Как и следовало ожидать, все внимание молодого человека сразу же переключилось на меня, т.к. он искренне надеялся доказать свою правоту хотя бы одному православному христианину, а тем паче, священнику. Свои доводы он подкреплял словами Священного Писания: «Сказано ведь «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4, 10). Так почему же в православных храмах такое большое количество икон святых, когда кроме изображений Христа не должно быть ничего? А как зайдешь в церковь, только и слышишь, молись Богородице, Николаю Чудотворцу, Пантелеимону Исцелителю и еще кому-то. А куда делся Бог? Или вы уже успели заменить Его другими богами?» Я чувствовал, что разговор предстоит непростой и, как видимо, долгий. Не буду пересказывать его весь, но постараюсь выделить лишь самую суть, т.к. в наше непростое время подобными вопросами задаются многие люди. И, к сожалению, эти искатели истины довольно часто падают жертвами хорошо подкованных сектантов и сами становятся постоянными членами различного толка сект. Для начала я предложил молодому человеку разобраться с определениями, следуя простой логике. Это простой психологический прием, который я довольно часто использую при необходимости донести до человека некоторые неоспоримые истины. Итак, кто такие святые и зачем им молиться? Неужели и вправду, это некоторые боги низшего порядка? Ведь Церковь призывает почитать их и возносить молитвы к ним. Начнем с того, что почитание святых – это древняя христианская традиция, сохраняющаяся с апостольских времен. Мученик, пострадавший за Христа, сразу после своей смерти становился объектом благоговейного почитания верующих. На гробницах первых христианских святых совершали Божественную Литургию, им возносили молитвы. Понятно, что святому воздавалось особое почитание, но вовсе не как отдельному богу. Это были люди, отдавшие свою жизнь за Бога. И, в первую очередь, они сами были бы против превознесения их в ранг божества. Ведь мы, к примеру, чтим память людей, положивших свою жизнь за Отечество на полях сражений. И даже ставим им памятники, чтобы будущие поколения знали бы и чтили этих людей. Так почему же христиане не могут чтить память людей, особо угодивших Богу своей жизнью или мученической смертью, при этом называя их святыми? Я попросил молодого человека ответить на этот вопрос. Последовал утвердительный ответ. Первый бастион сектантского мышления рухнул.

http://pravmir.ru/zachem-molitsya-svyaty...

Скачать epub pdf Беседа 30 5. Вопрос о власти Иисуса Христа (Мк.11,27–33; Мф 21,23–27; Лк 20,1–8). 27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? 29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. 30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. 31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, – то Он скажет: почему же вы не поверили ему? 32 а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. 33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. Мы понимаем, что поведение Иисуса Христа в храме было сознательно вызывающим. Не только религиозные руководители, но и простой народ, видевший и слышавший Иисуса, как мы видели, мог быть шокирован. И поэтому вполне логичным было то, что Его к ответу призвали те, кто считался руководителями религиозной жизни Израиля. К Нему подошла группа первосвященников и знатоков Закона, то есть книжников, раввинов и старейшин. Они задали Иисусу вопрос: «По какому праву ты все это делаешь? Кто тебе дал власть делать это?». Они надеялись поставить Иисуса перед дилеммой: если Он скажет, что поступает Своею властью , они смогут арестовать Его как одержимого манией величия, чтобы Он не причинил еще какого-нибудь вреда. Они могли арестовать Его и в том случае, если бы Он сказал, что делает это властью Божией , обвинив Его в богохульстве и сославшись на то, что Бог никогда не дал бы кому-либо власти нарушать покой и учинять беспорядок в дворах Его дома. Иисус хорошо видел, куда они клонят, и Его ответ поставил их перед еще худшей дилеммой. Сначала Иисус задал им встречный вопрос: «Сначала Я задам вам вопрос. Ответьте мне, тогда Я скажу вам, по какому праву Я это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне». – Этот вопрос был отнюдь не простым, так сказать, маневром. Нет, этим вопросом Иисус заявлял, что понимание его действий зависит от определенного пред-взятого взгляда на прежнюю жизнь Израиля: было ли крещение Иоанна – всего лишь человеческая идея, или в нем выразилось божественная воля? Иоанн вызывающе утверждал, что иудеи, желающие войти в Царствие Божие, которое вот-вот наступит, должны всё начать сначала, как если бы они были язычниками, впервые познающими Бога. Прав ли был Иоанн, когда он утверждал, что отныне для спасения недостаточно следовать привычным традициям благочестия, или это было всего лишь субъективным суждением религиозного радикала?

