И сего ради мнози уклонишася к диявольским чарованием, мняще то быти истинно, и погрязнуша во глубине отступления. И снаходи бо скверный сатана, и обрете многих землю сердечную взорану и умягчену сластьми житейскыми, тщеславием и сребролюбием, и неправдою, и посея скверныя своя плевы скверноубийственых онех ехидн исчадием дерзнувших на милостиваго и сладкаго ми владыку. О земле и солнце, како терпиши! И ни единоя сквернии оставиша хулы и поругания еяже не излияша мерзкими своими языки на единочадаго Сына Божия и Пречистую Его Матерь. Подвигнися убо и ты, брате, пострадати за пострадавшего по нас, да твоими подвиги очистит Господь церковную и доброцветущую ниву от пагубных и жидовскых плевел, и порежет серпом гнева своего, и свяжет тьмою погибели, и ввержет в геенскую пещь, и мечем уст своих отсечет главу сатанина и дивия вепря, пришедшаго от луга и озобавшаго виноград его, и осквернившаго святительский великий престол, и исторгнет тя от зубов его. На искус бо пусти на нас толикую беду всевидящий божий промысл, и нас ради терпит сладчайший Господь толикую хулу, якоже и преж претерпе поругание и смерть, яко до отлучятся любящеи его от миролюбных, да не и тии с ними погрязнут в сланых водах горкаго сего моря житиа суетнаго, но да пристанут во пристанище Царствия Небеснаго. Потщися убо и ты, о любезне, отрясти сон житиа суетнаго и его пристрастна, и возвысися крилом любве Господа нашего Иисуса Христа, единочадаго Сына Божиа, изшедшего от недр отчих и воплотившася нас ради, и ради единоа любимых любве покорися страстем, иже Отцу сопрестолный Сын, иже о тем ангел восхваляем, поруганиа, и досады, и смерть нас ради претерпе. Воспалися убо и ты к нему любовию неизреченнаго его смотрениа, услажаем бесстрастныя ради страсти. И отряси малодушие от себе, и уготовися на всякиа беды и смерть его ради, аще будет время, и не помышляй тяжесть и злолютство мук, но все упование на него возложи с зелною и горящею любовию и истинным покаянием. Ныне же ти время благопотребно, восиявши весне постной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Для рукописи Увар. 46 характерно большое число лексических замен, сближающих славянский вариант с греческим чтением, например: чтение правоврных заменяется на православныхъ (греч. ρθοδξων), прхвальныхъ на всехвалныхъ (πανευφμων), попьство на презвитерьство (πρεσβυτερον), о всхъ болрехъ на о всеи полат (греч. παντς το πολατου). В ней устраняются ранние варианты, присущие служебникам Хлуд. 117 и Милгоста Грамматика: млрдие заменяется на б готробие, единочадыи в некоторых местах заменено новым вариантом единородныи (греч. μονογενς), которое будет основным чтением в литургиях третьего типа. Несколько особняком от этих двух групп находится Чудовская редакция ЛИЗ и ЛВВ. Она часто (22 случая) имеет совпадения только с древнерусской редакцией, что может свидетельствовать о том, что редакция составлялась на ее основе. Последовательно употребляется в Чудовской редакции существительное бл госердие, образованное из объединения двух разных переводов греческого εσπλαγχνος: милосрьдие и бл готробие. Слово бл госердие не зафиксировано старославянскими памятниками, оно встречается в древнерусском переводе Пандект Никона Черногорца, в толкованиях на 16 Слов Григория Богослова , в текстах Новгородской кормчей, в Огласительных поучениях Федора Студита по русскому списку XIV в. [СДрЯ I: 208]. Слово бл госьрдие крайне редко встречается в правленых южнославянских редакциях литургий, нам известен лишь один случай в рукописи Погод. 