По прибытии в Иерусалим, Неемия в 52 дня возобновил городские стены Иерусалима и освятил их торжественным обхождением. " Затем книга повествует, как Ездра читал закон, а Иисус, Ваней, Саравия и другие толковали его народу. Ездра, читая, научал богопознанию, а народ уразумел читаемое и совершил Пасху, а в седьмой месяц совершил пост и праздник кущей, как написано: яко не сотворивший тако от дней Иисуса Навина (Неем.8:17) " . Таким образом возобновлен был завет с Богом по точному смыслу закона Моисея. Писатель книги Неемии ясно указан в надписании книги: словеса Неемии, сына Ахалиина (1:1). В первой части книги, где Неемия излагает главным образом свою деятельность, он и говорит о себе в первом лице. Вторая книга Ездры содержит некоторые части книги Паралипоменон и первой книги Ездры, переведенные на греческий язык, и в еврейском каноне в таком соединении неизвестна. Ее нет и в списках библейских книг в правилах апостольских и собора Лаодикийского, у св. Афанасия, Григория, Амфилохия; во всех сих списках хотя упоминается вторая книга Ездры, но под этим именем разумеется книга Неемии. Итак, книга, надписанная в славянской Библии: вторая книга Ездры, не есть особая каноническая книга, а повторение из предшествующих книг в переводе на греческий язык, с некоторыми неканоническими прибавлениями. Книгами Ездры (первою) и Неемии оканчиваются исторические канонические книги Ветхого Завета общего содержания. Будучи историею одного народа, носителя завета Божия, эти богодарованные книги дают единственно верные путеводные нити и для все истории человеческого рода. " Что касается писателей языческих, то одни из них, почитая мир несотворенным, терялись в бесконечном, другие, признавая его сотворенным, говорили, что протекло с того времени пятьдесят миллионов три тысячи семьдесят пять лет. Так показывает Аполлоний Египтянин. Платон же показывает, что тьма тем лет протекло от потопа до Дедала. Но уже и Платон признал, что нельзя познать истину, если Бог не научит о ней чрез Свой закон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

«Ныне-завтра», писал святитель. Прошло более века, но воз и ныне там. При этом многие верующие вполне довольны — удовлетворяясь просто тем, например, что нужный канон или кафизма «вычитаны» (говорят так и о подготовке ко Причастию: «вычитал правило»), а понятые в них от силы 60–70% слов и фраз создали нужное молитвенное настроение. Однако тот же святитель Феофан писал: «Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их, и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца ». Сколько же еще должно пройти лет/десятилетий/веков, чтобы в области улучшения понимания богослужебных текстов (что достигается не в последнюю очередь и обновлением существующего перевода) хоть что-то сдвинулось с мертвой точки? PS. После публикации статьи я получил от священника Максима Плякина совершенно справедливый критический комментарий: «В истории ирмоса про жертву и воду не все так однозначно. Да, дониконовский вариант действительно говорит о том, что Господь «праведнаго жертву и воду попали». Однако в Священном Писании есть эпизод, в котором Господь чудесно изменил свойства воды: после окропления ею жертвенника разгорелся огонь, который и попалил жертву, которую приносил праведник. Речь идет о Неемии и об отрывке 2Мак.1:18–23 . Именно отсылкой к этому месту Писания объясняется этот ирмос в некоторых современных толкованиях. Поэтому, как мне кажется, необходимо как минимум сделать поправку на возможное прямое объяснение текста и не мотивировать разночтение только (гипотетической) ошибкой при справе текста». Соглашусь, что здесь может иметь место как раз моя ошибка восьмилетней давности. Действительно, в некоторых современных изданиях этот ирмос понимается как относящийся одновременно к двум «эпизодам» – и Илии, и Неемии, напр., в «Настольной книге священнослужителя», 1992, т. 1: « Из пламени источил Ты росу для благочестивых (отроков) и водою попалил жертву праведника (пророка Илии и Неемии. 2Мак.1:18 ). Ибо Ты, Христе, всё творишь единою Своею волею. Мы превозносим Тебя во все века ».

