Это основное учение беспоповцев всех толков и согласий. И если бы они принуждены были сознаться, что последний антихрист, по выражению святого Иоанна Дамаскина (книга 4, слово о антихристе), имеющий прийти при кончине века, ныне ещё не явился, тогда учение их, как не имеющее точки опоры, вконец бы разрушилось. Чтобы не быть голословно глаголющими, они, в подкрепление такого мнения своего, выставляют некоторые свидетельства, заимствуемые из святоотеческих писаний, превратно ими толкуемые, каковые и рассмотрим. г) Возражения беспоповцев Первое. Чаще всего в оправдание своего учения о прекращении священства, а с ним вместе и святого причащения, беспоповцы приводят место из большого «Соборника», из Слова «О скончании и о антихрист» святого Ипполита, папы Римского 176 . Место это читается так: «восплачутся тогда (при антихристе) церкви плачемъ зане ни ниже кадило совершается, ниже служба богоугодная. Священныя бо церкви яко овощное хранилище будетъ, и честное тло и кровь Христова во днхъ онхъ не имать явитися. Служба угаснетъ, не услышится» (лист 133). Ту же мысль выражает и святой Ефрем Сирин в 105 Слове (книга Ефрема Сирина , лист 304). Разбор. То и другое место совершенно не оправдывает беспоповцев. В сказанных словах проводится та мысль, что в царствование антихриста будут в запустении храмы, как «овощное хранилище», но вовсе не говорится о том, что таинство причащения нигде не будет совершаться, а только в храмах. Самое выражение: «не имать явитися», в переводе на русский язык означает: не будет явно открыто. Если бы кто стал утверждать, что солнце, скрывшееся за тучи на несколько дней, совершенно погасло, такого человека, естественно, назвали бы безумным. То же следует сказать и о тех толкователях, которые превратно толкуют выражение «не имать явитися» в смысле совершенного прекращения таинства причащения, а по неразрывной связи с ним и священства, как единственно законных строителей таин Божиих. То же святой Ефрем Сирин в Слове 107-м прямо и решительно говорит, что приношение Плоти и Крови Спасителя «всемощнымъ Его бываетъ дóндеже тако бо глагола: дóндеже – то есть до второго пришествия Христова (книга Ефрема Сирина , лист 320).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   Преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 281, 282.    Преп. Варсонофий. Отв. 254.    Он же. Отв. 253.    Преп. Варсонофий. Отв. 258.    Преп. Иоанн Кассиан. Кн. VI, гл. 1. С. 73. См.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 40.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 26.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 5-я. См. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. Т. I. С. 321.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 278—280.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 401.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 257.    См. канон и молитвы ко причащению и молитвы по причащении.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матф., § 4.    Он же. Беседа в храме Св. Ирины.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 1. С. 4.    Преп. Василий Великий. Творения. T. II. Подвижнические уставы. Гл. 2. С. 490—491.    Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. Изд. 2-е. М., 1892. С. 240.    Он же. Путь ко спасению. С. 233—234.    «Слово Божие, — говорит свт. Тихон Задонский, — нужно с молитвою начинать, с молитвою читать или слушать, с молитвою и благодарением кончать» (Творения. Изд. 5-е. Том II. С. 8) «Когда садишься читать или слушать читающего (слово Божие), — говорит преп. Ефрем Сирин, — помолись прежде Богу, говоря: “Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне слова Твои и исполнить волю Твою. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение» (Добротолюбие. М., 1895. Т. II. Изд. 1-е. С. 468 (ср. С. 465—468).    Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. С. 240.    См.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 277—278. Он же. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 61. См. также Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань (Ч. 1, гл. 16 и 19).    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блажен. отец. Изреч. Аввы Пимена, § 59, еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Изд. 3-е. СПб., 1891. § 61. С. 309. Общие причины или поводы ко грехам, по мнению преп. Исаака Сирина, суть: женщины, вино, имущество, власть, телесное здоровье и т. п. Это, говорит св. Исаак, не суть собственно грехи, но они приводят ко грехам по нашей удобопреклонности к греховным страстям (Добротолюбие. Т. II, § 176. С. 706—707).