно власть может указывать, что является грехом, а что не является, как толковать Священное Писание и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Пророчество не было исключительною принадлежностью только некоторых лиц. В 1Кор. 14:1, 39 ап. Павел убеждает коринфян ревновать о дарах духовных и особенно о том, чтобы пророчествовать; а в 14:5 высказывает желание, чтобы коринфяне говорили языками и прибавляет, что лучше, если бы они пророчествовали. О пророках упоминается в евангелиях, Деяниях; они были в Фессалонике, Галатии, Коринфе, Риме; о них идет речь в Апокалипсисе 278 . В книге Деяний о христианских пророках в первый раз упоминается в 11:27 и след. Тогда (в первое время царствования императора Клавдия) пришли из Иерусалима в Антиохию пророки, и один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет голод, который действительно и наступал при кесаре Клавдии. Тот же Агав приходил в Кесарию и здесь, в доме Филиппа благовестника, взяв пояс Павлов и связав им у себя руки и ноги, предсказал апостолу узы 279 . В Антиохии были пророки Варнава (он же и апостол) 280 и Симеон, называемый Нигер, Луций киринеянин, Манаил и Савл (Павел) 281 . Лет чрез десять после появления в Антиохии Агава 282 , туда посланы были Иуда и Сила 283 , которые в Деян. 15:32 называются пророками. В Кесарии у Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, были четыре дочери девицы пророчествующие 284 . Когда ученики Иоанновы крестились, то на них сошел Дух Святой и они начали пророчествовать 285 . Писатель Апокалипсиса называет самого себя одним из пророков, а свое дело пророчеством 286 . Христианская община, по Апокалипсису, состоит из святых, апостолов и пророков 287 . По словам Хеча, «второе послание Петра и послание Иуды могут считаться пророческими книгами среди канонических писаний Нового Завета» 288 . Об евангелистах ап. Павел не упоминает ни в 1Кор. 12:28 , ни в Рим. 12:6–8 . О них упоминается в Деян. 21:8 (Филипп), Ефес. 4:11 и во 2Тим. 4:5 . В последнем месте евангелистом называется Тимофей. Почему апостол Павел не упоминает об евангелистах в посланиях к Кор. и Рим., и, напротив, говорит о них в Еф. 4:11 , поставляя их между апостолами и пророками, с одной стороны, и пастырями и учителями – с другой, сказать очень трудно, вследствие крайней скудости относящихся сюда материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Связующим звеном между 1-й, 6-й и 12-й главами является слово «тела». Если язычники через различные плотские грехи и извращения оскверняли свои тела, то христиане, напротив, должны через аскетический образ жизни представлять свои тела в жертву Богу: Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил ( Рим. 12:1–3 ). Здесь уместно напомнить о весьма существенном различии, касающемся отношения к телу, между, с одной стороны, античной философией, а с другой – ветхозаветной традицией. Многие греческие философы видели в теле препятствие к духовному совершенствованию. Платон развивал учение о теле как темнице, в которую заключена душа. 283 Результатом духовно-нравственного очищения, по его мысли, должно быть освобождение человека от власти тела. 284 Сократ в диалоге Платона «Федон» соглашается с мыслью о том, что «душа философа решительно презирает тело и бежит от него, стараясь остаться наедине с собою». 285 В диалогах Платона прослеживается мысль о душе и теле как двух чуждых одно другому началах. При этом именно тело воспринималось как источник страстей. 286 Презрительное отношение к телу от платонизма перекочевало к неоплатоникам. Плотин (III век) сравнивал тело с домом, в котором душа нашла временное пристанище: настанет время, когда душа уже не будет нуждаться в этом доме и когда она обретет свою подлинную отчизну. 287 По словам Порфирия, написавшего биографию Плотина, последний «всегда испытывал стыд оттого, что жил в телесном облике». 