http://azbyka.ru/klassicheskie-oshibki-v...

Наиболее близкие к копт. версии цитаты из И. п. а. встречаются у Дидима Слепца ( Did. Alex. In Zach. 4. 11-14), который упоминает и сам памятник под названием «Пророчество Илии» (προφητεα το Ηλου) ( Idem. In Eccl. 235. 25-28) или «Апокалипсис Илии» (τοτο ν τ ποκαλψει Ηλα φρεται) (Ibid. 92. 6). Мн. христ. авторы считали 1 Кор 2. 9 (ср.: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 34. 8) цитатой из апокрифа, связанного с именем прор. Илии, или непосредственно из И. п. а. (см., напр.: «in Secretis Eliae prophetae» - Orig. Comm. in Matth. 27. 9; «hoc est scriptum in Apocalypsi Heliae in apocryphis» - Ambrosiaster. Commentaria en Epistolam ad Corinthios Primam//PL. 17. Col. 205). Свт. Епифаний Кипрский связывает с именем прор. Илии цитату в Еф 5. 14 (παρ τ Ηλ) ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XLII 12. 3). Однако др. экзегеты атрибутируют ее иным пророкам - Исаии, Иеремии или неизвестному пророку (см., напр.: Hipp. In Dan. 4. 56). В апокрифическом Тита Послании приводится видение прор. Илии, в к-ром говорится о душах, мучающихся в геенне (NTApo. Bd. 2. S. 50-71). Такого сюжета в копт. И. п. а. нет. Возможно, его источником является др. апокрифическое сочинение. Напр., некий текст с именем прор. Илии упоминается в «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. VI 16. 3). Кроме того, в древности были известны также сочинение иудейского писателя Евполема «О пророчестве Илии» ( Euseb. Praep. evang. IX 30. 1), гностическое сочинение с пророчествами от имени Илии ( Epiph. Adv. haer. 26. 13) и апокрифы о пришествии антихриста , перекликающиеся с И. п. а. ( Hipp. De Christ. et Antichrist. 15; др. греч. фрагмент подобного пророчества об антихристе от имени прор. Илии содержится в ркп. Paris. gr. 4. Fol. 288r, XIII в.), к-рые приписывались некоему пророку. К И. п. а. близко сочинение на евр. языке, сохранившееся в рукописи Monac. Hebr. 222, XV в. (изд.: Das Bet ha-Midrasch/Hrsg. A. Jellinek. Lpz., 1855. Bd. 3. S. 65-68; Buttenwieser M. Die hebräische Elias-Apokalypse und ihre Stellung in der apokalyptischen Literatur des rabbinischen Schrifttums und der Kirche. Lpz., 1897; Aus Israels Lehrhallen/Hrsg. A. Wünsche. Lpz., 1908. Bd. 2. S. 33-38; см. также: The Books of Elijah. 1979). Оно гораздо ближе к жанру апокалиптики, чем И. п. а. В тексте описан сон прор. Илии (3 Цар 19. 5), во время к-рого пророку является арх. Михаил и сообщает о последних днях. В серии видений архангел предрекает войны персид. царя против Израиля, появление Мессии и антихриста (носящего имя Гигит), наступление 40 лет благоденствия, победу над Гогом и Магогом , 40 дней Божия суда, воскресение мертвых, наказание нечестивых и вознаграждение праведных, а также явление нового Иерусалима с небес. Исследователи относят это сочинение к III в. по Р. Х. или к ранневизант. эпохе. Вероятно, оно повлияло на 5-ю книгу Варуха. Поскольку ряд тем и образов перекликаются с И. п. а., делались предположения о том, что оба сочинения восходят к общему источнику. Происхождение и датировка

http://pravenc.ru/text/389251.html