37. Однако это слово частотно в древнерусской редакции и часто сохраняется в Чудовской. Также Чудовская редакция близка к правленым редакциям и имеет с ним 33 общих чтения, особенно часто она имеет совпадения с редакциями Киприана и Евфимия. И наконец, Чудовская редакция имеет большое число индивидуальных чтений – 62 лексических и словообразовательных варианта, свойственные только этой редакции. Это свидетельствует о том, что в задачу редактора входило серьезное изменение текста. Сравнивая индивидуальные чтения Чудовской редакции, мы пришли к выводу, что правка была нацелена на максимальное сближение славянского слова с его греческим оригиналом на уровне словообразования, семантики и внутренней формы слова. Так, отчетливо прослеживается стремление редактора учитывать при переводе греческую приставку. Слово ντικατπεμψον здесь переводится против низпосли, чтобы передать приставку ντι-, в то время как другие редакции ее игнорируют и переводят это слово как низпосли, въспосли. Прилагательное πανγιος во всем тексте переводится как всес тъ, в других редакциях такая последовательность не выдерживается. Глагол ναδεκνυμι переводится с учетом приставки να-, в результате чего получается гор вити, в других редакциях находим переводы бесприставочными формами вити и показати. Глагол περικρτησον переводится с учетом приставки περ (вокруг): объдержи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И милостыню подавать любил, странников и нищих кормить, и гостей принимать. Сколько раз на многих ладьях привозил жито из Вологды в Пермь и все это тратил не на свои дела, но только на потребу странникам и приходящим и всем другим, кто нуждался. Не только физическая пища всем предлагалась, но и духовная подавалась и поучение божественное постоянно. И до еды и во время еды, и после еды читался псалом, а после питья – пение. Много принимал странников и купцов, и пришельцев, приплывающих и отплывающих. И не позволял им уйти просто так, но получалось, что всякий приходящий сначала у него гостил, и у него благословлялся, и у него же ел и пил, и от него принимал увещевание, и учение, и благословение, и утешение, и только после этого шел своим путем, потому что Бог наставлял Стефана на спасение многих душ. Когда приблизилось время его преставления, за два месяца или чуть больше до смерти, созвал людей новокрещеных пермских и, собрав их вместе, поучение им сказал обычное, последнее поучение. Собираясь отойти к Богу, постарался сделать все как следует, поэтому и за людей помолился: «Благодарю Тебя, Отче святой, Вседержитель, и единочадного Сына Твоего, и пресвятого, благого, животворящего Духа Твоего. Взгляни на людей этих новокрещеных и на Своих словесных овец, которые мною, недостойным, приведены к вере. И очисти им души и тела Своею благодатью, и посети сад Свой, насажденный Твоей рукой! Дай же им всячески творить Твою правду, и укрепи их в православной вере христианской, обнаруживая в них Свой завет! Избавь их от старого идолослужения, и от всякого обольщения диавольского, и от всякой ереси пагубной, и научи их творить волю Твою! И помощи Своей не отними от них, и здесь, на земле, сподоби их прожить в преподобии и в правде, и там в будущей жизни, сподоби их наследниками благ быть, ибо Ты благословен вовеки! Аминь». Поучив людей, и благословив, и молитву сотворив, ушел. Когда он входил первый раз в эту землю, начиная учить, молитву сотворил и, уходя, опять молитву сотворил. И начиная, и заканчивая, и совершая, все молитвою заключил и запечатлел, и так ушел из земли Пермской в Москву. Когда же пришел конец жизни, и время ухода его настало, и подошел час преставления, случилось ему в то время быть в Москве у митрополита Киприана, который его очень любил. И тогда случилось ему в Москве, несколько дней поболев, преставиться. Подобает тому, кто по апостольским словам трудами воздержания хорошо потрудился, общему естеству долг отдать. Но до своего преставления, когда лежал на одре болезни, братия часто посещала его, одни стояли вокруг него, другие сидели у него, и даже сам великий князь приходил его посетить, и многие бояре навещали его. Так он болел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме повседневного чина, нынешний Устав и древнеславянские памятники излагают еще особый пасхальный чин изобразительных. В древнеславянских памятниках этот чин так же, как и повседневный, неразрывно связывается с часами, следуя непосредственно за молитвой 9-го часа и 12-тикратным «Господи, помилуй». – А за Благослови душа моя, и за Хвали душа моя, – говорится обычно при этом, – еще пой: Христос воскресе, 3-жды, – Веселитеся небеса, – Христос воскресе, 1-жды, – Слава, Аще и в гроб, – И ныне, Единочадый, – В царствии Си; на блаженьных пой от кануна 3-ю и 6-ю песнь; таж апостол, и евангелие (литургийные чтения); посем – Помяни мя, Господи, – таж Верую, – Отче наш, – посемь молитва: Господи Боже наш, Иже преславную Матерь, – таж Господи помилуй 12, – Един свят, – Буди имя Господне, – Благословлю Господа ( Пс. 33 ) – конец: – не лишатся всякого добра, – таж отпустит 421 . Почти такой же состав имеет пасхальная обедница и теперь. – Зри, – предписывается в нашем Типиконе (гл. 50), – аще ли когда по нужде не будет литургии, вместо изобразительных глаголем сице: Христос воскресе, 3-жды, – Воскресение Христово, 1-жды; посем – Предварившыя утро, – Слава, кондак Аще и во гроб, – И ныне, Единородный Сыне; посем блаженны, с 3-й и 6-й песнями канона, апостол и евангелие; таже – Помяни нас, Господи, – Лик небесный, и посем – Верую во единаго Бога, – Ослаби, остави; и по Отче наш – кондак Аще и во гроб, – Слава и ныне, богородичен Вышняго освященное, – Господи помилуй, 40; таже Един свят, един Господь Иисус Христос , во славу Бога Отца, аминь; и посем – вместо Буди имя Господне – Христос воскресе, 3-жды; таже псалом Благословлю Господа на всякое время – конец:–не лишатся всякаго блага; и посем отпуст, – и исходим в трапезу. Уставным замечанием о совершении изобразительных вместо литургии («аще ли когда по нужде не будет литургии») подтверждается, между прочим, обоснованная выше руководящая точка зрения на изобразительные, как на пролитургию, или обедницу, которая, заменяя в известных случаях полную литургию, по-видимому, нередко сопровождалась в древности причащением или же самопричащением и таким образом являлась особой литургией преждеосвященных Даров, а впоследствии стала совершаться «ради принятия антидора».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Любовь есть тайна – одна из неведомых сердечных тайн, известная только Самому Богу, испытующему сердца и утробы. Мы можем частью уразумевать любовь из некоторых внешних дел, случаев и обстоятельств, как, наприм., остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и, найдя Его, Пречистая Дева сказала: боляще искахома Тебе ( Лк. 2:43, 48 ), то есть сердцем боляще. Здесь можем сказать, что Пречистая Дева возлюбила Бога от всего сердца. Стоит Она при кресте, смотрит на вольное страдание Сына Своего, и слова Симеона сбываются над Ней: Тебе же оружие душу Твою пройдет ( Лк. 2:35 ). Здесь можем сказать, что Пречистая Дева возлюбила Бога всею душею. По вознесении Господнем на небо, Пречистая Дева осталась на земле в первенствующей Церкви и непрестанно помышляла о Сыне Своем и Боге, и имела всегдашнее желание перейти к Нему от здешнего мира. Здесь мы могли бы сказать, что Она возлюбила Бога всем помышлением, но ни мало не постигнем и не выразим достойно, как Она поистине любила Его всем сердцем, всею душею и всем помышлением. По–человечески могли бы сказать, что Пречистая Дева так возлюбила Бога, как и из нас любит кто-нибудь родителей своих, или единоплотного в супружестве друга своего, или единственного сына своего; но у людей сердечная любовь разделяется на части: особо кто любит родителя, особо – друга, особо – сына. А в Пречистой Деве любовь не могла разделяться на части. Тот, Кого Она любила, был Ей и Отцом, и единочадным Сыном, и нетленным Женихом. Вся Ее всецелая любовь была во едином