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Разделы портала «Азбука веры» Доброе утро! Искала ответ на этот вопрос. Святые отцы жёстко (как мне показалось) осуждают ношение украшений, духов, макияжа — все это носят люди из-за блуда и тщеславия. Знаю, что был один святой, который при жизни был парфюмером, царь Давид вроде тоже носил украшения. Священники говорят, что носить можно серьги, можно немного краситься… У меня теперь конфликт. Я нормально отношусь к своей внешности, меня все устраивает. Но я творческий человек, т. е. мне нравятся цвета, ткани, образы, настроения в одежде, люблю быть в тех цветах, которые по душе, нравятся разные украшения, потому что они напоминают мне о природе, например, клипсы в форме цветов или перьев, люблю запах апельсинов, вишни, хвои, нравится, когда эти ароматы (несильные) со мной, т. е. присутствуют в моей жизни в виде запаха духов. Неужели это помешает войти в Царство Небесное и это все грех? Прошу Вас, помогите поставить точку в этом вопросе. Могу ли я делать все-таки простой маникюр (без длинющих ногтей), укладывать волосы, немного пользоваться декоративной косметикой, носить серёжки и использовать духи, красить волосы? Буду рада чёткому ответу по каждому пункту (если можно). Спасибо Вам большое! С уважением, Дарья Похожие вопросы 6 Ответов Дарья, для ответа на подобные вопросы нужно учитывать духовный возрест человека. Кому-то это приемлемо, а кому-то это вредно! Поэтому такие вопросы и решают с духовником, который знает своё духовное чадо и что ему полезно, а что вредно. Иначе это как большим спортом заниматься без тренера. Многие люди, интересуясь вопросом о христианском отношении к изменению внешнего вида обязательно слышали аргумент о небогоугодности изменения образа Божия (или того вида, в котором нас создал Бог). Предлагаю небольшое критическое осмысление. Утверждение, что «образ Божий в естественном телесном облике человека», является не просто безграмотной чушью, но и ересью антропоморфитов. Свт. Димитрию Ростовскому в свое время приходилось разбирать возражения противников брадобритья и обличать эту глупость. Кратко: образ Божий в свойствах души и никакого отношения к внешнему виду не имеет. Тоже самое можно сказать не только о бороде, но и обо всем остальном. Бритье бороды в этом плане ничем принципиально не отличается от нанесения макияжа. А примеры позитивного отношения Бога к искусственным украшениям есть в самой Библии ( Иез.16:10–13 ). Об украшениях св. Августин пишет:

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-hristi...

Седмица 33-я по Пятидесятнице Понедельник. О печати кесаря Мк.12:13–17 1Пет.2:21–3:9 Однажды фарисеи задали Господу Иисусу очередной искусительный вопрос: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Давать ли нам, или не давать»? В конечном итоге «Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Но как трудно в иных случаях понять, что кому принадлежит. Это так же трудно, как и разделить, что требуется для души, а что – для тела, – настолько они соединены в этой жизни. В данном случае все очевидно: на монете – «кесаревы» «изображение и надпись». А если на монете изображение Господа Иисуса Христа? Или, например, святого Георгия Победоносца? Неужели эти монеты сразу станут Божьими, и мы уже не должны отдавать их тому, кто их чеканил? Ну а кому принадлежит драгоценный богослужебный сосуд с изображением Господа Иисуса Христа? Что делать, если кесарь-богоборец говорит: я требую, чтобы вы под страхом смерти отдали мне все ценное, и в том числе – богослужебные предметы. А мы сказали бы: нет, богослужебные предметы мы отказываемся отдать. И вступили бы в физическую борьбу. И, конечно же, были бы побеждены и казнены, о чем кесарь и предупреждал. За что бы мы приняли смерть: за Христа, или за золото? Мы, христиане, должны знать свое место в мире. Мы всегда должны быть готовы, что нас начнут гнать, а для начала – отбирать все ценное. Хотя бы, и в качестве провокации. Разве мы отречемся от Христа, когда уступим силе, и отдадим то, что они считают ценностью? Глядя на драгоценную чашу, мы удивляемся ее красоте, и мастерству ее создателей. И совсем другие чувства возникают перед Евхаристическими сосудами преподобного Сергия, сделанными просто из дерева, и которые никому, кроме нас, не нужны. Когда срывали с икон драгоценные оклады, разве иконы не явились от этого в подлинной своей красоте? А когда отнимали иконы, объявляя их «художественной ценностью», – разве с меньшим благоговением прикладывался христианин к простой бумажной иконке с изображением священных ликов?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

