...Правда есть способность воздавать за все по достоинству... (свт. Василий Великий , 8, 176). Человеку здравомыслящему более всего должно избегать того, чтобы жить для славы, сообразоваться с мнением большинства, а неправый разум ставить вождем жизни; но, хотя бы пришлось противоречить всем людям или за прекрасное навлечь на себя бесславие и опасности, и в таком случае не должно решаться на извращение правильно дознанного (свт. Василий Великий , 8, 312). ...Если возлюбишь путь правды, то обретешь вечную жизнь (прп. Ефрем Сирин , 30, 105). Источник. ...Истина горька для старающихся быть скрытными, и обличение кажется жестоким особенно для людей, которые хотят, чтобы о них хорошо думали другие (прп. Ефрем Сирин , 30, 278). Если кто и справедливо употребит злоречие, то правда его исполнена неправды (прп. Ефрем Сирин , 31, 448–449). Источник. Избери себе делание правды – этот полезный для тебя труд. Воспользуйся сею скоротечною жизнью и имей непрестанно перед глазами тот страх и ужас, какой ожидает тебя в день испытания (прп. Ефрем Сирин , 33, 302). Источник. ...Приобретем себе правду, и тогда Царство будет наше; потому что соблюдается оно праведным. Будем же делать правду (прп. Ефрем Сирин , 33, 334). Источник. Делание правды ни для кого не затруднительно. Пусть каждый делает, сколько может; правда и не требует от него большего. Пусть всякий по силам своим несет на себе возлагаемое на него правдою; потому что иго Божие легко и для всякого удобоносимо (прп. Ефрем Сирин , 33, 334). Источник. Труд правды подает только случай Подателю за малое наградить великим богатством; потому что не укоряется и за малое приумножение правды, кто приумножает (прп. Ефрем Сирин , 34, 280). Источник. Господь, преподав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией; ибо знал, что она матерь любви (прп. Макарий Египетский , 67, 258). Источник. Делай правду, совершаемую во внутреннем человеке, где поставлен Христов алтарь вместе с нескверным святилищем, да свидетельство совести твоей похвалится Крестом Христа, очищающего совесть твою от мертвых дел, и послужишь Богу духом своим, узнаешь, Кому поклоняешься, по сказанному: мы поклоняемся, егоже вемы (ср.: Ин. 4, 22 ) (прп. Макарий Египетский , 89, 249).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Православное Предание относит сказание о сотворении мира к тем местам Писания, которые не подлежат аллегорическому толкованию. Прп. Ефрем Сирин свидетельствует: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание» С. 211]. Свт. Василий Великий говорит: «А я, слыша о траве, траву и разумею, также растение, рыбу, зверя и скот, всё, чем оно названо, за то и принимаю, " ибо не стыжусь благовествования " (Рим. 1, 16)... Сего, кажется мне, не уразумели те, которые по собственному своему разумению вознамерились придать некоторую важность Писанию какими-то наведениями и приноровлениями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и под видом толкования вводить собственные свои мысли» С. 137-138]. Свт. Григорий Палама повествует: «Бог в шесть дней, не только создав весь этот чувственный мир и украсив его, но и единого, составленного из чувственного и духовного элементов, живого человека создав и оживотворив и даровав ему власть над живыми существами и растениями на земле, в седьмой день почил от всех Своих трудов...» C.175-176]. Православное Предание относит сказание о сотворении мира к тем местам Писания, которые не подлежат аллегорическому толкованию. Свт. Иоанн Златоуст предупреждает: «Кто не верит Создателю вселенной и как бы обвиняет истину во лжи, тот как может заслужить какое-либо прощение? Эти люди имеют притворный вид и, надевая личину кротости, под овечьей кожей скрывают волка. Но ты не обольщайся, а ещё более возненавидь такого по тому самому, что он пред тобой, таким же рабом, притворяется кротким, а против Владыки всего - Бога воздвиг брань, и не чувствует, что идёт против собственного спасения» С. 11]. Страшно ослушаться повеления мудрейшего царя Соломона : « Всякое слово Бога чисто, Он - щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом » (Притч. 30, 5-6)! Святитель Василий Великий выступал за буквальное понимание Шестоднева. Столпы Церкви - святые апостолы - свидетельствуют в пользу буквального понимания Шестоднева, не сомневаясь в словах пророка Моисея. Так, святой апостол Павел утверждает: « в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих » (Евр. 1, 10); « дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: " и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих " » (Евр. 4, 3-4); « Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа » (2 Кор. 4, 6). Святой апостол Пётр вторит Моисею, говоря: « вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою » (2 Пет. 3, 5). Словами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова прославляется Господь Бог, « Который сотворил небо и все, что в нем, землю, и все, что на ней, и море, и все, что в нем » (Откр. 10, 6).