288 Для библейской традиции характерно иное отношение к телу. Авторы библейских книг не воспринимают тело как какой-то чуждый элемент, навязанный душе, а религиозную жизнь – как ограниченную исключительно рамками духовно-интеллектуального мира человека. В общении с Богом человек участвует всем своим естеством: не только умом и душой, но и плотью и костями:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Септуагинта (LXX): 1 kai egeneto hnika hr_ksanto oi anfrwpoi polloi ginesfai epi th_s gh_s kai fugatere_s egenhfhsan autoi_s 2 idonte_s de oi uioi tou feou ta_s fugatera_s twn anfrwpwn oti kalai eisin elabon eautoi_s gunaika_s apo paswn wn e_ksele_ksanto 3 kai eipen kurio_s o feo_s ou mh katameinh to pneuma mou en toi_s anfrwpoi_s toutoi_s ei_s ton aiwna dia to einai autou_s sarka_s esontai de ai hmerai autwn ekaton eikosi eth 4 oi de gigante_s hsan epi th_s gh_s en tai_s hmerai_s ekeinai_s kai met_» ekeino w_s an eiseporeuonto oi uioi tou feou pro_s ta_s fugatera_s twn anfrwpwn kai egennwsan eautoi_s ekeinoi hsan oi gigante_s oi ap_» aiwno_s oi anfrwpoi oi onomastoi Синодальный перевод 287 : 1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. Перевод М.Г. Селезнева 288 : 1 Людей на земле становилось все больше. У них рождались дочери, 2 и, видя красоту дочерей человеческих, сыны Божьи брали их себе в жены, кому какая понравится. 3 И сказал Господь: – Мое дыхание в человеке – не навсегда. Он всего лишь плоть, и пусть срок его жизни будет сто двадцать лет. 4 В ту пору (как и позже) были на земле исполины, ибо сыны Божьи приходили к дочерям человеческим, а те рожали от них детей. Богатыри былых времен, они прославили свое имя. 4.1.2. Постановка вопросов Эта история в целом звучит достаточно понятно, но в ней есть несколько неясных моментов: ♦ Кто такие «сыны Божьи»? ♦ В каком смысле они брали себе в жены «дочерей человеческих»? ♦ Что такое сто двадцать лет: предельный срок человеческой жизни или срок, оставшийся до потопа? ♦ Кто такие «исполины»? ♦ Какое отношение они имеют к бракам «сынов Божьих и дочерей человеческих»?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Совершение молитвы – не пустое действие. Это – изучение величайшей науки любви к Богу и достижение счастья совершенного покоя души и радости в единении с Ним. Благодатно молящиеся подобны солнцу, восходящему во всей своей силе 284 . Виды молитвы Как различны побуждения к молитве, так различны и молитвенные чувства людей. Дух молитвы могут возбуждать: впечатления от созерцания чудной гармонии и Промысла Божиего в видимом мире; получение благодеяний Божиих; потребность найти сверхъестественную помощь во всяких крайних жизненных нуждах и прежде всего в очищении от личных грехов. Отмеченные внутренние переживания дают начало четырем видам молитвы: 1) хвалебной Богу; 2) благодарственной; 3) просительной и 4) покаянной. «Прошу, – говорит апостол, – непрестанно приносить Богу жертву хвалы... прошения, моления и благодарения« 285 . 1 Из разумно-свободных тварей совершенные выразители хвалы Богу, конечно, святые ангелы. Особенно неизъясним молитвенный восторг высочайшего ангельского лика – шестокрылатых серафимов. Они непосредственно предстоят страшному Божиему престолу и осияваются светом Божества. Каждый пламенный серафим двумя крылами закрывает свое лицо от нестерпимого блистания Божественной славы, двумя – ноги, двумя – летает. Огнь любви Бога Троицы наполняет серафимов таким восхищением, что они имеют неудержимую потребность день и ночь взывать друг ко другу молитвенными восклицаниями любви: »Свят, свят, свят Господь Саваоф Вседержитель.... Вся земля полна славы Его» 286 . Известны и другие хвалебные Богу песни бесплотных духов: «Аллилуиа!» – Херувимская песнь и «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение " 287 – песнь святых ангелов. На небе вместе с ангелами воссылают Богу славу также души праведников, предстоящие престолу Божию 288 . Люди, живущие на земле, подобно небожителям, призваны славить Господа от всего сердца за Его непостижимо великую любовь, благость, правду, премудрость, промышление о мире и за свое спасение во Христе. Человеческая душа, сознающая и чувствующая величие Бога, бессильна достойно выразить Ему свою хвалу, славословие и величание.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Так и здесь говорит не о действительной немощи, но о воображаемой неверующими. Посему, как Христос, быв распят, не потерпел никакого вреда, так и мы, когда нас гонят и вооружаются на нас, не терпим вреда. Потому и присовокупил: ибо и мы немоществуем в Нем, но живи будем с Ним... Если терпим за Него все скорбное и тягостное, то, очевидно, получим и радостное». 