архим. Кирилл (Павлов) Знамение времени Слово «старец» для многих верующих звучит как «пророк», человек, вещающий не свою, а Божью волю. Вот почему какое бы иерархическое положение в Церкви ни занимал подлинный духоносный старец, будь он простой мирянин или митрополит, его голос, его мнение значимы и дороги для многих и многих верующих. Но и у старцев тоже есть, наверное, какая-то своя, нами, грешными, труднопостижимая «иерархия». Зато мы знаем, что на самом верху ее в наши дни находится великий подвижник и молитвенник, духовник Свято-Троице-Сергиевой Лавры, духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – архимандрит Кирилл (Павлов) . Он является непререкаемым нравственным авторитетом для всех, кто считает себя верными чадами Русской Православной Церкви. О силе его молитвы, о даре утешения и любви знают, наверное, все. И вот почему я, не будучи любителем «езды по старцам», в этот раз все же отложил все дела и поехал в Москву – искать встречи с отцом Кириллом, чтобы лично от него, «из уст в уста», услышать правду об ИНН и принять все, что он мне скажет. Предприятие, что и говорить, было едва ли осуществимо. Сколько таких искателей встречи со старцем стекается к нему со всей России! Но в глубине души я ощущал другое: невозможное человекам возможно Богу, и если Господь благословит мой путь, все препятствия разрушатся, все козни бесовские будут преодолены. Было и благословение на эту поездку, и молитва другого старца о том, чтобы эта встреча состоялась, ведь не для себя одного, а для многих ехал я в неблизкий путь! Была и моя решимость дойти на этом пути до конца. И вот уже я в подмосковном Переделкино, в храме Преображения Господня, что при резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Здесь временно проживает старец Кирилл, и сюда к нему со всей России стекаются верующие. Кому-то удается поговорить с отцом Кириллом, а кто-то уезжает ни с чем. Как будет со мной – Бог весть. Но люди бывалые, по многу дней «осаждающие» келью старца, компетентно сообщили мне, новичку, что если вопрос, с которым я приехал к старцу, важен, то встреча с ним попросту неизбежна... А вопрос я привез совсем непраздный! Проблема внедрения ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) волнует сейчас многих и многих. И пока мы в церковной среде раздираемы разномыслием, взаимными спорами и упреками, налоговые органы делают свое дело – выдают нашим ближним «номера» вместо имен. И сворачивать свою жуткую программу пока явно не собираются. И надо, чтобы не я (моя позиция хорошо известна читателям), а сам старец наконец снял все сомнения, закрыл эту тему, вынес окончательное суждение по этой проблеме, сказал то, что Господь повелит ему сказать...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.0 из  5) Оглавление А, всё же А, всё же, что ни говорите, И телевизор учит нас, Когда на всю страну правитель Провещевал не в бровь, а в глаз. И на простой вопрос: “Скажите, Что мавзолей теперь для нас?” Изрёк: “Вождя не хороните, Он большинство от правды “спас”. Ну, что мы скажем ветеранам, Что жизнь их прожита зазря? Пощаду пролетарским ранам, Пусть на закат кричат: “заря!” Закат сверкнул кровавым флагом, Когда убили мы царя, Пронёсся вихрем, став ГУЛАГом, Краснели реки и моря. “Мы наш, мы новый мир построим - Кричали в исступленьи мы, - Попам связь с Небом перекроем, От Сахалина до Москвы!” И потешались над народом Народные поводыри, И наступали с каждым годом На Церковь злые упыри. И задохнулась Русь Святая Под тяжестью СССР, Волков в овечьих шкурах стая Была безбожникам в пример. Сегодня лица вновь угрюмы, Нет благодатного дождя: Вы, депутаты красной Думы, Не мучьте своего вождя. Земле предайте и отпойте: Да вот вопрос: как отпевать? Петь: “Со святыми упокойте” Того, кто храмы стал взрывать?: Живём, по-прежнему, в обмане, А в нём нам душу не спасти!.. Нам всем давно пора быть в Храме, Чтоб покаянье принести. 25 июля 2001 г. Санкт-Петербург Аллилуия Я часто плачу по ночам, А от чего-сама не знаю, И обращалась ко врачам- Они лекарства назначают. Лекарства нету от тоски, И от унынья спасу нету: На сотни вёрст – одни пески И зной, и хлад, и нет просвету. Я потеряла всю семью. Мужик запил, с другой связался, Сын – добровольцем на войну, И там в сырой земле остался. Куда идти, к кому взывать, Ктоб разогнал мою кручину… Я не стара, и может стать, Другого я найду мужчину? Но чую сердцем, что не то, К былому мне не возвратиться, И слышу тихо, будто кто Мне шепчет: надо помолиться. Я не молилась никогда, Не за себя и не за сына, Но когда грянула беда, Подумала:” Вот в чём причина! О,Боже,Спасе,помоги, Я верую, прости неверье, Остави мне мои долги, Грехи мои лежат за дверью. К ним возвращаться не хочу, С Тобой останусь я навеки…

