167 Григор. Богосл. сл. 43., стр. 109. – Св. Ефрем Сирин упоминает и о другом чудесной избавлении Св. Василия от изгнания, когда три раза сокрушалась трость в руках Валента, уже готовившегося подписать приговор. – Св. Ефрема похвальное слово Василию В. – Но время сего происшествия не довольно определено. По видимому, это случилось во время пребывания Валента в Антиохии, когда Император, действительно, не раз побуждаем Арианами к изгнанию Св. Василия. 173 Собор был против Авксентия, Епископа Медиоланского. Послание сего Собора к Иллирийцам помещено у Созамента IV, 23 и Феодорита II, 22. В Латинском подлинном тексте сохранилась следующая подпись: «Ego Sabinus Diaconus Mediolanensis, legatus dedi de authentica», то есть: «Савин диакон Медиоланской церкви, легат, дал сию копию с подлинного». 176 В том числе – Нарсеса, главного Епископа, или Католикоса Армении, на то время, вероятно, бывшего в Кесарии. Сен-Мартен в Прмечаниях к Истории Восточной Империи, Лебо. Т. III. р. 426. 185 Так поступил он прежде и с братом своим Григорием Нисским , которого против воли возвел на кафедру епикопскую. Так вскоре поступил он еще и Пимением, которого назначил в Епископа Сатальского, не уважив ни просьбы матери и родственников, ни собственной надобности в этом пресвитере. Письмо 102. 188 В письме 98 упоминается о предположенном Соборе для сношения с Епископами второй Каппадокии. Анфим был после того в союзе общения с Св. Василием. 195 Сатала – в Малой Армении близ города Лори, на пути от Токата к Арзеруму. Ritter. Erdkunde v. Asien. Th. 10. S. 830. 196 Письмо 99, которое и писано из Саталы. Здесь Василий принял просьбу от жителей о посвящении им Епископа, исследовал дело одного Епископа Армении, Кирилла, и примирил с ним жителей Саталы. 197 С пути писал он к Евсевию (в письме 100), что не может сделать ни малейшего движения без боли. 198 Именно самовольное поставление М. Афимом в город Саталу Епископа Фавста, тогда как туда поставлен был другой самим Василием. См. Письма 102, 104, 120, 121, 122 и 126. В сем же году убит был царем Армении Нарою Католикос Армянской Церкви Нарсес. Пара просил Архиепископа Кесарийского, от которого зависело посвящение Католикоса, о возведении, на место Нарсеса, Исихия. Но Василий не дал на то согласия. См. список Армянских Епископов, помещенный in Auctuario Bibliotheae Patrum, Combefisii. T. 2 p. 271–292. – Histoire da Bas-Empire, Lebeau. T. III p. 444, 445.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

175 У исповедающихся часто замечается желание безболезненно для себя пройти исповедь. Хочется либо отделаться общими фразами, либо говорить о частностях и умолчать о том, что действительно тяготит совесть. Есть в этом хотении и ложный стыд перед духовником, есть и общая нерешительность, как перед всяким важным действием. Есть в нем и малодушная боязнь всерьез ворошить свою жизнь, полную привычных страстей. Настоящая исповедь связана с благим потрясением души. Она может страшить исповедника своей решительностью, необходимостью изменить жизнь или даже просто задуматься над собой. Священник призван проявить решимость и разрушить подобную настроенность. Внимательной, дерзновенной молитвой он должен вызвать у исповедника чувство истинного покаяния. Проникшись молитвенным духом священника, кающийся почувствует и осознает себя живым членом Тела Христова – Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Покаянное обращение к Богу Троекратное поклонение Христу Спасителю побуждает и тело человека включиться в покаянный труд души, чтобы изгладились из Книги Жизни грехи его. «Грех, входя в душу, начинает владычествовать над умом человека, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – и подчиняет себе душу с помощью навыков плоти. Грех употребляет плоть в качестве своего управителя. Через нее он дает душе дело, и требует отчета в исполнении, и тем самым связывает душу, как цепью, и побуждает вести себя неразумно». 