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/poc...

Винопитие Вино возобновляет все страсти и изгоняет из души страх Божий (прп. авва Исаия , 60, 98). Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло – огонь (свт. Василий Великий , 6, 176). Источник. Вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того напиваться... чтобы оно производило помрачение рассудка... (свт. Василий Великий , 8, 74). Источник. Вином гнушаться не должно, если принимают его для врачевания, и не должно домогаться его без нужды... (свт. Василий Великий , 9, 61). Источник. Не принуждай брата своего пить вино до опьянения... ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара (прп. Ефрем Сирин , 30, 144). Источник. Укоризна человеку упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобных упивающемуся (прп. Ефрем Сирин , 30, 155). Источник. Не пей вина до упоения, возлюбленный, хотя упрашивают тебя находящиеся с тобою друзья, ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобою (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Не пей вина до опьянения, иначе сделаешь, что сердце твое с неистовством устремится к удовольствиям (прп. Ефрем Сирин , 31, 593). Источник. Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания (прп. Ефрем Сирин , 32, 71). Источник. Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди (прп. Ефрем Сирин , 34, 387). Источник. Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает (свт. Григорий Богослов , 15, 365). Источник. Вино – это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень (свт. Григорий Богослов , 15, 368). Источник. Кто не знает всего того, что вино, когда оно неумеренностью преступает потребность, бывает пищею к воспалению непотребства и к доставлению удовольствий, растлением юности, безобразием старости, бесчестием для жен, составом, приводящим в неистовство, напутием к бесчинству, отравою души, омертвением разума, отчуждением от добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Клятва Клятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле (свт. Василий Великий , 11, 44). Источник. Союза с братом не подтверждай клятвою, но имей с ним единомыслие в страхе Божием (прп. Ефрем Сирин , 30, 147). Источник. Гибельная страсть в человеке – сделать клятвы привычными для языка своего. Не делай клятв привычными языку своему, чтобы не умножилось твое неведение, и вместо оправдания не собрать тебе кучи грехов (прп. Ефрем Сирин , 30, 155). Источник. Соглашайся лучше понести ущерб, нежели дать клятву... (прп. Ефрем Сирин , 31, 629). Источник. ...Никто из вас да не клянется именем Всевышнего Бога, потому что в уста, сотворенные для славословия Божия, не должна входить клятва (прп. Ефрем Сирин , 33, 114). Весьма худо и давать клятву, и требовать ее: в обоих случаях оскорбляешь правду (свт. Григорий Богослов , 15, 367). Источник. Скажи же, что приобретают те, которые много клянутся? Осмеяние. А к этому что еще присовокупить? Разве то, что им не верят, когда говорят и правду (свт. Григорий Богослов , 16, 176). Источник. Благонравным... вовсе не нужна клятва. За них порукою добрые нравы (свт. Григорий Богослов , 16, 176). Источник. Как... избежать клятвы? Приобретем такие нравы, которые бы внушали доверие (свт. Григорий Богослов , 16, 176). Источник. ...Что, кроме корысти, чаще приводит к ложным клятвам? Как скоро касается дело до денег, весьма многие оказываются злонравными (свт. Григорий Богослов , 16, 177). Источник. ...Множество клятв есть уже признак, что нет к тебе доверенности (свт. Григорий Богослов , 16, 180). Источник. Многие говорят: язык произнес клятву, а ум не давал ее. Но легче во всем другом найти себе извинение, нежели в клятве. Никто и нисколько да не обманывает сам себя. Во всяком случае клятва дана, а двоедушием сколько еще увеличивается грех ! (свт. Григорий Богослов , 16, 183–184). Источник. Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? Словом и жизнью, удостоверяющею в слове. Ложная клятва есть отречение от Бога. К чему тебе призывать в посредники Бога? Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы (свт. Григорий Богослов , 16, 207). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Малодушие ...