http://azbyka.ru/fiction/stikhotvorenija...

Скачать epub pdf Может ли старец ошибаться? Вопрос, кому в Церкви принадлежит вероучительный авторитет – одновременно и простой, и сложный. В Церкви, которую основал Господь, обязанность учительства Он возложил на апостолов, а через них на епископов, то есть на иерархию. Но и помимо иерархического рукоположения Дух Святой еще в апостольские времена обильно изливал дар учительства. «Одному дается Духом слово мудрости, – пишет апостол Павел коринфским христианам, – другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом... иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12, 8–10 ). «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, – поучает апостол Петр, – Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог...» ( 1Пет. 4,10–11 ). Значит в Церкви, в принципе, через любого ее члена могут подаваться дары Святого Духа, и в том числе, пророчеста и прозорливости. Но это – в принципе, а когда дело доходит до каждого конкретного прозорливца, который настаивает на вещах, с точки зрения привычной догматики несколько рискованных, то кто угодно станет в тупик. Тем более, если грозные пророчества исходят от умудренного летами старца. Говорит ли он от себя лично, или через него Бог хочет нечто открыть Церкви? Собственно, всякий священник или епископ имеет право проповедовать только церковное учение, только то, что исходит от Бога. Но мы ведь знаем, что голос Церкви по-настоящему могут выражать только святые. А святых часто не понимали и гнали, как не поняли в свое время учители иудейские Христа. Как узнать, от Бога ли эти тревожащие душу «пророчества»? Защитные механизмы церковного учительства Вопрос непростой. Хотя в Церкви он решается очень легко. Ведь еще апостолы поставили в каждой Поместной церкви (местной общине) ее предстоятеля, который именовался епископом, что значит наблюдатель (от греч. episkopeo). В отношении вероучения епископ имел и имеет в Церкви “санитарную” функцию. Он не создает и даже не провозглашает учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Введение Данная книга является продолжением двух уже изданных книг: «Опровержение учения о всеобщем спасении на основании Священного Писания , трудов святых отцов и деяний Вселенских Соборов» и «Учение об апокатастасисе в трудах святителя Григория Нисского ». В указанных книгах подробно разбираются тексты святых отцов и Священного Писания , в том числе и на греческом языке, поэтому они могут быть труднопонимаемы для читателей, не имеющих богословского образования. Таким образом, появилась необходимость сделать более простой вариант книги по этой теме для более широкого круга людей, интересующихся данным вопросом 1 . Наша задача в этой книге состоит в том, чтобы ответить на вопрос: существуют ли в Священном Писании высказывания, несомненно и однозначно говорящие о бесконечности мучений грешников в аду, а также, существуют ли несомненные и однозначные противоположные высказывания? Также необходимо удостовериться, правомерно ли применение слова ересь к учению о прекращении адских мук и спасении всех. Для этого будут приведены касающиеся этого вопроса цитаты из Священного Писания , творений святых отцов и постановлений Соборов и показано, связаны ли они с идеей Оригена о предсуществовании душ (поскольку существует мнение, что ересью является только учение о всеобщем спасении, связанное с учением о предсуществовании душ). В данной книге также рассмотрены основные аргументы защитников учения о всеобщем прекращении адских мучений и окончательном спасении всех. Доводы эти рассмотрены сами по себе, практически без ссылок на их авторов, поскольку цель данной работы – не причинить кому-нибудь вред или нанести оскорбление, а дать возможность разобраться, прийти к истине, понять пагубность этих заблуждений и покаяться. Как говорил святитель Иоанн Златоуст : «…псалом сегодня выводит нас на ратоборство с еретиками, не для того, чтобы свалить их стоящих, но чтобы восставить лежащих; такова именно наша война: не из живых она делает мертвыми, но из мертвых приготовляет живых, изобилуя кротостью и великим смирением. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе (заблуждающегося)» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что читать? Советуют священники 24.09.2015 1035 Время на чтение 6 минут Фото: Игорь Кубединов/ТАСС Рекомендации для «захожан» и прихожан Летом обычно не до чтения, но с приходом осени руки сами тянутся к книге. Год литературы выходит на финишную прямую. Однако запутаться можно даже в очень хорошем, причем с самыми добрыми намерениями. Обилие издаваемой сейчас православной литературы порой сбивает с толку, тем более новоначальных. Какие книги стоит в первую очередь прочитать тем, кто только становится из «захожанина» прихожанином? А тем, кто уже освоил «православную азбуку»?.. На эти вопросы отвечают священники самых разных российских епархий со всех концов страны - от Дальнего Востока до Северного Кавказа. Их советы будут полезны не только верующим, но и всем, кто интересуется основами духовной культуры России. Протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского (Южно-Сахалинск): - Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Ведь выбор литературы, в том числе и православной, зависит от базового образования человека, намеренного воспользоваться советом. Кому-то из новоначальных можно посоветовать «Закон Божий» Серафима Слободского, а другим предложить, например, «Исповедь» блаженного Августина. Но, конечно, главное для любого христианина - это чтение и понимание Библии. В этой связи я считаю очень полезными толкования книг Священного Писания протоиерея Олега Стеняева. Отец Олег обладает редкой способностью посредством простых и понятных образов показать актуальность Священного Писания в жизни каждого человека, его книги пробуждают интерес к чтению и изучению Библии. Следующим шагом может стать чтение толкований Священного Писания Феофана Затворника и других книг этого святого. Вот небольшая цитата из его «Письма 1121», написанного 29 апреля 1878 года и звучащего очень современно: «Вера - не всезнание, а лишь верное знание и обладание тем, что необходимо для спасения. Вера спасает, и мудрецами делает лишь в деле спасения. Прочая мудрость бывает ли при ней или не бывает - дело безразличное».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть Христос - Глава Церкви Очерк православной экклезиологии 22.11.2013 1183 Время на чтение 13 минут «Кто Бог велий яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса !» Великий Прокимен Какому Богу поклоняются христиане? Казалось бы, простой вопрос - в самом имени «христиане» уже есть ответ: Христу Господу! Да, это так, мы исповедуем Единого Господа Иисуса Христа, ...« Сшедшего с Небес, и Воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и Вочеловечшася, » то есть - Бога, Ставшего Человеком, Богочеловека, во Едином Лице и двух природах - Божественной и человеческой, Который « во всем подобен нам, кроме греха.» Православные христиане поклоняется Господу в Духе и Истине, во Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Единственном Месте, заповеданном Господом. Мы верим и в Святого Духа, через десять дней по Вознесении Господнем, Сошедшего в День Святой Пятидесятницы на Апостолов, Учеников Богочеловека в Сионской Горнице. День Святой Пятидесятницы традиционно считается и Днем Рождения Церкви. Сам Богочеловек , давший Апостолам обетование о Сошествии Святого Духа, говорил о том, что умолит Отца об этом, Отец пошлёт Духа, что Сам Он Восходит ко Отцу. Себя же Он называл Сын Человеческий, ибо Он, воистину, Вочеловечился, стал Богочеловеком. Отец, Сын, Дух, Богочеловек, Церковь... Как можно все связи между ними систематизировать? Кому же мы поклоняемся? В Чине Крещения сказано: «Поклоняюся Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельней... ». Значит, наш Бог - Пресвятая Троица, мы поклоняемся Ей! Не Allah, не Yahveh, не Buddah, но Святей Троице. Причём Троица - это и есть Единый Бог, Троица есть Единица и Единица и есть Троица: Божественная Природа Едина, а Лиц - Трое ... Из Божественного Откровения о природе Пресвятой Троицы нам известно только то, что Отец предвечно Рождает Сына, а Святой Дух Исходит от Отца. Бог-Отец Рождает Бога-Сына, Дух Святый, Господь Животворящий, Исходит от Отца. Притом, что « Бога никто же виде нигде же: Единородный Сын, Сый в Лоне Отчи, Той исповеда...» ( Ин, 1-18).

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/23/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010