176 Призывая кающихся поклониться Богу, священник одновременно зовет их к разумному покаянному деланию. Некогда пророк Нафан своим приходом в дом Давида помог последнему понять, что он согрешил омрачением души, дав телу увязнуть в нечистоте. Возникшее в душе Давида раскаяние столь сильно подействовало на его привыкшее к покаянию сердце, что он сам исповедал свой грех и получил от Бога прощение ( 2Цар. 11:2 ). Пример покаянной исповеди пророка Давида и предлагается вниманию кающихся, когда читается псалом 50-й, который с глубокой древности считается в Церкви покаянным. Он всегда рекомендовался для домашнего молитвословия кающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Исаак 53, 336). Когда придет Царствие Божие, тогда все, обладающее нами теперь, обратится в ничто, потому что тьма не терпит присутствия света; не останется болезни после возвращения здоровья; не действуют страсти при появлении бесстрастия; бездейственна смерть; исчезает тление, когда воцаряется в нас жизнь ( 17, 424 ). Душа, намеревающаяся воспарить к Богу и прилепиться ко Христу, должна изгнать из себя всякий грех... и все виды прегрешений – как явных, так и тайных, весь потаенный рой пороков, как и явный род грехов, ненавидит Писание и гнушается ими. Святитель Григорий Нисский ( 23, 267 ). Пребывание Царствия внутри нас означает не что иное, как небесное веселие духа, которое испытывает достойная душа ( 27, 341 ). Войди в себя, живи в самом себе, в прекрасной клети духа твоего, и там ищи Царства, как научил наш Спаситель. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 348 ). Если Царство Божие находится внутри нас и это Царствие есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И, напротив, живущие в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, находятся в царстве диавола, в аду и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и царство диавола. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Моисей 53, 176). Знамение же и доказательство того, что Царствие Небесное истинно внутри нас, есть следующее: если мы не желаем никаких временных благ мира сего – ни богатства, ни славы, ни удовольствий и никакого мирского или плотского наслаждения, но удаляемся и отвращаемся от этого всей душой и всем сердцем, как возвеличенные царской честью и властью удаляются от блудилищ и как привыкшие носить чистые одеяния и намащаться мирами и благоуханиями отвращаются от зловония. А кто не отвращается от всего этого, но имеет пристрастие к чему-либо из того, о чем мы сказали, тот не видел Царствия Небесного, не обонял, не вкушал сладости и благоухания его. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 33 ). Но Царство Божие изнутри простирается и вовне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

620 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матф., § 4. 621 Он же. Беседа в храме Св. Ирины. 622 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 1. С. 4. 623 Преп. Василий Великий. Творения. T. II. Подвижнические уставы. Гл. 2. С. 490—491. 624 Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. Изд. 2-е. М., 1892. С. 240. 625 Он же. Путь ко спасению. С. 233—234. 626 «Слово Божие, — говорит свт. Тихон Задонский, — нужно с молитвою начинать, с молитвою читать или слушать, с молитвою и благодарением кончать» (Творения. Изд. 5-е. Том II. С. 8) «Когда садишься читать или слушать читающего (слово Божие), — говорит преп. Ефрем Сирин, — помолись прежде Богу, говоря: “Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне слова Твои и исполнить волю Твою. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение» (Добротолюбие. М., 1895. Т. II. Изд. 1-е. С. 468 (ср. С. 465—468). 627 Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. С. 240. 628 См.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 277—278. Он же. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 61. См. также Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань (Ч. 1, гл. 16 и 19). 629 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блажен. отец. Изреч. Аввы Пимена, § 59, еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Изд. 3-е. СПб., 1891. § 61. С. 309. Общие причины или поводы ко грехам, по мнению преп. Исаака Сирина, суть: женщины, вино, имущество, власть, телесное здоровье и т. п. Это, говорит св. Исаак, не суть собственно грехи, но они приводят ко грехам по нашей удобопреклонности к греховным страстям (Добротолюбие. Т. II, § 176. С. 706—707). 630 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 57. С. 292. 631 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. Т. II, § 74. С. 385. 632 Преп. авва Исаия. Слово 7, § 7//Добротолюбие. T. I. С. 318.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

