175 Здесь «το σματος» поставлено вместо нужного бы по смыслу «αυτο» в виду того, что подлежащее «πν τ σμα » значительно удалено. 176 Тем не менее Мансветов говорит и о приращении внешнем как постоянном, непрекращающемся вступлении в Церковь всё новых и новых членов, распространении её пределов из одной местности в другую, из страны в страну, приобретении всё большего и большего числа последователей. – Цит. соч. С. 158. 177 Проф. Д.И. Богдашевский. Послание св. ап. Павла к Ефесянам. Киев, 1904. С. 564, прим. 2. Cp.: De Wette, op. cit., S. 150. K такому пониманию, по-видимому, склонен и блж. Иероним, который пишет: «Всё это здание, через которое по частям увеличивается Тело Церкви, исполнится взаимной в себе любовью». – Творения. Ч. 17. С. 310. 181 Св. Иоанн Златоуст . На Посл. к Еф. беседа 11, 3. Творения. Т. 11. С. 101. «Любовь воссозидает, соединяет, сближает и сопрягает нас между собой. Итак, если хотим получить Духа от Главы, будем в союзе друг с другом. Есть два рода отделения от Церкви: один – когда мы охладеваем в любви, а другой – когда осмеливаемся совершать что-нибудь недостойное по отношению к этому Телу Церкви. В том и другом случае мы отделяемся от целого». – Там же. С. 102. Ср. Икумений. «νευ γρ τατης (γπης) οκ ν ες τινα καταβα τ πνεμα τ γιον». – PG. Τ. 118. Col. 1224D. Св. Ефрем Сирин высказывает такую мысль: «Взаимная нужда членов Церкви друг в друге великую всевает любовь между ними». – Творения. Ч. 7. С. 192. 182 Процесс совершенствования Церкви блж. Иероним уподобляет росту тела ребёнка, в котором «по мере своей по частям вырастают все члены, однако так, что кажутся растущими не для себя, а для тела». Совершенство же блж. Иероним понимает так, что каждый член будет совершенным по мере и служению своему; например, ангел-отступник будет тем, чем он был сотворён, а человек, изгнанный из рая, снова будет восстановлен как возделыватель рая. – Творения. Ч. 17. С. 310, 311. 185 «Тело растёт и созидается через то, что подаяние Духа касается членов и что Он действует в них, или что им доставляет силу действовать». Толк. на Посл. к Еф. С. 132.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

176 «Хотя мы имеем благодать различных дарований, однако все они даются для служения Церкви». – Св. Ефрем Сирин . Творения. Ч. 7. С. 50. «Для чего один получил больше, а другой меньше? Это, – говорит он, – не имеет никакого значения, но дело безразличное: каждый из получивших способствует к созиданию. И потому показывает, что не ради собственного достоинства один получил больше, а другой меньше, но для других». – Св. Иоанн Златоуст . На посл. к Еф. беседа 11, 2. Т. 11. С. 97. См.: Блж. Феодорит. Творения. Ч. 7. С. 256. 177 Эту мысль особенно прекрасно выразил ап. Пётр: «καστος καθς λαβε χρισμα, ες αυτος ατ διακονοντες, ς καλο οκονμοι ποικλης χριτος» ( 1Пет.4:10 ). См.: Рим.12:7 . Здесь служение взято в общем смысле: и апостольство называется служением, и всякое доброе духовное дело служение. Конечно, это наименование употребляется и для означения частной деятельности, но здесь сказано вообще. (См.: Св. Иоанн Златоуст . На Посл. к Рим., беседа 21. Т. 9. С. 758.) «Не добродетелями называет, но дарованиями. То, что получил ты, – говорит, – есть дарование Божие, а не твоё дело; это дала тебе благодать... Под именем служения разумей всякое вообще духовное дело». – Блж. Феофилакт. Толк. на Посл. к Рим. С. 169–170. «Сказал о служениях, дабы более утешить скорбящего. Ибо, услышав имя дара и получив меньше, он мог поскорбеть о том, что обделён в даровании. Но слыша о служении не так, ибо оно указывает на труд и пот. Что же ты скорбишь, когда Он другим повелел трудиться больше, а тебя пощадил?» Блж. Феофилакт. Толк. на Посл. к Кор. С. 153. 