В благословении Гаду делается намек на сродное слово, означающее угнетение. Его колену придется поселиться по восточную сторону Иордана. Там оно будет подвергаться частым нападениям иноплеменников, но оно соберет свои силы и оттеснит их: „Гад, толпа будет теснить его, Но он оттеснит ее по пятам“. В благословении Асира указывается, очевидно, на особенную плодородность владений этого колена, простиравшихся от горы Кармила до земли Тирской, – каковой округ славился своим богатством хлеба и масла: „Для Асира – слишком тучен хлеб его, И он будет доставлять царские яства“. В благословении Нефеалиму указывается на мужественную красоту и подвижность народа, а также на его умственные дарования: „Нефеалим – теревинф рослый, Распускающий прекрасные ветви» 287 . Наконец, Иаков переходит к имени своего возлюбленного Иосифа. При виде его в нем как бы все сердце заволновалось от преизбытка чувств. Сначала он описывает его плодоносность, подобно плодоносному дереву, посажденному над источником, и затем описывает его силу, как бы полученную от самого Бога; и наконец изливает богатейшее благословение, богаче, чем сколько изливал кто либо из его предков: „Иосиф – отрасль плодоносного дерева, Отрасль плодоносного дерева над источником; Ветви его простираются над стеною. Огорчали его, и стреляли, И враждовали на него стрельцы; Но тверд остался лук его, И крепки мышцы рук его, От рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, От Бога отца твоего, который и да поможет тебе. От Всемогущего, который и да благословит тебя Благословениями небесными свыше, Благословением бездны, лежащей долу, Благословением сосцов и утробы, Благословениями отца твоего, Который превышают благословения гор древних И приятных холмов вечных. Да будут они на голове Иосифа, И на темени избранного между братьями своими». Наконец, дано было благословение и последнему сыну Вениамину: „Вениамин – хищный волк: Утром будет есть ловитву, И вечером делить добычу и . Для того, чтобы понять смысл этого благословения, нужно иметь в виду последующую истории колена Вениаминова, которая представляет не мало примеров жестокости и хищности 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Во многих случаях Иисус обращает острие Своего учения на внутренний мир собеседника, заставляя его вглядеться в собственные глубины, выявить собственное несовершенство, задуматься о своих недостатках. Как мы говорили в книге о Нагорной проповеди 284 , от внешних предписаний, призванных оградить общество от правонарушений и преступлений, Иисус обращается к тому, что происходит внутри человека, к его сердцу. Именно там сокрыт источник преступлений и грехов. По словам Иисуса, из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Прелюбодеяние (μοιχεα) – тот самый грех , в котором была обвинена женщина, входит в этот список грехов, исходящих «из сердца». Смысловой акцент рассматриваемого эпизода лежит не на прелюбодеянии, а на том, о чем Иисус неоднократно говорил Своим слушателям: человек не должен осуждать другого, будучи сам грешен. В Нагорной проповеди эта мысль выражена с предельной четкостью: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф.7:1–5 ). Евангелист дважды упоминает о том, что Иисус «писал на земле». Что именно Он писал? В нескольких рукописях второе упоминание звучит так: «И опять, наклонившись низко, писал на земле грехи каждого из них (νς κστου ατν τς μαρτας)» 285 . Возможно, эта добавка отражает древнее предание, сопутствовавшее рассказу в устной традиции. По мнению Амвросия Медиоланского , Иисус мог писать на земле слова из Книги пророка Иеремии: «О, земля, земля!.. Запиши сих мужей оставленными…» ( Иер.22:29–30 ) 286 . Высказывают и иные предположения относительно того, что Иисус мог писать на песке 287 . Вполне вероятно, впрочем, что Иисус не писал ничего конкретного, а просто чертил линии на земле, размышляя о том, что происходило вокруг Него, или давая возможность фарисеям успокоиться, прежде чем Он заговорит с ними. Блаженный Августин толкует эту деталь аллегорически: закон Моисеев был написан перстом Божиим на каменных скрижалях для тех, у кого сердце было ожесточено; Господь пишет перстом на земле, потому что ожидает плодов 288 . Слова первый брось на нее камень ( Ин.8:7 ) могут быть скрытой аллюзией на роль свидетелей, как она описана в законе Моисеевом: при приведении в исполнение смертного приговора через побиение камнями они должны первыми бросить камни, и лишь вслед за свидетелями это может сделать народ ( Втор. 