507 Там же. 508 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 393. 509 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. 3, кн. 2. Письмо 226. С. 130. 510 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 987—988. 511 Ср.: Преп. Феодор Студит. Огласительные поучения. Калуга, 1896. Поучение 86. С. 302—303. 512 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575—576. 513 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Поучение в Нед. 14-ю по Пятидесятнице и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. С. 451—542. 514 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575. 515 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Поучение в 1-ю Нед. Вел. поста. С. 204; см. также: С. 780—781. 516 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 44. См. также: Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, §§ 64—65. С. 384. 517 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 35. 518 Св. Афанасий Александрийский. В послании к Антонию Великому, вопр. 83. 519 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 36. 520 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. Т. II, § 64. С. 384. 521 Добротолюбие. Т. II, § 65. С. 384. 522 Что в переводе значит: погрузился я в беспредельные глубины нечистоты. 523 Свт. Димитрий Ростовский. Поучение 2-е в Нед. пятую по Святом Духе. 524 См.: Русский инок. 1914, 2. С. 82—83. 525 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 15-я на Послан. к Ефес. (4, 35). 526 Цветник духовный. Изд. 2-е. М., 1882. Ч. 2. § 29. Блуд и целомудрие. С. 123. 527 Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 342. С. 279. 528 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. III, кн. 2. Письмо 176. С. 102. 529 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. Алфавит духовный. Гл. 12, § 9. 530 Там же. Гл. 6, § 3. 531 Свт. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892. Кн. VII, гл. 7. 532 Преп. авва Дорофей. Поучение 11; преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 85. С. 411. 533 Авва Матой//Древний Патерик. Гл. 5, § 6. С. 70. 534 Л. Соколов. Психология греха и добродетели. С. 20. 535 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 588. 536 Он же. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 7, § 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

590 Преп. Ефрем Сирин. Творения. T. IV. С. 24. 591 Еп. Феофан. Толкование 1-го послания к Кор. (6, 9—10) С. 225—226. 592 Свт. Димитрий Ростовский. Алфавит духовный. Гл. 7, § 4. 593 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 3. 594 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 987—988. 595 Преп. Иоанн Кассиан. Писание. Кн. VI, гл. 1. К. Попов. Блж. Диадох и его творения. В 3-х томах. Киев, 1903. Т. I. Слово аскетическое. Гл. 99. С. 517—520. См. также у преп. Нила Синайского. 596 К. Попов. Блж. Диадох и его творения. С. 518. 597 Указание на воздержание как на средство против блуда см.: Блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 99//К. Попов. Блаженный Диадох и его творения. В 3-х томах. Киев, 1903. T. I. С. 520; Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 3, 7—8, 13, 23. 598 См. у преп. Нила Синайского. 599 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 3. С. 74—75. 600 Он же. Писания. Кн. VI, гл. 23. С. 84. Ср. Гл. 2. С. 74. 601 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 3. С. 74—75. 602 Блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 81. С. 444—445. 603 Там же. Гл. 92, 81. С. 521, 444; преп. Варсонофий Великий. Отв. 666; см. также у преп. Иоанна Кассиана и Ефрема Сирина. 604 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 7. 605 Преп. Феон//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 339. 606 Христианское чтение. 1838. Ч. 1. С. 176. 607 Блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 56. С. 248. 608 Преп. Ефрем Сирин. Слово 3. О покаянии; блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 57. С. 250—263. 609 Преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 281, 282. 610 Преп. Варсонофий. Отв. 254. 611 Он же. Отв. 253. 612 Преп. Варсонофий. Отв. 258. 613 Преп. Иоанн Кассиан. Кн. VI, гл. 1. С. 73. См.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 40. 614 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 26. 615 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 5-я. См. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. Т. I. С. 321. 616 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 278—280. 617 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 401. 618 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 257. 619 См. канон и молитвы ко причащению и молитвы по причащении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