Даже и доселе, с лишком через 2786 лет благоговейные предания не затмились о пророке Илии; доселе палестинские предания с благоговением указывают места, освященные стопами ног великого пророка Божия 835 . В XI веке Иоанн, архиепископ Евхаитский, и позднее иеромонах Пахомий Логофет на день пророка Илии написали многие песнопения, доныне поемые Церковью в этот день. Примеч. Св. пророка Илию почитают даже монголо-буряты забайкальские 836 . День пр. Илии чтут татары и в этот день не работают 837 . В песнопениях своих Церковь называет Илию пророком и провидцем великих дел Божиих, Ангелом во плоти, основанием пророков, предтечею второго пришествия Христова и празднует ему как «вещанием некогда уставившему водоточныя облаки» 838 , в самое жаркое время года, когда для произращающей земли особенно нужны дожди, прося его молить о нас Единаго Человеколюбца, дабы не отяготели над страною нашею бездождие и голод, как древле постигли царство Израильское по слову пророка Илии. Издревле в нашем отечестве в день пророка Илии во многих местах совершаются крестные ходы и молебствия по полям для освящения их и для умилостивления Господа молитвами пророка Илии 839 , который во дни своей земной жизни постоянно ходил с силою своей проповеди и чудес. В паримиях на вечерне Церковь исчисляет почти все подвиги пророка Илии во славу Божию: в первой пророк возвещает Ахааву трехлетнее бездождие и голод и по повелению Божию удаляется на поток Хораф, а потом в Сарепту, где воскрешает сына вдовицы ( 3Цар.17 ); во второй – о жертвоприношении на горе Кармильской, чтобы явить ничтожество ложных богов и могущество Бога истинного; о избиении жрецов Ваала как лжецов, и о явлении Бога Илии на горе Хориве ( 3Цар.18:1, 17–41, 44, 42, 45–46, 19:1–16 ); в третьей – об избрании Елиссея на место Илии и о взятии его на небо ( 3Цар.19:19–21 ; 4Цар.2:1:6–14 ). В Евангелии на утрене Церковь благовествует словами Иисуса Христа, яко ни который цророк приятен есть во отечествии своем ( Лк.4:22–30 ); чтением Апостола представляет нам образ злострадания и долготерпения в пророках и силу молитвы, которою Илия заключил небо, и не было дождя: и паки помолися, и небо дождь даде ( Иак.5:10–20 ); а Евангелие на литургии то же, которое и на утрене в день пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Вот та колесница добродетелей, на которой душа, по разлучении с телом, может вознестись в Горние обители, в область вечного блаженства. Глава 38 Пророк Елисей Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Господа, ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Елисей, ближайший ученик пророка Илии, перед тем как вознестись Илии на небо, просил его уделить ему от духа своего в сугубой мере: «Да будет убо Дух, иже в тебе, сугуб во мне» ( 4Цар. 2, 9 ). Елисей желал наследовать от Илии благодать пророчества и чудотворений в сугубой мере не в отношении к Илии, а в отношении к ученикам его. Со времени Самуила вокруг пророков истинного Бога соединялись ученики их, которые назывались сынами пророческими, ибо пользовались их отеческим руководством, под их руководством упражняясь в духовном пении, в молитве. Через эти упражнения они очищали свою душу для благодатных на нее действий и часто возвышались до Божественного вдохновения. Елисей был одним из учеников Илии. Он преимущественно перед товарищами пользовался близостью к Илии и преимущество перед ними желал сохранить по разлучении с ним. Как по закону Моисееву отцы при разделении наследства своим сыновьям первородным назначали двойную часть имущества (см. Втор. 21, 17 ), так и Елисей желал принять от Илии, своего отца по духу, сугубую часть духовного наследия в сравнении с прочими сынами его по духу: он ревновал о том, чтобы ему дана была возможность послужить славе Божией даром пророчества и чудес в гораздо большей мере, чем прочим сынам пророческим. Илии угодна была просьба Елисея, и как только Илия скрылся от глаз Елисея, вихрем поднятый на небо на огненной колеснице, к ногам Елисея упала милоть, то есть плащ Илии, в залог того, что с этим плащом передана ему сугубая благодать, о которой он просил. И действительно, Елисей по вознесении Илии первенствовал между всеми современными ему пророками; никто не изрек столько пророчеств, не сотворил столько чудес, – он был в этом отношении не менее велик, чем Илия. Первый раз сугубую благодать Елисей показал, разделив плащом Илии воды Иордана и перейдя через него немокренно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 2 августа 2024 года 20. Пятница. Пророка Илии. Прп. Авраамия, игумена Городецкого, Чухломского. Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (службу зри 5 сентября) . Иконы Божией Матери, именуемой «Абалакская» . Прав. Аарона первосвященника. Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б) , но, по благословению настоятеля, допускает совершение в честь святого всенощного бдения (А) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1й и глас 2й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6й: «Приидите, православных…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии пророка – 3. На литии стихира храма и стихиры пророка, глас 4й. «Слава» – пророка, глас 6й: «О, нечестива царя повеления!..», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3го часа). На стиховне стихиры пророка, глас 8й (со своими припевами). «Слава» – пророка, глас 6й: «Пророче, проповедниче Христов…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…». По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. Седальны пророка (по дважды). Полиелей. Величание пророка и избранный псалом. Седален пророка по полиелее, глас 8й: «Премудрости яко рачитель…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен пророка, глас 4й: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ; стих: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Евангелие пророка. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго пророка Илии…». Стихира пророка, глас 4й: «На огненней колеснице…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и пророка (два канона) на 8.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Я на сие ответил: «Вы опять привели свидетельство св. Писания не с правильным разумением его смысла, смешали достоинство и значение лиц, о которых в при веденном вами свидетельстве говорится. А именно: в 83 зачале Евангелия от Луки сказано о воскресении не пророка Илии и подобных ему по силе и духу ревности праведников, но о воскресении Лазаря и праведников, подобных Лазарю, силою илииною свыше неодаренных. Таковых пришествие и возвещается неполезным, или бессильным для вразумления бесчинно и неправедно живущих, если они Писанию не веруют и по указанно Писания жизни своей не исправляют, о приходе же Илии пророка, якобы и оный был бесполезен, в Писании нигде не говорится; напротив, ясно возвещается благопотребность, великая нужда и польза его пришествия в определенное ему время. Так архангел, благовестствуя рождение Предтечи Христова, дабы показать великое значение пришествия Предтечи Иоанна, уподобляет его Илии: »и той предидет пред ним (пред Господом Иисусом) духом и силою илииною " (Евангелие от Луки, зач. 2). И какого еще нужно свидетельства, когда сам Господь уверяет в благоплодности будущего Ильина пришествия: «Илия приидет и устроит вся» (Евангелие от Матфея, зач. 71)? О восстании мертвых на вразумление грешников Господь, от лица Авраамова, сказал вообще, что оно неполезно, а о приходе Илии пророка сказал ясно, что он принесет великую пользу: устроит вся. В толковании на сии словеса Господня святой Златоуст (Беседа 57) пишет, что с пришествием Илии совершится в определенное тому время великое дело – обращение иудеев к вере Христовой: он устроит сердце отца к сыну, обратит к учению