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175—176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие — корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346.    Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Изд. 10-е. Шамордино. С. 2, 14.    Преп. Ефрем Сирин. Наставления новоначальному иноку, § 39. Ср.: 1 Тим. (3, 2).    Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10—11; св. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107—115. Ср.: Свт. Григорий Синаит. Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, — говорит преп. Максим Исповедник, — около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10).    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 3.    См. К. Попов. Блж. Диадох и его творения. T. I. С. 152—161. С. Зарин. Аскетизм. Т. I. Кн. 2. С. 309—353. Ср.: Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V. Гл. 2; кн. V, гл. 1.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 16. См. также у преп. Ефрема Сирина, у Иоанна Лествичника (гл. 22) и др.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13—14.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 25.    См.·С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 327 (в 69-м примечании).    С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 317.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 10. С. 246.    Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 83 («Тщеславие и сребролюбие суть взаимные друг друга породительницы. Ибо иные богатеют из тщеславия, а иные, обогатясь, тщеславятся»). Иные же тщеславятся добродетелью (например, нестяжательности).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Повели принести голову Иоанна Крестителя» (ср. Мф.14:8 ). О, Ирод! что творишь? Не давай праведной головы ребру 190 грешному. Но кто Адама победил посредством ребра, с которым тот был связан супружеством, тот и Ирода победил ребром, связанным с ним связью супружества. И вот глава, положенная как светильник на блюдо, светит на все роды (человеческие) и обличает любодеяние человекоубийц. Уста его сделали немыми, дабы больше не говорили, но проповедь молчания их горит сильнее, чем (проповедь) голоса. И говорят, что когда плясала дочь Иродиады, Ирод и Иродиада измышляли козни, дабы тот поклялся, а эта потребовала (этого). 170 Смысл этих слов, быть может, таков: три дня между нисхождением Ионы во чрево китово и восхождением оттуда означают телесную смерть Господа и духовную смерть язычников. 175 В этом месте на полях рукописи значится примечание: «Обрати внимание, что это все сказал Маркион». 176 Смысл этого места такой: блаженство Марии, имевшей во чреве Господа, было временным, общение же учеников с Господом вечно; само собой понятно, что святой Ефрем не исключает Марию из числа учеников Господа. 181 Смысл приведенных рассуждений святого отца, по-видимому, таков: если Благой Бог посеял на поле Своем одно и то же семя, а именно – пшеницу, то почему Он одну часть семени посеял ранее, а другую позже? То есть почему сначала чрез Христа и апостолов возвестил миру одно учение, а потом дал другое, проповедуемое еретиками? Разве одно семя нуждается во многократных посевах? Значит, уже одно то, что еретики явились после сеяния, показывает, что они возникли не из того семени, которое Бог посеял в мире чрез Христа и апостолов. Если же еретичествующие не захотят допустить, что Бог посеял их новые учения там, где уже сеяли апостолы, то должны будут согласиться, что Он сеял не в Своем уделе, а в уделе диавола, то есть среди плевел, или должны будут утверждать, что жатва новых учений родилась не от семени Божия, но от семени диавола 182 Т.е. как семя горчичное, посеянное в землю, образует из нее свои корни и ветви и становится деревом, на котором укрываются птицы, так и душа Христа из тела Девы приняла Свое тело, на котором при крещении опочил Дух Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Впервые (на английском языке): The Quest for Christian Unity and The Orthodox Church//Theology and Life. – Vol. 4. – 3, August, p. 197–208. Русский перевод с английского А. А. Почекунина впервые в: Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. – М.: АНО «Культурно-просветительский центр «ОПЕРА», 2016. – С. 191–198. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works; Vol. 13, 1989, p. 136–144. 1 . Боссюэ (Bossuet) Жак-Бенинь (1627–1704) – епископ, проповедник, писатель. Среди отцов Церкви особенно выделял Августина, Климента Александрийского и Иоанна Златоуста . В 1688 опубликовал сочинение «Histoire des variations des églises protestantes» (История разновидностей протестантских Церквей), в котором вскрывались исторические корни протестантизма. Единство во Христе Впервые (на английском языке): Togetherness in Christ//The Unity We Seek. Ed. by William S. Morris. – The Ryerson Press, p. 17–27/Oxford University Press, 1963. Русский перевод с английского А. А. Почекунина впервые в: Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. – М.: АНО «Культурно-просветительский центр «ОПЕРА», 2016. – С. 170–176. Перевод выполнен по изданию: The Ryerson Press, р. 17–27/Oxford University Press, 1963. 1 . Донатисты названы по имени епископа Доната. Учение было распространено преимущественно в Северной Африке в 4 в. Требовали религиозной строгости и отлучения от Церкви ее нарушителей. Выступали против компромисса с властью. Не признавали епископов и священников, чем-либо запятнавших себя. Церковь Бога в богословии Генри Нельсона Вимэна Впервые (на английском языке): The Church of God//The Empirical Theology of Henry Nelson Wieman. Ed. by Robert W. Bretall. – New York and London: The Macmillan Company, p. 332–339. – (The Library of Living Theology, vol. 4). Русский перевод с английского А. А. Почекунина выполнен по изданию: The Church of God in the Theology of Henry Nelson Wieman: Ecumenism I: A Doctrinal Approach, The Collected Works. Vol. 13, 1989, p. 193–198.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

На ариан 3, 56 (PG 26, 441 A). Ср.: Мф. 27:52—53. 170 Пасхальное послание 10, 10. 171 1 Пет. 3:19. 172 Послание к Эпиктету 5—6. 173 A. Grillmeier. Christ in Christian Tradition. Vol. 1. P. 316—317. 174 Против Аполлинария 1, 14 (PG 26, 1156 C). 175 Основанием для отрицания подлинности данного трактата является тот факт, что Аполлинарий открыто высказал учение, против которого направлен данный трактат, только в 373 г., т. е. в год смерти св. Афанасия, с которым он оставался в дружбе до самой кончины последнего. Стиль произведения также отличается от подлинных произведений Афанасия и выдает руку антиохийского или каппадокийского богослова. См. об этом: P. Christu. Elliniki patrologia. V.3. Thessoloniki, 1987, p.526-527 (там же исчерпывающая библиография вопроса). 176 Коптский текст издан в: Coptic Homilies in the Dialect of Upper Egypt edited from the Papyrus Codex Oriental 5001 in the British Museum by E. A. Budge. London, 1910. Издание сирийского текста: A. Mai. Nova patrum bibliotheca. Roma, 1844. P. 529—539. Русский перевод: Св. Афанасий Александрийский. О душе и теле и страстях Господних. Пер. С коптского Д. Бумажнова. — Церковь и время 1 (10) 2000. С. 133—153. 177 Обзор мнений об авторстве см. в послесловии Д. Бумажнова к его переводу гомилии на русский язык: Церковь и время 1 (10) 2000. С. 150—152. 178 Аменте (amen5) — коптское слово, употребляемое для обозначения ада. 179 О душе и теле... (Пер. Д. Бумажнова. С. 142). 180 Ср. Ефрем Сирин. Нисибийские песнопения 36, 15—17 (полный текст см. в приложении к настоящей книге). 181 О душе и теле... (Пер. Д. Бумажнова. С. 143—144). 182 Источником рассказа послужили апокрифические «Деяния Фаддея» (в сирийской версии «Деяния Аддаи апостола»). 183 Евсевий Кесарийский. Церковная история 1, 13. 184 Изложение Евангелия 10. 185 Мф. 11:3. 186 Слова огласительные 4, 2. 187 1 Кор. 15:55. Ср. Ос. 13:14. В рукописях Ветхого и Нового Заветов имеются различные версии данного стиха. В частности, в Септуагинте соответствующее место пророка Осии читается так: «Смерть, где твой суд? Ад, где твое жало?». В Послании к Коринфянам textus receptus дает следующее чтение: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа». В издании Нестле-Аланда: «Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало?». Ср. латинский текст (Textus Latinus Novae Vulgatae): «Ubi est, mors, victoria tua? Ubi est, mors, stimulus tuus?». 188