22 Иринарх, архимандрит. Беседы о молитве, составленные на основании учения Священного Писания и подвижников в молитве для разумного упражнения и преуспеяния в молитве. Т. 1. М., 1860. С. 28. 23 Добротолюбие. Т. 2. С. 207, § 3; С. 218, § 86 (преподобный Нил Синайский). 24 Добротолюбие. Т. 5. С. 366—367, § 45 (патриарх Каллист и преподобный Игнатий). 25 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 26 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 373 и 381. (Сл. 3, гл. 2 и 14). 27 Феофан (Говоров), святитель. Путь ко спасению. М., 1894. С. 240. 28 Добротолюбие. Т. 2. С. 645, § 1 (преподобный Исаак Сирин). 29 Феофан, святитель. Путь ко спасению. Указ. изд. С. 41. 30 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. Беседа 5. На память мученицы Иулитты. Сергиев Посад, 1892. С. 65. 31 Творения. Сл. 16. О чистой молитве. Сергиев Посад, 1911. С. 63. 32 Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. Слово о молитве. Гл. 35. М., 1858. С. 179. 33 Пространный христианский катихизис. М., 1889. С. 102. 34 Еф. 6:18; 1 Сол. 1:2—3; 1 Тим. 2:8. 35 14 1 Сол. 5:17. 36 1 Сол. 2:9; Деян. 18:3; 20, 34; 1 Кор. 4:12; 2 Кор. 11:9. 37 1 Кор. 4:12; 1 Сол. 4:11—12; Деян. 20:34—35 38 1 Сол. 3:10. 39 Творения. Ч. 4. Беседа 5. Сергиев Посад, 1892. С. 65—67. 40 Цит. по: Дьяченко Г. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 176. 41 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 480. 42 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. М., 1849. С. 284. (Сл. 64); Ч. 4. М., 1850. С. 68. (Сл. 88). 43 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Правила. Отв. на 37 в. Сергиев Посад, 1892. С. 160—162. 44 Беседы о молитве. Т. 1. Указ. изд. С. 31—32. 45 Лк. 11:3: «Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день». 46 Лк. 11:4: «И остави нам грехи наша, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему». 47 Лк. 11:4: «И не введи нас во искушение». 48 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 451. 49 Там же. С. 462.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

262 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. Т. II. С. 260. 263 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. С. 261. 264 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. T. II. С. 282—284 (§§ 200—201). С. 300—343 (§§ 253—254). Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2-я. §§ 8, 41; Сот. 3-я. §§ 8, 56, 57. 265 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175—176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие — корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346. 266 Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Изд. 10-е. Шамордино. С. 2, 14. 267 Преп. Ефрем Сирин. Наставления новоначальному иноку, § 39. Ср.: 1 Тим. (3, 2). 268 Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10—11; св. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107—115. Ср.: Свт. Григорий Синаит. Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, — говорит преп. Максим Исповедник, — около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10). 269 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 3. 270 См. К. Попов. Блж. Диадох и его творения. T. I. С. 152—161. С. Зарин. Аскетизм. Т. I. Кн. 2. С. 309—353. Ср.: Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V. Гл. 2; кн. V, гл. 1. 271 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 16. См. также у преп. Ефрема Сирина, у Иоанна Лествичника (гл. 22) и др. 272 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13—14. 273 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 25.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