сынов, т. е. апостолов, сердца отцов, т. е. расположение народа иудейского. И святой Амвросий, утверждая благопотребность пришествия Илии, говорит: «Яко Илию во благо время паки возвратит (Бог) на землю» (Кн. 1, гл. 8). Святой Андрей Кесарийский в толкованию на Апокалипсис о пользе пришествия пророков Илии и Еноха также свидетельствует, что «противу тогдашнему, наносимому антихристом чрез лжезнамения недугу, Бог чрез пророков равносильную подаст цельбу, в силе истинных знамений святыя сия (Илию и Еноха) вооружит» (Апок. печат. гл. 11, л. 48). Итак, вот, святым Евангелием и богоносными отцами свидетельствуется, что приход пророков Илии и Еноха пред кончиной мира будет зело благопотребен и полезен. А вы, сопротив Евангелия и богоносных отец свидетельства, утверждаете, что он неполезен, и дабы чем-нибудь подкрепить такое несправедливое мнение свое, берете сказанное не об Илии или Енохе, и прилагаете самопроизвольно к лицу Илии...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Возвратимся к Илии. «И сказал Господь: Выйди и стань на горе пред лицем Господним; и вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра (и там Господь)». Илия закрыл лице свое милотью своею и вышел и стал у входа в пещеру. Снова Господь спросил: «Что ты здесь, Илия?» Снова последовал ответ Илии: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Мы не знаем подробности происшедшего при Хориве Богоявления, но священный дееписатель передает нам, что Господь повелел Илии помазать в цари над Сирией некоего Азаила, а в цари над Израилем Ииуя, сына Намессиина; пророком вместо себя Илия должен был помазать Елисея, сына Сафатова, из Авель-Мехолы. Эти три лица и будут мстителями нечестивым. Илия сетовал, что религиозное развращение в израильском народе было полным и всеобщим, однако среди Израиля имелось семь тысяч мужей, которые не преклонили своих колен перед Ваалом и не оказывали ему божеских почестей. Скоро гнев Божий постигнул Ахава: в сражении с царем Сирийским он был убит. Недолго процарствовал и сын его Охозия, которого сменил на престоле брат его Иорам. Печальная участь постигла несколько позднее и Иезавель. У Илии уже имелся преемник в лице Елисея, сына Сафатова. Приходили к концу дни земной деятельности пророка Божия Илии. «На земли же Ангела познахом, божественный пророче, и на небеси человека Божия, якоже и Сам Господь рече: понеже Илия человек жесток еси, согрешающу Израилю терпети не можеши, взыди ты ко мне, да Аз доле сниду» (Канон пророку Илии). Так благочестивое христианское чувство объясняет причину чудесного переселения пророка Божия Илии в небесные селения. Взятие пророка Илии на небо не было неожиданным, внезапным. О нем был осведомлен сам пророк Илия. Знали об этом «сыны пророческие» в Вефиле и Иерихоне. Знал и непосредственно преемник Илии пророк Елисей. Точно известен был этим лицам и день взятия Илии на небо. Это знаменательное событие является вторым известным нам случаем переселения на небо богоугодивших людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Его же . Пророк Авдий. Рязань, 1873 Его же . Пророк Аввакум. Рязань, 1877 Тюрнин И. Книга пророка Софонии. Серг. Пос., 1897 Юнгеров П. Книга пророка Аввакума. Казань, 1887 6. Пророк Иеремия Афанасьев Д.П. Толкование на книгу св. пророка Иеремии. Ставрополь, 1894 Бажанов В. Речи пророка Иеремии. СПб., 1861 Бухарев А.М. Св. пророк Иеремия. М., 1864 Михаил (Лузин), еп. Пророк Иеремия. Тула, 1902 Стулмюлер К. Книги пророка Иеремии и Варуха. Колледжвиль, 1971 (машинопись) Троицкий Н.