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Итак, падающих братьев не должно оставлять без попечения и в небрежении; надобно и предостерегать их до греха и много заботиться о них после греха. Так поступил и Павел: не бросил блудника после греха, но довел его до излечения, и довел так, что опять соединил с телом Церкви. Так сделай и ты; поревнуй тому евангельскому самарянину, который показал столько заботливости о раненом. Ибо если ты на падшего возлиешь, как бы масло, слово учительное, если обвяжешь его кротостью, если исцелишь терпением: он обогатит тебя более всякого сокровища. Итак, не вознерадим о братиях; не будем разглашать, кто сколько согрешил, но постараемся о том, как бы только нам исправить согрешивших. Дурная, истинно дурная привычка – только поносить братьев, но не заботиться о них, только разглашать о страданиях больных, но не врачевать их». 176 Св. Ефрем Сирин учит: «Весьма спасительно и делать, и принимать вразумления. Полезно уврачевать и уврачеваться. Поэтому пусть всякий приносит врачевства свои, чтобы врачевались, кто только имеет в том нужду. Но кто делает наставление, да не оскорбляет наставляемого, да вразумляет же, и научая, и умоляя. Если наставник наносит раны, то сам себя наказывает в членах своих. Кто и отсекает и врачует, тот приемлет участие в страдании любимых им. Врач теми же пособиями лечит и свои болезни. Так и строгий обличитель чем поражает других, тем должен врачевать и свою душу. Если ты здрав, врачуй; а если болен, врачуйся. Если же врачуешься и врачуешь, то приносишь пользу и себе и ближнему своему. Грешник вредит и себе и ближнему и тем сугубое делает зло, сугубую причиняет потерю; потому что оставляет в ущербе ту и другую сторону. Окажи помощь и ближнему и себе – оба вы в приобретении. Так будем, братия, и врачевать и врачеваться, чтобы здравыми быть нам в делах». 177 28. В день успения Пресвятой Богородицы: О приснодевстве Пресвятой Богородицы (На Апост. чтение Ефес.4:1–6) В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, воспевает к Пресвятой Владычице св. Церковь , твердо верующая и исповедующая, что Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа как до рождения Его пребывала непорочною Девою, так и по рождении осталась такою же чистой и непорочной Девой. Об этом чуде ясно говорил еще св. Пророк Исаия ( Ис.7:14 ). Но несмотря на общее верование всей Церкви Христовой, основаной на ясных свидетельствах Слова Божия, находятся люди, которые, по своему безумию, дерзают говорить, что Пресвятая Мария не осталась Девою по рождении от Нее Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Чрез несколько дней, по уходе его, блаженная Исидора, не терпя славы, чести, услуг, которые стали оказывать ей, и тяготясь их извинениями, тайно удалилась из монастыря. Куда ушла она, где скрылась, и где скончалась – никто не знал; так подвизалась доблестная, смиренномудрая и блаженная сия девственница! «Вот юродство по Богу и возненавидение славы, – заключает очевидец сего великого подвига, святой Ефрем Сирин . – Ибо, отвергнув славу человеческую, удалилась она, возжелав паче, чтобы прославляем был Бог, прославляющий любящих Его» 174 . По иконописному подлиннику преподобная Исидора «подобием: лицо бледно от лощения, ризы преподобническия, черные, на главе плат простой черноватый с белию, в Минеи простым платом сквернавым покрываше главу свою» 175 . Память ее празднуется Церковию 10 мая. Несколько позже, так определяет подвиг юродства Евагрий в первой книге (гл. 21) своей «Истории» 176 . Историк, перечислив так называемое «сверх законные подвиги» 177 иноков Палестины, Месопотамии и Сирии, прибавляет: «Скажу и еще об одном роде жизни, который превосходнее всех» (других видов подвижничества). Между подвижниками, хотя и весьма немного, но есть и такие, которые чрез добродетель достигнув бесстрастия, возвращаются в мир и, среди шума притворяясь помешанными, таким образом попирают тщеславие, – по словам мудрого Платона, последнюю обыкновенно снимаемую с души одежду. Любомудрие научило их есть без чувства и в харчевнях, и в мелочных лавках, не стыдясь ни места, ни лица, вообще ничего. Нередко посещают они бани и там бывают и моются большею частью с женщинами, покорив страсти так, что имеют полную власть над своею природою, и не склоняются на ее требования ни взглядом, ни прикосновением, ни даже объятиями девы. С мужчинами они – мужчины, с женщинами – женщины и хотят иметь не одну, а обе природы. Кратко сказать: в доблестной и богоносной их жизни добродетель противодействует законам природы и предписывает ей собственные законы, чтобы, то есть, она не принимала ничего необходимого до сытости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