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Воскресение, подобно другим сторонам жизни и смерти Иисуса, имело непредвиденный характер. Ученики не ожидали того, что Иисус воскреснет из мертвых 283 . В Новом Завете есть очень много подтверждений этого. К их числу может относиться (а может и не относиться) то, что, как утверждает Марк, в период служения (перед его последней неделей) Иисус предсказал свои страсти и воскресение; но в таком случае вторая часть его предсказания не была услышана. Женщины пришли к гробнице, чтобы умастить тело Иисуса, а не для того, чтобы проверить, не воскрес ли он. Более того, ученики не посещали гробницу Иисуса до тех пор, пока женщины не рассказали им, что обнаружили ее пустой. Возвещение ангелов у гроба Иисуса было благой вестью, но, как сообщают все источники, в высшей степени неожиданной. Ученики не сразу поверили рассказам женщин: слова женщин показались им пустыми «и не поверили им» 284 , и, «когда же они от радости еще не верили и дивились» 285 , то им показалось, что они увидели Иисуса. Иоанн рассказывает, как Фома не верил в то, что «другие ученики» видели Иисуса 286 ; в этом рассказе в образе Фомы, возможно, представлены и все прочие ученики. О таком же неверии сообщает нам дополнение к Евангелию от Марка 287 . Хотя впоследствии ученики обнаружили, что воскресение имело огромное значение и было предсказано (так, во всяком случае, они считали) Ветхим Заветом, тем не менее они не искали в последнем указанных предсказаний до того, как произошло воскресение. Иисусу пришлось объяснять это ученикам по дороге в Эммаус. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» – упрекает Иисус своих учеников, которые, увидев пустую гробницу, выказали свое удивление. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» 288 . Позже в беседе с Одиннадцатью Иисус утверждал, что объяснил все еще до воскресения, но тем не менее предпочел продолжить свои объяснения: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» 289 . Иоанн также отмечает, что, когда ученики нашли гробницу пустой, «они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

Все они, несомненно, нашли себе место в христианстве и заповедуются как добродетели, необходимые для последователей И. Христа. Указание на них мы находим еще в книге Премудрости Соломона. Здесь читаем: «если кто любит праведность, – плоды её суть добродетели: она научает целомудрию, (σωφροσνη) и рассудительности (φρνηση), справедливости (δικαιοσνη) и мужеству (νδρεα), полезнее которых ничего нет для людей в жизни» (8:7). Об этих добродетелях упоминается и в Новом Завете. Так ап. Павел в послании к Титу упоминает о воздержании и справедливости, когда говорит: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно (σωφρνως), праведно (δικαως) и благочестиво жили в нынешнем веке» (2:12). Ап. Петр упоминает о рассудительности, воздержании и терпении, когда говорит: покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность (τν γνσιν), в рассудительности воздержание (τν γκττειαν), в воздержании терпение (τν πομονν), в терпении благочестие (τν εσβειαν), в благочестии братолюбие (τν φιλαδελφαν), в братолюбии любовь (τν γπην) ( 2Пет. 1:5–7 ). Афинагор, один из восточных учителей II-ro века, в сочинении «о воскресении мертвых» перечисляет следующие добродетели: мужество и твердость, воздержание и целомудрие, благоразумие (мудрость) и справедливость. 282 Эти же добродетели встречаются у Григория Синаита , 283 Петра Дамаскина , 284 Амвросия Медиоланского , 285 Августина, 286 у некоторых схоластиков, напр. Алкуина, Петра Ломбарда, Фомы Аквината и др. В качестве главных они постановлены вслед за религиозными обязанностями в «Православном исповедании восточной церкви». 287 Они всегда упоминаются если не в числе главных, то частных добродетелей в новейших системах нравственного богословия, а у одного православного моралиста поставлены даже в числе главных. 288 Христианство, действительно, не может отвергать этих добродетелей, хотя они у него получают другой смысл и другое значение, чем какое имели в стоицизме и не выражают всей полноты христианского нравственного идеала.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/mor...