178 «Дарование, действие и служение одно и то же; различие только в словах, а вещи одни и те же. Что дарование, то и служение, и что служение, то и действие». Святой Иоанн Дамаскин . In epist. ad Corinth. I. PG. T. 95. Col. 664D–665A. 179 «Научает, почему все мы, верующие, называемся одним Телом». – Блж. Феодорит. Творения. Ч. 7. С. 257. 181 «Не сказал просто: Дух, но: един и тойжде Дух, научая, что не одного – одни, другого же – другие дарования, но и те и другие единого Духа». – Блж. Феодорит. Творения. Ч. 7. С. 256–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

333 «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 14 (святитель Иоанн Златоуст). 334 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168. (преподобный Иоанн Лествичник). 335 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1846. С. 65, § 6. 336 Там же. С. 139, § 10. 337 Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 185. (О покаянии 2). 338 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 210. 339 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 57. 340 Там же. С. 142. 341 Цит. по: Феофан, святитель. Начертание хри-стианского нравоучения. М., 1895. С. 87. 342 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 376. 343 Там же. С. 60. 344 Там же. С. 342. 345 Творения. Слово 39. Сергиев Посад, 1911. С. 166. 346 Творения. Т. 2. М., 1899. С. 324, § 236. 347 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 62. 348 Там же. С. 234—235. 349 Добротолюбие. Т. 2. Указ. изд. С. 617, § 42. 350 Творения. Т. 2. Указ. изд. С. 348. 351 Творения. Т. 2. Слово о молитве I. СПб., 1896. С. 836. 352 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве I. С. 831. Ср.: Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 369. 353 Геннадий, святитель. Правила о вере и жизни христианской. «Прибавления к творениям святых отцов». Год третий. 1845, прав. 45. С. 7—8. 354 Творения. Т. 2. Слово о молитве 2. СПб., 1896. С. 838. 355 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 243. 356 Кирилл Иерусалимский, святитель. Творения. Слово предогласительное. Гл. 6. Указ. изд. С. 11. 357 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. Слово 97. С. 132. 358 Там же. Слово 80. С. 13. 359 Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 12. С. 176. 360 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 241. (Сл. 28, гл. 60). 361 Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 4. С. 24. 362 Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 9. Беседа 26. СПб., 1903. С. 250.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Гинзберг М. М. – 499 Гирич А. – 755 Гладких П. Ф. – 56, 122, 413, 439 Глущенков В. А. – 138, 688, 716 Глянцев С. П. – 55, 62, 80, 83, 153, 387, 401, 402, 405, 468 Гончаров А. – 653 Горелов А. А. – 896, 961 Горелова В. А. – (517) Горностаев В. –- 179 Горняк М. – 919 Горчева А. Ю. – 166, 167 Гребенникова В. В. – 113, 423 Грекова Т. – 53, 185 Григорьев Р. – 448 Григорьева Н. – 438 Григорян В. – 108 Громова Л. Е. – 821 Грязнухин А. Г. – 100 Губин М. А. – 411 Гулида-Фаддеева М. – 471 Гусева Е. – 927 Дайнеко А. М. – 26 Дамаскин (Орловский), игумен – 685, 691 Дегтярёв Н. – 519 Демидова Е. – 654 Денисов А. П., (прот.) – 84 Денисов С. – (882), (885) Денисова Е. – 899, 917 Денисова Н. –- 159, 256, 261 Денисова Н. Я. – 154 Деревенко В. Н. – 497 Дионисий (Анфопулос), архим. – 641, 862 Дитковская И. Э. – 39, 47 Дмитриева Н. – 840, 853 Домогатская А. Е. – 255, 266 Доненко Н., прот. – 88, 643, 644, 671, 673, 679, 682, 690, 706, 