156 Тв. св. Ефр. Сир. т. VIII, стр. 329. Толк 1, на кн. Быт., гл. 14. Ной «был честным иереем во второй твари», подобно тому, как Авель «был иереем в начале твари». Ср. Твор. св. Ефр. Сир. т. Ill, стр. 232, слово о священстве. 159 Твор. бл. Феодорита т. И. Толк, на кн. Быт. вопр. 65; ср. св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. II, стр. 290–292. Бес. 35: св. Феоф. Антиох. к Авт. кн. II. 31 –см. свящ. II. Преображ. Соч. др. хр. апол, стр. 220; св. Кир. Алекс, твор. т. 4, 97. 164 Св. Ефрем Сирин , указывает и на другое побуждение к отказу: «так как имение Содомлян перемешано было с имением побужденных царей, то Авраам отказался от добычи, отнятой у царей, им побежденных». См. Твор. св. Ефр. Сир. т. VIII, стр. 329. Толк, на кн. Быт. гл. 14. 166 Точной цитаты для высказываемого положения мы не можем представить, но нам кажется, что понимание св. Амвросием всей истории Авраама, изложенное им в соч. «De Abraham», дает нам право приписать ему эту мысль; см. De Abraham, lib. II, cap. Ill, 10, 11. 176 Св. Иоан, Злат. «Против Иудеев» гл. VII, 5; изд. 1895 г. С-Петерб. т. 1, стр. 727. Ср. св. Кирил. Алекс. Твор. ч. IV, стр. 81–82; св Епиф. Кипрск. Толк, на посл, к Ebp. VII, 6 , стр. 601; св. Иустина: «Разгов. с Трифон.» гл. 33, стр. 130. 178 Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 290–291, Бес. 35; тоже см. Бес. на разн. м. Св. Пис. ч. I, стр. 191–200. Бес. на слова «сей бо Мелхис. царь Салимский!» ( Ebp. VII, 1–3 ); бл. Феодор. т. И, стр. 64. Толк. на кн. Быт., вопр. 65; бл. Август. «О граде Бож.» кн. XVI, гл. 22; св. Басил. В. Твор. т. II, стр. 96; св. Епиф. Кипрск. Твор. ч. II, «О ересях» LV и мн. друг. 182 «Mentem hic formaris», – слово hic здесь указывает именно на историю Авраама, поэтому мы и дозволили вольность в переводе представленного латинского текста, руководясь при этом предыдущими рассуждениями св. Амвросия. 194 В русской и славянской Библии говорится, что Ховал по левую сторону Дамаска, тогда как у Амвросия выходит, что Ховал находится по правую сторону Дамаска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

168 Davidson, An Introduction, р. 127. – Цит. по Царевскому, 2:52 Царевский, op. cit., 2, стр. 54. 170 Должно сознаться, что все указания, приведённые нами, библейскими писателями высказываются попутно. Искать же в библейский книгах специального решения вопроса, кто был автором Второзакония, нелепо, так как в эпоху свящ. писателей этот вопрос не возбуждал никаких сомнений. 174 Juda Hakkadosch, см. Mader. Aligemeine Einleitung in das Alte und Neue Testament. Münster i, W. 1912, s. 44 . 175 Driver. Introduction to the Literature of the New (!) Testament, p. XXXIX; цитир. по Сэндерленду, op. cit., стр. 53. 176 Семь знаменитых учителей, так называемых „таннаитов”, () или „повторителей предания”, сгруппировались вокруг Иоханана и образовали школу раввинов, которая продолжала устное законоведение древних книжников. Иоханан имел преемником в 80 г. Гамалалила II, учителя ап. Павла. – Вигуру, op. cit.. стр. 214. 181 См., напр., Раши, ad locum (В. Bathra, 15а). Понятным становится и его комментарий к Гиттин, 60а. 184 Евр. – писать – (вообще), записывать; арам. – составлять (в одно целое). Соферимы к Menachoth (z. 1.) предлагают такую корректуру: вм. – . 195 Эта мысль встречается в Талмуде и у Раши: Моисей писал эти стихи молча. – Baba Bathra, 13b. Раши, ad loc. 198 Ириней, Против Ересей, кн. 4. гл. 8, 3 – р. пер., стр. 428; ibid., кн. 4, гл. 10:1, 2 – стр. 434435; кн. 4, гл. 15:1 стр. 450; кн. 4, гл. 16:4, 5 – стр. 456; кн. 4, гл. 18:1 – стр. 464; кн. 4. гл. 10:6 – стр. 477; Иустин Философ , Диалог с Триф., р. пер., стр. 306; Ефрем Сирин постоянно говорит так: „Моисей пишет”, когда цитирует Второзаконие (см. комм. на Пятикнижие). Афанасий В., Творения, р. пер., ч. 1, стр. 165, 188, 233, 234, 406, 4.36; ч. 2, стр. 268, 281, 461 и др. Василий Вел., Творения, р. пер., ч. 1, стр. 48; ч. 2, стр. 17. 120, 204, 276: ч. 3, стр. 108, 224 и т. д. Блаж. Августин, Исповедь 13, 24 – р. пер, стр. 454; срв. 12:25 – стр. 405 и др. Феодор Студит – т. 1, мал. оглаш. 4. 19 – Mg. Patr. с. compl., t. 99, р. 13, 70, 403. Авва Серапион (Твор. св. Кассиана, р. пер., стр. 249, 254), соб. V, гл. 14, 15 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010