Глава 45 Так говорит Иегова помазаннику 283 своему, Киру, (Которого, говорит, Я держу за правую руку его, Чтобы покорить ему народы, И чресла царей распоясать 284 , – Чтоб отворялись перед ним двери, И входы 285 не были заперты): (2) Я впереди тебя пойду, И возвышения 286 выровняю; Врата медные сокрушу И засовы железные сломлю. Предам тебе хранилища тёмные (3) И сокровища скрытые в подземельях 287 , – Дабы ты знал, Что Я Иегова, нарекающий тебя по имени, Бог Израиля. (4) Ради раба Моего Иакова, И Израиля, избранника Моего, И взываю к тебе именем твоим, Приветствую тебя, Хотя ты не знаешь Меня. (5) Я Иегова – и нет другого, Кроме Меня, нет Бога; Я опояшу тебя, хотя ты не ведаешь Меня, – (6) Чтоб узнали на восходе солнца и на западе его, Что нет никого, кроме Меня, – Я Иегова, – и нет другого. (7) Образующий свет и творящий тьму, Производящий мир и творящий зло 288 , – Я Иегова, производящий все это. (8) Одождите небеса свыше! И облака прольют правду, Разверзнется земля, И произрастут спасение и правда, Расцветёт то и другое 289 – Я – Иегова делаю сие. (9) О, спорящий с образователем своим, Черепок с гончаром 290 ! Скажет ли глина образователю своему: «что ты делаешь? – И дело твое о тебе: «нет рук у него»? (10) О говорящий отцу: «зачем ты рождаешь»? И женщине: «зачем производишь на свет»? (11) Так говорит Иегова, Святый Израиля и образователь его: О будущем – вам ли требовать отчёт у Меня? О сынах Моих и произведении рук Моих – Вам ли указывать Мне? (12) Я образовал землю, И человека на ней сотворил Я; Я... руки Мои распростерли небеса, И все воинство их Я установил. (13) Я воздвиг его 291 для правды, – И все пути его Я выровняю. Он построит город Мой, И пленников Моих возвратит, Не за выкуп и не за дары, – – Говорить Иегова воинств. (14) Так говорит Иегова: Труд египтян 292 и торговля эфиоплян 293 И савеян, людей рослых 294 , К тебе прейдут и у тебя будут. За тобою и сами последуют, В цепях пойдут, И перед тобой повергнутся. Перед тобою будут исповедать 295 : «Подлинно, у тебя Бог,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Дан. 7, 8, однако у Афраата иная граница между предложениями. 271 Дан. 7, 24. Пешитта=Синод.: А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей. 272 Дан. 7, 8. Пешитта=Синод.: вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним. 273 Ср. Дан. 7, 24. 274 Ср. Дан. 7, 25; 1 Макк. 1, 36–51. 275 Ср. Дан. 9, 27. 276 Ср. 2 Макк. 6, 4. 277 Ср. 2 Макк. 6, 5. 278 Пс. 78, 1–3. 279 Ср. 2 Макк. 6, 18–31. 280 Ср. 2 Макк. 7, 1–42. 281 Ср. 2 Макк. 5, 27. 282 Дан. 7, 21. 283 Ср. Дан. 7, 25. 284 Ср. 1 Макк. 1, 48. 285 Дан. 7, 25. Пешитта: он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Синод.: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 286 Дан. 7, 26 (Пешитта, с отличной от Синод. границей между стихами). Синод.: Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть… 287 Ср. 2 Макк. 9, 18. 288 Ср. Ис. 41, 14 (Пешитта). Синод.: червь Иаков… 289 Ср. 2 Макк. 9, 5–10. 290 (B) праведника. 291 Игра слов «мои друзья–смиловался» rahmay-rahem. 292 Ср. 2 Макк. 9, 18–28. 293 Дан. 7, 27. Пешитта=Синод.: же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего. 294 Иер. 6, 30. 295 (А) ты уже не призришь. 296 Плач 4, 17 (Пешитта). Плач 4, 16 (Синод.). 297 Ис. 52, 11. Пешитта=Синод.: Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. 298 Ср. Дан. 7, 27. 299 Т. е. сыны Израиля. 300 Ос. 8, 10. Пешитта: они отдохнут немного от бремени царей и князей. Синод.: и они начнут страдать от бремени царя князей. 301 Ср. Дан. 9, 25–26. 302 Т. е. сынов Израиля. 303 Ср. Ин. 1, 11. 304 Ср. Мф. 21, 34; Мк. 12, 2; Лк. 20, 10. 305 Ср. Втор. 32, 32. 306 Ср. Ис. 5, 2. 307 Ср. Втор. 32, 32. 308 Ср. Ис. 5, 1. 309 Т. е. сынами Израиля. 310 (А) иудеев. 311 Ср. Дан. 7, 22; Мф. 19, 28. 312 Игра слов «запустение–дикие ягоды»: HUrba  — harUbe 313