Малодушие есть злая мать греха... (прп. авва Исаия , 89, 362). ...Блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого; кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли (свт. Василий Великий , 5, 162). Источник. ...Не малодушествуй, смотря на настоящее, но ожидай той блаженной и нескончаемой жизни, ибо тогда увидишь, что праведнику служит во благо и нищета, и бесславие, и лишение наслаждений (свт. Василий Великий , 5, 318). Источник. ...Не малодушествуй, видя, что ты в этой жизни в бесславии или в болезни, или в глубокой старости и нищете. Питающий птиц небесных не оставит и тебя без Своего промышления (прп. Ефрем Сирин , 30, 501). Источник. ...Которые души поддаются робости и страху, не вытерпев скорбей, даже доходят до нерадения, нетерпеливости и отчаяния, совращаются с праведного пути, и не ожидают до конца Господней милости; те, как оказавшиеся неправедными, как возмогут улучить вечную жизнь? Ибо всякая душа, ради Господа за нас умершего, до самой смерти бывает обязана великодушествовать, терпеть до конца и сохранять упование на Него, чтобы таким образом сподобиться вечного спасения (прп. Ефрем Сирин , 31, 528). Источник. ...Не предавайтесь лености оттого, что ненавидит вас мир; ненавидящие весьма злосчастны, а ненавидимые ради Христа блаженны. Ибо Он придет и воздаст каждому по делам его (прп. Ефрем Сирин , 32, 150–151). Источник. Малодушному и богатство не может принести пользы, великодушному и бедность никогда не повредит (свт. Иоанн Златоуст , 45, 176). Источник. ...Будем избегать... малодушия, поспешим в пристань долготерпения, чтобы и здесь обрести покой душам своим... и достигнуть будущих благ... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 635). ... бывает причиной погибели, подобно беспечности. Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 558). Гнев мужа укрощает раб разумный: малодушна же человека кто стерпит? ( Притч. 18, 14 ). Говорит это потому, что малодушие хуже гнева. Последний может утишить и раб, не имеющий смелости свободного человека, а того не (может уничтожить). Как Господь называется нападающим тигром в отношении к грешникам и камнем соблазна – для неверующих, так и малодушный между согрешающими (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1124–1125).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бог дал человеку власть... изменяться чрез покаяние и соделываться посредством оного совершенно новым (прп. авва Исаия , 59, 164–165). ...Когда оставит человек грехи свои и обратится к Богу, тогда покаяние его возрождает его и делает его всего новым (прп. авва Исаия , 89, 462). Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды достойные покаяния(свт. Василий Великий , 7, 307). Источник. Сколько сами желаем, столько и прощает Благий Бог (прп. Ефрем Сирин , 30, 297). Источник. ...Как вода угашает огонь, так чистое покаяние угашает ярость и отвращает гнев (прп. Ефрем Сирин , 31, 148). ...В нем состоит духовная лихва, потому что покаяние жнет, чего не сеяло. Тело сеет тление, а покаяние, и его пожиная, возводит до чистоты. Порок сеет страсти, а покаяние, исторгая их, посевает доблестное житие (прп. Ефрем Сирин , 32, 154). Покаяние – многообильный плод... потому что всякими способами приносит Богу доблестные дела. Это многоплодное поле, потому что возделывается во всякое время (прп. Ефрем Сирин , 32, 154). Источник. Кающийся сам себя делает из меди золотом и также из дерева камнем. Когда принесет покаяние законно, сам себя воскресит из мертвых и из тьмы сделается светом. Следовательно, благочестивый может и созидать, потому что покаяние делается в нем началом Божественной силы(прп. Ефрем Сирин , 32, 176). Источник. Страшный райский Херувим, стрегущий вход в рай, позволяет идти туда тебе, кающийся, новый наследник рая (прп. Ефрем Сирин , 33, 136). Источник. Чем воздала Тебе, , оная блудница, когда оставил Ты ей все долги ее? – Купила только мира и пришла помазать ноги Твои. Дорога и прекрасна была любовь ее, победоносна была вера ее; потому что за миро и слезы очей своих получила от Тебя оставление грехов. Источник. У нее грехи, миро и слезы, а у Тебя милость и полнота щедрот. Слезами своими омыла она ноги Твои и волосами своими отерла их. Источник. Миром помазала члены Твои и получила от Тебя прощение в грехах. Маловажен принесенный ею дар в сравнении с полученным оставлением грехов. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Исидор Пелусиот , 62, 377). ...Посвяти себя чтению Священного Писания, и оно тебя соделает иереем. Ибо если покоришься законам его, и то, что получил ты недолжным образом, вручено тебе будет, как должно (прп. Исидор Пелусиот , 62, 458). ...Негоден к священнодействию духовно слепой, т. е. совершенно неразумный и поврежденный умом и помыслом (свт. Кирилл Александрийский , 65, 324). Источник. Как некоторые из ... не трепещут вступать на степень диаконства и иерейства и священнодействовать Пречистое Тело и Кровь Господа? Поистине недоумеваю. Конечно, слепота ума и сопутствующие ей нечувствие и неведение, и рождающееся от них самомнение делают то, что такие попирают, как прах, истинное золото и многоценный камень Господа нашего Иисуса Христа. Но горе таковым за эту их страшную дерзость, по коей осмеливаются они восходить на такие степени, с такою великою богонебоязненностию и небрежением о божественных вещах, как будто малых и ничтожных, и это для того только, чтобы казаться выше других. И кто после этого будет называть их христианами? (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 230). Торгующий... нагло Божественными (таинствами) и продающий благодать Духа грешит, конечно, против Самого Бога (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 233). Источник. Осуждение священства Восстающий против (священника) не человека уничижает, а Бога и Христа Иисуса, первородного и одного только первосвященника Отчего (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 176). ...Кто ставит сети своему учителю, тот нечестив и беззаконен; почему и осужден будет вместе с тем, кто Благодетеля и Учителя своего предал в руки беззаконных (прп. Ефрем Сирин , 30, 516). Источник. ...Кто презирает священника, тот презирает и Господа его (прп. Ефрем Сирин , 37, 134). Безумно не уважать власть священников, без которой невозможно получить спасения и обетованных благ (свт. Иоанн Златоуст , 44, 426). Источник. Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

24 Латинский перевод восходит к изданию Srboyn Efremi xorin suri Matenagrut‘iwnk. Vol. 3. Venice, 1836. Новое издание армянской версии отсутствует. 29 Из списка исключены только те тексты, аутентичность которых была однозначно отвергнута. Сомнительные тексты, о степени аутентичности которых нет общепризнанного мнения, а также неподлинные тексты в составе циклов – указываются. Сначала приводится номер по библиографии Ден Бизена (Biesen 2002), затем – новейшее издание. Римская цифра служит для обозначения количества текстов в цикле. Звездочкой указываются сочинения, отсутствующие в «Римском издании». Мы следуем общепринятому делению сочинения Ефрема на жанры. 30 Русский перевод 10 гимна: От берегов Босфора до берегов Евфрата/Пер., пред. и коммен. С. С. Аверинцева. М., 1987. С. 172–176. Рус. перевод гимнов 36 и 41: Иларион (Алфеев), игум. Христос – победитель ада: Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001. С. 385–401 (Византийская библиотека. Исследования). Рус. перевод гимнов 3 и 36–41: Преподобный Ефрем Сирин (Мар Афрем Нисибинский). О Воскресении, Смерти и Сатане/Пер. с франц. Д. Гаврос. М.: Никея, 2009 (Smaragdos Philocalias) [перевод выполнен по франц. переводу: Saint Ephrem. Les chants de Nisibe/Trad. par P. Féghali, C. Navarre. Paris: Cariscript, 1989 (Antioche chrétienne 3)]. 31 Рус. перевод: Мар Афрем Нисибинский ( прп . Ефрем Сирин). Юлиановский цикл/Пред., пер. с сир., коммен., указ. А. В. Муравьева. М.: Фонд «Наследие Православного Востока», Братство святителя Григория Паламы , Издательство «Инферос», 2006 (Smaragdos Philocalias). 33 Данный приблизительный подсчет включает также непереведенные аутентичные тексты из «Римского издания» (замененные впоследствии критическими изданиями Бека), которые составляют около одной четверти (500 с.) от общего объема непереведенного на русский материала. 34 Нет сомнений, что и имеющиеся переводы нуждаются в пересмотре, хотя бы из-за пренебрежения в последних стихотворной формой многих сочинений Ефрема.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/bi...