707 Дорожкина В. Т. – 938, 942 Дубасов И. И. – 255 Дудова Ю. – 867 Духанин В. – 670 Дьяконова Д. В. – 267 Дьячков В. – 523 Евгений, архиеп. – 270 Евменова Л. – 963 Ерёмин О. – 863 Ермакова Н. – 241 Ефрем Сирин , свт. – Ефремова С. – 111 Жалнин А. – 914 Желтова В. И. – 238 Жмаев И. В. – 194 Жуков В. – 130 Жуков М. – 228, 232, 245, 521 Забавникова Е. С. – 31, 79, 82, 126, 219, 634, 880 Заблудовский А. М. – 500 Заверюхина И. – 236 Задонский Т. – 34 Задорожный А. А. – 176 Зайцев Е. И. – 454 Зайченко А. Т. – 36 Заломов П. А. – 121 Заманский В. – 113 Замтарадзе Р. А. – 643, 644 Заславский В. Б. – 696 Засухина, В. Н. – 451 Захаров В. – 872 Захаров М. Ф. – 162 Зимарин И. Ф. – 521 Змойро И. – 187, 477 Зорин А. – 142 Зотов А. – 231 Зыков В. П. – 940 Иванов В. С. – 757 Иванов Д. – 816 Иванов Д. В. – 83 Иванов И. – 108 Иванов М. О. – 822 Иванченко И. – 843, 847 Иволгина Л. – 790 Игнатий (Брянчанинов) , свт. – (131) Иконников-Галицкий А. – 658 Илёшин Б. – 458 Ильин А. Ю. – 211 Ильин Г. А. – 318, 326, 327 Иоанн (Крестьянкин) , архим. – (648) Иоанн Мейдендорор, прот. – 729

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

О постановлениях Никейского Собора. CPGS 2120 (1). TLG 2035/3. Рус. пер.: т. 1, с. 399–444. См. также: Евсевий Кесарийский . Письмо к своей пастве. XXXIII, 8: 4 Opitz – 235 288 О Соборах Ариминском в Италии и Селевкийском в Исаврии. CPGS 2128. TLG 2035/10. Рус. пер.: т. 3, с. 92–166. XXXIII [sect. 2 Opitz; PG 26, 752 A] – 216 219 XXXIX [sect. 2–3 Opitz; PG 26, 761 B] – 216 217 Против ариан [кн. I-III]. CPGS 2093. TLG 2035/42. Русю перюЖ тю 2б сю 176–455ю Шб 28 хЗП 26б 69 ФИ – 178 39 ШШб 2 хЗП 26б 149 С – 248 355 ШШШб 62 хЗП 26б 453 И – 248 356 ПС.- Афанасий Великий Диалог с Арием на Никейском Соборе. CPGS 2250. TLG 2035/72. PG 28, 473 C – 248 359 Диалоги с македонианином. CPGS 2285. TLG 2035/99. I, 14 [PG 28, 1313 A] – 247 354 Книга об определениях. CPG 2254. TLG 2035/75. 6 [PG 28, 536 B] – 289 569 Там же – 201 сн . О Троице. CPG 2296. TLG 2035/107. PG 28, 1605 Ä 15–16 – 235 289 Против ариан [кн. IV]. CPGS 2230. TLG 2035/117. Рус. пер.: Творения, т. 2, с. 455–494. IV, 3: 10 Stegmann [PG 26, 472 A] – 235 289 Слово на Благовещение Богородицы. CPGS 2268. TLG 2035/87. 2 [PG 28, 920 B] – 294 596 3 [PG 28, 920 C] – 286 558 5 [PG 28, 924 B] – 288 567 9 [PG 28, 929 В 4–6, 8 sqq.] – 473 73 Там же – 472 63 Сочинение к некоему политику. CPG 2286. TLG 2035/100. Ср. ниже: Пс. – Ефрем Сирин . PG 28, 1397 AB – 118 3 Варсануфий и Иоан, прпп. Руководство к духовной жизни. CPGS 7350. TLG 2851/2. ИАБ IV, 1370–1406 (там же табл. соответствий номеров писем в разных изд. и пер.). В Издательстве Московской Патриархии в серии «Творения святых отцов и учителей Церкви» готовится отред. переизд. 226 [SC 450, p. 144: 45–47 Neyt- Angelis-Noah] – 422 128 Василий Кесарийский (Великий), свт. Рус. пер.: Творения. Ч. 1–7. М., 1845–1848 (ТСО 5–11). Имеются также отдел. репр. разных изд. и переизд. Беседа на «Внемли себе». CPGS 2847. TLG 2040/6. Рус. пер.: ч. 4, с. 30–46. PG 31, 197–217 – 410 60 Беседы на псалмы. CPGS 2836. TLG 2040/18. Рус. пер.: ч. 1, с. 177– 493. XXVIII, 7 [PG 29, 304 B] – 158 110 XXIX, 5 [PG 29, 317 B] – 267 441 XLIV, 5 [PG 29, 400 C] – 279 524 Там же – 278 523