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Дан. 8 :9. И от одного из них вышел один крепкий рог и чрезвычайно разросся к югу, и к востоку и к силе 275 , Дан. 8 :10. И вознесся даже до воинства небесного, и низринул на землю часть воинства небесного и звезд, и попрал их 276 , Дан. 8 :11. Пока Архистратиг 277 не избавил пленных. И из за него жертва прекратилась 278 , и он преуспевал, и Святое опустело 279 . Дан. 8 :12. И осквернена жертва 280 , и повержена правда на землю, и он делал и преуспевал. Дан. 8 :13. И я слышал одного святого говорящого, и сказал один святой другому некоему 281 вопрошавшему 282 : „до какого времени простирается 283 видение об отнятии жертвы, о совершении 284 греха опустошения и попрании святого и воинства“? Дан. 8 :14. И сказал ему: до 2300 вечеров и утр дней, и (тогда) святое очистится 285 . Дан. 8 :15. И было: когда я, Даниил, увидел видение и искал значения (его), и вот стал предо мною как бы облик мужа. Дан. 8 :16. И слышал я голос мужа среди Увала, и воззвал он и сказал: „Гавриил! объясни ему видение“. Дан. 8 :17. И подошел он и стал близ (места) моего стояния, и когда он подошел, я ужаснулся и пал на лице мое. И он сказал мне: „сын человеческий! знай, что видение относится к концу времени“. Дан. 8 :18. И когда он говорил со мною, я упал ниц 286 на землю, и он прикоснулся ко мне и поставил меня на ноги мои и сказал 287 : Дан. 8 :19. Вот я возвещаю тебе имеющее быть в последние дни 288 гнева (на сынов народа твоего 289 , ибо к концу времени (относится) видение. Дан. 8 :20. Овен, которого ты видел имеющим 290 рога,-царь Мидян и Персов 291 . Дан. 8 :21. А козел (из стада) коз 292 -царь Еллинский, а большой рог, который между глазами его, это-первый царь 293 . Дан. 8 :22. А когда он сломился, поднялись из под него четыре рога, это-четыре царя возстанут из народа его, но не с его силою. Дан. 8 :23. Под конец же царства их, когда грехи их исполнят (меру), возстанет царь безстыдный лицем и искусный в замыслах 294 . Дан. 8 :24. И крепка сила его, хотя не своею силою 295 , и изумительно 296 будет он опустошать, и успевать, и действовать, и погубит 297 сильных и народ святой. Дан. 8 :25. И ярмо цепей своих исправит 298 , лесть (будет) в руке его, и в сердце своем он будет величаться, и коварством погубит 299 многих, и на погибель многих возстанет и, как яйца, рукою сокрушит 300 . Дан. 8 :26. И видение о возвещенных 301 вечере и утре истинно, а ты запечатай 302 видение, ибо оно (относится) к отдаленным 303 дням 304 . Дан. 8 :27. И я, Даниил, лежал 305 и был в изнеможении (многие) 306 дни 307 , потом встал, и занимался царскими делами, и удивлялся видению, но никто не понимал (его) 308 . Глава 9 Дан. 9 :1. В первый год Дария, сына Ассуирова, из Мидийского племени, который царствовал в царстве Халдейском 309 , Дан. 9 :2. В первый год царствования его, я, Даниил, уразумел в книгах число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, (что) на окончание опустошения Иерусалима (назначено) семьдесят лет 310 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма девятая 1 287 В конец, псалом, песнь Давида, песнь Иеремии и Иезекииля, людей переселенных, когда готовились они к исходу из плена, 64. 2 Тебе подобает песнь, Боже, на Сионе, к Тебе вознесется молитва в Иерусалиме. 3 288 Услышь молитву мою! К Тебе всяк живущий приходит. 4 289 Опутали нас беззаконники речами своими; Но Ты очистишь нас от нечестия. 5 290 Блажен, кого избрал Ты и принял, вселится он во дворы Твои. Насытимся мы благами дома Твоего. Свят храм Твой. 6 291 Дивна правда Твоя. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и плавающих в морях дальних! 7 Ты утверждаешь горы могуществом Своим, препоясанный силою; 8 Возмущаешь глубины моря; пред шумом волн его кто устоит? В смятенье придут народы, 9 И убоятся знамений Твоих живущие у пределов земли. Ты украшаешь приход утра и вечера. 10 292 Посетил Ты землю и напоил ее, умножил богатства ее. Река Божия наполнилась водами. Посылаешь ты людям пищу, ибо это угодно Тебе. 11 Борозды пашни напой, умножь злаки на ней! Орошенная дождем, возвеселится она, взращивая их. 12 Благословишь и увенчаешь Ты времена года благостью Твоей, и поля Твои дадут урожай тучный; 13 Плодоносной станет пустыня, и радостью холмы препояшутся. 14 Оденутся руном ягнята, и в долинах обильно уродится пшеница. Воззовут все к Тебе и воспоют. 1 293 В конец, песнь, псалом воскресения, 65. 2 Воззови ко Господу, вся земля! Пойте имя Его, воздайте Ему славу и хвалу! 3 Скажите Богу: сколь грозны дела Твои! Велика сила Твоя. И обманутся в надеждах своих враги Твои. 4 Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имя Твое, Всевышний! 5 Придите и узрите деяния Божии: сколь грозен Он в предначертаниях Своих о сынах человеческих! 