287 Обращаясь к Коринфянам, Апостол увещавает их вдуматься в свое состояние, чтобы понять, что они должны быть Христианами и таковы ли на деле! По словам св. Иоанна Златоуста , здесь содержится угроза. Апостол как бы говорит так: «Вам надлежало знать нашу силу, и то, что в вас говорит и действует Христос. Но поскольку хотите, чтобы я доказал вам сие, наказав вас, то мы в состоянии дать вам такое доказательство и вы узнаете, что мы несмы неискусни». «Но что мне говорить о себе, учителе, который имею столько попечений, которому вверена целая вселенная, который сотворил столько чудес? И вы сами, находящиеся в числе учеников, если захотите испытать самих себя, усмотрите, что Иисус Христос обитает и в вас. Если же в вас, то тем паче в учителе. Ибо если имеете веру, то Христос в вас. Мне кажется, что Апостол говорит здесь о вере чудодействующей, потому что верующие в то время чудодействовали. Если вы имеете, говорит он, такую веру, то Христос в вас, разве только вы не то, чем должны быть. Здесь, кажется, Апостол указывает и на жизнь. Поскольку одна вера недостаточна к получению духовной силы, то, разрешая недоумение, говорит: разве точию чим неискусни есте, т. е. разве порочна жизнь ваша. Но не говорит так прямо, чтоб не оскорбить их, а слегка намекает на сие». 288 Хотя Апостол и угрожает Коринфянам, однако, он вовсе не желает исполнить своей угрозы и потому молится, чтобы никто не оказался достойным наказания, так что лучше пусть бы казалось, что он не в силе проявить чудесную силу, только бы все были хорошими Христианами, ибо таковых не можно наказывать, а можно за них только радоваться и молиться, чтобы они были совершеннее, что Апостол и готов делать, так как к сему направлено и все послание, и к тому же дана ему сила от Господа, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Телец, по возложении на его голову рук тех, кого посвящали, был заклан Моисеем в жертву за грех; кровью его помазаны были роги жертвенника всесожжения и оставшаяся кровь вылита у основания жертвенника; весь жир внутренностей, сальник печени с обоими почками и их жиром были сожжены на жертвеннике; кожа же, мясо и нечистоты животного сожжены были огнем, вне стана. Затем один агнец, которому посвящаемые клали руки на голову, принесен был во всесожжение обыкновенным образом, а другой особенным образом в жертву освящения. После того как на последнего агнца возложены были руки посвящаемых и он был заклан, Моисей взял крови его, помазал ею кончик правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги у Аарона и его сыновей; остальную же кровь вылил на жертвенник со всех сторон. Далее Моисей взял жир от агнца и курдюк и весь жир внутренностей, сальник печенки, обе почки с их туком и правое плечо, также один пресный хлеб, одну пресную лепешку на елее, и один пресный пирог, помазанный елеем, положил это на тучные части и на правое плечо, а потом все это на руки Аарона и его сыновей потрясая пред Иеговою, затем все сожжено было на жертвеннике; а грудь агнца после потрясения ее пред Иеговою, не была сожжена, но досталась ему, как его часть. Потом взял Моисей несколько елея и крови на жертвеннике и окропил посвящаемых и их одежды. Наконец, оставшееся мясо сварено было пред дверью скинии Аароном и его сыновьями, и вместе с хлебом и лепешками съедено, а что осталось от этого до утра, было сожжено. Посвящение это продолжалось семь дней; во все это время посвящаемые не должны были удаляться из скинии, и упомянутые жертвы ежедневно повторялись. Такое повторение раввины относят даже к помазанию. 287 Во время помазания 288 своего первосвященник и священники приносили особенную хлебную жертву из десятой части эфы пшеничной муки, приготовленной с елеем и испеченной на сковороде в кусках, одна половина коих сожигалась утром, а другая вечером ( Лев.6:12–16 ). На осьмой день они вступали в свое священническое служение принесением за себя тельца в жертву за грех и агнца во всесожжение, за которым следовала жертва за народ ( Лев.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010