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Жизнь плотская, греховная делает человека неспособным к восприятию благодати Божией и к посещению души его Христом — Солнцем Правды. Святитель Тихон Задонский так говорит об этом: «Солнце ясно видится в чистой и тихой воде, и подобие его изображается в ней; так и Бог, Вечное Солнце, показывается в тихой, непорочной и чистой душе, и изображает в ней образ Свой. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ,— увещевает нас апостол (2 Кор. 7, 1), да и в нас вселится Бог — Вечное Солнце, и изобразится в душе нашей святой образ Его!» 178 К сказанному прибавим следующие слова святого праведного Иоанна Кронштадского. «Для очищения сердца,— говорит один великий молитвенник,— нужны великие труды и скорби, частые слезы, непрестанная молитва внутренняя, воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но, главное — частое покаяние и Причащение Пречистых Таин». 179 175. Икос 2. 176. Авва Дорофей. 177. Преподобный Исаак Сирин. 178 . Сокровище духовное, от мира собираемое. Подробнее об этом см. в книге священника Григория Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. Изд. 3. С. 725. 179 . Полное собрание сочинений. Т. I. С. 203  Седьмая заповедь блаженства Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Не враждовал ли ты с кем-либо? Не старался ли вместо примирения враждующих еще более поссорить их? Господь от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими и тотчас мирились в случае возникших ссор, но и других склоняли к миру. Мир имейте между собою ,— говорит Он (Мк. 9, 50). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе (1 Кор. 1, 10). Будьте в мире между собою (Кол. 5, 13). Держись мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22). Будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13, 11). Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). «Кто примиряет враждующих, тот оказывает величайшее благодеяние, и справедливо может называться блаженным; тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой злое и вместо этого вводя в общение добра,— учит святитель Григорий Нисский.— Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем Истинному Богу. Податель и Господь благ совершенно уничтожает и истребляет все противоестественное и чуждое добру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Каким будет эсхатологическое Царство Божие для тех, кто удостоится войти в него? И что будет источником блаженства для обитателей рая? По учению отцов Церкви, главным и единственным источником блаженства в раю будет Сам Бог . Григорий Нисский пишет: Так как естество Божие есть источник всякого добра, то следует, что в Нем будут все, освободившиеся от зла, чтобы Бог, как говорит апостол, был всем во всём ( 1Кор 15:28 )… Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог . Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божье, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни… Бог для достойных бывает и местом, и жилищем, и одеждой, и пищей, и питьем, и светом, и богатством, и царством… Кто бывает всем, Тот бывает и во всех (ср.: Кол. 3:11 ) 176 . Райское блаженство, говорит Исаак Сирин , заключается в приобщении человека к любви Божией, которая есть «древо жизни» и «хлеб небесный», то есть Сам Бог: Рай есть любовь Божия, в которой – наслаждение всеми блаженствами. Там блаженный Павел напитался сверхъестественной пищей и, когда вкусил там от древа жизни, воскликнул, сказав: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). От древа сего был отстранен Адам диавольским советом. Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам… Пока не обретем любовь, делание наше – на земле терний… А когда обретем любовь, тогда станем питаться хлебом небесным… Небесный же хлеб есть Христос, сшедший с небес и дающий жизнь миру (см.: Ин. 6:33 )… Итак, живущий по любви пожинает жизнь от Бога и в этом еще мире… обоняет воздух воскресения. Этим воздухом насладятся праведные в воскресении 177 . Жизнь будущего века является «постоянным и неизреченным покоем в Боге» 178 . Эта жизнь «не имеет конца или изменения» 179 . Телесная активность там заменяется умственной деятельностью, которая есть «усладительный взгляд и нерассеянное видение» 180 . Ум человека в Царстве Небесном будет занят созерцанием красоты Божией в состоянии непрестанного изумления: «Естество человеческое не перестанет там удивляться Богу, вовсе не имея никакого помышления о тварях… А так как всякая красота твари в будущем обновлении ниже красоты Божией, то как может ум созерцанием своим отойти от красоты Божией?» 181

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Преподобный Антоний Великий о душевных страстях пишет: " Умный человек борим бывает страстьми душевными через чувства (телесные), кои есть у разумных тварей. Телесных чувств есть пять: зрение, обоняние, вкус и осязание. Через сии пять чувств подпадая четырем своим собственным страстям, бедная душа берется в плен. Эти четыре страсти душевные - тщеславие, жажда утех, гнев и страх " (цит. по 8:73). О проявлении греховности (после падения прародителей) можно сказать и другими словами. Человек уже с рождения стал склонен более к удовлетворению собственных похотей, чем к устремлению к Богу " Вместо любви к Богу в человеке победила любовь к миру и самому себе " (52:10). А как известно, " дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу " (Иак.4:4). " Плотские помышления суть вражда против Бога " (Рим.8:7). " Мудрость мира сего есть безумие пред Богом " (1Кор.3:19) " Кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек " (1Ин.2:15-17). " Мир есть жизнь человеков на земле единственно для земли, единственно с целью для удовлетворения своим греховным пожеланиям, с целью плотского наслаждения, с целью вещественного преуспеяния, с целью, вполне противоположною той высокой и всеблагой цели, с которою человек помещен Богом на земле " (32:176). " Мир - это совокупность человеческих страстей Где страсти прекращают свое течение, там мир умер " (Исаак Сирин. Цит. по 20:151). Дополним сказанное о соотношении связей человека с миром и Богом мыслями религиозного философа С.Л. Франка. " Вся человеческая жизнь, просветленная своей связью с Богом и утвержденная через нее, оправдана; вся она может совершаться во " славу Божию " , светло и осмысленно. Единственным условием этого является требование, чтобы человек не служил миру, " не любил мира и того, что в мире " как последних самодовлеющих благ, а чтобы он рассматривал свою мирскую жизнь и весь мир как средство и орудие Божьего дела, чтобы он употреблял их на служение абсолютному добру и подлинной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Таким образом, как говаривал еще преп. Иоанн Лествичник , «вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо» 173 , и «верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Него все, что просит» 174 . Так что «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам!» ( Мф.7:7 ) Но что просить? О чем молиться? Часто мы не знаем о чем должно молиться и неразумно просим того, что может послужить только ко вреду. А «какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст благо просящим у Него» ( Лк.11:11–13 ). Этим в большинстве случаев и объясняется факт неисполнения Богом наших прошений. Потому что они, по слову св. Феофана Затворника , «нередко походят на прошение змии и камня. Нам кажется, что то хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея – и не дает просимого» 175 . В молитве Господней указано, о каких нуждах следует молиться и в какой мере. Если просить вещей материального свойства, то только необходимых. Как