6 294 Обращает Он море в сушу; реку перешли мы стопами и возрадовались мы о Боге, 7 Царствующем в силе Своей над веками. Очи Его на племена взирают: да не превозносятся оскорбляющие Его! 8 Благословите, народы, Бога нашего, громко возгласите славу Ему! 9 Даровал Он жизнь душе моей и не дал поколебаться стопам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» ( Лк. 13, 30 ). Ап. Павел приводит образец разделения и отбора в Ветхом Завете, из книги пророка Исаии: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» ( 2Кор. 6, 17 ). Разделение привело к ниспровержению кумиров и среди них кумира самозванного знания и мудрости, авто- и псевдософии, кастовой монополии на ученость и праведность. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф. 10, 34 ). Меч как символ разделения, рассечения всего изжитого, негодного, неверующего и нечистого. Это был меч всесильного Слова: «Сражусь с ними мечом уст Моих» ( Откр. 2, 16 ). Древний мир почувствовал всю силу этих слов, он проснулся от сладкой синкретистской спячки, пришел сначала в смятение, а потом в ярость. Чудо Воскресения Христова обесценило кратковременную победу врагов. Предатель Иуда и осудивший Христа первосвященник Каиафа покончили самоубийством. Гонитель Христа Павел обратился, и на весь тогдашний мир раздались его громовые слова: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие Христа с Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» ( 2Кор. 6, 14–16 ). Различение есть естественная функция морального сознания: «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим. 2, 15 ). Различение есть естественная функция и интеллектуального сознания. Р. Эйслер 286 считает различение функцией апперцепции, состоящей в более и менее ясном разграничении содержания сознания, в активном установлении разницы, различия и особенности. Разница, как и сходство, есть, по Эйслеру, нечто примарное и относится к сущности сознания. Это – субъективный акт, который может быть обоснован объективно, разделяющий мир на субъективный и объективный, на единичные вещи и свойства. Это – основная деятельность души, первичное условие всякого сознания (Ulrici), основной принцип (K. Heim), своеобразная действенность сознания вообще, первая деятельность мышления (Rehmke), основная деятельность сознания (Ribot) 287 . Всякое мышление основано па различении (Siegel). Вундт говорит о способности сравнения с установлением сходства и различия 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

И мы видим, что в жизни бывают такие ситуации, когда мы не можем удержаться от душевной борьбы, однако это еще не значит, что мы согрешили. Господь действительно скорбел. Ученикам, которых Спаситель взял с Собой, Он так и сказал: Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте 284 . Это было необыкновенное борение! Его бороло такое уныние, которое трудно себе вообразить. Представьте человека, приговоренного к казни. Он знает, что казнь эта неминуема и мучительна; знает, что казнь эта будет сопровождаться ужасными душевными страданиями: отречением и бегством учеников; знает, что самые близкие люди в нем разуверятся. И предвидя все это, Господь ужасался и тосковал, скорбел смертельно. Скорбел Он и об отречении израильского народа: тот народ, который Он пришел спасти, Его и предал. Те, кого Он особенно любил и кому должен был принести пользу прежде, чем всем другим, стали Его убийцами. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей 285 . Дополню это повествованием из Евангелия от Луки: И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю 286 . Представьте, какое это было молитвенное напряжение, если через поры у Господа выступил кровавый пот! По объяснению некоторых ученых, произошло следующее: от чрезвычайного нервного напряжения мельчайшие капилляры лопались и кровь выделялась вместе с потом. Это говорит о той борьбе, которую переживал Спаситель; и это пример того, как нам нужно себя вести, когда нас ожидают скорби. Как противиться скорбям, если никто и ничто не может нам помочь? Молитвой! Молитвой напряженнейшей. Молитвой пусть не до кровавого пота, – для нас это невозможно, – но, по крайней мере, чрезвычайно собранной, усиленной. И здесь же мы находим пример того, как вести себя не нужно. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? 287 . Вы знаете, что это повторилось трижды: И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010