Боге, почему Она и наречена как Невестою Духа Святого и Материю Бога Сына, так и Дщерью Бога Отца; Дщерью же не в том смысле, как все верные Богу чада: даст им область чады Божьими быти, верующим во имя Его ( Ин. 1:2 ); и опять: Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель ( 2Кор. 6:17, 18 ); но в смысле несравненно высшем, честнейшем, ближайшем, Пречистая Дева есть Дщерь Бога Отца. Если бы, например, какой человек взял к себе две малые осиротевшие отроковицы и, воспитав вместо дочерей, назвал их обеих дочерями своими; потом одну из них дал бы естественному сыну своему в невесту.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Автор «Домостроя» монах Сильвестр так начал этот нормативно-правовой документ средневековой Руси: «Благословляю я, многогрешный, и поучаю, и наказую, и вразумляю единочадного сына своего, и его жену, и их домочадцев быть во всяком христианском законе, и во всякой чистоте и совести, и в правде, с верою творя волю Божью, и храня заповеди Его, и себя утверждая во всяком страхе Божьем и в законном жительстве, и жену поучая, также и домочадцев своих наказывать не нуждою, не ранами, не работою тяжкою; имеющих, как и дети, во всяком покое быть – сыты и одеты, и в теплом храме, и во всем необходимом» 338 . А заканчивается этот замечательный документ, оболганный для тех, кто его никогда не читал, так: «Всякому христианину исцелять себя от всяких различных недугов, душевных и телесных, и душетленных, и страстей болезненных – жить по заповедям Господним, и по отеческому преданию, и по христианскому закону. Тем самым Богу угодит, и душу спасет, и греха избудет, и здравие получит душевное и телесное, и вечных благ наследник будет» 339 . Право в его подлинном сакральном смысле возникает вне юридических (человеческих) законов и задолго до них. С появлением законов государства Право получает лишь дополнительный способ выражения. «В историческом аспекте законы государства представляют собой процесс юридического познания права в собственном смысле, – признает Н.В.Витрук, – и отражают иное смысловое значение русского слова «право» – как уверенья в истине чего-либо. С этих позиций под истинностью законов следует понимать степень их правового содержания, то есть соответствия праву» 340 . Когда законодательство игнорирует Божий закон, воплощенный в Праве, допускается колоссальный вред отдаления человечества от Бога, юридическими нормами утрачивается идеальная естественно-правовая праоснова, а универсальный и достаточный комплекс Права оказывается размытым в огромном массиве лишенных какой-либо духовности предписаний государства и общественных корпораций. На фоне неоправданного увеличения и усложнения современного законодательства совершенно другой смысл приобретает поговорка о том, что русские всегда отличались плохими законами, которые, к счастью, никогда не исполнялись.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Император согласился принять его при условии, что в него будет включена формула «Сын единосущен (μοοσιος) Отцу». Как считается, это важное богословское выражение было подсказано императору его советниками, главным из которых был Осий, епископ Кордубы (совр. Кордова). Составление Символа веры , которым утверждалась вера в истинно Божественную сущность Сына Божьего Иисуса Христа, стало важнейшим результатом догматической деятельности собора: Πιστεομεν ες να Θεν Πατρα παντοκρτορα, πντων τε ρατν κα ορτων ποιητν. Credimus in unum Deum Patrem omnipo­tentem, omnium visibilium et invisibilium factorem. Веруем во Единаго Бога Отца Вседержителя, видимым же и не видимым Творца. Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. Κα εις να κριον ησον Χριστν τν Υν το Θεο, γεννηθντα κ το Πατρς μονογεν, τουτστιν κ τς οσας το Πατρς, Θεν κ Θεο, φς κ φωτς, Θεν ληθινν κ Θεο ληθινο, γεννηθντα, ο ποιηθντα, μοοσιον τ Πατρ, δι " ο τ πντα γνετο τ τε ν τ οραν κα τ ν τ γ, τν δι» μς τος νθρπους κα δι τν μετραν σωτηραν κατελθντα κα σαρκωθντα, νανθρωπσαντα, παθντα κα ναστντα τ τρτη μρα, νελθντα ες ορανος, κα ερχμενον κρναι ζντας κα νεκρος. Et in unum Domi­num nostrum Jesum Christum, Filium Dei, natum ex Patre unigenitum, hoc est, de substantia Patris, Deum ex Deo, Lumen ex Lumine, Deum ver­um, de Deo vero, na­tum, non factum, unius substantiae cum Patre, quod Graeci dicunt homoousion; per quem, omnia facta sunt, quae in caelo et in terra; qui [propter nos homines et] propter nostram sa­lutem descendit, incarnatus est et homo factus est, et passus est; et resurrexit tertia die, et ascendit in caelos; venturus judicare vi­vos et mortuos. И во Единаго Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, рождена от Отца единочадна, сеже есть от существа Отча: Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша, яже на небеси и яже на земли, нас ради человек, и за наше спасение сошедша и воплощшася и вочеловечьшася, и страдавша, и в третий день воскресша, и восшедша на небеса и паки грядуща судити живым и мертвым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 . Сущее Аще убо Законъ кончаваете царскъ, 285 по Книгам, 286 възлюбиши искрьняго твоего, яко и сам себе, добр творите. Аще ли на лица зрите, грх творите, обличающеся от Закона, яко прступници. Толк. Аполинариево. 287 Якоже паче ты хощеши помиловати ближняго си, праведн и человколюбн, тако и тъ творить къ единочадну ти и самому сущу Богу. Естьственый помыслъ, в немьже всх Спасъ в начяли глаголя: «Аще хощете, да творять вам человци, якоже и вы творите имь, тако бо есть Законъ и Пророци». 288 26 . Сущее Иже бо весь Законъ съблюдет, съгршить же въ единомъ, бысть всмъ повиненъ. Толк. Еже съвершену имти любовь, то есть глава всмъ добромъ. Аще ли главу отвержеши, излиха прочее тла есть. 27 . Сущее ...рекый бо: «Не прелюбы сътвори», си рече и «Не убий». Да аще не любы твориши, убиваеши же, бысть преступникь Закону. 289 Толк. Аще и не всяко стройн лежить предлежащее писание, нъ убо самоя ради тоя ползы изрядне положихом. Господь бо нашь и Богъ Исус Христос предлежащая Моисеем реченаа въ съвръшение приведъ, вща: «Слышите, яко речеся древним: “Не убиеши. Аще ли кто убиеть, достоинъ есть суду”? Азъ же глаголю вам, яко: “Прогнваяй брата своего, повинень есть суду”. 290 Слышасте ли, яко речеся: “Не прелюбы сътвориши”. Азъ же глаголю вам, яко: “Вьсякь, възрвый на жену, яко похотти еи, уже съблудилъ есть въ сердци своем”». 291 Си толкуя, Севиръ, Антиохискый епископъ, въ 46 слов рече: «Мосем писаная Законоположениа “не убиеши” глаголеть. Христос же, иже Закону разумъ и еже в немь Духа податель, еже бо не разгнвити брата своего повел, сию паче исполняя закону волю. Гнвъ бо, от негоже убойство бывает, помрачивъ е болшаго ради повелния. Гнвь бо аще придеть къ убийству, не прогнватися попусти. Тако и къ похоти несытьства подвигъ възрниемь осудивь, рекъ: “Не любодйствуеши”, исполни и яви. Духовный бо Законъ Господь исполни обновлениемь Духа, раздрши же Писаниа древнее, яко паче от стньнаго писаниа на скрижалех въображены округъ». 28 . Сущее Тако глаголете, и тако творите, яко чяюще Закономъ свободы судъ прияти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он же прият моления ихъ и шедши царьствова над ними. По дьяволскому новожъдению нача Несмеянъ Горды царь с пришедшими своими с рымълены града того прелшати своимъ деяниямъ и златомъ и сребромъ, иных привлекоша неволею, во свою латынъскою веру приводитъ. 