говорил преп. Серафим Саровский , что если христианин попросит чего-либо без крайней нужды, то Господь хотя и не откажет ему в этом ради веры во Христа, «однако взыщет с него, зачем он тревожил Его, Бога, без особой нужды, просил у Него того, без чего мог бы обойтись» 176 . Молиться о материальном благополучии, здоровье или чести людской – это все равно, что просить, как выражаются Отцы, гноя для себя. Св. Исаак Сирин предупреждает: «Не будь несмыслен в прошениях своих, чтобы не оскорбить тебе Бога малостию своего ведения» 177 . Просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного, уничижает Его. Поэтому не требуй обязательного исполнения прошения твоего, не зная точно, полезно оно для тебя или нет. Присмотрись, бывает Господь удовлетворяет наши прошения, заменяя их на полезное. Уместнее всего нам просить об оставлении грехов (долгов) наших и искать согласования нашей воли с волей Божией. А Господь обычно дает большее тому, кто просит у Него по смирению своему меньшего. Об истинности этого положения свидетельствует хотя бы тот разбойник, который просил только помянуть его во Царствии, а Господь его туда вселил ( Лк.23:42 ). Итак, «ищите прежде Царства Небесного, а все остальное приложится» ( Лк.12:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Пишешь о зависти и ревности Н. к тебе, за усердие к тебе сестер. Этому нельзя не быть: они также люди, не победившие страстей, как и мы грешные; но они, может быть, побеждаются какою одною или не многими страстями? А мы тьмою страстей побеждаемся; потому нужно и сие к нашему искусу и к показанию, любим ли искушающих нас? Не говорю уже – врагов. А что ты думаешь забиться в щель и там замазаться, это происходит от нетерпения и неразумия. Прочти в книжечке преподобного Нила Сорского , которую я послал тебе, слово 11-е, и оной же материн на 146-й стр.: «Аще бо кто восхощет обезпечалитися прежде времени, общий враг уготовает ему смущение множае покоя, и приводит его рещи: добрее бы ми было не родитися». Это оттого, что не победили страстей, живуще купно с братней, то они в безмолвии наводят еще большее смущение. Что делать с матерью О.? Она вельми оскудевает в смирении; оттого не находит себе успокоения и в самом откровении; попустила врагу поругаться над нею, а приписывает слезы свои слабости нерв. Что мог, написал ей. Помоги Господи ей противостать козням вражьим! Мать В. придерживается суеверия, боится переходить в келлию по пустым замечаниям. С молитвою и с Божией помощью, да не убоится козней вражьих, а пусть ищет Царствия Божия и правды Его, то и во всем поможет ей Господь. Желаю тебе мира и всем твоим о Христе сестрам в мире соделывать свое спасение, и поручая себя молитвам вашим, остаюсь многогрешный И. М. 12-го октября 1849 года. Письмо 175 Очень хорошо, что ты дома осталась, избавившись от сборов; чего бы ты там не навидалась, чего бы не наслышалась! И все сии волны кипели бы в сердце твоем. А какая нужда в сборе и для чего отягощать народ? и так каешься, что во многом соблазняешься. Неужели Бог не промыслит о вас, работающих Ему, паче когда будете искать Царствия Божия и правды Его? 8-го ноября 1849 года. Письмо 176 Да утешит тебя Господь в день Ангела твоего, по скорбям, бывающим при возложенном на тебя послушании. Да кто ж без скорбей? А когда думаем бесскорбной жизнью достигнуть спасения, то ошибаемся; удаляя от себя все внешние скорби, обрящем внутренние, лютейшие оных; потому что, не очистив себя терпением скорбей, – «деланием досады креста», возмечтали бы иметь «славу креста», как пишет св. Исаак Сирин во 2-м слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010