Иисус три дня был пришельцем смерти, и освободил плен ее, расхитил стаи ее, восстановил род наш (прп. Ефрем Сирин , 33, 464). Источник. ...Славный Воитель вторгся внезапно в царство смерти; как расхититель, проник туда глас Его и положил конец ее славе (прп. Ефрем Сирин , 33, 465). Источник. Христос видел, как страшна смерть для человеческого рода; поэтому Сам снисшел, по милосердию Своему вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали смерть (прп. Ефрем Сирин , 33, 487). Источник. Хвала Всевышнему, Который срастворил соль Свою с духом нашим, и закваску Свою с душами нашими, и Тело Свое соделал Хлебом, чтобы оживотворить нашу мертвенность! (прп. Ефрем Сирин , 34, 154). Источник. Хвала Тому, Кто всеял свет во тьму и обличил ее тайны, но прикрыл Свою сокровенность, и с нас совлек и снял одежду скверн! (прп. Ефрем Сирин , 34, 154). Источник. Благословен Пастырь, соделавшийся Агнцем, чтобы нас соделать чистыми! (прп. Ефрем Сирин , 34, 155). Источник. На уничижение пришел Ты, , чтобы всем даровать жизнь; хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою! (прп. Ефрем Сирин , 34, 173). ...Умерщвляет Он смерть, низлагает Он сатану; Он – радость горних; Он – упование дольних! (прп. Ефрем Сирин , 34, 284). Источник. ...Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых (прп. Ефрем Сирин , 36, 102). Врачевство... жизни состоит в том, что Господь сделал Тело Свое сосцами нашей невинности и Кровь Свою источником, который, напояя, уничтожает жажду нашу, и весь всецело стал для нас трапезой всех благ (прп. Ефрем Сирин , 37, 350). Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова! Во всех же в них главное одно – мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму! (свт. Григорий Богослов , 14, 249). есть Ипостасная и Сущая Истина, и без сей Истины невозможно как познать истину, так и улучить спасение (прп. Макарий Египетский , 67, 417). Когда слышишь, что Христос, сошедши во ад, избавил содержавшиеся там души, – не почитай сего далеким и от того, что совершается ныне (прп. Макарий Египетский , 67, 442). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

У нас брань не с видимыми людьми, от которых, осмотревшись, можно привести себя в безопасность. Воюющие с нами невидимы. Потому и опасность велика нерадивым, а победителям велико воздаяние (прп. Ефрем Сирин , 30, 232). Источник. Для любящих Бога всею душою брань с то же, что и ничто, а для любящих мир она трудна и невыносима (прп. Ефрем Сирин , 30, 386). Если вступаешь... в борьбу, будь трезвен, чтобы противник не порадовался, победив тебя, и чтобы тебе вместо венца не получить противоположного тому (прп. Ефрем Сирин , 31, 122). Где низложил тебя противник, там, восстав, борись с врагом, чтоб пред теми же, кем узнаны твои недостатки, обнаружилось и твое исправление (прп. Ефрем Сирин , 31, 188). Немоществовать еще плотию не значит быть побежденным; но тот побежден, кто в искушениях оказался неискусным (прп. Ефрем Сирин , 31, 201). ...Против вражеских внушений представляй себе страх геенны и лютость мучений, чтоб враг не обольстил тебя вселукавством своим (прп. Ефрем Сирин , 31, 223). Если враг будет внушать тебе такую мысль: «Есть покаяние, поэтому воспользуйся своею волею», – то скажи ему: «Какая нужда, диавол, разорять построенный дом и снова... строить его?» (прп. Ефрем Сирин , 31, 270). Источник. И в мире, и в подвижнической жизни никто не венчается без борьбы, а также без борьбы никто не может получить неувядаемого венца и вечной жизни, ибо настоящая жизнь всегда подобна поприщу (прп. Ефрем Сирин , 32, 70–71). Источник. Брань твоя... не какая-нибудь обыкновенная, не смеха достойная; напротив того, все Ангелы и Владыка их смотрят на брань твою, какую ведешь с врагом. Итак, когда ты сделаешься победителем врага, Бог и Ангелы будут рукоплескать тебе; и Ангелы, радуясь, прославят Бога, даровавшего тебе силу победить лукавого. Для того и брань усиливается более и более, чтобы и ты стал благоискусным, и Бог прославлялся, и люди стали тебе подражателями (прп. Ефрем Сирин , 32, 76). ...Усилие духа над природою есть брань, и производится двояким образом: в новоначальных, чтобы не войти им в единение с плотью, а в совершенных, чтобы и самое тело сделать духовным (прп. Ефрем Сирин , 32, 254).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010