1071 Минушеся многия лта, окояньны понужъдаетъ к своей лотынъской вер неволею не тъкмо во своемъ царьстве, – из ыных царьствъ купцы прихожъдху купли ради, онъ же дияволскимъ научениемъ привлекоша ихъ к своей латынской вере. А кто не хочетъ християнския веры отстать, – и онъ, окоянны, по дьяволскому научению техъ купцовъ в темъницы вметаетъ, гладомъ томитъ, имена ихъ на себ взымаетъ. В то же время неки купецъ, зело богатъ, именем Дмитрей, 1072 йсхожъдаху ему ис Царяграда 1073 с нимъ же быстъ рабовъ множества, и с нимъ быстъ сынъ его единочадны, младъ возростамъ. Плавалъ же по морю 8 месяцавъ, внезапу воста ветрь великъ и носяше корабль волною, и узреша изьдолче видивъ гратъ великъ, и возрадовашеся радостию великою, и обратися, и присташа во присьтаниша короблиное. И виде множества короблей, помыслиша в себ, яко великъ сей гратъ и богата земля, купцовъ многа. Сниде купець Дмитрей с коробля своего, иде во гратъ, и стретоша его граждене и рекоша ему: «Откуды, господине, и коея веры еси?» И рече купецъ Дмитрей: «Азь есмь християнин греческия веры от преслоушаго града купець греческия веры!» – «Купче, единыя еси греческия веры с нами, толка за наша прегрешения имеемъ у себе царя законоотступника латынския веры, томитъ нась, хотя привлеши во свою латынъску веру! Видеши, господине, – приходетъ купцы со всехъ странъ, хотяше торговать!» – «Вемъ!» – «Царь же повел имъ три загатки отгадать, приводя ихъ к своей латыньской вер: не можетъ имъ техъ три загатки отгадатъ, – и за то всажены быстъ в темъницы! Мы же имели у себ учителя, потриярха Анфилофия, царь же откоянны, не вемы камо, сослалъ его въ заточения!» Приде Дмитърей на корапль, плаче и рыдаетъ, чая на себе смерти от царя. А сынъ его игъраетъ на корабли на дьревце: единою рукою древца держитъ, а другою рукою по древцу бияше и седя, яко на кони, и скокаша по кораблю, якоже токовъ извычай детишенъ игру творяше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нын, послди, слышах о Петр Морозов, 915 аки живъ есть, такоже и Лвовы дти не все погублены, нецыи стали живы, глаголютъ. Тогда же побиени Игнатей Заболоцки, Богданъ и Федоси, 916 и другия братия их, стратилаты нарочитые и юноши в роде благородны. Глаголютъ, иже и со единоплемянными их всеродн погублено. И паки побиени Василй и другия братния 917 его со единоплемянными своими, Буторлины глаголемые, мужие свтли в родх своихъ. Сродницы же бяше оному предреченному Иоанну Петровичю. Паки убиенъ от него Иоаннъ Воронцовъ, 918 оного Феодора сынъ. Яже во младости своей еще убилъ отца его Феодора со другими оными мужи, ихже въ кройнице пишуще воспомянух. Потом убиенъ от него муж велика роду и храбры зло со женою и со единочаднымъ сыном своимъ, еще во отроческому веку, аки в пяти или в шести лтех, младенческом. А былъ той человкъ роду великих Сабуровыхъ, 919 а наречение ему было Замятня. Его-то отца сестра единоутробная была за отцом его, Саломанида, преподобная мученица, о нейже первие в книжице сей воспомянух. Побиени же от него стратилати, або ротмистры, мнози мужие храбрые и искусные в военых вещах: Андрй, глаголемы Кашкаровъ, муж славны в знамянитых своихъ заслугахъ, и братъ его, Азарий 920 именемъ, такоже муж разумны и во Священых Писаниях искусный, з дтками погубленъ и братиею ихъ, Василей и Григорей, глаголемы Тетерины. 921 И другихъ стрыевъ и братии их немало всеродне погубити повелл со женами и з дтками их. Такожде и от резанские шляхты благородныхъ мужей, зацных в родхъ, мужественых же и храбрых и славными заслугами украшеных, Данила Чюлкова 922 и другихъ нкоторыхъ искусных поляницъ и воеводителй, вкратце же рещи пагубниковъ бусурманскихъ а обронителй краин христианских, и ротмистра, нарочитова в мужестве Феодора Булгакова со братиями ихъ и со другими многими единоплемянными их всеродне погубленно того жь лта и того единого дня в новопоставленомъ граде на самом Танаисе, посланными от него прелютыми кромшники. У нихже былъ воевъ дмонскихъ воевода, любовникъ его, Федор Басманов, яже последи зарзалъ рукою своею отца своего Алекся, 923 преславного похлбника, а по их языку маняка, и губителя своего и святоруские земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010