И. Книга пророка Иеремии. Тула, 1899 Франк-Каменецкий И. Г. Пророк Иеремия и борьба партий в Иудее. – В кн.: Религия и общество. Л., 1926 Юнгеров П. Книга пророка Иеремии. Казань, 1910 Якимов И. Толкование на книгу пророка Иеремии. СПб., 1879–1880 7. Пророк Иезекииль. Книга Плач. Эпоха Плена Благовещенский М. Книга Плач. Киев, 1899 Благонравов Е. Плен вавилонский и его значение в истории иудеев. М., 1902 Болотов В. Валтасар и Дарий Мидянин. СПб., 1896 Рождественский А. Видение св. пророка Иезекииля на реке Ховар. СПб., 1904 Скабалланович М. Н. Пророк Иезекииль. Первая глава его книги. Мариуполь, 1904 Тарро Дж. Книга пророка Иезекииля. Колледжвиль, 1967 (машинопись) Юнгеров П. Внебиблейские свидетельства о событиях, описанных в книге пророка Даниила. – ПС, 1888, # 1 8. Возвращение из Плена. Пророки Аггей, Захария, Малахия, Иоиль Виноградов Н., свящ. Книга пророка Аггея. Серг. Пос., 1914 Грецов А. Книга пророка Малахии. М., 1889 Денцер Дж. Книги пророков Аггея, Захарии, Малахии, Иоиля. Колледжвиль, 1966 (машинопись) Добронравов Н. Книга пророка Иоиля. М., 1885 Ириней (Клементьевский), еп. Толкование на книги пророков Захарии и Малахии. М., 1909 Образцов П., свящ. Опыт толкования книги св. пророка Захарии. СПб., 1873 Палладий (Пьянков), еп. Толкование на книгу св. пророка Захарии. Вятка, 1876 Его же . Толкование на книгу св. пророка Малахии. Вятка, 1976 Попов В. Д. Возвращение иудеев из плена вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры и Неемии в Иерусалим. Киев, 1905 Попович Г. Книга пророка Аггея. Киев, 1913

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

20.  Книга пророка Даниила. Св. Ефрем Сирин, св. Иоанн Златоуст, блаж. Феодорит и др. Рождественский А. Откровение Даниилу о семидесяти седминах. Опыт толкования 24–27 стихов девятой главы книги пророка Даниила. СПб., 1896; Разумовский А. Св. пророк Даниил и его книга. СПб., 1891 и др. 21.  Книга пророка Осии. Св. Кирилл Александрийский, св. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит, блаж. Иероним. Палладий, еп. Сарапульский. Толкование на книгу св. пророка Осип. Вятка, 1872; Бродович И. Книга пророка Осии. Введение и экзегезис. Киев, 1901. 22.  Книга пророка Иоиля. Святоотеческие труды те же. Палладий, еп. Толкование на книгу пророка Иоиля. Вятка, 1872; Добронравов Н. Книга пророка Иоиля. М., 1885. 23.  Книга пророка Амоса. Святоотеческие труды те же. Палладий, еп. Сарапульский. Толкование на пророка Амоса. Вятка, 1873; Юнгеров П. Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение. Казань, 1897. 24.  Книга пророка Авдия. Святоотеческие труды те же. Рыбинский В. Книга пророка Авдия. Киев, 1909. 25.  Книга пророка Ионы. Святоотеческие труды те же. Соловьев И., прот. О книге пророка Ионы. Опыт исагогико-экзегетического исследования. М., 1884. 26.  Книга пророка Михея. Святоотеческие труды те же. Антоний, архиеп. Харьковский. Толкование на Ветхий Завет. Вып. 7. Толкование на книгу св. пророка Михея. СПб., 1891. Юнгеров П. Книга пророка Михея. Библиологическоеи экзегетическое исследование. Казань, 1890. 27.  Книга пророка Наума. Святоотеческие толкования те же. Симашкович М., впоследствии Митрофан, митр. Донской. Пророчество Наума о Ниневии. Экзегетическое исследование с очерком истории Ассирийского государства и историко-критическим решением вопроса о происхождении книги пророка Наума. СПб., 1875. 28.  Книга пророка Аввакума. Святоотеческие толкования те же. Варфоломей, еп. Книга пророка Аввакума. Введение и толкование. Сергиев Посад. 1913. 29.  Книга пророка Софонии. Святоотеческие толкования те же. Тюрин И. Книга пророка Софонии. Историко-экзегети-ческое исследование. Сергиев Посад, 1897.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010