165. В списке: 166. неколебимым Е. 167. В Е каася и зазираа… исповедайтеся Господеви со знаком вставки приписано на нижнем поле. 168. В данном случае автор цитируемого текста не Симеон Новый Богослов, а Никифор Уединенник (XIIIXIV вв.), афонский монах, наставник преп. Григория Паламы. См.: Добротолюбие. Т. 5. С. 171–180. 169. Петр Дамаскин, XII в., преподобный, автор аскетических сочинений, известных на Руси с XIV в. 170. Нил Синайский, или Философ, V в., префект Константинополя, удалившийся в одну из синайских обителей, автор писем, «мыслей», аскетических сочинений, популярных на Руси с XIV в. См.: Добротолюбие. Т. 2. С. 215–324. См. также издание его «Творений» — М., 1858 и 1859. 171. помолитися Е. 172. Нет Е. 173. въздвизаемы Е. 174. Ефрем Сирин (t 373), сирийский проповедник и поэт, выдающийся учитель Церкви, автор множества слов, поучений, молитв и стихов, переведенных на ряд языков, известных на Руси с XI в. См.: Добротолюбие. Т. 2. С. 327–515. 175. частым E 176. тако повелевает творити Е. 177. Святой Марк — знаменитый египетский подвижник (t ок. 430), глава монастыря в Галатии, затем отшельник, известный в Древней Руси аскет–писатель. См.: Добротолюбие. Т. 1. С. 407–494. 178. Диадох Фотикийский, V в., автор аскетических сочинений, известных на Руси. См.: Добротолюбие. Т. 3. С. VII—77. 179. творяа Е. 180. тогда, рече Е. 181. И в списке из Нилова скита, и в Е слово добавлено на поле. 182. человеку Е. 183. Святаго отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшаго Ниневийска- го, Слова… С. 438. Слово 80 (17 греч.). 184. Макарий Великий, IV в., египетский подвижник, автор аскетических сочинений, известных на Руси. См.: Добротолюбие. Т. 1. С. 135–243; Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. М., 2002; Гомилия 8: PG 34, 916 D-917 А. 185. См.: Святаго отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшаго Ниневийскаго, Слова… С. 67–75. Слово 16 (32 греч.). 186. Там же. С. 438. Слово 80 (17 греч.). 187. См.: Добротолюбие. Т. 3. Гл. 27. С. 457. 188. Святаго отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшаго Ниневийска- го, Слова… С. 190. Слово 40 (34 греч.).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

1 Старец Иосиф. Выражение монашеского опыта. (Сергиев Посад.) 2006. С. 399, 406. 2 Этот псалом принято читать по пути в церковь, приуготовляя себя к входу в дом Господень. 3 Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Ч. 3. Кн. 7, 1. М., 1973. С. 357 (Б-ка всемирной лит-ры. Серия 2. Т. 84). 4 Антоний (Храповицкий), митрополит. Пастырское богословие. [Псков], 1994. С. 189. 5 См.: Последование погребения мирских человек, ирмос на 6-й песни, глас 6. 6 Канон святой Пасхи, тропари: 2-й на 1-й песни, 1-й на 4-й песни, 2-й на 9-й песни. 7 Ефрем Сирин, преподобный. Духовные наставления. М., 1998. С. 176. 8 Стихиры Пасхи, глас 5, 3-я. 9 Стихиры Пасхи, глас 5, 4-я. 10 Канон Пасхи, на 4-й песни тропарь 1. 11 Канон Пасхи, на 7-й песни тропарь 2. 12 Как писал Пушкин (Пушкин А.С. Собр. соч. В 10 т. М., 1956—1962. Т. 2. С. 596): Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. 13 «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»: 14 Канон Пасхи, ирмос 8-й песни. 15 Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго Слово огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения/Последование во святую и великую неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу. М., 1995. Л. 21 об. — 22 об. 16 Как сказано у апостола, «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом»: 17 Триодь постная, в субботу сырную, в пяток вечера, на стиховне самогласен, глас 2. 18 Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского, Златоустаго Слово огласительное... Л. 22 об. 19 «Во все времена, как видно из истории, дьявол находил в людях орудия для проявления своей великой власти»; воистину, «при кончине мира ... лицемерие у людей достигнет высочайшего своего идеала, а ненависть между людьми дойдет до того, что человечество, как перед всемирным потопом, готово будет истребить само себя» [Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира: Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М., 2004. С. 247, 248].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010